химический состав миры икон
Научное объяснение мироточения икон и что это значит, самые известные образа
Плачущие иконы — загадочное явление, в котором верующие люди видят чудо. Ученые относятся к мироточению со скепсисом, так как явление часто фальсифицируют. Первым раскрыл подобный обман Петр Первый. Государь нашел масло за окладом будто бы мироточащей иконы. Но не всегда слезы на образах — деяние человеческих рук. В некоторых случаях действуют законы физики, а иногда логического или научного объяснения мироточению икон нет.
Понятие святого миро
Святым миром называют елей или масло, приготовленное и освященное в церкви по специальному обряду. Таинство совершает патриарх раз в три года. После освящения масло разливают в бутылки и развозят по храмам. Миром помазывают прихожан, освящают новые церкви.
Елей — это оливковое масло, смешанное с белым виноградным вином. Кроме елея в состав святого мира входит 40 ароматических масел. Строгого рецепта изготовления мира нет. Основные ингредиенты — ладан, розовые лепестки, фиалковый и калганный корни, масло розы, гвоздики, муската, лимона. По невыясненным причинам святое миро источают иконы и мощи святых. Благовонное масло покрывало останки Николая Чудотворца, Иоанна Богослова, Димитрия Солунского. С мощей Феодоры Солунской благовонную жидкость сливали в большом количестве. Святое миро исцеляет болезни. Его собирают с христианских святынь даже мусульмане.
Мнение церкви
Священнослужители неоднозначно относятся к мироточению. По христианскому вероучению, иконы связаны с запечатленными на них первообразами. Через иконы к святому покровителю, Богородице или Спасителю переходит душевный посыл, вложенный в молитву. Мироточение — посыл с другой стороны, знамение Царствия Божия. Но что именно предвещают капли масла на лике — трудно догадаться.
Случаи мироточения икон расследует комиссия от епархии, чтобы исключить обман. Химический анализ выявил в составе мира с икон подсолнечное масло, а также вещество из смолы лиственных деревьев, растущих в Аравии. Священнослужители не позволяют проводить более тщательные научные исследования святынь. Лабораторные анализы не помогут понять, откуда берется миро. Методику для измерения чудес еще не изобрели.
В церковной среде признают факты фальсификации. Священники прибегают к уловке, чтобы привлечь верующих в храм и собрать большие пожертвования. Участники комиссий по расследованию случаев мироточения заметили закономерность: плачут только иконы частных владельцев и новые образа. Главный эксперт группы по исследованию чудес РПЦ, П. Флоренский, высказал философскую трактовку явления: не стоит преувеличивать значение мироточения. Подлинное или инсценированное явление совершается во славу Божию. Профессор Флоренский также отмечает, что известные древнерусские святыни не мироточили.
По мнению современных богословов, появление слезной, кровавой, масляной жидкости не означает безусловной святости предмета. Маслом покрывались языческие идолы. Активно льют слезы иконы «Богородичного центра», новой московской секты. Явление часто используют в корыстных целях. Каждый случай нужно проверять, чтобы не вводить верующих в заблуждение.
Мироточение в большинстве случаев объявляют чудом. Но под божественные чудеса может маскироваться лукавый, и пробуждать тщеславие в батюшках и владельцах необычных образов.
Есть ли научное объяснение
Точного научного объяснения явлению не существует. Ученые указывают на возможные естественные причины мироточения:
Причиной могут стать химические изменения в краске и лаке, условия в помещении. Комиссия по описанию чудес фиксировала случаи, когда в доме с мироточащими образами замасливались чистые принесенные иконы. Наука также не исключает мошенничество.
Популярные гипотезы
В Древней Руси иконы все же плакали, но редко. Первое упоминание о явлении появилось на временном отрезке с 11 по 18 век. Затем в Петербурге случился сеанс мироточения с разоблачением, в котором участвовал Петр Первый. В 1917 году революционеры обесценили святыни. Их спрятали в заказниках и музеях.
С приходом 90-х образа начали доставать. Радостью домашнего чуда делились в СМИ, а потом в интернете. Единичные случаи мироточения вызывали удивление, прилив веры. Люди потянулись к церкви, которая давала надежду на лучшее. Иконы стали мироточить чаще. Новое тысячелетие ознаменовало беспрецедентное чудо — заплакала репродукция.
Невероятный случай потребовал объяснений явления в целом. По первой гипотезе, масло попадает на образа механическим путем.
Способы, которыми их заставляют плакать:
П. Флоренский за время работы в комиссии по описанию чудес сделал вывод о том, что иконы не мироточат. Масло оседает на их поверхности.
Другую гипотезу выдвинули белорусские ученые. По их предположению, мироточение вызывают грибки. Эксперты организации по исследованию аномальных явлений «УфоКом» проводили анализ мироточащего образа под микроскопом и обнаружили гифы грибка. Но установить его вид не удалось.
Третья версия — полтергейст. Исследователи паранормальных явлений «УфоКома» отмечают, что мироточение, как и полтергейст, происходит в домах людей с психическими отклонениями и тяжелыми физическими заболеваниями. Жительница поселка Клин-9 страдала церебральным арахноидитом, сопровождающимся эпилептическими припадками. У жительницы Витебска образ замироточил во время обострения онкологического заболевания легких. Другие владельцы страдали от цирроза печени, астмы.
Оба явления объединяет то, что они проявляются в определенном месте в присутствии конкретного человека. Образа мироточат при владельцах. Хозяева сопровождают святыни после объявления об их чудотворности. Все гипотезы основаны на предположениях и субъективных выводах. Некоторые случаи не подходят ни под одну из них.
Самые известные мироточащие иконы в России и мире
Московский храм Архангела Михаила собрал больше всего мироточащих икон. Самые известные — образ «Всех Святых», «Семистрельная» и «Иверская икона Божией Матери». В храме Святого Николая в Пыжах плакал образ его покровителя и икона царя Николая II. В церкви Троицы Живоначальной мироточила покровительница графа Резанова – «Казанская икона Божией Матери».
На весь мир прославилась икона, отпечатанная в типографии «Софрино». Икона «Умягчение злых сердец» замироточила после прикладывания к мощам святой Матроны. Сначала паломники собирались в квартире владельцев, а потом икону перевезли в подмосковный храм. Капли масла появлялись перед потоплением подлодки «Курск», терактом на мюзикле «Норд-Ост» и трагедией в Беслане. По названию типографии икону прозвали «Софринской» и причислили к чудотворным. С ней совершали крестный облет на вертолете вокруг Волгограда после предновогодних террактов 2013 года.
«Софринскую» икону возили в Австралию, Германию, США и Канаду на встречи с христианами. Позже верующие рассказывали о чудесах исцеления хранителю иконы, отцу Сергею Фомину. В 2020 году икона отмечает юбилей — 20 лет мироточения. Наиболее известная зарубежная святыня — «Иверская икона Божией Матери» из храма в Монреале. Образ источал миро 15 лет, но после 1997 года мироточение прекратилось. Преемница иконы находится на Гавайях.
Может ли мироточить домашняя икона
Явление чаще происходит с домашними образами. В советское время они тоже плакали. О феномене не распространялись в СМИ. С конца 80-х годов 20 века явление стало массовым.
Особенности домашнего мироточения:
Факты мироточения бумажных репродукций и даже ксерокопий также подтверждают связь явления с жилищем. Соседние бытовые предметы иногда тоже покрываются маслом.
Интересные факты
Случаи объяснимого и необъяснимого мироточения:
Профессор Флоренский стал свидетелем удивительного случая в одной из российских церквей. Внутри на стене ночью появилось слово «Любовь». Оно было написано кровью, да так высоко, что человек не мог туда забраться. Постепенно надпись поблекла. На ее месте появилось слово «Бог». Потом все образа в церкви заплакали. Мироточение наблюдали священники и ученые скептики. Их опыт показал, что в двух случаях из трех явление оказывается обманом. В остальных эпизодах ощущается недосказанность.
Логическое объяснение феномену можно найти только в теории. Прямые доказательства существования природного механизма или божественного промысла отсутствуют. В любом случае мироточение — испытание веры. Истинно верующий человек заботится о спасении нематериальной души и не требует от Бога материальных доказательств его существования. Но в мирских заботах требуется глоток свежего воздуха, и дают его такие необъяснимые чудеса.
Физико-химический анализ веществ, возникших в результате мироточения
Как известно, в последние годы становятся все более частыми сообщения о мироточении икон. Известия о таких событиях поступают практически непрерывно из разных концов России, а также из-за рубежа [2, 3].
Само событие мироточения выглядит как появление на поверхности иконы маслянистой жидкости. Весьма часто такая жидкость имеет приятный запах, напоминающий запах веществ, входящих в состав духов. Во многих случаях подлинность таких событий не вызывает больших сомнений, при всем том нельзя исключать возможность также и мистификаций, в том числе и из самых благих намерений. Поэтому было бы очень важно научиться отличать подлинные события мироточения от ложных. Сейчас это не всегда возможно.
В связи с этим представляется необходимым получить по возможности более ясное представление о процессах, сопровождающих событие мироточения. Первый шаг в таком направлении – физико-химический анализ веществ, при этом возникающих. Результаты этой работы и представлены в статье.
Все три исследования показали, что образцы 1 и 2 по своему химическому составу идентичны растительному маслу, наиболее близкий аналог – подсолнечное масло.
Прежде чем излагать результаты исследования изотопного состава масел, напомним основы изотопной масс-спектрометрии. Как известно, почти все элементы имеют изотопы, отличающиеся массовым числом из-за различия количества нейтронов в ядре. Это различие сказывается на их физико-химических свойствах, что служит основой разнообразных кинетических, термодинамических, магнитных и других изотопных эффектов.
Космический нуклеосинтез задает процентное соотношение изотопов элементов. В этом соотношении они и попадают на Землю. Здесь элементы включаются в биологические циклы, в которых происходит их изотопное разделение благодаря разнообразным процессам биофракционированя [1]. В результате и происходит перераспределение изотопного состава между организмом и средой а также и различными классами биомолекул (липиды, белки, углеводы) и средами организма.
Продукты биологического происхождения получают характерный для каждого из них (вид, происхождение) индивидуальный изотопный состав, который незначительно, но заметно для исследователя меняется в различных регионах Земли. Биогенные соединения по соотношению изотопов углерода 12 С и 13 С имеют диапазоны различия в несколько десятков промилле. Были проанализированы четыре образца маслянистой жидкости, для чего из них были отобраны три пробы от каждого образца по 0,08 мг – след, остающийся на кончике иглы, после погружения ее в образец. Работа велась на изотопном масс-спектрометре с CHN-анализатором фирмы «Femigan». В результате был получен изотопный состав углерода, представленный следующими величинами δ 13 С относительно PDB [1] в промилле для каждого из образцов:
Данные результаты характерны для масел растительного происхождения, что находится в соответствии с результатом химического анализа образцов 1 и 2.
Выводы
Результаты химического и изотопного анализов свидетельствуют о близости по химическим и физическим свойствам предъявленных образцов к маслам органического происхождения.
Было бы интересно продолжить этот анализ для других материалов и для изотопов других элементов.
Об авторах
А.А. Иванов – Институт геохимии им. В.И. Вернадского РАН; А.В. Московский, С.А. Сошинский – Российский Православный Университет св. Иоанна Богослова; П.В. Флоренский – Российский Государственный Университет нефти и газа.
Мы искренне благодарим А.В.Фесенко, директора Института криминалистики РФ и его сотрудников за проведение анализа химического состава образцов. Настоящая работа проведена по благословению Архимандрита Иоанна (Экономцева).
Литература
Опубликовано впервые в сборнике «Физика взаимодействия живых объектов с окружающей средой» // Труды международного совещания «Новые результаты в биофизике взаимодействия живых объектов с окружающей средой». Москва, 7 декабря 2002 года. М., 2004. С. 229-230.
Комментарии от «Уфокома»:
В более поздней своей работе: монографии «Чудеса истинные и ложные» (М.: Даниловский благовестник, 2012. С. 27-29) авторы вышеприведённой статьи, пытаются осмыслить полученные результаты изотопного анализа. Мы полагаем, что для полного понимания проведённого исследования необходимо привести предположения экспертной группы, высказанные ими в более позднем труде.
Анализируя полученные ими экспериментальные результаты, авторы статьи полагают, что неразличимость изотопных составов двух образцов, возникших при мироточении, представляется невероятным, «поскольку нет никаких разумных оснований говорить о какой-либо истории или предыстории вещества, возникающего при мироточении, нет оснований и ожидать, что изотопный состав их будет похож на состав природных масел. Поскольку априори возможный набор вариантов их соотношений велик, то совпадение изотопного состава масла, появившегося на иконе, и масла из бутылки, купленной в соседнем магазине, кажется маловероятным».
Понимая, что подобное предположение представляется верным, только в случае отсутствия фальсификации, авторы отмечают, что «результат можно считать тривиальным, если думать, что масло, предъявленное для анализа, есть продукт мистификации, имеет обычное происхождение – из магазина. Но если решить, что это не так, поскольку в присутствии ещё нескольких наблюдателей эксперты лично собирали масло с поверхности мироточившей на глазах иконы, то придётся говорить уже не о «мироточении», а о маслообразовании из ничего и говорить о двойном чуде. Признав мироточением чудом, находящимся за пределами известных природных процессов, мы можем говорить о том, что чудо длится очень короткое время и является очень скромным, едва различимом от обычных событий». В этой же работе, эксперты указывают на огромные энергии необходимые для подобного маслообразования. «Нетрудно подсчитать тогда, какая энергия необходима для образования одного грамма вещества. Воспользовавшись известной релятивисткой формулой связи энергии и массы, нетрудно установить, что грамм вещества требует для своего создания порядка десяти в четырнадцатой степени джоулей. Иногда при мироточении такая масса может возникнуть в течение часа. Это редкие случаи, но они бывают, поэтому имеет смысл обсуждать именно их».
Ученые до сих пор не могут объяснить феномен мироточащих икон
14.01.2013 18:31:10
Не так давно в биологических лабораториях Киевского университета был сделан анализ мира, источаемого мощами святых, покоящихся в Киево-Псчерской лавре. Миро оказалось веществом с большим содержанием белка. Биологи затруднились классифицировать его, сказав наверняка лишь одно: такое вещество может источать только живой организм. А еще одно «чудо», только уже подстроенное фанатиками, было недавно разоблачено Ватиканом. Статуя падре Пио, одного из самых почитаемых святых в современной Италии, с мая плакала кровавыми слезами, привлекая в храм массы паломников. И только анализ крови, капавшей из глаз статуи, показал, что она принадлежит. женщине.
Представители католического духовенства полагают, что статую падре Пио втайне «подкрашивала» некая ревностная прихожанка. За последнее столетие Ватикан признал чудесами всего лишь 12 удивительных явлений, произошедших в католическом мире. А еще 284 «чуда» Святой престол отверг как надувательство.
Что интересно, в мужском монастыре острова Русского в Приморском крае в конце сентября, пока разоблачали падре Пио, заплакала икона Серафима Саровского. При этом она не является даже рукописной: это всего лишь типографская копия. Сейчас в монастыре замироточили еще три иконы: Иова Почаевского, Сергия Радонежского и Архангела Гавриила, после чего на остров началось безудержное нашествие верующих.
Плачут даже ксерокопии икон
«Небесное» миро не имеет ничего общего с церковным
Неоднократно плачущие миром иконы удавалось заснять на фото или видеокамеру. Вот лишь несколько примеров:
Под Оренбургом, в Никольской церкви села Нижняя Павловка, находятся пять подобных икон. Первой заплакала икона Табынской Божьей Матери. Произошло явление на святых ключах Башкирии, куда с иконой совершали паломничество прихожане храма. Чудо зафиксировано в летописи местного монастыря.
Лик Спасителя из села Державина покрылся струпьями
В екатеринбургском Храме-на-Крови наблюдается необычное, точнее, уже привычное для России, явление с иконой святого преподобного Серафима Саровского, находящейся над ракой от мощей святого. По словам помощника настоятеля священника Александра Пилосова, между красочным слоем и стеклом, покрывающим икону, проявились капли маслянистой жидкости крупного размера. С обратной же стороны образ был полностью сухим и чистым, повреждений и иных посторонних следов на тыльной поверхности обнаружено не было. От иконы исходило явственное благоухание. Вскоре мироточение усилилось и нижняя часть иконы пропиталась ароматной маслянистой жидкостью примерно на четверть. Это не первый такой случай в Екатеринбургской епархии. В 2001 году плакала икона «Отрада» («Утешение») в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе Екатеринбурга.
Между прочим, на Туринской плащанице также найдены следы крови четвертой группы.
Еще один случай произошел в Клину. Там, в офицерском жилгородке, в скромной квартире семьи военнослужащих находится более 40 образов, и почти все мироточат. Большинство из них не писаные, а напечатанные на бумаге фотографические копии. Благоухание исходит от всех икон, но каждый образ пахнет по-своему. Запахи различаются и по силе, и они не похожи на аромат цветов или духов. Солдаты, по нескольку человек, постоянно приходят посмотреть на чудеса. Так забегались, что командование части было вынуждено построить для обильно рыдающих икон отдельную часовню.
И конечно же все знают о знаменитых московских плачущих иконах: Царя-мученика Николая II в Никольском храме на Большой Ордынке и миро-кровоточащей иконе Богородицы «Семистрельной», которая, хоть и хранится в частной коллекции, успела с крестными ходами обойти полстраны.
Православные епархии проводят экспертизы не хуже ватиканских
Естественно, и у церковных иерархов, и у ученых возникают определенные вопросы по поводу стольких явленных чудес. Мысль о фальсификации, как в случае с падре Пио, можно отмести сразу. Перед тем как признать икону подлинно мироточивой, проводится скрупулезная проверка чуда епархией, с проведением экспертизы не хуже ватиканской. Многочисленные исследования показали, что миро осаждается на иконах и крестах как конденсат, так что шутки насчет дырочек, просверленных хитрыми попами, тут неуместны.
Вот мнение Владимира Павлова, доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника Математического института им. В.А Стеклова РАН:
О церковности чудес
протоиерей Борис Балашов
В настоящее время в Русской Православной Церкви большое внимание людей обращено к многочисленным фактам мироточения. По некоторым подсчетам, иконы мироточат в 5000 мест.
Что в Церкви понимается под словом “миро”? Во-первых, святое миро – это вещество, составленное и приготовленное на основе оливкового масла и ароматических веществ. Миро освящается епископом, а в Русской Православной Церкви – Святейшим Патриархом, и используется при совершении Таинства Миропомазания, в котором крещеный человек получает дары Святого Духа. Таинство Миропомазания, как и Таинство Крещения, совершается один раз в жизни.
Во-вторых, под миром также понимается жидкость, чудесным образом истекающая от святых мощей и икон. Явления мироточения наблюдаются с I в. и до наших дней. Есть сведения, что мироточили мощи апостолов, учеников апостольских, первых пресвитеров, мощи многих мучеников.
В 92 г. по Р. Х. пострадал святой священномученик Антипа, епископ Пергамский. От останков мученика исходило сильное благоухание, на нем проступали капли мира, помазываясь которым больные получали исцеление от недугов.
Около 117 г. в Эфесе пострадала св. мц. Ермиония, дочь апостола Филиппа. От ее останков обильно истекало целебное миро.
В житии святого великомученика Димитрия Солунского сообщается, что когда были обретены его мощи, из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием.
Из ветхих косточек-останков святителя Николая Чудотворца до сих пор истекает святое миро, прозрачное на цвет и, видимо, не имеющее сильного благоуханного запаха, но несущее благодатную помощь. Лет 25 назад я сам получил исцеление от резкой зубной боли, когда раскололся зуб и обнажился нерв, после молитвы свт. Николаю Чудотворцу и помазания больного места миром от мощей святителя.
Как в Киево-Печерском монастыре на мироточивых главах, так и на некоторых иконах при появлении мира начинается некоторое запотевание отдельных мест и проступают мелкие, постепенно увеличивающиеся капли, иногда переходящие в маленькие струйки.
Все истинные явления мироточения никогда не вызывали у верующих истерического или экзальтированного состояния, а водворяли в сердцах чувства покаяния, благоговения, любви и смирения.
В то же время об аналогичных случаях появления на почитаемых святынях маслянистой жидкости известно и в Католической Церкви, где много таких фактов, которым я не готов дать какой-либо определенной оценки.
Совершенно однозначно можно квалифицировать как сатанинское явление так называемые “мироточения” от икон у богородичников, которые по сути к христианству отношения не имеют, но пытаются доказывать истину своего культа фактами истечения маслянистой жидкости от их икон.
Язык не поворачивается назвать миром ту маслянистую жидкость, которая появлялась в древнем мире на статуях языческих божеств.
Словом, сам факт появления маслянистой жидкости, даже и с сильным запахом, не может еще свидетельствовать о ее благодатном происхождении.
Как мы все знаем, Господь наш Иисус Христос отверг сатанинское искушение чудом и отказался использовать чудеса как средство привлечения к вере. Так, в период с Воскресения до Вознесения Он не явился ни одному неверующему.
Являясь благочинным Клинского округа Московской епархии, я знаю о явлениях мироточения в ряде храмов благочиния. Но хочу сосредоточить свое внимание только на одном явлении, которое вызывает у многих священников соблазн и духовное отторжение.
Говоря о подлинных явлениях мироточения от икон, следует сказать следующее:
Кроме того, из истории Церкви известно, что явление подлинного чуда благотворно сказывалось и на душе человека, которому оно было явлено. Вспомним явление Казанской иконы Божией Матери девочке Матроне. Она не считала себя собственницей чудотворной иконы и никого никогда со властью не поучала с высоты собственного достоинства, а отдала сразу же икону Церкви, а сама стала смиренной монахиней.
Рассмотрим с этих позиций чудесные явления в квартире Валентины Михайловны Жучковой в военном городке Клин‑9 на территории православного прихода и в непосредственной близости от православного храма.
Эти явления начались на Страстной Седмице 2001 г. в трехкомнатной квартире Жучковых, в спальне, в доме-хрущевке на территории военного городка.
Валентина Михайловна Жучкова реставрировала старинную плащаницу для храма, где настоятелем был ее духовник. Работа была закончена к Великому Четвергу. После этого “она обратилась к Богу с благодарственной молитвой и сказала, что принесла Ему все, что смогла. Затем она вышла из комнаты, где находилась плащаница, а когда возвратилась туда, ясно ощутила благоухание и, как ей показалось, в комнату “сошло” как бы некое “невидимое благодатное облако”. После этого ею были обнаружены благоуханные истечения на кресте и Иверской иконе Пресвятой Богородицы” (из рапорта протоиерея Аркадия Штейнберга, председателя Комиссии Клинского благочиния по изучению данного чуда).
Постепенно стали мироточить в ее спальне и другие иконы. В эту комнату стали приноситься верующими разные иконы. У самой Валентины Михайловны мироточили сначала только современные бумажные иконы. Затем стали происходить обновления – осветления икон, хотя мне не известно ни одного свидетеля, который бы наблюдал непосредственно сам этот процесс.
Истекание маслянистой жидкости реально существует, что я лично могу подтвердить. При этом Валентина Михайловна сама признавалась посетителям, что для них разбавляет “миро” подсолнечным маслом в пропорции 1:1, а священникам дает миро неразбавленным.
Со временем на бумажных иконах стали появляться и так называемые кровоточения.
Первое время после начала этих событий я решил получше присмотреться к чуду “мироточения”, посмотреть, какая духовная ситуация складывается в связи с этим явлением. Местный народ повалил валом на квартиру Жучковой. Но никаких положительных сдвигов в душах этих “паломников” мне обнаружить не удалось. Безбожники, восхищавшиеся “чудом”, так и остались безбожниками.
После беседы со своим духовником архиепископом Михеем, опытным монахом, я, по его совету, предложил передать мироточащие иконы в православную церковь, от чего Валентина Михайловна категорически отказалась, видя в этом посягательство на свои права. Позже она передала одну икону – Иверскую, которая первой начала мироточить, в местную церковь, но потом забрала ее домой. Затем она согласилась давать свои иконы в церковь на время совершения молебнов, а после молебнов сразу относила иконы домой. Было замечено, а потом стало и совершенно ясно, что “мироточивые иконы” после перенесения в любой храм постепенно переставали “мироточить”.
Валентина Михайловна как-то уехала на несколько дней из дома, а вернувшись, обнаружила, что ее иконы мироточить перестали. Тогда она с усердной молитвой обратилась к Богу, чтобы мироточение продолжилось. И оно с большей силой возобновилось.
Между тем из святоотеческой аскетической литературы известно, что испрашивание чудес недопустимо и является признаком духовной прелести.
Я несколько раз бывал в комнате, где происходят чудесные явления. Этой маслянистой жидкостью пропитано буквально все. Даже нижние стороны полок стеллажа с иконами, ковер, ванночки, в которых мокнут иконы в этой жидкости, и ванночки, в которые истекает жидкость с икон. Все иконы ею покрыты: и стоящие на стеллаже, и лежащие на диване. Их сотни. Люди жаждут чуда и несут сюда свои иконы, чтобы через некоторое время забрать их домой покрытыми этим маслянистым веществом. Я не так сильно могу различать запахи. Поэтому в большей степени буду основываться на чужих свидетельствах.
И сама Валентина Михайловна, и многие посетители, в том числе и священники, признают, что это “миро” на разных иконах имеет разные запахи. Некоторые священники называют их карамелевыми запахами. Сама Валентина Михайловна четко классифицирует разные запахи по названиям, которые вполне соответствуют тем наборам ароматических масел, которые в большом количестве продаются в иконных лавках.
Засохшие масляные пятна и то, что называют засохшими кровоподтеками, делают эти бумажные иконы не только некрасивыми, но даже безобразными, тогда как задача иконы – являть красоту Горнего мира в нашем изуродованном грехом земном мире. Мироточат все изображения, находящиеся в этой комнате. Мироточит католическая икона с изображением сердца Иисусова. Мироточит абсолютно ложно изображенная икона святого царя-страстотерпца Николая.
Икона должна являть нам духовный свет Божиего мира. А на иконе царь изображен с очень мрачным лицом и руками в кандалах. На языке православной иконы это означает, что данный человек находится в вечных узах и в аду. За икону же выдается картинка какого-то художника, который творчески переработал известную фотографию императора, нарисовал нимб и назвал иконой.
Мироточат “иконы” царя Ивана Грозного, Григория Распутина, протоиерея Николая Гурьянова, Евгения Родионова.
Но ведь не писали икон преподобного Серафима Саровского или праведного Иоанна Кронштадтского до их прославления. Само создание таких икон, независимо от достоинства лиц, на них изображенных, является делом нецерковным.
Мироточит фотография живого человека, которого Валентина Михайловна считает великим праведником.
Нет никаких отдельных капелек, все практически сплошь покрыто маслянистой жидкостью.
В комнате действительно имеешь очень сильные духовные ощущения. Но я не одинок, когда испытываю эти ощущения как сильные, но тяжелые, давящие и диаметрально противоположные тем святым ощущениям, которые испытываешь в церкви, перед престолом, и, особенно, во время Литургии.
Через некоторое время после начала мироточения мы в нашей церковной газете “Клин Православный” напечатали заметку, в которой упоминался факт мироточения икон в одном из храмов благочиния, но ничего не было сказано о мироточении в Клин — 9. 26 августа 2001 г. я пригласил на собрание священников благочиния Валентину Михайловну. На нем В.М. Жучкова с руганью обрушилась на всех священников, называя нас неверующими, хотя ничего против нее и происходящих в ее доме событий не было сказано.
Обычно прихожане робеют при двух священниках, а тут иное отношение. Перед этими священниками Валентина Михайловна не извинилась, хотя под влиянием духовника впоследствии признала свою неправоту.
На одном из собраний духовенства Клинского благочиния была организована комиссия из состава местных священников для изучения фактов мироточения в квартире Жучковых.
27 июля 2003 г. комиссия, членами которой были священники, пришла к Валентине Михайловне. Она их приняла. Разговор начался мирно, доброжелательно, но трудно. Откровенности со стороны хозяев не ощущалось. Комиссия вежливо и деликатно выслушала рассказ Валентины Михайловны, которая сказала, что “старцы, которых благословили на отчитку, приезжают сюда и здесь изгоняют бесов” (рапорт священника Алексия Тюкова).
В то время, как комиссия разговаривала с Валентиной Михайловной и ее мужем Владимиром, в спальне служил молебен игумен Ипатий, который сказал, что он из Оптиной Пустыни. Он с увлечением и горящими глазами рассказывал комиссии об одной женщине, из которой он изгонял бесов путем отчитки: “Все уже думали, и я тоже, и она, – говорил он, – что бес из нее вышел. Я помазал ее миром, которое дала мне Валентина, и бес зарычал: “Зачем ты ее помазал, она думала, что я из нее вышел?” (рапорт иеромонаха Тихона (Полянского)). При этом игумен Ипатий старательно демонстрировал, как рычал бес.
После вопросов о мироточении неканонических икон, икон непрославленных Церковью людей и мироточении фотографии живого человека Валентина Михайловна стала кричать и прогнала из дома всю комиссию.
Рядом со своим подъездом Валентина Михайловна без благословения церковной власти и без согласования с военным командованием построила летнюю часовню, в которой служат молебны приезжающее в паломничество духовенство вместе с паломниками. Никто из этих священников не испрашивает благословения церковной власти, хотя в пятидесяти метрах от дома находится православный храм.
Врач С., работающая в неврологическом отделении Клинской городской больницы, свидетельствует, что “Жучкова Валентина Михайловна в 1980 г. лечилась в неврологическом отделении г. Клина у меня в палате по поводу церебрального арахноидита (воспалительного процесса мозговых оболочек). Помимо основных жалоб и симптомов данного заболевания, у нее отмечались своеобразные личностные качества, которые расценивались как функциональные расстройства нервной системы (желание повышенного внимания со стороны персонала к ней, убежденность в особенности именно ее заболевания, необычность поведения и т. д.). Из отделения больная была переведена в неврологическое отделение МОНИКИ, где диагноз был подтвержден”.
Тот же врач сообщает, что к ней на консультацию был направлен подросток “с инфицированной кистой в области копчика, температурой до 40°С, которого Жучкова В.М. “лечила” молитвами и миром от икон. Лечиться оперативно по поводу кисты больной отказывался, ссылаясь на чудесные исцеления у Жучковой”.
Одна сельская прихожанка засвидетельствовала мне, что когда была на приеме у Валентины Михайловны и рассказала о своих скорбях, та категорично сказала ей: “Тебе надо ехать в Загорск на отчитку, Причащение тебе не поможет”.
Местные жители к Валентине Михайловне теперь ходят мало. Большинство приезжает издалека.
Кстати, о том, что Валентина Михайловна выгнала церковную комиссию, она, конечно, жалеет, так как очень нуждается в одобрении своей деятельности церковной властью, однако ни перед одним священником она не извинилась.
В рассказах “паломникам” о чуде присутствует ложь: муж Валентины Михайловны, Владимир, рассказывал, что Комиссия по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви, под председательством П.В. Флоренского брала на анализ кровь с икон: группа крови оказалась “такой же, как у Иисуса Христа и Богоматери”, хотя Комиссия никаких сведений о результатах анализа никому не представляла.
Если теоретически можно говорить о группе крови Иисуса Христа, так как сохранилась Туринская Плащаница, то нет никаких оснований говорить о группе крови Богоматери.
Подытоживая факты, связанные с “мироточением” икон у Валентины Михайловны Жучковой, следует сделать такие выводы:
На основании всего вышеизложенного, закономерно сделать вывод, что все эти чудеса “мироточения” и “кровоточения” носят нецерковный характер, не соответствуют духовной традиции Православной Церкви и, следовательно, не имеют к ней никакого отношения.