хахульская икона божией матери

Икона Богородицы Хахульская

Празднование

История

В 6 вер­стах от Ку­та­и­са, быв­ше­го неко­гда сто­ли­цей Кол­хи­ды, на­хо­дит­ся Ге­лат­ский мо­на­стырь, ос­но­ван­ный в честь Успе­ния Бо­го­ма­те­ри в VIII ве­ке св. ца­рем Да­ви­дом. Хахуль­ская ико­на со­став­ля­ет за­ме­ча­тель­ней­шую свя­ты­ню это­го древ­ней­ше­го мо­на­сты­ря.

Пре­да­ние го­во­рит, что этот об­раз Бо­го­ма­те­ри был на­пи­сан еван­ге­ли­стом Лу­кой. Он со­вер­шен­но схо­ден с ико­ной, на­хо­дя­щей­ся в Пе­тер­бур­ге, в Зим­нем двор­це. Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на без Пред­веч­но­го Мла­ден­ца и в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии. Лик Ее тем­но­го ко­ло­ри­та. Ико­на укра­ше­на зо­ло­той ри­зой с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми. Мно­гие укра­ше­ния бы­ли по­жерт­во­ва­ны из­вест­ной гру­зин­ской ца­ри­цей Та­ма­рой.

Од­но из пре­да­ний рас­ска­зы­ва­ет, что Та­ма­ра од­на­жды со­би­ра­лась к ли­тур­гии в Ге­лат­ский мо­на­стырь. В это вре­мя ей до­ло­жи­ли, что ка­кая-то неиз­вест­ная ни­щая про­сит у ее те­ре­ма ми­ло­сты­ни. Ца­ри­ца при­ка­за­ла ей по­до­ждать. Ко­гда же она через неко­то­рое вре­мя вы­шла из те­ре­ма, чтобы по­дать ми­ло­сты­ню, ни­щей уже не бы­ло, и ни­где ее не мог­ли отыс­кать. Та­ма­ра встре­во­жи­лась. По­ду­мав, что в ли­це ни­щей она от­ка­за­ла Са­мо­му Гос­по­ду, она сня­ла с се­бя то, что бы­ло при­чи­ной за­мед­ле­ния — цар­скую по­вяз­ку, и воз­ло­жи­ла ее на об­раз Бо­го­ма­те­ри.

В этом же Ге­лат­ском мо­на­сты­ре на­хо­дят­ся еще две чти­мые ико­ны — Ге­лат­ская и Ац­кур­ская. Пер­вая из них, по­доб­но Влахерн­ской, не пи­са­на крас­ка­ми, а вы­че­ка­не­на из по­зо­ло­чен­но­го се­реб­ра. При­не­се­на она сю­да в мо­на­стырь ца­рем Баг­ра­том и ца­ри­цей Еле­ной, в кон­це X ве­ка, в до­ро­гом се­реб­ря­ном ки­о­те очень ис­кус­ной ра­бо­ты. Ге­лат­ская ико­на Бо­го­ма­те­ри рань­ше на­хо­ди­лась в г. Пи­цун­де в Аб­ха­зии, по­че­му и на­зы­ва­ет­ся ино­гда Пи­цунд­ской. Что же ка­са­ет­ся вто­рой — Ац­кур­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри, то она при­не­се­на из г. Ац­ку­ра тем же ца­рем Баг­ра­том. Пре­да­ние го­во­рит, что этот об­раз был при­не­сен в Гру­зию св. апо­сто­лом Ан­дре­ем.

Источник

Схиигумения Иоанна: «Грузинский Патриарх призвал паству молиться русским святым»

хахульская икона божией матери

хахульская икона божией матери

В феврале Москву посетила делегация Грузинской Православной Церкви во главе с митрополитом Алавердским Давидом (Махарадзе), чтобы забрать в Алавердский монастырь св. Георгия (Грузия) иконы преп. Сергия Радонежского и Собора препп. Оптинских старцев, написанные мастерами иконописной школы Московской духовной академии. О том, как прошла эта поездка, о грузинском монашестве и старце Гаврииле (Ургебадзе) порталу Православие.Ru рассказала настоятельница монастыря в честь Хахульской иконы Божией Матери (Новая Шуамта) схиигумения Иоанна.

— Дело в том, что в 2008 году, когда была ужасная война между Грузией и Россией, Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II обратился к пастве с такими словами: «Обращайтесь к русским святым, молитесь русским святым, просите их».

Сейчас я воспринимаю эти слова не только как призыв к пастве искать небесной помощи, но и как желание Святейшего Патриарха удержать паству в любви Христовой. В 2012 году по благословению Аввы Алавердского митрополита Давида благочестивыми христианами были заказаны две эти иконы в иконописной школе Московской духовной академии для Алавердского монастыря. Целью нашей поездки стало перенесение святых икон в Грузию, в Алавердский монастырь св. великомученика Георгия.

Мы благодарим Господа, Давшего нам желание, силы и благословение на эту поездку, которая совершилась чудесным образом. Митрополит Алавердский Давид (Махарадзе), который руководил нашей паломнической группой, отслужил четыре литургии: в Троице-Сергиевой Лавре у святых мощей преподобного Сергия, в храме великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, в Донском ставропигиальном мужском монастыре и в монастыре Оптина Пустынь.

В Грузии знают и любят известную молитву Оптинских старцев: «Господи, дай мне силу с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. ». Она переведена на гру­зин­ский язык.

Многие хорошо знают не только их жития, но и их духовное наследие – письма и поучения. Теперь в Алавердском храме св. Георгия будет находиться икона Со­бора преподобных Оптинских старцев, освященная у их святых мощей. Ду­маю, что у еще большего количества верующих зародится желание обратиться к ним с молитвой. Да помогут нам их молитвы и ходатайство перед Господом!

— Одним из пунктов вашей программы в России был Новодевичий монас­тырь. Что вам больше всего запомнилось?

— Святыня Новодевичьего монастыря, конечно, оставляет глубокое впечатле­ние, наверное, на всех, посещающих этот монастырь. Чудотворная Смо­ленская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, чудные фрески, архитек­турный ансамбль, иконостасы, восстановленная в этих стенах монашеская жизнь, – все это очень радует сердце. При встрече с матушкой настоятельницей игуменией Маргаритой мы узнали, что она одновременно несет послушание директора музея Новодевичьего монастыря. Несмотря на то, что каждая монашеская душа стремится к уединению, если нужно Матери Церкви, надо нести и такое послушание. Помоги ей Господи!

— Были ли вы в России до этой поездки? Если да, то когда и что изменилось с тех пор?

— Вспоминается мой приезд в Россию в студенческие годы, насколько я помню, это был 1985 г. Мы были в Суздале, Владимире и Москве. Помню впечатление: храмы, превращенные в музеи, стоящие в величественном молчании, а вокруг страшная советская действительность. Я тогда ничего не знала о Церкви, тем более не знала о ее исповеднической жизни в те годы.

После этого в 2006 г. мне, уже как монахине, Господь благословил на один день приехать в Дивеево. И сейчас вот приехать вместе с паломнической группой. Конечно, людям, которые помнят 1980-е годы, невозможно не заметить духовное возрождение: открыты монастыри, восстановлены до основания разрушенные церкви, при­числены к лику святых Новомученики Церкви, которые сохранили для нас христианскую веру. Слава Богу!

Среди наших паломников были молодые люди, которые первый раз посетили Россию. Тот политический кризис, который переживают наши страны, конечно, отразился и на православных сердцах. Они, я бы сказала, очень эмоционально восприни­мали каждое проявление любви и человеческого тепла со стороны духовенства и простых верующих. А мы это встречали на каждом шагу.

Памятник Ленина, просп. Ленина и все, связанное с его именем, конечно, вызывают вопросы. Хотя лично меня обрадовал и абсолютно удовлетворил ответ одного русского иерарха: «Он нам не мешает». Это слова мужественного ар­хи­пастыря. Но пока еще стоящие памятники Ленина говорят, наверное, о том, что темные силы только затаились.

— Как на сегодняшний день идет воцерковление молодых людей в Грузии? Много ли молодежи приходит в храмы?

— Неисповедимыми путями Господними приходят и молодые люди в Церковь. Для Грузинской Православной Церкви является характерным множество моло­дежи.

Игумении Таисии, духовной дочери св. Иоанна Кронштадского, принадлежат слова: «Не слепо и безотчетно я верую, а сознательно, понимая — во что, почему и как верую». Хотелось бы, чтобы молодые люди понимали веру душой и сердцем.

— Расскажите немного об истории Алавердского монастыря святого Георгия.

Алавердский монастырь св. великомученика Георгия был основан в VI веке. Его основателем является преподобный Авва Иосиф Алавердский. Он же является первым епископом этой местности, поэтому все алавердские архиереи носят титул «Авва Алавердский».

Преподобный Иосиф был одним из 13 сирийских отцов, которых во главе с преп. Иоанном Зедазнийским Пресвятая Богородица направила в Грузию для укрепления в вере грузинского народа, принявшего христианство от св. равноапостольной Нины в начале IV века.

Особо почитаемыми престольными праздниками монастыря являются: дни памяти св. великомученика Георгия, преп. Иосифа Алавердского, св. вмч. Кетеван и Воздвижение Креста Господня.

В VI веке преп. Иосифом Алавердским была построена небольшая церковь, где он и был погребен. Позднее, в XI в. царем Квирике II был возведен благолепный Алавердский собор во имя св. Георгия, в северной части которого обрела место усыпальница преп. отца Иосифа.

В XII в., объединяя Грузию в единое государство, св. царь Давид Строитель сделал настенную надпись в алтаре Алавердского собора.

В XVII веке на праздник Воздвижения Креста Господня из Алавердского монастыря началось восстание грузинского народа против персидского ига под предводительством св. мучеников — князей Шалвы, Бидзины и Елизбара. Блаженный Католикос Виссарион свидетельствует, что во время этой битвы христиане видели в воздухе прекрасного юношу на белом коне, св. вмч. Георгия, который предводительствовал грузинским войском и даровал победу над превосходящими силами противника.

В 1922 году в Алавердском монастыре от руки большевиков был зверски убит Алавердский епископ Пирос (Окропиридзе). Советское время оставило в монастыре печальное наследие — разруху и опустошение. Мужской монас­тырь здесь был восстановлен в 2005 году.

Сегодня при немногочисленной братии возобновляются монашеские традиции, каждый день служится Божественная литургия. Идут восста­но­вительные и реставрационные работы, восстанавливается монастырское хо­зяйство. Успешно ведётся пчеловодческое хозяйство, но особо надо отметить монастырское виноделие, которое является традиционным не только для мо­настыря, но и для всей нашей страны.

Грузинская традиционная технология изготовления вина в квеври (в специ­альной глиняной посуде, помещённой в земле) насчитывает 8000 лет. В 2013 году древнегрузинская технология изготовления вина в квеври была занесена в списки нематериального всемирного культурного наследия международной организацией UNESCO. К этому делу вместе с государством большие усилия приложили Авва Алавердский митрополит Давид и братия монастыря.

Добросовестный монашеский молитвенный труд дал плод государс­твен­ного значения и внёс свой вклад в сохранение всемирного культурного насле­дия.

Нынешний настоятель Алавердского монастыря митро­полит Давид так отзывается об Алавердском монастыре:

«По своему духу и многолепию Алаверды – это монастырь царского величия и монашеской простоты. Эти два свойства крепко слиты в нём. Нелегко быть царём и одновременно простым странником, у которого ничего нет, кроме преданности и любви к Богу. Я так воспринимаю Алаверды. Желал бы, чтоб он всегда отличался этим свойством, и живущие в этом монастыре имели это царское достоинство и обладали монашеским смирением и простотой».

— Сколько сейчас насельников в монастыре, каковы их основные послу­шания?

— Сегодня в нашем монастыре проживают двадцать насельниц. Две монахини постоянно пребывают в митрополии и помогают в епархиальных делах. Три сестры находятся на подворье монастыря Новая Шуамта – в обители св. Иоанна Крестителя в Тбилиси, где находится издательство нашего монастыря. Остальные сёстры трудятся на разных послушаниях. В монастыре пекутся просфоры и делаются свечи из чистого воска не только для обители, но и для храмов всей епархии, занимаются хозяйством, различными рукоделиями, а также перево­дом и изданием духовной литературы.

— Помогает ли как-то ваш монастырь окрестным приходам?

— В наш монастырь приезжают многие верующие из разных приходов. Святой преп. Иоанн Лествичник говорит: «Свет монахов суть ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие». Одна молодая девушка, которая уехала на учебу за границу и которая часто с детства приезжала в наш монастырь, говорила мне, что ночью, когда она видела мерцающие огоньки города, она думала о лампадах, горящих перед святыми иконами в монастыре.

Соприкосновение с каждым монастырем зажигает в душах людей лампаду веры и упования на Господа, которая не должна угасать всю нелегкую чело­веческую жизнь. Приснопамятный старец Паисий Святогорец говорил, что монастыри – это бастионы Церкви. В этом, наверное, и заключается главная помощь монастырей верующим. Хотя, по благословению нашего архиерея, наш монастырь принимает активное участие во всей духовной жизни епархии.

— Существуют разные формы монашеской жизни. Какая из них пред­став­ляется вам наиболее приемлемой для нашего времени?

— Киновиальный (общежительный) образ монашеской жизни, во многом помо­гает монашествующим в борьбе с главной страстью — гордостью. Люди, соб­рав­шиеся в одном монастыре или в небольшом братстве, через духовный труд должны жить так, как если бы одна душа пребывала во многих телах. Так создаётся истинная монашеская семья, которой соответствуют слова псалма: «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе. ». Каждый из нас должен выбрать тот путь, который помогает смирять свой дух.

— В чем, по-вашему, заключается суть монашеской жизни?

— «Непрестанное дело монаха — беседа с Богом». Эти слова принадлежат свя­тому Симеону Фессалоникийскому. А преп. Силуан Афонский говорил, что монах делает все, как обыкновенный человек: строит, копает картошку. и никто ни знает, что в душе он носит Бога. Монахи есть и всегда останутся «радистами» Церкви, которые передают Богу боль человечества.

— Когда лично вы всерьез задумались о монашестве?

— Как только в сознание пришло, что «мы вечны, даже если этого не хотим» (так — очень хорошо — названа книга протоиерея Андрея Ткачева) и как только воцерковилась.

— Многие из живущих ныне людей тесно общались с отцом Гавриилом. Я благодар­на Господу, что и в моей жизни было соприкосновение с ним.

В 1991 году, только что воцерковившись, я на две недели поехала погостить в монастырь св. Нины в Самтавро, где жил отец Гавриил. После повечерия он оставался в храме и беседовал с монахинями. Я не помню содержание этих бесед, помню лишь, как они влияли на меня. Старец очень хорошо знал Священное Писа­ние (Евангелие он хорошо знал с 12 лет) и часто его цитировал. Когда он произносил слова Писания, ты понимал, что перед тобой стоит человек, живущий в Истине, носящий Бога в себе. Отец Гавриил показывал, что и в наше время возможно возлюбить Бога всем сердцем своим, всею душою и всем разу­мением.

Как-то я, приехав в Самтавро, во дворе монастыря встретила настоятельницу игумению Кетеван. Она взяла меня за руку и сказала: «Давай спросим про тебя отца Гавриила» и подвела меня к нему. Он сидел у дверей храма с опущенной головой. Матушка Кетеван сказала ему, что мои родители сильно противятся моему желанию уйти в монастырь, и спросила: «Что вы ей скажете?» Отец Гавриил, не подни­мая головы, произнес слова Господа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня». И в моем сердце сразу зародилось решение: надо возлюбить Господа! Надо решаться на монашество!

Источник

Хахульская икона Божией Матери

хахульская икона божией матери

Хахульская икона Божией Матери — известная святыня древнейшего, овеянного бессмертной славой, Гелатского монастыря Грузии. Монастырь, прославленный также Галатской (Гелатской) и Ацкурской иконами Божией Матери, был основан в начале XII века в честь Успения Божией Матери.

Гелатский монастырь — наиболее значимый духовный центр Грузии, сохраняющий свое значение уже много столетий — расположен в 4-5 километрах от Кутаиси. Основан он был в 1106 году одним из самых почитаемых грузинских царей Давидом Строителем. Легендарные камни монастыря хранят вековую историю.

История образа: Замечательная святыня этой древней обители написана, согласно преданию, евангелистом Лукой. Хахульская икона Божией Матери украшена драгоценными камнями, на ней риза из чистого золота. Многие из драгоценностей пожертвованы царицей Тамарой и царями Иверии в VII-IX веках.

Легенда рассказывает, что царица Тамара однажды собиралась на литургию в Гелатский монастырь и подбирала драгоценности на свой головной убор. В это время слуга ей доложил, что какая-то нищая просит милостыни у дверей ее терема.

Царица приказала ей немного подождать, продолжая заниматься драгоценностями. Когда она, спустя некоторое время, вышла из терема, отправляясь в храм, нищей уже не было. Тамара, будучи глубоко верующей, сильно встревожилась, что в лице нищей отказала самой Царице Небесной, Которая, по воле Божией, странствует по миру.

Она приказала слугам отыскать просительницу, но они ее нигде не обнаружили. Тогда царица, с сокрушенным сердцем и глубоким раскаянием, сняла с себя драгоценности, послужившие причиной ее промедления, и возложила их на венец Той, Кто никогда не замедлит оказать помощь всем, призывающим Ее, — и венценосным и самым простым труждающимся во славу Божию.

Так светлый лик Пресвятой Богородицы, запечатленный святым апостолом и евангелистом Лукой, был украшен царским венцем Иверии, а сама икона стала отныне как бы царствующей над всей землей первого удела Богородицы, который, согласно преданию, был определен Ей по жребию для проповеди Евангелия.

хахульская икона божией матери

Иконография: На Хахульской иконе Пресвятая Богородица изображена без Предвечного Младенца в молитвенной позе. Чудотворная икона Божией Матери представляет из себя складень, покрытый драгоценностями, в центре которого находится изображение Царицы Небесной.

Лик Пресвятой Богородицы темного колорита, который контрастирует со светлой одеждой Богоматери. Лик сходен с той иконой, которая находилась в Петербурге в Зимнем дворце в соборе Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. Почитание этого образа в Грузии было велико, оно не угасало все годы существования Грузинского царства.

Хахульская икона Божией Матери была выполнена в стиле перегородчатой эмали в сочетании с чеканкой по золоту, техника выполнения ее уникальна. Сделана икона была по образу Халкопратийской иконы Богородицы, с древних времен почитаемой в Константинополе.

Она состоит из 115 пластин эмали небольшого размера, но лик Пресвятой Богородицы несколько поврежден временем. Чудотворная икона небольшая — 116 х 95 сантиметров, она является шедевром в мире по стилю перегородчатой эмали. Весь киот превосходно вычеканен лиственными разводами грузинской работы, но византийского типа, господствовавшего в грузинском искусстве в XII-XIII веках.

хахульская икона божией матери

Хахульская икона Божией Матери, наряду с другими святынями Гелатского монастыря, была размещена в двухъярусном иконостасе главного собора обители — храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Это единственное сооружение, датированное XII веком, сохранилось до наших дней в первозданном виде.

В 1923 году монастырь был закрыт, все ценности и святыни были переданы в историко-этнографический музей Кутаиси. Чудотворный образ хранится в золотом фонде Государственного музея искусств Грузии. В настоящее время комплекс обители передан Грузинской Православной Церкви.

Празднование: 15 / 28 августа в день двунадесятого праздника Успения Пресвятой Богородицы, по завершению Успенского поста.

Источник

Чудотворные иконы Божией Матери Грузинской Православной Церкви

Ацкурская икона Божией Матери

Ацкурская икона Божией Матери пользуется в Грузии особым почитанием. Проповедовать в Иверии по жребию выпало Пресвятой Деве, но по воле Спасителя Богородица осталась в Иерусалиме, а в Грузию отправился святой апостол Андрей Первозванный.

Пресвятая Богородица вручила ему образ, нерукотворенно появившийся на обычной доске, которую Пречистая приложила к Своему лику.

Грузины просили оставить у них список иконы, и тогда апостол Андрей приложил чудотворную икону к доске, и на ней чудесным образом появилось изображение Богородицы с Младенцем. Этот образ святой апостол оставил в Ацкури (село в нынешнем Горийском районе).

Икона почиталась не только в Грузии, но и в Византии: перед ней молился император Ираклий, который специально приезжал в Ацкури поблагодарить Божию Матерь за помощь в победе над персами в войне 625 года. Ацкурская икона Божией Матери, история которой насчитывает две тысячи лет, неоднократно упоминается в трудах историков, в исторических сказаниях, в житиях святых.

Икона чудесно уцелела в XIII веке, после сильнейшего землетрясения, разрушившего собор, в котором она пребывала. Персы, напавшие на Грузию в XV веке, увезли чудотворную икону, но случившиеся с ними несчастья заставили захватчиков возвратить святыню с большими почестями. По свидетельствам современников, икона не горела в огне — огонь гас, как только пламя доходило до священного лика.

С середины XVI века икона стала пребывать в царском монастыре Гелати, где, наряду с Хахульской иконой Божией Матери, стала одной из главных святынь этой прославленной обители. Икона находилась в центре киота-складня, в золотом окладе, украшенном драгоценными камнями.

В 1952 году икона была передана в Государственный музей истории искусств Грузии, в котором находится и сейчас.

Хахульская икона Божией Матери

Хахульская икона Божией Матери — это складень, в центре которого изображена в молитвенном положении Божия Матерь, без предвечного Младенца. На икону возложена риза из чистого золота, осыпанная драгоценными камнями, многие из которых пожертвованы царями Иверии в VII—XI веках.

Некоторые из этих драгоценностей пожертвованы самой святой царицей Тамарой. Сохранилось предание, что святая Тамара, собираясь однажды к Божественной литургии в Гелатский монастырь, приготовила для украшения своего головного убора драгоценные камни. Но в это время ей доложили, что какая-то нищая просит милостыни у дверей дворца.

Царица Тамара приказала ей немного подождать, а когда драгоценности были надеты и царица вышла из дворца, нищую, как ни старались, не могли отыскать. Святая царица в раскаянии подумала, что в лице нищей она отказала в милостыне Самой Царице небесной, сняла с себя то, что стало причиной искушения — царскую повязку, — и возложила ее на образ Божией Матери.

В 1923 году монастырь был закрыт, объявлен филиалом музея, а все церковные святыни, хранившиеся в Гелати, были переданы Кутаисскому историко-этнографическому музею.

Сейчас эта икона хранится в золотом фонде Государственного музея искусств Грузии.

Иверская икона Божией Матери

Божия Матерь Иверская особо почитается в Грузии. Списки этой иконы есть в каждом грузинском храме, и везде они пребывают на самом видном, почетном месте.

Чудотворная Иверская икона Божией Матери, поврежденная безбожниками, — святыня древнего монастыря святой равноапостольной Нины в Бодби (Кахетия). В этом монастыре почивают святые мощи равноапостольной Нины.

В 1930-х годах, когда в закрытом монастыре разместили больницу, по приказу завхоза из этой большой иконы Божией Матери сделали стол. Два его сына, грузинские комсомольцы, изрезали на иконе лик Божией Матери. Вскоре завхоз умер от гангрены ног, а его сыновья напились на похоронах и разбились на машине.

Когда стол поставили в перевязочной, туда приходили монахини, плакали и просили выставить его в коридор. Стол вынесли, установили в коридоре, и целыми днями сюда шли друг за дружкой монастырские сестры, залезали под стол и молились Пресвятой Богородице. Так продолжалось многие годы, пока икона не была возвращена в возрожденный монастырь.

Валерий Николаевич Лялин, известный православный писатель Санкт-Петербурга, пишет:

Иверская икона Божией Матери потрясала своей благодатностью и красотой. Чудесней этого списка Иверской я не видел. Но когда в храме зажигали электрический свет, смотреть на икону без слез было невозможно, так она была обезображена нечестивой рукой безбожников. Когда же перед иконой горели восковые свечи, она чудесно преображалась. Следы порезов и ударов исчезали, от нее нельзя было глаз отвести. Воистину: райских дверей отверзение! Это была красота неземная, проникающая до глубины души.

Самая почитаемая в Грузии Иверская икона Божией Матери находится в Сионском кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы. Эта икона написана в 1989 году монахами на Святой Афонской горе по личной просьбе предстоятеля Грузинской Церкви.

Сейчас на окраине Тбилиси, на горе Махата, возводится монастырь Иверской иконы Божией Матери, в котором будет и храм во имя преподобных Иоанна, Евфимия и Георгия Святогорцев, основавших И вере кий монастырь на Святой горе.

Риза Пресвятой Богородицы сейчас хранится в Зугдидском историческом музее.

Исторические источники и устные предания по-разному излагают историю появления этой святыни в Грузии.

По изложению Платона Иоселиани, ризу Пресвятой Богородицы и часть пояса подарил в VII веке грузинскому царю греческий кесарий Геракл.
По другим источникам, риза Богородицы, часть пояса и Влахернская икона Божией Матери были привезены из Константинополя в Грузию в VIII веке, когда в Византии вспыхнула иконоборческая ересь.

О ризе писали прибывшие в 1639 году в Западную Грузию русские послы.

В 1805 году ризу Богородицы, часть Ее пояса и Влахернскую икону Божией Матери преподнесли в подарок императору Александру I, но Государь, изготовив для ризы и пояса особый ковчег, вернул святыни в Мингрелию, где основали город Григолополис и выстроили для их хранения церковь в честь Влахернской иконы Божией Матери.

В XX веке риза была отобрана в музей. Сейчас храм Влахернской иконы Божией Матери возвращен Церкви, он стал кафедральным собором Зугдидско-Цаишской епархии, но его главная святыня — риза Пресвятой Богородицы — все еще хранится в фондах исторического музея.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *