характеристика современных систем обучения

Тема 10. Характеристика современных систем обучения

Системы формирования умственных действий. Алгоритмиза­ция в обучении: требования к алгоритмам, алгоритмы и алгорит­мические предписания; алгоритмы распознавания, преобразования и контроля, условия формирования алгоритмов. Значение само­стоятельного открытия алгоритмов в формировании творческой деятельности. Теория поэтапного формирования умственных дей­ствий: понятие ориентировочной основы действия, этапы форми­рования умственных действий. Формирование системы общих ум­ственных действий: классификация умственных действий. Общие и конкретные умственные действия, условия формирования общих умственных действий. Программированное обучение в формирова­нии общих и конкретных умственных действий. Возможности ис­пользования компьютера в формировании умственных действий.

Система формирования учебной деятельности: дидактические основы, дидактические условия, этапы и показатели сформирован­ности учебной деятельности.

Система Ш.А. Амонашвили, направленная на гуманное отно­шение к младшему школьнику: принципы обучения в системе Ш.А. Амонашвили, их направленность на гуманизацию образова­ния, условия, обеспечивающие атмосферу гуманности в общении с младшими школьниками.

Тема 10.1 Системы формирования умственных действий

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Необходимость формирования умственных действий в обу­чении.

2. Классификация умственных действий.

3. Теория алгоритмизации и ее значение в формировании ум­ственных действий:

—алгоритмы и алгоритмические предписания;

—пути формирования алгоритмов и алгоритмических предпи­саний у младших школьников.

4. Теория поэтапного формирования умственных действий
П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной:

—понятие ориентировочной основы, ее типы;

—этапы формирования умственного действия;

—использование теории поэтапного формирования умствен­ных действий, в практике начального обучения.

5. Формирование систем общих умственных действий:

— структура общих умственных действий;

— условия формирования общих умственных действий;

—программированное обучение, возможности компьютера в формировании общих умственных действий.

—особенности формирования систем общих умственных дей­ствий в образовательном процессе начальной школы.

Рекомендуемая литература

1. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (Начальные классы). М., 1978 с. 48-51, 144-147.

2. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Часть 2. Тема 6. с. 367-371.

3. Раев А. И. Психологические вопросы программированного обу­чения. Л., 1971

4. Раев А.И.Управление умственной деятельностью младшего школьника. Л., 1976.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000. Раздел 3. Глава 12, § 6, 7

7. Талызина Н.Ф.Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. с. 86-109.

8. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. Раздел 2. Глава 14.

1. Ахметгалиева А.А.Подготовка будущего учителя к поэтапному формированию умственных действий у учащихся // Начальная школа. 1996. № 4.

2. Ланда Л.Н.Алгоритмизация в обучении. М., 1966.

3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьюте­ризации обучения. М., 1988.

4. Павленко В.Н.Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных дей­ствий // Вопросы психологии. 1995. № 1

5. Талызина Н.Ф.Формирование познавательной деятельность младших школьников. М., 1987.

6. Талызина Н.Ф.Теория планового формирования умственных действий сегодня // Вопросы психологии. 1993. № 1.

Задания

1. На основе анализа учебников для начальной школы приве­дите примеры алгоритмов и алгоритмических предписаний, ис­пользуемых в обучении.

2. На примере одной из учебных тем покажите, как вы будете
использовать теорию поэтапного формирования умственных действий в обучении младших школьников. (Приложение № 18)

3. Проанализируйте нижеприведенный фрагмент программированного задания, покажите, как реализация принципов программированного обучения позволяет формировать умственные действия.

1) Произнеси слова часы, часовой, часовщик, час, часик. 2) Поставь ударения. См. стр. 13
часы¢, часово¢й, часовщи¢к, час, ча¢сик 3) Найди корень в этих словах. См. стр. 17
часы¢, часово¢й, часовщи¢к, час, ча¢сик 4) Найди безударную гласную (поставь галочку) См. стр. 20.
часы¢, часово¢й, часовщи¢к, час, ча¢сик См. стр. 11
Запиши по порядку действия, которые нужно выполнять, чтобы найти безударную гласную в корне слова: ПОСТАВИТЬ УДАРЕ­НИЕ, НАЙТИ КОРЕНЬ, ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО, НАЙТИ БЕЗ­УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА 1) 2) 3) 4)

4. Составьте план работы учителя по формированию у младших школьников умения сравнивать.

Источник

Психологические характеристики современных систем обучения.

Система обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Общая характеристика системы: 1. Изменение предметного содержания обучения. В основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий. 2. Переход к деятельностной педагогике( основная компетентность- основы теоретического мышления) 3. Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия 4. Коллективно-распределенный тип деятельности 5. Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей

Принципы обучения: предметом усвоения являются общие способы действия; освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением; ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи

Образовательный результат: развитая, свободная личность

Особенности организации деятельности обучающихся: групповые дискуссионные формы работы, Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем; отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта; домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Сильные стороны: создаются условия для стремлений учащегося к обучению; много внимания уделяют теории и логическому построению; внимания уделяют росту нормальной самооценки у ребенка; программа учит критически оценивать собственные действия;

Ограничения данной системы: уровень преподавания предметов очень высокий и сложный; не сочетается с другими образовательными программами в старшем и среднем звене; особое внимание уделяют развитию работы в команде, навыков общения

Система обучения «Школа 2100».

Принципы обучения: деятельностно ориентированный принцип; личностно ориентированный; «минимакса»; культурно ориентированные; воспитательный

Деятельностный принцип обучения: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее развитие, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Образовательный результат: самостоятельная, практико – ориентированная, адекватно – оценивающая себя личность

Особенности организации деятельности обучающихся: Информации в учебниках предоставлено много, усвоение знаний по стандарту; максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности;

Сильные стороны: системность; углубленное изучение предметов; обучение построено на наглядности; система развивающего обучения; доступна массовой школе; система целостного и непрерывного образования

Ограничения данной системы: сложная программа; активное участие родителей

Система обучения Л.В. Занкова

Общая характеристика системы: достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья

Принципы обучения: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; принцип быстрого прохождения учебного материала; принцип осознания процесса учения; принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся класса, включая и слабых

Образовательный результат: если ребенок научится самостоятельно заниматься по этой программе, то проблем в среднем звене школы у него не будет

Особенности организации деятельности обучающихся: руководящая роль учителя с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности

Сильные стороны: Программа сложная и интересная, рассчитана на сильных, подготовленных детей с аналитическим (математическим) складом ума, развивает логическое мышление

Ограничения данной системы: информации в учебнике мало, изложена не очень понятно для ребенка, для ответов на вопросы учебника необходима дополнительная литература. Многим детям необходима помощь родителей.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 522 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Характеристика современных систем обучения

Виды обучения определяются в результате разделения разнообразных учебных процессов по какому-либо основанию. В разных научных исследованиях и учебных пособиях по педагогике выделяются различные виды обучения (рисунок).

характеристика современных систем обучения

Рассмотрим некоторые виды обучения.

Первый в истории вид систематического обучения применялся древнегреческим философом Сократом и получил название сократической беседы. Суть сократической беседы состоит в поиске истины путем постановки наводящих вопросов. Учитель-философ своими вопросами стимулировал познавательный интерес ученика и сам, рассуждая, вел мысль ученика по пути познания. Сократовские беседы были ориентированы на индивидуальное обучение или работу с небольшой группой учеников, изначально проявляющих интерес к знаниям.

характеристика современных систем обучения

— обучение рассматривается как сложная динамическая (подвижная, иизменяющаяся) система;
— управление системой осуществляется с помощью посылки команд ученику (непосредственно учителем или с помощью технических средств) и получения обратной связи (т.е. информации о ходе обучения);
— информация, полученная по обратной связи, оценивается учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).

• подача учебной информации небольшими, легко усваиваемыми, порциями;
• установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции информации;
• предъявление правильного ответа для самоконтроля;
• формулирование дальнейших указаний для ученика в зависимости от результата (правильности / неправильности ответа).

В программированном обучении используется два структурных способа построения программ: линейный и разветвлённый. По линейной программе все учащиеся работают над порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвленная программа предусматривает выбор индивидуального пути освоения целостной учебной информации самим учеником.

Кроме описанных выше видов обучения, есть и другие: модульное, проблемное, дистанционное и т.д.

Виды обучения, существующие достаточно долго, сформировались как системы взаимосвязанных форм, методов, приёмов и средств обучения.

Система обучения – это целостное единство взаимосвязанных и взаимодействующих форм, средств, методов и приёмов организации учебного процесса.

Сегодня наиболее распространены классно-урочная и лекционно-семинарская системы обучения, история существования которых насчитывает более 400 лет. И хотя в XIX-XX вв. были созданы очень известные белл-ланкастерская, батавская, мангеймская системы, а также системы обучения по методу проектов, по далтон-плану, плану Трампа и др., они всё же не получили столь широкого распространения как классно-урочная и лекционно-семинарская.

Источник

Современные модели организации обучения. виды обучения, их характеристика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Модель обучения – это план организации учебно-воспитательной деятельности с набором эффективных методов ее реализации и продуктивных форм построения.

В силу нестабильности и скорости развития современного общества, динамичности его социально-экономических процессов, требуется переориентация образовательной деятельности. Это приводит к уходу от традиционных методов обучения и использованию новых моделей организации образовательной деятельности.

Сущность и характеристика современных моделей обучения

Современные модели обучения отражают особенности протекания образовательной деятельности нем разных уровнях и этапах обучения, с учетом условий текущего социального развития и его динамики.

Сущность современных моделей обучения можно обозначить следующими параметрами:

В современной системе образования существует большое количество моделей организации обучения. Это говорит о том, что процесс обучения характеризуется вариативностью и индивидуальной направленностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Модели обучения непрерывно развиваются и совершенствуются. Старые модели заменяются новыми. Те модели, которые буквально недавно рассматривались, как инновационные, уходят на второй план и занимают место традиционных моделей обучения (например, модель проблемного обучения).

Основными характеристиками современных моделей обучения являются следующие:

Культурологическая модель организации обучения

Данная модель обучения основывается на ориентации образовательной деятельности на удовлетворение современных культурных требований. Это означает, что требования рынка, экономики к современной системе образования теряют свою актуальность. При этом, нельзя сказать, что они совсем не выполняются. Просто они уходят на второй план.

Целевым назначением использование данной модели обучения является привитие учащимся духовной культуры, усвоение ими духовных ценностей и ориентиров жизнедеятельности. Это необходимо для полноценного всестороннего развития личности учащегося.

В данной модели обучения осуществляется применение форм и методов организации образовательной деятельности, ориентированных на придание обучению гуманистической направленности и гуманитарных характеристик.

Основными характеристиками культурологической модели обучения являются:

Модель предоставления разнообразных образовательных услуг

Данная модель ориентирована на выполнение социального заказа, т.е. требований социальной среды, предъявляемых к системе образования на данном этапе общественного развития.

Данная модель обучения основывается на вариативности образовательных программ и образовательных учреждений. Такое обучение носит негосударственный характер и реализуется в частном секторе. Здесь, учреждения конкурируют между собой, ориентируясь на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов заказчиков, предлагая программы обучения для учащихся разных социальных категорий и материального обеспечения.

Целевое назначение данной модели обучения сводится к адаптации учащегося к современному социальному пространству. При этом не учитывается необходимость развития ценностных компонентов личности и раскрытие ее творческого потенциала.

Модель дистанционного обучения

Дистанционное обучение – это построение образовательного пространства, основанного на принципе удаленного расположения педагога и учащихся друг от друга и их связи через современную систему информационных телекоммуникативных средств.

Основными характеристиками данной модели обучения являются:

Источник

Статья «Современные модели организации обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Современные модели организации обучения

Образование как система представляет собой сеть учреждений разного типа и уровня.

На протяжении столетий складывались и продолжают появляться особо организованные школы, отличающиеся своими принципами и определенной спецификой, и, соответственно, носящие разные названия. Так, в педагогическом мире известны «Школа радости», «Вальдорфская школа», «Школа Френе», «Гуманитарная школа», «Спортивная школа», «Школа жизни» и т. д.

Практикой доказано, что современное образование уже не может успешно функционировать в прежних и – мире – педагогических формах. Это означает, что новая школа, образовательная система с необходимостью требуют применения иных способов управления, что предполагает переосмысление базовых условий организации школьной жизни: переформулирование целей, задач, средств, способов оценивания и коммуникации.

В последнее время цели школьного образования стали формулироваться более четко, конкретно, результаты задаваться набором задач (причем далеко не всегда относящихся к предмету и (или) образовательной области), которые должен быть способен решать выпускник. Это связано с тем, что как показала практика, степень постижения учеником задач школы (ступени, класса, учебного предмета), сформулированных через цели – ориентиры, практически не проверяема и носит декларативный характер. Действительно, невозможно определить, в какой степени выпускник средней школы осознал естественно – научную картину мира или понял значение творчества Достоевского для становления отечественной писательской школы XX в. Еще труднее ответить на вопрос: «Проверка каких ученических достижений позволяет нам говорить о решении сформированных школой образовательных задач?».

Подобные формулировки размывали понятие «хорошая школа», делали практически неразрешимой проблему достоверного определения качества работы образовательного учреждения, уровня достижений ученика, не связанных с приобретением им определенного набора знаний, да и многих сложных умений.

Ответом на изменение понимания целей образования стало появление учебных (образовательных) программ, различных современных моделей, сконструированных как последовательность решения конкретных задач.

Функционирование любой образовательной модели подчинено той или иной цели.

Образовательные цели – это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем. Эти цели социально зависимы от различных условий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главных ценностей.

Цели образовательной системы – это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения. Неоднократно предпринимались попытки представить такую программу в виде модели выпускника школы или вуза, в виде профессиограммы специалиста конкретного учебного заведения. В современных условиях при отборе целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, желающего получить образование в конкретном образовательном процессе.

Цели обучения конкретной дисциплины уточняют и определяют цели образования современного человека как таковые и цели конкретного учреждения с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного курса, возрастных и других индивидуальных особенностей обучающихся.

Как правило, цели показывают общие стратегические ориентиры и направления деятельности педагогов и учащихся.

Модель обучения – систематизированный комплекс основных закономерностей ученика и преподавателя при осуществлении обучения, подразделяется на два вида моделей – педагогические и андрагогические.

Современная модель обучения отражает психологические закономерности организации и осуществления процесса образования, обучающихся разного возраста и в разных условиях.

Наиболее употребительной в педагогической практике считается классификация по характеру и содержанию противоречий в учебной проблеме:

1. несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новой информацией;

2. многообразие выбора единственного правильного или оптимального варианта решения;

3. новые практические условия использования учащимися уже имеющихся у него знаний;

4. противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и его практической неосуществимостью или целесообразностью;

5. отсутствие теоретического обоснования практически достигнутого результата.

Классификация современных моделей обучения свидетельствуют о вариативности организации и осуществления процесса образования, о возможности учета особенностей развития индивидуальности обучающегося, условий, в которых протекает процесс образования; модель образования как государственно-ведомственной организации, модель развивающего образования, традиционная модель образования, рационалистическая, феноменологическая, неинституциональная.

Известно, что система изменяет свои свойства, если изменяются её элементы. Системообразующим фактором педагогического процесса являются его цели. От того, какие ставятся цели, зависит сущность самого процесса обучения. Если целью является формирование знаний, то процесс обучения приобретает объяснительно – иллюстративный характер, если – формирование познавательной самостоятельности, то процесс приобретает черты частично, проблемного обучения, если ставит цель развития индивидуальности школьника и его личностных качеств, то процесс является подлинно развивающим, то есть целостным процессом проблемно – развивающего обучения.

Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития от модели догматического обучения, затем объяснительно – иллюстративного, до проблемно – развивающего типа. При этом уровень целостности процесса обучения становился все выше. Сущность целостности проблемно – развивающего типа обучения – в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека, гармоничному развитию индивидуальности и воспитанию личности.

Модели обучения постоянно видоизменяются и сейчас проблемно – развивающий процесс обучения мы уже относим к традиционному его типу. Традиционный процесс обучения в настоящее время осуществляется в виде педагогической или андрагогической модели.

Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего. При этом, конечно, же необходимо учитывать и другие компоненты процесса обучения: содержание, источники, средства, формы и методы.

Описание способов изменения образовательного процесса (включая рассмотрение действующих моделей) в начальной школе (система оценивания, формы организации учебных занятий, индивидуализация образовательных программ и т. д.), направлено на:

· поддержание образовательной инициативы ребенка;

· обучение навыкам общения, сотрудничества;

· расширения опыта самостоятельного выбора;

· формирование учебной самостоятельности.

Исходя из идеи, что каждый человек обладает особой индивидуальной сущностью, раскрыть которую ему предстоит в процессе жизни. Поэтому основная задача общего образования для нас состоит не в передаче ребенку определенной суммы знаний, а в том, чтобы помочь ему в постепенном складывании об­раза своего «Я», выработке и развитии тех способов, универсальных умений, которые бы позволили ему максимально реализовать себя.

Ребенок развивающаяся личность, требующая уважения и принятия, поэтому образовательный процесс должен строиться на гуманистических и демократических основах. В таком процессе ре­бенок не пассивный объект воздействия учителя, а субъект образо­вания, который становится все более активным по мере взросления.

Детство не только подготовка к взрослой жизни, но прежде всего самоценный и уникальный период, от полноты проживания которого в значительной степени зависит вся последующая судь­ба человека. Поэтому в начальной школе важно дать простор дет­ским формам самовыражения, детской фантазии, игре.

Чтобы построить модель начальной школы, отвечающей заяв­ленным ценностям и целям, на наш взгляд, надо изменить учеб­но-воспитательный процесс следующим образом.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *