Хамви машина гражданская версия

Полная история HMMWV-Hummer. Часть третья. Солдат не той войны

В предыдущей части мы рассказали о непростой судьбе гражданской версии Hummer. На этот раз речь пойдёт о его не менее сложной армейской жизни.

Как известно, у военных всех времён и народов есть одна общая черта: они всегда готовятся к прошедшей войне. И, конечно, усердно строят наиболее подходящую для неё технику. А потом всё почему-то идёт не так.

Хамви машина гражданская версия

Кузов отличался удивительной способностью к трансформации. Например, поставив заглушки вместо задних дверей, убрав всё лишнее изнутри да нарастив борта, можно было получить грузовик, а установив особые крепления – перевозчик армейских контейнеров-убежищ. Присоединил высокий стеклопластиковый верх – санитарный фургон готов. И так почти до бесконечности. Всего к началу 1990-х годов набралось свыше 50 модификаций.

HMMWV был подготовлен для настоящей войны, в которой в чистом поле сталкиваются огромные массы войск. В общем, что-то вроде сражения под Прохоровкой в 1943 году. В идеале в такой ситуации противники честно сражаются танками против танков, а лёгкие машины занимают вторую и третью линии. При этом партизанские методы вроде нападения из засады и хитрые мины на дорогах почти не применяются. В соответствии с такой концепцией никакой брони Hummer не полагалось, но при этом он нередко оснащался крупнокалиберным пулемётом, ПТУРом, автоматической или безоткатной пушкой. К тому же наш герой часто работал артиллерийским тягачом 105-миллиметровых гаубиц.

Хамви машина гражданская версия

А ещё существовали специальные машины для глубоких рейдов, на которых помимо нескольких пулемётов могли стоять автоматические гранатомёты и другие эффективные орудия смертоубийства. На базе Hummer такие машины строили фирмы Alvis и Burtek. Вся эта техника отлично подходила для тактики «бей и беги», но в мире наступала другая эпоха. Hummer блеснул во время первой операции в Персидском заливе (1990 год), после которой стараниями телевидения стал невероятно популярен. Неудивительно, что HMMWV приняли на вооружение армий многих стран. А в Италии, Китае, России, Франции и в Японии спроектировали «хаммерозаменители» всех мастей и оттенков, где американские идеи реализовывались с учётом местной специфики. Увы, идиллия продолжалась недолго. Первый звонок прозвучал в 1993-м во время боёв в Могадишо (Сомали), где были очень серьёзные потери. При этом вездеходы показали себя в целом неплохо, но брони и щитов на пулемётах им явно не хватало.

Хамви машина гражданская версия

Опыт многочисленных стычек с бандформированиями не прошёл даром, и в 1990-х Hummer был модернизирован: ходовая усилена, мощность двигателя, в том числе по причине установки брони, выросла, добавилась центральная система подкачки шин. Сначала появилась версия M998A1, а в 1995 году и M998A2. Рабочий объём дизеля увеличился до 6.5 литров (160-170 л.с.). Далее в 1995 году появилась модификация вдвое большей грузоподъёмности — ECV. Машина получила тот же дизель, но уже с турбонаддувом (мощность поднялась до 190 л.с.), усиленную раму и подвеску, которая вскоре перешла к стандартной модели M1097, а затем и M1097A2. На основе ECV компания O’Gara-Hess&Eisenhart создала бронированный M1114. А чуть позже появился улучшенный М1116 с кондиционером. Свои версии броневиков на новом шасси строят и турки (Otocar-Cobra, 1997 год) и швейцарцы (MOVAG Eagle, 1995 год).

Хамви машина гражданская версия

Серьёзные проблемы у HMMWV начались сразу после второй войны с Ираком в 2003 году. Классическая война превратилась в тотальную партизанскую, в которой обстрелы из засады и подрывы фугасов на дорогах стали обычным делом. Пехота несла большие потери. Пока высшие армейские чины решали вопрос с массовым производством бронеавтомобилей на базе HMMVW, низшие чины принялись импровизировать. Силами ремонтных мастерских на Hummer устанавливали самодельную броню, а позже и лёгкие бронекомплекты, производство которых оперативно наладили в США.

Хамви машина гражданская версия Хамви машина гражданская версия

Хамви машина гражданская версия

Дошло до того, что на некоторых модификациях даже приваривали особые скобы, чтобы двери можно было вырвать, зацепив тросом. Терпеть такое безобразие дальше было невозможно, и в 2005 году Министерство обороны США объявило конкурс на JLTV (Joint Light Tactical Vehicle) и начало подыскивать замену HMMWV.

Мучительные поиски альтернативы

На первом этапе интересным вариантом показался простой, как заклёпка, International MXT-MV с рессорной зависимой подвеской (2005 год). Однако после долгих испытаний и раздумий он был частично принят на вооружение. британской армией. Причём только в бронированном исполнении. Окончательно требования к будущему бронеавтомобилю сложились в 2008 году. Вскоре свои варианты представили сразу несколько компаний, однако военные, как говорится, переобувшись на ходу, пересмотрели условия и в 2012 году выдвинули новые требования. Автомобили теперь должны были, в частности, не только выдерживать взрывы фугасов, но и перевозить более 1,5 тонн груза и стоить не больше 250 тысяч долларов. Вообще, история конкурса на «хаммерозаменитель» вполне заслуживает отдельного рассказа, поэтому мы подробно остановимся только на прототипах, предложенных самой AM General.

Хамви машина гражданская версия

Первым новым HMMWV стал ECV2, он же ХМ1211. Внешне он походил на предшественника, если не считать сильно распухший капот — а куда было девать форсированный до 250 л.с. турбодизель с вертикальным радиатором (рабочий объём при этом не изменился). Кроме того, была переделана рама, установлены новая электроника с системой диагностики всех систем и шестиступенчатый автомат Allison. Внутри появился симпатичный щиток приборов, который неплохо бы смотрелся и на гражданском Hummer H1, если бы на тот момент он ещё выпускался. При этом были построены как бронированные, так и лёгкие открытые модели.

В 2010 году представил свой вариант и главный конкурент – Oshkosh, но он поступил коварно: предложил глубокий тюнинг уже существующих Hummer. Их предлагалось переставить на фирменные мосты и длинноходные независимые подвески ТАК-4, за счёт чего клиренс увеличивался до 482 мм, возрастала грузоподъёмность, увеличивался комфорт передвижения по пересечённой местности и общая живучесть машины. Особый цинизм был в том, что модернизированные Hummer получали новый капот с логотипом Oshkosh.

Хамви машина гражданская версия

В том же 2010 году AM General совместно с General Dynamics создал бронеавтомобиль GTV (General Tactical Vehicles), используя шасси ECV2. Но фактически это был вариант швейцарского MOWAG Eagle. В 2012 году стараниями AM General появился страшноватый MLTV с 300-сильным дизелем, для которого соорудили высокий капот. Принят он был прохладно, и специалисты фирмы создали ещё два прототипа с тем же мотором: закрытый бронеавтомобиль BRV-O (Blast Resistant Vehicle-Off-road) и лёгкий кабриолет для глубоких рейдов DRGN-V. Особенностью обеих машин стали управляемые компьютером амортизаторы переменной жёсткости, которые могли автоматически выравнивать машину при движении.

Хамви машина гражданская версия

По итогам испытаний, проведённых в августе 2015 года, победителем стал Oshkosh L-ATV, который со временем заменит все бронеавтомобили HMMWV. А небронированные версии будут постепенно изымать и менять на военизированные модификации пикапов Chevrolet. Но это отнюдь не конец истории. У AM General остались неплохие контракты на обслуживание, ремонт и доработку ещё находящихся на вооружении автомобилей, в том числе и тех, что пошли на экспорт. А на выставке IDEX в Абу-Даби уже был представлен новый бронепикап грузоподъёмностью 2,4 тонны — MPT (Multi-Purpose Truck) всё на том же шасси ECV2. Так что, похоже, старина Hummer ещё повоюет.

Источник

Энтузиасты возродили гражданский вариант Humvee

Хамви машина гражданская версия

Американская компания Humvee Export, созданная поклонниками армейской модели Humvee и её гражданского отпрыска Hummer H1, договорилась с фирмой VLF Automotive о контрактной сборке модели. Речь о гражданском варианте, который авторы называют Humvee C-Series. Дебют новейшей реинкарнации внедорожника состоялся на минувшем автошоу в Шанхае. По ряду причин старый-новый гражданский Humvee не может быть продан в США, зато партнёры предложили его покупателям в Китае, ряде стран Европы, Африки и на Ближнем Востоке (в прошлом году Humvee Export заключила соглашения о поставках с некоторыми дилерами в Ливане и ОАЭ).

Хамви машина гражданская версия

Напомним, что модель Hummer H1 была снята с производства в 2006 году. А поскольку права на бренд Hummer до сих пор принадлежат GM, восстанавливать выпуск машины под этим именем нельзя. Однако немало энтузиастов со всего мира желали получить такой автомобиль, и с недавних пор у них появилась эта возможность.

Хамви машина гражданская версия

В 2013 году автор оригинала, компания AM General, объявил о доступности на рынке гражданского варианта Humvee, но только в виде кит-комплекта, то есть кузова без мотора и коробки передач. Предполагалось, что недостающие узлы клиент купит сам и закажет их установку сторонним ателье. Этот кит фирма Humvee Export и взяла за основу для своего бизнес-проекта, осуществляемого при полной поддержке со стороны AM General.

Фирма Humvee Export продаёт через дилеров-партнёров уже готовые автомобили. Покупателям предложен дизель GM 6.5 (производства GEP) с тремя уровнями форсировки: 193 л.с.(522 Н•м), 208 л.с. (597 Н•м) или 253 л.с. (597 Н•м). Ещё можно выбрать бензиновую «восьмёрку» GM 6.2 LS3 мощностью 436 л.с. (575 Н•м). Ей в пару назначен четырёхдиапазонный «автомат» GM 4L85-E. Коробка передач для дизеля не названа.

Источник

Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Хамви машина гражданская версия

Private property! No trespassing! Authorized vehicles only! Чертыхаясь, я каждый раз разворачивал ревущего монстра и утыкался в гугл-карты в тщетных попытках найти бездорожье, не принадлежащее никакому лендлорду или не находящееся под защитой государства как часть национального парка. Но это Калифорния, детка! Всё поделено до нас.

Р оняя на клавиатуру слёзы невозможности на 100% использовать колоссальный внедорожный потенциал этого автомобиля, расскажу, в чём HMMWV выигрывает у российского “Тигра”, чего у него общего с Land Rover Defender и Rolls-Royce Silver Seraph, и почему по итогам теста я понял, что гражданский Hummer H1 нравится мне даже больше, чем его армейский сородич.

Хамви, батя Хаммера

Признаться, словосочетание «армейский Хаммер» в заголовке я использовал просто для того, чтобы читателя не смутило буквенное сочетание HMMWV, и все поняли, о чём идёт речь. На самом же деле всё наоборот.

HMMWV расшифровывается как High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, то есть «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство», а полностью “по фамилии-имени-отчеству” его зовут AM General HMMWV M998. Но поскольку американцы страсть как не любят аббревиатуры, по жизни стремятся к простоте и вместо внушающих хтонический ужас ГБУЗ МИАЦ предпочитают писать просто Clinic, то в повседневной жизни автомобиль называют созвучным Humvee, то есть «Хамви».

Хамви машина гражданская версия

Производят эти машины с 1984 года и по сей день на заводе компании AM General в городе Мишока, штат Индиана. Здесь же с 1992-го по 2006-й выпускали Hummer H1 – гражданскую версию «Хамви», которая имела такую же трансмиссию и ходовую, но более удобный интерьер и выбор моторов, в том числе бензиновых, коих на HMMWV никогда не ставили. В 1999 году права на бренд Hummer продали General Motors. Появившийся в 2002 году Hummer H2, ставший затем популярным у рэперов в цепях и сутенёров в мехах, выпускался там же, в Мишоке, но технически к Humvee не имел вообще никакого отношения — это машина на «тележке» GMT820, сугубо бензиновая и гораздо более «асфальтовая».

Хамви машина гражданская версия

Hummer H1, Hummer H2, HMMWV M1038

Напоследок, перед тем как сесть за руль, скажем пару слов о критике HMMWV. Множество российских авторов статей на военную тематику с некой долей язвительности припоминают Хамви жертвы во время военных операций США в Ираке и Афганистане в 2000-е. И делают из этого вывод, что машина показала себя недостаточно защищённой и в боевых условиях полностью провалилась.

Хамви машина гражданская версия

Тут надо сделать пояснение. Базовая версия Хамви вообще не имеет никакого бронирования, и главное его амплуа — вездеходное. Бронированные версии HMMWV существуют, но производили их в относительно небольших количествах. Все 80-е и 90-е годы, когда армия США принимала участие в более-менее “традиционных” военных конфликтах с фронтом и тылом — в Панаме, Персидском заливе и Сомали, к машинам было не так много претензий. Критика в американской прессе, затем подхваченная нашими “экспертами”, началась в 2000-х, когда незащищённые HMMWV отправили в Афганистан и Ирак.

Хамви машина гражданская версия

Хамви машина гражданская версия

Хамви машина гражданская версия

Учитывая затяжной характер конфликтов современности и вовлечение в них формально гражданского населения, трудно отличимого от участников экстремистских группировок, с 2007 года, уже более 10 лет, армию постепенно пересаживают на MRAP — более тяжёлые бронированные автомобили защищённого класса с V-образным днищем, рассеивающим взрывную волну.

В общем, ошибки в стратегии и тактике оставим на совести американских офицеров, огульную критику Humvee — на совести самих критиков, и отдадим должное инженерам, сделавшим большой, лёгкий, невероятно проходимый и надёжный автомобиль.

Сержант на гражданке

Что роднит Хамви с Дефендером? Правильно: кубизм форм, который в американском внедорожнике доведён даже не до абсолюта, а до абсурда. А ещё — широкое использование алюминия! Да, пусть это и армейская техника, однако облегчение конструкции — это рост и проходимости, и грузоподъёмности. Так что каркас кузова алюминиевый, кожух двигателя — стеклопластиковый, а двери вообще брезентовые легкосъёмные, с простейшими пластиковыми замками на пружинах и “окнами” на молниях.

Хамви машина гражданская версия

Хамви машина гражданская версия

Поездка на Хамви — сплошной аттракцион, который начинается с первой минуты. Затворив за собой лёгкую «калитку», оглядываем спартанскую обстановку, окрашенную в цвет кузова, и приступаем к процедуре запуска, которая достойна того, чтобы записать о ней короткое видео.

Если закрыть глаза, можно представить себе, что ты в Камазе. Акустическое сходство легко объяснить: так же, как и на татарском грузовике, у Хамви под капотом — дизельный V8, который даёт не только характерное урчание, переходящее в рёв по мере подъёма оборотов, но и «восьмёрочные» обертона, столь приятные моему уху.

Хамви машина гражданская версия

Мотор от Detroit Diesel — воплощение олдскула. Наддува нет, ТНВД механический, впрыск непрямой через вихрекамеры, единственный распредвал в развале блока и привод клапанов через толкатели-пушроды. Отдача — 185 сил при 3 600 об/мин и 447 Нм при 2 100 об/мин. Работает всё это очень громко и ощутимо воняет соляркой. Коробка — только автоматическая, 4-ступенчатая GM 4L80E, максимально выносливая и предназначенная для грузовиков, автобусов, бронетранспортёров, а также тяжёлых лимузинов Rolls-Royce.

Педаль газа на Хамви нужно давить полной стопой, от души. Поскольку дизель «моментный», а трансмиссия «короткая» (суммарное передаточное число трансмиссии — 5,24:1!), то сильно быстро наше «высокомобильное транспортное средство» всё равно не поедет. Но в потоке удержится.

Эти кадры я писал буквально в первые минуты поездки, а затем довольно быстро освоился с габаритами. На самом деле, чувствовать габариты на Хамви не сложнее, чем на любом другом автомобиле. В определённом смысле даже проще! Передний край отлично виден благодаря торчащей решётке «кенгурятника».

Как ведёт себя ходовая на неровностях? Ну, в общем-то, предсказуемо. Рычаги подвески, которыми можно при желании забивать корабельные гвозди (но лучше не стоит), вместе с пружинами и амортизаторами прекрасно изолируют раму от вибраций и колебаний разной амплитуды. А вот кузов скрипит, крышки ящиков под задними сиденьями бряцают… Вся эта какофония несколько портит впечатление.

Хамви машина гражданская версия

Управляется Хамви сравнительно легко — рулевое управление с редуктором и трапецией имеет ГУР, и усилие на нём неплохо сбалансировано. Маневрирование в ограниченном пространстве и на малых скоростях не нужно превращать в состязание по арм-реслингу: крутить маленькую тонкую баранку можно одной правой (можно и левой, но не очень удобно тянуться) — спасибо владельцу за установленную рукоятку, именуемую в среде отечественных газелистов “грибком”.

Хамви машина гражданская версия

Кстати, в это трудно поверить, но диаметр разворота от стены до стены у американского вездехода весьма скромный — всего 25 футов, то есть 7,62 метра (очень удивился такому значению — с рулеткой не мерил, но перепроверил по ряду источников: везде такая цифра — прим.авт.). Для сравнения, у Toyota Land Cruiser 200 это 11,8 метра, а у Renault Logan — 10,7.

Хамви машина гражданская версия

При этом и на достаточно высоких по меркам HMMWV скоростях в рулевом нет ни люфтов, ни ощущения, что руль живёт своей жизнью, сообщаясь с колёсами постольку поскольку. Можно отметить, что «ноль пустоват», но не буду — не та категория техники. Главное, что ездить можно без ощущения ущербности как по открытым широким грунтовкам, так и по узким извилистым дорожкам гламурных предместий Лос-Анджелеса.

Расстегнул молнию на брезентовой двери, откинул прозрачную секцию-«окно», высунул локоть навстречу набегающему потоку воздуха, и вперёд — ловить “лайки” прохожих и водителей, которые на светофорах интересуются, “как оно”. Отлично, друг! Сам кайфую!

Хамви машина гражданская версия

На дальняк на этой машине поехать, конечно, можно, но впечатления от поездки будут специфическими. Про шум я уже говорил — его много. Расход, по моим примерным замерам, составляет никак не меньше 20 литров на 100 км, плюс очень, даже слишком хорошо, чувствуется скорость. На 50 км/ч, на которых обычная гражданская машина плывёт, едва слышно шурша шинами, Хамви будто осуществляет операцию «буря и натиск». Превышать допустимые ограничения совершенно не хочется. Однажды на трассе попробовал разогнаться до 100 км/ч — это предел по спидометру. Показалось, что запас ещё есть, но от такой поездки недолго и оглохнуть.

Хамви машина гражданская версия

Правда, уже после тест-драйва я осознал, что кое-чего НЕ слышал. А именно — характерного для отечественной техники воя мостов, ни при наборе скорости, ни при сбросе газа. А ведь редукторов только в мостах тут аж шесть!

Кроме того, на Хамви есть своего рода «армейский круиз-контроль». Работает он примерно так:

Категорически не понравились сиденья. Регулировка исключительно по высоте в трёх фиксированных положениях — это ладно. Но почему такие короткие подушка и спинка? Спина у меня начала ныть буквально через полчаса езды. Думаю, что чисто технические возможности улучшить удобство водителя имелись, однако армейская логика работает иначе. Видимо, стоит сказать спасибо за то, что сидеть нужно не на деревянной лавке, а хотя бы на слое мягкой набивки.

Источник

Хамви. Агрессивный вездеход

Хамви машина гражданская версия

Хамви машина гражданская версия

У США внушительный опыт военных операций в самых разных частях света, исходя из этого опыта, в 1979 году армия США довольно чётко сформулировала требования, которым должен соответствовать новое «высокоподвижное многоцелевое колёсное транспортное средство», HMMWV в английской аббревиатуре. По заданию автомобиль должен был обладать отличными внедорожными характеристиками, высокой грузоподъемностью, быть защищенным от серьезных повреждений шальной пулей. А так же целый ряд достаточно конкретных требований: иметь клиренс не менее 41 см, подниматься по прямой на 60-градусный подъем и по диагонали на 40-градусный, иметь воздухозаборник на верхней правой части крыла и так далее.

Хамви машина гражданская версия

Госконтрактом заинтересовалась 61 компания, однако свои концепты госкомиссии представили только три из них. Армия запросила от участников конкурса 11 автомобилей, которые были испытаны в самых разных дорожных и климатических условиях. И наконец, в 1983 году заказчик заключил контракт на первую партию из 2 334 с компанией AM General, являющейся дочкой American Motors Corporation. А широкую известность и культовый статус этот брутальный военный инструмент получил после войны в Персидском заливе 1991 года.

Хамви машина гражданская версия

Изначально, HMMWV был разработан как командирский автомобиль и легкий грузовик, не предназначенный для использования в бою, однако практика показала, что в условиях городских военных кампаний, мирные условия могут превращаться в боевые молниеносно. С технической точки зрения Хамви был неплохо подготовлен к таким условиям, однако его пассажирский отсек становился легкой мишенью, так что в 1993 году AM General получила заказ на бронированную версию внедорожника. Компания AM General, выпускавшая автобусы и такси, практически полностью переключилась на производство Хамви.

Хамви машина гражданская версия

С инженерной точки зрения, HMMWV по-настоящему гениальный автомобиль. У него абсолютно плоское днище, все механизмы, которые могут пострадать на бездорожье убраны выше днища. Разумеется, вездеход имеет полный привод, но что не свойственно для серьезных проходимцев – у него независимая подвеска всех четырёх колёс, которые вращаются не напрямую, а посредством колесных редукторов, а полуоси входят в их верхнюю часть. Тормозные диски убраны наверх, к редуктору. Разумеется, у столь серьезного внедорожника есть все блокировки и гребёт он даже тогда, когда цепляется единственным колесом.

Хамви машина гражданская версия

У Хамви огромное количество вариантов использования: командирский джип, десантный автомобиль, скорая помощь, платформа для реактивных снарядов и миномётов. Он может преодолевать брод 76 см, а при дополнительном оснащении плавать или двигаться по дну на глубине 1,5 метров. Существует множество вариантов бронирования и вооружения, в зависимости от условий эксплуатации.

Хамви машина гражданская версия

Между прочим, не все автомобили с этой узнаваемой внешностью являются HMMWV, в зависимости от задач, для которых разрабатывался автомобиль, обладая всё той же внешностью он может именоваться SCTV или ECV и технически представлять из себя совершенно другой автомобиль.

Хамви машина гражданская версия

HMMWV заказывает армия и полиция в разных уголках мира, некоторые приобрели лицензию на самостоятельное производство и так же адаптируют его под свои задачи, внося изменения в первоначальную конструкцию. Кроме того, многие армии мира, увидев сильные стороны и успехи американского внедорожника, заказали для своих нужд подобные автомобили у своих производителей, и зачастую, те как конструктивно, так и внешне, во многом повторяют Хамви.

Хамви машина гражданская версия

Тем не менее, сами Штаты в последнее время заказывают всё меньше легендарных внедорожников. Дело в том, что с момента его разработки сильно изменился характер вооруженных конфликтов, в которых они задействованы. Если он разрабатывался для применения в открытых конфликтах с регулярной армией, то сейчас американская армия всё чаще борется с партизанами и террористами, которые могут атаковать когда и где угодно любую технику и колонну. И HMMWV достаточно проблематично подготовить для такого рода атак. На текущий момент существует уже более подходящая техника

Хамви машина гражданская версия

Начиная с 2014 года Хамви можно официально купить с аукционов, которые проводит армия США. Это как внедорожники первых лет выпуска, так и достаточно свежие, штабные, с минимальными пробегами, и нюхнувшие пороху, с внушительными цифрами на одометре. Все они продаются в «минимальной» комплектации, без брони и спецоборудования. Так же сейчас их можно приобрести и на вторичном рынке. Разумеется, вам известно о существовании гражданской версии Hummer H1, появившейся на волне популярности армейского вездехода, и о нем мы поговорим в следующий раз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *