хоровая музыка в храме

Урок музыки «Хоровая музыка в храме.» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

хоровая музыка в храме

Описание презентации по отдельным слайдам:

Хоровая музыка в храме.

Это музыка, предназначенная для пения с аккомпанементом или без сопровождения, соло, в ансамбле или хором. Что такое вокальная музыка?

Хоровая музыка в храме

Хоровая музыка – музыка, звучащая в исполнении хора или предназначенная для исполнения хором. Хор ( греч. сhoros) певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку. Хоровое пение – коллективное исполнение вокальной музыки.

Хоровое пение – коллективное исполнение вокальной музыки. Хоровое пение одноголосное многоголосное

Хор бывает по составу… ХОР женский мужской детский смешанный

Хормейстер ( от слова хор и немецкого Meister) – руководитель хора. Хоровой дирижер – руководитель хора.

Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Инструментальное сопровождение может включать практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Пение без сопровождения называется a cappella

Песня – это дитя музыки и поэзии. В песне разные стихотворные строфы поются на одну мелодию, которая повторяется несколько раз. Строфа песни называется Форма в которой пишется подавляющее большинство песен, называется куплетной куплетом

Это народное творчество; искусство, созданное непрофессиональными творцами из народа. Что такое фольклор?

«Есть на Волге утёс» Есть на Волге утёс, диким мохом оброс От вершины до самого края, И стоит сотни лет, только мохом одет, Ни нужды, ни заботы не зная. На вершине его не растёт ничего, Только ветер свободный гуляет, Да могучий орёл свой притон там завёл И на нём свои жертвы терзает.

Это музыка созданная на основе христианских текстов. Что такое духовная музыка?

Крещение Руси святым великим князем Владимиром 988 г.

Принципы церковного пения принятые Русью от Византии: строго вокальный характер; тесная связь музыки и слова; плавность мелодического движения; подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста.

В.Суриков. Посещение царевной женского монастыря.

Пётр Ильич Чайковский «Отче наш»

Николай Андреевич Римский – Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» «литургическая опера»

Хоровая музыка Элементы Народная хоровая музыка Храмовая хоровая музыка Светская хоровая музыка Произведения музыкального искусства Р.н.п.«Есть на Волге утёс» «Отче наш» П.И.Чайковский «Сказание о невидимом граде Китеже и девеФевронии» Н.А.Римский–Корсаков Темы и образы Мир природы, быта. труда людей

Спасибо за внимание!

хоровая музыка в храме

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

хоровая музыка в храме

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

хоровая музыка в храме

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

хоровая музыка в храме

Номер материала: ДВ-522315

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

хоровая музыка в храме

хоровая музыка в храме

Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей

Время чтения: 1 минута

хоровая музыка в храме

В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников

Время чтения: 2 минуты

хоровая музыка в храме

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

хоровая музыка в храме

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

хоровая музыка в храме

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

хоровая музыка в храме

Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок по музыке «Народная музыка. Хоровая музыка в храме» 5 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: «Народная музыка. Хоровая музыка в храме». 5 класс

Цель урока: раскрыть понятия народной хоровой музыки и знакомство с хоровой музыкой в храме, как она появилась и развивалась.

Материалы к уроку: слуховая наглядность, портреты композиторов, репродукции картин.

О, музыка! Наш сон нарушив,

Ты бьешься в спящие сердца,

Врачуешь сморщенные души.

Пророком делаешь певца.

Смиряя грозную стихию

Словами полными любви,

Ты всю бескрайнюю Россию

Зовешь в объятия свои.

Именно о хоровом пении мы будем говорить сегодня на уроке.

1.Происхождение хоровой музыки

Слово «Хор» произошло от греческого « chorus », что означает толпа, собрание, называют коллектив людей исполняющий вокальную музыку. Хор отличается значительно большим числом исполнителей.

У.: Как вы думаете ребята откуда произошла хоровая музыка?

(Наверное, как и песня из жизни)

2.Усвоение новых знаний и способов деятельности

Учитель : Вам известно, что с глубокой древности русский народ любит хоровое пение. Оно сопровождало человека везде – в поле, в походе, на работе и отдыхе. Но также в хоровой музыке есть много своего. Она рождалась в стремлении людей к единению, она умела и сама объединять, именно поэтому ее отличает особая мощь и слаженность звучания.

Учитель : Что мы еще можем услышать в народном хоровом пении?

Д. ( Шум суровых лесов, могучее течение великих рек, всю многогранную жизнь народа.)

А перед тем как прослушать песню давайте с вами вспомним какие бывают хоры? По составу?

Д.(детские, мужские, женские, как тих еще можно назвать? (однородные)

У. А как можно назвать хор в котором есть и женские и мужские голоса? (смешанные)

Правильно А какие хоры еще бывают? (одноголосными, когда весь хор поет одну мелодию. Еще одноголосие называют унисон.)

Многоголосными хорами когда у каждого голоса своя мелодия.

У: как называют пение без сопровождения?

У. А теперь послушаем русскую народную песню « Есть на Волге утес»

У. Поворотным моментом в развитии русской хоровой музыки стало Крещение Руси святым великим князем Владимиром. Это произошло более тысячи лет назад, в 988 году. Перед вами – фреска нашего земляка Виктора Михайловича Васнецова, изображающая это великое событие. Пожалуйста, скажите – кого вы на ней видите?

Учитель: А знаете ли вы, из какой страны приехали эти священники? Они приехали из Византии, которая в те времена была самым сильным православным государством в мире и обладала самой развитой и передовой храмовой хоровой культурой.

Наиболее древним способом исполнения храмовой хоровой музыке является одноголосие оно и стало тем зернышком, из которого впоследствии развилась русская храмовая хоровая музыка. – при этом учитель показывает детям иллюстрацию со словом «Одноголосие» и прикрепляет его на центральную часть классной доски. Затем берет нижнюю часть «Древа храмовой хоровой музыки» и прикрепляет над словом «Одноголосие».

И с давних пор церковный храм был храмом музыки. Музыка обращала души и чувства верующих к Богу лучше, чем слово.

Церковная музыка в России не теряла связь с народной жизнью. Церковные праздники отмечались повсеместно на Руси, они были частью уклада русской жизни.

У: Приведите пример церковных праздников какие вы знаете?

Д : ( Рождество, пасха, троица, благовещение)

И вот на праздниках, во время служб в храме исполнялось много молитв. Одна из главных молитв- «Отче наш»

У: Давайте ее послушаем. Постарайтесь ответить, кто и с какими чувствами его исполняет? и каков способ хорового исполнения?

при этом учитель показывает детям иллюстрацию со словами «Раннее русское многоголосие» и прикрепляет его на центральную часть классной доски.

Учитель делает вывод : Развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным и объемным. Так росло «Древо хоровой музыки».

Многие лучшие композиторы писали хоровые произведения на тексты молитв, вот например отче наш написал П.Чайковский, еще сочиняли музыку для церкви П.Чесноков, Д. Бортнянский, С.Рахмаминов, М.Глинка

Учитель: Это позволяет нам сделать вывод, что русские композиторы внесли значительный вклад в развитие храмовой хоровой музыки,

при этом учитель прикрепляет иллюстрацию «Композиторская хоровая музыка» на центральную часть классной доски. Затем берет верхнюю часть «Древа храмовой хоровой музыки» и прикрепляет на доску.

В начале урока мы говорили, что народная хоровая музыка изображает человека и окружающий его мир. А какой мир изображает храмовая хоровая музыка? Ответить на этот вопрос вам поможет небольшой кроссворд (он написан на обратной стороне правой части классной доски). Когда вы ответить на три вопроса, то в ключевом слове откроются буквы, которые помогут вам правильно ответить на главный вопрос – Какой мир изображает храмовая хоровая музыка?

в о 1. Откуда, из какого государства пришла на Русь передовая

и д ч хоровая культура? (Византия).

з н е 2.Один из способов исполнения храмовой музыки

а о с хорового пения?

т о 3.Фамилия композитора который внес вклад в развитие храмовой муз.

я о 4. Итак, какой мир изображает храмовая хоровая музыка?

Учител ь : Пожалуйста, откройте ваши тетради и запишите вопрос для домашнего задания: «Чем по своему звучанию и характеру храмовая хоровая музыка отличается от народной хоровой музыки?» Поразмышляйте над этим вопросом и к следующему уроку напишите ответ в ваших тетрадях.

Учитель : Наш урок подошел к концу. Считаю, что он достиг поставленных целей. В итоге мне хотелось бы сказать что и народная хоровая музыка и храмовая хоровая музыка, т.е пение в хоре, в народном ли в храмовом хоре- одна из самых больших человеческих радостей., ибо хоровая музыка обладает могучим облагораживающим воздействием на человека.

В течение урока я поставила отличные оценки________________

на оценку «хорошо» поработали ________________________________________

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок музыки по теме «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Презентация Хоровая музыка.ppt

хоровая музыка в храме

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия г. Навашино Урок музыки в 5 классе по теме: «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме» Агафонова Евгения Александровна учитель музыки первой категории 2013 год

Цель урока: Раскрыть понятие хоровой музыки; развивать умение отличать музыку духовную от светской.

Классификация хоровых коллективов смешанный хор (состоит из женских и мужских голосов); хор мальчиков и юношей; мужской хор женский хор детский хор

С точки зрения манеры пения различают: академические хоры народные хоры церковные хоры

По количеству участников различают: камерные хоры — от 12 до 30-50 участников; большие хоры — от 50 до 120 участников; сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов.

«Есть на Волге утес»

Крещение Руси святым великим князем Владимиром 988 г.

Восточная Римская империя (Византия)

Строго вокальный характер Тесная связь музыки и слова Плавность мелодического движения Подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста

Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году монахом Антонием из Любеча. Здесь возникла первая школа церковного пения.

Композиторы – представители «Нового направления» в духовной музыке начала 20 века (слева – направо) Александр Гречанинов Александр Кастальский Павел Чесноков Михаил Ипполитов-Иванов Михаил Глинка Сергей Рахманинов

Молитва «Отче наш» Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое. Да придет Царствие Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение. Но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь.

Орган в церкви Ганновера, Германия Орган 1671 года в церкви Дордтрехта (Голландия).

хорал «Kyrie eleison»

В.А. Моцарт «Реквием» «Kyrie eleison»

Упражнение «Ладошки» Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти при этом опущены вниз. Ладони направлены к «зрителю». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения.

Упражнение «Погончики» Исходное положение: встать прямо, кисти рук сжать в кулаки и прижать к животу на уровне пояса. При вдохе резко толкать кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. Во время толчка кулаки разжимаются. Плечи при этом должны быть напряжены, руки прямые, тянущиеся к полу, пальцы широко растопырить.

«ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

«МЕСИМ ТЕСТО» Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Русская зима» 1. Мягкий беленький снежок тает на ладошке, До чего же хорошо в новеньких сапожках. Пробежаться с ветерком и в сугроб свалиться И в пушистый снежный ком взять и превратиться. ПРИПЕВ: Зимушка, зимушка, ах как хороша! Радуйся, радуйся, русская душа! 2. Снег как добрый чародей бродит в переулке. Эй, ребята, поскорей выйдем на прогулку Я спешу быстрее всех в шубку нарядиться Прячу нос в пушистый мех, чем я не лисица? ПРИПЕВ: 3. Спят деревья крепким сном под напев метелей, А на горке ледяной целый день веселье, Рассыпая звонкий смех едут вниз ребята, И бегут опять наверх словно медвежата.

сформулировать основную мысль (обычно 1 существительное); двумя глаголами дополнить характеристику выделенной мысли; охарактеризовать её с помощью трёх прилагательных; в одном предложении выразить собственное отношение к основной идее; одним словом сделать вывод-итог, акцентировав ценностно-смысловое значение. Рефлексия

Рассказать о действующем хоровом коллективе

http://www.bogoslov.ru/persons/547304/index.html http://www.melody.su/work/news/page20?year=&month=&archive=y http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=626584 http:// www.logolife.ru

Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx

Управление образования Администрации Навашинского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия г. Навашино

Методическая разработка урока музыки в 5 классе

Тема: «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Выполнила: учитель музыки

первой квалификационной категории

Агафонова Евгения Александровна

2013 – 2014 учебный год

Конспект урока музыки для 5 класса
по теме «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: раскрыть понятие хоровой музыки ; развивать умение отличать музыку духовную от светской.

— сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;

— показать развитие храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до композиторской;

— развить чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений через приобщение к лучшим образцам хоровой музыки;

— развить познавательную активность в процессе сравнивания музыкальных произведений.

— воспитать эмоциональную отзывчивость, уважение к национальной музыкальной культуре.

— создать благоприятный психологический климат, предупреждать переутомляемость детей.

«Есть на Волге утёс» русская народная песня (слушание)

П.И. Чайковский «Отче наш»

Григорианский (протестанский) хорал « Kyrie eieison » (Господи, помилуй)

В.А. Моцарт «Реквием» « Kyrie eieison » (Господи, помилуй)

Era « Ameno » видео – фильм

Песня «Русская Зима» муз., сл. Л. Олифирова.

ТСО: электронная презентация, фрагменты видеозаписей.

Раздаточный материал: словарь эмоциональных терминов.

I . Организационный момент.

II . Постановка темы урока

— Мы будем говорить с вами о хоре, хоровой музыке, и постигать секреты выразительных средств хорового звучания.

— Давайте проведём исследование этапов становления (формирования) хоровой музыки.

III . Объяснение нового материала.

Происхождение хоровой музыки.

Формулируем понятие «Хор» в двух аспектах (как название певческого коллектива и как название особого музыкального жанра). СЛАЙД 4

— Как вы думаете, чем ещё могут отличаться хоры друг от друга? (Следуют свободные высказывания).

В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:

смешанный хор (состоит из женских и мужских голосов);

хор мальчиков и юношей;

С точки зрения манеры пения различают:

академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона;

народные хоры — поющие в народной манере;

церковные хоры – основная их деятельность — участие в церковных службах.

Смотрим фрагменты презентации с фотографиями различных хоров.

По количеству участников различают:

камерные хоры — от 12 до 30-50 участников;

большие хоры — от 50 до 120 участников;

сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов.

— Как вы думаете, а чем ещё могут отличаться хоры друг от друга? (следуют свободные высказывания).

— Для чего, по-вашему, в хоре участвуют разные голоса? (Рассуждения учащихся, подвести нужно к тембровому богатству, как особому выразительному средству хорового исполнения).

Вспоминаем названия основных разновидностей певческих голосов.

Вспоминаем названия основных разновидностей певческих голосов

Постановка проблемы учителем:

— Как отличить музыку духовную от светской?

Сейчас мы с вами прослушаем русскую народную песню «Есть на Волге утёс».

— Что вы можете сказать о прозвучавшей песне? (Смешанный хор, музыка звучит сурово, серьёзно, медленно. Представляется утёс, весь обросший лесом; орёл, прилетающий терзать своих жертв. Мощное, могучее звучание затрагивает душу каждого человека).

— Ребята, как вы думаете, откуда произошла хоровая музыка? (Из жизни, как и песня).

— Однако в хоровой музыке есть и много своего. Она рождалась в стремлении людей к единению, она умела и сама объединять, именно поэтому её отличают слаженность звучания и мощь.

Учитель : Пожалуйста, скажите – кого вы на ней видите?

Дети : Князя Владимира, воинов, простых людей, киевлян, которые принимают крещение в водах реки Днепр от священников.

Учитель : А знаете ли вы, из какой страны приехали эти священники?

Они приехали из Византии, которая в те времена была самым сильным православным государством в мире и обладала самой развитой и передовой храмовой хоровой культурой (показать указкой на карте). Именно в Византии была создана система церковного пения из восьми гласов (слушаем ).

Одноголосие пришло на Русь из Византии и стало тем зёрнышком, из которого впоследствии развилась русская храмовая хоровая музыка.

СЛАЙД. 17 Принципы церковного пения, принятые Русью от Византии:

— строго вокальный характер;

— тесная связь музыки и слова;

— плавность мелодического движения;

— подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста.

Усвоение византийского хорового наследия происходило, прежде всего, в русских монастырях: Киево-Печерском, Псково-Печерском, Валаамском, Соловецком, Почаевском, Троице-Сергиевой Лавре. СЛАЙД 18

Постарайтесь ответить, кто и с какими чувствами его исполняет и каков способ хорового исполнения? (Дети слушают и затем отвечают на поставленные вопросы: произведение исполняет мужской хор с чувствами преклонения, благоговения, радости, уважения, благодарности.)

Учитель: Это раннее русское многоголосие.

Вывод: Развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом, исполнение становилось всё более сложным и объёмны.

Дети : одноголосное, многоголосное, а капельное, с аккомпанементом.

Учитель: Однако с разделением христианства на католицизм и православие в каждой из этих церквей сложились различные музыкальные традиции. Римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, сопровождающих хоровое пение. Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную музыку в церкви. Православные богословы запрещают использование инструментов во славу Господа, т.к. у инструментов нет души. СЛАЙД.19

В 19 веке значительный вклад в развитие храмового хорового пения внесли русские композиторы Михаил Иванович Глинка, Пётр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, Александр Андреевич Архангельский, Александр Тихонович Гречанинов, Павел Григорьевич Чесноков.

Многие композиторы писали хоровые произведения на текст молитвы «Отче наш». Образец такой музыки – «Отче наш» П.И. Чайковского. При внешней сдержанности и сосредоточенности эта музыка полна глубокого чувства. Это искренняя и страстная молитва, чистая и возвышенная. (Слушаем П. Чайковский «Отче наш») СЛАЙД 21.

Музыкальный характер этого песнопения всегда строг. В нём подчеркивается важность каждого слова молитвы.

Музыка звучит не только в православном храме, но и в католическом. Зарубежные композиторы тоже обращались к этой стороне жизни. Некоторые из них служили в церкви в качестве музыкантов, например, И.С.Бах, некоторые имели сан священника Ф. Лист, А. Вивальди. Первым музыкальным инструментом, которым сопровождалось церковное пение в Западной Европе, был клавесин. Позже ему на смену пришёл орган. СЛАЙД 22

— Какой образ изображен в этом произведении?

— Какое произведение вам больше понравилось, почему?

— Сейчас мы прослушаем и посмотрим видео одной из композиций этой музыкальной группы. (слушание ERA « Ameno »)

(Учащиеся выполняют дыхательную и артикуляционную гимнастику). Исполнение песни «Русская зима» СЛАЙД 31

III . Подведение итогов

В начале урока мы говорили, что народная хоровая музыка изображает человека и окружающий его мир. А какой мир изображает храмовая хоровая музыка? СЛАЙД 32 (детям предлагается выбрать из 3-х слайдов цвет, соответствующий храмовой музыке). Дети выбирают небесный и обосновывают выбор цвета.

Детям предлагается в форме «Синквейна» выразить своё отношение к теме урока «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

V . Домашнее задание СЛАЙД 34

Рассказать о действующем хоровом коллективе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *