характерные черты храмов владимиро суздальского княжества
Архитектура Владимиро-Суздальского княжества
Успенский собор во Владимире
Основание культуры Владимиро-Суздальского княжества было заложено в начале 12 века Владимиром Мономахом, но лишь при его сыне Юрии Долгоруком и внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III здесь развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи, иконы. Еще при жизни отца в 1155 году Андрей Боголюбский перевозит из Вышгорода замечательную византийскую икону Богоматери, позже получившей название Владимирской.
Особой заботой князя стало превращение Владимира в столицу державы, царствующий град, превосходящий могуществом и красотой старшие города земли — Ростов Великий и Суздаль. Вокруг Владимира возводится новый пояс укреплений длиной более четырех километров с тремя рублеными и двумя каменными воротами — Золотыми и Серебряными. В центре города на высоком холме ставится грандиозный Успенский собор, княжеская резиденция в Боголюбово и церковь Покрова-на-Нерли.
Рельефная скульптура
Памятники Владимиро-Суздальского княжества свидетельствуют о том, что в изобразительном искусстве этого княжества первостепенное значение приобретает декоративная скульптура. Владимиро-Суздальские мастера щедро, будто ковром, покрывали стены храмов белокаменной резьбой, позолотой. Интерьеры храмов украшаются фресковой росписью, иконами в драгоценных окладах, тканями, поливной керамикой, золотыми и серебряными сосудами. Стены и столбы Успенского собора украшают рельефные изображениями человеческих фигур, фантастических зверей, птиц — львов, грифонов и растений. Распространенным персонажем был также и библейский царь Давид.
Рельефная скульптура
Храм Покрова-на-Нерли
Храм Покрова-на-Нерли
О чем ты думаешь? Про что ты вспоминаешь своею голубою головой?
Задумчивый, спокойный, светлоглавый, в кудрях листвы, спадающей на грудь,
Своею громкой мировою славой ты не кичишься, кажется, ничуть!
Ты дружишь с небом, да с широким полем, да с ветром, погоняющим волну.
От шумных слов, от звона колоколен ушел ты в луговую тишину.
Жизнь катит годы, как шальные орды. Не раз огонь над куполом свистел.
А ты все тот же — доблестный и добрый…Скажи, каким ты чудом уцелел?
Успенский собор
В центре г. Владимира на высоком холме возвышается Успенский собор ( 1189 г. ), блестя золотой, издали видной главой. Он венчает собой всю панораму города Владимира. Собор предназначался быть митрополичьей кафедрой, «стеной» и «покровом» народу и княжеству. Несмотря на значительную ширину храма, он создает ощущение вознесенности, устремленности вверх, которое еще острее чувствуется в интерьере храма, где высота столбов в восемь раз превышает его ширину. Не только интерьер, но и фасады храма были покрыты росписью и позолотой. Стены и столбы храма богато украшают рельефы с изображением грифонов, львов, княжеских символов, сцен сражений с Александром Македонским. Интерьер храма также богато украшен иконами в драгоценных окладах, с позолотой. Позже князь Всеволод III расширил Успенский собор и храм стал пятиглавым.
Дмитриевский собор
В 1197 году во Владимире был построен Дмитриевский собор. Это сравнительно небольшой, одноглавый храм. По своей архитектуре он напоминает храм Покрова — на — Нерли. Своими размерами, обликом, обилием белокаменных резных изображений собор отражал богатство, силу и роль Всеволода III в политической жизни Руси. Внутри храм был украшен росписью, выполненной пришлыми византийскими мастерами и их русскими товарищами-художниками. От росписи сохранились фрагменты некоторых сцен «Страшного суда». Прозрачные, светлые тона живописи, воздушные складки одежд, благородно-возвышенные лики апостолов и прекрасные юношеские лики ангелов замечательно гармонируют с широким и светлым пространством храма. Здесь нет тех драматических образов, какие мы видим в росписях Спаса Нередицы. Скульптура Дмитриевского собора также отличается от рельефов предыдущих храмов, она становится более плоской. Каменная резьба напоминает традиционно русские формы резьбы по дереву. Рельефы здесь представляют целый мир, подобный цветущему райскому саду: расхаживают сказочного вида звери и птицы, стремительно скачут всадники — святые воины. Наряду с традиционными фигурами царей-пророков Давида и Соломона, Александра Македонского появляется изображение князя с детьми, предположительно самого Всеволода III с сыновьями.
Георгиевский собор
В Юрьеве — Польском в 1234 году был построен Георгиевский собор. Сравнительно небольших размеров, он также увенчан одной главой. Белокаменная резьба по традиции Владимиро- Суздальского княжества сплошь, будто ковром, покрывает стены. Но вместо грозных хищных львов изображены добродушные сказочные львы и райские птицы, фигуры которых переплетаются с завитками узоров. Наряду с ними вводятся изображения евангельских сцен, святых воинов, Богоматери, Георгия, с которыми соседствуют разнообразные женские и мужские маски-личины, кентавры, сирины, грифоны.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
На северо-востоке Европейской части России, в расположенных рядом городах, находятся Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Эти старинные города занимают одно из ведущих мест в истории развития такого искусства страны как архитектура. Становление архитектурной школы произошло здесь с XII по XIII века. Ее отличительной чертой являлось то, что здания сооружались из особого материала – белого известняка, благодаря которому постройки и называют белокаменными. Также для нее характерны изысканные пропорции, искусная резьба по камню на разные природные сюжеты (звери, растения), аркатурные пояса, внешняя легкость зданий и умение вписывать их в окружающий природный ландшафт. Эти архитектурные особенности оказали огромное влияние на русскую архитектуру. Все эти постройки являются шедеврами русского зодчества, но наибольшую известность получили Успенский и Дмитровский соборы. Успенский собор, бывший главным храмом княжества, а потому богато оформленный золотом, хранит росписи Даниила Черного и Андрея Рублева, а также икону, ныне известную как Владимирская Богоматерь. Подлинными шедеврами этой школы являются памятники (точнее — восемь отдельных памятников плюс два ансамбля), которые составляют данную номинацию. Некоторые из них находятся в центре города Владимира (Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота), другие — в Суздале (Рождественский собор и Архиерейские палаты Суздальского кремля, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри). Это также памятники, располагающиеся в пригородах — храм Покрова на Нерли, дворец Андрея Боголюбского в Боголюбово, а также церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша. Ныне памятники (а также ряд прочих достопримечательностей Владимиро-Суздальской земли) входят в состав Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (учрежден в 1958 г.). Белокаменные постройки Владимира и Суздаля являются шедеврами русского зодчества и находятся под присмотром ЮНЕСКО.
В центре г. Владимира на высоком холме возвышается Успенский собор ( 1189г. ), блестя золотой, издали видной главой. Он венчает собой всю панораму города Владимира. Собор предназначался быть митрополичьей кафедрой, «стеной» и «покровом» народу и княжеству. Несмотря на значительную ширину храма, он создает ощущение вознесенности, устремленности вверх, которое еще острее чувствуется в интерьере храма, где высота столбов в восемь раз превышает его ширину. Не только интерьер, но и фасады храма были покрыты росписью и позолотой. Стены и столбы храма богато украшают рельефы с изображением грифонов, львов, княжеских символов, сцен сражений с Александром Македонским. Интерьер храма также богато украшен иконами в драгоценных окладах, с позолотой. Позже князь Всеволод III расширил Успенский собор и храм стал пятиглавым. Уникальное строение 12 века является жемчужиной русской архитектуры, истории, искусства. В этом храме венчались на царство и покоятся с миром Московские и Владимирские князья, сохранились работы Андрея Рублева. Белокаменный храм построил сын Юрия Долгорукого – Андрей. Он выделил на строительство десятую часть своего имения, желая построить храм не хуже Киевской Софии. Над украшением Успенского собора трудились мастера из многих городов Киевской Руси, Галича, Греции и Германии. Именно отсюда пошло понятие белокаменной резьбы, фрагменты которой можно наблюдать на внешнем облике собора. Это картина вознесения Александра Македонского, отроки, брошенные в печь Вавилонским царем, сорок севастийских мучеников и др. Главный купол пятиглавого собора был позолочен червленым золотом и в народе собор получил название Златоверхий.
Памятники Владимиро-Суздальского княжества свидетельствуют о том, что в изобразительном искусстве этого княжества первостепенное значение приобретает декоративная скульптура. Владимиро-Суздальские мастера щедро, будто ковром, покрывали стены храмов белокаменной резьбой, позолотой. Интерьеры храмов украшаются фресковой росписью, иконами в драгоценных окладах, тканями, поливной керамикой, золотыми и серебряными сосудами. Стены и столбы Успенского собора украшают рельефные изображениями человеческих фигур, фантастических зверей, птиц — львов, грифонов и растений. Распространенным персонажем был также и библейский царь Давид.
В 1197 году во Владимире был построен Дмитриевский собор. Это сравнительно небольшой, одноглавый храм. По своей архитектуре он напоминает храм Покрова — на — Нерли. Своими размерами, обликом, обилием белокаменных резных изображений собор отражал богатство, силу и роль Всеволода III в политической жизни Руси. Внутри храм был украшен росписью, выполненной пришлыми византийскими мастерами и их русскими товарищами-художниками. От росписи сохранились фрагменты некоторых сцен «Страшного суда». Прозрачные, светлые тона живописи, воздушные складки одежд, благородно-возвышенные лики апостолов и прекрасные юношеские лики ангелов замечательно гармонируют с широким и светлым пространством храма. Здесь нет тех драматических образов, какие мы видим в росписях Спаса Нередицы. Скульптура Дмитриевского собора также отличается от рельефов предыдущих храмов, она становится более плоской. Каменная резьба напоминает традиционно русские формы резьбы по дереву. Рельефы здесь представляют целый мир, подобный цветущему райскому саду: расхаживают сказочного вида звери и птицы, стремительно скачут всадники — святые воины. Наряду с традиционными фигурами царей-пророков Давида и Соломона, Александра Македонского появляется изображение князя с детьми, предположительно самого Всеволода III с сыновьями. Дмитриевский собор знаменит тем, что стены украшены резьбой. Более 600 рельефов изображают разнообразных святых и невиданных животных. В летописях особо подчеркивается факт, что работы в Дмитриевском соборе выполнены именно русскими мастерами. Они достигли особого искусства, создавая каменные росписи и барельефы на стенах собора. Этот шедевр часто называют драгоценным ларцом. На фасадах храма 566 резных картин. Верхняя часть почти сплошь покрыта резьбой. Под окнами выложен колонный пояс. Внутреннюю отделку выполняли греческие мастера, но от старинных фресок сохранились только фрагменты. После татарской навалы собор был разграблен. Древний храм пережил разрушительные пожары 1536, 1719 и 1760 гг. Крайнюю ветхость и бедность Дмитриевского собора заметил в 1834 г., во время посещения г. Владимира, император Николай I, пожелавший привести храм в «первобытный вид» и убрать галереи. В 1840-1847 гг. состоялся ремонт и внутри здания. Стены были заново расписаны, при этом обнаружены древние фрески под хорами. В 1883 г. появилось калориферное отопление, позволившее вести службу круглый год. Здание ремонтировалось в 1896 и 1906 гг. После 1917 г. храм сохранил свое значение как памятник древнерусского искусства. В 1919 г. храм был закрыт для богослужений и передан Владимирскому музею. Отопление бездействовало, разрушались конструкции, настенные росписи, белый камень. Ремонтные работы начались в 1937 г. Укрепление конструкций в 1941, 1948-1952 гг. (архитектор А.В. Столетов) вывело здание из аварийного состояния. В 1974-1980-е гг. реставраторы занимались проблемами сохранения белого камня. Окончательный этап работ проведен в 1999-2004 гг.: покрытие белого камня и рельефов защитной пластической смесью, устройство водосточных труб, замена креста на куполе, создание микроклимата. Дмитриевский собор вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в 1992 году.
Дворец Андрея Боголюбского, Боголюбово.
Облик древнего собора и дворца стал известен благодаря многолетним археологическим исследованиям Н.Н. Воронина.
Сейчас в Боголюбове размещается действующий Свято-Боголюбский женский монастырь. На территории Свято-Боголюбского женского монастыря Рождества Богородицы сохранились остатки двухэтажного каменного дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного дошедшего до нас гражданского здания Древней Руси.
Уникальный памятник гражданского зодчества – палаты князя Андрея, а также собор Рождества Богородицы совместно используются Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и монастырём; внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Покрова на Нерли, Боголюбово
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
Суздальский кремль с Рождественским собором, Суздаль
Архитектура Владимиро-Суздальского княжества
Успенский собор во Владимире
Основание культуры Владимиро-Суздальского княжества было заложено в начале 12 века Владимиром Мономахом, но лишь при его сыне Юрии Долгоруком и внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III здесь развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи, иконы. Еще при жизни отца в 1155 году Андрей Боголюбский перевозит из Вышгорода замечательную византийскую икону Богоматери, позже получившей название Владимирской.
Особой заботой князя стало превращение Владимира в столицу державы, царствующий град, превосходящий могуществом и красотой старшие города земли — Ростов Великий и Суздаль. Вокруг Владимира возводится новый пояс укреплений длиной более четырех километров с тремя рублеными и двумя каменными воротами — Золотыми и Серебряными. В центре города на высоком холме ставится грандиозный Успенский собор, княжеская резиденция в Боголюбово и церковь Покрова-на-Нерли.
Рельефная скульптура
Памятники Владимиро-Суздальского княжества свидетельствуют о том, что в изобразительном искусстве этого княжества первостепенное значение приобретает декоративная скульптура. Владимиро-Суздальские мастера щедро, будто ковром, покрывали стены храмов белокаменной резьбой, позолотой. Интерьеры храмов украшаются фресковой росписью, иконами в драгоценных окладах, тканями, поливной керамикой, золотыми и серебряными сосудами. Стены и столбы Успенского собора украшают рельефные изображениями человеческих фигур, фантастических зверей, птиц — львов, грифонов и растений. Распространенным персонажем был также и библейский царь Давид.
Рельефная скульптура
Храм Покрова-на-Нерли
Храм Покрова-на-Нерли
О чем ты думаешь? Про что ты вспоминаешь своею голубою головой?
Задумчивый, спокойный, светлоглавый, в кудрях листвы, спадающей на грудь,
Своею громкой мировою славой ты не кичишься, кажется, ничуть!
Ты дружишь с небом, да с широким полем, да с ветром, погоняющим волну.
От шумных слов, от звона колоколен ушел ты в луговую тишину.
Жизнь катит годы, как шальные орды. Не раз огонь над куполом свистел.
А ты все тот же — доблестный и добрый…Скажи, каким ты чудом уцелел?
Успенский собор
В центре г. Владимира на высоком холме возвышается Успенский собор ( 1189 г. ), блестя золотой, издали видной главой. Он венчает собой всю панораму города Владимира. Собор предназначался быть митрополичьей кафедрой, «стеной» и «покровом» народу и княжеству. Несмотря на значительную ширину храма, он создает ощущение вознесенности, устремленности вверх, которое еще острее чувствуется в интерьере храма, где высота столбов в восемь раз превышает его ширину. Не только интерьер, но и фасады храма были покрыты росписью и позолотой. Стены и столбы храма богато украшают рельефы с изображением грифонов, львов, княжеских символов, сцен сражений с Александром Македонским. Интерьер храма также богато украшен иконами в драгоценных окладах, с позолотой. Позже князь Всеволод III расширил Успенский собор и храм стал пятиглавым.
Дмитриевский собор
В 1197 году во Владимире был построен Дмитриевский собор. Это сравнительно небольшой, одноглавый храм. По своей архитектуре он напоминает храм Покрова — на — Нерли. Своими размерами, обликом, обилием белокаменных резных изображений собор отражал богатство, силу и роль Всеволода III в политической жизни Руси. Внутри храм был украшен росписью, выполненной пришлыми византийскими мастерами и их русскими товарищами-художниками. От росписи сохранились фрагменты некоторых сцен «Страшного суда». Прозрачные, светлые тона живописи, воздушные складки одежд, благородно-возвышенные лики апостолов и прекрасные юношеские лики ангелов замечательно гармонируют с широким и светлым пространством храма. Здесь нет тех драматических образов, какие мы видим в росписях Спаса Нередицы. Скульптура Дмитриевского собора также отличается от рельефов предыдущих храмов, она становится более плоской. Каменная резьба напоминает традиционно русские формы резьбы по дереву. Рельефы здесь представляют целый мир, подобный цветущему райскому саду: расхаживают сказочного вида звери и птицы, стремительно скачут всадники — святые воины. Наряду с традиционными фигурами царей-пророков Давида и Соломона, Александра Македонского появляется изображение князя с детьми, предположительно самого Всеволода III с сыновьями.
Георгиевский собор
В Юрьеве — Польском в 1234 году был построен Георгиевский собор. Сравнительно небольших размеров, он также увенчан одной главой. Белокаменная резьба по традиции Владимиро- Суздальского княжества сплошь, будто ковром, покрывает стены. Но вместо грозных хищных львов изображены добродушные сказочные львы и райские птицы, фигуры которых переплетаются с завитками узоров. Наряду с ними вводятся изображения евангельских сцен, святых воинов, Богоматери, Георгия, с которыми соседствуют разнообразные женские и мужские маски-личины, кентавры, сирины, грифоны.
Характерные черты архитектуры и градостроительства Владимиро-Суздальского княжества
Киевское государство сыграло прогрессивную роль. Оно сплотило разрозненные силы народов и создало благоприятные условия для развития их культуры, включая и городское строительство. Собственно город как определенное социально-экономическое и архитектурное целое появился на Руси в этот период.
Однако окончательная победа феодализма ослабила центральную власть. Уже после смерти Ярослава Мудрого (1054) Киевское государство распалось на 12 самостоятельных образований.
Раздробление Руси ослабило ее политическое положение, но не привело к упадку русских городов, так как их строительство продолжалось в связи с развитием производительных сил. В период феодальной раздробленности каждое столетие приносило с собой большее количество городов, чем ранее. Если в IX-X вв. на Руси существовало только 26 городов, то в XI возникло 62 новых города, в XII — 120, за первую треть XIII в. — 32.
С раздроблением Руси на уделы оживились центральные районы страны по Клязьме, Оке и верховьям Волги. Наибольшее количество городов появилось на территории Суздальского княжества. На севере его границы доходили до Белозера, на юге — до Москвы-реки, на востоке — до Волги, а на западе оно граничило с новгородскими землями. Этот край был долго отрезан от киевского юга труднопроходимыми лесами. На его территории с давних времен размещались города: Ростов (с III в.), Суздаль (с X в.) и другие поселения. В XI в. он становится владением сына Ярослава Мудрого — князя Всеволода, а затем переходит к его сыну — Владимиру Мономаху, который на месте существовавшего поселения основал город-крепость. В его честь он был назван Владимиром.
Город Владимир расположен на высоком левом берегу реки Клязьмы (приток Оки). С севера его границей служила река Лыбедь. С востока и запада крепость ограничивали овраги.
В отличие от Киева, Новгорода, Пскова, Чернигова и других городов, в которых первоосновой их развития служил укрепленный детинец с собором и дворцом князя, во Владимире укрепленным ядром становится сам город, внутри которого значительно позднее возник детинец.
Город Мономаха занял среднюю часть позднее развивавшегося г. Владимира. Он имел форму неправильного четырехугольника размером 500 х 600 м, был окружен рвами и валами, идущими вдоль естественных границ: берегов рек и оврагов. К западу, за пределами крепостных стен, на отрогах высот Владимир Мономах поставил свой двор с первой каменной церковью Спаса.
Преемник княжеской власти Мономаха, его сын, большое внимание уделял обороне и строительству юго-западных и южных границ Ростово-Суздальского княжества. С этой целью он построил города: Димитров, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский и др. К этому времени (1147) относится и основание Москвы. Главная его резиденция находилась в Суздале, поэтому строительству г. Владимира уделялось мало внимания. Только под конец своей жизни Долгорукий надумал обосноваться в нем и в 1157 г. построил в г. Владимире княжеский двор и каменную церковь Св. Георгия, в непосредственной близости от старого двора Мономаха.
Сын Юрия Долгорукого — Андрей Боголюбский — перенес столицу княжества в г. Владимир. Андрей выступает как энергичный борец за объединение феодально-раздробленной Руси. В 1169 г. он разгромил Киев, препятствовавший его объединительным планам. При нем г. Владимир интенсивно развивался.
Первое градостроительное мероприятие князя Андрея — расширение и укрепление западной части города, в которой размещались дворы Мономаха и Долгорукого. Вокруг всего этого района была построена рубленая деревянная стена по огромному земляному валу. Стена имела три въездные башни. Со стороны р. Клязьмы — Волжские ворота, со стороны р. Лыбедь — Медные ворота и в северо-западной части — Иринины ворота. В 1164 г. близ старого княжеского дворца был построен один из интереснейших памятников архитектуры города Владимира — Золотые ворота, увенчанные шатровой надвратной церковью. Они, аналогично Золотым воротам Киева, являлись главным въездом в город, его триумфальными воротами. В настоящее время они сохранены как памятник архитектуры.
Восточную часть города, представлявшую собой сильно разросшийся торгово-ремесленный посад, также обносят стенами, с белокаменными серебряными воротами. В результате проведенных работ г. Владимир принял трехмастную планировочную структуру. Общая площадь города внутри стен — примерно 150 га.
В 1158-1161 гг. в юго-западном углу первоначальной крепости Мономах строится главное культовое сооружение города — Успенский собор, который благодаря своему выгодному местоположению (на выступающем отроге береговой террасы) хорошо смотрелся с различных точек города и прилегающей местности.
В 1174 г. Андрей Боголюбский был убит боярами. Дальнейшее развитие и благоустройство города Владимира велось при жизни князя Всеволода III «Большое гнездо» (брата Андрея). Период его княжения (1177-1212) характеризуется устойчивым спокойствием. Слава его воспета в «Слове о полку Игореве».
После пожара 1185 г. расширяется и реконструируется Успенский собор, рядом с ним строятся придворный Дмитриевский собор и новый княжеский дворец.
Успенский собор г. Владимир