характерные учения античной философии

Древнегреческая философия. периодизация и черты

Античная философия жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре основных этапа или периода:

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже «досократиков»:

III.Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:
1. распространение антиобщественной философии киников;
2. зарождение стоического направления философии;
3. деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
4. философия Эпикура и пр.

ВЫВОДЫ: временные проблемы и особенности в целом.

По сути понятие «философия» в рассматриваемые периоды было синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы знания как конкретного, так и обобщенного. По смене основных проблем можно выделить следующие её периоды:

Таким образом, Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии.Не случайно Древнейшую философии еще называют наукой наук.

Источник

характерные учения античной философии

Общие сведения

Философия дословно означает «любовь к мудрости». Это форма познания мира, которая выработала систему общих характеристик, знаний и познаний бытия человека, отношения человека и мира. Наука занимается изучение общих законов развития общества и мира, изучение нравственных категорий и ценностей, процесса познания и мышления.

Самое раннее употребление слова «философия» встречается в работах Геродота и Фукидида, в современном значении термин употреблял Сократ.

характерные учения античной философии

Античная философия формировалась на основе мистерий (греческое учение VI века до н. э., связанное с именем певца Орфея) и традиций мудрствования мыслителей, политиков и общественных деятелей. Немалое влияние на учение оказали мудрецы и жрецы Месопотамии, Египта, древневосточные страны.

В первые века философия в основном изучалась и записывалась на греческом языке. Начиная со II—I вв. еков до н. э. литература также создавалась на латыни. Многие тексты также переводились на сирийский и арабский языки, что позволило сохранить труды в переводах, в то время как греческие оригиналы оказались утрачены.

Специфика и особенности античной философии следующие:

Примечательно, что греческие и римские философы в древности оказались оторваны от физического труда. Со временем произошло возникновение отдельной самостоятельной прослойки общества, культурной и с хорошим образованием.

Деление учений

характерные учения античной философии

Античная философия представляет собой совокупность учений, зарождение которых произошло на территории древних Греции и Рима в период с VI века до н. э. по VI век н. э. Более точными сроками традиционно называют 585 год до н. э. — 529 год н. э., когда император Юстиниан закрыл в Афинах неоплатоническую школу.

Интересный факт: первым философом считается греческий философ и математик Фалес, который предсказал затмение Солнца, последним — христианский теолог Боэций.

Периодизация античной философии приведена в таблице.

Название этапаВремяПредставителиОписание кратко
Натурфилософский (доклассический)VII—V веков до н. э.Фалес, Пифагор, Диоген АполлонийскийИзучение устройства мира и проблемы первоначал
КлассическийV—IV века до н. э.Сократ, Платон, АристотельПереход к решению проблем человека и общества. Создание первых философских систем.
ЭллинистическийIV—I века до н. э.Пиррон, Эпикур, Диоген Синопский, ГорацийСоперничество разных школ. Изучение проблемы счастья.
Римская и позднеантичная философия (религиозная), неоплатонизмI—V века н. э.Цицерон, Лукреций, Сенека, Плутарх, Марк АврелийЦентр наук переходит в Рим, изучение проблемы религии.

С V века в философии зарождается христианская мысль и монотеистическая религия. К христианским мыслителям относятся Августин Блаженный и Боэций.

Подробнее об этапах

Указанные выше хронологические рамки могут быть изменены: уменьшены до вида «Ранняя классика, средняя и поздняя» или увеличены. Например, выделяют предфилософский этап (VIII—VII века до н. э.), при котором произошло заложение философского учения. Некоторые исследователи увеличивают эллинистический период до 6 столетий (с III века до н. э. по III век н. э.) и называют его римско-эллинистическим, а период III—VI вв. еков считают завершающим этапом.

Но в основном действуют указанные этапы под разными названиями. Ниже дано краткое описание каждого периода и значимые философы античности (список философов более подробно можно посмотреть самостоятельно).

Греческий натурфилософский

Также его называют досократическим, космологическим. Само название «натурфилософы» переводит как «философы природы».

Общей характеристикой античной философии этого периода является переход от космогонии к немифологическим, рационализированным учениям, поиском первоначала и изучением устройства мира, его происхождения в единой системе «природа-человек-боги», причем природа космоса определяла природу человека. Проблемы этики и эстетики не поднимались.

характерные учения античной философии

К натурфилософским школам относятся:

Школы образовывались в Малой Азии, затем в Италии, в городах-полисах. Названия школы получали по городам, в которых образовывались, или по именам основателей.

Классический, или афинский

Считается расцветом античной философии с центром в Афинах. В это время ученые перешли с вопросов о природе вещей на проблемы этики и морали, вопросы человеческой мысли и проблемы общества. Также происходит систематизация учений и систем.

Главными древнегреческими мыслителями и школами являются:

характерные учения античной философии

характерные учения античной философии

Важно отметить, что в этот период произошло формирование двух противоположных взглядов — идеализма Платона и материализма Демокрита.

Эллинистический римский

Речь идет о периоде с III века до н. э. до III века н. э. Название произошло от названий греческого государства Эллады и Рима. В этот период развиваются как греческие, так и римские школы, на учения оказывают влияние традиции и идеи покоренных народов Востока и Северной Африки.

Философия понимается в первую очередь как учение, отвечающее за разработку норм и правил жизни, позднее объектом изучения становится познание божественного.

В это время развиваются старые школы и появляются новые. Основными направлениями являются:

характерные учения античной философии

характерные учения античной философии

После неоплатонизма появилась христианская философия. Ее главной задачей стала полемика с развитыми в то время философскими направлениями для утверждения своего господства.

Античная философия оказала огромное влияние на жизнь и развитие науки не только своего времени, но и последующих столетий. Она прошла значительный путь от первых попыток поставить природу, человека и общество во главу интересов до мыслей о необходимости слиться с высшим Единым божеством, отказаться от телесной оболочки.

Источник

Античная философия

характерные учения античной философии характерные учения античной философии характерные учения античной философии характерные учения античной философии

характерные учения античной философии

характерные учения античной философии

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная философия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных горо­дах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерномо­рья и Крыма, собственно Греции — в Афинах, в эллинистичес­ких государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений.

Этапы античной философии:

— Раннюю классику (натуралисты, досократики). Главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение;

— Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема — сущность человека;

— Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема — синтез философского знания, его проблем и методов и др.;

Особенности:

Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями — математичес­кими, естественно-научными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII-IV вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии.

— Возникают два основных типа философского мировоззрения — материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия Платона»).

— Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика. Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии.

— Характерная особенность античной философии состояла в противопоставлении философских размышлений практической деятельности. Философы представляли самостоятельную прослойку общества.

— Античная философия в целом есть бескорыстная любовь к истине. Эта особенность определяет и ее третий момент — цель. Цель античной филосо­фии состоит в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее.

Основные идеи и проблемы:

— Проблемы возникновения Космоса, его структуры и развития; вопросы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее атрибутов (движение, пространство, время); идеи о главных элементах, о тождестве и противопо­ложности бытия и небытия, структурности бытия (атомы и пустота), текучести и его противоречивости и т.п. (Фалес, Анаксимандр, Зенон, Парменид, Демокрит и др.).

— Проблемы, касающиеся человека и его отношения с другими людьми; вопросы о природе и сущности человеческой морали, ее соотношения с нор­мами права; вопросы политики и государственного устройства; вопросы о природе и сущности человеческого сознания, соотношения рационального и иррационального в нем; проблемы постижения истины и т.п. (Сократ, Протагор, Горгий, Антифон, Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур и др.).

— Проблемы свободы человека и достижения им счастья: идеи о могуществе и силе человеческого духа в его стремлении к свободной и творческой жиз­ни, к познанию, в котором и заключается счастье свободного человека и т.п. (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.).

— Проблемы генезиса и природы познания, логического и методологического с точки зрения метода рационального поиска; идеи построения метафизических систем и синтезирование основных философских проблем; вопросы логики, логических форм, правил правильного мышления; вопросы рито­рики как искусства убеждения; проблемы эстетики и т.п. (Платон, Аристотель и др.).

Основные категории античной мысли: космос; природа; логос; эйдос; душа.

Досократические философские школы Древней Греции возникли в VII-V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах

Философские школы.

1. Философия натуралистической ориентации

— Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит)

характерные учения античной философии

— Иные философы (Эмпедокл, Анаксагор)

Натуралистической ориентации присуши:

— поиск первоначала, породившее все сущее.

Представители различных натуралистических школ обнаружива­ют субстанциональные основы вещей (т.е. то, из чего возникают все вещи), например, первоначало всего сущего — вода (Фалес); первооснова всего есть воздух (Анаксимен); сущность вещей — в числах (Пифагору, сущность вещей — в их бытии (Парменид); все веши со­стоят из атомов (Левкипп, Демокрит); основа всего сущего есть вечное из­менение, превращение мира (Гераклит) и т.п.

— декларативно-догматический метод философствования

— гилозоизм (одушевление неживой природы)

Философия гуманистической ориентации:

Гуманистической ориентации присуши:

— смещение оси философского поиска с космоса на человека

Первые древнегреческие школы и направления были связаны с мифологией, в которой осуществлялись первоначальные попытки объяснения мира.

Вопросы, впервые поднятые мифом, сохранили значение для религии и философии, что свидетельствует об их исключительной важности для человека: из чего все рождается и во что все превращается?

— чем все существующее управляется?

— где первооснова всего?

Философия Древней Греции пытается отвечать на все эти вопросы с помощью учения о первоначале. В отличие от мифологии и религии у первых древнегреческих философов сама природа, а не что-то внеприродное становится причиной всего того, что в ней и с ней происходит. Когда мифология задавалась вопросами: почему так устроены космос и его тела, то от творцов мифов никто не требовал доказательств (те спокойно могли бы сослаться лишь на Богов и на предания).

Первые же греческие мудрецы (ученые) должны были представить доказа­тельства конкретного или теоретического характера. Кроме то­го, переход к поиску первооснов (вода, огонь, воздух и др.) бытия древнегреческими мыслителями знаменовал следующий шаг развития мышления и сознания по сравнению с мифологией, которая онтологические вопросы решала через первопричины (Боги). «Первооснова» в отличие от «первопричины» является понятием более высокого уровня абстракции, обобщения.

Примечательно и даже символично, что альтернатива учению Гераклита возникла на противоположной окраине эллинского мира – в Италии. Это противоположное по своему характеру мировоззрение было свойственно пифагорейцам.

С образом Пифагора тесно связана идея меры и порядка: некоторые античные авторы даже приписывали ему введение мер и весов. Интересно, что представление о царящем во Вселенной порядке имело в пифагорейском учении совершенно буквальный характер. Структуру мироздания пифагорейцы связывали с существованием такого явления, как число. Именно числа выражают точные, не зависящие ни от какого произвола соотношения величин. «Число владеет вещами» – учили они. Изучить, понять то или иное явление – значит измерить его. Это правило, последователи Пифагора, распространяли не только на природные явления, но и на область морали, на нормы человеческого поведения.

Справедливость в пифагореизме определялась как «число, помноженное само на себя». Филолай, один из самых выдающихся мыслителей, принадлежавших к пифагорейскому ордену, вообще высказал мысль, что предметом познания может быть лишь то, что доступно количественному измерению. Космос – надлунный мир – есть мир порядка и чисел. Относительно него возможна мудрость. Каждая вещь в нем имеет свой предел. Беспредельное, т.е. то, что, по мнению ионийских мудрецов, составляет сущность мироздания, в действительности характеризует только Уран – подлунный мир. Здесь все текуче и изменчиво, а потому невозможно и познание. В таком мире возможна только добродетель.

В пифагорейских представлениях о числе и мере едва ли допустимо отделять философские разъяснения сущности мироздания от религиозных предписаний. Мистика чисел одновременно выражала и воззрения италийских аскетов на устройство Вселенной, и их учение о том, как, повинуясь высшему закону, должен вести себя подлинно добродетельный человек. Превращение этих критериев благого образа жизни в настоящую философию произошло не без их влияния, но уже не в рамках пифагорейской общины, а именно – в творчестве философов-элейцев. Такая трансформация была связана с именем Парменида.

Небытие немыслимо и невыразимо, «ибо небытия невозможно ни познать, ни высказать. Никогда не может быть доказано, что несуще­ствующее существует». Невозможность небытия Парменид выводит из основного для его философии положения о тождестве мысли и мыслимого. Но даже если небытие в каком-то смысле существует, то оно уже не есть, строго говоря, небытие. Если же нет небытия, то нет и перехода из бытия в небытие, а, следовательно, нет движения вообще. Бытие заполняет собой все. В нем нет ни начала, ни конца. В бытии нет никаких противо­речий.

Его ученик Зенон считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно. Он создал целый ряд апорий, доказательств, направленных против признания ис­тинности движения. «Движущийся (предмет) не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет».

Зенон выдвинул апорию «Летящая стрела покоится», согласно ей путь движения состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии по­коя. После этого Зенон предлагает задуматься над тем, как из ряда состояний покоя может возникнуть движение. Он старает­ся подвести к выводу об отрицании движения вообще. Этой же цели служат и такие его апории, как «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха».

Итак:

Элеаты осмысливали понятие бытия:

1. Бытие есть, небытия нет.

2. Бытие едино и неделимо.

3. Бытие познаваемо, а небытие нет.

Центральная проблема в философии

Сократа — человек и человеческое сознание. Природа и сущность человека — это его душа (разум). Душа — это «Я сознающее», т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. Благодаря этому открытию создана моральная и интеллектуальная традиция, которая питает Европу до настоящего времени.

Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием:

1). добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок — это всегда невежество;

2) никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Этот этический рационализм Сократа сводит мораль­ное благо к факту сознания.

Общая характеристика философии Платона:

— Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный мир, в котором живет человек. Но есть и другой мир — несотворимый и неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей вещей. Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей».

— Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса). Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое суще­ствование; идеи вечны и неизменны.

— Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или «высшего блага». Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, спра­ведливости, добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государственности и т.п.), свойств вещей и т.д.

Философия Аристотеля содержит ряд гениальных догадок, которые впоследствии нашли себе подтверждение. Например, аристотелевская иерархия первоэлементов (земля, вода, воздух, огонь и эфир) в скрытом виде содержит идею всемирного тяго­тения.

Общая характеристика философии Аристотеля:

Аристотель считал, что философия не есть продукт единоличного инди­видуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей.

Критика учения об идеях Платона приводит Аристотеля к принципиаль­ным положениям, которые легли в основу его миропонимания:

Мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир.

Вещи, явления и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не мир идей.

Аристотель определил сущность материи и дал материалистическую трак­товку происхождения мира и человека. Он выделял шесть типов государства: «плохие» (тирания, крайняя олигархия и охлократия — власть толпы, крайняя демократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и политая). Идеал Аристотеля — полития, представляющая собой совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса».

5. Эллинистическая и римская философия (III в. до н. э. — VI в. н.э.)

Основная идея – этика, приводящая к счастью (эвдемонизм) через состояние духовной стабильности (атараксии), которое может выработать в себе лишь мудрец, способный преодолеть страх смерти.

Платонова Академия. Спевсипп (409-339 до н.э.) Ксенократ (395-314 до н. э.) Аркесилай (315-240 до н. э.) Карнеад (214-129 до н. э.)

— Скептицизм. Пиррон из Элиды (360-270 до н. э.). Секст Эмпирик (II-IIIв. н. э.)

Аристотель (384-322 до н. э.) Теофраст (370-285 до н.э.), Евдем Родосский Андроник Родосский Александр Афродизийский.

Рассел говорил, что этика стоиков чем-то напоминает ему «зеленый виноград»: «мы не можем быть счастливы, но мы можем быть хорошими; давайте же представим себе, что пока мы добры, неважно, что мы несчастливы». Стоицизм, особенно в его римской версии, оказал большое влияние своими религиозными тенденциями на возникавшие тогда неоплатонизм и христианскую философию, а его этика оказалась удивительно актуальной в Новое время, привлекая к себе внимание идеей о внутренней свободе человеческой личности и естественном законе.

Неостоицизм также уделял огромное внимание проблемам морали. Главная задача философии – нравственное исцеление, воспитание добродетели. Главная ценность – любовь к другим людям, она внушена человеку Богом. Жизненный идеал – невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы, что возможно через самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрости.

В заключении, ещё раз отметим, огромное значение античной философии, которая оказала огромнейшее влияние на развитие всей мировой философии.

Источник

Античная философия

Античная философия — это ранняя греческая философия, которая началась с работ Фалеса Милетского (ок. 600 г. до н. э.). Затем античная философия развивалась вместе с такими великими философами, как Пифагор, Сократ, Платон и Аристотель. Далее античная философия продолжила свою эволюцию уже в школах философии эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма.

Окончанием этого периода считаются работы Аврелия Августина и Боэция (ок. 400 – 500 гг. н. э.).

По другим источникам, основоположником античной философии может быть древнегреческий поэт Гомер (около 700 г. до н. э.).

Особенности античной философии

В основном для античной философии наиболее характерны:

Диалектика

Именно в то время зародился этот метод и одновременно искусство. В переводе с латинского этот термин обозначает «искусство спорить». Это теория о создании бытия, о взаимосвязях и о противоречиях, которые из этого возникают. Как результат этого «столкновения» происходит эволюция.

Пантеизм

В философии это учение, которое отождествляет Бога со вселенной. Ещё сторонники этой доктрины видят Вселенную как проявление Бога.

Космоцентризм

Одно из главных направлений античной философии — Космоцентризм. Главная концепция этого понятия — мир является гармоничным космосом, и ему противопоставляется идея негармоничного хаоса.

Этапы развития античной философии

Обычно античная философия делится на три этапа: досократический, классический, эллинистический.

Какие были школы в период античной философии?

В период античной философии возникли пять великих философских школ:

Античные философы

Аристотель

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) был учеником Платона. В 335 г. до н. э. он основал Ликей (перипатетическая школа). Аристотель внёс наиважнейший вклад в развитие логики, биологии, риторики и др.

Пиррон из Элиды (скептицизм)

Пиррон из Элиды (ок. 360 – 270 г. до н. э.) считается основателем древнегреческого скептицизма. Это учение о том, что нельзя знать о мире ничего с уверенностью. Скептики уверяют, что нужно сомневаться абсолютно во всём.

Зенон Китийский (стоицизм)

Основоположником школы стоиков стал Зенон Китийский (ок. 334 – 262 гг. до н. э.). Сам стоицизм появился около 300 г. до н. э. Сторонники этой школы эпохи эллинизма полагали, что добродетель — это счастье, и что судить людей можно только по их поступкам. Ещё они верили, что можно контролировать только свои поступки, а не какие-либо внешние события.

Платон

Древнегреческий философ Платон (427 – 347 гг. до н. э.) считается одним из главных мыслителей античной философии. Возможно наиболее известны его политические учения и работы об универсалиях. В 380-х годах до н. э. в Афинах он основал школу «Академия» («Академия Платона»).

Эпикур

Около 306 г. до н. э. Эпикур основал школу в Афинах, которую иногда называли «Сад Эпикура» — она находилась в саду. Эпикурейцев, учеников Эпикура (ок. 341 – 270 гг. до н. э.), называли «философами из сада».

Философ и его ученики стремились с помощью философии избавиться от страданий, достигнуть счастливой и безмятежной жизни.

Узнайте больше про Скептицизм

Какие идеи преобладали в древнегреческой философии

Ранних греческих философов часто считают космологами или натуралистами. Они часто задавались вопросами о происхождении и природе физического мира. В начале в их писаниях зачастую преобладали монистические концепции бытия, но потом стали появляться и плюралистические.

Философ Фалес Милетский считается одним из первых «семи мудрецов» Древней Греции. Его считают первым греческим философом, потому что он был первым, кто дал объяснение происхождения мира без мифологии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *