хор сретенского монастыря фото

uCrazy.ru

хор сретенского монастыря фото

Навигация

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Хор Сретенского Мужского Монастыря

хор сретенского монастыря фото

Пение мужского Сретенского хора, возрождающее древние русские хоровые традиции, называют «полнокровным», наполненным «первозданной красотой», священным трепетом и истинным молитвенным чувством. На концертах Сретенцев слушатели испытывают огромный подъем духовности – звучание их голосов создает особый эффект присутствия в храме. Состав и голоса Мужского хора Сретенского монастыря не имеет аналогов в мире.

В настоящее время этот коллектив, обладает самой богатой и интересной историей в современной России — хор существует уже более 600 лет, с тех пор как в 1397 г. Был основан московский Сретенский монастырь. В начале 2000-х гг. в возродившемся монастыре был возрожден и хор, регентом которого стал Никон Степанович Жила, выпускник Российской Академии Музыки им. Гнесиных, сын священника, с детства певший в хорах Троице-Сергиевой Лавры.

хор сретенского монастыря фото

В составе хора — 30 солистов, в большинстве своем они семинаристы и студенты Сретенской семинарии и выпускники Московской духовной семинарии и академии, а также выпускники ведущих московских музыкальных ВУЗов — Московской академии хорового искусства, Московской консерватории, Академии музыки им. Гнесиных.

хор сретенского монастыря фото

Параллельно со службами в монастыре, в середине 2000-х гг. хористы начали работать над записью студийных альбомов и вести активную концертную деятельность. За несколько лет «светской» жизни Хор Сретенского монастыря успел прогреметь по всему миру — гастроли коллектива в Париже, Ватикане, Нью-Йорке, Вашингтоне, Берлине, Лондоне и даже австралийском Сиднее стали триумфальными.

хор сретенского монастыря фото

Услышать Хор Сретенского монастыря довольно непросто, ведь помимо регулярных служб в Сретенской обители, хор поет на особо торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках Русской Православной церкви. Кроме того, Хор является постоянным участником Пасхального фестиваля.

хор сретенского монастыря фото

В репертуаре хора, помимо духовной музыки, собраны лучшие произведения песенной традиции России — русские, украинские и казачьи народные песни, песни военных лет и др. Причем все они получают уникальное прочтение — хор исполняет их а капелла, то есть без использования инструментов.

По оценке дирижера оперного оркестра Сан-Франциско, профессионального певца Томаса Бюссе, любое произведение в исполнении Хора Сретенского монастыря приобретает неповторимое звучание. Например, хорошо известный романс Ф.Абта на стихи И.Тургенева «Утро туманное» позволяет хору «показать, на что способны тенора с легчайшим пианиссимо на высоких нотах. Даже профессиональные американские хоры вынуждены прибегать к фальцету на таких высоких нотах, но русские владеют достаточной техникой, чтобы вытянуть их».

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Источник

Хор Сретенского монастыря

Древняя и новая история хора

хор сретенского монастыря фото

В Сретенском монастыре хор существует с самого его основания в 1397 году. Разменяв уже седьмую сотню лет, хор при советской власти ровно 70 лет молчал. С возрождением монашеской жизни в древней обители под сводами ее единственного из сохранившихся храмов – в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери – в 1993 году вновь зазвучало хоровое пение.

хор сретенского монастыря фото Архимандрит Матфей (Мормыль)
(1938-2009 гг.)

«Если не отцом-основателем, то праотцем-дедушкой современного ставшего всемирно известным хора Сретенского монастыря можно считать архимандрита Матфея (Мормыля) – главного регента Троице-Сергиевой Лавры. У него учился и тот, кто по поручению отца наместника собирал первый состав хора возрожденной обители, – сейчас архиепископ Верейский, а тогда еще игумен Амвросий (Ермаков).

хор сретенского монастыря фото Архиепископ Амвросий (Ермаков) В хоре отца Матфея на лаврских клиросах с детства возрастал и ставший с 2005 года бессменным художественным руководителем и регентом хора Никон Степанович Жила – выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженный артист России.

«Самое страшное, – убежден регент хора Никон Степанович, – это петь без души»

хор сретенского монастыря фото

Изначально хор формировался из братии обители и более-менее способных к вокалу прихожан, воспитанников Сретенской духовной семинарии и Московских духовных школ – то есть из тех, кто прежде всего укоренен в литургической жизни Церкви. Этот принцип важен и поныне. «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой», – приводятся на официальной странице хора в соцсетях слова композитора-классика М.И. Глинки. «Самое страшное, – убежден регент хора Никон Степанович, – это петь без души».

Хор неизменно поет за всеми праздничными богослужениями Сретенской обители, будь то престольные, двунадесятые или какие-либо еще церковные торжества. Как минимум дважды в неделю хористы поют на клиросе: за всенощным бдением в субботу вечером и на Божественной литургии в воскресенье утром. «Богослужения – единственное, что по-настоящему может спасти человека от обыденности, которая давит на нас», – говорит Никон Степанович, выросший в семье священника и матушки-певчей.

хор сретенского монастыря фото

В остальные дни за службами в монастыре поют семинарский и народный хор, в отдельных случаях тексты службы раздаются всем находящимся в храме и благословляется общее пение.

Начиная с 2005 года хор под руководством Никона Жилы принимает участие в главных патриарших богослужениях в храме Христа Спасителя и в соборах Московского Кремля. Сопровождает предстоятеля в миссионерских, в частности зарубежных, поездках. Поет на важных церковных событиях, в том числе при освящении новых или восстановленных храмов.

Так, хор Сретенского монастыря пел при совместном освящении Святейшим Патриархом Алексием II и первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Лавром в 2007 году храмового комплекса на Бутовском полигоне. В том же году давал концерт в честь открытия первого русского храма – великомученицы Екатерины – в Риме (Италия). В 2008 году сопровождал пением освящение собора в Иверском монастыре на Валдае. В следующем 2009 году – освящение храма святых Константина и Елены в Стамбуле (Турция).

хор сретенского монастыря фото

Одним из важнейших моментов в творческой биографии коллектива, как, впрочем, и в истории Сретенской обители, стало, конечно же, освящение нового монастырского храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Лубянке в год 100-летия трагических событий русской революции.

Через песню к душам людским

Обновленному под управлением Никона Жилы хору, в который он пригласил многих одаренных солистов, композиторов, аранжировщиков с высшим музыкальным образованием, отец наместник благословил обратиться к песенному наследию нашего народа, в том числе и созданному при советской власти.

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

хор сретенского монастыря фото

Так помимо духовной музыки в репертуаре монастырского хора появились русские, украинские, казачьи песни («На горушке, на горе», «Ах ты, степь широкая», «Не для меня придет весна», «Любо, братцы, любо», «Нiч яка мiсячна», «Ой, на горi»), песни военных лет, исполняемые а капелла, всеми любимые дореволюционные и советских времен романсы и вальсы в уникальных хоровых аранжировках.

Владыкой Тихоном (Шевкуновым) в свое время была написана статья «Советская песня как сублимация молитвы». «В тот период, когда православная вера была гонима и насильственно искоренялась из памяти народной, были созданы удивительные песни, которые чем-то, пусть весьма отдаленно, но заменяли в душах людей неизвестные им молитвенные состояния», – согласен с ним Никон Степанович.

И серьезно, и не очень

В отдельных программах хора при объявлении песен реконструируется исторический контекст их создания.

хор сретенского монастыря фото

«Немеркнущим остается подвиг музыкантов Мокшанского пехотного полка в русско-японской войне, – объявлял, например, вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» Никон Жила. – В феврале 1905 года Мокшанский пехотный полк в тяжелейших боях попал в окружение. И когда силы оборонявшихся были на исходе и заканчивались боеприпасы, прямо под пулями на линии огня заиграл полковой оркестр – исполняя один за другим военные марши, воодушевляя солдат.

хор сретенского монастыря фото Илья Алексеевич Шатров Дирижировал оркестром капельмейстер Илья Алексеевич Шатров. Японцы дрогнули. Полк сумел прорвать кольцо окружения. Но из 60 человек оркестра живыми вышли [из боя] только 7. Их всех наградили Георгиевскими крестами. Летом 1906 года Илья Шатров, вернувшись к месту дислокации полка, создал первую версию вальса, посвященного своим погибшим товарищам».

Слушателей ждет много открытий на концертах хора Сретенского монастыря. Что объединяло русский народ даже в годы кровавой гражданской войны начала XX века. «И красные, и белые, – предваряет исполнение очередного произведения Никон Степанович, – любили одни и те же песни». Среди них известный всем романс «Белой акации гроздья душистые…» – хор Сретенского монастыря исполняет его исконный текст. Реконструированы хористами слова и многих других известных по советским переложениям, но на самом деле еще дореволюционных «хитов».

хор сретенского монастыря фото Вольфганг Амадей Моцарт Поются хором Сретенского монастыря и шлягеры наших дней, например «Конь» («Выйду ночью в поле с конем…») Игоря Матвиенко – впервые, кстати, исполненный на российской эстраде именно в год возрождения Сретенского монастыря.Не чуждается хор под руководством Никона Жилы, как он сам отмечает, и в хорошем смысле хулиганских песен – они по энергетике своей близки молодежи. А эмоциональный контакт, достигнутый так, откроет им, возможно, и шедевры классики.

«Серьезная [же] музыка, как Моцарта, Бетховена и других, действует облагораживающим образом на душу, часто под влиянием ее хочется плакать и молиться», – признавался и сам некогда настраивавший свою душу в филармонических залах полковник Павел Плиханков – ныне уже прославленный в лике преподобных Оптинский старец Варсонофий. Говоря о творчестве хора Сретенского монастыря, слушатели не раз свидетельствовали, что их песни «способствуют духовному очищению».

«Хоровое пение объединяет людей, дает им душевный подъем и чувство братского согласия», – отмечал композитор и хормейстер Георгий Александрович Струве.

Хоровое пение объединяет людей, дает им душевный подъем и чувство братского согласия

На концертах хора Сретенского монастыря петь начинает весь зал. Тут невольно вспоминается, как отец Матфей (Мормыль) восхищался необычайной церковной распевности – когда в храме в едином порыве общности за богослужением запеть уже могут все. В кульминационные моменты выступлений хора Никон Степанович поворачивается уже к залу и дирижирует всеми (хористы при этом могут начать как бы уходить со сцены). Для поющей публики, еще и весело реагирующей на поведение хористов, это те состояния, когда у сидящих в соседних креслах уже не может оставаться друг к другу каких-либо претензий, зависти, ненависти или обид.

хор сретенского монастыря фото

Выйдя из стен обители, хор Сретенского монастыря несет людям то, за чем они потом сами приходят в храм.

Пришедшие послушать хор говорят: «После вашего концерта мне захотелось пойти и на богослужение»

«После вашего концерта мне захотелось пойти и на богослужение, где вы поете. Ведь если здесь, в светском зале, испытываешь такой подъем духовности, каково же будет в церковных стенах!» – признался как-то слушатель одного из концертов в Америке Джордж Саттэн. «Да, после выступлений хора многие люди – и русские, и американцы – подходят совершенно пораженные и спрашивают: а где православный храм, как узнать что-то об этой культуре и той духовности, что несут эти молодые люди со сцены?» – подтверждает, не раз наблюдая такую реакцию и за рубежом, и в России, владыка Тихон (Шевкунов).

хор сретенского монастыря фото

Критик одного из крупнейших американских изданий «The Wall Street Journal» Бэрримор Ширер отмечал особый эффект на концертах хора Сретенского монастыря – эффект присутствия в церкви. «В это легко верилось в “Эвери Фишер Холле”, матовые стены которого, казалось, осветились ликами икон во время концерта! – писал он. – Так велика была ассоциативная мощь звуков, выводимых хористами».

«Культурный спецназ» России

В 2007 году хор предпринял всемирное кругосветное турне, посвященное воссоединению РПЦЗ с Русской Православной Церковью. Выступления хора прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне, Бостоне, Торонто, Мельбурне, Сиднее, Берлине, Лондоне; в 2008 году хор участвовал в «Днях России в странах Латинской Америки»: выступал в Сан-Хосе, Гаване, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айресе, Асунсьоне. И как-то после выступления хора, расчувствовавшись от прослушанного, к хористам подошел один из эмигрантов, уже пожилой человек, со словами: «Россия пришла к нам».

хор сретенского монастыря фото

Западная пресса назвала хор Сретенского монастыря «элитным художественным спецназом». («Monastery Choir: A Special Force» – таков был заголовок большой статьи в «Washington Post»).

«Художественный спецназ России» побывал уже в более чем 45 странах мира на четырех континентах. Выступал в большинстве известнейших залов планеты: это и Карнеги-Холл, и Линкольн-центр, и Библиотека Конгресса США, и собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), и папская резиденция в Ватикане, и зал ЮНЕСКО – там, где их предваряли все самые именитые звезды мира. «Мы не пели только в Африке и Антарктиде», – смеется Никон Степанович.

Иногда хор может исполнить что-то спонтанно. Так, на Великой Китайской стене вдруг, к изумлению тех, кто также там оказался, спели «Амурские волны». А могут и публике устроить сюрприз, исполнив, например, в Библиотеке Конгресса США не указанный в программках концерта афроамериканский спиричуэлс «Go Down Moses» («Let My People Go»), слова которого написаны на библейский сюжет.

Сейчас в составе хора собственные талантливые композиторы и аранжировщики: Федор Степанов (исполняющий также обязанности директора коллектива), Александр Амерханов, Дмитрий Лазарев. Первоклассные солисты: Михаил Миллер, Михаил Туркин, Иван Леонов, Иван Скрыльников, Владислав Чижов, Никита Волков, Вадим Зарипов, Илья Татаков.

Именно хору Сретенского монастыря было доверено исполнение гимна Российской Федерации на Церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

хор сретенского монастыря фото

О высокой миссии хора Сретенского монастыря неоднократно говорили многочисленные поклонники коллектива, среди которых известнейшие лица современной религиозной, культурной и политической жизни, в том числе первоиерархи и главы государств.

Источник

От Петра Чайковского до Патриарха Грузии. Что поет Сретенский хор

Великолепные голоса, удивительная тонкость исполнения духовных песнопений, которые помогают молиться, сонастраивают Господу, потрясающая популярность даже у людей невоцерковленных… Хор Сретенского монастыря – это, вне всякого сомнения, эталон церковного хора. И при этом он исполняет и народные песни, дает концерты по всей стране и за ее пределами. Художественный руководитель хора, заслуженный артист Российской Федерации Никон Жила называет это синергией духовного и светского.

хор сретенского монастыря фото

– В конце сентября хор Сретенского монастыря побывал на гастролях в Ливане и Сирии. Поделитесь впечатлениями от концертов на Ближнем Востоке.

– Наша поездка в Сирию и Ливан очень для нас интересна и значима. Хор выступал в Дамаске для наших соотечественников в концертном зале при Патриархии и в Дамасском оперном театре, а в Ливане мы пели в древнем римском храме в Баальбеке и в концертном зале Бейрута, где было также много русских. В Бейруте был организован прием у митрополита Бейрутского и прилежащих земель Илии (Ауди). Очень тепло нас принимало духовенство митрополии, приветствуя их, мы исполнили несколько духовных произведений.

– Ближний Восток оказался гостеприимным?

– Основную идею нашей поездки можно выразить в трех словах: «На языке музыки». Это прекрасно, поскольку на языке музыки люди слышат и чувствуют именно эмоции, которые хор отдает слушателям. Мы имеем возможность общаться посредством музыки, передачей эмоциональных состояний, созданных музыкой. А до Сирии и Ливана мы побывали в республике Молдова, там также мы пели для наших соотечественников и гостей. Затем вернулись в Сретенский монастырь, спели на богослужении и полетели на Ближний Восток.

На языке музыки люди слышат и чувствуют именно эмоции, которые хор отдает слушателям

– Получается, у вас насыщенный гастрольный график?

– Увы… Это совпадение. Раньше наши гастроли были более масштабны. В период пандемии у нас практически нет концертов. Конечно, очень здорово, что, несмотря на тяжелые времена, есть возможность поехать и поддержать наших людей, волею судеб оказавшихся далеко от Родины. Самое главное, что мы имеем возможность исполнять наши любимые песни. Во время пандемии богослужения продолжались, а концертная жизнь сошла на нет. Да и сейчас 50% заполнение залов так или иначе вынуждает сокращать количество выступлений и среди людей имеются опасения в отношении массовых мероприятий. Поэтому для хоровых коллективов сейчас суперсложное время.

Если солисты и звезды, которые находятся на вершине творческого олимпа, не столь сильно ощущают негативные последствия пандемии, то рядовые хористы, к сожалению, в полной мере испытывают последствия ограничений и сокращения концертной деятельности.

Нам приходится сложно.

хор сретенского монастыря фото

– Вы сказали, что после Молдавии вернулись, отпели службы и полетели дальше…

–Да. Гастрольный и концертный график хора выстраивается таким образом, чтобы все богослужения, в которых мы участвуем (это праздничные богослужения в Сретенском монастыре, в субботу и воскресенье), хор был на службах. Для нас богослужения – это основная задача, поскольку хор монастырский.

– У вас несколько составов?

– Нет, у нас один состав, а именно состав праздничного хора Сретенского монастыря, участвующий в воскресных богослужениях и в дни больших праздников. В остальное время в монастыре поют семинарский, народный и братский хоры.

– Как подбираются песнопения на богослужения? Вы сами решаете, какую именно «Херувимскую» и «Милость мира» вы споете?

– Наш репертуар, можно сказать, заимствован из традиций Троице-Сергиевой лавры.

В основном большей частью все мужские составы, поющие в России, да и за рубежом тоже, так или иначе соприкасаются с этим репертуаром, созданным архимандритом Матфеем (Мормылем) – регентом Троице-Сергиевой лавры, у которого я также какое-то время в молодости пел. Это множество переложений духовных произведений, обработок и гармонизаций церковных распевов от простых народных до именитых.

Простое, и вместе с тем очень хара́ктерное изложение музыкального материала не является упрощением, а, наоборот, на мой взгляд, дает слушателю возможность настроиться на вдохновенную молитву, не «расстраивая» внутреннее духовное состояние, и при этом испытать эмоциональный подъем.

– Не так давно мы вспоминали архимандрита Матфея… Был день его преставления. Вам довелось поработать с ним. Можно ли сказать, что он передал Вам музыкальное наследство?

– Отец Матфей очень трепетно и эмоционально относился ко всему, что было связано с богослужением. В первую очередь для него это, конечно, была красота церковного пения. Он посвятил всю свою жизнь служению Церкви и хоровому пению в ней. Всегда держал хор в эмоциональном напряжении и требовал от хористов такой же полной отдачи сил. Это действительно достаточно сложно, но повторить звучание хора под руководством отца Матфея пока не удалось никому, на мой взгляд. Это была целая палитра красок звука: от смирения до дерзновенной молитвы.

хор сретенского монастыря фото

– Чем пополняется репертуар хора Сретенского монастыря в духовной его части?

– В нашем коллективе работают талантливые композиторы, аранжировщики, которые делают обработки духовной музыки и светских произведений: среди них Федор Степанов (директор хора Сретенского монастыря), а также Дмитрий Лазарев, диакон Александр Амерханов (сейчас руководит хоровыми коллективами во Пскове у Владыки Тихона).

Мы исполняем произведения митрополита Илариона (Алфеева), также есть потрясающие произведения, написанные Патриархом всея Грузии Илией II. Он создал много замечательных песнопений. Одно из них пользуется особой популярностью – это Κύριε ελέησον – «Господи, помилуй!», которое исполняют не только хоры, но и популярные артисты, оно звучит и в храме, и на концертных площадках.

Стараемся обновлять репертуар, но традиционный, старый уже лег на сердце слушателям, кто-то из братии иногда просит что-то спеть специально…

– Произведения каких композиторов чаще всего звучат в духовном репертуаре?

– У нас широкая палитра: и Дмитрий Бортнянский, и Петр Чайковский, и Павел Чесноков, и Сергей Рахманинов, композиторы XX века, современные композиторы. Их духовную музыку хор исполняет как на службах, так и в концертных программах. Песнопения подбираются исходя из их эмоционального уровня и в зависимости от праздника. В будничных службах чаще используется обиход, а в праздничных богослужениях, чтобы подчеркнуть настроение, поем более известные значимые произведения.

Песнопения подбираются исходя из их эмоционального уровня и в зависимости от праздника

– В каком состоянии сейчас находится духовная музыка в России?

– Это непростой вопрос. В наши дни духовная музыка мало востребована. Композиторы, конечно, пишут новую музыку и масштабные произведения, но им очень сложно конкурировать сегодня с многообразием развлекательного контента. По моему мнению, сейчас хоровое искусство может существовать и развиваться только при государственной или меценатской поддержке. Просто так выжить хор практически не имеет возможности.

Но мы не унываем! Наши композиторы, Федор Степанов, Дмитрий Лазарев и другие талантливые музыканты, специально для Сретенского хора создают новую духовную музыку. Цикл называется «Непостижимое. Невидимое». Музыка направлена в первую очередь на созерцание красоты, созданного Творцом мира, природы, человека и, как следствие, на осознание человеческого творчества.

Эта музыка написана без канонических текстов, как это всегда принято. Можно сказать, что это новая, современная духовная музыка, это музыка молитвы, которая направлена из сердца человека к Богу, в те сферы, которые непостижимы и невидимы…

Мне кажется, это очень интересное направление. Мы сейчас пытаемся всё это структурировать. Эти новые произведения уже можно услышать на YouTube, на нашем канале, на других музыкальных платформах.

хор сретенского монастыря фото

– Во время Литургии они могут прозвучать, как думаете?

– Сегодня это достаточно сложно представить, потому что такой формат непривычен для богослужения, а вот для концерта духовной музыки очень интересно.

– Вы не просто хор Сретенского монастыря, вы популярны, действительно звезды. Как удается и требуется ли решать вопрос гордыни среди участников коллектива.

– Даже если бы это и могло бы быть, то пандемия расставила всё на свои места. Она свела на нет любые проявления звездной болезни…

Если серьезно, у нас не было таких проблем. Так традиционно сложилось в нашем хоре – синергия духовного и светского. В коллективе основная часть – профессиональные хоровики, выпускники светских музыкальных вузов, а также выпускники и семинаристы Сретенской духовной семинарии. Таким образом, на богослужениях мы стремимся объединить в пении духовную составляющую и профессиональные навыки.

На богослужениях мы стремимся объединить в пении духовную составляющую и профессиональные навыки

Да и общаемся мы и со светской публикой, и с церковными людьми, мне кажется, это очень хорошо уравновешивает.

– А как внутри хора происходит взаимодействие профессиональных музыкантов, выпускников консерваторий, и тех певцов, которые посвящают себя Богу, служению – я имею в виду семинаристов?

– Я очень рад, что, несмотря на какие-то разногласия, которые, так или иначе, случаются между людьми, наш коллектив дружный и чувство братской помощи всегда присутствует, поэтому мы общаемся друг с другом как коллеги и воспринимаем хор не как работу, а как служение. Даже исполняя светские программы, мы все вместе ощущаем служение нашей внутренней идее, которую мы стараемся раскрыть людям: это развитие музыкальной культуры, хоровые традиции, духовная музыка.

– Где в ближайшее время, кроме богослужений в монастыре, можно услышать ваш коллектив?

– 1 октября в Доме музыки у нас был единственный концерт за долгое время, его несколько раз переносили, объединяли, но наконец-то программа состоялась. И пока больше никаких гастролей, планов, кроме богослужений, у нас нет…

хор сретенского монастыря фото

– Если отставить пандемию в сторону и в целом порассуждать о состоянии хоровой музыки, не только духовной. Есть ли у общества запрос на возрождение хоровой культуры?

– Безусловно, это нужно! Хоровое искусство объединяет людей в творческом, эмоциональном порыве, когда люди имеют возможность вместе петь. Но, к сожалению, современный мир удаляется от этого, на мой взгляд. Сейчас засилье таких исполнителей на эстраде, которые проповедуют совершенно непонятные ценности, и молодежь зачастую склоняется в сторону современных тенденций. Может быть, я в силу возраста так рассуждаю, ворчу на молодежь… Но я с неким ужасом смотрю на современную эстраду, исполнителей, у которых даже нет попытки передать миру высокие идеи о добром, светлом, чистом. И это страшно: если не будет поддержки, проповеди той музыки, которая людей объединяет, воодушевляет, направляет на добрые поступки и чувства, то общество будет всё дальше и дальше отходить от культурных и духовных ценностей.

Если не будет проповеди той музыки, которая людей направляет на добрые поступки, то общество будет всё дальше отходить от духовных ценностей

– Как можно достучаться до сердец и душ молодежи?

– Сложный вопрос. Думаю, поддержка государством хоровой культуры может дать возможность создавать новые интересные проекты, направленные на молодое поколение, благодаря новым современным произведениям, и светской музыке в том числе, используя новые форматы, современные передовые технологии, синтезируя разные виды искусств: музыку, живопись, литературу, поэзию, кино, режиссуру, актерское мастерство, чтобы эмоционально человек мог переключиться с каких-то, на наш взгляд, легковесных музыкальных произведений на действительно хорошую, умную, интеллектуальную музыку.

– Духовная музыка такого «осовременивания» не боится?

– Любая музыка когда-то была современной. И эта музыка жива до сих пор, в том числе в исполнении хоровых коллективов. Порой произведения получали популярность уже после смерти создателей. Существуют вопросы, касаемые мира вокруг нас, того, как мы ощущаем себя в этом мире, в гармонии ли мы, как мы относимся к природе, какая у нас культура жизни, общения с людьми, близкими и посторонними. Музыка, как неотъемлемый элемент нашей жизни, как раз и несет в себе ответы на них и тот положительный культурный эмоциональный посыл, который оказывает влияние на всю экологичность окружающей жизни – отношение к людям, природе, миру. Повышение этого уровня культуры через музыку нам совершенно необходимо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930