холки монастырь белгородская фото область пещеры
Пещерный монастырь. Холки.
Хочу рассказать об интересном месте, которое находится в Белгородской области.
Благодаря своей структуре скалы и утесы из мела часто привлекали внимание монахов и отшельников. Здесь они создавали свои обители и целые монастырские комплексы. Известны Дивногорский и Белогорский монастыри в Воронежской области, Святогорская лавра в Донецкой области.
Первое упоминание о монастыре относится к 1620 году. Происхождение самих пещер до сих пор остается загадкой. Точно неизвестно, сами монахи вырыли их в меловом холме, или пещеры существовали ещё до их прихода сюда.
Искусственное происхождение пещер не подвергается сомнению. По своему архитектурному решению и планировке напоминают пещеры Киево-Печерской лавры.
Пещерный комплекс располагается в меловом холме на глубине 18 метров! Общая длина подземных коридоров составляет 126 метров.
Воздух насыщен йодом и не всем подходит.Некоторые люди могут почувствовать недомогание. По словам местных, раньше считали, что в пещерах плохо себя чувствуют грешники.
Жизнь монахов проходила практически в темноте, коридоры и кельи освящались коптилками. В кельях монахи спали на ложах, выточенных в меловой породе, не раздеваясь.
Отдельное внимание, заслуживает келья монаха-затворника. Монах выкапывал себе маленькую келью, в которой оставался до самой смерти. Туда сразу помешался гроб, в котором монах спал. Для связи с окружающим миром у него было маленькое окошко, через которое монах получал пищу и «избавлялся» от естественных испражнений. Если в течение нескольких дней пища оставалась нетронутой, монах считался умершим и окошко замуровывали.
На самом верху холма построена Владимирская часовня, к которой ведет довольно внушительная лестница. Бытует мнение, что не каждому под силу сосчитать количество ступеней, на сколько человек ошибся столько у него и грехов.
Стоит отметить, что монастырь долгое время находился в запустении, пещеры были засыпаны. И только в начале 90-х гг прошлого столетия усилиями местных жителей и волонтеров стали разбирать завалы, и по-тихоньку стали восстанавливать.
Есть ещё одна занятная история, которая связана с этим местом. Историки считают, что именно здесь почти 1000 лет назад перед походом на половцев встретились дружины князей Игоря и Всеволода Святославичей, описанное в «Слово о полку Игореве».
Холки монастырь белгородская фото область пещеры
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Чудеса России: Холковский подземный монастырь
В прошлом году мне удалось побывать в удивительном месте –Холковском Троицком мужском подземном монастыре. Поездка произвела неизгладимое впечатление, кроме того узнала для себя много интересного.
Дорога была долгой, но не утомительной. Мы проезжали города Новый Оскол и Яблоново. Кругом поля, к счастью ухоженные, иногда попадались красивые пейзажи с меловыми горами и соснами.
В десяти километрах от районного центра Чернянка Белгородской области раскинулось старинное русское село Холки.
По разному объясняют ученые и краеведы происхождение названия села. Одни считают, что оно получило его от старинной речки Холок. По мнению других, село обязано своим названием меловым холмам, у подножия которых оно расположено. Эти холмы, уверяют местные жители, похожи на гривы трех лошадей, повернутых мордами на восток. Оба эти варианта представляют интерес, но, вероятно, первый из них заслуживает большего доверия.
И само село, и место его расположения имеют древнюю и богатую историю. По предположению археологов, здесь, на берегу Оскола, еще в 1-м тысячелетии до нашей эры было укрепленное поселение первобытных людей. К сожалению, об этом древнейшем поселении, относящимся к периоду железного века, нам практически ничего не известно.
Памятник Великому князю Святославу Храброму скульптора Вячеслава Клыкова.
По предположению историков, место, где находится Холковский подземный монастырь, посетили князь Игорь Святославич и его брат Всеволод, когда пришли сюда из Новгород-Северского и Трубчевска и после встречи в мае 1185 года отправились по изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг к половецким кочевьям.
Более всего это место известно подземными храмом и пещерами, выдолбленными в меловом холме. В 1649 году здесь иноком Геласием был основан Холков-Царев-Никольский (позднее Троицкий) мужской подземный монастырь.
В 1764 году по приказу императрицы Екатерины II монастырь был упразднен, а подземный храм использовался для богослужений в зимнее время местными жителями, т.к. в пещерах в любое время года сохраняется постоянная температура (10 градусов тепла). Летом богослужения совершались в сельской кладбищенской церкви.
Небольшая часовня, через которую нас поведут по лабиринтам пещер.
В самом вверху колокольня.
Оттуда открывается незабываемый вид на окрестности Чернянки.
Холки монастырь белгородская фото область пещеры
Судя по технике строительства пещер предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. В 1650-1700 годах был построен подземный Троицкий храм, его купол был выложен из кирпича. В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу речки Холки. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 году на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.
Решением Священного Синода от 28 декабря 1998 года Свято-Троицкий мужской монастырь был открыт вновь.
По её версии, Игорь форсировал Северский Донец в его верхнем течении (очевидно, выше Белгорода). Далее он пошёл в восточном направлении и вышел к Осколу в том месте, где находилась крайняя южная русская крепость Холок, у слияния речки Холок с Осколом. Сейчас в этом месте располагается Холковский пещерный монастырь.
В статье, посвященной Холковскому городищу, С.А. Плетнева отмечает: «Нам кажется вполне правомерным предположение, что Игорь и Всеволод, условившись встретиться на Осколе, имели ввиду какой-то определенный пункт. Этим пунктом могла быть единственная русская крепость на Осколе — Холок. Всеволод подошел к ней из Курска дорогой через переволоку, а Игорь «перейде Донец по броду у впадения в Донец Нежеголи» пошел по Нежегольскому шляху, действующему и поныне, к Холку. Игорь же ждал Всеволода у Холка 4-5 мая, а 6 мая они тронулись по Изюмскому шляху или вдоль берега Оскола на юг, к половецким кочевьям». Кроме того, С.А. Плетнева считает, что тактически князьям было выгоднее соединить свои дружины как можно раньше, чтобы выйти в Половецкую степь более мощной силой. Также в пользу данной версии говорит то, что белгородские меридиональные реки вторгались в степные просторы «языками» лесных массивов, что позволяло, как можно более скрытно подойти к кочевьям половцев.
Posts from This Journal by “монастырь” Tag
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь — действующий монастырь Казанской епархии, расположен на острове Свияжск в 30 км от Казани.…
В Подмосковье, недалеко от города Чехов, на берегу реки Лопасни расположен один из самых красивых и древних монастырей России — Вознесенская…
Если ехать от Пскова на Гдов по шоссе, которое идет прямо на север, спускаясь и подымаясь с одного лесистого холма на другой, то в тридцати…
Паисиево-Галичский монастырь, один из древнейших на Костромской земле, находится рядом с городом Галич Костромской области, в его пригороде —…
Comments
Род Холки
• Холки Елизар Иванович, по прозвищу Холка (посадский человек, подьячий г. Новгорода 1586г.);
Сын: Холкин Савва Елизарович
Внук: Холкин Еремей Савин (посадский человек, рыбный ловец, Новгорода 1646 г.);
• Холки Василий, по прозвищу Холка Васька Кострома (посадский человек, г. Костромы 1598г.);
Сын: Холкин Ортошка Васильевич (1678г. переписная книга г. Гороховца)
• Холки Степан, по прозвищу Холка (посадский человек, Соликамский староста г. Соли Камска);
Сын: Холкин Ждан Степанович (Пермская летопись 1622-28г.г.)
• Холки (Холкин) Иван, по прозвищу Холка (посадский человек в г. Путивле 1595г.);
• Холки (Холкин) Роде, по прозвищу Холка (стрелец в г. Путивле 1595г.);
• Холки Григорий, по прозвищу Холка (1595году по указу царя направлен в Сибирь).
Сын: Холки Яков Григорьевич, по прозвищу Холка (был поручителем 12.08.1590г. за крестьян Глубокого ключа Спасского Ильинского прихода Спасо-Прилуцкого монастыря г. Вологды, прозвище зафиксировано челобитной 1623г.)
Сын: Холки (Холкин) Семен Григорьевич, по прозвищу Холка (Пермская летопись 1667г. межевание Киргинской слободы Тобольского уезда, его сын Холкин Яков Семенович проживал у брата Холки Якова Григорьевича до 1631г. Перепись 1683г.)
• Холки Матвей # 1570-80 г.р., по прозвищу Холка
Сын: Холки Иван Матвеев # 1600-10 г.р., по прозвищу Холка (посадский в дворцовой слободе на Кукарке в 1646 году), его дети:
Холки Оска Иванович # 1630-40 г.р.
Холки Иван Иванович # 1630-40 г.р.
Один из потомков Холки Ивана первопроходец, примерно в 1575 году на Онежском полуострове в Белом море в Архангельской области и назвал озера и реки: Большое Холкозеро из него вытекает река Большая Холка, Малое Холкозеро из него вытекает река Малая Холка.
Холки (староверы) сначала основали деревни в Нижегородской области, затем по невыясненным причинам их род ушел на Вятку и в вотчину баронов Строгановых. Некоторые из них в дальнейшем переселились в Сибирь и дошли до Иркутской области, где прозвищем Холка назвали озеро.
Холки и их потомки Холкины основали деревни:
1) д. Холка Кичменгского-Городецкого р-на Вологодской области;
2) д. Холки Юрьянского р-на Кировской обл.(ныне не существует);
3) д. Холкин Конец в Тотемском районе Вологодской обл.;
4) сельцо Большое Холкино, (в 1776 году владения генеральши Свиньиной Клеопатры Семеновной сельцо Большое Холкино и пустошь Малая Холкина) ныне деревня Холкино в Большесельском районе Ярославской области);
5) д. Холкино в Архангельской волости в 48 верстах от г. Вологды (ныне не существует);
6) д. Холкина Пышминского района Свердловской области;
7) д. Холкино (22 верстах от г. Ветлуга) Нижегородской области, ныне с. Новоуспенское;
8) д. Холкино в Уренском районе Нижегородской области;
9) д. Холкино (Черная Рамень) в Лебяжском районе Кировской области, ныне не существует;
10) д. Холкино Уржумский уезд Вятская губерния, в настоящее время деревни не существует Холкино (Кутеи) в Уржумском районе Кировской области, ныне не существует;
11) д. Холкины в Арбажском районе Кировской области;
12) д. Холкина (Хохрята, Ашаево) Верхнекамского района Кировской области, ныне часть деревни Лайно.
Холковский Троицкий мужской монастырь
Содержание
История [ править ]
По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. Этого же мнения придерживается известный археолог Светлана Плетнёва.
Судя по технике строительства пещер, предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. Его настоятель в то время — инок Геласий. В 1650—1700 годах построен подземный Троицкий храм. Его купол был выложен из кирпича.
В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холок.
В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.
В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен. В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. В XIX веке службы для прихожан проводилась в наземном Преображенском храме, а нижняя пещерная церковь была заброшена.
К XIX веку относится описание Холковских пещер (в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год» и «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год»). Там сказано, что общая площадь пещер — 255 кв. м, церкви — 60 кв. м, келий — 172 кв. м, длина коридора — около 126 метров. В начале XX века вход в пещеры был засыпан и практически забыт.
В начале ХХ века был завален и сам вход в пещеры. Со временем стало забываться и точное место входа в подземный монастырь. Тем, кто пытался откопать пещеру заново, приходилось рыть наудачу.
В 1909—1915 году настоятель Преображенской церкви отец Вячеслав Александрович Васильчиков выяснил, что некогда на этом месте существовал подземный монастырь. Под его руководством местные крестьяне и наёмные рабочие откопали древние пещеры с келями и подземной церковью и возвели перед входом часовню.
Одновременно неподалёку появилась и другая пещера — «пещера старца Никиты», вырытая в 1890—1920 годы отшельником Никитой Бычковым, уроженцем села Холки. В советское время пещеры были закрыты.
В 1990 году к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарёв. Бросив службу в райкоме, он приехал из Чернянки в Холки и начал раскапывать завалы в пещерах. Вскоре появились и другие добровольцы. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид. 14 октября, в праздник Покрова Богородицы, состоялось «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Спасённый исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии.
Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря — надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.
28 декабря 1998 года решением Священного Синода Русской православной Церкви Свято-Троицкий Холковский монастырь был открыт официально.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельников обители.
Совершенствуются формы социального служения.
Святыни [ править ]
Монастырские пещеры [ править ]
Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, рыли ли монахи в первой части XVII века или они уже существовали до их прихода сюда. С полной уверенностью можно сказать, что вырыты они были специально для жилья. Холков подземный монастырь и пещеры находились на первом выступе одного из холмов меловой возвышенности, которая в старину называлась Жестовыми горами.
Подземный монастырь в Холках просуществовал ровно 144 года. В 1764 году повелением Екатерины II он был упразднен. Секуляризация церковной и монастырской земли, начатая во второй половине XVII века при Екатерине, привела к тому, что из существовавших в то время в Российской империи 1220 монастырей к 1764 году было упразднено 479, в том числе и Холков-Царев-Николаевский. Спустя более полувека после упразднения, когда вновь начали открываться новые и возобновляться старые монастыри, была предпринята попытка возродить и Холковский подземный монастырь, но по разным причинам она закончилась неудачей. В последующие годы служба для прихожан проводилась в верхней Преображенской церкви, а нижнюю церковь в пещере постепенно забросили. В начале ХХ века был завален и сам вход в пещеры. Со временем стало забываться и точное место входа в подземный монастырь. Тем, кто пытался откопать пещеру заново, приходилось рыть наудачу.
Пещеры были вновь открыты 14 октября 1990 года.
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Церковь Донской иконы Божией Матери
Церковь Антония и Феодосия Печерских
Храм-колокольня Владимира равноапостольного
Чем уникален Холковский монастырь и как живут современные монахи
История монастыря, которому около 400 лет
Читать все комментарии
Добавить в закладки
Удалить из закладок
Войдите, чтобы добавить в закладки
Летом в Белгородской области проходит множество фестивалей и праздников, среди которых есть связанные с достопримечательностями и историческими местами.
Наши читатели попросили рассказывать о таких местах и праздниках. Мы начнём с уникального Холковского Свято-Троицкого монастыря, названного, как несложно догадаться, в честь Святой Троицы. В этом году он отметит 20-летие со дня своего официального открытия, хотя его история началась около 400 лет назад.
Сотни лет под завалами
Справка:
По преданию, Холковский монастырь находится на том месте, где в 1185 году произошла встреча князя Игоря Святославовича и его брата Всеволода перед походом на половцев
Первое летописное упоминание о Холковском Царёв-Николаевском мужском монастыре относится к 1620 году. Правда, упоминается он как наземный, а не как пещерный монастырь.
За свою историю Холковский монастырь не раз упразднялся и восстанавливался. Первый раз его упразднили в 1764 году по манифесту Екатерины Второй об изъятии монастырских земель в пользу государства.
В XIX веке князь Александр Голицын пытался восстановить обитель на свои деньги, но в итоге подземный монастырь так и не открылся, службы проводились в наземном храме. Подземные скиты заваливались осыпями.
В 1990 году пещеры стали расчищать энтузиасты, а через 5 лет в подземном храме возобновились богослужения. 28 декабря 1999 года обитель решением Священного синода Русской православной церкви открыли официально.
От гибели пещеры спасло кладбище
Сейчас помимо древней подземной обители на территории монастыря располагаются два наземных храма и жилой корпус с монашескими кельями. Находится здесь и кладбище, где похоронены местные жители — их хоронили в советские годы, когда монастырь не действовал.
Кстати, если бы не эти могилы, возможно, уникальные пещеры и не сохранились бы.
Ощущения от посещения подземного монастыря особенные. Я бы описала их как смесь полного душевного спокойствия, умиротворения с удивлением — как всё это простояло века? И они усиливаются по мере углубления в пещеры. Здесь и правда очень холодно — чтобы не мёрзнуть, мне пришлось надеть шерстяной свитер.
Как монахи жили в таких суровых условиях? Спать им приходилось в жёстких нишах, вырубленных прямо в мелу. Судя по всему, печей здесь не было.
Хоронили иноков тоже в пещерах.
— Погребены братья вот в этом помещении, — показывает отец Никодим на небольшую пещерку, которая находится за меловой стеной с окошком, — Климат здесь способствует тому, что запаха тления нет.
Справка:
Протяжённость пещер Киево-Печерской лавры — около 700 метров. В пещерах находятся подземные храмы и покоятся мощи 122 канонизированных святых.
После реставрации подземный монастырь немного преобразился — на стенах вырезали иконы из мела. А в подземном храме установили редкий иконостас из керамики — такой вы не увидите ни в одном из белгородских храмов.
— Уже в то далёкое время всё здесь спроектировали так, чтобы вокруг подземного храма можно было совершать крестный ход. Например, если вы пройдёте вот по этой пещере, — показывает отец Никодим направление, — Вы сюда же и вернётесь. Вот эта келья — специально для чтения молитв. В ней уникальная акустика — здесь усиливается голос, чтобы братия в кельях слышала молитву. Причём голос усиливается только мужской, женский, наоборот, звучит глуше.
Кстати, в храме пещерного монастыря регулярно проводятся богослужения — каждую субботу.
Чудеса исцеления и жизнь современных монахов
Со святыми местами связано много историй о чудесах и исцелении от болезней. Случались они и в Холковском монастыре.
— Благодаря природному мелу воздух в пещерах насыщен минералами, в первую очередь йодом, который благотворно сказывается на органах дыхания, — рассказывает игумен Никодим. — К нам едут люди, которые страдают астмой. Рассказывают потом, что стали чувствовать себя намного лучше. Исцеляются здесь и люди с тягой к алкоголю и наркотикам.
Условия в обители за 300 с лишним лет, разумеется, изменились. Современные монахи живёт уже не в пещерах, а в наземных кельях, и их быт уже не настолько суров, как у предшественников. Но уклад и традиции монастыря с ходом времени кардинально не меняются: это по-прежнему постоянная молитва и труд.
— В древние времена проживало до 15 монахов. Сейчас 17: 7 монашествующих и 10 послушников — это те люди, которые ещё не приняли постриг и проходят испытание монашеским образом жизни. Они затем принимают решение — постричься в монахи или жить в миру, — говорит отец Никодим. — Послушник должен осознать: сюда приходят, чтобы посвятить себя Богу, а не чтобы уйти от жизненных проблем. В монастырь не уходят, в него приходят.
День монахов ежедневно начинается в 6 часов утра с молитвы. Затем — служба в храме, где каждый день проходит божественная литургия. После службы трапеза, после которой все отправляются выполнять послушания — то есть работу, которую инок не выбирает по своему желанию — её ему поручают, хочет он этого или нет. Работа есть и грязная — например, навоз убирать. Вечером у монахов богослужение и скромный ужин.
— Послушания разные: работа в трапезной, где готовят пищу, уборка в корпусе и в храме, стирка одежды. Также работа в огороде и по хозяйству: коровы, куры, пасека. Монастырь полностью живёт на самообеспечении, — рассказывает игумен Никодим. — Одно из послушаний — экскурсии в пещерный монастырь для паломников.
Строгий уклад и послушания учат смирению и приводят к осознанию, что монастырь — это не способ отдохнуть от жизни, это особый духовный путь, который по силам не каждому. Так, монахи дают обет безбрачной жизни — не создавать не только семью, но и не вступать в плотские отношения. Если монах осознал, что такая жизнь не для него, он может уйти в мир. Но назад дороги уже не будет.
Почему монахи уходили в пещеры?
С появлением подземного монастыря связано много загадок и тайн. Есть версия, что ходы в мелу были вырублены для того, чтобы защищаться от набегов кочевников. На правдоподобность этой версии указывает близость села Холки к Белгородской засечной черте, построенной для обороны рубежей государства. В 1666 году вблизи Холок была построена башня для наблюдения за степью — ещё один аргумент, который даёт этой версии право на существование. Другая версия — при строительстве пещер использовалась традиция пещер Киево-Печерской лавры. В XVII веке в Киеве была сильная католическая экспансия и монахи уходили в необжитые места.