химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Нотр-Дам де Пари и не только: Как и зачем на соборах появились гаргульи, химеры и прочая гротескная нечисть

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Легенда о Гаргулье появилась на территории современной Франции и датируется VII веком нашей эры. Согласно легенде неподалёку от Реана, в логове в болотах на берегу Сены жил то ли змей, то ли дракон. Он терроризировал местных жителей и нападал на суда, которые шли по Сене. Чудище извергало из пасти то огонь, то мощные потоки воды. Каждый год, чтобы как-то защититься от свирепого зверя, жители Руана приносили ему жертвы. Звали дракона Gargouille. И бесчинствовала Гаогулья до тех пор, пока не явился Святой Роман и не усмирил её.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

История эта весьма занимательна. Когда епископ Роман решил изловить Гаргулью, то прийти ему на помощь согласился только один человек – преступник, которому терять было нечего, поскольку его уже осудили на смертную казнь. Этого преступника и использовал Святой Роман в качестве приманки, отправив его в логово чудовища. Гаргулья учуяла человеческих дух и вышла из логова, чтобы полакомиться, но тут епископ лишил её воли при помощи святого креста и молитвы. Гаргулья с покорностью легла у ног святого, и он привёл покорившегося зверя в город, где нечисть была отправлена на костёр.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Хвост и туловище Гаргульи сгорели, а вот глотка то ли оказалась жаростойкой, то ли епископ распорядился её не сжигать – сегодня не разберёшься. Городу с глоткой прикрепили в назидание другим драконам к Руанскому собору, чтобы продемонстрировать нечисти, что случается с теми, кто вредит людям.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Начиная с XI века изображения гаргулий люди стали вырезать из камня на наружных стенах готических и романских построек. Не исключено, что делали такие фигуры и раньше из дерева, но этот материал не имел никаких шансов сохраниться до времён научного описания.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Люди не просто усаживали гаргулий на здания, а придумали им работу – извергать воду. Их изваяниями оформляли водостоки. Так, отводя потоки дождевой воды от стен зданий, они начали приносить пользу людям. Ведь вода, выбрасываемая из пасти гаргулий, падала на расстояние от стен, поэтому фундамент не подмывало. Правда, с XVIII века люди освободили гаргулий от тяжёлой работы по сливу воды, начав использовать водостоки. А старушки-гаргульи стали элементом архитектурного декора. Зато каким ярким!

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Стоит отметить, что с течением времени облик гаргулий существенно менялся – к змеям и драконам добавились различного рода угрожающие люди, птицы, мифические создания и их гибриды в самых невероятных сочетаниях.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

P.S. По поводу гАргулья или гОргулья стоит отметить, что лингвистические словари не фиксируют это слово. В соответствии с этимологией следует писать через А (фр. gargouille). Но в Википедии это слово зафиксировано с написанием через О, что, на наш взгляд, не вполне верно.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Зловещие знамения собора Парижской Богоматери

Многочисленные легенды с давних пор окутывают Нотр-Дам-де-Пари

Дьявол и кузнец

Колокол Эммануэль

С давних пор на северной башне собора парижской Богоматери висели четыре колокола весом от 670 до 1765 килограммов, названные в честь французских святых. Они звонили ежедневно в 8 и 19 часов. А вот 13-тонный колокол Бурдон Эммануэль, установленный на южной башне, парижане слышали крайне редко. Услышать его звон почиталось за большую удачу.

По легенде, молчаливость Эммануэля связана с его огромным весом, а разговорить колокол удавалось только людям с необыкновенной силой. Одним из таких силачей был горбатый, хромой и глухой звонарь Квазимодо, чья мать едва не сошла с ума при виде его уродства. Горбун обладал добрым сердцем и обожал Нотр-Дам-де-Пари. Он стал главным героем знаменитого романа Виктора Гюго, который пытался вдохновить французов любовью к архитектуре. С тех пор начитанные французы и туристы, проходя мимо главного собора Парижа, слышали в завываниях ветра в балюстрадах стоны несчастного Квазимодо, умершего у ног отвергшей его Эсмеральды.

Еще пара слов об Эммануэле. В народе считалось, что колокол отлили из золотых и серебреных украшений, которые жители Парижа бросали в расплавленную бронзу. Глубокий, чистый и мелодичный звон Эммануэля, таким образом, является напоминанием о щедрости и доброте парижан.

Святые гвозди

В парижском соборе хранится гвоздь с креста, на котором распяли Иисуса Христа. Всего в мире насчитывается 30 подобных реликвий, но церковные иерархи признают только четыре: два гвоздя находятся в Италии, один в Нотр-Дам-де-Пари, а еще один в соборе французского города Карпантра. Люди верят, что прикосновение к гвоздям способно исцелять больных и одержимых. Некоторые факты исцеления даже официально признал Ватикан.

Горгульи

Кроме того, существует легенда о том, как в водах Сены поселился прожорливый и злобный дракон Ла Гаргуль. Примерно в 600 году н.э. он убивал людей, уничтожал корабли, жег леса своим дыханием и изрыгал из себя потоки воды, отчего близлежащие деревни уходили под воду. Местные жители ежегодно приносили дракону жертвоприношения, чтобы задобрить его. Но однажды в Руан приехал священник Романус, который пообещал избавить людей от Ла Гаргуля, если они согласятся принять христианство и возвести церковь. При помощи своего креста Романус поборол дракона, а местные жители обложили его хворостом и сожгли. Шея и голова Ла Гаргуля, закаленные его огненным дыханием, не поддались пламени, и ликующие горожане украсили ими Нотр-Дам-де-Пари.

Ковчег завета и философский камень

Весной 586 года до н. э. вавилонский царь Навуходоносор II сжег Иерусалим и разрушил Храм Соломона, в котором находился ковчег завета, имевший форму ларца. В отлитом из чистого золота ящике, по преданию, хранились божественные откровения, проливающие свет на законы мироздания.

В 1128 году рыцари-тамплиеры вернулись с Востока во Францию и, по слухам, привезли с собой ковчег завета. В ларце, помимо всего прочего, хранились передовые знания в архитектуре. Этими-то знаниями и воспользовались французы при возведении собора Парижской Богоматери. В частности, они якобы узнали тайну «золотого сечения» и «золотого числа», якобы позволившего им постичь гармонию всего сущего.

Смог ли алхимик Нотр-Дама спастись от огня, который охватил парижский собор 15 апреля 2019 года, неизвестно. Но точно можно сказать, что легендарный храм сохранит свою мистическую и манящую красоту вопреки всем невзгодам и напастям. Огню не под силу сожрать музыку, застывшую в камне.

Источник

Пожар в Нотр-Даме: уникальные ценности собора Парижской Богоматери

Пожар в Нотр-Даме. Видео

Катастрофический пожар охватил в понедельник вечером собор Нотр-Дам в Париже. Пламя уничтожило крышу здания, привело к обрушению шпиля, нанесло значительный урон внутреннему убранству и угрожает остальным частям знаменитого на весь мир здания.

Заместитель мэра Парижа Эмманюэль Грегуар сообщил, что собору нанесены колоссальные повреждения и что экстренные службы пытаются спасти произведения искусства и другие бесценные сокровища, хранившиеся в соборе.

Деревянные части конструкции собора были уничтожены огнем.

Какими еще характерными элементами знаменито это 850-летнее здание в готическом стиле и почему оно так уникально даже для города, который заполнен историческими достопримечательностями?

Оконные розы

Автор фото, Getty Images

Первая и самая маленькая витражная роза, диаметром 9,6 метров расположенная на западном фасаде, была завершена около 1225 года. Как снаружи, так и изнутри в центр венчика окна-цветка помещена Богородица с Младенцем.

Лишь часть оригинальных витражей смогла дожить до наших дней, многие были уничтожены во время предыдущих пожаров.

Две башни

Взоры многочисленных посетителей приковывают две готические башни, венчающие западный фасад собора.

На завершение работ над южной башней ушло еще 10 лет, ее строительство завершилось в 1250 году.

Чтобы попасть на самый верх, откуда открываются панорамные виды на Париж, посетителям нужно преодолеть 387 ступеней.

Гаргульи и химеры

Автор фото, Getty Images

Химера на фасаде собора

Эти фантастические существа, как правило являющие собой смесь из нескольких животных, венчают торчащие концы балок собора.

Автор фото, Getty Images

Колокола

В соборе Парижской Богоматери установлены 10 колоколов. Самый большой, весом 23 тонны, носит имя Эммануэль. Он был установлен на южной башне в 1685 году. В 1944 году именно звон Эммануэля возвестил об освобождении Парижа от нацистов.

Восемь новых колоколов были отлиты в Вильдьё-Ле-Пуаль в Нормандии с использованием древнеегипетских методов. Каждому было присвоено имя одного из святых.

В Нотр-Даме происходит действие романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Задачей писателя было вывести в качестве главного героя готический собор Парижа, который в то время собирались снести либо модернизировать.

В романе Виктор Гюго описал собор так: «Человек понимает искусство созерцания, когда он может заметить дух времен и королевские черты, едва постучавшись в дверь».

Главный персонаж произведения, горбун Квазимодо, пугает своим уродливым обликом местных жителей, однако находит пристанище в соборе и получает работу его звонаря.

Источник

На стройке Нотр-Дама: французы ищут реликтовые дубы, голландцы уже отпечатали горгулью на 3D-принтере

Спасение руин Собора Парижской Богоматери зависит от того, насколько умело над дырой крыши натянут зонтик и крепко стянут обломки. Работы по консервации собора из пяти этапов должны завершиться к началу осени, до сезона дождей и ветров.

Раскрыть зонтик, открыть каменоломни, найти реликтовые дубы

В обращении к французской нации президент Макрон поклялся восстановить собор в течение пяти ближайших лет, к 2024 году, в точности таким, каким он был до пожара и «даже лучше». Конкурс проектов объявлен. Собрано пожертвований более €1 млрд.

«Это возможно!» — уверен Жан-Клод Беланжер, генеральный секретарь l’Association ouvrière des compagnons du devoir et du tour de France, французской ассоциации сохранения традиционных ремесел. Для этого понадобится целая армия плотников, кровельщиков и каменотесов, владеющих старинными техниками, которых придется искать по всему миру.

«Нотр-Дам — не первый сгоревший собор во Франции. У нас уже есть опыт восстановления. В 1840 году горел собор в Шартре, в 1914 — в Реймсе, в 1972 — в Нанте, шато Люневиль — в 2003 году, отель Ламбер в Париже — в 2013 году, — говорит архитектор Жан-Франсуа Ланье, почетный президент Общества исторических монументов и эксперт ЮНЕСКО по сохранению всемирного культурного наследия.

Нотр-Дам, каким мы его потеряли. Историческая и культурная ценность собора

Кафедральный собор Парижской Богоматери, который был заложен в 1163 году и постоянно достраивался вплоть до XIV века — первая попытка средневековых зодчих сконструировать сооружение, которое стало бы образцом нового готического стиля, и при этом обладало бы неповторимой индивидуальностью.

Впрочем, парижский Нотр-Дам во многом памятник не только готики, но и архитектуры XIX века. В 1844 году началась капитальная реставрация собора под руководством Эжена Э. Виолле-ле-Дюка. Первоначально предполагалось лишь укрепить сооружение и воссоздать утраченные во время Великой французской революции статуи. Однако реставратор не захотел ограничиваться косметическими работами и задался целью восстановить первоначальный облик собора. Так был реконструирован снесенный еще в XVIII веке шпиль. То, что произведение Виолле-ле-Дюка было уничтожено пожаром — это большая потеря, ведь реставрация XIX века уже стала частью истории архитектуры и достойна бережного отношения и сохранения.

Серьезной переделке подвергся и интерьер собора. Виолле-ле-Дюк считал, что главная цель реставрации — это не поновление или сохранение здания в уже существующем виде, а возвращение сооружения к его оригинальному виду. Восстанавливая Нотр-Дам, он решил хотя бы в некоторых частях воссоздать облик собора XII века. Это было серьезным и, как сейчас представляется, не самым этичным вмешательством, особенно учитывая тот факт, что при реставрации Виолле-ле-Дюк нередко сочетал археологическую и историческую точность со своими собственными, порой довольно фантастическими представлениями о средневековой архитектуре. В итоге была произведена перепланировка окон, примыкавших к средокрестию, чтобы посетители собора могли наглядно увидеть, как развивалась готическая архитектура, от четырехчастной системы стены XII века с небольшими окнами, к трехчастной XIII века, с расширенными оконными проемами.

Авторская отсебятина Виолле-ле-Дюка вызывала протесты. Например, в романе Марселя Пруста «В сторону Свана» можно найти недвусмысленное возмущение его реставрационными методами: «подобно тем архитекторам, ученикам Виолле-ле-Дюка, которые, вообразив, будто они открыли под амвоном эпохи Ренессанс и алтарем XVII века следы романского хора, приводят все здание в состояние, якобы присущее ему в XII веке».

Что сделал Виолле-ле-Дюк в XIX веке

Западный фасад Нотр-Дам-де-Пари, который мы привыкли считать образцом готической скульптуры XIII века, —по большей части реставрация XIX века. Великая французская революция нанесла собору непоправимый урон. За исключением трех окон-роз, навсегда исчезло огромное количество средневековых витражей, а внутреннее убранство собора было обезображено. Но сильнее всего пострадала скульптура. В 1793 году Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», а Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви». После этого варварского распоряжения почти полностью были уничтожены статуи всех порталов и «Галереи королей», а также некоторые рельефы Собора парижской богоматери. Из-за этого появились различные несогласованности, главным образом технические. Впрочем, иконография, то есть, язык изображений интерпретируется легко и однозначно.

О чем рассказывает Собор Парижской Богоматери

Готический собор со своими сотнями, а иногда и тысячами статуй и витражей, изображающих праведников и грешников, ангелов и демонов, времена года и знаки зодиака, флору и фауну, жизнь с ее повседневными трудами, заботами и радостями — всю историю человечества от грехопадения до Судного дня, — это грандиозная энциклопедия, которая вобрала в себя все средневековые знания и представления о мире. В эпоху Средних веков все, что окружало человека, наполнено особым значением и таинственным смыслом, который было необходимо символически истолковать. Каменная громада собора — универсальная модель мироздания, в которой земное и небесное тесно переплетались и служили символами бога. Каждый архитектурный элемент, каждая скульптура — части обширной богословской программы.

Именно на западном фасаде Нотр-Дам-де-Пари, том, над которым так активно поработал Виолле-ле-Дюк, в XIII веке впервые была воплощена упорядоченная и строго иерархичная схема расположения скульптур и рельефов.

Фасад разделен на три яруса. В нижнем расположены три портала, а завершает его «Галерея королей» с 28 статуями ветхозаветных царей и цариц. Во времена Революции скульптуры обезглавили и скинули вниз. Современная галерея – это реконструкция. Часть подлинных статуй была обнаружена лишь в 1977 году. Сейчас они хранятся в Лувре и музее средневековья Клюни. Центр второго яруса заполнен большим круглым-окном розой с изображением Девы Марии в окружении пророков, персонификаций добродетелей и пороков, знаков зодиака и месяцев года. Третий ярус — сквозная легкая арочная галерея.

Большая часть скульптур и рельефов сосредоточена в первом ярусе. Все они расположены согласно строгой иерархии. По представлениям средневекового человека, всякая вещь в этом мире служит богу, и родом «службы», степенью и важностью определяется ее место в мире. Поэтому самые значимые сюжеты и фигуры находятся в верхних частях, а менее важные персонажи и сцены — в нижних.

Иерархия устанавливается не только по вертикали, но и по горизонтали: правая сторона почетнее, чем левая.

Выше, на откосах порталов, статуи ветхо- и новозаветных святых: мучеников и блаженных, цариц и царей, тех, кто в вечной схватке добра и зла выбрал сторону добродетели, и тем самым презрел мирскую суету с ее страстями и соблазнами и приблизился к Богу. Скульптуры праведников говорили верующему о том, что и он может последовать их примеру, и со временем — кто знает, —оказаться среди них.

Смысловое ядро западного фасада — это, конечно, тимпан и архивольты центрального портала. В нем расположена сцена Страшного суда, обрамленная фигурами старцев Апокалипсиса и ангелов. Она символизирует конец этого мира и наступление Царствия Небесного на земле. Это, собственно та точка, к которой стремится вся христианская история от Сотворения мира.

При переходе от порталов, галерей, консолей ко все менее ответственным и плохо доступным глазу частям собора, сюжеты скульптурных композиций приобретают всю большую свободу, становятся все легкомысленнее и фантастичнее. Химеры, горгульи и маскароны, в отличие от статуй нижних ярусов, практически не несут никакой смысловой нагрузки и символического значения. Клир довольно терпимо относился к такого рода изображениям.

Скульптуры собора были выполнены в те времена, когда по всей Европе прокатилась волна еретических движений. Язык изобразительной программы парижского собора оказался принципиально новым и кристально ясным. Образы, адресованные людям, были одинаково понятны и образованному аристократу, и священнослужителю, так и простолюдину. На смену грозным изображениям апокалиптических видений и сцен страшных адских мук романских порталов пришли ясные и понятные образы, в которых противопоставлялись добро и зло, а кроткая смиренность заступников за род человеческий вселяла надежду на спасение.

Пожар, по счастью, не затронул западный фасад Нотр-Дам.

Что сгорело при пожаре 15 апреля

Большая и самая ценная часть собора уцелела. Готические крестовые своды благодаря строительному гению средневековых зодчих выдержали рухнувшую кровлю — обрушилось лишь три участка свода. Но по мнению реставраторов почти наверняка придется демонтировать и заново выкладывать все своды центрального нефа и трансепта собора. Из-за пожара они утратили несущую способность и могут рухнуть в любой момент.

Помимо шпиля, был полностью уничтожен деревянный каркас кровли, так называемый «лес» — уникальная основа собора. Несущая конструкция, хоть и частично поновлялась в XIX веке, состояла по большей части из балок, которые датировались XII и XIII веками. Исследователи говорят, что в некоторых местах древесина была и еще более древняя — VII–IX веков. Каждая балка вырубалась из цельного ствола дерева, а на изготовление каркаса понадобилось около 1300 дубов. Возможно, современным реставраторам удастся восстановить утраченную форму кровли и «лес», но безусловно при реконструкции будут использоваться новые балки.

Восстановить историю или создать бездушную копию, симулякр

По мнению экспертов Compagnons du Devoir et du Tour de France, французской ассоциации сохранения традиционных ремесел, для начала восстановительных работ в Нотр-Даме потребуется обучить старинным техникам как минимум 400 рабочих: каменщиков, плотников, каменоломов, кровельщиков, скульпторов. Учитывая трудовое законодательство страны, на обучение рабочих уйдет лет десять.

Нотр-Дам был построен из камня и дерева. Реликтовые дубовые леса были вырублены во Франции в XIII веке. По мнению вице-президента Фонда сохранения культурного наследия Fondation du Patrimoine Бертрана де Фейде, дубов подходящих размеров для кровли Нотр-Дама во Франции больше нет. Если и удастся найти деревья подходящей длины и толщины, то где-то за границей. Вероятнее всего, реставраторам придется использовать для перекрытий другую деревесину или клееный брус.

Собор, как и весь Париж, построен из назывемого парижского камня, Lutetian limestone, лютетского известняка. Это он придает городу единый архитектурный облик, мягкое серо-кремовое сияние, за что Париж прозвали городом света. Из этого камня выстроены османовский Париж, Лувр и Площадь Согласия.

На месте основных каменоломен сейчас расположены 5, 6, 14 и 15 округа, и даже самые маленькие рудники в черте Парижа. Часть рудников известны как катакомбы, чрево Парижа. В любом случае, все карьеры в черте города уже выработаны.

Однако, пока спорят о материалах будущей реставрации, сейчас важнее всего, чтобы реставраторы как следует натянули зонтик над Нотр-Дамом, чтобы защитить хрупкие конструкции от дождей и ветров. Пятилетний план спасения Собора Парижской Богоматери зависит от первого этапа консервации руин, на которые природой отведено четыре месяца, до начала осенних дождей и ветров. «Нужно понимать, что руины Нотр-Дама не выдержат ветра сильнее 90 км/ч», — говорит Паоло Вануччи, инженер CNRS, Национального научно-исследовательского центра.

На этой неделе в Париже обещают дожди, но Нотр-Дам к ним готов. Первый этап плана выполнен. 80 промышленных альпинистов укрепили зонтик над дырой в крыше.

Что предстоит успеть сделать в соборе к началу осени. Три важных шага

На втором этапе реставраторы приступили у укреплению трансептов. С помощью кранов, в люльках были подняты гигантские балки из клееного бруса на здание башен. Первым укрепили щипец — верхнюю треугольную часть на северном трансепте — пока еще держится каменный фасад. В ближайших планах — щипец на южном фронтоне и на западном.

Витражи в розах, которые чудесным образом устояли в огне, затянули сетями. Начали снимать каменнные скульптуры, чтобы не повредить их при строительных работах.

Самый важный в спасительном плане — третий этап. Под брезентовым покровом, который закрывает дыру в крыше от дождя, на высоте более 30 м будет положен деревянный настил. «Контрфорсы собора по-прежнему оказывают естественное давление. Нужно создать временную деревянную конструкцию на стенах собора, которая обеспечит прочность и ветроустойчивость здания», — рассказывает архитектор Фредерик Летоффе, президент французской Ассоциации предприятий по восстановлению исторических памятников.

Работы по укладке настила будут идти все майские праздники. Благодаря новой деревянной платформе специалисты смогут разобрать остатки обуглившегося деревянного каркаса и снять слой извести, которая защищает своды. После этого можно будет приступить к началу реставрации.

Чтобы укрепить 18-метровые балки настила, придется снять 30 уцелевших витражей по периметру нефа. Этим заняты семеро мастеров-стекольщиков. Розы решили оставить на месте, а витражи демонтируют на время реставрации.

Только после этого у реставраторов дойдут руки до стальных лесов, установленных вокруг собора во время предыдущей реставрации. По плану леса из 500 000 стальных труб должны были подняться на вершину шпиля, на 97 м. Однако установлено было только 54 м труб.Эта конструкция уцелела в огне, выдержав температуру 800 градусов. Сохранившуюся часть лесов убирать не планируют, ее лишь укрепят.

После того, как здание собора будет достаточно защищено от обрушения, реставраторы запустят внутрь собора робота, чтобы он самым тщательным образом прибрал пепелище.

Источник

Париж. Остров Сите и собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари)

Побродив по кварталу Маре, 1 мая мы направились в колыбель Парижа — остров Сите, чтобы посмотреть одну из главных достопримечательностей Парижа — собор Парижской Богоматери (Cathédrale Notre-Dame de Paris).

Именно на острове Сите (Île de la Cité) зародился Париж. Свыше 2 тыс. лет назад его заселило галльское племя паризиев. Благодаря стратегическому положению острова он оставался центром всех городов, которые воздвигались здесь при римлянах, франках, Капетингах. В результате градостроительных преобразований барона Османа облик острова Сите изменился почти до неузнаваемости. Сохранились, однако, такие значительные средневековые постройки, как собор Парижской Богоматери, Сен-Шапель и Консьержери.

Сначала мы очень мило посидели в сквере Иоанна XXIII (Square Jean XXIII) на берегу Сены, позади собора Нотр-Дам. Несмотря на обилие народа, здесь было довольно спокойно и уютно, очень зелено и приятно. Из этого сквера открывается великолепный вид на собор и его скульптурные композиции, а также поддерживающие крышу и стены Нотр-Дама контрфорсы. В XVII веке здесь находилась резиденция архиепископа, однако в 1831 году архиепископский дворец был разграблен и осквернен революционерами, а позже разрушен. Потом этот пустырь купил парижский префект граф Рамбюто (Comte de Rambuteau), он же в 1844 году разбил здесь чудесный сад. С 1845 года садик украшает псевдоготический фонтан Девы или архиепископский фонтан (la fontaine de la Vierge или la fontaine de l’Archevêché), созданный по проекту архитектора Альфонса Вигурё (Alphonse Vigoureux). Фигура Богоматери с младенцем выполнена скульптором Луи Мерльё (Louis Merlieux). На постаменте, где она стоит, можно заметить фигуры 12 апостолов (по четыре на каждой из трех граней), а в самой нижней части фонтана — фигуры трех архангелов (из их ног, собственно, и льется вода). Сам сквер назван в честь одного из самых популярных пап XX века — Иоанна XXIII, который был римским папой в 1958-1963 гг.

Вид на фонтан Девы и собор Парижской Богоматери из сквера Иоанна XXIII:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Посидев в скверике Иоанна, мы отправились к главному входу в собор. Очередь — на всю площадь! Но, к счастью, двигалась довольно бодро. Внутри собора, соответственно, тоже народу предостаточно. Спасает то, что все двигаются организованно, против часовой стрелки: от западной стороны собора к южной и затем, через алтарную (восточную) часть, к северной.

Рядом с собором находится статуя Карла Великого, который объединил христианские народы Запада. В 768 году Карл стал королем, а в 800 году — императором.

История собора Нотр-Дам-де-Пари

История собора Нотр-Дам-де-Пари на острове Сите довольно любопытна. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) был построен на месте развалин римского храма. Первый камень в его основание заложил папа Александр III в 1163 году (по другим сведениям, это был епископ Морис де Сюлли). Работы над строительством огромного собора были завершены лишь к 1330 году. При размерах 130 м в длину и 35 м в высоту (не считая сводов) Нотр-Дам-де-Пари далеко превосходил по масштабам большинство других готических соборов. Для реализации проекта даже пришлось изменить планы застройки целого района!

В 1793 году революционеры превратили собор в «храм разума» и ограбили (Робеспьер приказал обезглавить «каменных королей, украшающих церкви»), в 1795-1802 гг. он был закрыт и даже служил винным складом. В 1804 году здесь состоялась коронация Наполеона (именно при Наполеоне Нотр-Дам был возвращен церкви и вновь освящен). В 1944 году в Нотр-Даме прошла церемония по случаю освобождения Парижа, а в 1977 году — похороны генерала де Голля.

В 1841 году начались работы по полной реставрации Нотр-Дама под руководством известного архитектора и реставратора Виолле-ле-Дюка ( Viollet-le-Duc ) (он же, кстати сказать, занимался реставрацией Сент-Шапель). Работы по восстановлению здания и реставрации скульптур, замене разбитых статуй и сооружению 90-метрового шпиля, спроектированного Виолле-ле-Дюком вместо разобранного в 1786 году, велись 23 года.

Собор Нотр-Дам-де-Пари: интересные факты

У основания шпиля собора Нотр-Дам установлены фигуры 12 апостолов, спускающихся вниз. Каждая группа состоит из трех апостолов, и каждую сопровождает крылатое существо, символизирующее одного из четырех евангелистов (ангел, лев, телец и орел). Взгляды всех апостолов направлены вниз, в сторону города, и лишь один апостол, св. Фома, смотрит на собор: он обернулся, чтобы в последний раз взглянуть на свое творение. Дело в том, что, по замыслу Виолле-ле-Дюка, фигура этого апостола (покровителя архитекторов) олицетворяет его самого, его профессию; это своеобразная подпись мастера (неслучайно в руках у этого апостола линейка).

Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари

Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора (в средние века химер на Нотр-Даме не было). Знаменитые химеры прячутся на верхней площадке у подножия башен.

Гаргульи парижского Нотр-Дама относятся к средним векам, а точнее к XIII веку, и известны не менее, чем химеры. Самые красивые гаргульи, как считается, находятся на уровне больших аркбутанов хора (они более вытянутые и, если можно так выразиться, стройные, чем их чуть более молодые сестры (в районе 1225 против 1240 года)). Благодаря прочному известняку (лиесу), добываемому в бассейне Сены, чудовища хорошо сохранились. К тому же, помимо идеального строительного материала, стоит отметить, что Париж эпохи средневековья был большим городом, куда стекались работать множества замечательных мастеров и, в частности, скульпторов. Вот фотографии нескольких гаргулий, сделанные нами во время этой поездки (точно не знаю, с какой части фасада сделаны эти снимки):

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Строго говоря, гаргульи (иногда встречается написание горгульи) — это вовсе не то же самое, что химеры. Хотя их часто путают. Собственно, gargouille переводится с французского как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их функциональное, а не только декоративное назначение: эти чудовища (драконовидные змеи) издавна служат для отвода потоков дождевой воды от крыш и стен зданий. Впечатляющие ливневые массы могут извергаться из их пастей далеко за пределы собора, так что гаргульи, по сути, защищают стены храма от повреждений, а фундамент здания — от разрушения.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Что же касается химер, установленных у основания башен собора Парижской Богоматери, то это фантастические, гротескные, обычно уродливые существа с телом обезьяны и крыльями летучих мышей, козлиными рогами, змеиными головами и другими звериными атрибутами. Химеры олицетворяют человеческие грехи и силы зла. Их функция, в отличие от гаргулий, — чисто декоративная.

На химер Нотр-Дама можно полюбоваться, если подняться на галерею химер (Galerie des chimères). Вся эта балюстрада занята фигурами демонов, монстров и фантастических птиц. В средние века этих скульптурных элементов на соборе не существовало: их, как говорилось выше, решил ввести Виолле-ле-Дюк, чтобы воссоздать фантастическую и загадочную атмосферу средневековья. Виолле-ле-Дюк сам нарисовал химер, а выполнили их пятнадцать замечательных скульпторов XIX века под руководством Жоффруа Дешома (Adolphe-Victor Geoffroy-Dechaume). Виолле-ле-Дюк и его команда не побоялись нового и доказали, что собор Парижской Богоматери — это не музей и не застывший памятник прошлого, а живой храм, который развивается и дополняется новым декором.

Наиболее известная химера Нотр-Дама — это Стрикс (la Stryge) (от греч. strigx, то есть «ночная птица»), крылатый ночной демон, полуженщина-полуптица, испускавшая пронзительные критики и по преданию питавшаяся кровью новорожденных младенцев или похищавшая их в своих когтистых лапах. Плиний Старший в своей «Естественной истории» описывает народное поверье, будто стриксы отравляют детей своим ядовитым молоком. Уже римляне опасались этих зловредных ночных духов, напоминающих вампиров. Химера-стрикс прославилась благодаря офортам французского гравёра Шарля Мериона ( Charles Meryon ) (1821-1868) с видами Парижа. Вот эта знаменитая гравюра 1853 года:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Чтобы попасть на галерею химер, нужно пройти 387 ступеней северной башни, и тогда открывается прекрасная панорама города и можно сделать отличные снимки знаменитых чудовищ, взирающих на расстилающийся внизу Париж и будто насмехающихся над всеми мерзостями и безобразиями, которые происходят на земле. Мы, правда, подниматься на башню не стали, уже не помню точно, почему. Наверное, из-за очереди.

Порталы главного фасада Нотр-Дам-де-Пари: внешний вид собора

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Парижский Нотр-Дам представляет собой базилику с галереями и двойными боковыми нефами. Готические соборы с двойными боковыми нефами строились довольно редко, что ставит собор в привилегированное положение. Двойные нефы разделены пополам продольными рядами гигантских колонн.

Три портала главного (западного) фасада собора:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Три портала главного (западного) фасада собора (центральный западный (Страшного суда), северный (слева) портал Девы Марии и южный (справа) портал Св. Анны, матери Марии) украшены великолепными скульптурами. Насколько я помню, весь народ впускали как раз через дверь правого портала, то есть портала Св. Анны, что вполне логично, учитывая направление осмотра.

По обеим сторонам от западного окна-розы (1225 году) на главном фасаде тянется галерея Царей. В галерее Царей (La galerie des rois) представлены 28 фигур библейских (иудейских) царей, предков Христа. В 1793 году фигуры были обезглавлены революционерами, так что нынешние головы — дело рук реставраторов XIX века, работавших под руководством Виолле-ле-Дюка (правда, в 1977 году во время строительных работ в 9-м округе Парижа, на улице Шоссе д’Антен, удалось найти 21 из 28 голов царей, сейчас они выставлены в средневековом музее Клюни (musée de Cluny); хотя и покалеченные, они сохранили некоторые следы былой полихромности: красный оттенок губ, розовые щеки, черные брови и т.п.). Высота каждой фигуры — свыше трех с половиной метров. Створки ворот собора украшены прекрасным узором из кованого железа.

Нижняя западного фасада с галереей королей (фрагмент):

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Над Галереей царей расположена знаменитая розетка западного фасада с так называемым балконом Девы (Le balcon de la Vierge). Статуя Девы Марии с младенцем в окружении двух ангелов была выполнена в XIX веке под руководством Виолле-ле-Дюка, взамен оригинальной средневековой фигуры, сильно пострадавшей от времени и климатических воздействий.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

По обеим сторонам от розетки (соответственно, над порталом Девы и порталом Св. Анны, на уровне галереи (балкона) Девы) установлены скульптуры Адама и Евы. Эти скульптуры вызывают серьезную полемику искусствоведов; многие считают их появление на фасаде принципиальной ошибкой Виолле-ле-Дюка. В древности эту часть собора украшала только скульптура Девы Марии.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Над центральным порталом западного фасада собора помещено изображение Страшного суда (Portail du Jugement dernier). Этот портал с поразительным скульптурным оформлением относится к XIII веку (1220-1230 гг.). Портал представляет Страшный суд так, как он описан в Евангелии от Матфея. В центре, на междуоконном столбе (trumeau), разделяющем двери центрального портала на две половины, располагается большая статуя Иисуса Хриса, Благого Господа (Le Beau-Dieu) с Книгой Жизни (на постаменте, где он стоит, изображены фигуры, олицетворяющие свободные искусства). Эта фигура Христа считается самым знаменитым творением французского скульптора XIX века Жоффруа-Дешома (Adolphe-Victor Geoffroy-Dechaume) (она была создана по рисунку Виолле-ле-Дюка).

Центральный портал (портал Страшного суда) западного фасада собора:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

По сторонам от Христа, на откосах стен портала, в проемах (ébrasements) помещены статуи двенадцати апостолов, по шесть с каждой стороны: на левом опорном столбе Варфоломей, Симон, Иаков Алфеев (Младший), Андрей, Иоанн и Пётр, на правом — Павел, Икаков Зеведеев (Старший), Фома, Филипп, Иуда Фаддей и Матфей. Апостолы обращены к Христу, проповедующему на центральной колонне. Статуи апостолов были уничтожены революционерами в 1793 году и впоследствии воссозданы Виолле-ле-Дюком, который вернул главному фасаду собора первоначальный облик.

У ног апостолов, на цоколе портала, в своеобразных «медальонах» представлены добродетели и противоположные им пороки. Например, овечка изображает кротость, доспехи — силу. А скажем, такой грех, как непостоянство, олицетворяет монах, забрасывающий свою рясу в кусты крапивы. Этим барельефам почти 800 лет. Тема добродетелей и пороков также обыгрывается в мотивах западной розетки.

Также на откосах стен портала, только ближе ко входу, на косяках роскошной двери, расположены десять фигур дев, по пять с каждой стороны. Символика этой части портала такова: не стоит отчаиваться, нужно просто бодрствовать и поддерживать огонь в своей лампе, как это делают мудрые девы, изображенные на левом опорном столбе (со стороны Рая). С противоположной стороны мы видим дев неразумных, у которых больше не осталось масла в светильниках, а ламповым маслом они не запаслись, когда вышли навстречу жениху. Имеется в виду притча о десяти девах, которая приводится в Евангелии от Матфея. Скульптуры дев также были воссозданы в XIX веке.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

На нижней перемычке (по французски называемой linteau) изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами (стоят по обеим сторонам). Среди мертвецов — один король, один папа, воины, женщины и даже один африканец (что символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества).

Из первых двух архивольтов, обрамляющих тимпан, за воскресением мертвых наблюдают ангелы. Каждый по-своему выражает удивление этим зрелищем: во всей композиции не найдется двух одинаковых жестов или поз. Некоторые фигуры ангелов сохранили следы былой раскраски, эту средневековую полихромность (на следующей фотографии обратите внимание на складки драпировки и крылья):

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Уровнем выше, на верхней перемычке изображен архангел Михаил, который взвешивает души умерших на весах правосудия, определяя избранных в Рай (левая сторона, то есть по правую руку от Христа). Два дьявола, большой и маленький, пытаются перетянуть одну чашу весов на свою сторону. Другие черти, такие же уродливые и рогатые, уводят грешников на цепи в ад. На лицах грешников отражены страх и отчаяние. Обе перемычки были реконструированы в XIX веке.

Сцена взвешивания душ и черти, которые утаскивают грешников в ад, — рельеф на верхней перемычке (виден также фрагмент нижней перемычкой с ангелом, возвещающим начало Страшного суда) (кстати, на этой фотографии достаточно четко видна граница, отделяющая старинные скульптуры XIII века (справа) от созданных в XIX веке (слева)):

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Сцену взвешивания душ венчает небольшая арка, на которой покоятся ноги Христа. Грешник, не успевший покаяться, получает заслуженную кару: как показано в правом углу первого архивольта, он летит вниз головой прямо в ад. Но те, кто исповедовал веру Христа, могут присоединиться к блаженным душам в «лоне Авраамовом», на которое указывает ангел в левом углу первого архивольта.

На верхнем надвратном тимпане восседает Христос на престоле судии. Он поднимает руки, демонстрируя свои раны. Тимпан относится к 1210 году. Два ангела по бокам от Христа несут орудия его мучений: тот, что слева, держит копье и гвозди от креста, а тот, что справа, — собственно крест. По углам тимпана, по сторонам от ангелов, мы видим Марию (слева, то есть по правую руку от Христа) и евангелиста Иоанна (справа, по левую руку Христа). Эти фигуры в коленопреклоненных позах молятся за милосердие к роду человеческому.

Христос, восседающий на троне в день Страшного суда, — рельеф на верхнем тимпане:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

На охватывающих тимпан изгибах свода (voussures) — архивольтах портала — мы видим святых и праведников (ангелы, патриархи, пророки, отцы Церкви, мученики и девы), это так называемый cour céleste, то есть собственно обитатели Рая.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Интересно, например, изображение Авраама, который держит души праведников на полотнище, лежащем у него на руках. Это символ Рая, то самое «лоно Авраамово» (видите, на Авраама указывает ангел, а уровнем выше, над фигурой, расположенной слева от Авраама, сидит Моисей со скрижалями в руках).

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Аду и его обитателям отведено совсем немного места (справа от зрителя). Но зато до чего колоритные, смачные фигуры! Обратите внимание, в частности, на фигуру пузатого упитанного дьявола в короне, который попирает трех грешников: богача, епископа и короля.

Другие изображения адских мучений и рыцарей Апокалипсиса в этой части портала:

Изображения на архивольтах относятся к XIII веку, как и верхняя часть портала (тимпан). Что касается остального скульптурного оформления портала, то оно было воссоздано в XIX веке усилиями Виолле-ле-Дюка. В то же время всеми признается необычайное качество проведенных реставрационных работ: элементы XIII века практически невозможно отличить от воссозданных Виолле-ле-Дюком и его помощниками, настолько уважительно и бережно они отнеслись к той эпохе, настолько прониклись ее духом.

Интерьер Нотр-Дам-де-Пари: внутри собора

1. Общие виды

Внутреннее убранство Нотр-Дам-де-Пари великолепно. Огромное величественное пространство с прекрасными работами знаменитых скульпторов. Алтарная преграда выполнена Жаном Рави (Jean Ravy), «Пьету» создал Николя Кусту (Nicolas Coustou), а статую Людовика XIV — Антуан Куазевокс (Antoine Coysevox). На экскурсию по Нотр-Даму можно с легкостью потратить час или даже больше, даже если ты осматриваешь собор самостоятельно, без помощи прфессионального экскурсовода.

Внутренний вид собора: высокий неф, хоры и главный алтарь (вид из нефа в сторону алтарной части):

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Расположение нефа на плане собора:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Вид на противоположную, западную сторону, где расположено западное окно-роза и большой орган Нотр-Дама:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Западное окно-роза (La rosace ouest) (ок. 1220 г.) с фигурой Богоматери, которую оттеняют яркие витражи, — это центральный витраж Нотр-Дама. Он кажется огромным, но на самом деле самый маленький из трех розеток собора (витраж имеет 9,6 метров в диаметре). В центре — фигура Богоматери, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи, а также пророки. Витраж был практически полностью переделан Виолле-ле-Дюком в XIX веке. Полностью рассмотреть этот витраж сейчас практически невозможно из-за органа, но это не беда: не менее прекрасными южным и северным окном-розой можно любоваться беспрепятственно.

2. Трансепт: витражи-розетки и статуя Парижской Богоматери

В этой части собора можно полюбоваться южным и северным окном-розой, а также скульптурой Парижской Богоматери с младенцем.

Расположение трансепта (поперечного нефа) на плане Нотр-Дама:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Южное окно-роза (справа, если смотреть со стороны входа, т.е. с запада) (La Rose Sud или Rose du Midi) — огромный витраж на южном фасаде трансепта, его диаметр составляет 13 м. Часть этого витража XIII в. сохранилась в первозданном виде. Южная розетка была установлена приблизительно в 1260 году. Общее число витражных фрагментов розы: 84; розетка состоит из четырех концентрических кругов (12 медальонов, 24 медальона, затем 4-дольные и 3-дольные панели). Некоторые части розетки были заменены во время реставрации сначала в XVIII, а затем и в XIX веке. Сейчас многие витражи розетки находятся не на своих местах, и не всегда возможно определить, какая сцена первоначально занимала тот или иной участок композиции. Интересно, что во время реставрации, проводившейся в XIX веке, Виолле-ле-Дюк повернул розетку на 15 градусов, чтобы укрепить ее на прочной вертикальной оси (считается, что это несколько смазало первоначальное впечатление вращения, сохранившееся у северной розетки). Витраж изображает Христа в окружении апостолов, а также почитаемых во Франции святых, мучеников, мудрых дев.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

В четвертом круге витражей изображены двадцать ангелов со свечами, венками и кадильницами, а также сцены Нового и Ветхого Завета (в третьем и четвертом круге): бегство в Египет, исцеление паралитика, суд Соломона, Благовещение. В третьем круге последовательно представлено девять прекрасно сохранившихся сцен из жизни святого Матфея. Происхождение их неизвестно, однако эксперты единогласно датируют их последней четвертью XII века. Два нижних угловых витража (écoinçons) изображают, соответственно, Сошествие в ад (причем сверху изображены Моисей и Аарон, а снизу искушение Адама и Евы) (с восточной стороны) и Воскресение Христа (с западной стороны) (сверху изображены святая Магдалина и святой Иоанн, а снизу святые Петр и Павел ).

Витраж в центральном медальоне розетки не сохранился, и Виолле-ле-Дюк решил заменить его образом Второго пришествия Христа: меч, исходящий из уст Спасителя, символизирует Слово Божие, которое отделяет истину ото лжи. Вокруг изображены символы четырех евангелистов: ангел, орел, телец и лев, а у ног Христа — Книга Жизни и Агнец.

Розетка покоится на поясе витражных просветов (claire-voie) — шестнадцать высоких стрельчатых витражных окон-«ланцетов», в сумме с которыми высота витража достигает 19 метров. Все эти узкие витражи, изображающие пророков, были созданы в XIX веке (1861) художником Альфредом Жерентом (или, на английский манер, Джерентом) (Alfred Gérente) под руководством Виолле-ле-Дюка. По образцу Шартрского собора, в центре представлены четыре великих библейских пророка (Исаия, Иеремия, Даниил и Иезекииль), которые на своих плечах несут четырех евангелистов (Матфей, Марк, Лук и Иоанн), что символизирует связь Ветхого и Нового Завета.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

У юго-восточного столба трансепта стоит Богоматерь с младенцем. Эту статую, привезенную в XIV в. из часовни Сент-Эньян (chapelle Saint-Aignan), называют Парижской Богоматерью. Из этой части алтаря исходил невероятный запах лилий, я всё никак не могла понять, что это такое. Оказалось, что статуя Парижской Богоматери оформлена большим количеством свежих белых лилий!

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Огибаем алтарную часть и идем по левой стороне. Здесь можно полюбоваться северным окном-розой (ок. 1250 г.). Это витраж XIII в., расположенный на высоте 21 метра (диаметр, как и у южного витража, составляет 13 метров). Витраж изображает Богоматерь в окружении персонажей Ветхого Завета. Это истинный шедевр высокой (зрелой) готики. В отличие от розетки в южной части трансепта, этот витраж сохранился практически в первозданном виде с XIII века.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Композиция северной розетки очень динамична, здесь нет строго вертикальных или горизонтальных элементов, чем создается образ как будто вращающегося колеса. Этот витраж посвящен Ветхому Завету. Преобладание лиловых и фиолетовых оттенков символизирует долгую ночь в ожидании Мессии. В центре изображены Богоматерь с младенцем, в медальонах вокруг — судьи, пророки, короли и жрецы.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

3. Алтарная перегородка

Здесь начинаются прекраснейшие резные сцены из камня. Это алтарная преграда (La clôture du chœur). В XIV в. Жан Рави (Jean Ravy) (вероятнее всего, это был он, хотя точно не известно) вырезал из камня высокую перегородку, отделяющую клирос (хоры) от нефа. В середине XIX в. она была отреставрирована Виолле-ле-Дюком. Преграда изображает последовательную серию скульптурных сцен из Евангелия. Все они полихромные. Цвета были также подновлены командой Виолле-ле-Дюка.

Расположение хора (алтарной преграды и алтаря, до апсиды) на плане собора:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Южная часть преграды датируется началом XIV века и состоит из девяти сцен, изображающих явления Иисуса после Воскресения. В отличие от сцен северной преграды, они отчетливо отделены друг от друга столбиками.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Две заключительные сцены: «Явление Христа одиннадцати апостолам на горе в Галилее» и «Явление Христа апостолам в вечер воскресения, в Иерусалиме» (последнее явление Христа, заключившееся вознесением Его на небо):

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Северная часть преграды относится к последней трети XIII века. Здесь насчитывается 14 сцен, изображающих рождение и жизнь Иисуса до последних дней (не считая страстных событий, которые произошли после Тайной вечери: ареста, суда, бичевания и казни). Сцены следуют одна за другой, не прерываясь, и образуют единое пространство.

«Посещение святой Елизаветы» (Встреча Девы Марии и праведной Елизаветы);«Рождество Христово и благовестие пастухам; «Поклонение волхвов»:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Далее следуют «Избиение младенцев» и «Бегство в Египет»:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Потом идут сцены «Сретение Господне» (встреча в Иерусалимском Храме младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном); «Христос среди мудрецов в Храме» («Отрок Христос среди учителей иудейских» — посещение 12-летним Иисусом Иерусалимского Храма); «Крещение Господне» и «Брак в Кане Галилейской»:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Завершается цикл сценами «Вход Господень в Иерусалим» (Пальмовое или Вербное воскресенье); «Тайная вечеря»; « Омовение ног ученикам» (совершенное Иисусом перед Тайной вечерей) и «Гефсиманский сад» (Моление о чаше):

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

4. Алтарная часть, хор

В глубине центрального нефа находится алтарь. В алтарной части, позади алтаря стоит знаменитая «Пьета» — скульптура Николя Кусту (Nicolas Coustou) на резном цоколе, выполненном Франсуа Жирардоном.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

По обеим сторонам от «Пьеты» установлены статуи двух королей: Людовика XIII работы того же Николя Кусту (Nicolas Coustou) (справа) и Людовика XIV Антуана Куазевокса (Antoine Coysevox) (слева). Ансамбль окружают шесть бронзовых ангелов с орудиями Страстей Христовых: терновым венцом, гвоздями, смоченной в уксусе губкой, табличкой INRI («Иисус Назарянин, Царь Иудейский»), бичом и пикой.

После многих лет бесплодного брака Людовик XIII дал обет украсить собор Парижской Богоматери, если небо пошлет ему наследника. Будущий Людовик XIV родился в 1638 году, но выполнение обета заняло 60 лет. На хорах (с двух сторон) сохранились резные панели начала XVIII века (Les stalles en bois sculpté, то есть деревянные резные скамьи хора), изображающие сцены из жизни Марии, они как раз выполнены во исполнение обета Людовика XIII.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Витражи хора (алтарной части). За алтарем на большой высоте расположены высокие стрельчатые окна с цветными витражами XIX века (первоначальные витражи XIII века утрачены):

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

5. Капеллы

Стоит также упомянуть многочисленные боковые (северные и южные) капеллы собора Нотр-Дам-де-Пари. Они посвящены различным святым, украшены великолепными статуями и витражами, в них расположены надгробия, мавзолеи и надгробные монументы типа жизан (gisant) известных религиозных деятелей и других выдающихся людей.

В кольцевом обходе, окружающем хоры (эту галерею называют деамбулаториемdéambulatoire) также расположены прекрасные капеллы. Пять из них окружают непосредственно алтарный выступ — апсиду и как бы лучами расходятся от нее (такие капеллы так и называются: апсидные или радиальные — chapelles absidiales или chapelles rayonnantes). Это так называемый венец капелл.

Расположение венца капелл на плане собора:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

У восточной стены первой апсидной капеллы — капеллы Святого Гийома (Вильгельма) — расположен мавзолей графа Анри Клода д’Аркура (Henri-Claude d’Harcourt) (1704-1769), генерал-лейтенанта королевской армии. Надгробие из белого мрамора было выполнено в 1776 году Жаном-Батистом Пигалем (Jean-Baptiste Pigalle) (1714-1785). В 1771 году Пигалем и супругой графа (скончавшейся в 1780 году и похороненной в этой же капелле) был подписан контракт, устанавливающий скульптурные детали и символику композиции, названной «Воссоединение супругов».

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Расположение капеллы Святого Гийома на плане Нотр-Дама:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

А вот, например, убранство красивейшей капеллы Святого Причастия (chapelle du Saint-Sacrement) (1296), расположенной в конце нефа по центру этих пяти капелл (так называемая осевая капелла):

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Витражи, статуи, полихромные узорчатые своды со звездами.

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Эта капелла предназначена для тихой уединенной молитвы (насколько это возможно при таком скоплении народа). Ее также иногда называют Капеллой Девы Марии или Богоматери Семи Скорбей (Chapelle de la Vierge или Chapelle de Notre-Dame-des-Sept-Douleurs).

Один из витражей капеллы Святого Причастия изображает бегство в Египет:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Еще витражи этой капеллы:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Расположение капеллы на плане Нотр-Дама:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

Вот еще один прекрасный витраж — витраж одной из боковых капелл южной стороны (шестая с правой стороны от входа), капеллы Святой Анны (Chapelle Sainte-Anne):

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

В этой же капелле находится картина французского художника XVII века Лорана де ла Ира (Laurent de La Hyre) «Обращение Савла (апостола Павла)».

Расположение капеллы Св. Анны на плане Нотр-Дама:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

А еще в одной из капелл мы обнаружили исторический макет, изображающий ход строительства собора Парижской Богоматери:

химера фрагмент фасада собора нотр дам париж

После экскурсии по собору Нотр-Дам мы вернулись в квартал Маре: пошли отдохнуть на площадь возле парижской Ратуши (Отель-де-Виль).

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой 🙂

21 комментарий к заметке

Спасибо за столь подробное описание Собора — очень его люблю. Если не секрет, откуда такие познания? Была в Париже 4 раза (и хочу еще!), и, конечно, каждый раз бываю в Нотр-Дам де Пари, есть много фотографий, аналогичных вашим, но, честно говоря, никогда не пыталась, например, так подробно рассматривать витражи. Спасибо за ценную информацию!
Париж люблю очень, и даже без французского (со средним английским) чувствую себя там как дома. МОЙ город.
Помните, у Хэмингуэя: «Если тебе повезло и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж — это праздник, который всегда с тобой».

Спасибо за ссылки! Вот тут-то и пожалеешь, что не знаешь языка. Чем хороши путешествия, на самом деле, так в первую очередь тем, что стимулируют познавательный процесс, заставляют узнавать все больше и больше о том, что увидел. Я, например, после первой поездки прочитала Историю Франции в 3-х томах под ред. А.З. Манфреда.

Огромное спасибо за такое чудесное, подробное описание.:)

Обожаю этот собор. Но к сожалению в Париже ни разу не была и воочию не наблюдала.

Очень интересно было читать. И вы сильно помогли мне с докладом:) Фотографий нигде не могла найти.

Спасибо Вам огромное за проделанную работу! Очень надеюсь, что Вы не будете против цитирования со ссылкой на оригинал 🙂

Познавательно,ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, думаю, пригодиться на уроках мхк в школе!

Спасибо, Татьяна, что обратили внимание на наш сайт. Действительно, наш материал о соборе Парижской Богоматери вполне может быть интересен школьникам, особенно если сопровождать рассказ большим количеством иллюстраций :). Во всяком случае, я всегда стараюсь по возможности иллюстрировать свои заметки фотографиями, планами и т.п., чтобы было наглядней (к тому же, картины и скульптуры на религиозную тематику позволяют лучше запомнить различные библейские сюжеты).
Пользуйтесь на здоровье!

Очень интересный материал! Никогда там не была, но захотелось…

Большое спасибо за интересный очерк. Использовал ваши материалы при написании своего рассказа о посещении Парижа:
http://shepelev.livejournal.com/1695241.html
Разумеется, со ссылкой.

Спасибо, Алексей, что заинтересовались нашей заметкой о Нотр-Даме. Всегда рады!:)

Случайно набрела на ваш сайт. Не могу оторваться, так интересно. Неоднократно посещала Европу и Францию в частности. В шоке от проделанной работе. Получила огромное удовольствие.Спасибо за труд.

Ольга, очень приятно, что оценили проделанную работу:). Рада, что читалось с удовольствием:)!

Спасибо огромное!Очень тронула история о Композиции «Воссоединение супругов». Были с любимым другом в Соборе в июле 2012,я не знала эту историю. Сейчас она трогает меня особенно,потому что друг мой,ушёл из жизни в октябре2012….

Да, Галина, композиция и вправду поразительная. Жаль, что Вам она стала настолько жизненно близка.

Добрый день! Спасибо за комментарий. Для меня, конечно, не сюрприз, что в Париже столько церквей, посвященных Богоматери, — католики, как-никак. Вот и кафедральный собор также посвящен ей, но всё-таки он — главный и он наиболее интересен с художественной точки зрения, согласитесь.

Париж необъятен, и обо всем написать, конечно, невозможно. О некоторых церквях Парижа на нашем сайте есть информация. Например, о церкви Нотр-Дам-де-Лоретт тут, во второй части заметки: http://www.mishanita.ru/2009/12/18/2319/ :
И вот еще о парижских храмах: http://www.mishanita.ru/2006/03/10/669/

Большое спасибо за такое подробное описание! Я была там в конце марта 2013, но мы гуляли сами, никто нам ничего не объяснял. Не хотелось перепечатывать книги, а на одном из форумов попросили описание. Вот я ваш сайт и нашла. Скопировала всё со ссылкой сюда 🙂

Просто тупо сохраняю все-все — нет слов, Вы такая умница! Лучше, чем гид…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *