Хороший тыл в авто
Как выбрать акустику в автомобиль.Инструкция для новичков.
Как выбрать акустику в автомобиль
В этой статье я попробую простым языком объяснить как простому покупателю правильно выбрать акустику в автомобиль и не ошибиться при выборе. Сразу скажу, что выбор акустики в автомобиль — дело очень сложное и зачастую даже профессионалы не с первого раза находят правильный вариант, удовлетворяющий запросы заказчика по звучанию, поэтому в этой статье речь пойдет и системах среднего класса и пользователей, которые не требуют, чтобы было слышно седьмую скрипку в оркестре в результате полученной после инсталляции системе.
Также, исходя из больше чем 10-ти летного опыта работы с Автозвуком, хочу сказать что купить дорогие компоненты акустических систем и думать что это будет гаранировать хороший и качественный звук в результате не стоит. Бывает, что даже топовые акустические системы установленные по всем правилам в результате не звучат. Автомобиль — очень сложная среда для создания правильного звука. Вот некоторые основные проблемы препятствующие получению хорошего звука в авто:
• Слушатель в автомобиле находится не по центру от динамиков. В результате звук от одних динамиков приходит к нашей голове раньше, от других позже. В серьезных системах это компенсируется процессором с временной коррекцией, который продается как отдельно, так и бывает встроенным в автомагнитолу.
• В идеале высокочастотные и среднечастотные динамики должны быть направлены на нас спереди, чтобы формировать правильную звуковую сцену. В реалии это можно достигнуть только изготовлением дорогих подиумов на стойки или на торпедо, что не каждому по карману.
• Вечная погоня за фронтальным басом. Любая система зазвучит абсолютно по другом, если нижний бас будет идти не с сабвуфера, установленного в багажнике, а с фронта. К сожалению в автомобиле установить сабвуфер вперед практически не возможно, не внося кардинальные изменения в салон.
• Наличие огромного количества шумов, скрипов, сторонних звуков. Лечится шумо-вибро изоляцией.
Одной из самых основных позиций при выборе акустики в автомобиль стоит считать то, что результат звучания акустики больше зависит от того, как она установлена, а не от того, за какие деньги она куплена. Например динамики за 6000 рублей, установленные в штатные места в двери будут играть хуже, чем динамики за 3000 рублей, установленные в ту же дверь на деревянные кольца с шумоизоляцией, что в результате будет по бюджету дешевле. Проверено и не раз.
Очень важно так же сказать о основных способах установки акустики в автомобиль.
Акустика в штатные места в торпедо. Как правило в такое место ставятся не большие динамики, крепятся на пластик, часто играют не на закрытый объем, на качественный звук с них рассчитывать не приходится. При такой инсталляции рекомендую выбирать акустику недорогую, но фирменную, чтобы служила долго. Например:
Акустика в двери, в штатные места. Тут можно хорошо развенуться и сделать хороший, качественный звук. Очень рекомендую ставить акустику размера 16.5 см. Даже если штатные места 13 см., в подавляющем большинстве случаев можно доработать штатное место и установить 16 динамики. Также, рекомендую ставить акустику 2-х компонентную, т.е. с выносной пищалкой, т.к. пищалка от коаксиальной акустики будет играть Вам в ноги и нормальной звуковой сцены Вы не получите. В целом дверь автомобиля в своем первоначальном состоянии все равно что консервная банка для акустики. Чтобы сделать из нее достойное акустическое оформление для звука ее надо обязательно шумо и вибро изоляровать. Динамик рекомендую крепить не к металлу двери, а на деревянные кольца. Примеры удачных вариантов компонентной акустики (с выносной пищалкой):
И примеры коаксиальной акустики (с встроенной пищалкой) для тыла:
Morel Maximo Coax 6
Акустика в заднюю полку. На тыл как правило ставятся овалы, изготавливается полка для установки, любо усиливается штатная. Примеры достойных вариантов для такой установки:
Автозвук 3.0. Целесообразность «тыла».
Автозвук, как известно, есть болезнь. Ну или зависимость. Так же, как и шумоизоляция.
«А что, а если, а вдруг… Может то попробовать, это…»
В общем и целом — захотелось изменений.
Кратко, моя история «болезни»:
1. Штатные «тринахи» спереди от головы Sony.
2. Замена головы на Alpine CDE-180.
3. Мощная ШВИ дверей + 16ый коаксиальный фронт Morel.
4. 4-х канальник 4х100w MacAudio ZXS 4000 для раскачки фронта.
5. 4-хомный сабик Pioneer TS-WX305B. Запитал мостом второй парой каналов усилка.
6. Замена головы на процессорный Kenwood KMM-BT304Y.
Захотелось чего-то нового. То ли громкости, то ли…
По итогу, был докуплен 13-ый тыл для задних дверей — Morel Maximo Coax 5. Поставил через заводские пластиковые подиумы. Сеточки валялись в гараже ажно с 2014(!) года. Дверь, напомню, укатана вхлам ПРОФ Ф четвёркой.
Ладно, ок, вытащил саб…
Настроил. Покатался. Без баса — печаль. Да, панчит неплохо (спасибо аудиоподготовке дверей). Но саб нужен. В итоге плюнул… продал усь (прощай бро, спасибо что почти 4 года стойко переносил мои музыкальные предпочтения… были там и ABBA, и негры, и трансуха-прогрессуха, и BTS… ааааа сколько мне лет вообще?):
Гулять так гулять. Купил сразу два усилка. Четырехканальник ACV GX-4.150 с рук (к нему чуть позже вернемся, попил мне крови), моноблок AUDIO NOVA AA2000.1 новым в магазе:
Встал вопрос об грамотной установке. ACV просто огромный и под заднюю полку, как стоял Mac Audio, не помещался ни в какую. Пришлось делать фальшспинку из фанерки, размеры 40х80 см. Просверлил по периметру отверстия и притянул хомутами, сверху штатная обивка задней спинки и порядок.
По подключению: фронт естественно первая пара каналов ACV, свой гейн с учетом предельных возможностей динамиков, тыл вторая пара каналов ACV, также гейн с учетом номинала, моноблок на саб (запас по мощности безумный, моща RMS у саба 350, а усилок выдает 700 Вт(!) в 4 ома; да, красиво жить не запретишь, но мой саб имеет одну катушку, в 2 или 1 ома его не перекоммутировать… получилось буржуйство, так-то).
Не обошлось и без приключений. Да-да, вернемся к ACV. Его выбрал не случайно. Нашел обзоры на ютубе, повелся на результаты замеров — усь выдает 156(!) ватт чистой мощи на канал при полной загрузке в 4 Ома. Так вот при подключении услышал АДСКИЕ помехи на заведенном двигателе:
Опять же, напомню — проводка у меня сделана по уму. Сила по левому борту. Тюльпаны по правому. Акустические — по крыше (!). Всё разведено. На МакАудио никаких проблем и в помине не было. Земляная петля? Ну-ну. Прокинул питание магнитолы от дистрибьютора усилка — и плюс, и минус, и ремоут. И с бубном поплясал. Всё свёл в одну точку. Ноль эмоций. Печаль беда. Пришлось покупать еще и шумоподав — а точнее, гальванически развязывать магнитолу и усь. Спасибо, АлиЭкспресс.
К слову, той же Аудио Нове плевать на какие то там развязки, земляные петли и тп. С самого первого включения и настройки раскачивать саб стала так, что думал — вырвет мне крышку багажника к чертям.
Итоговые впечатления. Если Вы не меломан вроде меня, и не простой обыватель, которому нужно, чтоб играло, и катаете в основном один, без пассажиров — мой вердикт для Вас неутешителен. Я крайне не рекомендую ставить 13-ый тыл в Гранту. При штатной установке (да даже если и купить 16-е подиумы для задних дверей, как мне кажется) — играют они в ноги, никакой мифической «наполненности» салона звуком, «подзвучки» и в помине нет. Фронт играет громче в разы, даже если прибрать фейдером фронт — возникает ощущение, что звук спереди попросту глушится, и звуковая картина не переезжает назад, а попросту размазывается. Не знаю, как описать, да и видео не передаст печали. Насчет блинов — возможно, есть смысл, но лично я очень сомневаюсь, что произойдет со сценой, если воткнуть их в такой близости от орущего саба… Возможно, покатаюсь чуть и продам тыл к чертям, и буду как минимум переносить твиттеры на стойки для лучшей картины, а как максимум… аааа, вместо тысячи слов: www.drive2.ru/l/504374846914822216/
UPD спустя месяц. Махнул рукой и продал фронт, тыл и усилок ACV. Был куплен новый двухполосный фронт и 4-хканальник меньшей мощности и габаритов — будем делать бюджетное SQ ) Но это в следующей серии.
Правильный тыл в авто
Уважаемые форумци помогите с тылом у меня в голове 2 варианта)
1- поставить в заднюю полку 4 динамика под усь)
2- поставить в заднюю полку 2 динамика и в багажник 2 динамика саб 8дюйм тоже под усь)
Как будет более правильнее?
не правильно ни так, ни эдак.
правильно — в багажник саб.
как тебе нра, так и делай…
а тыловаья подзвучка Где должна стоять что бы ее саб не забивал?
ну по моим понятиям — тыловой подзвучки не должно быть вообще)))
не правильно ни так, ни эдак.
правильно — в багажник саб.
как тебе нра, так и делай…
+1 Хороший громкий фазик!
ну тут кому что))
по мне, так ЗЯ)
Ну правильно или нет, так называемая «тыловая подзвучка» споров было много. У каждого своё идеальное звучание, мне например нравится, когда нет сцены, а есть звук со всех сторон и ни кто меня не переубедит в обратном)))) Главное, что бы были настройки по звуковым задержкам, что бы звук действительно был вокруг, а не доносился тыл с опоздание и не получалась каша. Ещё не маловажный момент, тыл должен быть один в один такой же как и фронт, тогда звук будет действительно объёмный и одинаковый со всех сторон. Не в коем случае нельзя ставить динамики в полку и саб в багажник иначе саб будет давить на динамики снизу и будут искажения. При такой инсталляции придётся для динамиков в полке делать короба, что бы на них не давил саб. Ещё как вариант саб ставить вместе с динамиками в полку и делать короб под саб снизу полки. Вот как то так с тылом обстоят дела))
мне тоже нужно что бы звук был по кругу у меня в плане фронт 4 динамика 2-х комп акустикии под 4 канал усь, с тылом разобратся не могу вот((
Как бы банально это не звучало) но можешь посмотреть как сделано у меня.))) Я долго экспериментировал с тылом и сабвуфером. В итоге пришёл к тому, что есть сейчас. Даже от аналогичных коаксиалов в полке отказался, так как слышал разницу в звучании.
О тыловой акустике замолвим словечко.
Бывает часто советуешь человеку музычку в машину, а он тебе такой: «А как же тыл?» И начинаешь пытаться ему объяснить нецелесообразность сего мероприятия ))
Недавно я набрёл на любопытную статью посвященную тыловой акустике.
Набираемся терпения и читаем, друзья мои ))
Тылом имеет смысл заниматься только после того, как стабилизируется положение на фронте и будут одержаны важные победы: получена гладкая частотная характеристика фронтальной акустики, сформирована звуковая сцена, решен вопрос с басами. Только после этого можно обращаться к тыловым каналам, ибо роль их в качественной мобильной установке — существенно вторичная.
И еще: сразу оговоримся, что речь пойдет о тыловой акустике, поддерживающей звуковую картину для сидящих на переднем сиденье, а не о системе обслуживания задних пассажиров.
Нравится нам это или нет, но в традиционном виде автомобильная аудиосистема настроена именно на эту часть населения, находящегося на борту. Случай лимузинов и членовозов здесь не рассматривается — там совсем другие критерии и решения.
Теперь картинка, олицетворяющая предмет устремлений при построении тыловых каналов.
Она изображает акустическую обстановку в реальной жизни и перенесена сюда не откуда-нибудь, а из официального издания «Руководства для судей на соревнованиях IASCA» (Official IASCA Competitor Judging Handbook), стр. 87, где она помещена с подписью «Идеальная звуковая сцена». В реальном зале большая часть звука приходит к слушателю непосредственно. В то же время часть его отражается от стен и других «местных предметов». И хотя интенсивность отраженных звуков намного уступает интенсивности прямых, именно отзвуки создают ощущение богатого, наполненного звукового поля, претендующего на сходство с реальным.
Тыловая часть звукового поля в машине должна быть именно добавкой к основному (т.е. фронтальному) звуку, а не давать самостоятельный звук. В этом смысле стихийно родившийся у нас термин «подзвучка» уступает по семантической состоятельности английскому «rear-fill», т.е. «тыловое заполнение», но тут уж ничего не сделаешь… В техническом смысле термин «тыловая подзвучка» означает звуковое поле, воспроизводимое вспомогательными громкоговорителями, расположенными позади слушателя. Целью подзвучки является добавить глубины и реализма звучанию основной (фронтальной) акустической системы.
Распространенное заблуждение, что сзади должна стоять мощная широкополосная акустика, является своего рода атавизмом того периода развития автостерео, когда наиболее подходящим местом для установки динамиков считалась задняя полка. До сих пор, надо заметить, многие автомобильные производители, не желая себя обременять компоновочными проблемами, неизбежно связанными с установкой качественной фронтальной акустической системы, ставят в штатном варианте в заднюю полку излучатели значительно большие по размеру, нежели установленные в передних дверях или панели приборов.
Более того, идя на поводу у столь укоренившихся фактов жизни, производители головных аппаратов часто коммутируют встроенные усилители и RCA выходы таким образом, что сигнал на линейном выходе (т.е. предназначенный для дальнейшего усиления, обозначается как тыловой.
Относится ли это к высококачественным аудиосистемам? Безусловно — нет. Давайте рассмотрим свойства тылового звукового поля, исходя из общего принципа звукового проектирования автомобильной системы, а именно — добиться наиболее реалистического воспроизведения звука.
В реальных условиях звук, приходящий к нам сзади — это отраженная и рассеянная часть звука, приходящего спереди, со стороны сцены. В этом легко убедиться при посещении концерта любого музыкального жанра. Сколько музыкантов (или громкоговорителей) расположились в последнем ряду партера? Вот именно: ни одного…
Итак, какой же звук приходит сзади и какой, следовательно, нам предстоит имитировать имеющимися у нас средствами? Во-первых, отраженный звук не содержит осмысленных басов. Это происходит не потому, что они не отражаются, а потому, что отражаясь, низкие звуки не несут информации о направлении на источник звука, именно поэтому сабвуфер можно устанавливать где угодно. Во-вторых, высокочастотных составляющих в отраженном звуке почти нет, поскольку они сильно ослабляются с расстоянием и при отражении от большинства поверхностей, встречающихся в реальной жизни. Типичная акустическая обстановка может быть воссоздана с помощью фильтра нижних частот с крутизной спада 6 дБ/окт и частотой среза 4 — 5 кГц.
Искомая АЧХ тыловых каналов дана на рисунке.
В-третьих, оставшиеся средние частоты приходят к нам сзади после нескольких отражений от различных поверхностей, находящихся от нас на различных расстояниях. Подобный сигнал называется диффузным (размытым) и, вообще говоря, затрудняет определение направления на источник звука. И наконец, тыловой отраженный сигнал достигает нас значительно ослабленным, обычно на 18 — 24 дБ по отношению к фронтальному. Вывод может показаться довольно неожиданным: для реалистического воссоздания акустической обстановки с помощью тыловой акустики последняя должна обладать ровно теми свойствами, которых мы всеми силами стараемся избежать при создании фронтальной звуковой сцены: нет басов, нет верхов, размытые средние и низкий уровень. И наоборот, в чем многие убедились, успев, к сожалению, при этом потратить зря и силы и средства, — чем более широкополосный и четкий звук производит тыловая акустика, тем более размытой и неясной становится фронтальная звуковая сцена.
В терминах практических решений:
1. Не устанавливайте высокочастотных излучателей сзади. Там они не нужны, лучще направьте сэкономленные средства на качественные пищалки для фронтального комплекса, за которые переплатить — трудно.
2. Не устанавливайте больших динамиков — идеальными для тыла являются 3,5 — 4 дюймовые среднечастотные или широкополосные головки, 5-дюймовые — допустимы, 6 — дюймовые — излишество, 6 х 9 — явная несуразица. Более того, небольшие по размеру излучатели являются даже предпочтительными, поскольку создают меньше проблем с диаграммой направленности в верхней части рабочего диапазона (3 — 4 кГц). Для относительно скромных систем можно удовлетвориться штатными динамиками, если это — 4 — 5-дюймовые широкополосные головки. Если же Вас беспокоит, что дешевые головки, помимо ограниченного частотного диапазона, привнесут в общую звуковую картину повышенные искажения или неравномерность тонального баланса — лучше поставить небольшие, но качественные (но не шикарные) головки.
3. Не предусматривайте большой мощности тыловых каналов: уровень мощности, который будет достигнут после настройки, окажется меньше мощности, подводимой к передней акустике в 20 — 100 раз, то есть будет измеряться единицами ватт даже при максимальной громкости. Нет смысла использовать для этих целей два полновесных канала усиления мощности, зная, что усиление на их входах предстоит установить вблизи нижнего предела регулировки. В большинстве случаев мощности встроенных усилителей головного аппарата оказывется вполне достаточно, тем более, что в высококачественных установках они, как правило, оказываются вакантными. Один из вариантов включения тыловой акустики, успешно применявшийся в призовых установках, вообще может работать с одним каналом усиления, на чем мы остановимся отдельно.
4. Желательно, чтобы излучение тыловых динамиков достигало слушателей не непосредственно, а в результате отражения, например, от заднего стекла. Это способствует воссозданию диффузного звукового поля.
5. Если в багажнике или грузовом пространстве хетчбека установлен сабвуфер, а тыловые громкоговорители не изолированы от объема багажного отделения, низкочастотные колебания будут воздействовать на тыльную сторону диффузоров, заставляя их работать как пассивные излучатели и создавая неизбежные и очень неприятные на слух интермодуляционные искажения. Обязательно отделите тыловые динамики от звукового поля сабвуфера герметичными боксами, размер которых, с учетом довольно высокой нижней границы рабочего диапазона, может быть минимальным. Это заодно улучшит демпфирование тыловых головок и связанные с этим переходные характеристики.
Формирование частотного диапазона тыловых громкоговорителей лучше всего доверить пассивным L-C цепям, тем более, что настройки и подбора номиналов компонентов, как правило не потребуется.
Схема подключения тыловой акустики с коррекцией частотной характеристики показана на рисунке.
Номиналы элементов фильтра подобраны для сопротивления динамиков 4 Ома (в рабочем диапазоне 400 Гц — 4000 Гц) и приведенной выше частотной характеристики.
Конденсатор такой емкости, естественно, придется применять электролитический неполярный. Они у нас, с такими номиналами — редкость и, по всей вероятности, придется пойти на встречно-последовательное включение двух обычных конденсаторов удвоенного номинала, которых — навалом. Рабочее напряжение конденсаторов 16 или 25 вольт. Требования к катушке фильтра минимальные (в смысле сопротивления): можно применять провод вплоть до 0.5 — 0.6 мм, там витков-то — кот наплакал.
Вся вышеизложенная логика предполагала, что с точностью до спектрального состава тыловой сигнал повторяет по содержанию фронтальный. Однако здесь возможны варианты, и они-то, как правило, и сопряжены с наилучшими результатами.
Когда в начале семидесятых аудиоиндустрией овладела идея четырехканального воспроизведения, конструкторы изо всех сил пытались уйти от необходимости вводить два дополнительных полноценных канала записи-воспроизведения и искали способ выделить пространственную информацию из основных стереоканалов. Так родились матричные системы кодирования квадросигнала, пожили немного и тихо, не просыпаясь, скончались. Однако во время этой недолгой жизни обнаружилось, что значительная часть пространственной информации содержится в разностных компонентах стереосигнала, т.е. в той части сигнала, которая не совпадает в правом и левом каналах. Получается такой сигнал путем вычитания сигнала одного канала из другого: L — R (или R — L, что означает всего лишь тот же сигнал, но в противофазе). Разностный сигнал получается тем больше, чем больше разделение каналов, то есть шире стереобаза, и, по теории, должен нести сведения о том, насколько разнообразны и структурированы отзвуки основных звуков. Естественно, при воспроизведении моносигнала разностный равен нулю. Долго, впрочем, и этот метод не прожил, и виновато в этом несовершенство носителей записи того времени. Дело в том, что, при вычитании сигналов правого и левого каналов значительная часть полезной информации, идентичной для обоих каналов, взаимно уничтожалась, а вот шумы в стереоканалах, которые между собой никак не коррелированы, оставались неизменными. Поэтому отношение сигнал/шум в разностных каналах было аховое: треск и шипение виниловой пластинки преобладали над всеми остальными звуками. Идея, впрочем, была эксгумирована при разработке техники для домашнего кинотеатра. При всей мудрености названий систем surround sound, в основе лежит все то же разностное преобразование, иногда осложненное введением искусственной временной задержки. Шумы теперь — не проблема, если речь идет о компактных дисках, так что к разностной схеме вернулись и в автосистемах.
Простейший способ выделения разностного сигнала из двух стереоканалов — подключить тыловые громкоговорители между синфазными выходами стереоканалов. Тогда одинаковые для обоих каналов составляющие воспроизводиться не будут, а разность — будет. Такая схема получила название схемы Хаффлера. Ее реализация в автомобильной системе показана на схеме.
Обратите внимание, что, поскольку в схеме Хаффлера тыловые динамики оказываются соединенными последовательно, и их суммарноый импеданс вдвое больше, чем у каждого динамика, номинал емкости фильтра уменьшается вдвое, а индуктивности — увеличивается.
Есть еще одна разновидность разностной схемы включения тыловой акустики. Поскольку тыловые динамики воспроизводят, по существу, монофонический сигнал, только в противофазе, некоторые установки (сам видел и слушал) вообще обходятся одним тыловым динамиком, подключенным как показано на схеме.
Ну вообще-то, есть и дальнейшие вариации, где используется смесь основных каналов с разностными, по формуле типа (L — kR), (R — kL), но согласитесь, мы и без них уже ушли довольно далеко от исходного стереотипа «у меня сзади динамики — ваще ВО КАКИЕ!». На том пока и остановимся.