хор сретенского монастыря кто в нем поет
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Хор мужского Сретенского монастыря
Сретенский хор – это удивительный мостик, где прошлое встречается с будущим,
где явственно ощущается связь времен.
ИСТОРИЯ ХОРА СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Сколько веков стоял Сретенский монастырь, столько существовали и хоры при нём, впервые получившие широкую известность в XVII столетии, когда певчие обители сопровождали торжественные общегородские крестные ходы. А в конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт – вместе с ним не стало и хора.
Московский Сретенский монастырь
Сретенский монастырь был основан в 1397 году в память о чуде, описанном в летописях и произошедшем в 1395 году, когда разоривший Елец Тамерлан повернул свои полчища к Москве. Узнав об этом, первосвятитель Московский Киприан благословил, чтобы величайшая святыня Русской земли, – Владимирская икона Божией Матери – была перенесена из Владимира в Москву.
Десять дней грандиозным крестным ходом несли её в Москву, где тем временем не закрывались храмы: народ Божий молился и днем, и ночью об избавлении от беды. С упованием заступничество Пресвятой Богородицы встречали жители Москвы её святой образ. И чудо произошло – Тамерлан вдруг переменил решение, и отступив от почти беззащитного города, ушел прочь. Летописи повествуют, что заснув в шатре, он увидел грозное явление Величественной Жены, повелевшей ему оставить московские пределы.
В память избавления от врага на том самом месте, где москвичи с молитвами встречали чудотворный образ Пресвятой Богородицы («встреча» на старославянском – «сретение») и был основан Сретенский монастырь.
Свои нынешние черты хор возродившейся в 1994 году обители начал приобретать около 10 лет назад. В 2005 году, по благословению архимандрита Тихона (Шевкунова), хор возглавил его нынешний регент – Никон Степанович Жила, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, сын священника, с детства певший в хорах Троице-Сергиевой Лавры. Вскоре, одновременно со службами, Сретенский хор приступил к записи альбомов и активной концертной деятельности.
Основа хора – студенты Сретенской семинарии, а также выпускники Московской духовной семинарии и Академии. Не менее важная часть коллектива – вокалисты из Московской академии хорового искусства, Московской консерватории и Академии музыки им. Гнесиных.
Каждый из 30 хористов – настоящая находка для творческого коллектива. В составе хора – и собственные талантливые композиторы и аранжировщики: Федор Степанов, Александр Амерханов, Андрей Полторухин, Роман Масленников. Первоклассные солисты: Дмитрий Белосельский, Михаил Миллер, Михаил Туркин, Иван Скрыльников, Петр Гудков, Алексей Татаринцев. Дмитрия Белосельского критика нередко ставит выше некоторых других всемирно известных российских исполнителей, но несмотря на все свои заслуги, участники хора –послушный инструмент в руках регента Никона Степановича Жилы, превращающего созвучие голосов в живой оргáн.
Помимо регулярных служб в Сретенской обители, Сретенский хор поет на особо торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках Русской Православной Церкви.
Участие хора в жизни Русской Православной Церкви:
Освящение храма Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне Патриархом Алексием и Митрополитом Лавром, 2007 г.
Визит Святейшего Патриарха Алексия в Вологдскую и Великоустюжскую епархию, 2007 г.
Концерт, посвященный 90-летию восстановления Патриаршего служения в РПЦ, 2007 г.
Концерт в честь открытия первого православного храма (Великомученицы Екатерины) в Риме, 2007
Освящение собора в Иверском монастыре на Валдае, 2008 г.
Освящение храма святых Константина и Елены в Стамбуле, 2009 г.
Концерт в здании храма святой Ирины для Святейших Патриархов Вселенского Варфоломея и Московского и всея Руси Кирилла, 2009 г.
Зарубежные миссионерские поездки:
В 2005 году хор принимал участие в перезахоронении останков генерала А.Деникина и философа И.Ильина и сопровождал заупокойные службы в Париже и Москве.
В 2006 г. хор дал концерт для Президента Сербии в Белграде и в зале «Аудиториум» папской резиденции в Ватикане.
В том же году с триумфом прошли выступления хора в Париже – молебен в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) и концерт в ЮНЕСКО.
В 2007 г. хор совершил мировое кругосветное турне, посвящённое объединению Русской Православной Церкви. Выступления проходили на лучших концертных площадках Нью-Йорка, Вашингтона, Бостона, Торонто, Мельбурна, Сиднея, Берлина, Лондона.
В 2008 г. в рамках миссии русской православной церкви хор Сретенского монастыря участвовал в «Днях России в странах Латинской Америки» и с огромным успехом выступал на Коста-Рике, в Гаване, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айресе, Ансунсьоне.
«Первая задача хора – это участие в богослужениях. Два раза в неделю коллектив полным составом поет в храме, – рассказывал Н.Жила в интервью «Российской газете». – Но есть еще одно направление, которое близко нам. Это русская песня ХХ века. В этот период, когда православная вера была гонима и насильственно изгонялась из памяти народа, были созданы удивительные песни, которые чем-то, пусть весьма отдаленно, но заменяли в душах людей неизвестные им молитвенные состояния».
Светские выступления в России:
Впервые программа «Шедевры русского хорового наследия» был представлена широкой публике в Кузбассе в 2005 и в 2006 гг. Она была отмечена медалями «За веру и добро» и «За служение Кузбассу», которые вручил регенту хора губернатор Кемеровской области. А.Г.Тулеев.
В 2006-2007 г.г. хор участвовал в богослужениях и проводил концерты на Дальнем Востоке и в Сибири, выступал в совместных концертах с Кубанским казачьим хором в (2006, 2007 гг.) в Москве.
Выступления хора в Москве проходят в лучших концертных залах – в Кремлёвском Дворце Съездов, Большом Зале Консерватории, Колонным Зале Дома Союзов.
Хор участвовал в концерте в рамках Рождественских чтений, в фестивале «Дворцы Санкт-Петербурга» в 2006 г., в концерте в Санкт-Петербургской Филармонии в 2007 г.
Для коллектива стало традицией ежегодное выступление на Пасхальном фестивале.
В репертуаре хора, помимо духовной музыки, собраны лучшие произведения песенной традиции России – русские, украинские и казачьи песни («На горушке, на горе», «Ах, ты степь широкая», «Не для меня придет весна», «Любо, братцы, любо», «Нiч яка мiсячна. », «Ой, на горi»). Песни военных лет, такие, как «Враги сожгли родную хату», «Эх, дороги» или вальс начала ХХ века «На сопках Манчжурии», звучат уникально – Сретенский хор исполняет их акапелла. Популярные и всеми любимые романсы «Белой акации гроздья душистые», «Утро туманное» в хоральной аранжировке не оставляют равнодушными ни специалистов, ни любителей музыки и в России, и за рубежом. По оценке дирижера оперного оркестра Сан-Франциско, профессионального певца Томаса Бюссе, хоральная аранжировка Ф.Степанова известного романса Ф. Абта на стихи Ивана Тургенева «Утро туманное» позволяет хору «показать, на что способны тенора с легчайшим пианиссимо на высоких нотах. Даже профессиональные американские хоры вынуждены прибегать к фальцету на таких высоких нотах, но русские владеют достаточной техникой, чтобы вытянуть их».
Отзывы критики
Мужской хор Московского Сретенского монастыря не имеет аналогов во всём мире не потому, что поёт акапелла, а потому, что делает это так, как никакой другой хор в мире.
Информационный портал «Мое!»,
Выступления Сретенского хора – это всегда спелая гроздь, роскошный, ломящийся от всевозможных яств духовный пир.
С.Чесноков, сайт Православие.Ru
2008 г., Нижний Новгород
Этот хор звучит фантастически: отшлифованное пение и согласованный, совершенно безошибочный русский звук. Их голоса настолько хороши, что достойны самого пристального внимания.
Томас Бюссе, «San Francisco Classical Voice»
Песнопения звучат живым органом. Переливы голосов и ритм, который певчие слушают сквозь собственный пульс, завораживают — даже если слова непонятны.
Они выглядят как обычный хор, пока не запоют. Вдруг вас волной накрывает удивительный звук – необыкновенно богатый, мелодически мощный и при этом чрезвычайно искренний.
Люк Хардинг, «Гардиан»,
После вашего концерта мне захотелось пойти и на богослужение, где вы поете. Ведь если здесь, в светском зале, испытываешь такой подъем духовности, каково же будет в церковных стенах!
2007 г., Торонто, Канада
Композитор Александра Пахмутова высоко оценила исключительную точность и выразительность аранжировок её музыки в исполнении Сретенского хора без инструментального сопровождения.
В последние годы хор Сретенского монастыря записал несколько музыкальных альбомов с духовными песнопениями и лучшими песнями классического и народного репертуара.
В 2009 году вышел новый диск Дмитрия Белосельского и Сретенского хора «Верю. Надеюсь. Люблю.» Программа, представленная на нём, формировалась в течение нескольких лет. В неё вошли самые значимые и лучшие работы коллектива, составившие основу концертных выступлений хора. Аранжировки всех песен сделаны талантливыми молодыми композиторами – участниками хора.
Дискография Сретенского хора:
«“Кто ны разлучит от любве Божия”. Песнопения новомученикам и исповедникам Российским» (2002)
«Вижу чудное приволье» (2002)
«Всенощное бдение» (2003)
«Песнопения Страстной седмицы» (2004)
«Божественная литургия» (2005)
«Любимые песни. Альбом для друзей» (2006)
«Воскресение Христово видевше» (2007)
«“О, дивное чудо! Древо жизни над Русью воздвизается…” К 1020-летию Крещения Руси» (2008)
Рубрики: | храмы музыка и танцы |
Метки: хор пение хор мужского Сретенского монастыря Черный ворон
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
Народный хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря
сайт нашего хора
О хоре
НАРОДНЫЙ ХОР НАУЧИЛ МЕНЯ ТЕРПЕНИЮ
Насельник обители иеродиакон Серафим (Чернышук) рассказал об истории создания народного хора Сретенского монастыря, интересных и сложных нюансах работы с непрофессиональными певчими и своем становлении как регента.
Как появился народный хор
Идея создания народного хора возникла еще в 90-е годы. В феврале 1994 года, на Сретение, открылось подворье Псково-Печерского монастыря, которое, спустя несколько лет, было преобразовано в Московский Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. С первых дней службы в обители шли ежедневно, и остро встал вопрос с певчими. Тогда наместнику монастыря архимандриту Тихону (Шевкунову) пришла в голову мысль создать хор из прихожан и сотрудников монастыря. Первый регент народного хора, Николай, самоотверженно работал с хором в течение почти десяти лет. Они довольно быстро освоили обиходные песнопения Литургии и стали петь несколько служб в неделю. Изредка я приходил попеть с ними, а иногда и заменял внезапно заболевшего или по иным причинам отсутствующего регента.
Спустя время случилось так, что Николай больше не мог нести свое послушание регента народного хора — он с семьей переезжал в другой город. Внезапно осиротевший хор несколько месяцев пел без постоянного регента. Певчие стали покидать хор, отчего пение на службах становилось всё менее слаженным. Уже встал вопрос о роспуске хора. Активная часть певчих пошла к наместнику с поклоном и попросила сделать меня их регентом. Так, по ходатайству певчих, с осени 2005 года я стал регентом народного хора.
Не скажу, что благословение наместника было простым для меня. Я его принял как послушание, а послушание не выбирают. Музыкального образования у меня не было, но небольшой регентский опыт имелся. До монастыря я два года учился в церковно-певческой школе при Антиохийском подворье в Москве, а с первых своих дней в монастыре я нес послушание на клиросе и был регентом братского хора.
Наши первые службы
Первое, что мы сделали, так это повесили объявление в храме о наборе всех желающих в народный хор. На первую репетицию пришло человек пятьдесят. Честно скажу, я немного испугался, так как не очень хорошо себе представлял с чего начать и как строить занятия.
Многие из пришедших по объявлению вообще никогда не пели. Были и такие, кто по молодости пел в хоре, участвовал в самодеятельности в студенческие годы, но потом больше не притрагивался. Спасли положение «ветераны» — костяк от старого состава народного хора, они вполне хорошо знали обиходные песнопения, новичкам оставалось только пристраиваться к ним. Вскоре дело пошло веселее. Через три-четыре занятия, которые проводили прямо в храме в промежутках между службами, стало что-то вырисовываться: народ запел! У певчих в глазах появился огонек, да и у меня пропало чувство страха и безысходности — начало положено. Труднее всего было с басами и тенорами. Если первые и вторые голоса (сопрано и альты) в хоре чаще всего поют мелодическую партию, которая легче запоминается, то партии басов и теноров поют гармоническую: человеку, не знающему нотной грамоты, запомнить их гораздо сложнее. Начинали практически с нуля: учились держать строй на самых простых песнопениях. И вот, через пару месяцев мы спели первую свою Литургию.
Страшновато было. Наверное, как первый прыжок с парашютом. Я волновался больше за певчих, чем за себя. Я видел, как они переживают, как готовятся к этому событию. Зато сколько потом было радости у всех! Было время, когда мы каждый год отмечали годовщину нашей первой службы, как много она для нас значила, потом как-то само собой стало забываться.
Думаю, любой настоятель хотел бы, чтобы на его приходе был такой хор. Ну, во-первых, из чисто меркантильных соображений — народный хор зарплату не получает, а поет во славу Божию, в то время как содержание профессионального хора — это весьма дорогое удовольствие; во-вторых, наши певчие всю душу вкладывают в пение, а это дороже денег. Очень умилительно видеть, как совсем уже старенькие бабушки (из хора) спешат, опираясь на свои палочки, в храм на службу. Многие из них — люди одинокие или живут в одной семье с неверующими, нецерковными родственниками, и их участие в службе, может быть, чуть ли не единственная отдушина в жизни. В какой-то степени народный хор — это палочка-выручалочка для обители.
Правый хор частенько уезжает с концертами, семинаристы на Рождество и на Пасху разъезжаются на каникулы, оставшиеся без певчих службы делят между собой женский хор (левый) и наш народный. Правда с недавних пор появился у нас в монастыре еще и молодежный хор — тоже на добровольных началах, они поют молебны по воскресеньям и крещальные Литургии. Нужно ли создавать подобные хоры на приходах? Может быть, и да. В любом случае это решение должно исходить от настоятеля. В Сретенском монастыре народный хор — это уже часть истории.
Занятия с народным хором вырабатывают терпение
Работа регента довольно напряженная, если не сказать нервная, поэтому среди регентов нередко встречаются люди с слегка расшатанной психикой.
Народный хор — не исключение, но с одной особенностью: это люди, в основном, значительно старше меня, которые годятся мне как минимум в родители, и это сдерживает. Бывает, конечно, иногда и не сдержишься, и повысишь на кого-то голос, потом совестно становится за свою несдержанность. Думаю, что все мы, находясь в одном коллективе, учимся терпеть и любить друг друга. Это тяжелый труд, но очень благодатный. И певчие это понимают, поэтому мы легко преодолеваем разногласия.
Работа с народным хором сильно отличается от работы с профессиональным хором. Допустим, хотим мы разучить новое произведение. В профессиональном хоре регент не тратит время на разучивание отдельных партий, он раздает ноты, задает тон. Взмах рукой — и хор запел. Там, конечно, свои трудности, а где их нет?
С народным же хором все гораздо медленнее — нужно пропеть каждому его партию, разобрать до самых винтиков произведение. Бывает, повторяем одну фразу по десять и более раз. Потом, когда всё разобрали, потихонечку «склеиваем», пробуем петь все вместе. Бывает так, что на разучивание одного произведения, не очень большого, у нас уходит месяц занятий, а занятия раз в неделю.
Сейчас могу сказать про наш хор — они выросли и, наверное, я вместе с ними. У нас стали появляться певчие с музыкальным образованием, да и «старички» руку набили, многие из них читают ноты не хуже профессионалов. И новичкам интереснее стало, кто плохо еще знает репертуар.
Каждая спевка и каждая служба проходят у нас по-разному. Бывает так, что приходишь на спевку с неимоверным грузом и не знаешь, с чего начать, ломаешь сам себя, заставляешь. Через какое-то время, когда сил уже совсем нет, приходит будто отклик от них, я чувствую их поддержку, и становится легче. Чувствуешь, что ты не один, а мы все вместе. Так же и на службах бывает. Иногда вроде все голоса пришли, а вот не клеится что-то и все. Бывает и наоборот, конечно.
Когда поет народный хор
Сейчас мы готовимся к Пасхе. Будем петь не только Литургии, но и вечерние службы. В течение года мы вечерние службы не поем, потому что они сложнее, из-за того что в них много изменяемых песнопений, а времени на подготовку нам нужно много.
На Пасху и Рождество у нас всегда свое застолье. Наши певчие, всегда щедрые на угощения, в эти дни особенно стараются удивить своими кулинарными способностями.
Как хор храм заводил
Как-то отец Тихон поставил перед нами задачу. Он сказал: «Надо, чтобы пел весь храм. Пусть народный хор заведет всех прихожан!» Но этот эксперимент провалился. Дело в том, что отец Тихон ездил на один приход, где действительно пел весь храм, и ему это так понравилось, что он решил повторить этот опыт у нас. Распечатали текст службы, раздали всем прихожанам. Всем заранее объявили, что будет служба, на которой будут петь все прихожане.
Я встал на амвоне, а передо мной под амвоном разместился наш народный хор. Началась служба. Народный хор старался изо всех сил, а весь храм честно смотрел мне в глаза — и молчал. Прихожане подпевали только «Господи, помилуй» и всё. Остальные песнопения старательно тянул на себе наш народный хор. Мгновенного эффекта не получилось. Может быть, если бы мы задались целью это делать продолжительное время, то у нас бы что-то вышло.
Мне очень запомнилась одна служба, к ней мы готовились с особым чувством. Как-то я спросил певчих: «Наверняка у многих есть почившие родственники не отпетые?»— они говорят: «Да, есть». Говорю: «Давайте выучим чин отпевания и отпоем их?» Все с радостью согласились. Мы всё отрепетировали и отслужили заочное отпевание всех наших неотпетых усопших. Список почивших был огромный! После отпеваний люди подходили и благодарили со слезами на глазах, а мне хотелось их благодарить за то, что сообща мы сделали такую прекрасную службу. Было просто удивительное состояние радости и единодушия! Это одна из самых запомнившихся мне служб.
Бывают у нас с хором и паломнические поездки по святым местам. Там же обязательно поем службу. Первая наша поездка была весной 2006 года на родину священномученика Илариона — в село Липицы Московской области. Пели Литургию в Благовещенском храме, где служили дед и отец священномученика Илариона (Троицкого), там же, возле храма, они и похоронены. Несколько раз мы ездили в Псково-Печерский монастырь.
За все эти годы я ни разу не разочаровался в народном хоре. Люди настолько любят это дело, что их любовь к пению перекрывает непрофессионализм. Я чувствую отдачу от своих певчих, а связь между регентом и хором всегда очень чуткая.
Народный хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря
сайт нашего хора
Из беседы с регентом народного хора иеродиаконом Серафимом:
«…– Сретенский монастырь славится своими хорами. Расскажите, пожалуйста, о них.
– Я собственно сюда и пришел из-за хора. Здесь уже в самом начале, в 1990-е годы, был один из лучших мужских хоров Москвы. Стоять здесь на службах было просто божественно.
Потом я узнал, что здесь есть что-то наподобие братского хора, где пели не только насельники, но и прихожане. Я попросился туда, меня взяли. Поначалу мы пели ночные службы – тогда отец Тихон служил их в 4 часа утра. Со временем стали петь и рядовые службы – до этого все будни пел женский хор. Иногда удивляются: почему в мужском монастыре поет женский хор? Это наши прихожанки, которые пришли в обитель еще в самом начале, в 1994 году, вместе с отцом Тихоном. Тогда братии не было вообще, петь было совершенно некому – и они с энтузиазмом взялись за это дело. А сейчас у нас уже есть возможность полностью обеспечить службы мужскими хорами – но не выгонять же их…
Постепенно наш клирос усиливался. Регент тогдашнего большого хора, Сергей Пельгук, предложил отцу Тихону петь всенощные на два хора. Какое-то время мы так и служили, было очень красиво.
Когда братии стало побольше, у нас появился чисто братский хор. Это было в конце 1997 – начале 1998 года. Мы нашли регента, ее звали Валентина. Она к нам весьма строго относилась, но сейчас мы ей очень благодарны: она создала основу нашего хора. Мы стали петь несколько служб в неделю, «отняв» их у женского хора, за что они на нас неслабо обиделись. Каждое воскресенье мы пели раннюю, причем отец Лука и отец Клеопа, которые тогда уже были диаконами, пели раннюю, а потом служили на поздней. Помню, я их будил, расталкивал к ранней службе, они с такой неохотой приходили…
Со временем, когда наша семинария разрослась, нас рукоположили, и постепенно братский хор превратился в семинарский, который сейчас и поет ранние Литургии и еще несколько служб в неделю.
– В монастыре есть еще и народный хор. Как вы оказались его руководителем?
– Народный хор был в нашем монастыре с самого начала. Когда я только пришел сюда, они уже пели две службы в неделю. Со временем, когда тогдашний регент был вынужден уехать из России, хор стал постепенно приходить в упадок. И тогда певчие этого хора просто пошли к отцу Тихону и попросили поставить меня их регентом. Отец Тихон не возражал – так я и начал возглавлять народный хор.»
Сретенский хор
Сколько веков стоял Сретенский монастырь, столько существовали и хоры при нём, впервые получившие широкую известность в XVII столетии, когда певчие обители сопровождали торжественные общегородские крестные ходы. А в конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт – вместе с ним не стало и хора.
Свои нынешние черты хор возродившейся в 1994 году обители начал приобретать около 10 лет назад. В 2005 году, по благословению епископа Тихона (Шевкунова), хор возглавил его нынешний регент – Никон Степанович Жила. Вскоре, одновременно со службами, Сретенский хор приступил к записи альбомов и активной концертной деятельности.
Основа хора – студенты Сретенской семинарии, а также выпускники Московской духовной семинарии и Академии. Не менее важная часть коллектива – вокалисты из Московской академии хорового искусства, Московской консерватории и Академии музыки им. Гнесиных.
В составе хора – и собственные композиторы и аранжировщики: Федор Степанов, Александр Амерханов, Дмитрий Лазарев, Иван Черемухин. Первоклассные солисты: Михаил Миллер, Иван Леонов, Михаил Туркин, Вадим Зарипов, Алексей Закатов.
Помимо регулярных служб в Сретенской обители, Сретенский хор поет на особо торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках Русской Православной Церкви
В репертуаре хора, помимо духовной музыки, собраны лучшие произведения песенной традиции России – русские, украинские и казачьи песни («На горушке, на горе», «Ах, ты степь широкая», «Не для меня придет весна», «Любо, братцы, любо», «Нiч яка мiсячна…», «Ой, на горi»). Песни военных лет, такие, как «Враги сожгли родную хату», «Эх, дороги» или вальс начала ХХ века «На сопках Манчжурии», звучат уникально – Сретенский хор исполняет их акапелла. Популярные и всеми любимые романсы «Белой акации гроздья душистые», «Утро туманное» в хоральной аранжировке не оставляют равнодушными ни специалистов, ни любителей музыки и в России, и за рубежом.
В последние годы хор Сретенского монастыря записал несколько музыкальных альбомов с духовными песнопениями и лучшими песнями классического и народного репертуара.
Участие хора в жизни Русской Православной Церкви:
Освящение храма Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне Патриархом Алексием и Митрополитом Лавром, 2007 г.
Визит Святейшего Патриарха Алексия в Вологдскую и Великоустюжскую епархию, 2007г.
Концерт, посвященный 90-летию восстановления Патриаршего служения в РПЦ, 2007 г.
Концерт в честь открытия первого православного храма (Великомученицы Екатерины) в Риме, 2007
Освящение собора в Иверском монастыре на Валдае, 2008 г.
Освящение храма святых Константина и Елены в Стамбуле, 2009 г.
Концерт в здании храма святой Ирины для Святейших Патриархов Вселенского Варфоломея и Московского и всея Руси Кирилла, 2009 г.
Зарубежные миссионерские поездки: