хирино шатковский район храм
Будни и праздники хиринского храма
Дела благодатные
Несмотря на то, что во многих сёлах Шатковского района есть собственные святыни, многие верующие предпочитают окормляться* именно здесь, в Хирино. Их привлекает и необычная для сельской местности архитектура храма, и особая атмосфера чуда и единения, которая установилась здесь с того момента, как храм всем миром начали поднимать из руин. Тогда каждый старался внести посильную лепту: жители помогали расчищать неф перед реставрацией, отмывали всё после окончания работ, сажали цветы и облагораживали окружающую территорию.
Каждый из прихожан считает чудом то, что храм был возрождён так быстро – менее чем за три года, и говорит, что нашёл здесь всё, что ищут обычно в доме Божием – покой и благодать.
Так и повелось со времён реставрации храма: накануне праздников или важных событий прихожане со всех сёл приходят, чтобы помочь в приготовлениях.
Например, каждую весну и осень здесь случается переезд. В холодное время года службы совершаются в нижнем приделе храма, а летом – в верхнем. Вот и приходится «переезжать» со всей церковной утварью с первого этажа наверх и обратно. После трудов все собираются тут же, за большим столом с домашней выпечкой, вареньем, соленьями и другими угощениями.
Перед большими праздниками царит особенное оживление. В такие дни здесь бывают даже гости из Москвы, Арзамаса и Нижнего Новгорода, потому готовятся к ним со всей тщательностью.
В храме два престола. Главный, посвящённый Иоанну, Крестителю Господню, расположен в нижнем приделе.
Престол в верхнем приделе освящён в честь чудотворной иконы Богородицы Живоносный источник. Так когда-то пожелал храмостроитель – один из помещиков Путятиных, владеющих этими местами. Он окормлялся в Саровской пустыни, где была церковь, освящённая одновременно в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи и иконы Живоносный источник. И Путятин захотел возвести такую же на родной земле.
Увы, чудесный храм, построенный в первой половине XVIII столетия, в 30-е годы XX века был закрыт и вскоре превратился почти в развалины. Лишь в 2012 году здесь наконец начались масштабные восстановительные работы, завершившиеся 13 сентября 2014 года.
В 2016 году благодаря стараниям нынешнего ктитора** храма Игоря Ашурбейли Хирино обрело ещё одну святыню – ковчег с частицей мощей Иоанна Предтечи, привезённый из Ватикана.
У хиринского храма два престольных праздника – весенний и осенний. День чудотворной иконы Божией матери Живоносный источник отмечается в пятницу Светлой седмицы (пасхальной недели), а великий праздник Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи 11 сентября.
В сентябре же широко отмечается годовщина со дня окончания восстановительных работ в храме. Праздничную Литургию служит сам митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
«Даст Господь благодать – и любой день может стать праздником»
В приходской совет храма входит десять человек самых неравнодушных и преданных делу служения при храме. Активное участие в формировании совета принимала Вера Ваняшева – библиотекарь из Хирино, которую с полным правом можно назвать летописцем села. Она отлично знала историю этих мест и всех жителей в нескольких поколениях. Весною 2017 года Веры Александровны не стало.
Помощницу батюшки зовут Надежда. Она работает на добровольных началах и с большой самоотдачей. На входе в храм есть объявление с номером её телефона. Так что, если кому-то захочется войти в храм в день, когда службы нет, звоните Надежде – она обязательно откликнется, прибежит, всё покажет.
Самого батюшку – настоятеля храма в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи иерея Виктора Новикова прихожане очень любят и поддерживают. Считают, что он настоящий священник, каких не так много: от него исходит настоящая благодать. И в самом деле, батюшка служит с умилением, глаза его сияют добром и умиротворением, поэтому не приходится удивляться тому, с каким доверием относятся к нему его подопечные.
– Всё зависит от Господа: даст благодать – и любой день может стать праздником, – считает отец Виктор.
Рукоположён он был всего два года назад.
– Но воцерковился давно. Лет с тридцати шёл к этому, – рассказывает батюшка. – Последние восемь лет перед рукоположением пел на клиросе, каждый воскресный день и праздник ходил в храм, очень серьёзно относился к духовной жизни. Тогда я хорошо понял это выражение: ищите прежде Царства Небесного, а остальное приложится.
– Отец Виктор, почувствовали ли Вы какие-то внутренние изменения после того, как стали священником? Многие говорят о том, что когда начинаешь жить полноценной духовной жизнью, весь мир вокруг меняется…
– У меня, знаете, такая скорбь была поначалу… Вроде как на крыльях летаешь, и в то же время весь мир вдруг стал чужим. Как попадаю в город – супермаркеты, суета. Кажется, что всё только ненужное вокруг совершается. Отторжение было. Хотелось спрятаться.
Мне один человек тогда сказал: это же Голгофа, и зачем ты избрал её? Вскоре я осознал правоту его слов.
Получается, что сначала Господь даёт благодать, и потом начинается серьёзная внутренняя борьба с бесовскими помыслами, с телом, главное – с привычками. Представьте, я 20 с лишним лет занимался мебелью, был дизайнером. По привычке идеи и проекты всплывают в голове…
– Но это же творчество!
– Так и творчество тоже мешает. Мечтательность, воображение уводят разум совсем в другую сторону. Это мост для бесов. Сам того не замечая, в мыслях возвращаешься к прежней работе, к прежней жизни. Только молитвой спасаешься. Благодать возвращается и снова отходит. Это во мне живёт, и я с этим воюю.
– Как складываются Ваши отношения с прихожанами? Чувствуете ли этот приход уже своим, родным?
– Слава Богу, хорошие отношения. Уже всех, кто постоянно бывает, знаю. Со всех окрестных населённых пунктов к нам приходят. Больше всего из Светлогорска. Ведь сам по себе храм – жемчужина нашей епархии и по внутреннему убранству, и по архитектуре: форма креста, наружные галереи со всех сторон. Я знаю, что таких храмов в России единицы. Мы очень благодарны Игорю Рауфовичу Ашурбейли за то, что он эту жемчужину возродил, подарил всем нам.
– Батюшка, вот на исповеди люди часто открывают Вам самые тёмные стороны своей души, самые нелицеприятные свои поступки. Ведь психологически, наверное, это очень тяжело выслушивать. Как можно потом смотреть на этих людей, зная о них всё самое плохое?
– Видно, священнику дан такой дар – забывать. Я не то что специально забываю, так Господь устраивает. Я вижу человека, а не его поступки, в которых он исповедался и покаялся, ведь он исповедует грехи свои Господу, а я только свидетель. Молюсь, чтобы Господь указал мне, как помочь человеку. Порой приходится кого-то обличить и наставить, а кого-то утешить.
Какие у нас основные грехи? Тщеславие, сребролюбие, чревоугодие. Корень всех бед чаще всего именно в этих грехах. И вот пытаешься указать человеку средство против них, ищешь для него ответ. Бог даст – отвечу, не даст – не получится подсказать.
В нашем служении, как в иконописи например, не нужно выражать своего «Я», привносить ничего своего. Ты просто передаёшь Слова Священного писания, святых отцов. Тут даже нельзя вкладывать своих эмоций. Люди сами должны почувствовать весь духовный смысл, спасительную силу этих слов. А иначе получится, что ты собой пытаешься Бога затмить. Зачем? Это же всё не твоё…
* Под окормлением подразумевается поддержание и сопровождение человека в его вере, духовной жизни.
** Ктитор – человек, который на свои средства строит или восстанавливает и содержит храм. Ныне традиции ктиторства в России возрождаются.
Хирино. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Предтеченская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Хирино – село в Шатковском районе. Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения – церковь Иоанна Предтечи. Датировка объекта – 1758 год. Документы о принятии на госохрану № 1327; № 176. Престолы: главный (теплый) – Усекновения Главы Иоанна Предтечи, приделы: левый – апостола Андрея Первозванного, святого Николая Чудотворца, в верхнем этаже (холодный) – Богоматери Живоносного Источника («Адрес-календарь Нижегородской Епархии» за 1904 год).
В 1758 г. в Хирине на месте старинного деревянного храма была построена новая каменная церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Больше 150 лет церковь жила своей размеренной жизнью, пока большевики, взявшие власть после октября 1917 года, не замахнулись на судьбу хиринского храма. В марте-апреле 1930 г. были арестованы ОГПУ и осуждены за антиколхозную агитацию лидеры Хиринской православной общины – священник Иоанн Сноведский (1878–1930), церковный староста Николай Кочетков и другие. А 27 октября 1937 г. арестовали и впоследствии осудили к расстрелу последнего хиринского священника о. Михаила Знаменского (1877–1937). 3 января 1939 г. с санкции районных властей партийно-комсомольский актив села Хирина при большом стечении народа устроил погром в Предтеченской церкви. С того времени храм был закрыт для верующих, и молитвенная жизнь в нем замерла более чем на 70 лет. Храм был практически полностью разрушен, купола обвалились.
Все изменилось в ноябре 2011 г., когда в Главном управлении Министерства юстиции по Нижегородской области был зарегистрирован учреждённый И.Р. Ашурбейли по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Фонд возрождения храма Иоанна Предтечи», созданный с целью восстановления разрушенной церкви в селе Хирино. Причиной этого стало то, что прадед Игоря Ашурбейли – Григорий Степанович Резанов был уроженцем села Хирино и крещён в этом храме. Отсюда же в далеком 1913 г. он уехал в Баку работать на заводах братьев Нобель и более на родину не вернулся из-за революции. 27 мая 2012 г. в здании разрушенной Предтеченской церкви митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием был отслужен торжественный молебен на начало доброго дела. В том же году, 16 сентября, в возрождаемой Предтеченской церкви состоялась первая за последние 75 лет Божественная литургия, совершенная митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием в сослужении арзамасского и шатковского духовенства.
Реставрация церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи (1758-1777) в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области проведена по проекту ООО НИП «Этнос» и ООО «РИЦ» в период с 2012 по 2014 г.г. Работы проводились по заказу «Фонда возрождения храма Иоанна Предтечи» (И.Р. Ашурбейли). Это один из немногих архитектурных памятников федерального значения, успешно отреставрированных за последние годы в данном регионе.
Церковь Иоанна Предтечи, 1758 г. Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения. Поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.60 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». Включен в «Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 20.02.95 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».
Объект культурного наследия федерального значения – церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенная в период 1758-1777 г.г., имеет протяженную по оси восток-запад композицию и состоит из центричного храма с высоко поднятым на подклете вторым (основным) ярусом и примыкающей к западному всходу квадратной в плане ярусной колокольни. Основные габариты церкви – 48,2х25,3 м.
Объемно-пространственное построение центричного храма – двухъярусный тетраконх с двухосным (четырехлепестковым) планировочным решением. Композиция собственно храма, первоначально окруженного открытой галереей на каменной аркаде, развивалась в высоту последовательно уменьшающимися ярусами. Световой восьмерик был перекрыт граненым сомкнутым сводом, на нем возвышался восьмигранник барабана с луковичной главой, имевшей характерную фигурную форму с ребром перелома. Высокий свод стрельчатого сечения, перекрывавший восьмерик храма, прорезался по сторонам света окнами-люкарнами. Углы нижнего яруса церкви отмечены рустом. На втором ярусе угловые сдвоенные пилястры тосканского ордера поддерживают широкий профилированный карниз. Базы пилястр опираются на пьедесталы, образующие вместе с подоконными нишами широкий фриз. Оконные и дверные проемы и ниши имеют лучковые завершения, обрамлены плоскими наличниками с «ушами», декорированными клинчатым замковым камнем и дополненными сандриками различной формы: треугольными в нижнем ярусе и лучковыми во втором. Галерея, окружавшая храм, поддерживалась мощными рустованными столбами, соединенными арками. Три широкие лестницы, ведущие к входам на второй ярус церкви, в свою очередь, симметрично расходились внизу на две малые лестницы.
Объемная структура колокольни развивает традицию ярусных сооружений: каждый ярус представляет собой квадратный в плане объем, прорезанный по сторонам света широкими арками. Два нижних яруса перекрыты сомкнутым сводом, прорезанным по сторонам света окнами-люкарнами, на который опирается третий ярус, завершенный небольшой главой на четырехгранном основании. Фасады первого и второго ярусов колокольни декорированы ордерным каркасом. В первом ярусе пологий фронтон опирается на плоские пилястры, во втором – на трехчетвертные колонны тосканского ордера. Аналогичные колонны третьего яруса поддерживают профилированный венчающий карниз.
Кирпичная кладка выполнена из большемерного кирпича размером в среднем 30х15х8 см с верстовой системой перевязки. Детали, карнизные тяги выполнены из профильного кирпича. Декоративная отделка кирпичного сооружения представляла собой первоначально известковую обмазку с последующей окраской.
Основные сведения о состоянии объекта до начала и в начале процесса производства работ
Вследствие обрушения в 2004 г. восьмерика храма со сводом, барабаном и главой, был полностью утрачен прежний силуэт памятника. От храмовой части оставались два нижних яруса, кирпичное перекрытие между ними в центральной части храма было разрушено. Сохранившиеся своды и подпружные арки находились в недопустимом аварийном состоянии, кровельные конструкции над ними также были утрачены. Вертикальные трещины наблюдались на всех фасадах, в восточной (алтарной) части храма произошел разрыв и просадка наружной стены, что свидетельствовало о неудовлетворительном состоянии фундаментов. Отмостка вокруг здания отсутствовала. Кирпич цокольной части церкви активно разрушался из-за намокания кладки вблизи поверхности земли. Отделка фасадов практически полностью была утрачена, кирпич подвержен намоканию и выветриванию. Заполнения оконных и дверных проемов отсутствовали. От галереи, первоначально окружавшей церковь с трех сторон, сохранялась лишь часть западного всхода. Была утрачена глава колокольни, частично разрушились кровельные покрытия ее ярусов. В нижней части стен колокольни имелись значительные разрушения и вывалы кирпичной кладки, трещины. На всех ярусах наблюдались утраты участков лицевой кладки фасадных плоскостей, декора. Межъярусные деревянные перекрытия и лестницы внутри колокольни были полностью утрачены. В 2007 г. на памятнике был проведен ряд первоочередных противоаварийных мероприятий: устроена временная кровля над храмовой частью для предотвращения замачивания внутренних конструкций и установлены поддерживающие леса.
Описание произведенных работ и их соответствие согласованным проектным решениям
Фундаменты, стены, своды. Перед началом проведения работ был снят слой земли, примыкающий к стенам храма, с участка вывезен мусор. Особый вопрос возник относительно фундамента алтарной части, давшего неравномерную относительно основной храмовой части осадку. Как показало обследование фундамента, большая осадка произошла из-за ослабления грунта, вызванного многочисленными захоронениями под алтарной частью как внутри, так и снаружи храма. Захоронения располагались, в том числе, и непосредственно под фундаментной подошвой. В результате образовавшейся системы пустот в толще грунта под давлением несущих конструкций алтарной части произошло его уплотнение, что и привело к существенной осадке всей восточной части храма. Ко времени производства работ ее положение было оценено как стабилизировавшееся. Проектом предусматривалась возможность усиления основания в случае возникновения необходимости на любой стадии производства ремонтно-реставрационных работ. Инженерный мониторинг положения алтарной части в процессе производства работ, в том числе, при увеличении нагрузок со стороны восстанавливаемых конструкций храма, не выявил ее дальнейшего оседания. Таким образом, было принято решение не прибегать к усилению основания под алтарной частью, в том числе, по этическим соображениям.
Перед началом основных работ были проведены мероприятия по просушиванию кирпичной кладки стен. Фундаменты храма и колокольни инъектировались. Была проведена отсечная горизонтальная изоляция цоколя колокольни и храма путем введения гидроизоляционного раствора под давлением в два ряда отверстий, просверленных в шахматном порядке по наружному и внутреннему периметру стен. Фундаменты восточной части храма усилены. Аварийные участки стен усилены. Существующие стены и своды были укреплены методом инъектирования и «сшивки» трещин. Стена алтарной апсиды восстановлена методом бандажной металлической стяжки, введенной в штробы в уровне междуэтажного и карнизного поясов. В процессе восстановления стен восстановлены утраченные и установлены новые металлические воздушные и внутристенные связи.
Масштабные работы были связаны с восстановлением обрушенных сводов первого и второго ярусов центральной части храма, подпружных арок и сводов над алтарной частью второго яруса. Новые своды выполнены железобетонными. Подпружные арки восстановлены в кирпиче. Выполнено монолитное бетонное перекрытие яруса хоров. При кладочных работах была восстановлена внутристенная лестница на хоры в западной стене храма: восстановлены кирпичные ступени, арочный кирпичный свод лестничного хода, произведена установка металлических воздушных связей. В соответствии с проектом восстановлен кирпичный восьмерик храма с арочными окнами. В северной стене восьмерика устроен дверной проем для доступа в чердачное пространство над приделами. Над восьмериком возведен сомкнутый железобетонный свод стрельчатого сечения с утеплением, в котором предусмотрены отверстия для окон-люкарн. Декоративные обрамления люкарн выполнены в кирпиче. Над сводом восстановлен кирпичный восьмигранный световой барабан, перекрытый железобетонным сводом.
При производстве работ (при расчистке территории и снятии грунта) было вскрыто и зафиксировано местоположение фундаментов пилонов примыкающей к храму галереи. По ним произведена корректировка габаритов галереи и всходов, что было отражено в выданных на объект дополнительных чертежах рабочей документации. Фундаменты столбов галереи и ленточные фундаменты под северным и южным всходами выполнены заново из железобетона. Галерея и всходы восстановлены в прежнем объеме из глиняного полнотелого кирпича, своды под галереей и всходами также выполнены в кирпиче. Восстановлены и укреплены существующие своды помещений под западным всходом. Восстановлены подпружные арки. Полы галереи и ступени всходов облицованы керамогранитными плитами.
Окна, двери, проемы. Оконные и дверные проемы сохранившихся стен отреставрированы. Оконные проемы восьмерика, барабана, окна и дверные проемы галереи выполнены заново. Заполнения оконных проемов храма – деревянные окна с двухкамерным стеклопакетом. Металлические кованые решетки окон заменены новыми – по образцу исторических. Установлены деревянные двери храма. Также выполнены: металлические створки в основных дверных проемах (ведущих в нижнюю и верхнюю церкви); металлические двери помещений под всходами; двери входа на хоры и на внутристенную лестницу колокольни. Во время проведения работ по устранению завалов и расчистке кладки выяснилось, что в южном приделе первого этажа церкви дверной проем отсутствует. Оставлен оконный проем. В процессе проведения работ над дверным проемом северного придела нижнего яруса храма на поверхности кирпичной кладки были выявлены остатки треугольного сандрика, аналогичного завершениям наличников на окнах первого яруса. Сандрики над проемами восстановлены. Воссозданы ограждения арочных проемов второго и третьего ярусов колокольни (по сохранившимся фрагментам ограждений). Ограждения хоров выполнены кованые металлические.
Интерьеры. Сначала была освящена нижняя церковь храма. К 2013 г. была завершена ее отделка: восстановлена солея иконостаса, устроены полы; оштукатурены, окрашены и расписаны стены и своды, установлен иконостас. Форма солеи иконостаса восстановлена по сохранившимся каменным остаткам, обнаруженным и зафиксированным при снятии слоя земли в храме. Полы в нижнем храме – гранитные, теплые. Пол в алтаре – мраморный. Восстановлен гипсовый карниз.
В сентябре 2014 г. состоялось освящение верхнего храма, где также были выполнены работы по росписи стен и сводов и установлен иконостас, восстановлены гипсовые карнизы, пояса. Работы по росписи верхнего и нижнего храмов и воссозданию иконостасов выполнялись ООО «Нижегородский реставратор». Полы верхнего храма – паркетная доска.
В колокольне была полностью восстановлена деревянная лестница с промежуточными площадками, ведущая на ярус звона.
Благоустройство. В 2014 г. ООО НИП «Этнос» выполнены дополнительные научно-проектные работы, а именно: «Схема планировочной организации земельного участка». В процессе проведения работ решен вопрос с расположением котельной, определены места въезда и выезда с участка, расположения пешеходных дорожек и проезда, установлено металлическое ограждение участка. Проект разработан с учетом возможного дальнейшего восстановления дома причта, располагавшегося ранее со стороны юго-западного угла участка. Ко времени освящения верхней церкви брусчаткой была выложена дорожка от входа и устроена дискретная паропроницаемая отмостка по всему периметру храма (в соответствии с проектом). В дальнейшем (при возобновлении финансирования) планируется замощение дорожек и проезда, а также работы по озеленению участка, благоустройству прилегающей территории.
В 2012-2013 г.г. для предотвращения заболачивания прибрежной территории были проведены работы по очистке от донных отложений и углублению дна озера, исторически формировавшего наилучшие точки и панорамы восприятия ансамбля церкви Иоанна Предтечи.
Системы инженерного оборудования. Были произведены: замена инженерных коммуникаций (отопление, водоснабжение-канализация, противопожарное обеспечение); замена сетей электроснабжения. Вопросы, касающиеся конструктивной устойчивости (стен, фундаментов, перекрытий, стропильной системы, лестниц и т.д.), а также вопросы реконструкции внутреннего пространства, инженерного оборудования, решались в соответствии с проектом приспособления ОКН для современного использования.
Согласно проекту, с учетом изменения облика ансамбля (храма и колокольни) в процессе его строительной истории, памятник восстановлен на период начала XX в. Функциональное назначение – культовое сооружение, соответствует изначальному. На данный момент храм – действующий. Внешний облик храма восстановлен согласно проекту, были внесены лишь незначительные локальные изменения (корректировки). Проект реставрации выполнен с достаточной точностью благодаря сохранившимся иконографическим материалам и проведенным исследованиям. Желательно в дальнейшем проводить косметические ремонты, не нанося урон декору и восстановленным частям памятника, не допуская некачественных штукатурных и красочных слоев. Внутренние отделочные работы выполнены практически полностью. Необходимо проводить мониторинг состояния температурно-влажностного режима в помещениях с целью обеспечения сохранности росписей на стенах и сводах, икон.
В целом работы выполнены с отличным качеством. Основная задача проекта – сохранение историко-культурной значимости объекта – решена полностью.
Научно-реставрационный отчёт НИП «Этнос», гл. архитектор НИП «Этнос» И.С. Агафонова, архитектор НИП «Этнос» Е.Е. Мареева, архитектор Е.Д. Донская
Среди памятников архитектуры Горьковской области это сооружение является уникальным и выделяется как своими высокими художественными качествами, так и ярко выраженными признаками стиля барокко середины XVIII столетия. Ярусная башня центрального объема как бы стремится ввысь, растворяясь и сливаясь с воздухом. В то же время основание ее своими крестообразно расположенными выступами входит в окружающее пространство и соединяется лестницами с землей. Это создает впечатление, что здание как бы вырастает из земли. Церковь стоит среди низких строений окраинных улиц села, а со стороны его центральной части и проходящей через Хирино дороги виден пластически богатый ее силуэт, отражающийся в зеркале обширного пруда. С его противоположного берега, на значительном удалении детали сливаются с общим объемом, и сооружение смотрится изящной скульптурой.
Из книги «Памятники истории и культуры Горьковской области» под ред. проф. Фадеева В.П. Горький. Волго-Вятское книжное изд-во, 1981 г., стр. 262
Комментарии и обсуждение
В 2012-2013 гг погибавший храм силами ряда арзамасских предприятий храм был возрожден, восстановлено рухнувшее перекрытие. 29 мая 2013 года Нижегородский митрополит Георгий освятил новые купола. Завершение основной части реставрации планируется в 2013 г.