Haval это чей автомобиль
Haval это чей автомобиль
Стоит ли покупать китайские автомобили? Haval: история покорения России
Китайские автомобили Haval
Как было раньше: отношение и доверие к китайскому автопрому?
Автопроизводители из Китая заявили о себе на мировом рынке около 15 лет назад. Они виртуозно копировали облик популярных моделей BMW, Porsche и других брендов, при этом фейки отличались смешной ценой по сравнению с оригиналами. Сходство было исключительно внешним – о немецком или японском качестве, технологиях и эргономике речи даже не шло. Так что за китайским автопромом прочно закрепилось звание машин ненадежных и недолговечных.
Но со временем производители из КНР научились успешно адаптировать под свои автомобили разработки коллег из Кореи, Германии и Японии. Ну, а в некоторых китайских автомобилях и вовсе устанавливаются запчасти от мировых лидеров-производителей.
Качество сборки и покраски кузова тоже заметно улучшилось. К слову, раньше это было главной слабостью китайских авто. Хотя не меньшего негатива удостаивалась слабая эргономика: судя по отзывам владельцев и экспертов, кнопки и рычажки располагались «как придётся» и максимально неудобно для водителя. Однако у новых моделей этих недостатков нет – инженеры КНР разработали несколько собственных прорывных решений и ещё несколько позаимствовали у брендов вроде Hyundai или Toyota.
А что сейчас: как изменились машины из Поднебесной и взгляды на них?
Китайский автопром упрямо завоевывает доверие и уважение потребителей. Сегодня он являет миру машины, впечатляющие своим стилем, не вписывающимся в рамки привычных стандартов и требований. Знаменитые мастера и стилисты из Америки и Европы с удовольствием едут в Китай, где для них открывается масса возможностей для воплощения амбициозных идей. Так что сегодня китайский автопром можно назвать одним из самых продвинутых и быстрорастущих в мире.
Экстерьер Haval F7X
Три аргумента в пользу китайских автомобилей
Интерьер Haval F7X
Внедорожники Haval: почему они так популярны в России?
Самые популярные китайские автомобили в нашей стране – это Haval. У бренда собственное производство в Тульской области, где выпускаются кроссоверы HAVAL F7 и HAVAL F7x, HAVAL H5 и рамный внедорожник HAVAL H9.
Даже в непростой 2020 год продажи Haval стабильно росли, а позиции на рынке России укреплялись. В общей сложности, за 2020 год был продан 17 381 автомобиль бренда – это почти на 42% больше, чем годом ранее.
Бестселлер марки – кроссовер Haval F7, который в прошлом году выбрали 6 782 покупателя. Следующий по популярности – ещё один интеллектуальный кроссовер – Haval F7x: в 2020 году было продано 4 417 автомобилей.
Ещё в 2019 году исполнительный директор «Хавейл мотор рус» заявил, что в планах у бренда к 2025 году продавать в РФ порядка 100 000 автомобилей ежегодно, занимая 5% всего автомобильного рынка. Львиная доля авто (примерно 80%) будет приходиться на те машины, которые выпускаются на территории России.
Популярность Haval в нашей стране объясняется просто – заманчивым соотношением цены и качества: например, цена большого и мощного Haval Jolion стартует от 1 189 000 рублей. Это за версию Comfort с мотором 2WD, мощностью 143 л.с. и механической коробкой. К слову, Jolion – новичок в линейке Haval. Инженеры бренда задались целью создать стильный молодежный кроссовер, и, кажется, им это удалось.
Внедорожник Haval H9
О названии «Haval», выходе на рынок России и авто, на которые сделан акцент
В 2013 году родился Haval – дочернее предприятие автоконцерна Great Wall и новый автобренд из Поднебесной, который специализируется на выпуске внедорожников и кроссоверов.
Название «Haval» (читаем как «Хавейл», хотя в Китае произносят как «Хафу») образовано от английской фразы «I Have All», что означает «у меня есть всё». Объяснение простое и логичное: перед нами более комфортные и продвинутые родственники Great Wall. Согласно философии бренда, под понятием «всё» имеют в виду большую и дружную семью, отличных друзей, любимую работу и в довершении этого списка – красивое и надежное авто.
Haval специализируется на выпуске внедорожников и кроссоверов
Первый зарубежный рынок, на который вышла марка Haval, – российский. Случилось это в 2014 году в разгар Московского автосалона, где презентовали автомобили Н2, Н6, Н8, Н9, Coupe С.
В 2019 году начал работать завод Haval в Тульской области. В него инвестировали порядка 500 млн долларов, и он стал первым предприятием Great Wall, возведенным за границами Китая. Общая площадь завода – 2,16 млн кв. м.
Скорость, с которой Haval осваивает рынок России, да и всего мира впечатляет. Уже в 2018-м H6 стал седьмым в рейтинге самых популярных внедорожников планеты.
Сегодня модельный ряд бренда представлен:
Выводы
Да, раньше качество и надёжность китайских авто вызывали сомнения. Но инженеры Поднебесной нашли способы исправить ситуацию и удешевить производство без ущерба качеству и эргономике. Наглядный тому пример – бренд Haval, который стремительно ворвался на российский рынок, с каждым годом наращивает продажи и завоевывает народную любовь.
Готовимся в Китае к встрече с маркой Haval в России
Премьера новейшей серийной модели H6 Coupe только-только отгремела на мотор-шоу в Шанхае. На российский рынок пятидверка попадёт в следующем году, после сертификации.
Кроссоверный бренд Haval, принадлежащий фирме Great Wall Motor (GWM), — лидер среди китайских производителей вседорожников. В сегменте, ежегодно растущем на 50% с лишним, каждый месяц покупают по полмиллиона машин! Каждая десятая — Haval. Фирма «Хавейл Мотор Рус» завезла к нам пока только 140 автомобилей и грозится со дня на день начать продажи по неназванным ещё ценам. До Москвы добрались внедорожники Haval H9 и кроссоверы H2 образца 2014 года, плюс паркетник H6, дебютировавший в 2011-м. В Китае это бестселлер, но в Россию «шестёрку» больше поставлять, видимо, не будут — стара. К тому же у нас по-прежнему сносно продаётся Great Wall H6.
Пока машины едут к нам, мы — отправляемся к ним! Тем более что дома у китайцев полно новинок. В прошлом году представлен ещё и малыш H1 (на фото внизу). В 2015-м показаны Haval H6 Coupe и модернизированный Haval H8 — эти будут во второй волне хавейловской экспансии в Россию. Готовятся к запуску в серию модели H7 и удлинённая H7L. По идее, есть ещё переживший недавно рестайлинг H5, но создатели, видимо, считают его идеологически неактуальным, поскольку за время визита мы его в глаза не видели.
Слово Haval в Поднебесной произносят как «Хáфу». На китайском оно ничего не значит: название сконструировали из «I have all» («у меня есть всё»). Англоязычные между тем говорят не «Хэвол», а «Хáвал». «Хавéйл» — это интерпретация, придуманная для России догадливыми русскоязычными китайцами. Пока у нас читают как есть, в воздухе носится некрасивое «пипл хавает» (в смысле, народ покорно потребляет то, что дают, не ища лучшей доли). Доморощенные остряки уймутся не скоро, однако по сути марка Haval несёт противоположный смысл. «Хавать» у Хавейлов может разве что подвеска. В остальном — речь о «вкусить» или даже «отведать».
В Китай для знакомства с маркой нас пригласили на целую неделю. Начинаем с Шанхайского мотор-шоу, впереди интервью с топ-менеджерами, экскурсии на заводы в Тяньцзине и Сюйшуе, тест-драйв на площадке и полигоне, посещение выставочного и исследовательского центров в Баодине, где находится штаб-квартира. Также в программе деловой банкет и аж четыре групповых фото! Мы уже подзабыли эти обряды, а в Китае традиции коммунизма живее всех живых: ходить строем, облекать смыслы в помпезные лозунги, носить значки и плевать на все порядки и правила, если тебя никто не видит.
В регламенте международной презентации для журналистов (с нами, например, австралийцы) — занятное примечание: «Пожалуйста, присматривайте за своими вещами, соблюдайте порядок, заботьтесь о безопасности». Ладно! Первый сюжет — с выставки Auto Shanghai 2015. В лучах прожекторов появляется невысокая фигура в сером костюме — на сцену выходит главный дизайнер марки Haval Пьер Леклерк, перешедший из BMW.
Будучи дизайнером подразделения BMW M GmbH, Леклерк приложил руку к прежнему BMW X6 M, на его счету экстерьер BMW X5 второго поколения. Теперь у Пьера статус дизайнерского босса и вице-президента, он подчиняется напрямую главе GWM Вэю Цзяньцзюню. Бельгиец представляет на Шанхайском автошоу свои новые работы — два концепта, будущее бренда. В облике шоу-каров можно найти немало «цитат», но о слизывании дизайна с BMW вряд ли кто скажет. Разве что «купеобразность» явно немецкая.
Haval бывает двух цветов: синий, «горячий» и красный, «холодный» (см. пример концептов на фото вверху). Но странное разделение по колеру логотипов России не коснётся, и это, пожалуй, правильно. Мы привыкли, что синий — это ледяная вода, а красный — кипяток. С таблетками в «Матрице» та же история: революция или покой в неведении. В общем, у нас будут только алые шильдики. Китайцы решили на два-три года оставить цветовое зонирование на внутреннем рынке. Они и сами не привыкли к двухцветности и носят на лацканах пиджаков исключительно красные значки. При всём при том машины, «синие» по дизайну и оснащению, вполне могут приехать к нам с красной эмблемой.
На домашнем рынке марка Haval действует с 2002 года. Экспортировать продукцию этого бренда фирма Great Wall долго не решалась: за рубеж шли машины с шильдиками Hover. Теперь Ховера не существует, вместо него — глобальный Haval со своей концепцией, стратегией и логотипом, презентованными в марте 2013-го, когда с конвейера сошёл миллионный автомобиль GWM. Довольные владельцы Ховеров в России, а таких немало, — главная аудитория Хавейла. Он уже зацепил их на Московском автошоу, они активно интересуются и ждут цен. Далее — видеоролик с выставки в Шанхае.
Когда именно Haval начнёт продажи в России, не говорит даже госпожа Ван Фэнин, главный управленец GWM. Но подтверждает: конкурентами китайским кроссоверам будут «корейцы» и «японцы», к примеру, Hyundai Tucson и Toyota RAV4. По словам Ван Фэнин, поначалу машины будут завозиться к нам из Китая, а к августу-сентябрю 2017-го построят завод полного цикла под Тулой (см. врезку в конце материала). Дилерскую сеть — для начала восемь-десять центров — организует «Хавейл Мотор Рус», а не «Ирито», дистрибьютор марки Great Wall. Если в «Ирито» захотят продавать Haval, им позволят на общих основаниях. У Грейт Уолла в нашей стране всё останется по-прежнему — уступать рынок Хавейлу он не станет. Завод под Липецком Хавейлы выпускать не планирует. Но что же с ценами? Хоть намекните!
Скрепя сердце Ван Фэнин говорит, что цены будут на 15–20% выше, чем в Китае, поскольку высоки таможенные пошлины и затратна логистика. Давайте прикинем. Дома Haval H2 стоит от 98 800 юаней (805 500 рублей), с процентами получаем миллион рублей, который нам косвенно подтвердили. Вспомним прайс-лист, оглашённый россиянам в октябре 2014-го: H2 — от 750 000, H6 — от 800 000, H8 — от 1 500 000. Выходит, Хавейлы для нас подорожают на четверть? Соперники тоже недёшевы: Hyundai ix35 — от 1 169 900, Toyota RAV4 — от 998 000 (по акции), Mitsubishi ASX — от 949 000. Только «корейцев» и «японцев» мы хорошо знаем, а Haval. Продолжим изучать его на заводе в Тяньцзине.
Регламент предписывает: «Пожалуйста, во время тест-драйва следуйте инструкциям инструктора». На самом деле никакого инструктажа китайцы не проводят, да и назвать это мероприятие «тест-драйвом» — злая шутка. Кроссоверы H2 и H6 нам предлагают испытать в качестве пассажиров во время езды по бенкингу, а затем сделать два кружочка за рулём на малюсеньком участке ровного асфальта. Что из этого вышло — на видео.
Корпоративный дух GWM крепит фраза «Improving little by little everyday» («Мало-помалу совершенствуемся каждый день»). Девиз встречает рабочих у ворот предприятий GWM и далее повсеместно попадается на глаза, причём написан он на английском, которого большинство китайцев не знают. Однако неверно считать, будто слоган направлен исключительно «на экспорт» — грейтуолловцы и впрямь совершенствуются день ото дня, да так, что «мало» не покажется. Посмотрите на комплекс Хавейла в Сюйшуе: он уже не уступает заводу Hwasung фирмы KIA, а кое в чём и превосходит его.
С завода — в выставочный центр. Он разделён на 15 зон и насчитывает более 200 экспонатов. На входе — стена, увешанная патентами: компания подала 4239 заявок и получила 2806 свидетельств, действующих в Европе, США, России и так далее. Осматриваем выставку дальше, демонстрируется всё: кузова, роботы-сборщики, шасси, двигатели, коробки передач, светотехника, кресла, даже коврики и, конечно, готовые машины. Жаль, демонстрация техники не сопровождается сколь-нибудь внятным комментарием. Также есть детский уголок размером со спортзал и гигантский макет, показывающий, как будет развиваться промышленная зона в Сюйшуе.
Теперь наш путь лежит на полигон Хавейла, построенный по проекту авторитетной испанской компании Applus IDIADA в конце ноября 2013 года. На площади 114 га проложено 45 км самых разных дорог. Высокоскоростной трек длиной 7019 м с бенкингом под наклоном 47 градусов позволяет разогнаться до 240 км/ч. Есть круглая площадка диаметром 300 м для тестов на скорости до 160 км/ч. На медленной кольцевой трассе имитируются 10 видов поверхностей: ямы, крупные и мелкие камни, гравий, волны и тому подобное. Кольца окружают искусственную гору для испытаний машин на подъёме и спуске. По ряду параметров этот полигон — №1 в Китае.
Второй тест-драйв организован чуть лучше. Перед нами скоростной прямик с разворотной петлёй в конце. Два круга на каждом из двух больших Хавейлов — H8 и H9 — с одинаковыми двухлитровыми «турбочетвёркам» (218 л.с., 324 Н•м) и шестиступенчатыми «автоматами». Динамикой не порадовал ни тот ни другой. Разгон подчёркнуто плавный, с неспешным выкручиванием передач до 5000 об/мин — китайцы любят размеренность. В ручном режиме трансмиссии двигатель, как водится, навязчиво шумит. Под капоты более чем двухтонных махин просятся моторы помощнее.
Связь «по баранке» едва уловима. Впрочем, подруливать и не нужно — прямую Хавейлы держат что на шинах Goodyear Wrangler (H8), что на покрышках Cooper Discoverer (H9). Тормоза позволяют точно дозировать замедление, что очень кстати перед поворотами, чреватыми сильными кренами. Короче, оба кроссовера диктуют величавое перемещение, но бегемот Haval Н9, эдакий Land Cruiser, предпочтительнее. На полигоне его подвеска схавала все неровности, не поперхнувшись. Идею бренда он передаёт лучше других, хотя. Понравилась ещё одна модель, которой не было в программе заездов, — Н6 Coupe.
Лишний кружочек, что выторговал у организаторов, определил фаворита. Бойкий паркетник Haval Н6 Coupe видится оптимальным «китайцем» для города. Модная и гармоничная внешность тому под стать. Удивительно, в «купе» не менее просторно, чем в старших братьях. При этом машинка легче, мощнее поросли (194 л.с., 315 Н•м) и во всём живее: больше шума, жёстче подвеска, отчего хочется и можется шустрить. Во всяком случае на «механике» — «робота» на полигоне, к сожалению, не было.
Прокатились неплохо, но мало. Ничего, в Москве доездим. Пора и честь знать? Рано! Китайцы ещё не показали нам «крупнейший в мире первоклассный технический центр». Новейший комплекс площадью 26 га рассчитан на 10 000 сотрудников. Снаружи его достроили в этом году, отделка внутри продолжается, но эксплуатация потихоньку стартовала. Заметьте, эти громады созданы не для всей корпорации Great Wall, а только ради марки Haval. Такие амбиции, такой видится потенциал.
Техцентр включает в себя пять зон: исследовательскую, испытательную, прототипирования, моделирования и обработки данных, что бы последнее ни значило. Экскурсия привела нас в безэховую камеру, где автомобили тестируют на наличие шумов и вибраций. Также показали стендовые испытания двигателя. Ничего особенного, хвастаться ещё нечем. Надо бы заглянуть сюда через год-полтора.
Ходят слухи, будто бы Haval задумал кооперацию с Фольксвагеном. Это маловероятно, так как у VW в Китае уже есть посажённый отец SAIC — крупнейший автопроизводитель Поднебесной. В то же время других неожиданных альянсов с иностранцами исключать нельзя. Корпорация GWM постоянно ищет партнёров для глобальной экспансии. Привлекая чужих спецов, учит своих. Совершенствуется мало-помалу каждый день.
Пытаясь подытожить впечатления, вспомнил недавний разговор в Женеве с большой шишкой из VW Group. Топ-менеджер убеждён, что в ближайшие десять лет китайцы не представят немецким производителям никакой реальной угрозы. Тогда я кивнул, но, погостив у Хавейла, засомневался. «Корейцам» с «японцами» стоит поднапрячься. Только что власти КНР обнародовали план Made in China 2025. Главная цель — догнать по качеству производства германских конкурентов, используя их же индустриальные методики. Все силы брошены на то, чтобы стать мировым производственным локомотивом. Признаться, прежде я думал, что никогда не стану владельцем китайского автомобиля. Теперь — не уверен.
Паспортные данные
Модель | Haval H2 | Haval H6 | Haval H6 Coupe | Haval H8 | Haval H9 |
---|---|---|---|---|---|
Кузов | |||||
Тип кузова | универсал | универсал | универсал | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 | 5/5 | 5/5 | 5/7 |
Длина, мм | 4335 | 4649 | 4549 | 4806 | 4856 |
Ширина, мм | 1814 | 1852 | 1835 | 1975 | 1926 |
Высота, мм | 1695 (по антенне) | 1710–1727 (по рейлингам) | 1700 | 1794 | 1900 |
Колёсная база, мм | 2560 | 2680 | 2720 | 2915 | 2800 |
Колея передняя/задняя, мм | 1525/1520 | 1565/1565 | 1565/1565 | 1647/1649 | 1610/1610 |
Снаряжённая масса, кг | 1595 | 1650 | 1769 | 2205 | 2325 |
Полная масса, кг | 1985 | 2240 | Нет данных | 2750 | 2850 |
Объём багажника, л | 300–890 | 808–1216 | 400–1146 | Нет данных | 112–747–1457 |
Двигатель | |||||
Тип | бензиновый с турбонаддувом | бензиновый с турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, продольно | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1497 | 1497 | 1997 | 1967 | 1967 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 150/5600 | 150/5600 | 194/5200–5500 | 218/5500 | 218/5500 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 210/2200–4500 | 210/2200–4500 | 315/2400–4000 | 324/2000–4000 | 324/2000–4000 |
Трансмиссия | |||||
Коробка передач | механическая, шестиступенчатая | механическая, шестиступенчатая | механическая, шестиступенчатая | автоматическая, шестиступенчатая | автоматическая, шестиступенчатая |
Привод | подключаемый полный | подключаемый полный | подключаемый полный | подключаемый полный | подключаемый полный |
Ходовая часть | |||||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | Нет данных | независимая, пружинная, двухрычажная | независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, двухрычажная | Нет данных | независимая, пружинная, многорычажная | зависимая, пружинная, пятирычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые | дисковые | дисковые вентилируемые |
Шины | 235/50 R18 | 245/40 R18 | Нет данных | 235/60 R18 | 265/65 R17 |
Дорожный просвет, мм | 184 | 180 | 170 | 197 | 206 |
Эксплуатационные характеристики | |||||
Максимальная скорость, км/ч | Нет данных | 180 | 190 | 180 | 180 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
Расход топлива, л/100 км | |||||
— городской цикл | 10,4 | 11,9 | Нет данных | Нет данных | 14,1 |
— загородный цикл | 7,3 | 7,5 | Нет данных | Нет данных | 9,5 |
— смешанный цикл | 8,4 | 9,1 | 9,2 | Нет данных | 12,1 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-4 | Евро-5 | Евро-5 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 55 | 58 | Нет данных | 85 | 80 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 | АИ-95 | АИ-95 | АИ-95 |
Техника
Где разрабатывают и производят автомобили Haval в Китае
Технический центр Haval
Технический центр Haval расположен в городе Баодин, Китай. Он был спроектирован известной немецкой архитектурно-проектной компанией и введен в эксплуатацию в 2015 году. На территории площадью 250 000 кв. метров расположены: исследовательский центр, центр пробного производства, центр испытаний, центр разработки дизайна, центр обработки данных.
Сегодня в Техническом центре Haval работают более 10 тысяч сотрудников, около 1000 из них – это ведущие местные и иностранные эксперты. Дизайн здания Центра – это синтез искусства и технологий, который позволяет создать комфортное и уютное пространство для персонала.
Состав и структура кадров, а также наличие передового оборудования позволяют Центру самостоятельно разрабатывать новые модели кроссоверов и внедорожников Haval. Здесь выполняется полный цикл работ: планирование, разработка дизайна, инженерное проектирование, пробное производство, испытания новых автомобилей.
С привлечением профессиональной команды и по технологиям мирового уровня были построены заводы Haval. Их отличает высокий уровень автоматизации, современное оборудование, передовые технологии производства и серьезный подход к проверке качества готовой продукции. Один из заводов находится в городе Тяньцзине, второй — в Сюйшуе. В общей сложности 1.8 млн автомобилей Haval ежегодно сходит с конвейеров этих двух производственных площадок.
Завод Haval в Тяньцзине
Производственная база в городе Тяньцзине занимает площадь более 3.4 миллионов кв. м. Предприятие начало свою работу в августе 2011 года. Годовая производственная мощность — 800 000 автомобилей. Сегодня с конвейера завода сходит кроссовер Haval H6.
В производственный комплекс входят штамповочный цех, сварочный цех, цех покраски и сборочный цех. В каждом из них достигнут высокий уровень автоматизации. Роботы используются для точечной сварки, переноски и транспортировки крупных деталей, нанесения клея и выполнения ряда других задач. Автоматизация позволяет ускорить рабочий процесс, добиться высокой точности производства, снизить интенсивность труда рабочих.
На каждом этапе производства автомобиль проходит строгую проверку качества. На заводе Haval в Тяньцзине построен самый крупный тестовый полигон в Китае. Здесь готовые автомобили испытывают на прочность, надежность и комфорт. После тестирования автомобили поступают в продажу.
Завод Haval в Сюйшуе
Завод начал свою работу в 2014 году. Общая площадь предприятия составляет 4.15 млн кв. м. Здесь производятся кроссоверы Haval H2, Haval H6 Coupe, Haval H7, Haval H8 и рамный внедорожник Haval H9. Общая производственная мощность составляет 1 млн автомобилей в год.
Как и на заводе в Тяньцзине, в Сюйшуе налажен полный цикл производства: штамповка, сварка, окраска и сборка. Также отмечается высокий уровень автоматизации и строгая проверка качества на каждом этапе производства. Именно здесь расположен самый масштабный в Китае сборочный цех – его площадь составляет 70 000 кв. м. Также он один из самых современных по уровню оснащения.
На линии тестирования используется передовое оборудование немецкой компании DURR, где все узлы автомобиля проверяются на соответствие международным стандартам. Оборудованы дождевая и ветровая камеры, в которых имитируются различные виды осадков и погодных явлений, а также проводятся испытания с погружением автомобилей в воду и тряской.
После того, как автомобиль проверили сотрудники и роботы, он отправляется на тестовый полигон. На треке длиной 2400 метров представлено 10 различных типов дорожных покрытий.
Где разрабатывают и производят автомобили Haval в Китае
Технический центр Haval
Технический центр Haval расположен в городе Баодин, Китай. Он был спроектирован известной немецкой архитектурно-проектной компанией и введен в эксплуатацию в 2015 году. На территории площадью 250 000 кв. метров расположены: исследовательский центр, центр пробного производства, центр испытаний, центр разработки дизайна, центр обработки данных.
Сегодня в Техническом центре Haval работают более 10 тысяч сотрудников, около 1000 из них – это ведущие местные и иностранные эксперты. Дизайн здания Центра – это синтез искусства и технологий, который позволяет создать комфортное и уютное пространство для персонала.
Состав и структура кадров, а также наличие передового оборудования позволяют Центру самостоятельно разрабатывать новые модели кроссоверов и внедорожников Haval. Здесь выполняется полный цикл работ: планирование, разработка дизайна, инженерное проектирование, пробное производство, испытания новых автомобилей.
С привлечением профессиональной команды и по технологиям мирового уровня были построены заводы Haval. Их отличает высокий уровень автоматизации, современное оборудование, передовые технологии производства и серьезный подход к проверке качества готовой продукции. Один из заводов находится в городе Тяньцзине, второй — в Сюйшуе. В общей сложности 1.8 млн автомобилей Haval ежегодно сходит с конвейеров этих двух производственных площадок.
Завод Haval в Тяньцзине
Производственная база в городе Тяньцзине занимает площадь более 3.4 миллионов кв. м. Предприятие начало свою работу в августе 2011 года. Годовая производственная мощность — 800 000 автомобилей. Сегодня с конвейера завода сходит кроссовер Haval H6.
В производственный комплекс входят штамповочный цех, сварочный цех, цех покраски и сборочный цех. В каждом из них достигнут высокий уровень автоматизации. Роботы используются для точечной сварки, переноски и транспортировки крупных деталей, нанесения клея и выполнения ряда других задач. Автоматизация позволяет ускорить рабочий процесс, добиться высокой точности производства, снизить интенсивность труда рабочих.
На каждом этапе производства автомобиль проходит строгую проверку качества. На заводе Haval в Тяньцзине построен самый крупный тестовый полигон в Китае. Здесь готовые автомобили испытывают на прочность, надежность и комфорт. После тестирования автомобили поступают в продажу.
Завод Haval в Сюйшуе
Завод начал свою работу в 2014 году. Общая площадь предприятия составляет 4.15 млн кв. м. Здесь производятся кроссоверы Haval H2, Haval H6 Coupe, Haval H7, Haval H8 и рамный внедорожник Haval H9. Общая производственная мощность составляет 1 млн автомобилей в год.
Как и на заводе в Тяньцзине, в Сюйшуе налажен полный цикл производства: штамповка, сварка, окраска и сборка. Также отмечается высокий уровень автоматизации и строгая проверка качества на каждом этапе производства. Именно здесь расположен самый масштабный в Китае сборочный цех – его площадь составляет 70 000 кв. м. Также он один из самых современных по уровню оснащения.
На линии тестирования используется передовое оборудование немецкой компании DURR, где все узлы автомобиля проверяются на соответствие международным стандартам. Оборудованы дождевая и ветровая камеры, в которых имитируются различные виды осадков и погодных явлений, а также проводятся испытания с погружением автомобилей в воду и тряской.
После того, как автомобиль проверили сотрудники и роботы, он отправляется на тестовый полигон. На треке длиной 2400 метров представлено 10 различных типов дорожных покрытий.
Готовимся в Китае к встрече с маркой Haval в России
Премьера новейшей серийной модели H6 Coupe только-только отгремела на мотор-шоу в Шанхае. На российский рынок пятидверка попадёт в следующем году, после сертификации.
Кроссоверный бренд Haval, принадлежащий фирме Great Wall Motor (GWM), — лидер среди китайских производителей вседорожников. В сегменте, ежегодно растущем на 50% с лишним, каждый месяц покупают по полмиллиона машин! Каждая десятая — Haval. Фирма «Хавейл Мотор Рус» завезла к нам пока только 140 автомобилей и грозится со дня на день начать продажи по неназванным ещё ценам. До Москвы добрались внедорожники Haval H9 и кроссоверы H2 образца 2014 года, плюс паркетник H6, дебютировавший в 2011-м. В Китае это бестселлер, но в Россию «шестёрку» больше поставлять, видимо, не будут — стара. К тому же у нас по-прежнему сносно продаётся Great Wall H6.
Пока машины едут к нам, мы — отправляемся к ним! Тем более что дома у китайцев полно новинок. В прошлом году представлен ещё и малыш H1 (на фото внизу). В 2015-м показаны Haval H6 Coupe и модернизированный Haval H8 — эти будут во второй волне хавейловской экспансии в Россию. Готовятся к запуску в серию модели H7 и удлинённая H7L. По идее, есть ещё переживший недавно рестайлинг H5, но создатели, видимо, считают его идеологически неактуальным, поскольку за время визита мы его в глаза не видели.
Слово Haval в Поднебесной произносят как «Хáфу». На китайском оно ничего не значит: название сконструировали из «I have all» («у меня есть всё»). Англоязычные между тем говорят не «Хэвол», а «Хáвал». «Хавéйл» — это интерпретация, придуманная для России догадливыми русскоязычными китайцами. Пока у нас читают как есть, в воздухе носится некрасивое «пипл хавает» (в смысле, народ покорно потребляет то, что дают, не ища лучшей доли). Доморощенные остряки уймутся не скоро, однако по сути марка Haval несёт противоположный смысл. «Хавать» у Хавейлов может разве что подвеска. В остальном — речь о «вкусить» или даже «отведать».
В Китай для знакомства с маркой нас пригласили на целую неделю. Начинаем с Шанхайского мотор-шоу, впереди интервью с топ-менеджерами, экскурсии на заводы в Тяньцзине и Сюйшуе, тест-драйв на площадке и полигоне, посещение выставочного и исследовательского центров в Баодине, где находится штаб-квартира. Также в программе деловой банкет и аж четыре групповых фото! Мы уже подзабыли эти обряды, а в Китае традиции коммунизма живее всех живых: ходить строем, облекать смыслы в помпезные лозунги, носить значки и плевать на все порядки и правила, если тебя никто не видит.
В регламенте международной презентации для журналистов (с нами, например, австралийцы) — занятное примечание: «Пожалуйста, присматривайте за своими вещами, соблюдайте порядок, заботьтесь о безопасности». Ладно! Первый сюжет — с выставки Auto Shanghai 2015. В лучах прожекторов появляется невысокая фигура в сером костюме — на сцену выходит главный дизайнер марки Haval Пьер Леклерк, перешедший из BMW.
Будучи дизайнером подразделения BMW M GmbH, Леклерк приложил руку к прежнему BMW X6 M, на его счету экстерьер BMW X5 второго поколения. Теперь у Пьера статус дизайнерского босса и вице-президента, он подчиняется напрямую главе GWM Вэю Цзяньцзюню. Бельгиец представляет на Шанхайском автошоу свои новые работы — два концепта, будущее бренда. В облике шоу-каров можно найти немало «цитат», но о слизывании дизайна с BMW вряд ли кто скажет. Разве что «купеобразность» явно немецкая.
Haval бывает двух цветов: синий, «горячий» и красный, «холодный» (см. пример концептов на фото вверху). Но странное разделение по колеру логотипов России не коснётся, и это, пожалуй, правильно. Мы привыкли, что синий — это ледяная вода, а красный — кипяток. С таблетками в «Матрице» та же история: революция или покой в неведении. В общем, у нас будут только алые шильдики. Китайцы решили на два-три года оставить цветовое зонирование на внутреннем рынке. Они и сами не привыкли к двухцветности и носят на лацканах пиджаков исключительно красные значки. При всём при том машины, «синие» по дизайну и оснащению, вполне могут приехать к нам с красной эмблемой.
На домашнем рынке марка Haval действует с 2002 года. Экспортировать продукцию этого бренда фирма Great Wall долго не решалась: за рубеж шли машины с шильдиками Hover. Теперь Ховера не существует, вместо него — глобальный Haval со своей концепцией, стратегией и логотипом, презентованными в марте 2013-го, когда с конвейера сошёл миллионный автомобиль GWM. Довольные владельцы Ховеров в России, а таких немало, — главная аудитория Хавейла. Он уже зацепил их на Московском автошоу, они активно интересуются и ждут цен. Далее — видеоролик с выставки в Шанхае.
Когда именно Haval начнёт продажи в России, не говорит даже госпожа Ван Фэнин, главный управленец GWM. Но подтверждает: конкурентами китайским кроссоверам будут «корейцы» и «японцы», к примеру, Hyundai Tucson и Toyota RAV4. По словам Ван Фэнин, поначалу машины будут завозиться к нам из Китая, а к августу-сентябрю 2017-го построят завод полного цикла под Тулой (см. врезку в конце материала). Дилерскую сеть — для начала восемь-десять центров — организует «Хавейл Мотор Рус», а не «Ирито», дистрибьютор марки Great Wall. Если в «Ирито» захотят продавать Haval, им позволят на общих основаниях. У Грейт Уолла в нашей стране всё останется по-прежнему — уступать рынок Хавейлу он не станет. Завод под Липецком Хавейлы выпускать не планирует. Но что же с ценами? Хоть намекните!
Скрепя сердце Ван Фэнин говорит, что цены будут на 15–20% выше, чем в Китае, поскольку высоки таможенные пошлины и затратна логистика. Давайте прикинем. Дома Haval H2 стоит от 98 800 юаней (805 500 рублей), с процентами получаем миллион рублей, который нам косвенно подтвердили. Вспомним прайс-лист, оглашённый россиянам в октябре 2014-го: H2 — от 750 000, H6 — от 800 000, H8 — от 1 500 000. Выходит, Хавейлы для нас подорожают на четверть? Соперники тоже недёшевы: Hyundai ix35 — от 1 169 900, Toyota RAV4 — от 998 000 (по акции), Mitsubishi ASX — от 949 000. Только «корейцев» и «японцев» мы хорошо знаем, а Haval. Продолжим изучать его на заводе в Тяньцзине.
Регламент предписывает: «Пожалуйста, во время тест-драйва следуйте инструкциям инструктора». На самом деле никакого инструктажа китайцы не проводят, да и назвать это мероприятие «тест-драйвом» — злая шутка. Кроссоверы H2 и H6 нам предлагают испытать в качестве пассажиров во время езды по бенкингу, а затем сделать два кружочка за рулём на малюсеньком участке ровного асфальта. Что из этого вышло — на видео.
Корпоративный дух GWM крепит фраза «Improving little by little everyday» («Мало-помалу совершенствуемся каждый день»). Девиз встречает рабочих у ворот предприятий GWM и далее повсеместно попадается на глаза, причём написан он на английском, которого большинство китайцев не знают. Однако неверно считать, будто слоган направлен исключительно «на экспорт» — грейтуолловцы и впрямь совершенствуются день ото дня, да так, что «мало» не покажется. Посмотрите на комплекс Хавейла в Сюйшуе: он уже не уступает заводу Hwasung фирмы KIA, а кое в чём и превосходит его.
С завода — в выставочный центр. Он разделён на 15 зон и насчитывает более 200 экспонатов. На входе — стена, увешанная патентами: компания подала 4239 заявок и получила 2806 свидетельств, действующих в Европе, США, России и так далее. Осматриваем выставку дальше, демонстрируется всё: кузова, роботы-сборщики, шасси, двигатели, коробки передач, светотехника, кресла, даже коврики и, конечно, готовые машины. Жаль, демонстрация техники не сопровождается сколь-нибудь внятным комментарием. Также есть детский уголок размером со спортзал и гигантский макет, показывающий, как будет развиваться промышленная зона в Сюйшуе.
Теперь наш путь лежит на полигон Хавейла, построенный по проекту авторитетной испанской компании Applus IDIADA в конце ноября 2013 года. На площади 114 га проложено 45 км самых разных дорог. Высокоскоростной трек длиной 7019 м с бенкингом под наклоном 47 градусов позволяет разогнаться до 240 км/ч. Есть круглая площадка диаметром 300 м для тестов на скорости до 160 км/ч. На медленной кольцевой трассе имитируются 10 видов поверхностей: ямы, крупные и мелкие камни, гравий, волны и тому подобное. Кольца окружают искусственную гору для испытаний машин на подъёме и спуске. По ряду параметров этот полигон — №1 в Китае.
Второй тест-драйв организован чуть лучше. Перед нами скоростной прямик с разворотной петлёй в конце. Два круга на каждом из двух больших Хавейлов — H8 и H9 — с одинаковыми двухлитровыми «турбочетвёркам» (218 л.с., 324 Н•м) и шестиступенчатыми «автоматами». Динамикой не порадовал ни тот ни другой. Разгон подчёркнуто плавный, с неспешным выкручиванием передач до 5000 об/мин — китайцы любят размеренность. В ручном режиме трансмиссии двигатель, как водится, навязчиво шумит. Под капоты более чем двухтонных махин просятся моторы помощнее.
Связь «по баранке» едва уловима. Впрочем, подруливать и не нужно — прямую Хавейлы держат что на шинах Goodyear Wrangler (H8), что на покрышках Cooper Discoverer (H9). Тормоза позволяют точно дозировать замедление, что очень кстати перед поворотами, чреватыми сильными кренами. Короче, оба кроссовера диктуют величавое перемещение, но бегемот Haval Н9, эдакий Land Cruiser, предпочтительнее. На полигоне его подвеска схавала все неровности, не поперхнувшись. Идею бренда он передаёт лучше других, хотя. Понравилась ещё одна модель, которой не было в программе заездов, — Н6 Coupe.
Лишний кружочек, что выторговал у организаторов, определил фаворита. Бойкий паркетник Haval Н6 Coupe видится оптимальным «китайцем» для города. Модная и гармоничная внешность тому под стать. Удивительно, в «купе» не менее просторно, чем в старших братьях. При этом машинка легче, мощнее поросли (194 л.с., 315 Н•м) и во всём живее: больше шума, жёстче подвеска, отчего хочется и можется шустрить. Во всяком случае на «механике» — «робота» на полигоне, к сожалению, не было.
Прокатились неплохо, но мало. Ничего, в Москве доездим. Пора и честь знать? Рано! Китайцы ещё не показали нам «крупнейший в мире первоклассный технический центр». Новейший комплекс площадью 26 га рассчитан на 10 000 сотрудников. Снаружи его достроили в этом году, отделка внутри продолжается, но эксплуатация потихоньку стартовала. Заметьте, эти громады созданы не для всей корпорации Great Wall, а только ради марки Haval. Такие амбиции, такой видится потенциал.
Техцентр включает в себя пять зон: исследовательскую, испытательную, прототипирования, моделирования и обработки данных, что бы последнее ни значило. Экскурсия привела нас в безэховую камеру, где автомобили тестируют на наличие шумов и вибраций. Также показали стендовые испытания двигателя. Ничего особенного, хвастаться ещё нечем. Надо бы заглянуть сюда через год-полтора.
Ходят слухи, будто бы Haval задумал кооперацию с Фольксвагеном. Это маловероятно, так как у VW в Китае уже есть посажённый отец SAIC — крупнейший автопроизводитель Поднебесной. В то же время других неожиданных альянсов с иностранцами исключать нельзя. Корпорация GWM постоянно ищет партнёров для глобальной экспансии. Привлекая чужих спецов, учит своих. Совершенствуется мало-помалу каждый день.
Пытаясь подытожить впечатления, вспомнил недавний разговор в Женеве с большой шишкой из VW Group. Топ-менеджер убеждён, что в ближайшие десять лет китайцы не представят немецким производителям никакой реальной угрозы. Тогда я кивнул, но, погостив у Хавейла, засомневался. «Корейцам» с «японцами» стоит поднапрячься. Только что власти КНР обнародовали план Made in China 2025. Главная цель — догнать по качеству производства германских конкурентов, используя их же индустриальные методики. Все силы брошены на то, чтобы стать мировым производственным локомотивом. Признаться, прежде я думал, что никогда не стану владельцем китайского автомобиля. Теперь — не уверен.
Паспортные данные
Модель | Haval H2 | Haval H6 | Haval H6 Coupe | Haval H8 | Haval H9 |
---|---|---|---|---|---|
Кузов | |||||
Тип кузова | универсал | универсал | универсал | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 | 5/5 | 5/5 | 5/7 |
Длина, мм | 4335 | 4649 | 4549 | 4806 | 4856 |
Ширина, мм | 1814 | 1852 | 1835 | 1975 | 1926 |
Высота, мм | 1695 (по антенне) | 1710–1727 (по рейлингам) | 1700 | 1794 | 1900 |
Колёсная база, мм | 2560 | 2680 | 2720 | 2915 | 2800 |
Колея передняя/задняя, мм | 1525/1520 | 1565/1565 | 1565/1565 | 1647/1649 | 1610/1610 |
Снаряжённая масса, кг | 1595 | 1650 | 1769 | 2205 | 2325 |
Полная масса, кг | 1985 | 2240 | Нет данных | 2750 | 2850 |
Объём багажника, л | 300–890 | 808–1216 | 400–1146 | Нет данных | 112–747–1457 |
Двигатель | |||||
Тип | бензиновый с турбонаддувом | бензиновый с турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, продольно | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1497 | 1497 | 1997 | 1967 | 1967 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 150/5600 | 150/5600 | 194/5200–5500 | 218/5500 | 218/5500 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 210/2200–4500 | 210/2200–4500 | 315/2400–4000 | 324/2000–4000 | 324/2000–4000 |
Трансмиссия | |||||
Коробка передач | механическая, шестиступенчатая | механическая, шестиступенчатая | механическая, шестиступенчатая | автоматическая, шестиступенчатая | автоматическая, шестиступенчатая |
Привод | подключаемый полный | подключаемый полный | подключаемый полный | подключаемый полный | подключаемый полный |
Ходовая часть | |||||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | Нет данных | независимая, пружинная, двухрычажная | независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, двухрычажная | Нет данных | независимая, пружинная, многорычажная | зависимая, пружинная, пятирычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые | дисковые | дисковые вентилируемые |
Шины | 235/50 R18 | 245/40 R18 | Нет данных | 235/60 R18 | 265/65 R17 |
Дорожный просвет, мм | 184 | 180 | 170 | 197 | 206 |
Эксплуатационные характеристики | |||||
Максимальная скорость, км/ч | Нет данных | 180 | 190 | 180 | 180 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
Расход топлива, л/100 км | |||||
— городской цикл | 10,4 | 11,9 | Нет данных | Нет данных | 14,1 |
— загородный цикл | 7,3 | 7,5 | Нет данных | Нет данных | 9,5 |
— смешанный цикл | 8,4 | 9,1 | 9,2 | Нет данных | 12,1 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-4 | Евро-5 | Евро-5 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 55 | 58 | Нет данных | 85 | 80 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 | АИ-95 | АИ-95 | АИ-95 |
Техника
Изучаем сборку автомобилей Haval на заводе в России
Нам посчастливилось оказаться на заводе во время инвентаризации, когда все производство стояло и можно было ходить почти везде, не боясь оказаться в зоне действия датчиков и аварийной сигнализации, остановив весь контейнер своим любопытством.
Пока мы изучали завод, его работники собрались на конкурсе профессионального мастерства, призами в котором, как вы догадались, были новенькие автомобили, собранные ими же на заводе. Отличный приз и отличная мотивация, как мне кажется.
Завод Хавейл (именно Хавейл) обеспечивает полный цикл сборки, начиная штамповкой кузовных деталей, которая проходит в три этапа, на трех прессах по очереди, на огромном комплексе. Металл, кстати, закупается в Китае, что должно быть хорошим пинком для наших производственников. Кто сталкивался с работой наших предприятий, тот знает о чем я.
Дальше детали поступают на автоматический сварочный конвейер. Конвейер полностью автоматический. Такой я видел только на заводе ГАЗ, который собирал Газель ЦМФ. Роботы могут не только варить, но и легко меняют «инструмент», превращаясь из сварщика в транспортировщика или по другому меняя назначение.
Несмотря на остановку производства, специально для нас запустили сварочный конвейер, чтобы мы могли увидеть как все происходит в жизни. Помощь людей тут не требуется — достаточно просто нажать кнопку и роботы оживают.
Сваренные кузова транспортируются по второму этажу цеха и опускаются на специальных платформах в цех покраски и сборки. Кстати, цех покраски от нас утаили. Там китайский производитель что-то бережет от любопытных глаз и наглых объективов.
После покраски кузова перемещаются в цех сборки. Интересно, что окрашенные детали закрывают специальными матами, а кузовные детали целыми защитными панелями на присосках. Чтобы нечаянно не повредить ЛКП и не добавить себе работы по устранению недоделок.
На одном конвейере собираются и флагманский внедорожник H9, и новые кроссоверы F7 и F7X. Для H9 на сборку приходят отдельно кузова, отдельно рама с установленными на нее силовыми агрегатами, трансмиссией и другим оборудованием.
Окончательная сборка происходит уже «на колесах». Двери и пластиковые элементы навешивают в самую последнюю очередь.
За окном на парковках завода стоят уже готовые к отгрузке новенькие автомобили. Сейчас марка насчитывает 72 дилерских центра, а на следующий год обещают довести эту цифру до 100. Это уже солидный заход. Останется только подтянуть наличие запасных частей не только в салонах дилеров.
Нам удалось первыми потестировать новый кроссовер в кузове купе F7X. Автомобиль получился зачетный, как по стилю, так и по ходовым качествам. Китай очень круто подтянулся к премиум сегменту.
Про кроссовер Haval F7X я еще расскажу в следующих материалах и на страницах портала OffRoadClub.Ru. Это очень серьезная заявка и, думаю, найдется много желающих забыть «догму», что все китайское плохо. Кстати, посмотрите на обратную сторону своих айфонов…
С Хавейлом мы задумали новый проект. Подписывайтесь на мой блог и на мой Instagram, чтобы не пропустить ничего интересного…
Комментарии 464
Предложили работу вахтой тут, 20-10 сборщик авто, как думаете рискнуть? 60-70 зарплата
Цена этого мерина не далеко от твоего китайца. Про чужой кошель не рассуждай. Ты наверное не от прекрасной жизни взял себе китайца. Че ж не взял Че-то посолиднее? Да и вообще, пустое это, разговаривать на эти темы
Одноклассник взял Land Rover Discovery Sport (вроде статусно) из салона и за 3 года намучился с ним — еле продал!
По мне так говно редкостное эти хавейлы мавэйлы. В семье есть н6. Покупали в 14 году. На данный момент пробег 130 000. Была замена турбины, движка, и что то было с мостом. Не помню. Пока был на гарантии, не ломался. Теперь это сравнить можно с жигами наверное. А то и хуже. Короче убогие машины.
В 2011 купил Hover (Haval) H5 TD автомат, летом 9 лет будет и не было ни каких проблем — ни зап.частями ни с железом кузова. В том же году знакомый купил УАЗ Патриот — кузов сгнил 3 года назад, но и остальными узлами намучился до язвы желудка.
Может нам попался говенный? Не знаю. Но, что есть, то есть.
Не правда машины на конкурсе не вручали это враньё!
Не знаю за хавейл этот, но по опыту друга знаком с лифаном (солано первый, затем cebrium)
Первый — ничего интересного, от слова совсем. Дешёвая во всех смыслах машина. Не хорошая, но и не плохая.
Цебриум же это что-то — построен на базе авенсиса, симпатичный интерьер, внешность на любителя, на вторичке сейчас стоит около 350к. Однако содержание его встаёт в копейку, к маслу привередлив, сколы лкп и мелкие вмятины от гравия, толщина металла оставляет желать лучшего. Друг упёрся задним бампером в дерево (не ударился а просто упёрся) — погнул усиление бампера и немного повело проём багажника. Оригинальные запчасти стоят дороже аналогов от тойоты а ресурс меньше. Посмотрел я на китайский автопром со стороны и понял что не моё это
Про призы в виде автомобилей позабавило
Ага, и что самое интересное автор в это верит…