характеристика технологии традиционного обучения

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Термин «традиционное обучение» подразумевает преж­де всего классно-урочную организацию обучения, сложив­шуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулиро­ванных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преоб­ладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

— учащиеся приблизительно одного возраста и уров­
ня подготовки составляют класс, который сохраняет в ос­
новном постоянный состав на весь период школьного

— класс работает по единому годовому плану и про­грамме согласно расписанию. Вследствие этого дети дол­жны приходить в школу в одно и то же время и в заранее определенные часы дня;

— основной единицей занятий является урок;

— урок, как правило, посвящен одному учебному пред­мету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над од­ним и тем же материалом;

— работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учеб­ного года принимает решение о переводе учащихся в сле­дующий класс;

— учебные книги (учебники) применяются, в основном,

для домашней работы.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между урока­ми — атрибуты классно-урочной системы.

Классификационные параметры традиционного обучения

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: педагогика принуждения.

По основному фактору развития: социогенная — с до­пущениями биогенного фактора.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример).

По ориентации на личностные структуры — инфор­мационная, ЗУН.

По характеру содержания; светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.

По типу управления: традиционное классическое + ТСО.

По организационным формам:классно-урочная, ака­демическая.

По подходу к ребенку:авторитарная.

По преобладающему методу:объяснительно-иллюст­ративная.

По категории обучаемых:массовая.

Целевые ориентации

Цели обучения — подвижная категория, включаю­щая в зависимости от ряда условий те или иные состав­ляющие.

В советской педагогике цели обучения формулирова­лись так:

♦ формирование системы знаний, овладение основами наук;

♦ формирование основ научного мировоззрения;

♦ всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;

♦ воспитание идейно убежденных борцов за комму­низм, за светлое будущее всего человечества;

♦ воспитание сознательных и высокообразованных лю­дей, способных как к физическому, так и к умственному труду.

Таким образом, по своему характеру цели ТО представ­ляют воспитание личности с заданными свойствами.

По содержанию цели ТО ориентированы преимуще­ственно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (все­стороннее развитие было декларацией).

В современной массовой российской школе цели не­сколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспи­тания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) оста­лась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остает­ся «школой знаний», сохраняет примат информирован­ности личности над ее культурой, преобладание рацио-

нально-логической стороны познания над чувственно-эмоцинальной.

Концептуальные положения

Концептуальную основу ТО составляют принципы пе­дагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским:

♦ научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

♦ природосообразности (обучение определяется разви­тием, не форсируется);

♦ последовательности и систематичности (последова­тельная линейная логика процесса, от частного к общему);

♦ доступности (от известного к неизвестному, от легко­го к трудному, усвоение готовых ЗУЕ);

♦ прочности (повторение — мать учения);

♦ сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении комайд);

♦ принцип наглядности (привлечение различных орга­нов чувств к восприятию);

♦ принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);

♦ учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Обучение — это процесс передачи знаний, умений и на­выков, социального опыта от старших поколений — под­растающему. В состав этого целостного процесса включа­ются цели, содержание, методы и средства.

Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно опре­делялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются, в основном, к рассудочному началу личности, а не к ее духов­ности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические

характеристика технологии традиционного обученияпредметы отводится лишь 3%, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания.

Традиционная система остается единообразной, не ва­риативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и ва­риативности. Планирование содержания обучения центра­лизовано. Базисные учебные планы основываются на еди­ных для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено двигаться ребенку.

Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не вза­имосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3% от академических. В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий, негативизм воспитательных воздействий.

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его много­образными запросами и потребностями, отсутствуют усло­вия для проявления индивидуальных способностей, твор­ческих проявлений личности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

♦ регламентации деятельности, принудительности обу­чающих процедур («школа насилует личность»);

♦ ориентации на среднего ученика («школа убивает та­ланты»).

Позиция ученика: ученик — подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик — еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».

Позиция учителя: учитель — командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (ро­дитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».

Методы усвоения знаний основываются на:

♦ сообщении готовых знаний;

♦ обучении по образцу;

♦ индуктивной логике от частного к общему; Ф механической памяти;

Ф репродуктивном воспроизведении.

Положительные стороныОтрицательные стороны
Систематический характер обучения Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Организационная четкость Постоянное эмоциональное воздейст­вие личности учителя Оптимальные затраты ресурсов при массовом обученииШаблонное построение, однообразие Нерациональное распределение вре­мени урока На уроке обеспечивается лишь перво­начальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней пере­кладывается на домашние задания Учащиеся изолируются от общения друг с другом Отсутствие самостоятельности Пассивность или видимость активно­сти учащихся Слабая речевая деятельность (сред­нее время говорения ученика 2 минуты в день) Слабая обратная связь Усредненный подход Отсутствие индивидуального обучения

Процесс обучения как деятельность в ТО характеризу­ется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельно­сти ребенка:

Ф самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;

Ф планирование деятельности ведется извне, навязыва­ется ученику вопреки его желанию;

Ф итоговый анализ и оценивание деятельности ребен­ка производятся не им, а учителем, другим взрослым.

В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его нега­тивными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма — «школа уро­дует личность»).

Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пя­тибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся

по учебным предметам, требования к оценке: индивиду­альный характер, дифференцированный подход, система­тичность контроля и оценивания, всесторонность, разнооб­разие форм, единство требований, объективность, мотивиро­ванность, гласность.

Однако в школьной практике ТО обнаруживаются от­рицательные стороны традиционной системы оценок.

Количественная оценка — отметка — часто становит­ся средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует уча­щихся на «хороших» и «плохих».

Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентно­сти, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредствен­ным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).

Особо существует проблема двойки. Она является не­переводной оценкой, основанием второгодничества и отсе­ва, т.е. решает во многом судьбу личности, и в целом пред­ставляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой.

Традиционная форма обучения — классно-урочная.

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: снача­ла учебный материал преподносится классу лекцион­ным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабора­торных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

Традиционные технологии обучения используют два метода.

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учеб-

ный материал) — это осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскур­сия и т. п. Деятельность студента направлена на получе­ние информации и узнавание, в результате чего формиру­ются «знания-знакомства».

2. Репродуктивный метод. Преподаватель составляет задание для студентов на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов, и, таким образом, студент сам, активно воспроиз­водит учебный материал: отвечает на вопросы, решает за­дачи и т. д., в результате формируются «знания-копии». Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный — методы традиционного обучения, основная сущность кото­рого сводится к процессу передачи готовых известных знаний студентам.

Недостатки традиционного обучения многочисленны, например: 1) усредненный общий темп изучения матери­ала; 2) единый усредненный объем знаний, усваиваемых студентами; 3) большой удельный вес знаний, получаемых студентами в готовом виде через преподавателя без опо­ры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате студенты «разучиваются думать»; 4) почти полное незнание преподавателем, усваиваются ли студентами сообщаемые знания; 5) преобладание словес­ных методов изложения материала, создающих объектив­ные предпосылки рассеивания внимания; 6) затруднен­ность самостоятельной работы студентов с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материа­ла; 7) преобладание нагрузки на память студентов, так как надо по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, тот успешнее воспроизводит, но в будущей профессиональной деятельности эти методы заучивания и точного по памяти воспроизведения информации не требу­ются, не применяются, и, с другой стороны, студент не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной практике (умение находить нужную ин­формацию для определения производственного решения, умение находить самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях). Таким образом, при традиционном

характеристика технологии традиционного обучения характеристика технологии традиционного обучения характеристика технологии традиционного обучения характеристика технологии традиционного обученияобучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения и которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.

Источник

Традиционные технологии обучения (ТТО)

Традиционные технологии обучения (ТТО) – технологии, построенные на основе классно – урочной организации и объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу. Традиционное обучение подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVIII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками, – атрибуты классно-урочной системы,

Классификационные параметры ТТО: по уровню применения – общепедагогическая; по философской основе – педагогика принуждения; по основному фактору развития – социогенная (с допущением биогенного фактора); по концепции усвоения – ассоциативно-рефлектор – ная с опорой на суггестию (образец, пример); по ориентации на личностные структуры – информационная, ориентированная на усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН); по характеру содержания – светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая; по типу управления – традиционное классическое + ТСО; по организационным формам – классно-урочная, академическая; по подходу к ребенку – авторитарная; по преобладающему методу – объяснительно-иллюстративная; по категории обучаемых – массовая.

Целевые ориентации. Цели обучения – подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. Напр., в советской педагогике цели обучения формулировались так:

Т.о., по своему характеру цели ТТО представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию целей ТТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией). В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились – исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно- эмоциональной и творческой.

Концептуальную основу ТТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским, т.е. принципы:

Обучение в ТТО понимают как процесс передачи

знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений – подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы, средства.

Особенности содержания. Содержание образования в отечественной ТТО сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-техническо – го прогресса) и по сей день является технократическим (имеется в виду ТТО в Российской Федерации). Знания адресуются, в основном, к рассудочному началу личности, а не к духовности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3%, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания (данные Г.К. Селевко, 1998). Традиционная система образования остается в основном единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения – централизовано.

Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри к-рых (и только внутри) предоставлено двигаться ребенку. Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3% от академических. В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий, негативизм воспитательных воздействий.

Особенности методики. ТТО представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Авторитаризм процесса обучения проявляется в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»); централизации контроля; ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»). В такой системе ученик – подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик – еще не полноценная личность, бездуховный «винтик». Учитель же – командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы». Методы усвоения знаний основываются на: сообщении готовых знаний, обучении по образцу, индуктивной логике от частного к общему, механической памяти, вербальном изложении и репродуктивном воспроизведении.

Процесс обучения как деятельность в ТТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельности ребенка самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель, планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию; итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производится не им самим, а учителем, др. взрослым. В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма – «школа уродует личность»).

Оценивание деятельности уч-ся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной (в Российской Федерации – пятибалльной, в Республике Беларусь – десятибалльной) оценки знаний, умений и навыков уч-ся по учебным предметам; требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

Однако в школьной практике ТТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок. Количественная оценка – отметка – часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на уч-ся. Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует уч-ся на «хороших» и «плохих». Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепции).

К ТТО относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результат усвоения проверяется в форме зачетов.

Источник

Характеристики традиционной технологии обучения.

Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:

учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

основной единицей занятий является урок;

урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

учебники применяются в основном для домашней работы.

Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки.

Традиционное обучение по своей философской основе является педагогикой принуждения.

Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.

Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», основной акцент ставится на информированность личности, а не на ее культурное развитие.

Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти. Оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса. И по сей день содержание образования в массовой школе является технократическим.

Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским:

· научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);

· природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсируется);

· последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему);

· доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному);

· сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

· принцип связи теории с практикой;

· учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести:

· систематический характер обучения;

· упорядоченную, логически правильную подачу материала;

· оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Но в конце XX века педагогика подошла к необходимости перехода на личностно-ориентированное обучение, так как общество в целом предъявляет к выпускнику школы требования готовности на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания в отличие от формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Снижение мотивации учения, школьные перегрузки, массовое нездоровье школьников, их отторжение от процесса учения связаны не только с несовершенным содержанием образования, но и с трудностями, которые испытывают педагоги при организации и проведении процесса обучения.

Проблема состоит в том, чтобы предоставить учителю методологию выбора и механизм реализации отобранного содержания в учебном процессе.

Характеристики современных технологии обучения.

Технологический подход в обучении. Анализ обобщенных педагогических технологий

Цели образования XXI века:

Поиск адекватных компетенций как интегрированного результата образования – это попытка «восстать» против процесса десоциализации, удержать личность в гравитации ее равноответственности перед собой и обществом, «ближним» и дальним», смягчить фрустрационные травмы, вероятность которых многократно повышается в условиях стремительного (стихийного) нарастания динамизма и неопределенности.

Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:

· стиля жизни образовательного учреждения;

· типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.

Выделяют следующие признаки технологии обучения:

· процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся ;

· совокупность приемов, методов;

· проектирование и организация процесса обучения;

· наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Анализ обобщенных педагогических технологий

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *