характерной чертой первых философских учений было
Этапы развития и характерные черты античной философии.
Античная философия (1,2,3).
1.Особенности общественной жизни и духовной культуры античного общества, их влияние на формирование философии.
2.Этапы развития и характерные черты античной философии.
3.Ранняя античная философия, ее натурфилософский характер.
4.Атомистический материализм Демокрита.
5.Классический период античной философии. Сократ.
6.Философия Платона: формирование системы объективного идеализма, учение о познании, человеке и обществе.
7.Учение Аристотеля, его дуалистический характер.
8. Философия эпохи эллинизма, ее основные направления.
9.Античная философия и медицина.
Особенности общественной жизни и культуры античного общества, их влияние на формирование философии.
Термин «античный» (лат. – «древний») употребляется для обозначения истории, культуры, философии Древней Греции и Древнего Рима.
Античная философия возникла в Древней Греции, так же, как и философия Древнего Востока, в середине I тысячелетия до н.э. (VII – Vi вв. до н.э.). Экономической основой развития античной культуры и формирования философии стал рабовладельческий способ производства, при котором физический труд был уделом только рабов. В Viв. до н.э. происходит формирование античных полисов – городов-государств. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Фивы, Коринф. Гражданской общине полиса принадлежала также и окружающая город сельскохозяйственная территория. Граждане полиса были свободными людьми, обладающими равными правами, а политической системой города-государства была прямая демократия. Несмотря на то что в политическом отношении Древняя греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, именно в это время в результате активного взаимодействия с другими народами у греков появилось осознание единства. Появилось понятие «эллада», обозначающее греческий мир в целом.
Духовное развитие Греции в VII – Vi вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Мифологические и религиозные представления античности оказали огромное влияние на формирование философии, на развитие культуры в целом не только Греции, но и других стран. Для греческой религии был характерен политеизм (многобожие). Особенностью греческих богов была их антропоморфность (человекоподобие). Боги, люди, природа в представлениях древних греков существовали в едином пространстве, подчинялись единым законам. Поэтому характерной особенностью первых философских учений Др.Греции было стремление к осмыслению мира в целом, противопоставление философских размышлений социальной практике.
Мифологические представления нашли свое отражение в искусстве (скульптура, архитектура, литература). Ярким примером являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VIII в. до н.э.), которые стали своеобразной энциклопедией жизни древнейшей Греции (в них повествуется о событиях XIII в. до н.э.). В поэмах Гомера нашли отражение мифологические и религиозные представления, исторические события, свидетельства о знаниях в области географии и астрономии, военного искусства и др.
Характерной чертой культуры Др.Греции была агонистика («состязательность»), проявившаяся в стремлении к соревнованиям почти во всех областях общественной жизни: в спорте, ремесле, ораторском искусстве и т.д. В Др.Греции высоко ценилось мастерство в любой области деятельности, которое приравнивалось к мудрости (*Гомер говорил о мудрости плотника, зодчего). Важным фактором развития культуры Греции были игры, проводившиеся в честь богов (с VIII в. до н.э. – Олимпийские игры в честь Зевса).
Греческая философия зародилась в неразрывной связи с развитием научных знаний. Важным условием этого стало усвоение греками научных достижений стран Востока – астрономии, математики, географии. Но только начиная с III в. до н.э. некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в отдельные области знания.
Таким образом, древнегреческая философия зародилась в рабовладельческом обществе в условиях жесткого разделения труда, полисной демократии, в тесной связи с мифологией, религией, искусством, наукой.
Этапы развития и характерные черты античной философии.
В развитии античной философии можно выделить несколько этапов:
1)становление древнегреческой философии (натурфилософский, или досократовский этап) – VI – нач. V вв. до н.э. В центре внимания философии данного периода проблемы природы, космоса в целом;
2)классическая греческая философия (учения Сократа, Платона, Аристотеля) – V – IV вв. до н.э. Главное внимание здесь уделяется проблеме человека, его познавательных возможностей;
3)философия эпохи эллинизма – III в. до н.э. – IV в. н.э. Этот этап связан с упадком греческой демократии и перемещением центра политической и духовной жизни в Римскую империю. В центре внимания мыслителей этические и социально-политические проблемы.
Характерные черты античной философии.
1.Космоцентризм – ключевой мировоззренческий принцип античности, с позиций которого мир рассматривается как гармоничное целое, природа и человек – как взаимосвязанные части этого единства.
Понятие «Космос» было введено Пифагором для обозначения единства и упорядоченности мира в противоположность хаосу. На формирование данного принципа оказали влияние мифологические представления, идеалы полисной демократии. Космоцентризм означает направленность на объединение в одном космическом универсуме природы, человека, богов. Основная идея данного миропонимания – идея космической гармонии, которой должны соответствовать принципы человеческой жизни и общественных отношений.
2.Созерцательный тип философствования.
3.Натурфилософский характер. Натурфилософия («философия природы») – способ философствования и миропонимания, в котором на первый план выдвигалась природа как живое целое, интегрирующее мироздание: космос – природа – человек.
4.Рациональность. Учения уже ранних античных философов характеризуются рациональным постижением мира, имеют строгую логическую форму, чем они существенно отличаются от восточных философских учений.
5.Диалектика. Диалектичность мышления античных философов проявляется, прежде всего, в стремлении рассмотреть мир в его всеобщей взаимосвязи и постоянной изменчивости, понимать действительность как процесс развития, источником которого является столкновение противоположностей. Диалектика античности проявляется в наивной и стихийной форме, т.к. имеет созерцательный характер, опирается на наблюдения за природой и житейский опыт. (К трудам Сократа восходит первоначальное значение понятие «диалектика» как искусства вести беседу, в ходе которой из столкновения противоположных мнений рождается истина).
6.Формироване основных философских направлений. Для античных мыслителей, рассматривающих мир в его единстве, характерно стремление к поиску единой первоосновы бытия. Именно в античной философии возникают два основных типа философского мировоззрения – материализм и идеализм, борьба между которыми составит основное содержание последующего философского развития. По словам Ф.Энгельса, «в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения почти все позднейшие типы мировоззрений».
Тестовые задания для самопроверки по разделу «Предмет философии»
«Медицинский техникум № 9»
для самопроверки по разделу
«ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ»
Специальность: 34.02.01 СПО «Сестринское дело»
Составитель: А. – преподаватель, к. ф.н.
Утверждены на заседании ЦМК ГиСЭД.
Протокол № _1_ от 29.08 2016 года
Председатель ЦМК _______/ П./
1. Философия, ее роль в жизни человека и общества.
1. Впервые понятие «философ», согласно традиции употребил …
2. Глубинная потребность человека в признании абсолютов, в безоговорочном принятии неких истин, есть …
А) Обозначение чего-либо;
Б) Форма «чистого разума»;
В) Понятие, отражающее связь любого типа;
Г) Понятие, отражающее существенные, универсальные связи и отношения.
4. Философия первоначально возникла …
В) На Древнем Востоке;
Г) На американском континенте.
5. Суждение: «Философия это духовная квинтэссенция времени» принадлежит …
6. Характерной чертой философских проблем является …
Г) Эмпирическая подтвержденность.
7. Онтология изучает …
А) Проблемы сознания;
Б) Религиозные проблемы;
В. Формы и законы мышления;
Философская дисциплина Основное ее понятие
А) Онтология; 1) Красота;
Б) Гносеология; 2) Добро;
Г) Эстетика 4) Бытие. А-4 Б-3 В-2 Г-1
9. Понятие «категория» получает философский статус у ….
10. Представителем материалистической философии является …
2.Исторические типы философии. Философские
традиции и современные дискуссии.
1. Определение философии как науки «об умопостигаемом», о «первопричинах», «о сущем» принадлежит …
Философ Основное понятие его философии
А) Аристотель; 1) Космос;
Б) Демокрит; 2) Бытие;
В) Парменид; 3) Форма;
3. Парменид выдвинул идею:
А) О неизменности бытия;
Б) О всеобщем его изменении и противоречивости;
В) О том, что основа всего сущего – атом;
Г) О том, что истинное бытие – это идеи, эйдосы.
4. Первую философскую концепцию общества и государства
5. Автором собрания философских работ, получивших название «Метафизика», был …
6. Этический принцип, согласно которому основным мотивом и смыслом человеческой жизни является наслаждение, называется …
7. «Отцом» диалектики считают …
8. Перевел философию из монолога в диалог …
9. Работы «Политик», «Законы», «Государство» принадлежат …
Философская школа Ее представитель
А) Академия; 1) Парменид;
Г) Элейская школа. 4) Аристотель.
Характерные черты европейской средневековой философии.
1. Особенностью средневекового мышления и философии выступал…
3. Совокупность учений Отцов Церкви, направленных на обоснование христианского учения, называется …
4. Главный труд А. Августина …
Б) «Исследования о человеческом разуме»;
А) Ансельм Кентерберийский;
6. Впишите ключевые слова:
«Религия – такое мироощущение и мировосприятие, в основе которого лежит _вера_______».
7. Источником средневековой философии не является …
А) Философия Платона;
Б) Священное Писание;
8. Найдите соответствие между:
Философско-религиозное течение Век
А) Неоплатонизм; 1) XIII в.;
Б) Августианство; 2) II в.;
10. Термин «креационизм» с латинского языка переводится как …
11. Основная мировоззренческая установка эпохи Возрождения …
12. Впишите пропущенное слово в выражение:
«Освобождение мировоззрения и практической деятельности людей от влияния религии и церковных институтов называется __секуляризация________».
А) Т. Мор; 1) «Похвала глупости»;
Б) Ш. Монтень; 2) «Божественная комедия»
В) А. Данте; 3) «Утопия»;
Г) Э. Роттердамский. 4) «Опыты».
14. Ярчайший представитель возрожденческой науки Леонардо да Винчи считал, что основным союзником науки является опыт. Определите его гносеологическую установку. Это …
15. К эпохе Возрождения не относится …
Г) Пико делла Мирандола.
16. Автором работы «Ученое незнание» был философ-кардинал …
17. Основной тенденцией в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса являлся …
А) Переход от теоцентрического понимания мира к антропоцентрическому;
Б) Борьба против антропоцентризма;
В) Стремление к мирному сосуществованию со средневековым теократизмом
1. Философы Нового времени, по преимуществу, размышляли над проблемами.
2. Учение об «идолах» (призраках), которые «осаждают умы людей», создал …
3. Проблема научного метода является главной в философии …
4. Субстанцией в философии Г. Лейбница выступает ….
5. Субстанция-монада Лейбница от демокритовской субстанции-атома отличается …
Г) Наделенностью душой.
7. У истоков философско-политического учения об «общественном договоре» стоял…
8. Найдите соответствие:
Автор Его произведение
А) Декарт; 1) «Опыт о человеческом разуме»;
Б) Локк; 2) «Новая Атлантида»;
В) Бэкон; 3) «Правило для руководства ума»;
9. Высказывание: «Существовать – значит быть воспринимаемым» выражает суть …
Б) Объективного идеализма;
В) Субъективного идеализма;
10. Д. Локку принадлежит афоризм:
11. Найдите соответствие:
Философ Основное понятие его философии
А) Гегель; 1) Общественно-экономическая формация;
Г) Фейербах. 4) Абсолютная идея.
12. Гегелем разработаны основные законы …
13. «Вещь в себе» в философии И. Канта означает …
Б) Проявление скрытого смысла вещей;
14. В докритический период философской деятельности И. Канта интересуют проблемы ….
В) Философии природы;
15. Философская система Гегеля является …
16. Ф. Энгельсу принадлежит произведение ….
А) «Энциклопедия философских наук»;
Б) «Мир как воля и представление»;
В) «Сущность христианства»;
Г) «Диалектика природы».
17. По Канту, единственно здравым путем познавательной деятельности выступает …
18. Фейербаху, общественное развитие определяется ….
В) Объективными законами;
19. Фейербаха основана на признании …
А) Бога как существа, вынесенного за пределы самого человека;
Б) Бога, растворенного в природе;
В) Бога, находящегося в самом человеке.
20. Главным фактором развития общества К. Маркс считал …
Становление и развитие неклассической философии. Основные направления философской мысли XX века
2. Основателем школы психоанализа был …
Философ Философское направление
А) О. Конт; 1) Экзистенциализм;
Б) Э. Гуссерль; 2) Прагматизм;
В) Ж.-П. Сартр; 3) Позитивизм;
Г) Д. Дьюи. 4) Герменевтика.
4. Автором работы «Бунтующий человек» является …
6. Завершите определение:
«Иррационализм – философское направление, в основе миропонимания которого лежит ___________».
7. Идеи «переоценки всех ценностей», «воли к власти», «сверхчеловека» ввел в оборот …
Автор Его произведение
А) А. Камю; 1) «Логико-философский трактат»;
Б) М. Хайдеггер; 2) «Миф о Сизифе»;
В) Л. Витгенштейн; 3) «Иметь или быть»?
Г) Э. Фромм; 4) «Бытие и время».
9. Основателем позитивизма считается …
Основное понятие Философ
А) Всеобщая любовь; 1) Н. А. Бердяев;
Б) Свобода; 2) Э. Фромм;
В) Одномерный человек; 3) Э. Гуссерль;
Г) Феномен. 4) Г. Маркузе.
Проблематика русской философии в начале XX века
1. Первым русским философом, создавшим завершенную философскую систему был …
2. Термин «всеединство» в философии В. С. Соловьева означает …
А) Единство природы;
Б) Единство человека, природы и общества;
В) Учение о сущности Единого;
Г) Единство Бога со всем миром.
Философ Основное понятие его философии
5. Для русской идеалистической философии наиболее характерными были ….
Б) Строгость логических построений;
Г) Нравственное содержание.
6. Найдите соответствие между:
Философская концепция Ее автор
А) Концепция «общего дела»; 1) С.;
Б) Концепция «всеединства»; 2) Ф.;
В) Концепция ноосферы; 3) Г.;
Г) Концепция антропокосмизма. 4) И.
7. Наиболее влиятельным и известным русским философом на Западе в ХХ столетии был …
Характерной чертой первых философских учений было
1. Особенности античной философии.
Античная философия – это совокупность философских учений, созданных в условиях античной демократии в 6 вв. до н.э. Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.
Введение термина «философия» традиция приписывает Пифагору Самосскому (6 в. до н.э.). Условной датой начала античной философии принято считать 585 г. до н.э. и связывают с именем греческого ученого и мудреца Фалеса из Милета (625-547 гг. до н.э.), который предсказал солнечное затмение. Ее расцвет приходится на 4 в. до н.э. Окончание связано с декретом римского христианского императора Юстиниана (529 г.н.э.) о закрытии Платоновской философской Академии в Афинах – последней философской школы античности (нехристианской). Последний философ античного мира – Боэций.
Основу интересов античных философов составлял космоцентризм – картина мира, центральным элементом которой стало учение о Космосе, созданного по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, един, одухотворен, совершенен (божественен), в нем все течет, все изменяется.
2. Периодизация философии античности.
Античная философия в своем развитии делится на несколько периодов, в рамках которых существовали различные философские школы и направления, представители которых пытались ответить на вопросы:
— «Из чего все возникает?»
— «К чему все возвращается?»
Предфилософская традиция (8-7 вв. до н.э.)
I период. Натурфилософия / досократовская философия (6-5 вв. до н.э.)
II период. Классическая философия (2 пол.5-4 вв. до н.э.)
III период. Эллинистическая философия (2-я пол. 4в.- 30-е гг. 1 в. до н. э.)
IV период. Римская философия (1 в. до н.э.-5/6 вв. н.э.)
3.Характеристика периодов античной философии.
Предфилософская традиция (8-7 вв. до н.э.)
Софисты (Гомер, Гесиод, Орфей, Лин, Мусей, Эпименид, Ферекид, Акусилай)
Не является по сути философией, заложила основы философского познания в дальнейшем.
I период. Натурфилософия / досократовская философия (6-5 вв. до н.э.)
Главная проблема – проблема устройства мира, проблема первоначала.
На данном этапе философия развивалась в рамках философских школ:
1. Натурфилософия (Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Ионийская школа: Гераклит из Эфесса; Эмпедокл из Агригента)
Утверждали, что мир возник из первовещества. У Фалеса первовеществом является вода. У Анаксимена – воздух. У Гераклита – огонь. Анаксимандр полагал, что все произошло из беспредельного вещества (апейрона). Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю. Гераклит заложил основы диалектики, обосновавшей положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и борьба противоположностей.
Анаксимандр (около 610-после 547 г.до н.э.) является учеником Фалеса, автором первого сочинения на греческом языке «О природе». Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал идею о происхождении человека «от животного другого вида» (рыб).
Гераклит Эфесский (кон. 6 – нач. 5 вв. до н.э.) высказал идею непрерывного изменения, становления («все течет», «в одну реку нельзя возти дважды»).
Эмпедокл из Агригента (ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.) – поэт, врач, политический деятель. Утверждал, что движущие силы – любовь (сила притяжения) и вражда (сила отталкивания), под действием которых космос то соединяется в единый бескачественный шар, тораспадается. Полагал, что подобное познается подобным.
2. Элеаты (Зенон, Ксенофан, Парменид, Мелисс).
Противопоставляли друг другу мышление и материальный мир. Утверждали, что познать первооснову мира невозможно через его чувственное восприятие, т.к. оно неустойчиво. Истинное бытие открыто только чистому мышлению и представляет собой мир единого и неподвижного бытия.
3. Пифагорийцы (Пифагор Самосский, Алкмеон Кротонский, Архит, Тимей Локрский, Филолай ).
Пифагор Самосский (6 в. до н.э) – философ, религиозный и политический деятель, математик. Был убежден в том, что основа вещей (сущего) скрыта в числах и математических атомах, имеющих форму геометрических фигур.
4. Атомисты (Демокрит из Абдер/Фракии, Эпикур, Левкипп).
По их мнению, первооснова мира заключается в атомах, которые представляют собой мельчайшие неделимые материальные частицы, их – бесчисленное множество, различаются формой, величиной. Бытие выступает в виде комбинации атомов, из которых возникают зримые вещи, поэтому бытие познаваемо. Пустота же между ними представляет собой небытие, оно непознаваемо.
II период. Классический (2 пол.5-4 вв. до н.э.)
Смена проблематики: от природы к человеку и обществу. Создание первых философских систем.
Сократ (470/469 – 399 гг. до н.э.)
Цель философии Сократа – самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость.
Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Но был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд).
Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.)
Настоящее имя Платона Аристокл. Платон является учеником Сократа, развивал его идеи. Основал школу в Афинах. В его философии на первом месте не натурфилософия, а этика. Основа его философии – концепция идей (высшая среди них – идея блага). Платон не рассматривает вещи в их эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи он определяет ее смысл, сущность (идею). Идеи соотносятся как с материальными, так и с душевными явлениями. Идеи – вечные, неизменные умопостигаемые прообразы вещей; вещи – подобие и отражение идей. Бытие характеризует как вечное, неизменное, неделимое, недоступное чувствам, постигаемое только разумом. Но бытие множественно. Бытие – это мир идей; мир идей первичен, истинно существующий. Вторичный, производный от идей – это чувственно воспринимаемый мир, для объяснения которого Платон вводит понятие «материя». Материя – это первичный материал, из которого состоят вещи, идеи придают ей форму. Космос создан Богом через соединение идей с материей. Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Платон интенсивно разрабатывал диалектику. Создал учение об обществе, где главной идеей общественного благоустройства выступает идея справедливости. Желал построить идеальное государство на справедливых началах. Идеальное государство – это иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники.
В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность), предтеча христианского мировоззрения (средневековье), философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).
III период. Эллинистическая философия (2-я пол. 4в.-30-е гг. 1 в. до н. э.)
Греческие города-государства приходили в упадок. Центр философии перемещается из Греции в Рим. Эллинская философия переходила в эллинистическую, а затем и в римскую.
Название периода связано социально-политическими обстоятельствами: формированием эллинистических монархий после распада империи Александра Македонского (323г.до н.э.) и смертью последнего эллинистического монарха—царицы Египта Клеопатры (31г. до н. э.). Главнейшие философские центры: Афины и Александрия (с Мусейоном, играндиозной Библиотекой).
Получили расцвет четыре школы:
Данные школы имели общую цель – обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий они видели в атараксии (невозмутимости), апатии (безразличии), автаркии (самодостаточности человека).
Основные акцентыв философских учениях: схематизация всего философского поля, четкое деление философии на три части: логику, физику и этику—с перенесением центра тяжести на этику, интересам которой были подчиненыостальные дисциплины (ср. замечания эпикурейцев и скептиков о том, что они занимаются науками оприроде для достижения невозмутимости духа— атараксии). Этику всех основных эллинистических школ традиционно характеризуют как эвдемонистическую и индивидуалистическую, главные понятия ее —арете- добродетель и эвдаймония-счастье, центральный вопрос и интерес—счастье отдельного человека,теоретически (или даже практически, как у киников) поставленного вне рамок государства. Все школы этогопериода ищут индивидуальные рецепты счастья, представляя его как некоторое состояние спокойствия икрепости духа (ср. апатию стоиков и атараксию скептиков и эпикурейцев). Несмотря на некоторые общиесхемы, эллинистический период античной философии отличается большим разнообразием школ и течений,которые культивировали не одни только моральные дисциплины, и в первую очередь это относится кстоицизму—самому заметному течению эллинизма, ставшему наряду с платонизмом и аристотелизмомодним из тех учений, которые определили облик философской античности для последующей традиции. Вчастности, учение стоиков о мировом уме-логосе и о промысле оказало влияние на становление христианской философии.
Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а наиболее ярким представителем – Диоген Синопский; а также: Менипп, Бион, Кратет, Гиппархия, Метрокл. За основу своей философии взяли практическую модель Сократа, свойственные ему спокойствие, самообладание, неприхотливость. Не подкрепленные интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии, безразличия и аскезы, постоянной тренировке души и тела. Латиняне называли киников циниками. Постепенно термин «циник» получило негативное значение.
Скептицизм («Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежны»).
Основателем является Пиррон Эллидский и Секст Эмпирик. Представители: Энесидем, Агриппа, Ксанф.
Скептики видели и видят сегодня свою цель в опровержении догм всех философских школ. Мир изменчив, текуч, непостоянен, относителен, иллюзорен. Это не позволяет считать истинными те или иные суждения, истины не существует, любой анализ не имеет конца, разум противоречив, чувства лживы, опора на чувства и разум человека несостоятельна. В постоянно меняющемся мире нельзя признавать существования ни добра, ни зла. Остается только свой внутренний покой и безмятежность.
Стоицизм («Счастье – это жизнь в соответствии с космическими законами»).
Основателем является Зенон из Китии. Его учеников называли стоиками (Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет, Панетий, Посидоний). По представлениям стоиков, природа – это Бог, Бог есть вся природа (пантеизм). Человек существует в рамках космических законов, подвержен космической судьбе.
Греческая философия периода Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже – развивающегося христианства. Основные школы: |
1. Неопифагореизм (Аполлоний Тианский)
2. Средний и поздний платонизм (Плутарх, Ксеанф, Цельс)
3. Скептицизм (Фаворин, Секст Эмпирик)
4. Перипатетики (Александр Афродиссийский, Фемистий)
5. Неоплатонизм (Плотий, Кастриций, Порфирий, Ямвлих, Клавдиан, Прокл Диадох, Зенодот, Дамаский, Симпликий)
6. Христианская философия (Климент Александрийский, Ориген Августин Аврелий Блаженный, Боэций)
Киники, стоики и эпикурейцы основывали свою философию на идеях Сократа, а в поздней античности возрождаются идеи Платона. Возникает новый платонизм (неоплатонизм). Его ярким представителем был Плотин. В его философии платонизм дополняется мистикой восточного происхождения. Он призывал к Единому – Благу, к объединению благодаря мистическому единству. Но все же раннесредневековый возглас христианского Бога: «Я – сущий» оказался более убедительным и по-прежнему оставался господствующим.
4.Значение философии античности
Кратко значение античной философии можно обозначить следующим образом:
1. Космоцентричная : охватывает весь космос, в том числе и человека.
2. Достигла многого на понятийном уровне : концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Но почти не знает законов науки.
3. Функциональная : помогает людям в решении жизненных проблем.
4. Актуальная : по сей день сохраняет свое значение.
Вопросы и задания
Дополнительная литература по теме:
Афоризмы для анализа
Карточки философов
Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности.
Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов — отрывки из Гомера
Эпимениду приписывается стих о лживости критян (цитирован в Новом Завете у апостола Павла в Тит. 1:12: Κρήτες ἀεί ψεύσται и т. д.), приводимый издавна в логиках в пример логического круга (circulus vitiosus), ввиду критского происхождения самого Эпименида. По одной из версий, ему принадлежат также слова, процитированные Апостолом Павлом в его речи в Афинах (по другим версиям, Павел цитирует философа Клеанфа, либо поэта Пиндара): «ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».»
Точное место рождения неизвестно: возможно, Милет или Абдера. Некоторые исследователи считают, что одним из его учителей был Зенон Элейский. О жизни Левкиппа известно очень мало, и не сохранилось никаких работ, которые можно было бы с уверенностью назвать произведениями Левкиппа, особенно учитывая тот факт, что Левкипп находится в тени своего ученика Демокрита, создателя завершенной системы атомистики. Не исключено, что Левкипп ограничивался лишь устным изложением своего учения.Невозможно даже определить, в каких областях Левкипп и Демокрит были не согласны друг с другом.
Был учеником неоплатоника Аммония Саккаса. Учился в Александрийской богословской школе, Дидаскалейоне, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. После того как Климент покинул Александрию, Ориген возглавил школу и был её наставником в 217—232 годы.
Поиск информации Савченко Р.
Глоссарий
В ср. века, когда философия сближается с теологией, Н. почти исчезает с; филос. горизонта: отд. Элементы антич. Н. были приспособлены к креационистским представлениям христ., мусульм. и иудейской теологии.
Рост интереса к природе в философии Возрождения нашёл выражение в новом расцвете Н., связаннойс именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патрици. Н. этой эпохиразвивалась гл. обр. на основе пантеизма и гило-зоизма. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубокихдиалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения), однакопонимание природы в целом носило во многом фантастич. характер, включая астрологич. и алхи-мич. представления. Стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, кабалистикой имистикой чисел.
Космоцентризм — (греч. Κοσμος + центр) система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.
Натурфилософия (немецкое Naturphilosophie), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Интерес к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла). В немецкой классической философии натурфилософия получила особенное Развитие у Ф.В. Шеллинга и его последователей. Развитие экспериментального естествознания в новое время привело к вытеснению натурфилософии теориями, базирующимися на естественно-научных данных.
Познание — философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта. Всякая философская концепция П. выражает собой содержание данного философского учения и в силу этого отличается от других концепций. Существуют аналитическое, феноменологическое, герменевтическое, психоаналитическое, трансцеденталистское, марксистское, эволюционное, социально-антропологическое и другие понимания П., производные от соответствующих теорий познания. Помимо философских имеют место и специально-научные концепции П. — психологическая, нейрофизиологическая, лингвистическая, социологическая, логическая, информационная, синергетическая, — часто выступающие в единстве с какими-то философскими учениями. Рефлексия о П. не заканчивается пределами науки и философии. Повседневное словоупотребление стихийно формирует обыденное понимание П.; в религии и теологии идет речь о способах и формах П. Бога; магия и оккультные науки стремятся разработать методы П. таинственных субстанций, астральных влияний, демонических сил. В истории философии и науки существует устойчивая тенденция восприятия элементов вненаучных представлений о П.
Душа (греч. psyhe, лат. anima) — одно из центральных понятий европейской философии, в связи с разработкой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому осмысляется позиция как вышебытийного первоначала, так и недосягающей бытия материи. Д. появляется вместе с самой философией в пифагореизме: одно из немногих безусловно засвидетельствованных ранне-пифагорейских учений — учение о бессмертии Д. и метемпсихозе. Учение Платона о Д. формировалось в оппозиции к софистическому пониманию Д. как только средоточия ощущений. В диалоге Платона «Федон», с одной стороны, проведены пифагорейские учения о теле как гробнице Д., о метемпсихозе (переселении душ) и палингенесии (новых рождениях), с другой — опровергнуто пифагорейское учение о Д.-гармонии и даны четыре доказательства бессмертия Д. Образованию и воспитанию Д. здесь придан фундаментальный онтологический смысл, поскольку, по Платону, Д. не несет с собой на тот свет ничего, «кроме воспитания и образа жизни». Аристотель в учении о Д. исходит из двух ее основных проявлений в живом существе: движения и ощущения; помимо этого он формально признает бестелесность Д. как того, что не есть тело, но что, однако, не может существовать без тела. Не признавая Д. как причину всякого движения, Аристотель рассматривает Д. в своей системе категорий как сущность, или первичную осуществленность, энтелехию естественного органического тела, обладающего возможностью жизни. По Аристотелю, Д. нет самой по себе, но есть живое существо, состоящее из Д. и тела. Аристотель отказывается от представления о мировой Д., но вводит ее своеобразный эрзац: природу, которая имманентна миру так же, как отдельная Д. — отдельному живому существу. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/363/ДУША
Диалектика (от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор) — филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития. Элементы Д. имеются во всякой философии, отстаивающей идеалы коллективистического общества (см. ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ). Такие элементы были, в частности, еще в философии Гераклита, прозванного за неясность («диалектичность») изложения своих идей Темным. Позднее Д. как учение о противоречии возродилась в средневековой философии, прежде всего в христианской концепции Бога, человека и человеческой истории. Как связная и универсальная теория Д. впервые была построена в 19 в. Г.В.Ф. Гегелем. Она была активно подхвачена марксизмом, которому не удалось, однако, ни углубить, ни прояснить основные идеи Гегеля. В 20 в. Д. пытались разработать марксизм-ленинизм и неомарксизм, однако без особого успеха. В частности, в неомарксизме Д. свелась к идее универсального развития, радикально отрицающего свои предшествующие ступени («негативная Д.»).
Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или просто И.), если она соответствует своему предмету, т.е. представляет его таким, каков он есть на самом деле. Соответственно, ложной называют ту мысль, которая не соответствует своему предмету, т.е. представляет его не таким, каков он есть на самом деле, искажает его. Напр., мысль о том, что Иртыш есть приток Оби, соответствует своему предмету, ибо действительно Иртыш впадает в Обь; а мысль о том, что на березе растут бананы, искажает реальное положение дел, поэтому является ложной.
Истолкование И. как соответствия мысли действительности восходит к античности, поэтому его называют «классической концепцией истины» (или «теорией корреспонденции», от англ. correspondence — соответствие). Основную идею классической концепции выразил еще Платон: «. Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет». Позднее такое же понимание И. выразил Аристотель. Важной особенностью классической концепции является то, что в ней И. объективна — в том смысле, что она не зависит от воли и желания людей, от ее признания или непризнания. Соответствие мысли объекту определяется объектом, его особенностями, а не нашими желаниями. Поэтому, скажем, мысль о том, что тела состоят из атомов, была истинна и во времена Демокрита, хотя получила признание лишь в 18 в. До настоящего времени классическое понимание И. является наиболее распространенным. Однако это понимание порождает ряд проблем, которые все еще не имеют общепризнанного решения.
Материя — одно из наиболее многозначных филос. понятий, которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов: 1) то, определяющими характеристиками чего являются протяженность, место в пространстве, масса, вес, движение, инерция, сопротивление, непроницаемость, притяжение и отталкивание, или какая-то комбинация этих свойств; внешняя причина чувственного опыта; то, что составляет «данный в ощущениях мир»; устойчивое, постоянное (или относительно постоянное); общее для многих (доступное для более чем одного познающего субъекта); 2) физическое или не-умственное; 3) физическое, телесное или не-духовное; 4) неодушевленное, неживое; 5) естественное, не являющееся сверхъестественным; 6) полностью или частично непредопределенное; потенция обретения формы или то, что обладает такой потенцией; то, что в соединении с формой конституирует индивидуальное; то, что относится к содержанию, противопоставляемому форме; частное, противопоставляемое универсальному; 7) источник ощущений; то, что дано в опыте как противоположное даваемому умом; 8) то, из чего нечто состоит; то, из чего вещь возникает или создается; 9) первосуществующее или изначальная основа; 10) то, что является предметом рассмотрения.
Утопия (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет), изображение идеального обществ. строя, лишённое науч. обоснования. Термин «У.» ведёт происхождение от назв. книги Мора (1516). Понятие «У.» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом обществ. строя, а также в расширит. смысле всех соч. и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.
Формальная логика — наука, занимающаяся анализом структуры высказываний и доказательств, обращающая основное внимание на форму в отвлечении от содержания. Определение «формальная» было введено И. Кантом с намерением подчеркнуть ведущую особенность Ф.л. в подходе к изучаемым объектам и отграничить ее тем самым от др. возможных логик (см. ЛОГИКА ).
Ки́ники (др.-греч. κῠνικοί, от κῠνός (собака) и/или Κῠνόσαργες (Киносарг, холм в Афинах); лат. Cynici), кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ.
Эпикуреизм (от сл. эпикуреец). Учение философа Эпикура о том, что цель жизни есть наслаждение.
Скептицизм (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента. С. может касаться границ знания и утверждать, что никакое знание вообще или никакое абсолютное, несомненное, полное или совершенное знание недоступно человеку; что никакое знание, если даже оно достигается, не может быть признано таковым; что никакое несомненное знание, касающееся определенных объектов (напр., Бога, самого себя, ценностей, мира в целом, причинности и т.п.), не является достижимым; что отдельные типы знания не могут быть получены определенными методами (напр., с помощью рассуждения, вывода, прямого наблюдения и т.д.). С. может относиться к методу получения знания и утверждать, что каждая гипотеза должна подвергаться никогда не завершающимся проверкам; что все методы получения знания не дают несомненных результатов; что знание во всех или в определенных областях опирается на недоказуемые предположения и т.д.
Неоплатонизм — последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина (3 в.) или его учителя Аммония. Н. замыкает средний платонизм, вбирает в себя неопифагореизм и использует аристотелизм в качестве введения — гл.обр. логического — в учение Платона.
Антич. Н. тяготел к школьной организации и существовал прежде всего в виде ряда школ. Правда, школа Плотина в Риме представляла собой кружок слушателей, распавшийся еще при жизни учителя. Уже у Плотина и его учеников Амелия и Порфирия были разработаны основные понятия системы Н., во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое-благо, постижимое только в сверхумном экстазе и выразимое только средствами отрицательной (апофатической) теологии; далее в порядке нисхождения («истечения» — см.: Эманация) из единого следовали бытие-ум (нус) с идеями в нем, душа (псюхе), обращенная к уму и к чувственному космосу, вечному в своем временнoм бытии. Однако в школе Плотина еще отсутствовали четкие основы интерпретации платоновских диалогов. Амелий, напр., проводил тройное деление ума и учил о трех умах и трех демиургах, полагая, что это и есть «три царя» Платона, тогда как Плотин под «тремя царями» понимал единое, ум и душу. В то же время Порфирий, в отличие от Плотина и Амелия, считал, что демиург для Платона — это не ум, а душа.
Поиск информации – Савченко Р.
- тренировка на грудные мышцы на улице
- тренировки в сокольниках бесплатно