холт маккэллани охотники за разумом
Рецензия на первый сезон сериала «Охотник за разумом»
Захватывающий исторический сериал о становлении науки о поведении серийных убийц, снятый с кинематографическим размахом и драматизмом
Трейлер
Молодой специальный агент ФБР Холден Форд занимается переговорами с преступниками, захватившими заложников. После того как очередной разговор с убийцей закончился тем, что злоумышленник пустил себе пулю в голову, Форд приходит к выводу, что может на основе косвенных данных составить психологический портрет преступника и тем самым предугадать его последующие ходы. Агент пытается развить эту мысль, но не находит поддержки у руководства, ведь фактически он предлагает отслеживать потенциальных убийц и пресекать их деятельность еще до совершения преступления. Зато поддержка обнаруживается в лице коллеги Билла Тенча, занимающегося бихевиоризмом, и университетского психолога доктора Карр, исследующей поведение серийных убийц. Колеся по Америке с обучающей программой для полицейских, агенты проводят несколько любопытных интервью с содержащимися в тюрьмах преступниками и составляют психологические портреты, в которых пытаются найти закономерности, позволяющие затем останавливать потенциальных маньяков до совершения ими убийств.
Кадр из сериала «Охотник за разумом»
Дэвида Финчера сегодня можно назвать наиболее отважным голливудским режиссером, бесстрашно исследующим самые темные уголки подсознания своих героев и намеренно загоняющим персонажей своих фильмов в ситуации, где они вынуждены проявлять наиболее мрачные черты своего характера. Кто еще может похвастать подобным списком работ? «Семь», «Бойцовский клуб», «Комната страха», «Зодиак», «Девушка с татуировкой дракона», «Исчезнувшая» – каждая из этих картин погружает зрителя в мир опасных психических отклонений, в царство боли и страха, в ловушку кошмаров и неврозов, которые, впрочем, часто рассказывают о героях больше, любые другие эмоции. Было бы странно ожидать от новой работы Финчера чего-то радикально иного – комедии, мелодрамы или семейного развлечения, – в «Охотнике за разумом», новом сериале Netflix, режиссер возвращается в привычное русло и снова «потрошит» маньяков на радость своим преданным фанатам.
Кадр из сериала «Охотник за разумом»
Для настоящих поклонников истории криминалистики и даже для простых любителей пощекотать себе нервы кровавыми историями реальных преступлений сюжет сериала «Охотник за разумом» не будет сюрпризом. Книга «Охотник за разумом: Внутри специального отдела ФБР», написанная Джоном Дугласом и Марком Олшейкером и положенная в основу сценария, – исследование довольно известное и авторитетное в полицейских кругах. Ее фрагменты можно найти и на русском, а уж подробные описания преступлений сериальных убийц сегодня не обходятся без ссылок на этот труд – все-таки Дуглас, один из авторов, знает, о чем пишет, он действительно лично встречался со всеми именитыми маньяками. Об этих встречах повествует книга, им же посвящен и телепроект, рассказывающий об истоках тех техник и способов поиска преступников, что сегодня используются повсеместно.
Кадр из сериала «Охотник за разумом»
Авторы сериала отказались от точного следования документам эпохи и изменили имена, характеры и возраст ведущих героев, но оставили практически нетронутыми подробности дел, которые изучали экранные детективы, так что в какой-то мере «Охотника» можно считать одним из наиболее точных исследований серийных убийц в истории Америки. В первом сезоне зрители узнают подробности кровавых «подвигов» Эда Кемпера, Ричарда Спека и Джерри Брудоса, а подготовка к своим убийствам Денниса Рейдера пройдет красной нитью через весь сезон. Материал, нужно отметить, подается со всеми шокирующими подробностями, так что слабонервным стоит переключиться на другие сериалы, ну а остальных ждет уникальное погружение в бездну, которая, как говорит философ, смотрит прямо на вас.
Кадр из сериала «Охотник за разумом»
Финчер, впрочем, не был бы собой, если бы просто перечислил жертв и продемонстрировал места преступлений. Нет, ему интереснее смотреть на человека, столкнувшегося с немыслимым и пытающегося как-то этот ужас «переварить». Герои Джонатана Грофф и Холта МакКаллани – не железные парни, у них есть слабые места, уязвимости, которые интервьюируемые ими маньяки моментально обнаруживают. И психологическое противостояние в такие моменты превращается в жуткую игру, которая грозит рассудку и уверенности в своих силах даже видавшему виды копу. А ведь с этим агентам еще и приходится жить – приходить домой, обнимать жен и подруг, воспитывать детей, постоянно помня о тех жутких фото из дел об убийствах, изнасилованиях и расчленении. «Охотник» – это не истории маньяков, а рассказ о тех, кто эти истории перерабатывает, классифицирует, раскладывает на части, про тех, кто делает из них выводы, иногда в ущерб собственным эмоциям, чувствам и разуму.
Зрителям стоит быть готовыми к тому, что сериал не особенно ярок. В нем, за исключением открывающей сцены, нет стрельбы, здесь не будет погонь и полицейских операций – это разговорная драма, в которой два агента колесят по городам и задают вопросы невзрачным лысеющим мужикам в тюремных робах. Но поскольку сценаристы и режиссеры шоу умеют из любого делать выпуклую личность, даже рассказы о щекотке в школе будут приковывать внимание и заставят ожидать взрыва, пусть не физического, так эмоционального. И последнего будет в достатке, это же Финчер.
«Охотник за разумом» против Ганнибала Лектера: проверяем сериал Финчера на достоверность
Netflix – настоящий рай для любителей детективных историй. В придачу к дюжине документальных фильмов о знаменитых преступлениях, на стриминг-сервисе выходит еще и «Охотник за разумом» Дэвида Финчера – один из лучших сериалов об истории криминалистики. Если вы уже посмотрели второй сезон, но до конца не уверены, что в шоу соответствует реальности, а что – нет, советуем скорее прочитать наш материал.
Погодите, так «Охотник за разумом» основан на реальных событиях?
Знаем, после такой информации будет сложнее уснуть, но да. Протагонист истории, Холден Форд (Джонатан Грофф), списан с бывшего агента ФБР по имени Джон Е. Дуглас. Большая часть сюжетных линий сериала позаимствованы из автобиографической книги Дугласа, в которой он детально рассказывает о своем двадцатипятилетнем опыте работы в Бюро. Как и Холден Форд, Джон Е. Дуглас исследовал феномен серийных убийц и помогал с расследованием одних из самых сложных дел в истории ФБР. Его теории и сейчас используются для общения с подозреваемыми, а сам образ следователя, использующего психологию, чтобы докопаться до правды, стал частью поп-культуры. Например, подсказки Ганнибала Лектора явно вдохновлены общением Дугласа с Эдом Кемпером.
У напарника Холдена, прямолинейного Билла Тэнча (Холт МакКэллани) тоже есть реальный прототип – агент Роберт К. Кесслер. Считается, что именно он впервые использовал термин «серийный убийца». А Венди Карр (Анна Торв), судя по всему, вдохновлена Энн Уолберт Берджесс – психологом, которая помогала ФБР с расследованиями. В отличие от Венди, доктор Берджесс не переезжала в Квантико – Дуглас и Кесслер регулярно приезжали в Бостон, чтобы с ней проконсультироваться. Кроме этого, Энн Уолберт не была лесбиянкой – эту сюжетную линию уже придумали сценаристы сериала.
И все эти серийные убийцы действительно существовали?
Если в случае с протагонистами истории создатели еще позволяют себе некоторые вольности, то сюжетные линии серийных убийц переданы максимально достоверно. Когда Джон Е. Дуглас только запускал свой проект, агентам пришлось провести 59 интервью с преступниками за один год. Дальше это количество только росло – Дуглас и его коллеги пообщались с Чарльзом Мэнсоном, Эдом Кемпером и даже Тедом Банди.
Что еще можно почитать или посмотреть об этих людях?
История Денниса Рейдера, более известного как BTK (инициалы означают «связать, пытать, убить»), медленно становится одной из центральных для сериала – мы наблюдаем за действиями убийцы уже второй сезон. Правда, герои еще не скоро встретятся с этим преступником, ведь его поймали лишь в 2005 году. Скорее всего, его арест станет ключевым событием пятого, финального сезона шоу. Неуловимость Рейдера (и кошмарность его методов, конечно) сделала мужчину одним из самых знаменитых маньяков в истории Америки, а значит – есть чем скрасить ожидание третьего сезона «Охотника за разумом». Например, советуем обратить внимание на мемуар дочери преступника – в книге A Serial Killer’s Daughter: My Story of Faith, Love, and Overcoming детально описано, как девушка осознала жуткую двойную жизнь отца.
А как насчет убийств в Атланте? Виновен ли Уэйн Уильямс?
В 1979-1981 годах в Атланте происходили действительно жуткие вещи – кто-то неустанно убивал темнокожих детей и подростков. В итоге за три года от руки неизвестного человека погибло 24 ребенка и пятеро взрослых, а эту серию преступлений назвали «убийствами детей в Атланте». В 1982 году полиция арестовала афроамериканца Уэйна Уильямса и дело закрыли. Решение вызвало бурю недовольства – следствию удалось связать мужчину только с двумя убийствами взрослых, и никто до конца не знал, виновен ли он в остальных преступлениях. Многие афроамериканцы до сих пор считают, что за хладнокровными расправами стояли члены Ку-Клукс-Клана, и что местная полиция просто спихнула вину на темнокожего Уильямса. Правда, после ареста мужчины убийства действительно прекратились.
Нам уже во второй раз за месяц показывают Чарльза Мэнсона – в чем его примечательность?
Добрый день, дорогие читатели!
Сегодня я хотела бы поделиться своими впечатлениями от сериала «Охотник за разумом», которых просто миллиард. Это одно из творений современного кинематографа, рождающее океан мыслей и размышлений.
Вначале мне хотелось бы сделать небольшое отступление и выразить то, что не даёт мне покоя. И, конечно же, эти размышления были со мной и ранее, но «Охотник за разумом» как будто подтолкнул пальцы неистово напечатать эти слова и выпустить их наружу.
Все ненавидят, боятся, презирают серийных убийц, которые чаще всего выбирают жертв слабее себя: женщин, подростков, детей. Конечно, и мужчины встречаются среди убитых.
Люди хотят их смерти, крови. Но откуда всё начинается?
В каждом маньяке и садисте таится ребёнок с огромными эмоциональными шрамами, которые не заживут никогда. И, как правило, в большинстве случаев, серийными убийцами и мучителями других становятся те, кого истязали, как физически, так и морально в детстве. И делали это довольно часто их родители.
Папы и мамы готовы разорвать садистов, педофилов, что, конечно же, правильная и нормальная реакция. Но есть и такие родители, которые помогают серийным убийцам. Как помогают? А так: своей беспечностью и равнодушием, иногда ленью. А кто-то лепит маньяка из своего собственного ребёнка.
Все помнят недавно нашумевший случай про убийство маленькой девочки в гаражах? Многие точно про это читали. Конечно, человек, который совершил это ужасающее преступление, достоин всего самого отвратительного. Но что можно сказать про родителей детей, которые спокойно отпускают ребёнка одного ежедневно идти в школу через это жуткое место?
Они говорят, что времени нет. Тогда кто мне объяснит поведение мужчины, который пришёл требовать смерти, пойманного подозреваемого и вместе с толпой стоял целый день на улице, покуривая и выкрикивая ругательства? Дело вот в чём. Корреспондент взяла у этого мужчины интервью, где он заявил, что нужно покарать маньяка и всё такое, и он здесь вместе с другими родителями стоит много часов. И его дочь сейчас идёт через эти же гаражи в школу, а у него не нашлось времени её проводить.
Внимание вопрос: весь день стоять на улице и орать вместе с толпой у него время было. А вот проводить дочь в школу не нашлось. Вот и весь ответ.
Так же стоит учитывать, что реакция жителей на трагедию не могла не заставить власти стремительно найти виновного. Правоохранительные органы не имели возможности методично искать. Нужен был срочный результат, чтобы успокоить людей. А уверены ли мы, что поймали того самого? Но толпа родителей собралась и требовала крови. А их дети опять пошли в школу одни. Вот так.
Уважаемые родители, берегите своих детей. Кто о них позаботится, кроме нас? Никто.
Уделяйте время своим детям. Смотрите на их поведение. Иногда не поздно в раннем детстве обратиться к специалисту и помочь ребёнку не упасть в бездну.
Сюжет
Всё произошло на самом деле. Это история настоящих агентов ФБР, которые стали создателями поведенческого отдела, специализирующимся на серийных убийцах и их психологических портретах. Правда, с другими именами. Здесь мы видим события 70-ых годов.
Мы становимся свидетелями того, как зародилась целая наука, помогающая спасать жизни других людей и ловить самых зловещих преступников.
Перед нами гений – Холден Форд, который обладает неистовым чутьём и несомненным талантом. Он понимает как и почему. Он чует кто может быть серийным убийцей. Видит психологический портрет. Он – гений.
Работает Холден в поведенческом отделе вместе с немногочисленными коллегами, которые явно ему завидуют и не всегда понимают его методы. Но в целом, всё равно, команда вышла неплохая.
Агенты колесят по разным штатам и вначале просто консультируют местную полицию. Но затем появляется отдел, где Холден с коллегами общаются с известными личностями в ареале садистов, откуда черпают знания для расследований серийный убийств.
Создатели сериала дали нам возможность познакомиться со знаменитыми маньяками. Мы залезем в головы Кемпера, Берковица, Мэнсона, Брудоса.
Хочется отметить, что их просто гениально сыграли актёры.
Персонажи и актёры
Что сказать, сериал основан на реальных событиях, прототипами являются настоящие люди, поэтому герои воссозданы безукоризненно. Персонажи многогранны, реальны и интересны. Они настоящие. Со своими слабостями и достоинствами.
Холден Форд, сыгранный Джонатаном Гроффом. Честно, не помню, чтобы я где-то видела этого актёра, но работа его прекрасна. Он так сыграл талантливого агента, что сам немного напоминал серийного убийцу. Иногда я смотрела на него и понимала, что вот в этот момент, Форд выглядит таким странным, как будто он и сам маньяк.
Но, как сказал Шекспир: «Всё великое, рождается на грани безумия». Кстати, это одна из цитат сериала.
Один из секретов Холдена: общаясь с садистами он старается попасть с ними на одну волну, вызывая неприязнь у своих же коллег.
Но, простите, какая может быть неприязнь, когда Форд благодаря умению разговорить убийц, выжимает по крупицам ценную информацию? А затем применяет полученные знания на практике, добиваясь успеха.
В первом сезоне присутствует и любовная линия, но про неё писать не хочу, потому как, мне девушка эта не особенно импонирует. Холдену нужна совсем другая. Та, что будет его единомышленником и поддержкой.
Форд болеет своей работой, переживает за жертв, относится к делу с душой. Он спасает людей.
Как он негодовал в Атланте на бюрократов и равнодушных сотрудников полиции! И правильно делал. Работа местных властей бездарна и поведение цинично.
Я нечасто восхищаюсь главными героями, но здесь не могу иначе.
Холт Маккэллани здорово отыграл специального агента поведенческого отдела Билла Тенча. Персонаж в летах, семейный. У него милая жена и приёмный сын. И с его домочадцами не всё так просто, как кажется поначалу.
Он обладает опытом, умён, но таланта Холдена у Билла нет. И рвения горячего тоже. Потому как Тенч порой разрывается между работой и домом. Иногда просто устаёт.
К Форду относится по-отечески. Когда нужно выручит, но, как мне кажется, не может и не хочет оценить талант своего коллеги. Работает его «поводком». В целом, дядя неплохой, но, безусловно, не ровня Холдену.
Мне иногда нравится его чувство юмора, в целом персонаж вызывает больше приятных эмоций, чем плохих.
Ещё напрягал тот момент, что агент Тенч постоянно курил дома и даже при ребёнке. Но что уж тут поделаешь.
Анна Торв воплотила Венди Карр, профессора психологии, которая бросила Бостон и ушла в «подполье», чтобы стать частью команды поведенческого отдела. Работает консультантом. Премного образована, красива и безупречно одета.
Я терпеть не могу это сексистское высказывание о том, что женщины делятся на умных дур и глупых дур. Но, Вы знаете, по-моему, наша Венди относится к первым. Иногда смотришь на неё и недоумеваешь. Это касается в основном отношений с другими людьми. Как говорится, образованность – не признак мудрости.
Ещё хочется обратить внимание на мимику доктора Карр. Такое ощущение, что большую часть времени она наблюдает перед собой кучу мусора или ещё чего похуже. Какое-то высокомерно-презрительно-брезгливое выражение лица, которое, если честно, меня к концу второго сезона начало утомлять.
Занудна, чрезмерно серьёзна. Если кто-то с ней не согласен или говорит то, что ей не нравится – всё. Сразу какая-то неприязнь.
Её явно раздражает Холден Форд.
От доктора Карр я не в восторге, если честно. Но хочу отметить плюс персонажа: Венди кормила кошку. Это похвально.
Четвёртый член команды Грегг Смит на мой взгляд, пользы особой не несёт.
Весьма посредственен, трусоват, слабоват. Но актёр постарался на 5 с плюсом. Джо Таттл – ты молодец.
Очень понравился агент ФБР из Атланты Джим Барни. Умён, ответственен, предан делу. Такие люди и нужны для проведения расследований. Жаль, что он не в команде Холдена.
На мой взгляд – это его идеальный напарник для Форда. Актёр Альберт Джонс тоже отлично поработал.
Не могу не отметить Эда Кемпера. Возможно, Вы слышали про этого серийного убийцу студенток? Может быть, и нет. Но на игру актёра Кэмерона Бриттона стоит посмотреть. Невероятный получился персонаж. Вежлив, умён, даже я бы сказала, обаятелен. Невозможно поверить, что этот здоровяк-пухлячок может убивать женщин, отрезать им головы и делать с этими головами, лучше я промолчу что.
Я думаю, что именно разговор с Эдом Кемпером очень помог поведенческому отделу лучше понять таких преступников. Кемпер рассказал, как унижала его родная мать, мотивы своих убийств и подал кучу информации для размышлений. Это было начало успешной работы отдела.
Встречались агенты для бесед и Берковицем, и Брудосом и с Мэнсоном. Каждый из них отвратителен по-своему. Но сыграны бесподобно: хитры, умны, самовлюблены. И ко всем требуется найти подход.
Встречаются им и убийцы недалёкие, типа вот этого персонажа, который утверждал, что говорит на семи языках, но сам еле-еле на английском вещал.
Мы узнаём от них информацию, которая поможет в дальнейших расследованиях.
Атмосфера, локации, костюмы, музыка
Во всех двух сезонах отлично передана атмосфера 70-ых. Здесь и интерьеры, и костюмы, и машины, и причёски. Продумано буквально всё. Сделано на пятёрочку. Ну, это же Netflix. В основном компания работает качественно.
Понравилось мне и музыкальное сопровождение: гармонично, динамично.
Ещё фишка: крупными буквами по экрану расписано название штата и населённый пункт. Мне это понравилось. Увидели мы и разные штаты, перелёты, быт агентов ФБР.
Заставка сделана в серых тонах, музыка минорная, гнетущая. В тему.
Очень жаль, что нельзя написать впечатления от каждой серии, потому как получатся спойлеры. Но все эпизоды по-своему хороши и невероятно интересны.
Кстати, начало каждой серии второго сезона посвящено серийному убийце «СПУ». Аббревиатура расшифровывается, как: «связать», «пытать», «убить». Показаны эти короткие моменты очень атмосферно и жутко.
Ах, как бы мне хотелось, чтобы Финчер снял и третий. Но, как я поняла, его не предвидится.
Сериал наверняка понравится поклонникам детективов и страшных историй о серийных маньяках. Но, как мне кажется, смотреть «Охотник за разумом» требуется и всем родителям, чтобы те были настороже. Но многим, возможно не понравится. Уж очень порой тяжело.
Mindhunter (Охотник за разумом). Мой отзыв на сериал
Mindhunter / Охотник за разумом (2017-. ), Netflix
Хочу рассказать вам об одной из лучших, на мой взгляд, сериальных новинок этого года. Действие происходит в 79-м году в Штатах, где молодому агенту ФБР Холдену Форду приходит в голову, что можно, так сказать, углубленно изучать поведение убийц и маньяков, а потом результаты этих исследований в будущем применять на практике для поимки новых преступников. *В то время еще даже не было привычного нам термина «серийный убийца», именно в сериале нам покажут и расскажут, как его придумали.* Поддержку своей, на тот момент кажущейся всем, кроме Холдена, совершенно ненужной и даже несколько безумной, идеи он находит у еще одного сотрудника ФБР, Билла Тенча. Позже к ним присоединяется психолог из Бостона – Вэнди Карр. Втроем они и образуют маленький отдел, изучающий поведение всяких маргинальных личностей. Форд и Тенч ездят по разным тюрьмам страны, встречаясь лицом к лицу с самыми опасными маньяками и убийцами, разговаривают с ними, пытаясь понять, что творится у тех в голове, что (или кто) толкало их на ужасные преступления.
Причин, по которым стоит смотреть сериал, несколько:
2) Потрясающие диалоги. Если вы ждете литров кровищи, смачных подробностей зверских убийств или типичные детективные расследования, то спешу вас расстроить – этого в сериале нет. Расследования будут, но небольшие, и они проходят косвенной сюжетной линией, оттеняющей основную. А основа здесь – это разговоры. Блестяще выписанные британским драматургом Джо Пенхаллом диалоги просто не оставляют зрителям шанса не влюбиться в сериал. От экрана буквально невозможно оторваться, клянусь. Казалось бы, в таком жанре «про маньяков» ожидаешь экшена или чего-то забористого. Но, поверьте, забористости, нерва и густой раскаленной атмосферы здесь вагон и маленькая тележка, хотя всего лишь сидят чуваки за столом друг напротив друга, или едут в машине, или потягивают крепенькое в баре – и просто говорят. И черт, никакого экшена уже не надо, настолько это здорово и круто.
3) Отличная актерская игра. Имена Джонатана Гроффа (Холден) и Анны Торв (Вэнди), думаю, многим знакомы. Особенно хочется выделить Гроффа – он филигранно и талантливо играет Холдена, прототипом которого, кстати, является настоящий агент ФБР Джон Дуглас. Именно его книга «Охотники за разумом» легла в основу сериала. В своей книге Дуглас как раз и описывает, как с коллегами изучал серийных убийц с точки зрения психологии. Вот так это у них и происходило, как нам показывают в сериале: они ездили в тюрьмы, беседовали с маньяками всех мастей, пытаясь понять их поведение, вычленить какие-то паттерны или их отсутствие. Грофф выдает, на мой взгляд, очень точные эмоции, отлично показывая за 10 серий глобальные внутренние изменения своего пресонажа.
Его напарника Билла Тенча играет не менее талантливый актер Холт МакКэллани. Наверняка вы видели его в какой-то из второстепенных ролей в «Бойцовском клубе», «Альфа доге», «Военном ныряльщике» или других проектах. С Гроффом у них получился замечательный экранный дуэт.
Отдельно хочется отметить Кэмерона Бриттона, который великолепно сыграл известного серийного убийцу Эда Кэмпера. Плюс, сходство с реальным прототипом у актера потрясающее, просто копия.
Сцены с Кэмпером стали для меня одними из самых интересных, а диалоги одними из самых впечатляющих во всем сериале.
5) Саундтрек. В 70-е цвели и пахли такие культовые группы и исполнители, как Led Zeppelin, Fleetwood Mac, Дэвид Боуи, Алан Парсонс и многие другие. Вот их песни очень удачно сопровождают происходящее на экране. Получите массу удовольствия.
Кстати, сериал еще до выхода в свет 1-го сезона получил продолжение, чему гип-гип-ура! Ведь там много о чем еще есть рассказать. О Чарльзе Мэнсоне, например. Уверена, что дойдут и до него во 2-м сезоне. И это, чует моя левая пятка, будет безумно интересно.
Телеканалы регулярно нас потчуют всякими кинояствами, и поэтому сериаломаньякам, вроде меня, что-то уже капитально приелось и не особо часто удивляет. Так что, если вы ищете чего-то нового, интересного и неизбитого в сериальном жанре, то «Охотники за разумом» может стать тем самым глотком свежего воздуха.
П.с. Кто начнет смотреть, умоляю, перетерпите первые 2 серии, они немного скучноваты, потому что маньяков еще нет, а есть только Холден со своими идеями и много организационно-ознакомительных моментов. Но дальше пойдет крутотень, обещаю 🙂