характеристика процесса обучения военнослужащих

3.1.1. Сущность, задачи, функции, особенности и двусторонний характер процесса обучения военнослужащих

Обучение военнослужащих по своей сущности является социальным и педагогическим процессом, опосредованно отражающим потребности современной России в подготовке военных специалистов, подразделений, частей, соединений, объединений, способных эффективно выполнять задачи по обеспечению военной безопасности государства.

Процесс обучения военнослужащих в педагогическом плане представляет собой совместную целенаправленную, организованную, систематически осуществляемую, взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность обучающего (командира, начальника, преподавателя, воспитателя, инструктора) по формированию и развитию у обучаемых (обучающихся) (военнослужащих, подчиненных) знаний, навыков, умений, а также качеств личности, необходимых для успешного выполнения военно-профессиональных обязанностей в соответствии с существующими требованиями. Он охватывает не только боевую и общественно-государственную подготовку (учебную деятельность), но и всю служебную практику.

Исследуя процесс обучения военнослужащих и подготовки воинских коллективов, военная дидактика решает следующие задачи:

выявляет совокупность связей, отношений, закономерностей, определяющих основные черты и тенденции развития теории и практики обучения военнослужащих;

определяет содержание, технологии, формы и методы обучения военнослужащих;

оценивает эффективность существующих и формулирует требования к перспективным средствам обучения.

Решение этих и других задачи создает основу для теоретического моделирования процесса обучения, результат которого и составляет совершенствование существующих и создание новых методических систем обучения личного состава подразделений, частей, кораблей и соединений.

Военная дидактика рассматривает обучение военнослужащих, с одной стороны, как специфический педагогический процесс, главная задача которого состоит в том, чтобы обеспечить высокую постоянную боевую готовность частей, их способность выполнить свой конституционных долг перед народом – защитить Отечество от посягательств любого агрессора. С другой стороны, обучение военнослужащих понимается как сложный социальный и педагогический процесс. Его основные функции:

1) образовательная (вооружение военнослужащего знаниями, навыками, умениями; формирование правильных представлений и понятий об окружающем мире, об изучаемых предметах и дисциплинах; выработка определенного мировоззрения; развитие логического мышления, самостоятельности в решении учебных задач и др.);

2) воспитательная (формирование профессионально-важных качеств личности военнослужащего, здорового морально-психологического состояния воинского коллектива);

3) развивающая (формирование у военнослужащих умения мыслить творчески при решении возникающих задач; совершенствование интеллектуальных и физических сил военнослужащих, их способностей);

4) психологическая (формирование у военнослужащих психологической устойчивости и готовности к успешным действиям в современном бою, к решению боевых, учебных и служебных задач).

На современном этапе развития Вооруженных Сил России особое значение и новое содержание в процессе обучения приобретает научно-исследовательская функция, которая имеет универсальный характер. Ее основное предназначение – научный анализ процессов образования, обучения, подготовки военнослужащих и воинских коллективов, эффективности, результативности, содержательности и инновационности этих процессов.

Военная дидактика выявляет закономерности и принципы процесса обучения военнослужащих, обосновывает условия успешного использования различных методов, приемов, форм и средств в подготовке личного состава. Все это необходимо для реализации еще одной важной функции – прогностической: прогнозирование организации, содержания и методики процесса обучения и выработки рекомендаций для его совершенствования.

Все эти функции взаимосвязаны и взаимно опосредованы, но при этом доминирующей (структурообразующей) в данной системе оказывается образовательная функция.

Осуществление этих функций в их органичном единстве есть важнейшая предпосылка реализации в обучении военнослужащих комплексного подхода к подготовке воинов и воинских коллективов.

Специфика обучения военнослужащих проявляется в следующем:

1. Специфичность знаний, навыков, умений и качеств, которые необходимо сформировать у воинов, обусловлена их нацеленностью на предотвращение агрессии и при необходимости подавления, уничтожения противника.

2. Изучение военного дела (овладение военной специальностью) для военнослужащих – служебная обязанность.

4. Одновременно используются индивидуальные (подготовка одиночного бойца) и коллективные (подготовка подразделения) формы обучения.

5. Подготовка военнослужащих имеет ярко выраженную практическую направленность, она осуществляется не столько в аудиториях, классах и лабораториях, сколько в поле, на море, в воздухе, на стартовых и огневых позициях, аэродромах и танкодромах.

7. Процесс обучения осуществляется в рамках уставной организации, направляется командиром-единоначальником, детально и жестко регламентирован требованиями руководящих документов (военной присяги, воинских уставов, приказов и директив министра обороны Российской Федерации), которые определяют принципиальный подход к содержанию, организации и методике воинского обучения и воспитания. Конкретные организационно-методические указания, учитывающие специфику подготовки различных видов Вооруженных Сил и родов войск, содержатся в директивных документах соответствующих главнокомандующих и командующих видами Вооруженных Сил и родов войск.

В современном понимании процесс обучения военнослужащих имеет двусторонний характер, представляя собой педагогическое взаимодействие его субъектов (обучающих и обучающихся) по освоению объекта обучения для достижения определенной цели посредством соответствующих технологий.

Обучающему в этом процессе принадлежит руководящая (направляющая) роль: он организует познавательную деятельность обучающихся, руководит (управляет) ею, побуждает военнослужащих к сотрудничеству и взаимопомощи, взаимоконтролю и согласованной оценке выполняемых действий, устраняет познавательный и эмоциональный барьеры, возникающие на занятиях и учениях.

Процесс обучения военнослужащих имеет свою внутреннюю логику. Она продиктована совместной деятельностью, не только учебным, но и служебным, военно-профессиональным, боевым взаимодействием обучающего и обучающихся. Эта логика проявляется в том, что каждый их шаг обусловлен выполняемой совместно деятельностью и должен соответствовать требованиям повседневной службы и современного боя и осознается ими как необходимое звено, ведущее обучающихся к воинскому мастерству.

Логика процесса воинского обучения требует от обеих сторон постоянного творчества, учета всех факторов и обстоятельств, которые могут оказать и оказывают влияние на процесс овладения знаниями, навыками и умениями.

В деятельности военнослужащих живое созерцание, абстрактное мышление и практика выступают в единстве. Сочетание этих звеньев познавательной деятельности определяется содержанием изучаемого, уровнем развития обучающихся, их мотивационными установками и умением учиться, существующей материально-технической базой обучения, мастерством обучающего и т. п. Однако во всех случаях важно, чтобы чувственно воспринимаемый материал подвергался логической обработке, чтобы теоретические знания воплощались в практические дела и чтобы повседневная практика военнослужащих была неразрывно связана с теорией.

Познание – это сложный, внутренне противоречивый процесс отражения окружающего мира. Познавая военную науку, овладевая искусством боя, мысль военнослужащего последовательно углубляется от конкретного приема военно-профессиональной деятельности к ее сущности, от менее сложного понятия к более сложному, от одной группы приемов и их взаимозависимости к другой, более сложной, более общей.

Однако каждое обобщение должно основываться на конкретных представлениях и выражать многообразие связей и взаимозависимостей чувственного и рационального, эмпирического и теоретического, конкретного и абстрактного.

Источник

Характеристика процесса обучения военнослужащих

3.1.3. Основные структурные элементы процесса обучения военнослужащих

Процесс обучения военнослужащих выше был охарактеризован через его основные логические основания (цели, задачи, функции, закономерности, противоречия). Для всестороннего анализа рассмотрим данный процесс через характеристику его основных структурных элементов.

Совокупность таких взаимосвязанных элементов составляют: цель; участники (субъекты) процесса обучения (обучающие и обучающиеся); его содержание; методы, способы, приемы; средства и формы обучения; виды занятий; содержательное, методическое и организационное обеспечение учебного процесса; результат обучения; оценочно-корректировочная часть (диагностика) процесса, его прямые и обратные связи.

Процесс обучения предполагает:

анализ ситуации, определение, постановку цели обучения и принятие ее участниками процесса;

планирование и организацию учебной работы, определение содержания, методов и средств достижения цели;

предъявление учебного материала разными способами и его восприятие;

выполнение обучающих и учебных действий и операций;

организацию обратной связи, контроль и корректировку работы по усвоению содержания;

анализ и самоанализ, оценку результатов обучения и др.

Кратко рассмотрим основные элементы процесса обучения, чтобы четче обозначить их структурные связи и его процессуальные особенности.

Цель – предполагаемый результат деятельности; заранее осознанный и планируемый результат (его идеальная модель).

Его достижение требует сознательной, целенаправленной, длительной, организованной (целеполагающей) деятельности человека. Она не выдумывается, а диктуется требованиями подготовки войск.

В процессе обучения военнослужащих его цели классифицируются на главные, общие, предметно-специфические и частные.

Главная цель обучения – военно-профессиональная подготовка военнослужащих к качественному выполнению обязанностей, решению задач по службе.

Общие цели касаются специальности, учебной дисциплины (предмета), которые изучаются на протяжении всего периода обучения.

Предметно-специфические цели связаны с задачами, которые должен научиться решать военнослужащий после освоения данного предмета на различных этапах обучения.

Частные цели имеют отношение к изучению конкретных разделов, тем, вопросов этих учебных предметов.

Формулировка главной цели обучения, построение иерархии ее подцелей обеспечивают правильность выбора средств, методов и организационных форм обучения, норм, темпа и последовательности подачи учебного материала.

Главная роль в подготовке военнослужащих принадлежит обучающему (командиру, начальнику, воспитателю, инструктору и др.). Его основными педагогическими задачами признаны следующие:

организация учебной деятельности подчиненных и руководство ею;

развитие у воинов интереса к учению и других положительных мотивов учения;

формирование у обучаемых умения самостоятельно приобретать знания, умения, навыки и совершенствовать боевое мастерство;

проверка подготовленности подчиненных, оценка их знаний, умений, навыков и профессиональных качеств.

Решая эти задачи, обучающий выступает как организатор и руководитель учебной деятельности подчиненных. Он воздействует на них различными методами, средствами и приемами. В процессе этой деятельности обучаемые овладевают соответствующими знаниями, навыками, умениями, одновременно у них развивается мышление, закрепляется воля и характер, формируются морально-психологические качества, эмоционально-волевая устойчивость, психологическая готовность к бою.

Важнейший структурный элемент процесса обучения – обучаемый (обучающийся). Взаимодействие и взаимоотношения между ним и обучающим есть центральное звено любого обучения.

В учебном процессе в отношениях обучающего и обучаемого целесообразно выделить следующие главные звенья взаимодействия.

характеристика процесса обучения военнослужащих

Особая роль в процессе обучения военнослужащих отводится содержательному компоненту.

Содержание обучения– это система знаний, навыков и умений, которыми овладевают обучаемые за время службы (учебы).

Методика обучения предполагает комплексное и оптимальное использование в учебном процессе методов, приемов и средств обучения.

На современном этапе в процессе обучения военнослужащих активно используются в различном сочетании следующие методы обучения: устное изложение учебного материала; обсуждение изучаемого материала; показ (демонстрация); упражнение; практическая работа; самостоятельная работа и др.

Прием – это составная часть или отдельная сторона метода; его элемент, родовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация того. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.

Средства обучения – специально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, предназначенные наряду со словом и речью для осуществления процесса обучения.

Основные средства обучения: данные человеку природой (речь, мимика, жесты, поза и т. д.); учебная литература (книги; наглядные пособия; информационные материалы к аудиовизуальным средствам обучения); программно-методическое обеспечение компьютерной технологии обучения; дидактические материалы; лабораторное оборудование и др.

Формы организации обучения (организационные формы) – это внешняя сторона организации учебного процесса; внешнее выражение согласованной деятельности обучающего и обучаемых, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Принимая во внимание количество и состав обучаемых, место учебы, продолжительность учебной работы, формы организации обучения делятся на индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные (в учебных аудиториях), внеклассные (на полигонах, танкодромах, аэродромах и др.).

В процессе обучения военнослужащих применяются следующие основные виды учебных занятий: лекция, рассказ, семинар, беседа, групповые занятия и упражнения, лабораторное занятие, практическое занятие, тактическое (тактико-специальное) занятие, тактическое (тактико-специальное) учение, командно-штабное учение, командно-штабная игра, теоретическая (научно-практическая) конференция, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа (в том числе и под руководством обучающего) и др.

Конечный элемент процесса обучения – результат. В логическом понимании – это реализованная цель. Основными показателями достижения результата выступают знания, умения, навыки и профессионально-важные качества.

Знания – это результаты процесса познания действительности, отражающие ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов, законов, закономерностей и т. д.; продукт познания человеком предметов и явлений действительности, законов природы и общества; отражение в сознании или в материализованной форме явлений и предметов реального мира в их причинно-следственных связях и отношениях; совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях действительности.

Что касается качественной характеристики знаний военнослужащего, то они должны быть глубокими, гибкими, прочными и действенными.

Глубина знаний означает то, насколько военнослужащий прочно усваивает сущность, внутренние связи, закономерности сложных явлений, происходящих событий. Гибкость отражает способность творчески использовать знания в меняющихся условиях. Прочность – сохранение и устойчивость знаний в сложных условиях воинской деятельности. Действенность – их воплощение в практических действиях.

В психолого-педагогическом аспекте овладение знаниями представляет собой диалектический процесс, состоящий из следующих этапов:

1. Осознание познавательной задачи, уяснение ее сути, значения, актуальности.

2. Восприятие учебного материала (происходит под влиянием прежнего опыта, уже имеющихся знаний, поэтому бывает, что вроде бы все восприняли учебный материал, а при контроле оказывается, что некоторые военнослужащие поняли его неверно).

3. Осмысление материала, его творческая переработка, мысленное расчленение, выделение главного, обобщение основных частей и т. п. Это более активный, на уровне творчества, процесс.

4. Запоминание учебного материала.

5. Применение знаний.

По глубине отражения изучаемых объектов и степени их обобщения, по характеру воздействия на теоретическую и практическую деятельность можно выделить различные уровни и виды знаний:

начальный уровень – «знания-знакомства», позволяющие воину ориентироваться в обстановке в самых общих чертах;

средний уровень – «знания-репродукции», дающие военнослужащему возможность воспроизвести учебный материал;

высший уровень – «знания-трансформации», дающие возможность не только творчески их применять, но и с их помощью создавать (открывать) новые знания.

Организуя обучение подчиненных, командир должен заботиться о том, чтобы обучающиеся приобрели знания высших уровней, стали специалистами высшего класса.

Навык – действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма; характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Среди навыков выделяют:

перцептивные (сенсорные, чувственные) – автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета;

умственные (мыслительные, интеллектуальные) – автоматизированные приемы, способы решения встречавшейся ранее задачи;

двигательные (моторные) – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Двигательные навыки включают перцептивные и интеллектуальные.

Сенсорные навыки совершаются на основе работы анализатора зрения, слуха, обоняния, осязания. Это навыки определения расстояния до цели, считывания координат цели с экрана, определения по запаху вида отравляющих веществ, а на слух – качества работы двигателей.

Основу двигательных навыков составляет работа двигательных анализаторов. К ним относятся навыки выполнения гимнастических упражнений, окапывания, действия заряжающего.

Умственные навыки позволяют быстро, без затруднений выполнять мыслительные операции по расшифровке показаний приборов, оценке обстановки, расчету исходных установок для стрельбы, составлению плана выступления. В интеллектуальных навыках автоматизируются не действия, а способы использования накопленных знаний и начальных умений.

На практике часто проявляются сенсорно-двигательные навыки (наводка орудия) или умственно-сенсорно-двигательные (поиск цели, управление танком, самолетом), а также навыки коллективных действий.

Умение – это подготовленность к сознательным и точным действиям; освоенный человеком способ их выполнения, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков, способность целеустремленно и творчески использовать таковые в процессе практической деятельности.

Умения могут быть как практическими, так и умственными.

В отличие от навыков умения могут образовываться и без специальных упражнений в выполнении каких-либо действий, на основе знаний и навыков, приобретенных ранее, при выполнении действий, сходных с данными. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения навыками. Их высокий уровень означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом умении действие может выполняться в разных вариантах.

Профессионально-важные качества военнослужащих – это качества, включенные в процесс деятельности, обеспечивающие эффективность ее выполнения и характеризующие военнослужащего как военного профессионала.

Для процесса обучения важным структурным элементом оказывается также диагностика и управление обучением.

Диагностика процесса обучения познавательно-преобразовательная деятельность по распознаванию (установлению, выявлению) особенностей участников процесса обучения и самого этого процесса, обстоятельств его осуществления, точное и объективное определение результатов последнего в интересах достижения поставленных целей.

Диагностирование обученности включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование результатов.

Основными показателями оценки процесса обучения военнослужащих признаются результативность и эффективность.

Результативность прежде всего связана с уровнем усвоения учебного материала, степенью обученности, воспитанности, достижения поставленных целей. Эффективность определяет соотношение затрат (временных, материальных, финансовых и др.) и достигнутого результата, степень функциональности, исполнения и уровень действенности процесса обучения.

Предлагаемый вариант анализа учебного занятия дает возможность оценивать результативность и эффективность процесса обучения военнослужащих. В таблице, данной ниже, приведены критерии и показатели, по которым может оцениваться как учебное занятие, так и в целом процесс обучения военнослужащих.

Критерии и показатели оценки процесса обучения

характеристика процесса обучения военнослужащих характеристика процесса обучения военнослужащих

, процесс обучения военнослужащих характеризуется обоснованностью, многофункциональностью, фундаментальностью и практичной направленностью. Эти черты присущи как его организации, так и методике, что обеспечивает подготовку военных специалистов в ходе целеустремленного, организованного, методически обоснованного, высокорезультативного процесса обучения.

Рассмотренные цели, задачи, функции, закономерности и противоречия определяют основы его организации и развития. Они теоретическая основа для разработки и совершенствования технологии обучения. Практические указания по обучению военнослужащих закреплены преимущественно в принципах последнего и правилах их реализации.

Источник

Текст книги «Военная педагогика»

характеристика процесса обучения военнослужащих

Автор книги: Коллектив Авторов

Жанр: Прочая образовательная литература, Наука и Образование

Текущая страница: 14 (всего у книги 56 страниц) [доступный отрывок для чтения: 21 страниц]

3.1.3. Основные структурные элементы процесса обучения военнослужащих

Процесс обучения военнослужащих выше был охарактеризован через его основные логические основания (цели, задачи, функции, закономерности, противоречия). Для всестороннего анализа рассмотрим данный процесс через характеристику его основных структурных элементов.

Совокупность таких взаимосвязанных элементов составляют: цель; участники (субъекты) процесса обучения (обучающие и обучающиеся); его содержание; методы, способы, приемы; средства и формы обучения; виды занятий; содержательное, методическое и организационное обеспечение учебного процесса; результат обучения; оценочно-корректировочная часть (диагностика) процесса, его прямые и обратные связи.

Процесс обучения предполагает:

анализ ситуации, определение, постановку цели обучения и принятие ее участниками процесса;

планирование и организацию учебной работы, определение содержания, методов и средств достижения цели;

предъявление учебного материала разными способами и его восприятие;

выполнение обучающих и учебных действий и операций;

организацию обратной связи, контроль и корректировку работы по усвоению содержания;

анализ и самоанализ, оценку результатов обучения и др.

Кратко рассмотрим основные элементы процесса обучения, чтобы четче обозначить их структурные связи и его процессуальные особенности.

Цель – предполагаемый результат деятельности; заранее осознанный и планируемый результат (его идеальная модель).

Его достижение требует сознательной, целенаправленной, длительной, организованной (целеполагающей) деятельности человека. Она не выдумывается, а диктуется требованиями подготовки войск.

В процессе обучения военнослужащих его цели классифицируются на главные, общие, предметно-специфические и частные.

Главная цель обучения – военно-профессиональная подготовка военнослужащих к качественному выполнению обязанностей, решению задач по службе.

Общие цели касаются специальности, учебной дисциплины (предмета), которые изучаются на протяжении всего периода обучения.

Предметно-специфические цели связаны с задачами, которые должен научиться решать военнослужащий после освоения данного предмета на различных этапах обучения.

Частные цели имеют отношение к изучению конкретных разделов, тем, вопросов этих учебных предметов.

Формулировка главной цели обучения, построение иерархии ее подцелей обеспечивают правильность выбора средств, методов и организационных форм обучения, норм, темпа и последовательности подачи учебного материала.

Главная роль в подготовке военнослужащих принадлежит обучающему (командиру, начальнику, воспитателю, инструктору и др.). Его основными педагогическими задачами признаны следующие:

организация учебной деятельности подчиненных и руководство ею;

развитие у воинов интереса к учению и других положительных мотивов учения;

формирование у обучаемых умения самостоятельно приобретать знания, умения, навыки и совершенствовать боевое мастерство;

проверка подготовленности подчиненных, оценка их знаний, умений, навыков и профессиональных качеств.

Решая эти задачи, обучающий выступает как организатор и руководитель учебной деятельности подчиненных. Он воздействует на них различными методами, средствами и приемами. В процессе этой деятельности обучаемые овладевают соответствующими знаниями, навыками, умениями, одновременно у них развивается мышление, закрепляется воля и характер, формируются морально-психологические качества, эмоционально-волевая устойчивость, психологическая готовность к бою.

Важнейший структурный элемент процесса обучения – обучаемый (обучающийся). Взаимодействие и взаимоотношения между ним и обучающим есть центральное звено любого обучения.

В учебном процессе в отношениях обучающего и обучаемого целесообразно выделить следующие главные звенья взаимодействия.

характеристика процесса обучения военнослужащих

Особая роль в процессе обучения военнослужащих отводится содержательному компоненту.

Содержание обучения– это система знаний, навыков и умений, которыми овладевают обучаемые за время службы (учебы).

Методика обучения предполагает комплексное и оптимальное использование в учебном процессе методов, приемов и средств обучения.

На современном этапе в процессе обучения военнослужащих активно используются в различном сочетании следующие методы обучения: устное изложение учебного материала; обсуждение изучаемого материала; показ (демонстрация); упражнение; практическая работа; самостоятельная работа и др.

Прием – это составная часть или отдельная сторона метода; его элемент, родовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация того. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.

Средства обучения – специально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, предназначенные наряду со словом и речью для осуществления процесса обучения.

Основные средства обучения: данные человеку природой (речь, мимика, жесты, поза и т. д.); учебная литература (книги; наглядные пособия; информационные материалы к аудиовизуальным средствам обучения); программно-методическое обеспечение компьютерной технологии обучения; дидактические материалы; лабораторное оборудование и др.

Формы организации обучения (организационные формы) – это внешняя сторона организации учебного процесса; внешнее выражение согласованной деятельности обучающего и обучаемых, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Принимая во внимание количество и состав обучаемых, место учебы, продолжительность учебной работы, формы организации обучения делятся на индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные (в учебных аудиториях), внеклассные (на полигонах, танкодромах, аэродромах и др.).

В процессе обучения военнослужащих применяются следующие основные виды учебных занятий: лекция, рассказ, семинар, беседа, групповые занятия и упражнения, лабораторное занятие, практическое занятие, тактическое (тактико-специальное) занятие, тактическое (тактико-специальное) учение, командно-штабное учение, командно-штабная игра, теоретическая (научно-практическая) конференция, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа (в том числе и под руководством обучающего) и др.

Конечный элемент процесса обучения – результат. В логическом понимании – это реализованная цель. Основными показателями достижения результата выступают знания, умения, навыки и профессионально-важные качества.

Знания – это результаты процесса познания действительности, отражающие ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов, законов, закономерностей и т. д.; продукт познания человеком предметов и явлений действительности, законов природы и общества; отражение в сознании или в материализованной форме явлений и предметов реального мира в их причинно-следственных связях и отношениях; совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях действительности.

Что касается качественной характеристики знаний военнослужащего, то они должны быть глубокими, гибкими, прочными и действенными.

Глубина знаний означает то, насколько военнослужащий прочно усваивает сущность, внутренние связи, закономерности сложных явлений, происходящих событий. Гибкость отражает способность творчески использовать знания в меняющихся условиях. Прочность – сохранение и устойчивость знаний в сложных условиях воинской деятельности. Действенность – их воплощение в практических действиях.

В психолого-педагогическом аспекте овладение знаниями представляет собой диалектический процесс, состоящий из следующих этапов:

1. Осознание познавательной задачи, уяснение ее сути, значения, актуальности.

2. Восприятие учебного материала (происходит под влиянием прежнего опыта, уже имеющихся знаний, поэтому бывает, что вроде бы все восприняли учебный материал, а при контроле оказывается, что некоторые военнослужащие поняли его неверно).

3. Осмысление материала, его творческая переработка, мысленное расчленение, выделение главного, обобщение основных частей и т. п. Это более активный, на уровне творчества, процесс.

4. Запоминание учебного материала.

5. Применение знаний.

По глубине отражения изучаемых объектов и степени их обобщения, по характеру воздействия на теоретическую и практическую деятельность можно выделить различные уровни и виды знаний:

начальный уровень – «знания-знакомства», позволяющие воину ориентироваться в обстановке в самых общих чертах;

средний уровень – «знания-репродукции», дающие военнослужащему возможность воспроизвести учебный материал;

высший уровень – «знания-трансформации», дающие возможность не только творчески их применять, но и с их помощью создавать (открывать) новые знания.

Организуя обучение подчиненных, командир должен заботиться о том, чтобы обучающиеся приобрели знания высших уровней, стали специалистами высшего класса.

Навык – действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма; характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Среди навыков выделяют:

перцептивные (сенсорные, чувственные) – автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета;

умственные (мыслительные, интеллектуальные) – автоматизированные приемы, способы решения встречавшейся ранее задачи;

двигательные (моторные) – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Двигательные навыки включают перцептивные и интеллектуальные.

Сенсорные навыки совершаются на основе работы анализатора зрения, слуха, обоняния, осязания. Это навыки определения расстояния до цели, считывания координат цели с экрана, определения по запаху вида отравляющих веществ, а на слух – качества работы двигателей.

Основу двигательных навыков составляет работа двигательных анализаторов. К ним относятся навыки выполнения гимнастических упражнений, окапывания, действия заряжающего.

Умственные навыки позволяют быстро, без затруднений выполнять мыслительные операции по расшифровке показаний приборов, оценке обстановки, расчету исходных установок для стрельбы, составлению плана выступления. В интеллектуальных навыках автоматизируются не действия, а способы использования накопленных знаний и начальных умений.

На практике часто проявляются сенсорно-двигательные навыки (наводка орудия) или умственно-сенсорно-двигательные (поиск цели, управление танком, самолетом), а также навыки коллективных действий.

Умение – это подготовленность к сознательным и точным действиям; освоенный человеком способ их выполнения, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков, способность целеустремленно и творчески использовать таковые в процессе практической деятельности.

Умения могут быть как практическими, так и умственными.

В отличие от навыков умения могут образовываться и без специальных упражнений в выполнении каких-либо действий, на основе знаний и навыков, приобретенных ранее, при выполнении действий, сходных с данными. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения навыками. Их высокий уровень означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом умении действие может выполняться в разных вариантах.

Профессионально-важные качества военнослужащих – это качества, включенные в процесс деятельности, обеспечивающие эффективность ее выполнения и характеризующие военнослужащего как военного профессионала.

Для процесса обучения важным структурным элементом оказывается также диагностика и управление обучением.

Диагностика процесса обучения познавательно-преобразовательная деятельность по распознаванию (установлению, выявлению) особенностей участников процесса обучения и самого этого процесса, обстоятельств его осуществления, точное и объективное определение результатов последнего в интересах достижения поставленных целей.

Диагностирование обученности включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование результатов.

Основными показателями оценки процесса обучения военнослужащих признаются результативность и эффективность.

Результативность прежде всего связана с уровнем усвоения учебного материала, степенью обученности, воспитанности, достижения поставленных целей. Эффективность определяет соотношение затрат (временных, материальных, финансовых и др.) и достигнутого результата, степень функциональности, исполнения и уровень действенности процесса обучения.

Предлагаемый вариант анализа учебного занятия дает возможность оценивать результативность и эффективность процесса обучения военнослужащих. В таблице, данной ниже, приведены критерии и показатели, по которым может оцениваться как учебное занятие, так и в целом процесс обучения военнослужащих.

Критерии и показатели оценки процесса обучения

характеристика процесса обучения военнослужащих

характеристика процесса обучения военнослужащих

Таким образом, процесс обучения военнослужащих характеризуется обоснованностью, многофункциональностью, фундаментальностью и практичной направленностью. Эти черты присущи как его организации, так и методике, что обеспечивает подготовку военных специалистов в ходе целеустремленного, организованного, методически обоснованного, высокорезультативного процесса обучения.

Рассмотренные цели, задачи, функции, закономерности и противоречия определяют основы его организации и развития. Они теоретическая основа для разработки и совершенствования технологии обучения. Практические указания по обучению военнослужащих закреплены преимущественно в принципах последнего и правилах их реализации.

1. Дайте характеристику сущности и структуры процесса обучения.

2. Как понимать двухсторонний характер процесса обучения?

3. Охарактеризуйте функции обучения.

4. Раскройте основные закономерности и противоречия процесса обучения военнослужащих.

5. Перечислите основные структурные элементы процесса обучения.

6. Что включает в себя содержание обучения?

7. Что понимается под методами, приемами и средствами обучения?

8. Охарактеризуйте сущность знаний, навыков и умений.

9. Назовите основные критерии и показатели, по которым может оцениваться процесс обучения военнослужащих.

Военная педагогика / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1986.

Военная психология и педагогика / Под ред. В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.

Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.

Лихачев Б. Т. Педагогика. М., 1993

Осмоловская И. М. Дидактика. М.: Академия, 2006.

Педагогика: теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2006.

Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996.

Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005.

Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2003.

Подласый И. П. Педагогика: в 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 2000.

Ситаров В. А. Дидактика. М.: Академия, 2004.

Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения. М.: Академия, 2006.

3.2. Принципы обучения военнослужащих

В современной науке принципы – это исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи. В принципах обучения, или дидактики, выражены требования закономерностей данного процесса, его противоречий и логики.

3.2.1. Общая характеристика принципов обучения военнослужащих

Дидактические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы обучения в соответствии с его общими целями и закономерностями.

В принципах обучения выражаются его нормативные основы; выступая как категории дидактики, они характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Таким образом, дидактические принципы – это наиболее общие руководящие, нормативные положения, в которых выражены требования к содержанию, организации и методике процесса обучения. Каждый принцип включает правила (требования), раскрывающие отдельные, конкретные стороны обучения, но ни один не может быть сведен к сумме тех или иных правил.

Под правилами обучения понимают руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения определенного принципа обучения. Это конкретные указания о том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации.

Правила вытекают из принципов обучения и конкретизируют их. Если вторые имеют характер общей закономерности, то первые отражают ситуативные действия. Правило указывает педагогу, как в практической работе следует реализовать дидактический принцип. Каждое правило определяет отдельные шаги в работе обучающего, которые ведут к реализации какого-либо принципа. Оно не обладает силой всеобщности и обязательности и используется в зависимости от складывающейся конкретной педагогической ситуации.

Перечни дидактических принципов у различных авторов неодинаковы. Однако некоторые общепризнанны: это принципы научности, систематичности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, обучения с жизнью, прочности и действенности результатов, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога, сочетание коллективных и индивидуальных форм учебной работы.

В современной военной педагогике на основе научного осмысления наследия прошлого, положений педагогики, психологии, военной науки наиболее важными считаются следующие принципы обучения военнослужащих:

социальная обусловленность обучения военнослужащих;

научность обучения военнослужащих;

практическая направленность обучения военнослужащих, связь обучения с жизнью, с практикой строительства и развития Вооруженных Сил;

наглядность в обучении;

доступность и высокий уровень трудности обучения;

сознательность, активность и самостоятельность военнослужащих (обучающихся) при руководящей роли педагога;

систематичность, последовательность и комплексность в обучении;

прочность усвоения в обучении, прочность результатов обучения и развития познавательных сил военнослужащих;

коллективизм и индивидуальный подход к обучению военнослужащих, рациональное сочетание коллективных (групповых) и индивидуальных форм и способов обучения;

гуманный, воспитывающий и развивающий характер обучения военнослужащих.

Рассмотрим содержание указанных принципов обучения военнослужащих и их требования, правила.

3.2.2. Принципы социальной обусловленности и научности обучения

Принцип социальной обусловленности обучения – ведущий принцип в подготовке военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по вооруженной защите Родины, так как именно он определяет необходимость соблюдения в обучении личного состава требований государства, общества, предъявляемых к Вооруженным силам Российской Федерации, военнослужащим.

Именно этот принцип является главным при приведении содержания обучения в соответствие с военной и образовательной политикой. Он проявляется прежде всего при разработке квалификационных требований к подготовке военнослужащих, учебных планов, программ и учебников. Соответственно выдвигаются и следующие дидактические требования:

органически связывать учебный процесс и изучаемый материал с жизнью страны, задачами Вооруженных Сил, деятельностью личного состава;

проводить в жизнь требования Президента, Правительства, министра обороны РФ, изложенные в руководящих документах, приказах и директивах;

воспитывать у военнослужащих качества гражданина своей страны, защитника Отечества;

способствовать поддержанию и повышению престижа воинской службы.

Все эти дидактические требования взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Их целеустремленная реализация с учетом особенностей изучаемой темы, вопроса придает обучению воспитывающий характер.

излагать учебный материал с позиций последних достижений науки и техники и их реализации и учета в военной практике;

Эти требования неотделимы друг от друга. Их реализация с учетом особенностей изучаемой темы придает обучению научный характер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *