холкинский подземный монастырь белгородская область

Холковский Троицкий мужской монастырь

холкинский подземный монастырь белгородская область

Содержание

История [ править ]

По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. Этого же мнения придерживается известный археолог Светлана Плетнёва.

Судя по технике строительства пещер, предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. Его настоятель в то время — инок Геласий. В 1650—1700 годах построен подземный Троицкий храм. Его купол был выложен из кирпича.

В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холок.

В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.

В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен. В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. В XIX веке службы для прихожан проводилась в наземном Преображенском храме, а нижняя пещерная церковь была заброшена.

К XIX веку относится описание Холковских пещер (в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год» и «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год»). Там сказано, что общая площадь пещер — 255 кв. м, церкви — 60 кв. м, келий — 172 кв. м, длина коридора — около 126 метров. В начале XX века вход в пещеры был засыпан и практически забыт.

В начале ХХ века был завален и сам вход в пещеры. Со временем стало забываться и точное место входа в подземный монастырь. Тем, кто пытался откопать пещеру заново, приходилось рыть наудачу.

В 1909—1915 году настоятель Преображенской церкви отец Вячеслав Александрович Васильчиков выяснил, что некогда на этом месте существовал подземный монастырь. Под его руководством местные крестьяне и наёмные рабочие откопали древние пещеры с келями и подземной церковью и возвели перед входом часовню.

Одновременно неподалёку появилась и другая пещера — «пещера старца Никиты», вырытая в 1890—1920 годы отшельником Никитой Бычковым, уроженцем села Холки. В советское время пещеры были закрыты.

В 1990 году к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарёв. Бросив службу в райкоме, он приехал из Чернянки в Холки и начал раскапывать завалы в пещерах. Вскоре появились и другие добровольцы. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид. 14 октября, в праздник Покрова Богородицы, состоялось «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Спасённый исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии.

Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря — надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.

28 декабря 1998 года решением Священного Синода Русской православной Церкви Свято-Троицкий Холковский монастырь был открыт официально.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Святыни [ править ]

Монастырские пещеры [ править ]

Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, рыли ли монахи в первой части XVII века или они уже существовали до их прихода сюда. С полной уверенностью можно сказать, что вырыты они были специально для жилья. Холков подземный монастырь и пещеры находились на первом выступе одного из холмов меловой возвышенности, которая в старину называлась Жестовыми горами.

Подземный монастырь в Холках просуществовал ровно 144 года. В 1764 году повелением Екатерины II он был упразднен. Секуляризация церковной и монастырской земли, начатая во второй половине XVII века при Екатерине, привела к тому, что из существовавших в то время в Российской империи 1220 монастырей к 1764 году было упразднено 479, в том числе и Холков-Царев-Николаевский. Спустя более полувека после упразднения, когда вновь начали открываться новые и возобновляться старые монастыри, была предпринята попытка возродить и Холковский подземный монастырь, но по разным причинам она закончилась неудачей. В последующие годы служба для прихожан проводилась в верхней Преображенской церкви, а нижнюю церковь в пещере постепенно забросили. В начале ХХ века был завален и сам вход в пещеры. Со временем стало забываться и точное место входа в подземный монастырь. Тем, кто пытался откопать пещеру заново, приходилось рыть наудачу.

Пещеры были вновь открыты 14 октября 1990 года.

Престольные праздники [ править ]

Фото [ править ]

холкинский подземный монастырь белгородская область

Церковь Донской иконы Божией Матери

холкинский подземный монастырь белгородская область

Церковь Антония и Феодосия Печерских

холкинский подземный монастырь белгородская область

Храм-колокольня Владимира равноапостольного

Источник

Пещерный монастырь. Холки.

холкинский подземный монастырь белгородская область

Хочу рассказать об интересном месте, которое находится в Белгородской области.

холкинский подземный монастырь белгородская область

Благодаря своей структуре скалы и утесы из мела часто привлекали внимание монахов и отшельников. Здесь они создавали свои обители и целые монастырские комплексы. Известны Дивногорский и Белогорский монастыри в Воронежской области, Святогорская лавра в Донецкой области.

Первое упоминание о монастыре относится к 1620 году. Происхождение самих пещер до сих пор остается загадкой. Точно неизвестно, сами монахи вырыли их в меловом холме, или пещеры существовали ещё до их прихода сюда.

Искусственное происхождение пещер не подвергается сомнению. По своему архитектурному решению и планировке напоминают пещеры Киево-Печерской лавры.

Пещерный комплекс располагается в меловом холме на глубине 18 метров! Общая длина подземных коридоров составляет 126 метров.

Воздух насыщен йодом и не всем подходит.Некоторые люди могут почувствовать недомогание. По словам местных, раньше считали, что в пещерах плохо себя чувствуют грешники.

холкинский подземный монастырь белгородская область

Жизнь монахов проходила практически в темноте, коридоры и кельи освящались коптилками. В кельях монахи спали на ложах, выточенных в меловой породе, не раздеваясь.

Отдельное внимание, заслуживает келья монаха-затворника. Монах выкапывал себе маленькую келью, в которой оставался до самой смерти. Туда сразу помешался гроб, в котором монах спал. Для связи с окружающим миром у него было маленькое окошко, через которое монах получал пищу и «избавлялся» от естественных испражнений. Если в течение нескольких дней пища оставалась нетронутой, монах считался умершим и окошко замуровывали.

холкинский подземный монастырь белгородская область

холкинский подземный монастырь белгородская область

На самом верху холма построена Владимирская часовня, к которой ведет довольно внушительная лестница. Бытует мнение, что не каждому под силу сосчитать количество ступеней, на сколько человек ошибся столько у него и грехов.

холкинский подземный монастырь белгородская область

Стоит отметить, что монастырь долгое время находился в запустении, пещеры были засыпаны. И только в начале 90-х гг прошлого столетия усилиями местных жителей и волонтеров стали разбирать завалы, и по-тихоньку стали восстанавливать.

холкинский подземный монастырь белгородская область

Есть ещё одна занятная история, которая связана с этим местом. Историки считают, что именно здесь почти 1000 лет назад перед походом на половцев встретились дружины князей Игоря и Всеволода Святославичей, описанное в «Слово о полку Игореве».

Источник

Как восстанавливали Холковские пещеры

Подземный монастырь в Чернянском районе открыли после глобальной реставрации в октябре 1990 года

Сейчас Холки посещают больше 50 тысяч туристов и паломников в год. А начиналась эта туристическая история в июне 1990 года, когда несколько энтузиастов решили открыть эти пещеры для людей.

холкинский подземный монастырь белгородская область

холкинский подземный монастырь белгородская область

Участники событий 30-летней давности рассказали «Белгородским известиям», почему после полувека забвения вспомнили про пещеры, что обнаружили в ходе реставрации и все ли ходы откопаны.

«Это всё Василий Дмитриевич»

— Я материалы искал везде. Было сложно. Помню, в лесничестве доски дубовые дали, мы из них потом входные двери и окна сделали. Нам обещали 25 студентов из пединститута, а приехали только трое, и то один увидел всё это дело и сбежал, – рассказывает Виталий Беленко, в те времена зампредседатель Чернянского райисполкома. – Три месяца работали на пещерах! Сначала чистили, потом вход кирпичом выкладывали. Столько мусора вывезли!

— А почему вообще решили их восстанавливать?

— Это всё Василий Дмитриевич.

Одним из тех студентов был Сергей Лукинов.

— Наша задача была лопатами работать, стены закопчённые чистить, восстановить заваленный вход, – рассказывает он. – Там перед самими пещерами около 20 метров коридора со сводчатым потолком – это мы делали. Поработали август и уехали в первых числах сентября.

— Восстановление пещерного монастыря было значимым событием. Как к идее отнеслась тогда ещё советская власть?

холкинский подземный монастырь белгородская область

— Это всё Василий Дмитриевич. Он был инициатором и мотором, который всё раскрутил. Он смог получить и поддержку, и финансирование. Пещеры были внесены в перечень объектов для студотрядов, а я, как секретарь комитета комсомола, перед работами обычно объезжал территории. Мы работали там за зарплату.

— Получается, комсомольцы восстанавливали православный подземный монастырь, остатки которого разрушили коммунисты в разгар борьбы с религией…

— Мы его восстанавливали как исторический памятник на месте встречи князей Игоря и Всеволода перед походом на половцев. Храм и монастырь там возникли уже после нас.

— Почему его решили восстановить?

— Это всё Василий Дмитриевич.

Каменщик Пётр Писарчук и сейчас помнит, как всё делали вручную, потому что подъехать к дыре посреди горы было невозможно.

«По идее там специальный клиновой кирпич нужен, а такого не было. Я брал обычный, стёсывал с двух сторон и загонял туда. Работали с утра до самой ночи, руки отваливались, – вспоминает он. – Сначала выложили коридор, потом стену у входа. Позже там построили храм Антония и Феодосия, и стена получилась внутри храма. Вход закрывает дверь из тех самых дубовых досок».

Личная история

Василий Дмитриевич Пономарёв родом из Холок. Его дом всего в нескольких сотнях метров от пещер, маковки церквей видно от калитки.

«Всё детство моё прошло в тех пещерах. Взрослые знали, что мы там, и не ругали, – рассказывает он. – Вход был завален, залезали через дырку и метров десять ползли. Дальше можно было вставать в полный рост. Мы гасили принесённые факелы и начинали прятаться, пугать друг друга, выскакивая из‑за колонн. В конце коридора была гробница с костями, мы на них бегали смотреть».

Про те кости хорошо знала его мама – Ульяна Марковна. В её детстве то были ещё святые мощи одного из последних обитателей монастыря. Десятилетней девочкой её приняли в хор церкви в Холках и обучили нотной грамоте. Когда церковь закрыли в 1938 году, Ульяне было 23 года.

— Мама рассказывала, что они ходили поклоняться тем мощам, они были укрыты, всё было чинно и аккуратно, – продолжает Василий Пономарёв. – После закрытия мама забрала и сохранила Евангелие, Библию и икону Казанской Божией Матери из монастыря. Всё было под запретом, но она сумела как‑то объединить людей, они приходили домой, поклонялись иконе.

— Почему вы решили восстанавливать пещеры?

— Летом туда толпами шли люди, особенно было много детей. Наш дом самый крайний, и все бежали к нам просить лопату. Вылезали из пещер все грязные – там же, как дождь пройдёт, всё мокрое, грязное. Я знал, что там подземный храм, святыня, крест. Тяжело было смотреть, душа болела. В 1990 году я работал в райкоме, мы сидели в одном кабинете с обществом охраны памятников. Этот товарищ всё время мне говорил, мол, ты ж с Холок, деньги выделяются каждый год и не осваиваются. Так меня и подтолкнул к действиям. На голом‑то энтузиазме далеко не уедешь.

Нашлись деньги, закупили стройматериалы, приехали стройотрядовцы. Их поселила у себя Ульяна Марковна.

Старый лаз теперь часть потолка там, где кирпичная кладка примыкает к меловой горе. Мы продвигаемся по узким белым коридорам и через несколько метров оказываемся в маленькой холодной келье. Электричество сюда провели во время реставрации, а монахам светила только лучина или свеча. Они спали здесь на соломе, собирались в трапезной, ходили крестным ходом вокруг подземной церкви.

— Чуть-чуть чернота осталась в углублениях, а тогда во всех пещерах не было ни одного белого места, всё в копоти, грязи, надписях, – рассказывает Пономарёв.

— Экскурсанты рассказывали, как бывали тут ещё детьми и видели, что мальчишки запускали в пещеры подожжённую покрышку. Однажды даже мопед затащили и гоняли по коридорам, – подтверждает его слова экскурсовод.

— Метр за метром студенты скоблили лопатками и скребками пол, стены, потолок, – вспоминает Василий Дмитриевич.

Не первая реставрация

Кто и когда выкопал пещеры, доподлинно не установлено, зато известно, что монастырь не раз оказывался заброшен. Есть версия, что в 1620 году монахи заняли уже готовые пещеры. Через 144 года монастырь упразднили по указу Екатерины II, и более полувека подземелья пустовали.

«В 30-х годах XIX столетия пещеры, находившиеся при пустыне, а равно и пещерная церковь были возобновлены иждивением князя А. Б. Голицына, но по разным причинам монастырь не мог быть открыт», – приводит Александр Крупенков в своём путеводителе по Холковским пещерам слова авторитетного исследователя дореволюционных монастырей Василия Зверинского.

Василий Пономарёв рассказывает удивительную историю:

«Моя прабабушка Мария застала то время. Она рассказывала своей внучке, т. е. моей маме, такую историю. Верить в неё или нет – решайте сами. Голицын оставил в пещере посуду с вином, так вот ежедневно сосуд пополнялся ровно настолько, насколько был использован. И долгие годы этот источник исцелял больных и страждущих».

По сведениям Крупенкова, в последующие годы службы шли только в верхней церкви, подземная же была заброшена. К началу ХХ века о пещерах почти забыли.

Находки и пустоты

В подземном храме богослужения возобновились в 1995 году, а монастырь снова открылся в 1999-м. Подземный храм площадью 60 кв. м не вмещал всех желающих, и в 2011 году его начали расширять. Болгарками отрезали слой меловой вязкой породы, давали ему просохнуть и только затем резали новый. На то, чтобы увеличить площадь подземной церкви до 100 кв. м, ушло шесть лет.

— Во время реставрации в некоторых местах коридор расширили. Реставраторы не раз натыкались на древние раковины. Например, когда вырезали меловые рельефные образы, в толще стен обнаружили две раковины двустворчатых морских моллюсков диаметром около 40 см, останки жителей древнего океана, – рассказывает экскурсовод. – От старой церкви здесь сохранился меловой куб, который служил престолом. Иконостас современный, фарфоровый. Для более точной его установки пригласили специалиста с современным геофизическим инструментом, потому что алтарь в церкви всегда должен быть ориентирован строго на восток. Замеры показали, что погрешность составляет всего полградуса. Как в древние времена люди так точно сориентировались в тёмном подземелье – загадка.

— Путеводитель Крупенкова говорит, что коридоры тянутся на 125,8 метра, но есть версия, что это не всё.

— Действительно, в старых документах значится 12 келий, а тут 6. Три года назад приглашали исследователей с оборудованием, хотели найти пустоты. Но единственные пустоты – прямоугольники на территории кладбища, т. е. склепы. Больше ничего нет, – развеяла сомнения экскурсовод.

Важно, кто берётся за доброе дело

Мы с Пономарёвым стоим на горе, обдуваемые тёплым осенним ветерком. Панораму украшают два храма, памятник князю Святославу и лес.

«Новый храм стоит на фундаменте старого, в котором мама пела. Изображений старой церкви нет. Известно, что она была белокаменная трёхкупольная, мама говорила: аккуратная «як пасочка». Рядом была церковно-приходская школа и дом священника – всё разрушили, постройки нынешнего монастыря все новые», – рассказывает Василий Дмитриевич.

Мы спускаемся в церковь через старое кладбище. От самых первых захоронений остались даже не кресты, а толстые древки от дубовых крестов. Церковь Донской иконы Божией Матери закончили расписывать в 2012 году.

— Монастырь никогда не был многочисленным. В былые времена населённых пунктов рядом не было, только лес да река. Попробуй сюда ещё добраться! Поэтому даже в летописи не больше 20 имён монахов, которые жили в пещерах, – рассказывает игумен Никодим, наместник монастыря. – Сейчас в монастыре 15 человек.

— А если бы в 1990 году вы не начали это расчищать, как думаете, возродился бы монастырь? – спрашиваю у Пономарёва.

— Возродился бы обязательно, но вопрос – когда, – отвечает он. – Тогда отношение властей к религии стало меняться, но нужно было кому‑то проявить инициативу.

— Важно, кто берётся за это доброе дело, – добавляет игумен Никодим. – Многие хотели бы построить храм или поучаствовать в добром деле, но не всем дано это сделать. Слава богу, пещеры сохранились до нашего времени. Их же не взорвали только потому, что сверху кладбище. Получилось, что мёртвые сохранили святыню для живых. Вклад Василия Дмитриевича и многих других людей говорит о том, что вера есть, жива и будет жить.

— Вера есть, отношение к религии другое, в Шмарном подземный монастырь и храм заброшены…

— Видимо, не нашёлся ещё человек, который взялся бы за это дело.

Источник

Холкинский подземный монастырь белгородская область

холкинский подземный монастырь белгородская область

холкинский подземный монастырь белгородская область

холкинский подземный монастырь белгородская область

Храм Святого равноапостольного князя Владимира

Храм Донской иконы Божией матери

Иконостас Донского Храма

Иконостас Свято-Троицкого пещерного монастыря

холкинский подземный монастырь белгородская область

Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1620 году. Монастырь был основан иноком Геласием.

Его насельники жили и молились в меловых пещерах, архитектурно и планировочно напоминающих Киево-Печерские, выдолбленных в одном из холмов близ поселка Чернянка. В пещерах находились предельно аскетичные кельи (с кроватью и столом, вырубленными из мела) и подземный

Монастырь просуществовал 144 года и в 1764 году был упразднен Указом императрицы Екатерины II. Вход в пещеры был завален, Богослужения в подземном храме не совершались. Монастырский Преображенский храм, возведенный в 50-х годах XVII в., стал приходским.

Шли годы, уже никто из жителей с.Холки не мог указать место, где находилась построенная в 1757 г. надвратная часовня — вход в подземный монастырь был затерян.

В середине семидесятых годов XX века интерес к пещерам проявили историки-краеведы. Руководством Чернянского района было принято решение о восстановлении пещер. Частично отреставрированные холковские пещеры были открыты для посетителей в начале 1990-х гг. Продолжались восстановительные работы.

В 1995 г. по воскресеньям в подземном Свято-Троицком храме священнослужителями Чернянского округа начали совершаться Богослужения. Холки стали посещать не только туристы, но и паломники.

В 1996 г. на территории древнего Холковского монастыря епископом (ныне архиепископ) Белгородским и Старооскольским Иоанном освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Вначале был возведен у входа в пещеры надвратный храм во имя Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, затем Владимирская часовня.

В декабре 1999 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил монастырский храм в честь Донской иконы Божией Матери. На состоявшемся 28 декабря 1999 г. заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено открытие Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря.

Источник

Свято-Троицкий Холковский монастырь

Свято-Троицкий Холковский монастырь

Настоящая книга – это попытка рассказать об истории Холковского монастыря простым и доступным языком.
Основными источниками информации для составления книги послужили царские и патриаршие грамоты, публикации в газетах и журналах более чем столетней давности, исследования археологов, материалы современных краеведов из различных источников, а также воспоминания местных старожилов.
Автором книги является бывший насельник Свято-Троицкого Холковского монастыря, руководитель историко-архивного отдела Валуйской епархии (2018-2019 гг.), монах Илия (Каунников Александр Сергеевич).

Идея написать эту книгу появилась у меня отнюдь не случайно – этому предшествовало несколько событий. Когда я ещё был простым школьником, в 1998 –1999 гг., в древних монастырских пещерах уже шли богослужения, но полноценного монастыря на этом месте ещё не существовало. Богослужения поочерёдно совершали священники Чернянско-Новооскольского благочиния Белгородской и Старооскольской епархии. Меня же брали в качестве пономаря, когда наступала череда служения новооскольских священников – ведь я тогда пономарил в новооскольском Успенском соборе, был учеником воскресной школы при соборе, да и, собственно говоря, собирался и в будущем связать свою жизнь с Церковью. После, в 2004–2005 гг. мне довелось быть послушником этого монастыря, а в 2015–2016 гг., уже став монахом, мне также довелось жить в Холковском монастыре и нести послушание экскурсовода. Но так как никакого систематизированного и полного труда об истории Свято-Троицкого Холковского монастыря на тот момент не существовало, мне пришла в голову идея написать эту небольшую книгу.
Эта книга написана мной без благословения какого-либо епископа или настоятеля монастыря, но отнюдь не из-за моего неуважения к священноначалию Церкви. Так сделано по той лишь причине, что в этой книге я хотел бы выразить и некоторые свои мысли насчёт монастырской истории.
Я благодарен всем тем людям, которые помогли мне с написанием этого труда – поиском сведений, предоставлением материалов, финансированием издания.
Прежде всего я благодарю жительницу с. Холки, бывшую сотрудницу музея «Холковские пещеры», Харитонову Валентину Сергеевну за предоставленные исторические данные – без Вас не было бы и этой книги.
Особую благодарность хочу выразить директору Государственного Архива Белгородской Области Субботину Павлу Юрьевичу – за предоставленные архивные фото и исследовательские материалы.
Выражаю свою благодарность за предоставленные фото из современной жизни монастыря фотографу с мировым именем Кривцову Павлу Павловичу.
Благодарю также жительницу с. Холки Бычкову Надежду Дмитриевну за предоставленные материалы и воспоминания из современной истории Холковского монастыря.
Также за помощь в работе с историческими материалами хочу поблагодарить бывшую сотрудницу музея «Холковские пещеры» Потапову Елену Сергеевну.
За незаметную, но важную работу – корректировку текста – хочу поблагодарить Бородину Наталью Витальевну, преподавателя русского языка одной из Белгородских школ.
Свою благодарность за помощь в работе с интернет-ресурсами приношу Ермоленко Олесе Александровне, жительнице г. Строитель.
Я выражаю огромную благодарность всем тем людям, кто внёс свою лепту в издание этой книги (а это зачастую делали, помимо друзей, даже малознакомые и совсем незнакомые люди), и прежде всего жителя г. Валуйки Шевченко Александра Михайловича, внёсшего основной финансовый вклад.
Ну и, конечно же, я хочу поблагодарить Господа нашего Иисуса Христа, давшего мне силы написать этот труд во славу Его Православной Церкви (а прежде всего всех тех подвижников-черноризцев, трудами, молитвами и подвигами коих стоит наша Русь) и вытерпеть искушения, связанные с изданием книги.

В сумраке храма мерцают лампады,
Тихо горят огоньки трёх свечей.
В Царстве Святых ожидает награда
Тех, кто в ночи не смыкает очей,

Тех, кто в ночи преклоняет колени,
Кто на молитве в ночной час стоит,
С плачем о нас совершая моленье,
К Богу чьё сердце любовью горит.

Свято-Троицкий Холковский монастырь, 2015 г.
***

Местное предание донесло нам о крепости на соседнем с монастырём холме, участвовавшей в обороне Холковского монастыря от периодически нападавших на малозаселённые и слабообороняемые окраины России кочевников. В одной из статей в Курских епархиальных ведомостях за 1899 год местный священник Иаков Тимофеев пишет об этом так:
«Горный кряж, идущий по правому берегу реки Оскола, достигает у сл. Холка наибольшей высоты и образует, между прочим, один высокий отрог с хорошо сохранившимися, в виде искусственных рвов, следами бывшаго на нем сторожевого укрепления. Возведение таковых первее всего в виде окопа всей окружности вершинной площади, и особенно западной (ровной) ея стороны, глубоким рвом, согласно местному преданию, должно отнести ко времени сооружения в царствование Алексея Михайловича целой цепи укреплений в пустынной местности между реками Осколом и Корочею, носившей название «Дикаго Поля». Как такая, местность, эта составляла продолжение «Изюмской Сакми» – излюбленнаго Крымскими татарами тракта при частых погромах порубежных владений Московскаго царства. Можно полагать, что окончательный вид почти неприступнаго крепостного оплота Холковское сторожевое укрепление получило одновременно с основанием и устройством города Яблонова и насыпкой от него к городу Короче и селу Лозному земляного вала.
К счастью, недостаток документальных данных счастливо восполняется следующим вещественным свидетельством, имеющим цену безпорнаго факта. Лет сорок назад (т. е. в 1860-х гг.), с восточной стороны бывшаго сторожеваго укрепления по линии наибольшаго отвеса ея, образовался широкий и глубокий обвал. Бурные потоки весенних вод и летних сильных дождей, продолжая эту разрушительную работу, вымывали много человеческих костей, принадлежавших, очевидно, нападавшим и защищавшимся.» [6].
Однако же, археологические раскопки, проводившиеся на месте этой крепости в 1983 профессором Института Археологии РАН Афанасьевым Г. Е. и в 1985 – 1987 гг. славянским отрядом экспедиции Воронежского Государственного университета под управлением Винникова А. З., датировали её появление гораздо раньше – около Х-ХI вв. В результате раскопок было обнаружено 7 жилых и 2 хозяйственных постройки, а также 6 погребений. Также были обнаружены различные предметы, говорящие об образе жизни воинов, населявших крепость: снаряжение всадника и конские удила, наконечник стрелы, ножи, инструменты для обработки дерева, рыболовные снасти, керамическая посуда, бронзовые и стеклянные украшения. Как полагают исследователи, крепость использовалась как опорный пункт русскими князьями в борьбе с половцами [7].
По версии доктора исторических наук С. А. Плетнёвой, Холковская крепость послужила местом легендарного события, описанного в «Слове о полку Игореве» – встречи братьев-князей Игоря Святославича, князя Новгород-Северского, и Всеволода Святославича, князя Черниговского, перед битвой с половцами в 1185 г.
«Выйдя в поход, Игорь, по свидетельству летописца, «идяху тихо, сбираюче дружину свою». К Донцу он дошел только 1 мая, и здесь его застало солнечное затмение. После затмения Игорь «перебреде Донец и тако прииде ко Осколу и жде два дни брата своего Всеволода», который шел к Осколу другим путем – из Курска. Нам кажется вполне правомерным предположение, что князья Игорь и Всеволод, условившись встретиться на Осколе, имели в виду какой-то определенный населенный пограничный пункт. Этим пунктом могла быть на Осколе единственная русская крепость – Холок.» [8].
Вновь крепость была исследована в 1998-2000 гг. археологами А. З. Винниковым и Е. Ю. Кудрявцевой. Их работы на данном городище позволили установить, что первые поселенцы здесь жили в VI-III веках до Рождества Христова и были оседлой частью скифского народа.
Следующий период заселённости этого места – XI-XIV вв., древнерусская крепость, находившаяся на территории проживания потомков алано-болгар (так называемой салтово-маяцкой археологической культуры). Тем не менее, другие древнерусские поселения поблизости пока не обнаружены. Учёные склонны считать, что крепость была неким наблюдательным военным пунктом на границе с соседями-кочевниками.
Ссылаясь на Ярлык Крымского хана Менгли-Гирея великому князю Литовскому Сигизмунду, профессор истории Воронежского Государственного Университета В. П. Загоровский выдвинул предположение касательно исторического названия Холковского городища. Ярлык хана от 1507 года даёт право литовским князьям распоряжаться русскими городами, в числе которых Оскол. В то время ни Старого Оскола (основанного изначально с названием Оскол только в 1593 г.), ни Нового Оскола ещё не существовало. Ещё более раннее упоминание Оскола находится в списке городов за 1450 год младшего брата великого князя Литовского и короля Польского Ягайло князя Свидригайло, бывшего в то время князем Волынским. Вполне вероятно, что крепость на Холковском городище и была тем самым Осколом. Эту же историческую версию поддерживает и профессор археологии того же университета А. З. Винников. [9].

История монастыря в XVI – XVII веках

Покровская церковь и её духовенство

Оставшаяся после закрытия монастыря в 1764 г. Покровская церковь стала приходским храмом с. Холки. Первым её настоятелем стал уроженец села Холки отец Афанасий Чеботарёв, крестьянин по происхождению, обученный грамоте и богослужению монахами. Прослужил о. Афанасий в этой церкви 40 лет, в 1804 г. выйдя на покой и прожив в родном селе ещё 20 лет до самой своей смерти. История сохранила для нас имена и прочих настоятелей Покровской церкви (в скобках указаны годы настоятельства). Это священники Иаков Дмитриевич Орловский (1805 – 1808), Борис Матвеевич Курлов (1809 – 1814), Николай Феодосьевич Феодосьев (1815 – 1817), Иаков Курдюмов (1817 – 1818), Иоанн Яковлевич Курдюмов (1818 – 1836), Александр Павлович Макаревский (1836 – 1859), Порфирий Иванович Беликов (1859 – 1889), Иаков Тимофеев (1889 – 1906), Александр Белявский (1906 – 1909), Вячеслав Александрович Васильчиков (1909 – 1915). Биография некоторых из этих священников достойна нашего внимания.
Начиная с конца XVII в., в духовных заведениях Российской империи существовала традиция – присваивать выпускникам новые «благозвучные» фамилии взамен существующих. Отчасти эта практика была связана с тем, что многие из духовенства, происходившие из крестьян, могли иметь фамилии неблагозвучные или вообще не иметь фамилий. Порой даже родным братьям фамилии давались разные. Одним из носителей такой фамилии был отец Николай Феодосьев, получивший её по окончании духовной школы. Из архивных документов известно, что фамилия его при рождении была Попов.
Интересна и судьба отца Порфирия Беликова. Сын священника, только он один из четырёх сыновей своего отца пошёл в белое духовенство, так как три его брата: настоятель Рыльского Николаевского монастыря архимандрит Иаков, ризничий дальних пещер Киево-Печерской лавры иеромонах Ефрем и настоятель Белогорской Николаевской пустыни (в настоящее время – Свято-Никольский Горнальский мужской монастырь в Курской обл.) архимандрит Агапит – с молодых лет посвятили себя иноческому служению. Но и отцу Порфирию служить довелось всё же на месте, где прежде располагался монастырь, и молиться перед древними монастырскими святынями.
Его зять, отец Иаков Тимофеев, по праву может считаться первым холковским историком-краеведом. Именно его перу принадлежат первые публикации в «Курских Епархиальных ведомостях» об истории пещер, монастыря, прихода и села. Ему же принадлежит заслуга образования в селе церковно-приходской школы в 1895 г. [18]. В 1909 г. священник Иаков Тимофеев, служивший к тому времени настоятелем ныне утраченной Владимирской церкви г. Белгорода, был участником «Следственной комиссии по обследованию чудес, явленных по молитвенному предстательству пред Богом Святителя Иоасафа (Горленко) [19].

Но самой большой святыней Покровского прихода с. Холки, несомненно, оставались монастырские пещеры. К сожалению, о самих пещерах до нас не дошло никаких документальных сведений. Вполне возможно, что они создавались монахами как укрытие от нападений врагов и не были постоянно обитаемы. В пользу этой версии говорят нам факты существования поблизости крепости и возникновения засечной черты городов-крепостей, появившихся почти на два (Короча, Яблонов), а то и три (Царев Алексеев) десятилетия позже Холковского монастыря. Также до наших дней сохранились пещеры Таволжанной во имя Зосимы и Савватия Соловецких мужской пустыни (недалеко от с. Шмарное Старооскольского района) [24] и руины пещер Карповского Покровского Соловецкого мужского монастыря (недалеко от с. Ниновка Новооскольского района), существовавших приблизительно в то же время, что и Холковский монастырь.
Однако некоторые исследователи-археологи склонны предполагать, что эти пещерные комплексы монастырей могли возникнуть намного ранее, примерно вVII – IX вв., во времена существования в этих краях Готской митрополии (упразднена в XIV в.), управляемой из Константинополя – столицы Византии. Вот как видится, по одной из версий, история этой пещерной обители:
«Вначале под холмом была вырыта пещера, построенная по типу «анахоретских галерей-келий», схожих с более поздними киевскими, но возникших не позднее VII в. Неподалеку от пещеры в эпоху расселения алано-болгарских племен по территории Хазарского каганата, в конце VII–IX вв., расположилось селище салтовской культуры. Видимо, во время функционирования жилого поселка из кельи основателя пещерного скита высекается храм, где лежанка инока-основателя становится престолом, а планиметрия подземной Холковской церкви с колоннами-останцами строится по образцу прямоугольно спланированных ближневосточных пещерных святынь типа «Гробниц Синедры». (Гробницы Синедра или Могилы Судей – это катакомбы в Израиле, вырытые в скале в 3 ряда. Большинство принадлежат к 6 веку нашей эры. По легенде здесь похоронен пророк Самуил и 71 член Синедра в эпоху Храма. Синедр, или иначе синедрион, – это был высший политический и церковный орган, который выполнял функции Верховного суда в то время). Время постройки Холковского пещерного храма относится к периоду не позднее VIII в., поскольку престол древнего типа (примыкающий к стене) дополняла вырубленная обводная галерея для кругового обхода престола (как в современных ему византийских храмах): по всей видимости, наиболее поздним подобным канонически-планировочным элементом служит галерея для кругового обхода престола, устроенная под синтроном (в совр. терминологии – Горнее место алтаря) Мирликийской базилики свт. Николая в турецком г. Демре (Мирах Ликийских).
В эту эпоху прототипом Холковской пещерной церкви могла быть еще функционировавшая тогда подземная церковь в Херсонесе, переоборудованная из склепа у башни Зинона и построенная, как следует из её планиметрии, по образцу «Гробниц Синедры».
Непосредственно после середины IX в. в связи с миссией Константина Философа, когда количество подземных обителей Подонья увеличивается, Холковская пещера превращается в скит из нескольких (не менее пяти) подземножителей, ведущих службы в пещерном храме. После разгрома центрального правительства Хазарского каганата Святославом Киевским в 965 (969) г. происходит перегруппировка населения, и над пещерным комплексом Холковского скита возникает наземное укрепление, служащее погостом пещерного храма, а пещерный скит превращается в монастырь, имеющий наземные службы. Возможно, это произошло уже после исторической акции Крещения Руси при св. Владимире (988 г.), когда христианское население Подонья попадает под власть Киевского митрополита, будучи под непосредственным управлением Черниговской архиерейской кафедры (с 992 г.), а Холковская Троицкая обитель становится форпостом Черниговской епархии и Черниговского княжества на восточных рубежах Руси XI–XII вв. Монастырь существовал до так называемого «запустения», после XIV в., точное время наступления которого по материалам Холков уточнить не удается.» [25].
И, хотя, судя по стилю изложения, статья написана явно невоцерковлённым автором, вышеизложенной версии происхождения монастыря на Холковском городище всё же отрицать не стоит.
Первое документальное описание Холковских пещер было опубликовано в 1868 г. в справочном издании «Списки населенных мест Российской Империи. Курская губерния», сведения в котором были собраны за 1862 год (текст набран современным шрифтом с сохранением оригинальной орфографии и пунктуации):
«Меловыя толщи встречаются местами весьма значительнаго и прочнаго наслоения, а при берегах рек, как замечено выше, являются скалистыми и нередко живописными горами, особенно в уездах Белгородском, Корочанском и Суджанском. В уезде Новооскольском при селе Холки, в подобной береговой скале ископаны довольно обширныя пещеры, в которых еще в прошедшем столетии помещались кельи и церковь упраздненнаго Спасопреображенскаго монастыря. Эти пещеры образуют весьма просторный коридор, длиною около 40 сажень: по бокам коридора выделано 12 келий, а в конце его довольно обширная и высокая церковь, своды которой поддерживаются изсеченным из мела столбом, а вокруг ея сделан ход» [26].
Несмотря на закрытие монастыря в 1764 г., долгое время над входом в пещеры стояла деревянная часовня. В ней хранились обветшавшие от давности иконы, некогда стоявшие в подземном храме. Между часовней и самими пещерами был устроен кирпичный свод длиною ок.4 м., защищавший вход в пещеры от обвалов. Покровскую церковь с. Холки и монастырские пещеры посетили следующие епископы с титулом Курский и Белгородский: в 1864 г. – Сергий (Ляпидевский), а в 1882 г. – Ефрем (Рязанов).
Вот как описывает в конце XIX в. монастырские пещеры отец Иаков Тимофеев (печатается с сокращениями; орфография и пунктуация приведены в соответствие с современными нормами, курсивом даны примечания автора).
«Небольшая дверь ведёт в пещеры и, как только вступишь в них, невольно чувство безотчётного страха овладевает тобою. Точно входишь в какие-то заповедные могилы, где сотни мертвецов укоризненно смотрят на вас за то, что пытаетесь нарушить их безмолвный покой. Ширина пещерного хода на всём протяжении не превышает 1 ; аршина (ок. 1м), так что вообще два человека не могут разойтись при встрече, а высота не более 3 – 3 с половиною аршин (ок. 2 – 2,5 м) за исключением церкви, где она достигает, по крайней мере, 2 с половиною сажень (ок. 5,5 м). На протяжении 6 сажен от входа (ок. 13 м), при общей полтора аршина (ок. 1 м) ширине, в прямолинейном направлении идут одни стены, не имея в себе никаких углублений. Стены – ровные, ни в стенах, ни в потолке-своде нет грубой высечки и шероховатостей. Затем по правую сторону пещерного хода высечено углубление в стене длиною и вышиною по одному сажню (сажень = 2,16 м), шириною 2 аршина (ок. 1,5 м). В него ведёт узкий проход при высоте равной полутора аршинам (ок. 1 м), так что при входе приходится сгибаться. Почти диагонально ему находится другое углубление с почти таким же по ширине и высоте проходом. В том и другом углублениях во всю длину их оставлены в задней стене недосечёнными донизу места, очень похожие на обыкновенные нары или лавки. Затем на протяжении 1 сажня и 1 аршина (ок. 3 м) от последней кельи (здесь отцом Иаковом описаны первые две кельи, находившиеся друг напротив друга и разрушенные в ХХ в.) пещерный ход представляет заметное уклонение в правую сторону и, поворачивая несколько влево, образует подобие тупого угла. Как раз на месте образования угла начато было ископание третьей, подобно двум первым по размеру и форме кельи, но почему-то приостановлено. Отсюда на расстоянии 9 сажен (ок. 19,5 м), представляющих прямую линию с едва заметным уклонением вправо, идёт под прямым углом в правую сторону ход к так называемому гробу т. е. углублению в стене, сделанному по подобию гроба Господня и бывшему местом полнаго и окончательнаго затвора.
На расстоянии 3с половиною сажен (ок. 7,5 м) от поворота с левой стороны этого нового хода находится ещё одна келья вышиною 3 с половиною аршина (ок. 2,5 м) с такими же, как в первых двух кельях, нарами. На расстоянии 3 сажен 1 аршина (ок. 7,2 м) от этой последней кельи выкопана ещё одна, тождественная по форме, но немногим меньше её по размеру, четвёртая келья. Немного наискось от неё – сам гроб – углубление внутри стены глубиною 1 аршин 12 вершков (ок. 1,3 м), шириною полтора аршина (ок. 1 м) и длиною 3 аршина (ок. 2,1 м). В него на высоте 2 аршин (ок. 1,5 м) вырублен вход, или, точнее, лаз. С правой стороны этого лаза сделано небольшое треугольное углубление, вероятно, для помещения подававшейся время от времени затворнику просфоры. Если в четырёх, только что описанных, кельях жизнь представляла собой чисто могильные условия, то последний и окончательный затвор в этом, и по виду своему, гробе был высшим подвигом, дальше которого на пути усмирения своей грешной плоти идти невозможно.
(Хотя автор этой дореволюционной статьи и пишет о келье затворника, я попробую здесь с ним не согласиться. Побывав во многих пещерных монастырских комплексах, мною было замечено, что во всех жилых кельях, независимо от того жили там в полном затворе или временном, существовали лежанки и двери. По всей видимости, упомянутое священником Иаковом Тимофеевым помещение могло использоваться предположительно для погребения усопших (практика погребения усопших иноков в пещерах довольно распространена, как пример – пещеры Киево-Печерской лавры, Зверинецкой обители Киева, Псково-Печерского монастыря и пр.). Также, вероятно, это помещение могло использоваться в хозяйственных нуждах, например, как погреб. Но поскольку никаких достоверных исторических документов, подтверждающих основание пещер и использование их монахами нет, все эти версии остаются всего лишь исторической загадкой).
Теперь перейдём к описанию пещерного хода, ведущего в церковь. Продолжением его от поворота под прямым углом к гробу служит ломаная девятисаженная линия (ок. 19,5 м). В конце её идёт ход в трапезную, имеющую два отделения: первое – длиною и шириною по 4 аршина (ок. 2,9 м) и вышиною 3 аршина (ок. 2,2 м), и второе – длиною 2 аршина 12 вершков (ок. 2 м), шириною 4 аршина (ок. 2,9 м) и вышиною 2 с половиною аршина (1,8 м). Вокруг трёх стен второго отделения оставлены недосечёнными на аршин (72 см) донизу места для сидения. В настоящее время в обоих отделениях нет столов, хотя по оставшимся на полу признакам можно полагать, что они существовали и, несомненно, подобно сиденьям, были высечены из мела. Диагонально входу в первое отделение трапезной, на пространстве 4 с половиною аршин (ок. 3,2 м), идёт ход в церковь [27].
Церковь имеет два отделения: алтарь и среднюю церковь, по тесноте места почти равную алтарю. Восемь квадратных – по поларшина (ок. 40 см) в каждой стороне, вышиною по 2 с половиною сажня (ок. 5 м), высеченных из мела, столбов: четыре в иконостасной стене и четыре таких же в алтаре за престолом – представляют устои для поддержания сводчатого куполообразного потолка, и с тем вместе над престолом образуют подобие балдахина, служа в то же время и местом для устройства иконостаса. Первые четыре столба по два в ряд образуют три промежутка: для царских, северных и южных дверей. Всего церковь с алтарём и притвором занимает 5 с половиною сажен (ок. 12 м) длины и 4 с тремя четвертями сажня (ок. 10 м) ширины. Престол высечен из мела, и на него надет (теперь без крыши) деревянный стол с полусгнившими ножками. Немного наискось от престола в стене высечено в виде полукруга место для жертвенника, а немного далее – помещение для разведения угольев и нагревания теплоты.
Вокруг церкви идёт так называемый крестный ход, служа вначале продолжением задней церковной стены (в правой части церкви) и оканчиваясь напротив хода между трапезною и церковью. Он представляет собою неправильный неравносторонний пятиугольник, причём пятую его сторону составляет ход от трапезной в церковь и её задняя сторона. В конце третьей стороны предполагался ещё ход: выкопано всего 5 аршин (ок. 3,6 м). Вероятнее всего, что здесь предполагалось другое помещение для полного затвора. Назначение крестного хода понятно само собою: в дни светлого праздника Пасхи и в другие, положенные по уставу, времена по нему совершалось обхождение вокруг церкви.
Таков почти во всех подробностях внешний и внутренний вид пещер. Как на последнюю подробность можно указать ещё разве на то, что стены их, в особенности в церкви и трапезной, испещрены множеством надписей, сделанных посетителями. Из всех таких надписей только одна, во втором отделении трапезной, по глубоко высеченным в стене полууставным буквам носит характер древнего происхождения» [28].
В этих двух описаниях пещер, между которыми проходит временной промежуток длиною ок. 30 лет, имеются разночтения. В первом описании из «Списков населенных мест» мы узнаём о двенадцати кельях и церкви, поддерживаемой столбом. Во втором описании авторства приходского холковского священника Иакова Тимофеева мы узнаём, что келий в пещерах вдвое меньше, да и столб, поддерживающий церковь, вовсе не один, а таковых имеется целых восемь. Что это – опечатка, ошибочные сведения или намеренное, со временем, сокрытие части пещерного комплекса? Пока что это разночтение в публикациях XIX века остаётся исторической загадкой.

Целительная вода из пещер

Одна из статей журнала «Русский Архив», выпущенного в 1885 г., повествует нам об интереснейшем событии, касающемся этих пещер.
«На правом гористом берегу реки Оскол, в живописной местности Новооскольского уезда, расположено небольшое село Холки с маленькою приходскою церковью, вблизи которой находятся пещеры, наподобие Киевских, но только не столь обширные; они довольно хорошо сохранились в меловом грунте.
В этом же Новооскольском уезде в конце 30-х и в начале 40-х годов проживал князь Андрей Борисович Голицын, человек очень набожный, он был мистик и любил всё святое и святые места. Ему почему-то представилось, что Холковские пещеры непременно были устроены святыми отцами, и он стал посещать их, поставил там образа и усердно молился в них Богу. Простой народ также последовал примеру князя. В пещерах пелись молебны, что было на руку местному причту, так как приход был бедный. Между прочим, князь с таинственностью сообщал своим знакомым о каких-то виденных им снах и откровениях насчёт этих пещер. Однажды, в один из своих приездов в с. Холки, князь привёз с собой большую бутыль, наполнил её водою из тут же протекающей реки Оскол, поставил её в пещере и изрёк: «По вере моей превратится вода эта в вино, которое будет исцелять больных и страждущих!».
Пещеры всегда запирались, и ключ от них хранился у священника. Но сотворилось чудо: вода стала пахнуть вином, то есть, по мнению верующих, стала превращаться в вино. Главное же чудо состояло в том, что воды из бутылки не убавлялось, хотя всем было известно, что эту жидкость давали многим больным (разумеется, за известную плату).
И повалил к пещерам народ не только из окрестностей, но и из отдалённых мест. Слух о чудесной воде, превращающейся в вино, быстро рос, вода раскупалась, а бутыль всё была полна. Дошёл слух о бутыли и до Курского преосвященного Илиодора, который, объезжая свою паству, заехал в село Холки и встретился там с князем Андреем Борисовичем. Но хотя он и был приятельски знаком с ним, однако бутыль из пещеры с целительной водой приказал вынести. Это, впрочем, не помешало верующим и болящим приходить в село Холки, где ещё долго после того от церковно-служителей можно было получить целительную воду, всегда пахнущую вином. Когда же у князя Андрея Борисовича спрашивали о бутыли, то он отвечал, что если бы преосвященный Илиодор оставил бутыль в пещерах, вода, наверное, приобрела бы ещё более чудодейственную силу. Говоря это, князь, видимо, убеждён был в истине своих слов» [29].

Пещерокопатель Никита Бычков

Отец Вячеслав Васильчиков

В брошюре «Холковские пещеры» известного белгородского краеведа А. Н. Крупенкова, изданной в 1991 году, описывается удивительное событие, годы которого не указаны и которое, однако же, вызывает сомнения. По воспоминаниям Л. В. Поляничко, дочери священника Вячеслава Васильчикова, служившего в Холках в 1906-1915 гг., произошло следующее:
«Когда В. А. Васильчикова назначили в Холки священником, богослужение велось в верхней, названной тогда Казанской, церкви. О том, что прямо под ней находится ещё одна, никто не подозревал. От прежнего монастыря остался небольшой посёлок, называвшийся в народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или отшельники. От церкви вниз шёл крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест, и, поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним – пустота. После чего отец Вячеслав решил организовать в этом месте раскопки. Эту мысль поддержал и друживший с ним чернянский врач Б. А. Иваницкий.
Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики, которые еще что-то помнили из прежних времен, но были и наемные работники из Чернянки, бывшие матросы. Спускаться на веревках с горы было трудно и опасно, но они были хорошие верхолазы. Наконец, их взору предстал квадратной формы аналой, покрытый проржавевшим железом. Это была монастырская молельня. На двух столбах рядом были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи.
Работы длились около полутора лет. За это время открыли нижний вход, у которого находились монашеские кельи, а верхний засыпали. На стенах вырубили из мела кресты, молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в обеих церквях одновременно. У входа в пещеры построили часовенку с пятью крестами: один повыше, а остальные образовывали как бы венец. Наконец приехали священнослужители из Курской епархии, и нижнюю церковь освятили. Это было большое событие.
Раскопки пещеры и строительство часовни производились на народные деньги. Немалую сумму на это благотворительное дело пожертвовали княгиня Касаткина-Ростовская и благочинный Дикарев. Простые люди, проживающие в Холках, несмотря на свою крайнюю бедность и нужду, тоже старались помочь, кто чем мог: кто деньгами, кто хлебом, кто другим товаром. Не остались в стороне от важного дела и жители близлежащих сел» [31].
Если касательно личностей упомянутой княгини (урожд. Надежда Карловна Монтрезор, супруга Николая Федоровича Касаткина-Ростовского, принимавшая активное участие в жизни края; усадьба Касаткиных-Ростовских находилась в Чернянке), благочинного Дикарева или врача Иваницкого и их деятельности как благотворителей сомнений не возникает, то само событие раскопок пещер вызывает и удивление, и сомнение.
Во-первых, церковь в Холках называлась не Казанской, а Покровской. Но это можно объяснить обычным несовершенством человеческой памяти или ошибкой.
Во-вторых, если верить воспоминаниям жителей села Холки, Покровская церковь находилась на том же месте, где сейчас находится храм Донской иконы Божьей Матери. Пещерная же церковь географически расположена западнее этого храма на 20 метров, и соединить эти две церкви трубой физически невозможно. Но, как любопытный факт, следует упомянуть, что под колокольней Донского храма находится кольцо Никитской пещеры.
В-третьих, на месте так называемой Монастырщины существовала обычная сельская улица, на которой проживали жители Холок. Монахи же там, даже самые древние, жить не могли, т. к. монастырь был закрыт в далёком 1764 г.
В-четвёртых, абсолютно непонятно, зачем нужно было раскапывать пещеры, память о которых среди местного населения хранилась веками, а предшественник отца Вячеслава священник Иаков Тимофеев даже подробно описал их, а также изложил историю монастыря и его святынь. Первая публикация отца Иакова в Курских Епархиальных ведомостях увидела свой свет в 1890-м г., а последняя – в 1903 г.
В-пятых, на потолке и стенах храма, как об этом вспоминает Л. В. Поляничко, не могло быть вырезано никаких икон и древних надписей – пещеры были подробно описаны ещё в 1890 г. священником Иаковом Тимофеевым, который упоминал только о единственной старинной надписи в одной из пещерных келий (см. главу «Возникновение пещер»).
Вполне вероятно, что при отце Вячеславе пещеры были расчищены от копоти и «автографов», оставленных на память случайными посетителями пещер, а также выстроена новая часовня над входом взамен ветхой. Её освящение и освящение пещерного храма также не вызывает исторических сомнений, но, пока что, и не подтверждено документально.

В начале ХХ века, в послереволюционный период, помимо изменения обычного уклада жизни рядовых граждан, в жизнь Православной Церкви на территории бывшей Российской Империи также пришли изменения.
После ареста Советской властью патриарха Тихона весной 1922 года возникло несколько реформистских движений: «Живая Церковь», «Союз церковного возрождения», «Союз общин Древлеапостольской Церкви», «Народ и Церковь» и др. Эти движения, в совокупности получившие в народе название «обновленчество», поначалу привлекли в свои ряды множество образованного духовенства. Помимо епархий Русской Православной Церкви, в стране возникли параллельные «обновленческие» епархии. Одним из ярких деятелей обновленческого движения в Новооскольском уезде стал священник Покровской церкви слободы Холки Иоанн Кушнев, бывший миссионер Орловской епархии.
Однако труды Иоанна Кушнева не принесли ощутимых результатов для распространения идей обновленчества, и духовенство уезда отнеслось к ним равнодушно [32]. Вскоре, в 1925 г., отец Иоанн принял епископский сан с титулом Рыльский, а в в 1927 году – с титулом Курский, возглавив обновленческие епископские кафедры.
Обновленчество полностью самоликвидировалось в 1943 г. Его идеи были чужды народу и духовенству, да и само движение поддерживалось Советской властью с целью внести смуту в жизнь Церкви и тем самым постепенно ликвидировать духовную жизнь русского народа.

В ХХ в. Покровскую церковь постигла та же судьба, что и прочие сельские храмы. Советская власть, стремясь к «просвещению» народных масс, планомерно уничтожала и храмы, и служителей Церкви. Покровская церковь была уничтожена в 1930-х годах, кирпич церкви использовался при постройке спиртзавода в с. Голубино и постройке аэродрома в пос. Чернянка. Прежние древние почитаемые святыни были безвозвратно утеряны. Только Казанскую икону Пресвятой Богородицы местным жителям удалось сохранить, передавая из дома в дом. Последней хранительницей иконы была Пономарёва У. М., принявшая незадолго до своей кончины монашеский постриг с именем Матрона. На месте церковно-приходской школы, в том же здании, до 1978 г. располагалась обычная сельская школа. А монастырские пещеры некоторое время использовались колхозом «Червона Москва» (закрыт в 1956 г.) как обычный подвал для овощей. Вход в пещеры и две первые монашеские кельи были изуродованы во 2-й половине ХХ в. неизвестными варварами.
Известно также, что в годы немецко-фашистской оккупации Чернянского района (июль 1942 – январь 1943 гг.) в Холковских пещерах прятались партизаны. В семье потомков о. Вячеслава Васильчикова сохранилась фотография его вдовы (материалы ГАБО). На обороте этого фото надпись: «Васильчикова (Аношинская) Антонина Сергеевна. Казнена фашистами в Чернянке, скрывала красноармейцев, партизан в Холковских подземельях нижнего храма».
В начале 1970-х гг. исследовать пещерный комплекс бывшего Преображенского монастыря взялись энтузиасты во главе с главным архитектором Чернянского района В. Ф. Евдокимовым и инженером отдела архитектуры В. К. Стофато, планировавшие создать в Холках этнографический музей. Идея, к сожалению, тогда не получила поддержки местных властей. Однако тогда, в 1970-е гг., в с. Холки была обнаружена удивительная находка. Однажды в селе произошёл пожар – загорелся сарай. Когда разбирали пожарище, обнаружили деревянную статую. Она пострадала от огня, но на ней чётко просматривались контуры женской фигуры в свободно ниспадающих одеяниях. Статуя попала к жителям из подземного монастыря. По рассказам старожилов, статуй было две – мужская и женская [33]. К сожалению, в настоящее время достоверно сказать о них невозможно ничего – ни чьи это были статуи, ни где они сейчас находятся. Вполне вероятно, что это были фигуры Пресвятой Богородицы и Апостола Иоанна Богослова, которые традиционно устанавливают возле Распятия.

Возрождение пещер началось стараниями В. Д. Пономарёва, уроженца с. Холки, и ещё нескольких энтузиастов. Ими был выложен кирпичный вход в пещеры, и 14 октября 1990 г. на праздник Покрова Пресвятой Богородицы пещеры были открыты как музей. Перед входом в пещеры в этот день Высокопреосвященный Ювеналий, архиепископ Курский и Белгородский, совершил Божественную литургию. С этого времени началась их постепенная реставрация.
Датой возрождения ныне существующего монастыря можно считать 11 мая 1997 г. В этот день, в Неделю святых жен-мироносиц, епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) освятил три закладных камня на месте постройки монастырских храмов. В этом же году и началась постройка комплекса ныне существующих монастырских зданий под руководством ныне покойного московского архитектора Андрея Родыгина (17.12.1955 – 11.04.1998; его могила находится вблизи с Донским храмом Холковского монастыря), не дожившего до открытия своего последнего детища. Молитвенной поддержкой для строителей обители стали богослужения, проводимые поочерёдно духовенством Чернянского и Новооскольского районов в пещерном храме по воскресным и праздничным дням.
Монастырь был торжественно открыт 12 декабря 1999 г. В этот день архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном (Поповым), ставшим теперь настоятелем возрождённого монастыря, освящены храм Донской иконы Божьей Матери и братский корпус. При открытии монастыря были вручены церковные награды людям, внесшим свой неоценимый вклад в возрождение древней святыни. Медалью святого благоверного князя Даниила Московского был награждён глава Чернянского района И. С. Лаптев, ордена святого равноапостольного князя Владимира удостоился майор вневедомственной охраны Чернянского района В. В. Сбитнев. Немного позже, 28 декабря 1999 г., Святейший Синод Русской Православной Церкви официально утвердил открытие Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря.
Главным храмом, давшим название монастырю, стал подземный храм, освящённый в честь Святой Троицы. Помимо него, были возведены ещё три храма. Храм в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, охранительницы русских рубежей, был выстроен на месте разрушенного в начале ХХ в. Покровского приходского храма с. Холки. Храм во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских, первоначальников русского монашества и основателей первого пещерного монастыря на Руси – знаменитой Киево-Печерской лавры, возведён как надвратный перед входом в пещеры на месте некогда стоявшей на этом месте часовни. Храм в честь равноапостольного крестителя Руси князя Владимира стоит на самом высоком холме рядом с монастырём – по легенде, именно на этом холме произошла встреча братьев-князей Игоря и Всеволода перед походом на половцев, описанная в «Слове о полку Игореве». Этот храм был освящён архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном и выпускником Белгородской Православной Духовной семинарии епископом Глуховским и Конотопским Иосифом (Украинская Православная Церковь) 12 июня 2011 г. – в день Святой Троицы, престольного праздника монастыря. Братский корпус построен на месте бывшей здесь в прежние времена церковно-приходской школы.

Настоятели новой обители

Первым управляющим внутренней жизнью монастыря в должности благочинного стал иеромонах Стратоник (Свищёв), при котором в монастыре проживало ещё двое послушников. Со временем монашеская жизнь стала налаживаться.В монастырь вернулась её древняя святыня – Казанская икона Пресвятой Богородицы, переданная У. М. Пономарёвой. В 2002 г. эту икону признали непригодной к реставрации и на первоначальный образ наложили новый холст с новым образом. Но уже в 2010 г. новый холст сняли из-за неплотного его прилегания к доске, а в 2012 г. отреставрированная Казанская икона Пресвятой Богородицы была помещена в резной киот и находится ныне в Донском храме монастыря. В 2015 г. был расчищен и облагорожен источник (криница) на месте явления этого древнего почитаемого образа.
За сравнительно недолгую историю современного Холковского монастыря в нём успело смениться несколько наместников:
1.иеромонах Стратоник (Свищёв) (1999 – 2000 гг., в должности благочинного)
2.иеромонах Иоанн (Ивницкий) (2000 г., в должности благочинного)
3.игумен Флавиан (Данильченко) (2000 – 2001 гг., наместник монастыря)
4.игумен Иоасаф (Лебедев) (2001 – 2002 гг., и. о. наместника)
5.иеромонах Никодим (Мирошниченко) (2002 – 2010 гг., в должности благочинного)
6.игумен Софроний (Китаев) (2010 – 2012 гг., наместник)
7.игумен Агафангел (Белых) (2012 г., и. о. наместника, номинально)
8.иеромонах Андрей (Сумин) (2012 – 2013 гг., и. о. наместника)
9.иеромонах Серафим (Богров) (2013 – 2014 гг., и. о. наместника)
10.иеромонах Никодим (Мирошниченко) (с 2014 г. по 2016 г. и. о. наместника; с 2016 г. по наст. время – настоятель монастыря в сане игумена).
При некоторых из этих наместников в монастыре произошли довольно значимые события.
Во время наместничества игумена Иоасафа 10 апреля 2001 г., во вторник Страстной седмицы, монастырю А. Н. Капустиным (Областная Продовольственная Корпорация) и Ю. И. Рудаковым (ЗАО «Кристалл-Бел») был пожертвован набор колоколов для звонницы Донского храма. В этот же день в монастыре был совершён первый монашеский постриг. Трое послушников приняли монашество с именами Антоний (Гергелюк), Феодосий (Шпаков) и Никодим (Коробкин) – в честь святых Антония и Феодосия Киево-Печерских и священномученика Никодима, епископа Белгородского. Также вместе с ними был пострижен в монашество с именем Иов (в честь ветхозаветного праведника Иова Многострадального) уже преклонных лет митрофорный протоиерей Петр Исаев. И освящение колоколов, и монашеский постриг были совершены архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном.
В июле 2002 г. первым заместителем полномочного представителя Президента РФ в ЦФО А. Ю. Фёдоровым Холковскому монастырю был пожертвован ещё один, 40-пудовый колокол, отлитый уральскими мастерами. Колокольню Владимирского храма украшает стопудовый колокол, отлитый в г. Романове-Борисоглебске в 2002 г. (так гласит надпись на самом колоколе; нынешнее название Романова-Борисоглебска – г. Тутаев Ярославской обл.).
Во время управления монастырём иеромонахом Никодимом (в первый раз, с 2002 по 2010 гг.) произошло также несколько значимых событий в истории монастыря. В Свято-Троицком пещерном (2004 г.) и надвратном в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских (2006 г.) храмах были установлены уникальные керамические иконостасы, изготовленные московскими мастерами отцом и сыном Зотовыми. Свой финансовый вклад в это благое дело внёс председатель АПК «Стойленская Нива» Ф. И. Клюка.
Самым богатым украшением православных храмов по праву издавна считаются фрески и иконы. С 2004 по 2008 гг. на народные пожертвования курскими мастерами для Донского храма был создан великолепный резной иконостас с писаными иконами. Также в 2008 г. попечением губернатора Белгородской области Е. С. Савченко бригадой белгородских иконописцев под управлением Александра Работнова были расписаны Донской и Владимирский храмы. Среди росписей Донского храма – сцены из жития благоверного князя Димитрия Иоанновича, с Донской иконой Пресвятой Богородицы вышедшего в поход против монголо-татарского войска Мамая и за одержанную победу прозванного Донским. Также среди росписей храма встречаются лики многих русских князей, святителей и преподобных, а также Белгородских святых. Среди росписей самого маленького монастырского храма, на панелях, изображены «узорчатые полотенца» – украшение стен, распространённое в древнерусских каменных храмах.
Начиная с 2011 г., в Свято-Троицком пещерном храме были начаты реставрационные работы. Его стены и колонны были очищены от неприличных надписей и выровнены, а в притворе храма появилась огромная икона Воскресения Христова, вырезанная в меловой породе на стене пещер. В алтаре храма на горнем месте были вырезана икона Святой Троицы, над жертвенником – Распятие. Восстановительные работы в пещерном храме были начаты при игумене Софроние, ставшем в 2012 г. епископом Губкинским и Грайворонским. При нём же пещерный храм был расширен – появилась ещё одна пара колонн и дополнительное пространство для молящихся в западной части храма.
Иконы на стенах пещерного храма вырезаются и в настоящее время. Белгородским мастером С. Н. Золотарёвым с 2012 по 2015 г. вырезаны на меловых стенах также Распятие Христово с предстоящими Богородицею и Иоанном Богословом, иконы Рождества Христова, Успения Пресвятой Богородицы, икона Богородицы «Знамение», иконы святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Георгия Победоносца. Последней рельефной иконой (работа другого мастера), появившейся в 2020 году, стал ростовой образ святителя Тихона Задонского на западной стене храма.
Во время работ по вырезанию меловых рельефных образов Распятия Христова и Николая Чудотворца в пещерах были обнаружены в толще меловых стен две прекрасно сохранившиеся раковины двустворчатых морских моллюсков диаметром около 40 см. Эта находка лишний раз подтверждает версию геологов, что в древности территория современной Белгородчины являлась дном мирового океана.
Резные меловые иконы на стенах пещерного храма служат также окном в духовный мир для тех людей, которые потеряли зрение. В пещерном храме они имеют возможность прикоснуться к удивительным резным образам, «увидеть» их на ощупь. Первая из таких экскурсий была организована Холковским монастырём совместно с Белгородской государственной специальной библиотекой для слепых им. В. Я. Ерошенко в июле 2015 г. [34].

Рассказывая обо всех этих событиях, невозможно не упомянуть и о важнейших событиях в духовной жизни обители.
В сентябре 2004 г. в Холковский монастырь были привезены для молитвенного поклонения монашествующих, прихожан и паломников мощи святителя Иоасафа Белгородского. Нам неизвестно, посещал ли при жизни святитель Иоасаф Холковский монастырь. Но интересен тот факт, что с октября 2013 г. по март 2016 г. в монастыре нёс свой молитвенный подвиг известный на Белгородчине поэт протоиерей Игорь Кобелев, переложивший на современный литературный язык поэму святителя Иоасафа «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными».
Спустя почти десятилетие, 20 сентября 2013 г. монастырь посетила святыня, происходящая из Курской губернии, а ныне являющаяся главной святыней Русской Православной Церкви Заграницей – икона Пресвятой Богородицы Курская-Коренная. Чудотворный образ сопровождали митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн и архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (РПЦЗ). До 1919 г. эта чудотворная икона находилась в Знаменском мужском монастыре г. Курска, а с 1957 г. её постоянным местом пребывания стал Знаменский собор Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке.
Ещё спустя год, 2 августа 2014 года, глава Белгородской митрополии Высокопреосвященный Иоанн передал в дар обители икону преподобного Сергия Радонежского с частицей его святых мощей. Икона была написана в год 700-летия со дня рождения святого в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры на средства братьев Владимира и Сергея Сбитневых, уроженцев пос. Чернянка.
Несмотря на многие искушения в духовной жизни монахов, в монастыре ежедневно возносятся молитвы. Основная часть богослужений проходит в Донском храме обители. Перед древней Казанской иконой Пресвятой Богородицы каждое воскресенье во время молебна читается акафист. Регулярно совершаются богослужения и в пещерном Свято-Троицком храме. Каждую субботу, в день, установленный Церковью для поминовения усопших, в древнем пещерном храме служатся литургия и панихида, на которых поминаются прежде почившие священнослужители, монахи и все православные христиане.
Традиционно в день праздника Пятидесятницы (день Святой Троицы) – престольный праздник Холковского монастыря – торжественную литургию на площади перед пещерами совершает митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн в сослужении монастырского духовенства. Службы, возглавляемые митрополитом Иоанном, по традиции совершаются в пещерном храме в первую субботу Великого поста, а также в день памяти Донской иконы Божьей Матери (1 сентября) – в Донском храме обители.
В настоящее время Свято-Троицкий Холковский монастырь является довольно знаменитым местом паломничества верующих не только из Белгородской области, но и со всей России и из-за границы. В среднем, по статистическим подсчётам, ежегодно монастырь посещают около 30 тысяч человек. Благодаря вместительной трапезной и имеющемуся паломническому корпусу, монастырь имеет возможность принимать останавливающихся на ночлег паломников как мужского, так и женского пола. Число монастырской братии невелико. Некоторые из иеромонахов несут своё послушание в миссионерских поездках в отдалённых епархиях России. Некоторые же из послушаний в монастыре несут его прихожане – так, например, звонарём является Ирина Колодина, окончившая курсы звонарей при Московской школе церковного звона. Её же детищем является детская воскресная школа в с. Ездочное.

Здесь написаны имена всех покойных настоятелей, монахов и благодетелей монастыря, священнослужителей Покровского прихода и всех, чьи имена тесно связаны с историей обители.
иеромонах Геласий – первый настоятель обители

настоятели в XVII веке:
игумен Ефрем
игумен Варсонофий
архимандрит Геннадий
игумен Феодосий (Андреев) – бывший духовник мятежника Степана Разина
монашествующие в XVII веке:
иеромонах Давид
монах Иов
монах Евфимий,
монах Исаак
монах Гавриил
монах Антоний
монах Пафнутий
монах Савватий
монах Нафанаил

благотворители в XVII веке:
царь Алексей Михайлович – подарил в монастырь икону своего небесного покровителя: святого Алексия человека Божьего; этот, утерянный в наше время, образ был одной из святынь монастыря.
Иван Ржевский – воевода, ответственный за охрану монастыря от татарских набегов.
Никита Чахов – стрелец, чей двор, после смерти хозяина, стал принадлежать монастырю на случай осадного времени.

настоятели в XVIII веке:
игумен Иоанн (Лазовской)
игумен Феофил (Туранский)
игумен Паисий
игумен Вениамин (Расновский)
игумен Иоанн
игумен Феофан
игумен Иларион – последний настоятель монастыря; после закрытия обители был определён в штат Свято-Троицкого мужского монастыря г. Белгорода.
монашествующие в XVIII веке:
иеромонах Савватий – составитель большого монастырского синодика, не сохранившегося до наших дней.

духовенство Покровской церкви:
священник Афанасий Чеботарёв – первый настоятель, уроженец с. Холки
священник Иаков Орловский
священник Борис Курлов
священник Николай Феодосьев
священник Иаков Курдюмов
священник Иоанн Курдюмов
священник Александр Макаревский
священник Порфирий Беликов
священник Иаков Тимофеев
священник Александр Белявский
священник Вячеслав Васильчиков

жители села Холки:
Никита Бычков – пещерокопатель
монахиня Матрона (Пономарёва) – последняя хранительница древней Казанской иконы в ХХ веке до восстановления в селе монастыря.
монашествующие в XX веке:
иеродиакон Серафим (Коробкин) – один из трёх первых постриженных монахов возрождённого монастыря
монах Феодосий (Шпаков) – один из трёх первых постриженных монахов возрождённого монастыря
монах Нестор (Наранов)

благотворители в XX веке:
Андрей Родыгин – архитектор монастырского храмового комплекса

Сириец Ефрем, покаянья учитель,
Оставил нам в память молитву сию:
«О Господи Боже и жизни Властитель,
Избави от праздности душу мою;

Избавь от унынья и к власти стремленья,
И дай мне терпенья, смиренья, любви,
И дай целомудрия; дай прегрешенья
Увидеть во дни здешней жизни свои;

И, Царь мой и Бог, подари мне уменье,
Чтоб мне никогда никого не судить;
Тебе славословья мои и хваленья
Уста мои будут вовек говорить».

***
Смотри – клубится фимиам
В лучах полуденного солнца,
Собою наполняя храм;
Струится солнца свет в оконцах.

Смотри – как будто горний мир
В наш дольний, грешный мир спустился;
Как будто сонм небесных сил
Здесь в фимиаме воплотился.

Смотри – чтоб таинству внимать,
Открой душевны слух и зренье.
Ты сможешь сердцем услыхать
Небесных сил святое пенье.

Свято-Троицкий Холковский монастырь, 2016 г.
***

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *