характеристика научно исследовательской практики

ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

ОТЧЁТ

о научно-исследовательской работе

студентки 2 курса Ярославского Государственного Университета

имени П.Г. Демидова, обучающейся по специальности 39.04.01 «Социология»

на факультете социально-политических наук в группе СЦ-21 МО,

Хромовой Ксении Валентиновны, проходящей практику на кафедре социологии

с 9 февраля 2017 г. по 12 апреля 2017 г.

Отчёт подготовила студентка 2 курса:

Руководитель практики от кафедры:

Руководитель практики от организации:

Ярославль 2017
Содержание

Индивидуальный рабочий план…………………………………………. 7

ВВЕДЕНИЕ

Важное место в подготовке магистров занимает практика. Она обеспечивает студенту социализацию в профессиональной среде и формирует у него представление о компетентном социологе. Являясь центральным звеном в системе подготовки социологов, практика помогает студентам глубже осознать правильность своего выбора, проверить усвоение теоретических знаний, полученных в процессе учебы, определить профессионально важные качества будущей специальности.

Важнейшими целями практики прежде всего следует считать:

— Углубление знаний об актуальных социальных проблемах современного общества, о существующих и инновационных способах их решения;

— Претворение теоретических знаний в практическую деятельность;

— Формирование индивидуальной базы знаний и опыта, необходимой как для продолжения освоения специальности, так и для будущей самостоятельной практической деятельности;

— Приобретение профессиональных навыков и умений, которые в будущем позволят эффективно осуществлять функциональные обязанности специалиста-социолога.

Научно-исследовательская работа магистров, с высокой степенью самостоятельности, обеспечивает эффективное формирование профессиональных знаний, умений, навыков; создает условия для реализации и совершенствования личности, использования исследовательских умений магистров в реальной учебной деятельности; побуждает к развитию познавательной активности.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Студентки 2 курса магистратуры факультета социально-политических наук специальности «Социология»
Хромовой Ксении Валентиновны.

При прохождении практики по специальности 39.04.01 «Социология» в организации: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова» Кафедра социологии.

с «9» февраля 2017 г. по «12» апреля 2017 г.

выполнить следующее индивидуальное задание:

1. Сформировать и получить представление о тематике проводимого исследования, а именно определить теоретико-методологические основы исследования.
2. Выбор и разработка метода социологического исследования.
3. Составление программы исследования на качественно новом уровне.
4. Практическое освоение профессиональной деятельности.
5. Написание фрагмента научного отчета социологического исследования.

Руководитель практики от ЯрГУ им. П.Г. Демидова

___________________________________

ДНЕВНИК

студентки группы СЦ-21 МО Хромовой Ксении Валентиновны

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова» на кафедре социологии

в должности стажера

С 9 февраля по 12 апреля 2017 года

№ п/пДатаСодержание выполняемой работыПримечанияПодпись руководителя практики
1.09.02.2017 – 10.02.2017Установочная конференция по проведению научно-исследовательской работы.Знакомство с целями и задачами научно-исследовательской практики.
2.13.02.2017 – 17.02.2017Встреча с руководителем практики от организации Киселёвым И.Ю. Обсуждение темы исследования: «Взаимосвязь религиозных и политических ориентаций россиян»Рассмотрение основных методических и методологических аспектов прохождения научно-исследовательской практики. Решение организационных вопросов по работе над проектом. Установка сроков сдачи проекта.
3.20.02.2017 – 24.02.2017Поиск и накопление дополнительной литературы для детального изучения выбранной темы.Подбор книг в научной библиотеке ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Анализ статей, посвященных теме взаимосвязи религиозности и власти, особенностей религиозности россиян и взаимовлияния религии и политической жизни в современном обществе.
4.27.02.2017 – 03.03.2017Консультация с научным руководителем на предмет составления программы исследования.Изучение разделов программы социологического исследования. Анализ тонкостей составления программы. Простановка проблемы, операционализация понятий и проч.
5.06.03.2017 – 10.03.2017Составление и утверждение программы социологического исследования у научного руководителя.Составление программы социологического исследования, обсуждение ее с научным руководителем. Доработка ошибок, допущенных при первичном составлении.
6.13.03.2017 – 17.03.2017Консультация с научным руководителем на предмет составления анкеты исследования.Получение консультации по составлению анкеты исследования. Утверждение задач исследования.
7.20.03.2017 – 24.03.2017Разработка анкеты на тему: «Взаимосвязь религиозных и политических ориентаций россиян».Оставление анкеты на тему: «Взаимосвязь религиозных и политических ориентаций россиян».
№ п/пДатаСодержание выполняемой работыПримечанияПодпись руководителя практики
8.27.03.2017 – 31.03.2017Проведение пилотажа анкеты.Проведение пилотажа анкеты на 5 респондентах. На основе полученных данных выделены недочеты, допущенные при первичном составлении.
9.03.04.2017 – 07.04.2017Утверждение анкеты у научного руководителя. Оформление отзыва о прохождении практики. Оформление и корректировка дневника практики.Утверждение анкеты у научного руководителя. Исправление ошибок, допущенных при первичном составлении анкеты.
10.10.04.2017 – 12.04.2017Сдача всех документов в организацию. Итоговая конференция по практике. Подведение итогов.

Студентка группы СЦ-21МО Хромова К.В. _____________________

Руководитель практики от кафедры ______________________

Овчинникова Н.В. (подпись)

Руководитель практики от организации ______________________

Киселёв И.Ю. (подпись)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ПЛАН

студентки 2 курса Хромовой Ксении Валентиновны

в организации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова» на кафедре социологии

в должности стажера

С 9 февраля 12 апреля 2017 года

№ п/пВид Выполняемой работыНеделя прохождения практики
1.Установочная конференция по прохождению учебной практики.+
2.Рассмотрение основных методических и методологических аспектов прохождения социально- проектной практики.+
3.Выбор темы для работы.+
4.Определение актуальности и социальной значимости выбранной темы.++
5.Постановка целей и задач для проекта.++
6.Поиск необходимой справочной литературы.++
7.Консультация с научным руководителем на предмет составления программы исследования.+
8.Разработка анкеты на тему: «Взаимосвязь религиозных и политических ориентаций россиян».+++
№ п/пВид Выполняемой работыНеделя прохождения практики
9.Пилотирование анкеты.+
10.Изучение разделов программы социологического исследование. Анализ тонкостей составления программы. Постановка проблемы, операционализация понятий и т.д.++
11.Оформление документов о прохождении учебной практики.+++
12.Итоговая конференция по учебной практике.++

Студентка группы СЦ-21МО Хромова К.В. ______________________

Руководитель практики от кафедры ______________________

Овчинникова Н.В. (подпись)

Руководитель практики от организации _____________________

Киселёв И.Ю. (подпись)

ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Настоящая характеристика дана Хромовой Ксении Валентиновне, проходившей научно – исследовательскую практику в ЯрГУ им. П. Г. Демидова с 09.02.2017 по 12.04.2017 г.

Практикантка Хромова К.В.. успешно применяла полученные в университете знания для выполнения заданий. Получила представления о работе социолога на более профессиональном уровне, а именно: научилась составлять программу и анкету социологического исследования на базе полученного методического материала, а также отработала и закрепила полученные знания на практике.

Хромова Ксения проявила себя как человек компетентный, исполнительный, ответственный. Показала себя дисциплинированным человеком, с большим интересом и ответственностью относилась к порученной работе, обладает целеустремленностью, инициативностью, трудолюбива.

Факты опоздания студента на практику или иные нарекания (организационного или технического характера) отсутствуют.

Руководитель практики от организации:

Киселёв И.Ю. _____________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Источник

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ СТУДЕНТА

Аккредитованное образовательное частное учреждение

Высшего образования

«Московский финансово-юридический университет МФЮА»

Кафедра государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА НИР

Осипова Александра Вячеславовича

Целевая установка на НИР

1.1. Составление плана магистерской диссертации и формирование списка используемых источников

Участие в групповых дискуссиях

1.3. Подготовка материала для научной статьи по теме исследования

1.4. Оппонирование научно- исследовательской работы

Место практики

(название организации, адрес)

Период подготовки НИР

с «01» сентября 2018 г. по «28» декабря 2018 г.

С программой подготовки НИР ознакомлен:

Обучающийся

РАЗРАБОТАНО:

Руководитель НИР МФЮА

__Садовская О. В. ___________________

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель НИР от профильной организации

__Садовская О.В ___________________

МосковскИЙ финансово-юридическИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Магистранту группы 01 ЮРд 7810

Осипову Александру Вячеславовичу

Кафедра государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин

Научный руководитель Заведующая кафедрой,

государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин Садовская Оксана Викторовна

Период: с 01.09.2018 г. по 28.12.2018 г.

Направление подготовки 40.04.01

Наименование магистерской программы: Ограничение прав военнослужащих

— составление плана магистерской диссертации и формирование списка используемых источников

— подготовка научного доклада по теме

— участие в групповых дискуссиях

— оппонирование научных докладов

— подготовка научной статьи по теме исследования

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

Записи о работах, выполненных в период прохождения практики.

Студент: Осипов А. В

Руководитель практики: (должность, ФИО

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ СТУДЕНТА

ОСИПОВА АЛЕКСАНДРА ВЯЧЕСЛАВОВИЧА ПО НИР

За время работы над НИР в аккредитованном образовательном частном учреждении высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (МФЮА) магистрант Осипов А.В. выполнил научно-исследовательскую работу и зарекомендовал себя как ответственный, коммуникабельный, инициативный и самостоятельный студент.

В процессе работы А.В. Осипов изучил приемы сбора, обобщения и анализа научной и научно-методической литературы, а также положений законодательства, принципы планирования научно-исследовательской деятельности, соблюдал требования к выбору методов и методик исследования. Студент подготовил и оформил библиографический список работы, изучил иностранные источники, представил текст научной статьи, направленной на совершенствование действующего законодательства, редактировал НИР в соответствии с рекомендациями научного руководителя.

Осипов А.В. научился формулировать научную проблему в результате анализа научной и научно-методической литературы, разрабатывать программу собственного научного исследования, подбирать методы получения научной информации согласно цели и задачам исследования.

Неоднократно оказывал помощь сотрудникам организации. Руководство организации оценивают работу Ф.И.О. на

Замечаний по прохождению практики к Осипову Александру Вячеславовичу нет.

Руководитель практики: от предприятия Садовская О.В.

Источник

Характеристика на студента

Студенческая практика является неотъемлемой частью подготовки к будущей профессиональной деятельности и предусматривает овладение обучающимися научно-исследовательской деятельностью в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования подготовки магистров по выбранному направлению.

Примеры работ

характеристика научно исследовательской практики

характеристика научно исследовательской практики

характеристика научно исследовательской практики

характеристика научно исследовательской практики

характеристика научно исследовательской практики

[2 примера] Характеристики по практике 2021 года

Как написать характеристику студента

Оценка результата прохождения производственной практики осуществляется руководителем практики. Отзыв руководителя практики должен отражать следующие моменты:

Готовая характеристика на студента

Петрова Ксения Ивановна проводила научно-исследовательскую работу в ФГБУ «Научно-исследовательский институт имени Виноградова» на базе лаборатории зоонозных инфекций.

В ходе преддипломной практики Петрова Ксения Ивановна проводила пробоподготовку собранных с растительности иксодовых клещей, а также выявляла наличие в них маркеров возбудителей клещевых инфекций методами ИФА и ПЦР. Проделанная ею работа имеет большую актуальность, так как Иркутский край является эндемичным регионом по клещевым инфекциям.

Результаты практики не имеют замечаний и имеют хорошие научные показатели. Полученные студенткой результаты будут являться основным материалом при работе над выпускной квалификационной работой.

В целом, Петрова Ксения Ивановна справилась с поставленными перед ней задачами при прохождении практики, выполненная ею работа характеризуется высоким качеством и заслуживает оценки «отлично».

Источник

Отчет по научно-исследовательской практике

характеристика научно исследовательской практики

Отчет по научно-исследовательской практике

Отчет по научно-исследовательской практике в обязательном порядке пишется каждым бакалавром, решившим продолжить свое обучение в магистратуре, и каждым магистрантом или специалистом, повышающим уровень своих знаний в аспирантуре вуза. И в первом, и во втором случае отчет составляется по одинаковым правилам, разница проглядывается лишь в глубине исследований: аспиранты обязаны изучить проблему всесторонне, рассмотреть все возможные источники, посвященные разработке этой темы, отразить в отчете собственные публикации и публичные выступления, подготовленные в ходе работы над научной проблемой.

Однако в отличие от будущих магистров, аспиранты в конце практики сдают только отчет и отзыв. А пакет отчетных документов студентов, обучающихся в магистратуре, включает в себя еще и дневник по научно-исследовательской практике магистранта, и характеристику на практиканта.

Цели и задачи научно-исследовательской практики

Основная цель практики – научиться вести собственные научные изыскания, структурировать и анализировать полученные данные, формулировать свои выводы и открытия.

Из цели вычленяются и задачи. Их формулировки студент должен конкретизировать, исходя из собственной темы НИР, а в целом они сводятся к следующим задачам:

Структура отчета по НИР

Независимо от того, в какой области проводятся исследования (экономика, строительство, педагогическая деятельность, юриспруденция), отчет о прохождении научно-исследовательской практики магистранта составляется по стандартной схеме:

Права и обязанности студента при прохождении научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика начинается со дня объявления по предприятию-базе стажировки приказа о прохождении практики студентом. На весь период практики на магистранта распространяется трудовое законодательство, требования техники безопасности и правила охраны труда.

Магистрант получает право:

Магистрант будет обязан:

Дневник научно-исследовательской практики

Принцип ведения дневника по НИР ничем не отличается от принципов заполнения дневника по производственной практике. У студентов, прошедших к этому времени все остальные виды практик, ведение дневника не вызывает особых вопросов. Необходимо просто вовремя записывать свои действия, чтобы ничего не упустить.

Дневник начинается с заполнения основных данных об учреждении – базе практики (краткая характеристика организации, его основной деятельности, структуры, базы). Затем вставляется в виде таблицы индивидуальный план-график практики, заверенный ее руководителем. Остальные страницы заполняются ежедневными записями о проделанной работе. Записи должны быть точными и лаконичными. Исправления и использование сокращений, эмоционально окрашенных и разговорных слов запрещены.

Образец отчета по НИР

Научно-исследовательскую практику я проходил с … по … 2017 г. на базе ООО «…». Общество с ограниченной ответственностью «…» создано в … году, является предприятием легкой промышленности, занимающимся производством и оптовой продажей промышленных товаров. Деятельность ООО соответствует действующему законодательству Российской Федерации. Описывается история создания, основные этапы развития компании, состав учредительных документов. Прописывается отраслевая принадлежность компании, виды экономической деятельности, номенклатура выпускаемой или реализуемой продукции (виды производимых работ или услуг, оказываемых учреждением), ее ассортимент, режим работы, возможные перспективы развития.

Организационное построение ООО прилагается в виде схемы (Приложение 1, с…). Описывается структура производства, особое внимание уделяется отделу, с работой которого связано исследование студента.

Моя научно-исследовательская работа предполагает анализ … Для ООО «…» она интересна тем, что результаты исследования можно применить для увеличения производительности труда (объема продаж, оптимизации процесса производства…).

Законодательно-нормативная база направления исследований регламентируется федеральными законами…. (указываются основные нормативные документы). Далее рассматриваются уже существующие в мировой науке и практике наработки по исследуемой проблеме, дается оценка методов, подходов, примеров и моделей, разработанных в них, вычленяются проблемы, которые еще не имеют однозначного решения.

Для проведения исследований по теме моей НИР я выбрал методику… (описывается технология, обосновывается ее выбор, подробно прописывается информационная база расчетов – нормы, нормативы, данные бухгалтерского, управленческого учета, плановая и рыночная информация, прогноз развития, при необходимости с комментариями юристов и экономистов компании). Вся статистическая отчетность, выписки из отчетов, регистров и журналов, полученная для проведения расчетов информация сводятся в схемы, графики, таблицы и выкладываются в Приложение.

Анализ полученных материалов позволяет сделать следующие выводы: …

Для реализации предложенного подхода необходимо произвести следующие преобразования на предприятии: …

В Заключении прописываются компактные выводы по практике, в том числе о необходимости и возможности практического опробования предложений по совершенствованию подходов к данной проблеме, использующихся на предприятии.

Характеристика студента по научно-исследовательской практике

Характеристику студенту по НИР дает руководитель практики от предприятия, на базе которого проходила стажировка. Кроме описания индивидуальной работы, выполненной студентом, в документе должны отражаться его отношение к трудовой дисциплине, коллективу. Также в отзыве указывается, в каких совместных проектах и разработках он участвовал, какие лекции, семинары, тренинги посещал. Подробно описываются профессиональные навыки и компетенции, имеющиеся у практиканта. Могут быть даны рекомендации по недостающим знаниям и умениям.

характеристика научно исследовательской практики

В конце выставляется оценка за практику от куратора стажировки, документ заверяется подписью руководителя предприятия и печатью организации.

Источник

Отчет по научно-исследовательской практике

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

План научно-исследовательской деятельности

Аппарат научного исследования

Исследовательская работа реферативного типа по индивидуальному заданию «Инновационно-педагогическая деятельность в школе»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Разраб.

Отчёт по учебной практике

Институт технологий (филиал)

ДГТУ в г. Волгодонске

ВВЕДЕНИЕ

Научно-исследовательская практика в структуре ОПОП бакалавриата по профилю «Начальное образование» тесно связана со многими дисциплинами учебного плана и видами практик. Прохождение первого этапа практики на 1 курсе базируется на знаниях и способах научно-исследовательской деятельности, получаемых студентами в ходе параллельного освоения курса «Научно-практические основы деятельности учителя начальной школы».

Задачами практики «Научно-исследовательская практика» являются:

• овладение первичными представлениями и навыками организации аналитического этапа педагогического исследования;

• ознакомление с видами исследовательских работ, выполняемых в процессе изучения педагогических дисциплин;

• овладение способами организации, проведения и оформления результатов теоретических видов исследования, а также способами публичной презентации (защиты) результатов исследования.

Прохождение научно-исследовательской практики необходимо как основание для освоения различных теоретических дисциплин ОПОП, предполагающих в качестве текущих форм контроля выполнение различных видов студенческих исследований (рефератов, творческих (проективных) заданий, учебных задач, комплексных ситуационных заданий и пр.).

Это такие дисциплины, как «Педагогика», «Психология», «Методика обучения и воспитания в области начального образования», дисциплины профильной части. Кроме того, различные этапы научно-исследовательской практики связаны с оказанием помощи студентам в организации, проведении и обобщении результатов таких видов студенческих исследований, как курсовые и выпускные квалификационные работы (на 1, 2, 3 и 4 курсах).

Научно-исследовательская практика проходит на базе ИТ (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске.

В результате прохождения научно-исследовательской практики будут получены знания, умения, владения в рамках общекультурных и профессиональной компетенций.

План научно-исследовательской деятельности по индивидуальному заданию «Инновационно-педагогическая деятельность в школе»

1. Теоретические аспекты инновационных процессов

1.1 Сущность понятия «инновационный процесс»

1.2 Этапы нововведенческой работы в образовательном учреждении

2. Характеристика инновационной школы

2.1 Содержание понятия «Инновационная школа»

2.2 Современные инновационные технологии в школьном образовании

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Аппарат научного исследования

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Степенью разработанности проблемы исследования явились многие работы как зарубежных, так и отечественных авторов в области профессионального образования (С.Я. Батышев, Н.П. Бородина, Г.В. Букалова, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене и др.). На уровне основного общего образования рассматриваются отдельные аспекты технологии модульного обучения (П.И. Беспалов, Е.М. Буркова, И.В. Галковская, О.Н. Журавлѐва, Н.Е. Качура, О.Н. Королева, М.Ю. Романюк, С.В. Рудницкая, О.Н. Сарычева, Н.Ф. Тануркова).

Цель исследования: изучить основные понятия педагогической инноватики и охарактеризовать современный инновационный образовательный процесс.

Цель обусловила постановку задач исследования:

— рассмотреть понятие инноваций применительно к школе;

-на основе изучения психологической, методической, философской литературы проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, определить стратегию его совершенствования;

— рассмотреть процесс внедрения инноваций в образовательный процесс;

— изучить виды инновационных процессов в школе.

Гипотеза исследования: внедрение инноваций в школе способствует повышению качества образования, если реализуются следующие педагогические условия:

— будет создана обучающая среда, актуализирующая, стимулирующая инновационную деятельность, способствующая проявлению творчества, самосовершенствования, содержащая необходимую информацию;

— будут выявлены особенности образовательного процесса ОУ

-отобраны образовательные технологии, соответствующие этим технологиям;

-организовано внутрифирменное повышение квалификации педагогов;

— определены критерии и показатели результативности внедрения.

Методы исследования: анализ педагогической литературы, организация целенаправленной технологической работы, включающей в себя наблюдение, изучение и анализ образовательных программ.

Структура и содержание работы включают в себя введение, основную часть – две главы по два параграфа каждая, заключение, список используемых источников и приложения.

1. Теоретические аспекты инновационных процессов

1.1 Сущность понятия «инновационный процесс»

Обратимся к предыстории инноватики путем привлечения некоторого исторического контекста.

Первоначально оно появляется чуть более ста лет тому назад в культурологии и лингвистике при описании процессов культурной диффузии (трансферов), когда феномен из одного культурного ареала проникает в другие, где выступает новым по отношению к тому, что уже сформировано там, как традиция. Подобные инновационные процессы трактовались как основные кросс-культурные факторы развития различных культурных образований (обрядов, языков и диалектов, социальных институтов, технологий).

В начале XX века термин перекочевал в экономическую науку, где на основе исследований виднейшего философа-экономиста И. Шумпетера нововведения стали рассматриваться как важнейшее средство преодоления циклических кризисов [1, c.12].

После «великой депрессии» начала 30-х годов среди американских менеджеров становится популярным термин «инновационная политика фирмы»; содержание этого термина сводится примерно к следующему: фирма может получить преимущества на рынках сбыта и максимализировать прибыль не столько за счет манипулирования ценами, сколько путем постоянного обновления своей продукции.

Словосочетание «инновационное общество» становится в один ряд с такими понятиями, как «постиндустриальное общество» или «информационное общество» [1, c.13].

В нашей стране становление науки о нововведениях происходило преимущественно в рамках концепции научно-технического прогресса в

По мнению исследователей О.Г. Хомерики, М.М. Поташника, А. В. Лоренсова, педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе с конца 50-х гг. и в последние десятилетия в нашей стране. Развитие педагогической инноватики у нас было затруднено ввиду монопольного господства одной идеологии и связанного с ней тоталитаризма в управлении всеми сферами жизни, науки, школы [1, c.17], а также полнейшим игнорированием запросов и потребностей развивающегося

Жизнь, однако, не спешила подтверждать эти предположения. Формализм в применении нового, деформации его вплоть до потери первоначального смысла нововведения были (впрочем, и остались) обыденностью нашего педагогического мира» [2, c.116].

«Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования» [2, c.121] и, несмотря на ряд объективно-неблагоприятных факторов, явившихся тормозом для внедрения нововведений, отечественная педагогика 60-90-х гг. отнюдь не осталась в стороне от инновационного поиска. Достаточно вспомнить инновационные поиски учителей Минской и Ростовской областей, Татарстана, опыт педагогов-экспериментаторов С.И. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, И.П. Волкова, Л.В. Занкова, М.П. Кашина.

Исследователь нововведений Н.И.Лапин отмечает, что уже этимология слова «нововведение» (innovation) указывает на то, что оно означает «введение», т.е. создание и использование какого-либо новшества. (Конкретно речь идет о тех новшествах, которые возникают в ответ на

В процитированной выше работе А.А. Мешкова «Основные направления исследования инноваций в американской социологии» встречаем конструктивную мысль о двух подходах в изучении инновации: организационно-ориентированном и индивидуально-ориентированном.

Формирование установок к принятию инновации связана с решением

вопросов открытости по отношению к проблемам организационного развития, что выражается в готовности членов организации рассмотреть инновацию, точно идентифицировать свои чувства по шкале «скепсис-оптимизм» и обрести уверенность в том, что инновация улучшит качество функционирования организации.

В работе А.А. Мешкова мы встречаем понятие о силовом поле, складывающемся в организационной динамике в период интенсивных структурных преобразований.

— «размораживания» (институционализация сомнения в эффективности существующих культурных стереотипов);

— изменения (овладения новой информацией, знаниями);

-«замораживания» (интеграция знаний в образец деятельности, рутинизация навыков, переход на более эффективный уровень функционирования системы).

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Анализируя состояние инновационной деятельности в образовательных

учреждениях, необходимо отметить тот факт, что учителя и администрация, ранее не имевшие свободы творчества, увидели в современной ситуации свою главнейшую задачу в овладении этой свободой. В связи с этим возникла настоятельная необходимость осмысления и создания управленческой внутришкольной системы.

С.Д. Поляковым разработана модель нововведенческой работы в

образовательном учреждении, включающая в себя четыре фазы [5, c.52]:

-создание информационного фонда. Стимуляция участия преподавателей в конференциях, совещаниях, посвященных развитию инновационных процессов в образовании; анализ полученной информации.

-выявление инновационных потребностей образовательного учреждения, возможно, с помощью консалтинговой службы.

— анализ и проектирование. Формулирование нововведенческих идей и возможностей учебного заведения, проектирование хода работы.

— апробирование инновационных идей с участием так называемой «опережающей группы» учителей.

— подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы его реализации.

Необходимо освоение инновационных технологий всем коллективом. В этом процессе немаловажную роль играет авторитет руководителя.

Основанием типологий инновационных решений часто служит уровень вовлеченности членов организации в различные стадии инициирования процесса принятия решения. В фазе решения оценивается информация о

Глава 2. Характеристика инновационной школы

2.1 Содержание понятия «Инновационная школа»

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным

— инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

— альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

— концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

— системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

-социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

— наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Восприятие новизны, как таковой, носит исключительно субъективный

характер и не зависит от того, существовал ли рассматривающийся субъект

Личность, характеризующаяся следующими качествами: устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применение знаний на практике, исполнительность, инициативность, самоуважение, уверенность, чувствительность к добру, эстетическое восприятие природы и человека, добросовестность, стыдливость, бодрость, привычка к режиму,

навыки гигиены, естественность поведения, умение согласовывать личное и общественное, заботливость, аккуратность, старательность, искренность, правдивость.

-читает бегло, выразительно, безошибочно, осознанно, с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения;

— умеет работать с учебными, художественными, научно – популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками;

-владеет устной и письменной речью, содержательной, выразительной, грамматически правильной; строит монологическое высказывание по предложенной теме, участвует в диалоге;

— умеет осуществлять наблюдение за объектами окружающего мира;

-умеет самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи;

— владеет разными способами контроля и самоконтроля;

Определяющими чертами личности выпускника основной школы являются следующие: гуманизм как ответственность за свое поведение и умение противостоять безнравственности, умение учиться и трудиться, принципиальность, совестливость, объективная самооценка, умения самовоспитания, самоутверждения, самоопределения.

-адекватно воспринимает устную речь, способен передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

— владеет монологической и диалогической речью, умеет вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

— умеет письменно передавать прослушанную информацию с заданной степенью свернутости, составлять планы, тезисы, конспекты, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы; отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

— умеет перефразировать мысль, использовать выразительные средства языка и знаковых систем (таблиц, схем и т.д.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

— в полной мере владеет знаково-символической системой, умеет читать графический язык, находить в справочниках и использовать нужные формулы, владеет практическими приемами измерений и построений, умеет составлять алгоритмы деятельности.

-использует для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.), определяет структуру объекта познания, умеет выделять значимые

функциональные связи и отношения между частями целого;

— креативен, обладает богатым воображением, развитыми эстетическими воззрениями знает выдающихся представителей российской и мировой культуры;

Человек, здоровый физически, психически и нравственно, личность, способная к самоопределению в социуме, творчески активная и гуманная, толерантная, обладающая прочными базовыми знаниями ключевыми компетенциями за курс средней школы и глубокими знаниями по курсам, ориентированным на продолжение образования; личность, характеризующаяся благодарной памятью школе и всем, кто учил и учился вместе с ней.

Основные ключевые компетентности [18, c.64] :

— умеет самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использует элементы причинно – следственного и структурно – функционального анализа, исследует несложные реальные связи и зависимости;

— участвует в проектной деятельности, в организации и проведении учебно – исследовательской работы, владеет приемами исследовательской деятельности;

— владеет современными средствами информационных технологий, использует мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-воспринимает и интерпретирует различную социальную, экономическую, политическую информацию;

— рефлексивен и креативен, готов к продолжению профессионального образования. Имеет хорошо сформулированный навык осознанного выбора образовательных профессиональных программ.

Из вышеприведенного образа ученика следуют требования к профессиональным качествам учителя-инноватора, который [19,c.15]: диагностирует индивидуальный личностный потенциал учеников; выявляет личностные особенности учеников в каждой конкретной образовательной области; обеспечивает реализацию индивидуального набора личностных качеств и ролей каждого ученика в обучении; организует и отслеживает технологию движения учеников; фиксирует изменения в личностных качествах учеников и степень реализации их внутреннего потенциала, а также внешнюю образовательную продукцию учащихся (портфолио).

2.2. Современные инновационные технологии в школьном образовании

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения.

Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений «учитель-ученик” к наиболее объективным

отношениям «ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность

ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется

возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

4. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области [22, c.63].

Выходит, обычная школа, где критерием успеха ученика остается его послушание и дисциплинированность, стремится выпускать в жизнь всего лишь аккуратных исполнителей, добросовестных подчиненных [25, c.19].

Чтобы обладать необходимыми личностно-профессиональными качествами, требуется специальная подготовка учителя к реализации новшеств. Однако одним из недостатков современного педагогического образования является то, что процесс становления будущего учителя не моделирует структуру инновационной деятельности [26, c.73]. Целенаправленного изучения педагогической инноватики в действующих образовательных стандартах высшего профессионального образования не предусмотрено, хотя с целью подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности ведется много исследований, разрабатываются специальные курсы педагогики и др.

Отправной точкой в любых видах деятельности учителя является целеполагание, в котором описывается желаемый результат, оценивается его значимость, предписываются характер действий и средства для его достижения. Поэтому при характеристике современного учителя важным представляется выяснить — в чем он видит сегодня цели своей деятельности.

Данные ряда социологических исследований позволяют говорить о преобладании среди учителей узкопрофессионального взгляда на цели своей деятельности.

Согласно своему видению целей учитель и строит деятельность, выбирает формы и методы работы, ценит в себе и в коллегах те качества, которые обеспечивают достижение именно этого результата.

Подобное целеполагание характерно и для учителей инновационных

образовательных учреждений, хотя и в меньшей степени.

Общество оказывает социально-психологический прессинг на учителя, предъявляя к нему высокие требования, не подкрепленные ни социальной, ни материальной поддержкой. Углубляется расхождение между социальным статусом учителя и его престижем [28]. И учитель сегодня идет по пути наиболее для него легкому, сужая цели своей деятельности на индивидуальном уровне, отказываясь от социокультурного их видения.

Таким образом, сопоставляя целеполагание современного учителя с формальными призывами общества к развитию способностей и задатков личности, можно утверждать, что этот призыв находит слабый отклик.

Представление о целеполагании в деятельности современного учителя можно получить, обратившись к самому ученику. Насколько реализуется сегодня основная цель деятельности учителей — привитие устойчивого познавательного интереса учащимся. Отношение учеников к образованию в целом опосредованно выражается в их отношении к школе [29].

Критерии оценки профессиональной деятельности учителя, как правило, обозначаются в профессиограммах, системах диагностики (экспертизы) разных видов деятельности. Поэтому учитель имеет перед собой ориентир, эталон в виде нормативных моделей специалиста. Но профессиограмма не может дать оценку способности сопереживать или выявить степень настойчивости, доброжелательности. Оценка личностных качеств учителя, присущих именно этой профессиональной деятельности, является процессом трудно диагностируемым. Учитель, как правило, на индивидуальном уровне определяет для себя ценность тех или иных качеств [30].

Все задачи, поставленные перед началом практики, были реализованы.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям, развитию.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к специалистам. Научный технический прогресс способствует тому, чтобы педагогика находила более действенные, эффективные пути преобразования простого человека в социально значимую личность.

Одной из тенденций развития инновационных технологий яв­ляется также включение в учебный процесс не только познаватель­ной, но и эмоционально-личностной сферы человека.

Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т.е технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образование.

Однако внедрение таких технологий сопряжено с рядом трудностей (финансовые средства, консерватизм некоторых чиновников в образовательной сфере, недостаточное развитие технологий). Кроме того, несмотря на очевидную необходимость в инновациях всё же внедрять их следует с осторожностью. В противном случае неосторожная инновационная деятельность может привести к кризису образовательной системы.

Подготовка учителя к инновационной деятельности эффектив­на, если она разворачивается в адекватных учебных формах и ре­шает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучение умениям действо­вать по-новому.

Введение инновационных проектов в школах помогает учить и воспитывать учащихся в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый учитель должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих учеников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

Применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Преподаватель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый обязан работать во благо развития учащегося.

Использование современных технологий делает обучение более содержательным и зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, помогает раскрыть интересный и увлекательный мир предмета.

Таким образом, высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку «в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *