Холодильные машины учебник пигарев

Холодильные машины учебник пигарев

Холодильные машины учебник пигарев

К ОНФЕРЕНЦИИ, КНИГИ, ПОСОБИЯ, НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

В.Е. ПИГАРЕВ, П.Е. АРХИПОВ

учебных заведений МПС России

Пигарев В.Е., Архипов П.Е. /Под редакцией В.Е. Пигарева.

Холодильные машины и установки кондиционирования воздуха М.: Маршрут, 2003. — 424 с.

ISBN 5-89035-122-2 Рассмотрены теоретические основы холодильных машин и установок кон диционирования воздуха, принципы выбора и расчёта их элементов, особенности конструкции, эксплуатации и технического обслужи вания холодильного оборудования, а также его техническая диагностика и ме тоды испытания.

Учебник написан в соответствии с государственными требованиями к обя зательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников тех никумов и колледжей железнодорожного транспорта по программе дисцип лины «Холодильные машины и установки кондиционирования воздуха», УДК 629.463.125+629.4. ББК 39. Р е ц е н з е н т ы : главный инженер Департамента вагонного хозяйства МПС России В.А. Чижов;

заместитель главного инженера ФГУП «Воронежс кий вагоноремонтный завод им. Э.Тельмана», канд. техн. наук В.Т. Бахтин;

преподаватель Московского коллежда железнодорожного транспорта А.В. Ще петов;

преподаватель Воронежского электромеханического колледжа железнодо рожного транспорта Е.П. Стрыжаков.

Пигарев В.Е., Архипов П.Е., Издательство «Маршрут», ISBN 5-89035-122- УМК МПС России, ВВЕДЕНИЕ Холодильная техника — высокоразвитая отрасль промышлен ности, способная удовлетворять самые разнообразные требования, возникающие в связи с необходимостью отводить теплоту от раз личных объектов.

Холодильная машина — это замкнутая система из аппаратов и устройств, предназначенных для осуществления холодильного цик ла. Используют холодильные машины для охлаждения разнообраз ной продукции ниже температуры окружающей среды и для непре рывного поддержания заданной температуры в течение необходи мого времени.

Холодильная установка включает в себя холодильную машину, приборы автоматики, трубопроводы и сооружения, необходимые для проведения технологических процессов.

В 1834 г. была изобретена компрессионная холодильная машина.

Искусственное охлаждение начали применять при заготовке, обработке и транспортировке скоропортящихся продуктов. Первая установка для замораживания мяса была построена в Австралии в 1861 г. Такое мясо впервые было перевезено в 1876 г. на судне-рефрижераторе с машин ным охлаждением. Изотермические вагоны с ледяным охлаждением начали эксплуатировать в США с 1858 г. Первую холодильную маши ну в России применили в 1888 г. на рыбных промыслах в Астрахани. В настоящее время практически нет такой отрасли промышленности, где бы не применялся искусственный холод.

Холодильное хозяйство страны носит комплексный характер и представляет собой единую холодильную цепь, охватывающую все последовательные звенья производства, хранения, транспортиров ки и реализации пищевых продуктов.

Железнодорожный хладотранспорт — одно из ведущих звеньев непрерывной холодильной цепи, представляющей собой техноло гическую систему, обеспечивающую подготовку, хранение и транс портировку скоропортящейся продукции.

Перевозка скоропортящихся грузов связана с определёнными температурными режимами, поэтому энергетика рефрижераторно го подвижного состава, кроме охлаждения груза в летнее время, предусматривает его обогрев зимой.

Основной элемент современного железнодорожного хладотранспор та — рефрижераторный подвижной состав — имеет общую или инди видуальную для каждого вагона энергетическую установку и источник получения искусственного холода — холодильную машину.

Выбор энергохолодильного оборудования и особенности его кон струкции и энергетики рефрижераторного подвижного состава обус ловлены спецификой технологии железнодорожного хладотранспор та. Конструктивные особенности оборудования в основном опреде ляются габаритом подвижного состава. Это обстоятельство вызыва ет высокие удельные тепловые нагрузки рефрижераторных вагонов, что влечет за собой продолжительное время включения машинного оборудования, ужесточая требования к его надежности, а также ин тенсифицирует процессы усушки груза и потери его массы. Простран ственная ограниченность вагона создает трудности и в размещении и обслуживании машинного оборудования. Конструктивные особен ности, вытекающие из ограниченности габаритов и особенности гео метрии вагонов, обостряют требования по поддержанию допустимых температурных градиентов по объему перевозимого груза.

Для выполнения своей основной задачи железнодорожный хладот ранспорт располагает: специальным подвижным составом, пунктами экипировки вагонов и их обслуживания, снабжения хладоносителем, специализированными депо, пунктами санитарной обработки ваго нов, другими стационарными и передвижными устройствами.

В соответствии с Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и транспортных средствах доставки, предназначенных для этих перевозок, разработанным Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), весь под вижной состав хладотранспорта подразделяют на:

вагоны-термосы, кузов которых образуют: теплоизоляционные сте ны, крыша, пол и двери, позволяющие ограничить теплообмен между внутренней и наружной поверхностями грузового помещения;

вагоны-ледники, имеющие источник естественного холода с го товым холодоносителем (сухой лед, жидкий азот, эвтектические плиты и т.п.);

в ряде конструкций подвижного состава подобного типа предусматривают системы автоматического регулирования подачи холодоносителя, обеспечивающие режим поддержания за данной температуры;

рефрижераторный подвижной состав — 5-вагонные секции и автономные вагоны, имеющие общую или индивидуальную для каждого вагона энергетическую установку и источник получения искусственного холода — холодильную машину;

отапливаемые вагоны, оснащенные установками, позволяющи ми обеспечить и автоматически поддержать заданный температур ный режим обогрева грузового помещения.

В настоящее время находят применение изотермические контей неры, охлаждаемые навесными или встроенными холодильно-ото пительными агрегатами. Их масса брутто колеблется от 5 до 30 т.

Более широкая градация изотермических контейнеров предусмот рена международным стандартом (масса брутто 30, 25, 20, 10, 7,5 т).

Высота и ширина всех стандартизированных контейнеров 2438 мм.

На контейнеры, используемые для перевозки скоропортящихся гру зов в международном сообщении, распространяются также тамо женные предписания, морской регистр, требования бюро стандар тов и др.

Крупнотоннажные контейнеры, специализированные для пере возки пищевых продуктов, классифицированы по наличию источ ников холода, типу применяемой системы охлаждения или отопле ния. В соответствии с международными требованиями контейнеры проектируют для эксплуатации при наружных температурах от + до –45 °C. Системы охлаждения (отопления) должны сохранять работоспособность при наружных температурах от +55 до – °C и атмосферном давлении от 86,5 до 167 кПа.

К номинальным (расчетным) условиям при проектировании изо термических контейнеров отнесены: температура грузового поме щения –20 °C при температуре наружного воздуха +45 °C для реф рижераторных контейнеров и +16 и –40 °C соответственно для отап ливаемых контейнеров.

Характерная особенность таких контейнеров состоит в том, что они унифицированы по внешним и присоединительным парамет рам с большегрузными контейнерами общего назначения.

Холодоснабжение большегрузных изотермических контейнеров мо жет осуществляться от машинной холодильной установки, установки с жидким азотом или сухим льдом. Машинным охлаждением оснащено около 90 % парка изотермических контейнеров. Важнейшие преимуще ства такого охлаждения: универсальность, автономность и экономич ность;

недостатки — сложность изготовления, низкая надежность.

Относительная простота, высокая надежность, возможность быс трого понижения температуры груза и воздуха в грузовом помеще нии, незначительная естественная убыль — отличительные особен ности жидкоазотной и сухоледной систем охлаждения контейнеров.

Внутренний объём контейнеров многих зарубежных фирм мас сой брутто 20 т составляет 0,75 наружного. Объем грузового поме щения 23—26 м3. Наружные габаритные размеры контейнеров:

Перевозят такие контейнеры на специальном подвижном соста ве, платформах-автомобилях, судах-контейнеровозах. В портах об рабатывают крупнотоннажные контейнеры на специально выделен ных и технически оснащённых причалах-терминалах.

Для дорог страны разработана техническая документация на рефрижераторный контейнер массой брутто 20 т;

изготовлены и испытаны опытные образцы контейнеров с машинной и азотной системами охлаждения. Отечественные контейнеры типа СК-5 со ответствуют типоразмерам международного стандарта, имеют на дежную теплоизоляцию. В их конструкции широко использованы алюминий, его сплавы и стеклопластик.

Температура, влажность, чистота и другие параметры воздуха, если они отвечают нормам, способствуют хорошему самочувствию людей и успешному выполнению многих производственных про цессов. Для придания воздуху определенных свойств применяется кондиционирование.

Термин «кондиционирование» воздуха образован от слова «кон диция» и в широком смысле этого слова означает обработку воздуха.

Необходимость применения кондиционирования воздуха в пас сажирских вагонах обусловлена их низкой теплоустойчивостью, ма лым объемом помещения, приходящимся на одного пассажира, а так же быстрым передвижением вагонов, вследствие чего они попадают в различные климатические зоны и разные погодные условия.

В более узком и распространенном смысле кондиционирование воз духа — это подготовка и поддержание заданных параметров воздуха независимо от изменения климатических и погодных условий именно в бытовых помещениях, к которым относят и пассажирские вагоны.

В качестве источника искусственного холода в современном под вижном составе используют установки машинного охлаждения с хладоновыми компрессорами. Несмотря на конструктивное совер шенство, энергетическую эффективность и хорошие эксплуатаци онные показатели хладоновых холодильных машин, идет интенсив ный поиск новых решений в области холодильной техники для ус тановок подвижного состава, включающий разработку и исполь зование более эффективных и экологически чистых хладагентов, а также создание машин принципиально новых типов.

Важная задача совершенствования технологии хладотранспорта — это разработка единой автоматизированной системы управления пере возками скоропортящихся грузов различными видами транспорта.

ГЛАВА 1. ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХОЛОДИЛЬНЫХ МАШИН 1.1. Физические принципы получения низких температур Физическая природа тепла и холода одинакова, разница состо ит только в скорости движения молекул и атомов. Когда тепло от водится, движение молекул замедляется и тело охлаждается. Если тепло подводится, движение молекул ускоряется и тело нагревает ся, т.е. причина тепла и холода — движение молекул, из которых состоит любое физическое тело.

Охлаждение — это процесс отвода тепла или отдачи работы, со провождающийся понижением температуры. Охлаждение осуществ ляется с участием не менее двух тел: охлаждаемого и охлаждающего.

Количество тепла, которое может поглотить охлаждающее тело, оп ределяет его охлаждающий эффект или холодопроизводительность.

Естественное охлаждение осуществляется теплообменом с окру жающей средой, искусственное — холодильной машиной.

Колебания температуры в природных условиях создают возможность сохранения при аккумуляции естественного холода. Наиболее распрост раненное тело, сохраняющее естественный холод, — водный лед.

В практических условиях для передачи холода применяют спе циальные устройства. Их работа осуществляется при дополнитель ной затрате энергии.

Охлаждающий эффект при низких температурах достигается применением следующих физических процессов: фазовых превра щений, сопровождающихся поглощением тепла (плавление, паро образование, растворение соли);

расширения сжатого газа с отда чей внешней работы;

расширения газа путем дросселирования (эф фект Джоуля—Томсона);

вихревого эффекта охлаждения;

пропус кания электрического тока через спай двух металлов или полупро водников (эффект Пельтье);

размагничивания твердого тела (маг нитно-калорический эффект);

Фазовые превращения (плавление, кипение, сублимация) — это процессы, поглощающие относительно большое количество тепла, и поэтому применяются для получения охлаждающего эффекта.

Плавление и охлаждение смеси.

Плавление водного льда широко ис пользуется для охлаждения выше 0°.

Смешение раздробленного льда или снега с солью понижает температуру таяния смеси. Охлаждающие смеси об разуются из веществ, которые в про цессе растворения поглощают тепло.

Кривые (рис. 1.1) температур нача ла кристаллизации: компонента А из Рис. 1.1. Диаграмма температур жидкого раствора при увеличении ко- начала кристаллизации чистых личества компонента В;

компонента В компонентов в зависимости от при добавлении А пересекаются в точ- состава раствора ке Е. Жидкость состава хе при темпера туре ТЕ насыщена одновременно обоими компонентами и находится в равновесии с кристаллами А и В. Ниже температуры точки Е распо ложены две твердые фазы кристаллов чистых компонентов А и В. Среди всех сочетаний этих компонентов раствор состава точки Е имеет наи более низкую температуру плавления (кристаллизации). Точка Е на зывается эвтектической, или криогидратной, а соответствующий ей раствор — эвтектикой («легко плавящийся»).

Для охлаждения применяют смеси солей с водой и солей или кис лот с измельченным льдом или снегом. Для охлаждения до темпе ратуры –21,2 °C используется хлористый натрий со льдом, выше – 55 °C — хлористый кальций со льдом.

С понижением температуры плавления компонента в растворе умень шается холодопроизводительность 1 кг охлаждающей смеси (табл. 1.1).

P = U – U — внутренняя теплота парообразования, затрачива емая на придание необходимой энергии молекулам при переходе из жидкости в пар;

= А P ( – ) — внешняя теплота парообразования, расходуе мая на преодоление внешнего давления.

Температура кипения и теплота парообразования каждого ве щества зависят от давления.

При увеличении давления температура кипения повышается, а теплота парообразования уменьшается. Состояние вещества, в кото ром обе предельные точки переходной области из жидкости в пар совмещаются в одну с теплотой парообразования, равной 0, называ ется критическим. При температурах выше критических ни при ка ких условиях невозможен переход газов в жидкость. Приоритет в установлении критического состояния принадлежит Д. И. Менделе еву (1861 г.). Соотношение между температурой и давлением в про цессе парообразования определя ется кривой I (рис. 1.2). Точки на этой кривой характеризуют со стояния, при которых жидкая и газообразная фазы вещества сосу ществуют, находясь в устойчивом равновесии. Кривая сверху огра ничивается критической точкой.

С повышением давления и пере Рис. 1.2. Диаграмма равновесия фаз мещением по кривой равновесия углекислоты;

кривые: I — кипения, II — жидкость — пар разница в свой плавлениz, III — сублимации;

1 — ствах соответствующих фаз жидкая фаза;

3 — уменьшается и совсем исчезает в твердая;

критической точке. Термодина 6 — сублимация мические свойства жидкости и пара в этой точке тождественны. Теп лота парообразования используется для искусственного охлажде ния в паровых холодильных машинах: компрессионных, пароэжек торных и абсорбционных.

Интенсивное испарение воды для получения охлаждающего эф фекта наблюдается при низкой относительной влажности воздуха.

Испарительное охлаждение водой применяется при относительно высоких температурах. Для испарительного охлаждения при более низких температурах используют вещества с низкой температурой кипения при атмосферном (нормальном) давлении. Фреон R11, хла дон R12, аммиак, фреон R22 имеют соответственно следующие нор мальные температуры кипения: –23,7 °C;

Температура плавления (затвердевания) зависит от давления и за некоторым исключением изменяется в одном направлении с ним, подобно температуре кипения. Кривые плавления II и кипения I пе ресекаются в точке, называемой тройной. Тройная точка характе ризует состояние, в котором при определенном давлении и темпе ратуре сосуществуют три фазы (твердая, жидкая и газообразная) в любых количественных соотношениях. Ниже тройной точки веще ство находится либо в твердом, либо в газообразном состоянии.

Точки кривой III определяются значениями давлений и темпера тур, при которых твердая и газообразная фазы находятся в равно весии. Процесс перехода из твердого состояния непосредственно в парообразное называется сублимацией, или возгонкой.

В тройной точке для СО2 температура – 56,6 °C и давление 0,528 МПа.

Жидкая углекислота может иметь температуру выше – 56,6 °C. Температу ра сублимации твердой углекислоты при атмосферном давлении – 78 °C.

Сублимирующая твердая углекислота называется «сухим льдом».

Сухой лед широко применяют для охлаждения вследствие низ кой температуры сублимации и высокой весовой холодопроизво дительности. В вакууме температура сублимации сухого льда мо жет быть понижена до –100 °C;

при смешении его с серной кисло той температура эвтектической точки достигает –82 °С.

Температура и давление тройной точки воды 0,00098 °С и 0,000623 Мпа соответственно;

водный лёд сублимирует при темпе ратурах ниже нуля. Сублимацию водного льда используют при суш ке различных препаратов под вакуумом.

Работа расширения га зов. Расширение сжатого идеального газа с отдачей внешней работы сопровож дается понижением темпе ратуры. Отношение темпе ратур в политропическом процессе 1—2n с показате лем политропы n (рис. 1.3) n T2 Р2 n =. (1.2) T Рис. 1.3 Процессы расширения газа Р в энтропийной диаграмме В адиабатическом (изо энтропическом) процессе расширения 1–2а отсутствует теплообмен с внешней средой, показатель п равен показателю адиабаты k, энтро пия остается постоянной. В процессе 1—2n с подводом тепла показа тель политропы n k, a 1—2n с отводом тепла — n k. Процесс рас ширения газа в расширительной машине (детандере) протекает с под водом тепла. Полное преобразование внутренней энергии в механи ческую работу осуществляется в адиабатическом процессе.

Расширение газов путем дросселирования (эффект Джоуля—Томсо на). Резкое снижение давления жидкости или газа при прохождении их через суженное отверстие (вентиль, кран) называется дросселиро ванием. В этом процессе не производится внешней работы и давление снижается очень быстро, вследствие этого теплообмен с внешней сре дой не происходит. Энтальпия остается постоянной i1 = i2, поэтому такой адиабатический процесс не является изоэнтропическим. Энтро пия возрастает, и процесс необратим (1—2U, l—2i, 1—2i, рис. 1.3).

Линии постоянных температур и энтальпий (изотерма и изоэнталь па) идеального газа совпадают, поэтому при дросселировании тем пература не изменяется. При дросселировании реального газа в ре зультате изменения внутренней энергии совершается работа для преодоления внутренних сил взаимодействия молекул au = 0, и по этому изменяется температура. При дросселировании идеального газа объемная энергия не изменяется:

(P) = P22 – P11 = 0, (1.3) в процессах реального газа она может возрастать и уменьшаться (P) = P22 – P11 0. (1.4) Взаимодействие между молекулами реального газа и изменение его объемной энергии в процессе расширения обусловливают при дросселировании два температурных эффекта, которые могут скла дываться или взаимно компенсироваться.

Точка, соответствующая состоянию реального газа, в котором эффект Джоуля—Томсона равен нулю, называется точкой инвер сии, а геометрическое место таких точек — кривой инверсии. В ин тервалах температур инверсии дросселирование дает охлаждающий эффект, а выше и ниже происходит нагревание газа.

Эффект Джоуля—Томсона применяется при получении особо низких температур.

Вихревой эффект охлаждения. Французский инженер Ранк пред ложил использовать для охлаждения вихревой эффект с помощью специальной трубы. Тангенциально по отношению к внутренней по верхности трубы установлено сопло (рис. 1.4). Около сопла располо жена диафрагма с концентрическим отверстием. По одну сторону от диафрагмы находится свободный выход (холодный конец), а по дру гую — дроссельный вен тиль (горячий конец). По ток сжатого воздуха, предварительно охлаж денного водой, поступает в сопло, завихряется и приобретает кинетичес кую энергию. Через цент ральное отверстие диаф рагмы воздух выходит ох лажденный, а через сво бодный выход — нагре тый. В трубе воздух раз- Рис. 1.4. Вихревая труба: a — конструкции;

б — деляется на два потока — схема протекания воздуха;

2 — диаф холодный и горячий. Ко- рагма;

3 — дроссельный вентиль;

4 — горячий конец трубы;

5 — холодный личество воздуха и, следо вательно, температуру потоков можно регулировать бльшим или меньшим открыванием дроссельного вентиля.

Воздушный поток, вышедший из сопла, образует вихрь, угловая скорость W вращения которого велика около оси и уменьшается по мере удаления от нее. При движении к дроссельному вентилю по ток, вследствие наличия сил трения между слоями газа, приобрета ет почти одинаковую угловую скорость, так как внутренние слои теряют скорость, а внешние набирают ее.

В начальный момент процесса разделения газа угловая скорость элементарной массы его на некотором расстоянии от оси трубы больше, чем в последующий момент. При этом получается избыток кинетической энергии, который передается внешним слоям, повы шая их температуру. Внутренние слои газа, охладившиеся при ис течении, отдавая свою кинетическую энергию внешним слоям по средством трения, не получают в поле вихревого разделения газа эквивалентного возврата тепла от них. Температурное расслоение газа в вихревой камере происходит значительно быстрее наступле ния термического равновесия. Вследствие этого внешние слои вы ходят через дроссельный вентиль нагретыми, а внутренние — через отверстие в диафрагме — холодными. Термодинамически процес сы вихревой трубы мало эффективны. Получение охлаждающего эффекта таким путем связано с перерасходом энергии в 8—10 раз по сравнению с воздушной холодильной машиной.

Можно получить низкие температуры и термоэлектрическим способом (эффект Пельтье). Термоэлектрические явления обуслов лены наличием связи между тепловыми и электрическими процес сами. Если к термопаре подвести постоянный ток, один из спаев будет нагреваться, другой охлаждаться. При перемене направления тока изменится и нагрев спаев — нагретый будет охлаждаться, а холодный нагреваться. Эффект Пельтье обусловлен особенностя ми прохождения потока электронов через поверхность спая разно родных металлов. Описанное явление открыто еще в 1834 г., но прак тического значения долгое время не имело.

В последние годы эффект Пельтье применен в домашних элект рохолодильниках и комнатных кондиционерах с термопарами из различных полупроводников.

1.2. Основные параметры и единицы их измерения Тепловое состояние физического тела характеризуется его темпера турой, которая является одним из основных параметров состояния тела.

Международная система единиц (СИ) предусматривает для изме рения температуры применение двух температурных шкал: термоди намической температурной шкалы и Международной практической температурной шкалы. Температуры по каждой из этих шкал могут быть выражены в градусах Кельвина (Т К) и в градусах Цельсия (t °С) в зависимости от начала отсчета (положения нуля) по шкале. По шка ле Кельвина за начало отсчета принят абсолютный нуль, расположен ный на 273, 16 К ниже тройной точки воды. При абсолютном нуле прекращается поступательное и вращательное движение атомов и мо лекул. По шкале Цельсия за начало отсчета принята точка таяния льда, которая лежит на 273, 15 К выше абсолютного нуля и на 0,01 ниже тройной точки воды при нормальном атмосферном давлении.

Соотношение между t °C и ТК: t = Т–273,15 °С, или приближен но t = T–273 °С.

Для измерения температуры используют следующие приборы:

жидкостные и газовые термометры, в которых происходит из менение объема жидкости или газа;

манометрические термометры, в которых изменяется давление газа в замкнутой системе;

термометры сопротивления, в которых происходит изменение электрического сопротивления проводника (датчика) в зависимос ти от температуры;

термоэлектрические пирометры (термопары), в которых два про водника из различных материалов образуют замкнутую цепь и име ют два спая;

в цепи возникает электродвижущая сила, пропорцио нальная разности температур спаев.

Чтобы определить физическое состояние вещества, необходимо знать его температуру и давление, т.е. силу, действующую на единицу поверх ности перпендикулярно к ней (в холодильных установках это давление газов, паров или жидкостей на стенки труб, сосудов и т.п.). Основной единицей измерения давления является паскаль (Па), т.е. сила в 1 нью тон (Н), приходящаяся на 1 м2 площади (1 Па = 1 Н/м2). Эта единица давления очень мала, поэтому применяют укрупненные единицы-кило паскаль и мегапаскаль (кПа и Мпа соответственно).

Давление измеряют жидкостными или пружинными манометра ми. Манометры, показывающие разрежение или вакуум, называют вакуумметрами.

Давление по манометру называют избыточным или манометри ческим Pман, в отличие от абсолютного P, учитывающего давление атмосферного воздуха Pбар. Атмосферное давление приблизитель но составляет 0,1 МПа:

Температура, давление и объем любого тела определяют его физическое состояние.

Все вещества отличаются одно от другого плотностью. Плотно стью вещества (кг/м3) называют величину, численно равную массе единицы его объема, т.е.

P = m/V, где m и V — соответственно масса и объем тела. За единицу мас сы всех веществ и тел принят килограмм (кг). Для характеристики газов используют также понятие удельного объема (м3/кг), т.е. объе ма единицы массы = V/m = 1/P.

К сложным параметрам относятся: удельная внутренняя энер гия u;

удельная энтропия S;

и удельная энтальпия i.

Энтропия — это функция состояния термодинамической систе мы, характеризующая направление протекания процесса теплооб мена между системой и внешней средой. В термодинамических рас четах используют не абсолютное значение энтропии, а ее измене ние в процессе теплообмена, которое определяется отношением количества подведенной (или отведенной) теплоты к средней тер модинамической температуре рабочего тела:

S2 – S1 = Q/T, где S1, S2 — соответственно начальная и конечная энтропия, Дж/К;

Q — теплота, подведенная к рабочему телу или отведенная от него, Дж.

Процессы без подвода или отвода теплоты называются адиабат ными и протекают при S = const.

Энтальпией называется полная энергия рабочего тела. Удельная энтальпия равна сумме удельной внутренней энергии U и потенци альной энергии давления p:

В процессах с постоянным давлением при переходе тела из од ного состояния в другое количество подведенной или отведенной теплоты равно разности энтальпий:

Затраченная или полученная работа в адиабатном процессе оп ределяется также разностью энтальпий:

l1-2 = i2 – i Для нагревания одинакового количества различных физических тел одной и той же массы на одно и то же число градусов необходи мо подвести различное количество теплоты. Это объясняется раз личной теплоемкостью тел.

Теплоемкость — это отношение количества теплоты Q, сообщаемо го телу, к соответствующему изменению его температуры: С = Q/T.

Отношение теплоемкости к массе тела m называется удельной теплоем костью: с = С/т. В СИ удельная теплоемкость выражается в Дж/(кг·К).

Теплоемкость зависит от химического состава и состояния тела, про цесса сообщения ему теплоты, его температуры. С понижением темпе ратуры теплоемкость в большинстве случаев уменьшается.

Если тело нагревается от T1 до Т2, то средняя удельная теплоем кость будет:

T2 T1 m Теплоемкость газов существенно зависит от условий подвода тепла.

Различают удельную теплоемкость газа при постоянном давлении ср и при постоянном объеме с. Установлено, что ср с. Для жидкостей различием в этих теплоемкостях пренебрегают ввиду его малости.

1.3. Первый и второй законы термодинамики Первый закон термодинамики является выражением закона со хранения энергии для термодинамической системы. Согласно пер вому закону термодинамики теплота Q, сообщаемая системе, рас ходуется на изменение внутренней энергии системы U и соверше ние системой работы L против внешних сил: Q = U + L.

Для рабочего тела массой 1 кг первый закон термодинамики выражается уравнением:

Q = U2 –U1 + L, где Q — удельное количество теплоты, подведенное к телу в про цессе изменения его состояния, Дж/кг;

U1, U2 — удельная внутрен няя энергия тела в начале и в конце процесса, Дж/кг;

L — удельная внешняя работа, совершенная телом, Дж/кг.

Обратимые и необратимые процессы. Изменение состояния ра бочего тела, при котором параметры состояния (все или некото рые) изменяются, а масса рабочего тела остается постоянной, на зывается термодинамическим процессом. Процессы бывают обрати мые и необратимые. Обратимым называется процесс, который мо жет быть проведен в обратном направлении через все промежуточ ные состояния прямого процесса, в результате чего вся система при обретает первоначальное состояние. Необратимый процесс проте кает только в одном направлении.

Второй закон термодинамики. Если погрузить тело, имеющее низкую температуру, в горячую воду, вода будет охлаждаться, а тело — нагреваться, т.е. вода будет отдавать свою теплоту более холод ному телу. С точки зрения молекулярной теории, это объясняется так: средняя скорость движения молекул горячей воды выше, чем холодного тела, поэтому молекулы горячего тела отдают свою энер гию менее подвижным молекулам холодного тела и увеличивают скорость их движения. Такая передача энергии будет происходить до тех пор, пока средняя скорость обоих тел и их температуры не сравняются. Таким образом, передача теплоты от теплого тела к более холодному происходит без затраты какой-либо энергии. Об ратный процесс, т.е. передача теплоты от холодного тела к тепло му, самопроизвольно не осуществляется. Но при затрате работы он может быть осуществим. Поэтому второй закон термодинамики может быть сформулирован так: чтобы передать теплоту от холод ного тела к теплому, необходимо затратить работу.

Теплота — это энергетическая характеристика процесса тепло обмена, измеряемая количеством энергии, передаваемым от одно го тела к другому тремя способами: теплопроводностью, конвек цией и лучистым теплообменом.

Теплопроводность — это процесс распространения тепла в теле вследствие теплового движения его молекул. Скорость движения мо лекул при повышении температуры возрастает, увеличивается число соударений с соседними молекулами. В твердых телах теплопровод ность — единственный способ распространения тепла.

Конвекция — это процесс передачи тепла в жидкости или газе вследствие теплопроводности и непосредственного перемещения их частиц из одной части объема в другую. Конвективный перенос теп ла наблюдается в движущихся жидкостях, газах, сыпучих телах.

Лучистый теплообмен — это процесс передачи тепла от одного тела к другому тепловыми лучами (электромагнитными колебани ями) через промежуточную прозрачную для теплового излучения среду. В облучаемом теле лучистая энергия вновь трансформирует ся в энергию теплового движения молекул (атомов).

Универсальной единицей измерения работы, любого вида энер гии, а также количества теплоты в системе СИ является джоуль (Дж), представляющий собой работу силы в 1 Н на пути в 1 м при совпаде нии направлений силы и перемещения точки ее приложения.

Единицей измерения мощности является ватт (Вт), представля ющий собой мощность, соответствующую работе в 1 Дж, совершен ной в 1 с (1 Вт =1 Дж/с). Единицы измерения тепловой (холодиль ной) мощности и теплового потока, а также коэффициенты тепло отдачи, теплопередачи и теплопроводности выражают в ваттах или кратных им единицах.

Соотношения между единицами измерения тепловой энергии следующие:

1 кДж = 0,239 ккал = 0,278·10-3 кВт·ч;

1 ккал = 4,187 кДж = 1,163·10-3 кВт·ч;

1 кВт·ч = 3600 кДж = 860 ккал.

Способность различных веществ проводить тепло характеризу ется коэффициентом теплопроводности [кВт/(м·К)], т.е. количе ством тепла, которое проходит через проводник (тело) длиной 1 м с поперечным сечением 1 м2 за 1 ч при разности температур на его концах в один градус.

Теплоотдача — это процесс теплообмена между твердой стен кой (телом) и обтекающей ее жидкой (газообразной) средой.

Теплопередача — это процесс теплообмена между двумя среда ми, разделенными некоторой перегородкой.

Коэффициент теплоотдачи [кВт/(м2К)] показывает, какое ко личество тепла отдается (отбирается) в 1ч. с единицы поверхности тела при разности температур среды и поверхности тела в один гра дус. Коэффициент теплопередачи к [кВт/(м2К)] определяет количе ство тепла, проходящее в 1 ч через единицу поверхности при разно сти температур веществ по обе стороны этой поверхности в один градус.

Для практических расчетов стационарных (постоянных во време ни) процессов теплоотдачи и теплопередачи используют формулы:

Q = (TСТ – T)F, Q = к(T1 – T2)F, где Q — количество тепла, отданного или приобретенного пото ком жидкости (газа), кДж;

, к — соответственно коэффициент теп лоотдачи и теплопередачи, кВт/(м2·К);

Tст, Т — средняя температура соответственно стенки и жидкости, К;

F — поверхность обтекаемой стенки, м2;

т — время (длительность процесса), ч;

t1, t2 — средние температуры греющей и обогреваемой среды соответственно, К. Тер мическим сопротивлением называют величину, обратную коэффи циенту теплоотдачи или теплопередачи, например Rк = 1/к.

Разности температур типа T = T1 – T2 называются температур ными напорами.

Подвод или отвод тепла приводит к нагреванию или охлажде нию тела.

1.4. Агрегатное состояние вещества Агрегатное состояние вещества (твердого, жидкого, газообраз ного) зависит от внешних условий — температуры и давления. При определенном изменении этих условий в теле меняется форма связи между молекулами и оно переходит из одного агрегатного состоя ния в другое. Например, если лед нагревать, то через некоторое вре мя он обратится в воду, а при дальнейшем нагревании — в пар.

Если же от водяного пара отнимать тепло, то он сначала сконден сируется в воду, а в дальнейшем затвердеет и обратится в лед.

Переход однородного тела из одного агрегатного состояния в другое происходит при постоянной температуре, зависящей от фи зических свойств вещества и условий перехода его из одного состо яния (фазы) в другое. Постоянство температуры при переходе тела, например, из твердого состояния в жидкое и из жидкого в парооб разное, объясняется тем, что тепло, используемое на изменение аг регатного состояния тела, расходуется на преодоление сил сцепле ния между молекулами, на увеличение потенциальной энергии час тиц его. А приращение потенциальной энергии не сопровождается ощутимым нагревом. Тепло, воспринимаемое телом, остается в скрытом виде.

Переход тела из одного агрегатного состояния в другое — физи ческий процесс.

Изменение агрегатного состояния тела сопровождается выделе нием или поглощением соответствующего количества тепла, рас ходуемого на внутреннюю работу по перегруппировке молекул. Для получения холода имеют значение такие изменения агрегатного состояния тела, которые протекают при низких температурах и со провождаются поглощением тепла из охлаждаемой среды.

Переход химически однородного тела из одного агрегатного со стояния в другое характеризуется диаграммой (рис. 1.5). При подво де тепла к жидкости по достижении определенной температуры на чинается парообразование, т.е. постепенное превращение жидкости в пар. Переход тела из жидкого состояния (фаза II) в газообразное (фаза III) при постоянной темпе ратуре с подводом тепла назы вается процессом кипения. Это му процессу предшествует про цесс испарения жидкости, усили вающийся с повышением темпе ратуры. Обратный процесс пре вращения пара в жидкость, про текающий с отъемом того же ко личества тепла, называется кон денсацией.

Кипение происходит при та кой температуре, когда упру гость образующихся паров жид- Рис. 1.5. Диаграмма фазовых состояний вещества кости становится равной давле нию в окружающем жидкость пространстве. Следовательно, тем пература кипения зависит от физических свойств жидкости и опре деляется давлением паров над ней. С понижением давления паров снижается и температура кипения жидкостей. Температура кипе ния жидкости есть одновременно температура ее насыщенного пара при данном давлении.

У всех жидкостей температура кипения возрастает с повышени ем давления и снижается с его уменьшением.

При кипении парообразование происходит не только на свобод ной поверхности жидкости, но и во всей ее массе с подъемом пу зырьков в пространство над поверхностью.

Испарение происходит практически при любых, в том числе и низких температурах;

пары образуются над открытой поверхнос тью жидкости. Жидкость испаряется, когда упругость ее паров ниже давления в окружающем пространстве. В хладотехнике часто под термином «испарение» понимают процесс кипения жидкости.

Теплотой испарения называют количество тепла (кДж/кг), не обходимое для превращения 1 кг жидкости при данном давлении и неизменной температуре в сухой насыщенный пар.

Конденсация — это процесс перехода пара в жидкое состояние при охлаждении или при сжатии и охлаждении одновременно. Для такого изменения агрегатного состояния давление и температура пара должны быть ниже критических, при которых исчезает разли чие между жидкостью и паром. Если температура пара будет выше критической, то данное вещество не может быть обращено в жид кое состояние, какое бы высокое давление ни создавалось.

Теплота конденсации — это количество тепла, которое необхо димо отвести от 1 кг пара для перехода его в жидкое состояние.

Температура конденсации зависит от физических свойств вещества и давления конденсирующихся паров;

в процессе конденсации она остается постоянной. Температура конденсации жидкости равна температуре ее кипения.

Переход вещества из твердого состояния (см. фазу I, рис. 1.5) в жидкое при подводе необходимого количества тепла называется плавлением (обратный процесс — затвердевание). Точка пересече ния линий испарения и плавления в координатах давление — тем пература (точка Л) называется тройной точкой. Давление и темпе ратура однокомпонентного вещества в тройной точке (рА, TА) яв ляются термодинамическими константами (постоянными) этого ве щества. Например, для тройной точки воды эти константы таковы:

рA = 0, 00062 МПа. В тройной точке имеет начало линия возгонки, или сублимации.

Сублимация — это процесс перехода некоторых твердых веществ в парообразное состояние непосредственно, минуя жидкую фазу. Таки ми физическими свойствами обладают летучие вещества (например, сухой лед), пары которых имеют значительное давление уже при тем пературах ниже точки плавления. Теплота сублимации — это количе ство тепла, необходимое для перехода 1 кг вещества в пар при посто янном давлении и неизменной температуре, минуя жидкую фазу.

Линии фазовых превращений в координатах давление—темпера тура являются изображениями термодинамического равновесия двух фазовых систем (см. рис. 1.5): линия кипения изображает равновесие пара и жидкости;

линия плавления — равновесие жидкой и твердой фаз;

линия сублимации — равновесие пара (газа) и твердой фазы. Каж дая линия фазовых превращений характеризует зависимость темпера туры данного фазового превращения от давления (и наоборот).

По мере повышения давления различие удельных объемов и дру гих физических характеристик равновесных элементов — кипящей жидкости и сухого насыщенного пара уменьшается, а вместе с тем уменьшается и значение теплоты испарения. В критической точке K (конечная точка на линии испарения) исчезают основные разли чия между жидкостью и ее паром. Удельные объемы и прочие ха рактеристики кипящей жидкости и сухого насыщенного пара при этом равны, а скрытая теплота испарения обращается в нуль. Па раметры критической точки следующие: Ркр — критическое давле ние, при котором и выше которого жидкость не может быть пре вращена в пар;

Tкр — критическая температура, при которой и выше которой пар не может быть сконденсирован.

Теплота, расходуемая на внутреннюю работу по преодолению сил, удерживающих молекулы жидкости, называется скрытой или удельной теплотой парообразования L. Аналогично теплота дру гих изотермических превращений вещества (плавления, сублима ции), протекающих без изменения температуры, называется скры той теплотой плавления или сублимации. Удельная теплота паро образования воды очень велика — 2256 кДж/кг при температуре 373 К. У других жидкостей (спирт, аммиак, ртуть) она различна, но в несколько раз меньше.

Конденсация пара наступает при охлаждении его до температу ры кипения данной жидкости или несколько ниже этой температу ры. Если температура кипения конкретной жидкости очень низка, но необходимо сконденсировать пар при более высокой темпера туре, то его следует сжать до такого давления, которому соответ ствует температура кипения, равная выбранной температуре кон денсации. Именно такой способ широко применяется в холодиль ной технике. Регулируя давление, при котором происходит кипе ние, можно регулировать (изменять) температуру охлаждения. Этот принцип охлаждения положен в основу работы паровой компрес сионной и абсорбционной холодильных машин.

Для поддержания непрерывного кипения жидкости необходимо выполнить два условия — довести жидкость до требуемой темпе ратуры кипения и сообщить ей скрытую теплоту парообразования.

Для превращения в пар жидкости массой m потребуется следующее количество тепла: Qп = mL.

При конденсации пара благодаря отдаче скрытой теплоты па рообразования происходит выделение такого же количества тепла Qк = – mL. Принято считать количество тепла положительным, если тело его получает, и отрицательным, если отдает.

При повышении температуры удельная теплота парообразова ния уменьшается. Сухой насыщенный пар получается при полном испарении (выкипании) всей нагреваемой жидкости. Сухой насы щенный пар — это физическое тело неустойчивого состояния;

даже незначительный отвод от него тепла при постоянном давлении при водит к частичной конденсации и переходу во влажный пар. Влаж ный пар — это смесь сухого насыщенного пара с жидкостью, т.е. с мельчайшими взвешенными капельками жидкости. Состав этой смеси определяется массовым содержанием сухого пара х в 1 кг сме си, называемым степенью сухости или паросодержанием. Характе ризуется влажный пар также массовым содержанием жидкости в кг смеси, равным (1 – х) и называемым влажностью пара. Состоя ние влажного пара определяется его давлением или температурой и степенью сухости.

Нагревание сухого насыщенного пара при постоянном давлении приводит к повышению его температуры и переходу в состояние перегретого пара. Перегретый пар имеет температуру более высо кую, чем насыщенный пар того же давления. Плотность перегрето го пара ниже плотности насыщенного пара при одинаковых значе ниях давления и температуры.

1.5. Обратный цикл Карно В соответствии со вторым законом термодинамики непрерывное искусственное охлаждение не может происходить без затраты энер гии. Совокупность процессов, которые при этом осуществляет рабо чее тело, называется обратным круговым процессом или обратным термодинамическим циклом. В прямом круговом процессе, или пря мом термодинамическом цикле, тепло переносится от горячего тела к холодному (окружающей среде);

при этом совершается работа. В обратном цикле тепло переносится от холодного тела к нагретому (окружающей среде);

при этом затрачивается работа. Обратный цикл, в котором тепло от охлаждаемой среды передается окружающей сре де (воде или воздуху), называется холодильным циклом.

Рассмотрим наиболее совершенный в термодинамическом отно шении обратный цикл Карно, осуществляемый с минимальной зат ратой работы.

На рис. 1.6 изображен цикл Карно в диаграмме Т–S. Он состоит из двух изотермических и двух ади абатических процессов. В изо термическом процессе 4—1 к ра бочему телу подводится тепло q0, отнимаемое от источника тепла низкой температуры Т0. Это теп ло выражается площадью 4—1— а—b. В адиабатическом процес се 1—2 рабочее тело сжимается компрессором от начального давления Р0 до конечного давле ния Рк, при этом его температу ра повышается от Т0 до темпе Рис. 1.6. Обратный цикл Карно ратуры окружающей среды или источника высокой температуры Тк. На сжатие затрачивается работа lсж. В изотермическом процессе 2—3 рабочее тело отдает источнику высокой температуры Тк тепло qк, которое выражается площадью 2— 3—b—а. Чтобы рабочее тело снова могло отнимать тепло от источни ка низкой температуры, оно адиабатически расширяется в детандере (процесс 3—4) от давления Рк до Р0, при этом его температура пони жается от Тк до Т0. В процессе адиабатического расширения рабочее тело совершает работу lрасш. Таким образом, в результате осуществ ления обратного цикла тепло q0 отводится от источника низкой тем пературы Т0 и передается источнику высокой температуры Тк. Чтобы такой перенос тепла был возможен, затрачивается работа цикла lц, равная разности работы, затраченной в компрессоре и полученной в детандере:

В соответствии со вторым законом термодинамики тепловой баланс холодильной машины выражается равенством:

Следовательно, величина lц может быть выражена площадью 1— 2—3—4, равной разности между площадями 2—3—b—а и 4—1 —а—b.

Эффективность холодильного цикла оценивается холодильным коэффициентом. Холодильным коэффициентом называется отно шение количества тепла, отведенного от охлаждаемого источника, к затраченной работе:

q = 0. (1.6) lц Из равенства (1.6) lц =qк– q0.

Следовательно, T0 ( S1 S 4 ) q0 T = = =. (1.7) q к q0 Tк ( S1 S 4 ) T0 ( S1 S 4 ) Tк T Выражение (1.7) показывает, что холодильный коэффициент цикла Карно не зависит от физических свойств рабочего тела, а является лишь функцией температур Т0 и Тк. Холодильный коэффициент тем больше, чем выше температура источника низкой температуры Т0 и чем ниже температура источника высокой температуры Тк. В действительных условиях работы источником низкой температуры является охлаждае мое тело: воздух, вода, рассол, продукт, грунт и т.д., источником высо кой температуры — охлаждающая среда: вода или воздух.

Согласно выражению (1.6), чем больше холодильный коэффи циент, тем меньше работа, затрачиваемая на получение единицы холода, т.е. выше экономичность работы холодильной машины. Ис ходя из этого необходимо при проектировании холодильной уста новки стремиться к возможно наиболее высокой температуре Т0 и к более низкой температуре Тк.

Обратный цикл Карно характеризует минимальную величину работы, необходимую для осуществления холодильного цикла в заданном интервале температур охлаждаемой и охлаждающей сред.

Рабочее тело, с помощью которого осуществляется холодильный цикл, называется холодильным агентом.

Тепло, подведенное к холодильному агенту от источника низкой тем пературы за один час, называется холодопроизводительностью Q0 Вт.

Холодопроизводительность 1 кг холодильного агента или коли чество тепла, необходимого для испарения 1 кг холодильного аген та, называется весовой холодопроизводительностью — q0 кдж/кг.

Холодопроизводительность 1 м3 парообразного холодильного агента или количество тепла, которое отнимает холодильный агент для получения 1 м3 пара, называется объемной холодопроизводитель ностью q кдж/м3.

Объемная холодопроизводительность определяется как отноше ние весовой холодопроизводительности q0 к удельному объему вса сываемых паров в м3/кг:

q q = 0. (1.8) v Весовая и объемная холодопроизводительность зависят от ус ловий работы машины: чем ниже t0 и выше tк, тем меньше q0 и q.

Эта величина определяет часовой объем компрессора, т.е. кон струкционные характеристики холодильной машины.

Термодинамические диаграммы. Для определения параметров при расчетах циклов холодильных машин применяют таблицы па раметров хладагентов, а также тепловые диаграммы.

Наиболее распространенными являются диаграммы: энтропия температура (S—Т) и энтальпия-давление (lgp- i) (рис. 1.7).

Диаграмма Т—S. В диаграмме Т—S по оси абсцисс откладыва ют энтропию S и проводят вертикальные линии постоянных энтро пии — адиабаты, по оси ординат откладывают абсолютную темпе ратуру Т и проводят горизонтальные линии постоянных темпера тур — изотермы. По полученной сетке из адиабат и изотерм нано сят пограничные кривые: левая кривая характеризует состояние на сыщенной жидкости (паросодержание х = 0), правая кривая — со стояние сухого насыщенного пара (х = 1). Между обеими погра ничными кривыми расположена область влажного пара 2.

Левая пограничная кривая отделяет от области влажного пара область переохлажденной жидкости 1, а правая — область перегре того пара 3. На диаграмме нанесены линии постоянных паросодер жаний х, линии постоянных давлений р — изобары, линии постоян ных объемов v — изохоры, линии постоянных энтальпий i — изоэн тальпы. Изобара в области влажного пара совпадает с изотермой, а в области перегретого пара круто поднимается вверх. Характер ли ний постоянных х, v, i виден на рис. 1.7.

В диаграмме Т—S подведенная и отведенная теплота, затраченная и полученная работа изображаются площадями. На рис. 1.8, а для примера Рис. 1.7. Тепловые диаграммы: a—S — T;

б—i—lgp показана теплота, подведенная к телу в изотермическом процессе 1—2, эквивалентная площади 1—2—а—b, теплота, отведенная в изобарном про цессе 3—4, эквивалентная площади 3—4—d—с.

Тепловой расчет одноступенчатой паровой холодильной машины.

При тепловом расчете холодильной машины определяют:

— объем, описываемый поршнем компрессора, м3/ч. По величи не этого объема подбирают компрессор;

— тепловую нагрузку на конденсатор, Вт, по величине которой определяют его поверхность;

— эффективную мощность Nэ, кВт, на валу компрессора;

— тепловую нагрузку на переохладитель или теплообменник, по величине которой определяют их поверхности.

Основанием для расчета служит заданная холодопроизводитель ность машины Q0 брутто(Вт) с указанием хладагента, температур ных условий работы и намечаемых компрессоров и аппаратов.

С помощью диаграммы S—T и i—lgP и таблиц насыщенных па ров (табл. 1.2. и 1.3) соответствующих хладагентов определяют па раметры узловых точек цикла холодильной машины.

Рис. 1.8. Изображение количества теплоты в диаграммах: S—T (а);

i—lgP (б) Таблица1. Давление, Теплосодержание, Удельный Температура, °С кН/м2 (бар) кДж/кг (ккал/кг) объем v Хладагент i2 i3 = i4 м3/кг tк t0 tи tв tп Рк Р0 i Хладон +30 –20 +25 –10 +50 743,6 151 569,4 603 443,8 0, R 12 (7,58) (1,54) (136) (144) (106) Фреон +30 –20 +25 –15 +80 1203,7 246 624 670 452,2 0, R22 (12,27) (2,51) (149) (160) (108) Таблица 1. Величины параметров для хладагента Определяемые Формулы параметры Хладагент R12 Фреон R для расчета Удельная холодопроиз q0 = 569,4-443,8 = q0= 624-452,2 = q0 = i1i водительность = 125,6 = 171, 1 кг хладаген та, кДж/кг Действитель- Gд = = Gд = = Q ная масса Gд = 0 125,6 10 171,8 всасываемого q пара, кг/с = 0,0794 = 0, Действитель Vд = 0,07940,11 = Vд = 0,05850,08 = ный объем Vд = Gд всасывания, = 0,0873 = 0, м /с Р0 Р Коэффициент 151 10 246 объемных по- v = v = v = Р0 терь при рабочих 743,6 + Рк + Рк условиях 0,05 1203,7 + 0, (С = 0,05;

Р0 = C Р = Рк = 10 кН/м ) 151 Р0 Р = 0,71 246 10 = 0, Р0 Коэффициент 273 273 Т0 = 0,834 п = = 0, п = подогрева в п = 273 + 30 273 + рабочих усло- Тк виях Коэффициент р= 0,710,834 = р= 0,770,834 = р= п подачи ком = 0,592 = 0, прессора Продолжение табл. 1. Величины параметров для хладагента Определяемые Формулы параметры Хладагент R12 Фреон R для расчета Объем, опи- 0, Vд Vh’ = 0, = 0, сываемый Vh’ = Vh’ = = 0, 0, поршнем, м3/с р 0, Объемная холодопроиз- 125,6 171, q0 qvp = = 1140,9 qvp = = 2147, q vp = водительность 0,11 0, v1′ в рабочих условиях, кДж/м Объемная хо лодопроизводи- 123,2 241, q qvст = = 1335,6 qvст = = 2156, = ос тельность в qvст 0,093 0, стандартных v условиях, кДж/м Коэффициент Т п ст = = 0, п ст = = 0, подогрева в = п ст 303 стандартных Т условиях P0 P Коэффициент v = объемных P потерь при стандартных P + Pк C к условиях v = 0,78 v = 0, P (С=0,05;

Pк = P0 = 10кН/м2) P P 0 P0 Коэффициент подачи ком c = 0,780,851 = c = 0,770,851 = c = v п прессора в = 0,66 = 0, стандартных условиях Стандартная Qос = 100000 Qос = q vс с холодопроизво дительность, Вт Qос = Q р 1335,6 103 0,66 2156,3 10 3 0, q vр р = = 2147,5 10 3 0, 1140,9 10 3 0, = = Теоретическая l = 603 – 569,4 = l = I 2– i1 l = 670 – 624 = работа сжатия, = 33, кДж/кг Окончание табл. 1. Величины параметров для хладагента Определяемые Формулы параметры Хладагент R12 Фреон R для расчета Холодильный 125,6 171, q теор = = 3,73 теор = = 3, коэффициент теор = 0 33,6 l Теоретическая мощность, затра чиваемая ком Nтеор = 0.079433,6 = Nтеор = 0.058546 = прессором, кВт: в Nтеор = Gдl = 26,7 = 26, зависимости от G –//– Q0 Q0 100000 N теор = N теор = 26,7 N теор = = 26, 1000 3,73 1000 3, 1000 теор i = 0,834+0,001 i = 0,834+0, Индикатор i = п + bt ный КПД (– 20) = 0,814 (– 20) = 0, Индикаторная N теор 26,28 26, Ni = = 32,8 Ni = = Ni = мощность, кВт i 0,814 0, Мощность Nтр = VhPтр Nтр = 0,14759 = 7,1 Nтр = 0,075 49 = 3, трения, кВт Эффективная Nэ = Ni+Nтр Nэ = 32,8+7,1 = 39,9 Nэ = 33+3,68 = 36, мощность, кВт Мощность на 39,9 36, N N дв = = 41, валу двигате =э N дв = 38, N дв 0, ля, кВт 0, п Тепловая на- Qк = 0,0794 Qк = 0, грузка на кон (603 – 443,8) 103 = (670 – 452,2) 103 = Qк = G(i2 – i3) денсатор и пере = 127040 = охдадитель, Вт Пример. Произвести тепловой расчет фреоновых холодильных машин с вертикальными компрессорами холодопроизводительно стью 100000 Вт при условиях работы и параметрах узловых точек цикла холодильной машины, приведенных в таблице.

По диаграмме i-lgр находим энтальпии всех точек (рис 1.8, в) для хладона R12 и фреона R22 (табл…). Удельные объемы пара нахо дим по диаграммам в точке 1. Формулы, по которым выполнен расчет, и результаты расчета указаны в таблице.

По стандартной холодопроизводительности: для хладона R Qос = 134500 Вт и для фреона R22 Qос = 105000 Вт и по объему, описанному поршнями, для хладона R12 Vh = 529,2 м3/ч и для фре она R22 Vh = 270 м3/ч, можно подобрать компрессор для каждой холодильной установки.

Зависимость холодопроизводительности компрессора и потреб ляемой мощности от температурного режима называют характери стикой холодильной машины. Каждой холодильной машине свой ственна определенная характеристика, которая учитывает особен ности конструкции, термодинамического цикла, осуществляемого в машине, и свойства рабочего вещества.

Диаграмма lgp- i. Сетку диаграммы составляют горизонтальные линии — изобары и вертикальные линии — изоэнтальпы. Для бо лее отчетливого изображения тепловых процессов обычно по оси ординат применяют логарифмический масштаб (lgp). На диаграм ме нанесены линии постоянных t, s, x, v (рис. 1.8,б). Преимуществом диаграммы i-lgp является то, что теплота и работа в этой диаграм ме изображаются не площадями, а отрезками по оси абсцисс, Так, теплота, подведенная в изотермическом процессе 1—2, равна раз ности энтальпий i2 — i1 или отрезку 1—2.

1.6. Классификация и теплотехнические основы работы холодильных машин Холодильная машина обеспечивает понижение температуры в ог раниченном пространстве (в холодильной камере) ниже температу ры окружающей среды и поддерживает там требуемый температур ный уровнь в течение определенного времени. Принципиальная воз можность работы холодильной машины, связанная с непрерывным переносом теплоты от менее нагретого тела (охлаждаемого), находя щегося в холодильной камере, к более нагретому — окружающей среде, согласно второму закону термодинамики может быть реали зована затратой внешней энергии. Теплоту, передаваемую при тем пературе ниже температуры окружающей среды, называют холодом.

В холодильных машинах передачу холода осуществляют с помо щью рабочего тела — холодильного агента (хладагента), в качестве которого используют газы, пары и водные или металлические ра створы. Особенность газовых, в частности, воздушных машин, со стоит в том, что хладагент в процессе работы не изменяет свое агре гатное состояние. В паровых холодильных машинах рабочее тело претерпевает фазовые превращения по схеме пар—жидкость—пар;

в машинах, работающих на растворах, периодически изменяют кон центрацию раствора, что приводит к изменению теплового взаимо действия — к чередованию поглощения и выделения теплоты.

Работу холодильной машины можно осуществить, используя в ка честве внешней энергии механическую, тепловую или электрическую.

Машины двух последних типов называют соответственно теплоисполь зующими и термоэлектрическими. Одним из основных процессов в непрерывно действующей холодильной машине с затратой механичес кой или тепловой энергии является процесс сжатия рабочего тела.

Машины, в которых такой процесс осуществляют механическими аг регатами, компрессорами — называют компрессорными: при исполь зовании для сжатия струйных аппаратов (эжекторов) — эжекторны ми;

при использовании термохимических компрессоров, работающих по принципу химической абсорбции, — абсорбционными.

В качестве компрессорных агрегатов в холодильных машинах применяют компрессоры объемного сжатия — поршневые, ротор ные, винтовые, а также кинетического сжатия — лопаточные (в боль шинстве случаев центробежного типа). В зависимости от числа сту пеней повышения давления (ступеней сжатия) в компрессоре холо дильные машины подразделяют на одно, двух и- и многоступенча тые для получения низких температур.

По температурному уровню, с которого производят отвод теп лоты, холодильные машины всех типов подразделяют на:

– высокотемпературные (диапазон охлаждения от –10 до +20 °С);

– среднетемпературные (от –30 до –10 °С);

– низкотемпературные (ниже –30 °С).

По тепловой мощности — холодопроизводительности для хо лодильных машин принята условная градация: малая до 15 кВт, средняя 15—120 кВт и большая свыше 120 кВт.

Сравнение паровых холодильных машин по этому показателю проводят по значению стандартной холодопроизводительности, которое соответствует стандартным температурам кипения и кон денсации рабочего тела –15 и +30 °С.

По назначению холодильные машины делят на стационарные (универсальные), транспортные и специализированные.

Наиболее распространены паровые компрессорные холодильные машины, обладающие лучшими энергетическими и удельными по казателями по габаритным размерам и массе. В диапазоне малой и средней мощности установки с машинами такого типа эффективно перекрывают весь требуемый температурный уровень охлаждения.

Однако, как и все установки с машинными агрегатами, они доста точно сложны, дорогостоящи и не обладают высокой надежностью.

Абсорбционные холодильные машины просты по устройству, не имеют машинных агрегатов, а следовательно, дешевы, надежны и удобны в эксплуатации. В установках такого типа могут быть ис пользованы вторичные энергетические ресурсы, в частности, отра ботавшие газы тепловых двигателей. Существенный недостаток абсорбционных машин, сдерживающий их использование в транс портных холодильных установках, — это неудовлетворительные удельные показатели по габаритным размерам и массе.

Термоэлектрические холодильные машины, в которых осуществ ляется безмашинное преобразование электрической энергии в теп ловую, наиболее просты, надежны и удобны. Недостатки термозлек трических машин (малая эффективность и высокая стоимость) ог раничивают их применение высокотемпературными установками малой мощности.

Сравнительная оценка показателей работы холодильных уста новок, позволяющая установить конкретные количественные гра ницы оптимального использования машин того или иного типа в требуемом температурном диапазоне, весьма затруднительна. Труд ность такой оценки связана не только с необходимостью определе ния приведенных затрат на получение холода по большому числу факторов (энергетических, экономических, габаритных и т.п.), но и учета специфических требований эксплуатации. В частности, для транспортных холодильных установок требования по габаритным размерам, массе и надежности часто оказываются важнее, чем тре бования по минимуму приведенных затрат на получение холода.

Непрерывное действие холодильной машины обеспечивает кру говой термодинамический процесс изменения состояния рабочего тела, называемый обратным или холодильным циклом. Баланс энер гии такого цикла:

Q0 + Lц = Q1, (1.9) где Q0 — теплота, отводимая от рабочего тела в процессе ох лаждения (холодопроизводительность машины);

Lц — внешняя энергия, затрачиваемая на совершение цикла;

Q1 — теплота, пере даваемая окружающей среде.

Термодинамическую эффективность холодильного цикла оцени вают холодильным коэффициентом:

= Q0/Lц. (1.10) Холодильный коэффициент определяет удельную холодопроизво дительность (работоспособность) машины, т.е. количество тепло ты, отводимой в процессе охлаждения на единицу затрачиваемой энергии. Холодильный коэффициент и удельная холодопроизводи тельность — основные энергетические показатели работы холодиль ной машины.

Оценку эффективности теплоиспользующих холодильных машин производят по величине теплового коэффициента = Q0/Qц, (1.11) где Qц — внешняя тепловая энергия, затрачиваемая на соверше ние цикла.

Связь между тепловым и холодильным коэффициентами с дос таточной для практических целей точностью может быть выраже на соотношением:

TQ T (1.12) =, TQ где TQ — температурный уровень тепловой энергии, затрачивае мой на совершение цикла;

T1 — температура окружающей среды.

1.7. Рабочий процесс паровой компрессорной холодильной машины Принципиальная схема и термодинамический цикл. Обратный цикл Карно может быть реализован в паровой компрессорной машине с детандером (расширительная машина), работающей в области влаж ного пара. В этом случае изотермические процессы теплообмена обес печивают эндотермическими фазовыми переходами (парообразова нием — кипением и конденсацией).

Однако осуществить такой цикл в машине трудно из-за низкой удель ной холодопроизводительности и вследствие необходимости сжатия в компрессорном агрегате влажно го пара.

Принципиальная схема (рис. 1.9), положенная в основу работы со временных паровых компрессор ных машин, включает агрегат сжа- Рис. 1.9. Принципиальная схема паро тия — компрессор К, теплообмен- вой компрессорной холодильной машины ный аппарат — конденсатор КС, который обеспечивает процесс передачи теплоты окружающей сре де, теплообменный аппарат-испаритель И, осуществляющий отвод теплоты от охлаждаемых объектов, чтобы поддерживать в холо дильной камере температуру ниже температуры окружающей сре ды, а также дроссельный вентиль Д. Замена в схеме машины агре гата расширения (детандера) дроссельным вентилем и, следователь но, обратимого процесса расширения на необратимый процесс дросселирования связана с тем, что работа расширения жидкого рабочего тела в цикле паровой холодильной машины мала, а упро щение конструкции в результате такой замены существенно.

Работа машины по приведенной схеме теоретически протекает следующим образом. Компрессор засасывает из испарителя рабо чее тело в виде сухого насыщенного пара с параметрами Р0, T0, х = 1 и изоэнтропно сжимает его до давления Рк, обеспечивающего требу емую температуру конденсации Тк, при которой осуществляют от вод теплоты в конденсаторе, охлаждаемом наружным воздухом или водой. Перегретый в процессе сжатия пар рабочего тела охлажда ют в конденсаторе при постоянном давлении, превращая его в жид кость (х = 0). При этом в конденсаторе рабочее тело последователь но отдает теплоту перегрева и парообразования.

В дроссельном вентиле в процессе дросселирования, т.е. при h = const, давление жидкости снижается до давления парообразования, с ко торым жидкое рабочее тело поступает в испаритель. В результате подвода теплоты от охлаждаемых объектов, которые находятся в холодильной камере, рабочее тело в испарителе закипает и испаря ется до состояния сухого насыщенного пара.

Термодинамический цикл, которому соответствует работа подобной машины, можно считать эталонным для паровых компрессорных машин;

его изображение в диаграммах Т—S и Р-h приведено на рис. 1.10. Пло щадки, заштрихованные на Т—S диаграмме (рис. 1.10 а), соответствуют удельной холодопроизводительности машины q0 и удельной энергии lц, затрачиваемой на совершение цикла. Необратимый процесс дросселиро вания показан штриховой линией. Использование диаграммы Р-h или lgp-h (рис. 1.10, б) при анализе и расчете холодильных машин существенно упрощает определение показателей их работы, так как пред ставляет теплоту изобарных процессов теплообмена и изоэнтропную ме ханическую работу в виде разности координат, т.е. в виде отрезков, а не площадей, как это имеет место при пользовании Т—S диаграммой.

Эталонный цикл отличается от обратного цикла Карно наличи ем необратимых потерь от перегрева паров (величина, пропорцио нальная площадке 2′-2-3′-2′ на рис. 1.10, на которую возрастает удельная энергия) и дросселирования жидкого рабочего тела (пос Рис. 1.10. Термодинамический цикл паровой компрессорной холодильной машины ледние приводят к снижению удельной холодопроизводительности на величину q0 =h4 – h4. Улучшить показатели эталонного цикла можно перегревом паров в испарителе и переохлаждения жидкости перед дроссельным вентилем, которое может быть осуществлено в самом конденсаторе или в специальном теплообменном аппарате (переохладителе).

Перегрев паров в ряде случаев не дает ощутимого эффекта, так как он обычно проходит не в испарителе, а в магистрали между испарите лем и компрессором (в трубопроводах и вспомогательных аппаратах).

Термодинамический цикл паровой холодильной машины в Т—S диаграмме приведен на рис. 1.10, в. Процесс перегрева паров в испа рителе соответствует линии 1′-1, а переохлаждение жидкости — ли нии 3-3;

с достаточной для практических целей точностью изобар ный процесс переохлаждения заменен отводом теплоты по нижней пограничной кривой.

Процесс переохлаждения жидкости перед дроссельным вентилем, (ТРВ) направленный на снижение потерь от дросселирования (ре генерация), можно осуществить в специальном теплообменном ап парате (регенераторе) паром, выходящим из испарителя. Схема хо лодильной машины с регенерацией приведена на рис. 1.11, где Р регенератор. Внутренняя регенерация не устраняет необратимость от процесса дросселирования, а лишь приводит к замене одного нео братимого процесса другим. Эффективность регенерации, как и дру гих теплотехнических мероприятий, а также целесообразность их применения в холодильной машине за висят от теплофизических свойств ра бочего тела, определяющих относитель ное влияние необратимых потерь на энергетические показатели — удельную холодопроизводительность цикла и ве личину холодильного коэффициента.

Введение регенератора в схему хо лодильной машины с поршневым ком прессором помимо улучшения энерге тических показателей цикла в резуль Рис. 1.11. Схема паровой комп тате перегрева паров способствует за- рессорной холодильной машины с регенерацией щите компрессора от гидравлического удара, который может воз никнуть вследствие попадания в цилиндр жидкого рабочего тела или смазочного масла.

Действительный цикл. Показатели действительного цикла учи тывают влияние потерь, вызванных внешней и внутренней необра тимостью процессов, обеспечивающих работу холодильной маши ны. Холодильный коэффициент действительного цикла в виде его приближения к циклу Карно при заданных значениях граничных температур T0 и Тк может быть представлен выражением = к 0 = к 1 2 3 4, (1.13) где 0 — коэффициент относительного совершенства действи тельного цикла;

1, 2, 3, 4, — коэффициенты влияния необрати мых потерь цикла на эффективность холодильной машины.

Внешняя необратимость цикла обусловлена тем, что процессы теплообмена в теплообменных аппаратах машины проходят не при температуре самих источников теплоты и даже не при бесконечно малой, а при конечной разности температур между рабочим телом и источником теплоты. Кроме того, в реальных условиях протека ния процессов теплообмена внешняя необратимость усиливается нестационарностью режима работы, приводящей к изменению тем пературы источников. Потери от внешней необратимости зависят от теплофизических свойств рабочего тела и теплоносителя (воз дух, вода, рассол), а также условий теплообмена, связанных с кон струкцией теплообменного аппарата. Коэффициент относительно го влияния внешней необратимости на эффективность действитель ного цикла может быть представлен в виде (1.14) 1 = [(Tокр/T0) – 1]/[(Tк/Tкип) – 1], где Tокр — температура окружающей среды;

Tкип — температу ра кипения рабочего тела.

Внутренняя необратимость цикла вызвана перегревом паров рабочего тела при сжатии и дросселированием жидкости. Потери от этих процессов определяют теплофизические свойства рабочего тела (степень его термодинамического совершенства) и характер теплотехнических мероприятий по их снижению (перегрев паров в испарителе, переохлаждение жидкости перед дроссельным венти лем, внутренняя регенерация и т.д.). Относительное влияние этих факторов на эффективность холодильной машины оценивают ко эффициентами 2 и 3. Первый из них отражает термодинамичес кое совершенство рабочего тела, а второй — влияние дополнитель ных потерь, вызванных теплотехническими мероприятиями, исполь зованными в цикле. Коэффициент термодинамического совершен ства равен:

2 = п · др, (1.15) где п и др — коэффициенты необратимых потерь от перегрева паров при сжатии и дросселирования жидкости соответственно.

Потери от перегрева в основном определяют значения теплоемкос ти насыщенного и перегретого пара. Снижение этих потерь обеспечи вают использованием рабочего тела с крутым протеканием верхней пограничной кривой. Потери от дросселирования зависят от теплоем кости жидкости и удельной теплоты ее парообразования. Снижение таких потерь достигают выбором рабочего тела с крутым протекани ем нижней пограничной кривой. Во всех случаях для заданных темпе ратурных условий работы холодильной машины (температур охлаж дения и окружающей среды) рабочее тело следует выбирать с таким расчетом, чтобы термодинамический цикл проходил при температу рах, существенно отличающихся от критической температуры.

Для каждого рабочего тела, используемого в паровой холодиль ной машине, имеет место обратная пропорциональность между нео братимыми потерями, которые определяют термодинамическое со вершенство этого тела. Выбор теплотехнических мероприятий по повышению эффективности цикла подчиняют принципу минимума общей величины потерь от перегрева и дросселирования. Взаимную связь между составляющими оценивают критерием:

r =, (1.16) r0 q где r0 — удельная теплота парообразования рабочего тела при температуре Т0;

q0 — удельная массовая холодопроизводительность рабочего тела.

При использовании в машине рабочего тела с низким значени ем критериях, когда преобладает влияние потерь от дросселиро вания, в цикл целесообразно вводить внутреннюю регенерацию.

При высоком значении (что соответствует преобладанию потерь от перегрева) необходимо интенсивно отводить теплоту в процес се повышения давления. В последнем случае наибольшую эффек тивность обеспечивает система теплотехнических мероприятий, по зволяющих осуществить обратимый процесс сжатия: сначала по изоэнтропе до достижения давления, соответствующего темпера туре конденсации, а далее — по изотерме, т.е. теоретически при температуре окружающей среды. На рис. 1.10, а и б такому про цессу соответствуют линии 1—2’—3′.

Помимо потерь от перегрева паров и дросселирования жид кости, внутреннюю необратимость холодильного цикла вызыва ют потери, обусловленные трением рабочего тела при его про хождении по конструктивным элементам машины (компрессоре, теплообменных аппаратах, магистралях), а также потери от нео братимости процессов внутреннего теплообмена, нестационар ных режимов работы и т.д. Влияние перечисленных факторов на эффективность цикла учитывают коэффициентом 4, отражаю щим относительное конструктивное совершенство машины и ус ловия ее эксплуатации. Этот коэффициент обычно определяют по экспериментальным характеристикам соответствующих эле ментов холодильной машины.

Тепловой расчет термодинамического цикла. Расчет предусмат ривает определение количества рабочего тела (массового и объем ного расхода), обеспечивающего требуемую холодопроизводитель ность q0 в соответствии с заданными температурами внешних ис точников, т.е. с видом охлаждаемого объекта, режимом работы машины и внешними климатическими условиями. В объем расчета входит также определение количества теплоты, отводимой в цикле (тепловая нагрузка конденсатора и переохладителя), а также основ ных показателей энергетической эффективности.

Расчет ведут при установившемся режиме работы, т.е. при по стоянной температуре источников теплоты и неизменном расходе выбранного рабочего тела. Основные параметры цикла — давле ние кипения (парообразования) и конденсации рабочего тела Р0 и Рк находят для заданной температуры испарения Т0 (температура в холодильной камере) и температуры конденсации Тк (температура окружающей среды) по таблицам или диаграммам с учетом осо бенности теплообмена у внешних источников теплоты. Так, если отвод теплоты в конденсаторе производят воздухом, то разность температур в процессе теплообмена Tк = (10 20) K, при исполь зовании для этой цели воды Tк = (5 8) К;

в том случае, когда охлаждаемой средой служит воздух, разность температур в процес се теплообмена в испарителе T0 = 10 К, при охлаждении жидкого теплоносителя — рассола T0 = (5 8) К. Для жидкости разность между температурой кипения и конденсации принимают в преде лах (5 8) К, для воздуха — порядка 10К.

Параметры в характерных точках цикла определяют с учетом рекомендаций по величине переохлаждения жидкости перед дрос сельным вентилем и перегрева паров на входе в компрессор в зави симости от теплофизических свойств рабочего тела. При этом пе реохлаждение обычно выдерживают в пределах (2 4) К, а пере грев — на уровне (5 10) К.

Удельная массовая холодопроизводительность машины q0 =h1 – h4, (1.17) где h1 и h4 — энтальпия рабочего тела в соответствующих точ ках цикла (рис. 1.10, в).

Массовый расход рабочего тела, обеспечивающий требуемую холодопроизводительность, Ga = Q0/ q0. (1.18) Объем паров рабочего тела на входе в компрессор Va = Ga/1, (1.19) где 1 — удельный объем паров на входе в компрессор (в точке цикла). Удельная объемная холодопроизводительность машины q = q0 /1. (1.20) Теоретическая удельная работа компрессора, приходящаяся на единицу массы (расхода) рабочего тела:

Теоретическая мощность компрессора Nк = Ga lк. (1.22) Степень повышения давления рабочего тела в компрессоре, оп ределяющая его тип и конструкцию:

к = Рк/Р0. (1.23) Холодильный коэффициент термодинамического цикла т= q0/lц = Q0/Nк =(h1 – h4)/(h2 – h1). (1.24) Количество теплоты, отводимой от рабочего тела в конденсато ре (тепловая нагрузка на конденсатор):

(1.25) Qк = Ga(h2 – h3) = Q0 + Nк=(т + 1)Q0/т.

Количество теплоты, отводимой от рабочего тела при фреохлаж дении (тепловая нагрузка на переохладитель):

(1.26) Q = G (h – h //), a п 3 Для цикла с регенерацией (рис. 1.11) удельная холодопроизво дительность машины;

(1.27) qop =h1/ – h4, Рабочее тело в точке 1 представляет собой сухой насыщенный пар либо перегретый на (2—3) К. Состояние рабочего тела в точке 3 определяют по тепловому балансу регенератора:

Перегрев на всасывании в компрессоре для цикла с регенераци ей составляет около 20 К.

1.8 Рабочий процесс и основные параметры поршневого компрессора Компрессор — это машина, которая в отличие от двигателей не совершает работу, а потребляет ее. Компрессор — один из основ ных и наиболее ответственных элементов холодильной машины.

Наиболее распространены поршневые холодильные компрессоры с возвратно-поступательным движением поршня. Простейший пор шневой компрессор (рис. 1.12) состоит из цилиндра 1, в котором перемещается поршень 3.

Движение поршня обеспечивается кривошипно-шатунным механиз мом 4 от вала с приводным двигателем. В крышке цилиндра располо жены нагнетательный 2 и всасывающий 5 клапаны компрессора.

За один оборот вала, т.е. за два хода поршня, в каждом цилиндре компрессора совершается полный рабочий процесс. При движении пор шня 3 в надпоршневом пространстве создается разрежение и пары хлада гента всасываются в цилиндр из ис парителя И через открывающийся клапан 5. При обратном ходе порш ня пары сжимаются и давление воз растает. Всасывающий клапан при этом закрывается, а сжатые пары че рез нагнетательный клапан 2 вытал- Рис. 1.12. Схема поршневого компрессора киваются в конденсатор К. Затем на правление движения поршня меняется, нагнетательный клапан закры вается и компрессор вновь отсасывает пары из испарителя. Таким об разом, циклически повторяется весь рабочий процесс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *