хотьково на карте московской области покровский монастырь
Покровский Хотьков монастырь
Описание
Покровский Хотьков монастырь — женский монастырь Русской православной церкви, расположенный в Хотьково на реке Паже. До 1918 года был штатным монастырём 3-го класса, с 1992 года считается ставропигиальным.
История
Дата основания не известна, впервые упоминается в 1308 году. Изначально был мужеско-женским. В 1330-е годы в его стенах приняли монашеский постриг родители Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария. Вскоре после этого они умерли и здесь же были похоронены. Впоследствии, их могилы стали главной местной святыней. Также, до ухода в пустынножитие в монастыре жил иноком старший брат Сергия Стефан. Долгое время монастырь был достаточно бедным. В 1506 году монастырю, где проживало всего 17 старцев и стариц, была дарована великокняжеская руга — ежегодное продовольственное содержание. Между 1506 и 1544 годами он становится исключительно женским, и в 1544 Иван Грозный передаёт его в управление Троицкому монастырю, что, однако, не сильно поправило дела Покровской обители. Тем не менее, в 1580 году к уже существующей деревянной Покровской церкви была добавлена деревянная Никольская. В 1644—1648 годах на средства стольника Василия Фёдоровича Янова Покровский храм отстраивается в камне, став первым каменным строением на территории монастыря.
В XVI—XVIII веках на территории монастыря проживало около 40 монахинь. В 1764 Покровский монастырь был отписан от Троице-Сергиевой лавры и стал самостоятельным. В это время в нём проживало помимо 41 монахини 74 белицы. К концу XVIII века общее число обитателей монастыря достигло 280, а позже — 400. В начале XIX века при игумении Евпраксии монастырь достиг своего расцвета, началось масштабное строительство.
Монастырь стал особножитным, то есть каждая монахиня имела свою келью и жила собственным хозяйством. Всё, что производилось в монастыре, продавалось на рынке, расположенном прямо на территории обители. Здесь же торговали жители окрестных сёл и деревень. С 1840 по 1871 год происходил постепенный переход к общежитию (проживанию в предоставленных монастырём кельях и содержанию за счёт монастыря). С 1851—1852 годах торг был вынесен за монастырские стены. К 1913 при монастыре находились школа на 60—70 учеников обоих полов (основана в 1884 году), иконописная мастерская (открыта в середине XIX века), больница на 10 мест и богадельня.
В 1922 году монастырь был закрыт и только в 1989 году году монашеская жизнь возобновилась вновь. Состоялся первый молебен и начались восстановительные работы. В настоящее время при монастыре работают воскресная школа и богословские курсы, с 14 октября 2000 года открыт приют-пансионат для девочек.
Архитектура
Святые ворота, обращённые к Троице-Сергиевой лавре, были построены в 1742—1745, как раз в то время как Троице-Сергиев монастырь признаётся «первенствующим монастырем России» и становится лаврой. В 1781 году построена ограда монастыря с четырьмя башенками, а в 1791 над Святыми воротами сооружается надвратная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи.
Планировка монастыря продольно-осевая — вдоль него идёт центральная улица, некогда служившая паломникам отрезком дороги к Троице-Сергиевой лавре. По существовавшей традиции перед посещением лавры следовало поклониться родителям Сергия. В 1834 году в центре монастыря прямо на бывшей дороге была поставлена четырёхъярусная колокольня с часами, придавшая его архитектурному ансамблю композиционную целостность.
В 1851—1852 строится объездная дорога (ныне ул. Кооперативная) сквозной проезд через монастырь перекрывается. Колокольня была разобрана в 1930-е годы.
В 1812—1816 на месте храма XVII века построен Покровский собор (строивший его архитектор неизвестен). Это оштукатуренный кирпичный пятиглавый храм, достаточно типичный для эпохи классицизма. Четыре малых барабана глухие. Фасады украшены портиками коринфского ордера и ленточным рустом. В соборе находятся мощи преподобных Кирилла и Марии.
На месте южной линии ограды в 1826 строятся два корпуса келий с двумя квадратными башнями
Никольский собор в русско-византийском стиле построен при игуменье Филарете II (Меркурьевой) в 1900—1904 годах по проекту архитектора А. А. Латкова на средства монастыря, пожертвования прихожан и при некоторой помощи Троице-Сергиевой лавры, выделившей примерно 5 % использованного кирпича. Ранее на его месте находилась тёплая каменная церковь Николая Чудотворца, с приделами во имя апостолов Петра и Павла, сменившая старую деревянную в 1765—1768 годах. Собор был освящён 25—26 сентября (18—19 октября) 1904 года, росписи выполнены в 1911 году.
Он представляет собой одноглавый (изначально пятиглавый) храм крестово-купольного типа с высоким приподнятым световым барабаном и позолоченным куполом. В центральной части фасадов находятся ризалиты, завершённые полукруглыми закомарами. В 2007 году начата реставрация собора, по плану включающая в себя воссоздание четырёх малых куполов и замену центрального.
С 1899—1906 по проекту А. А. Латкова построены также келейный корпус, просфорная.
Покровский Хотьков монастырь
Содержание
История [ править ]
Монастырь, по преданию, основали в первой четверти XIV в. родители великого русского святого — преп. Сергия Радонежского — ростовские бояре Кирилл и Мария. Здесь они в 1335—1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 г. они были канонизированы (причислены к лику русских святых). Родители Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма тех лет; их гробницы в течение длительного времени были местом массового паломничества православных россиян.
В Древней Руси, в том числе в Московском княжестве, монастырей было мало. Из-за недостатка монастырей в Хотьковском монастыре в то время были отделения и для монахов, и для монахинь (вот почему в одном монастыре смогли жить, приняв монашество, родители Сергия Радонежского). По сути в те далекие времена монастырь объединял мужскую и женскую монашескую общины. В 1504 г. Соборное определение запретило жить в одном монастыре мужчинам и женщинам. В 1504 г. монастырь стал женским, в то время в нем были две деревянные церкви и 16 монашеских келий.
До 1840-х гг. Хотьковский монастырь был особножительным, это значит, что каждая монахиня обеспечивалась в зависимости от ее труда на благо обители и от личного вклада при поступлении в нее. В XIX в. в Хотьковском монастыре жили около 400 насельниц. В начале XX в. этому монастырю по штату полагалось иметь 60 монахинь и 60 послушниц, а реально в 1916 г. их было соответственно 70 и 67.
С начала XIX в. Хотьковский монастырь стал выполнять новые для него функции: он стал своего рода тюрьмой или исправительным заведением для женщин. Сюда переводили монахинь из других монастырей, обвиненных в непослушании и несмирении; кроме того, сюда насильно помещали женщин-мирянок, осужденных на «монашеское заключение». Всем этим женщинам назначалось послушание в иконописной мастерской, в церковно-приходской школе, в богадельне для престарелых монахинь, больнице, гостинице, оранжереях, на скотных дворах и в других подразделениях монастырского хозяйства.
Ежегодно в октябре под стенами Хотьковского монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка (получившая название по соборному храму обители — в честь Покрова Пресвятой Богородицы).
Октябрьский переворот 1917 г. круто изменил ритм жизни обители.
В 1918 г. монастырь разграбили, в 1919 г. часть зданий монастыря отдали детской колонии, в 1921 г. — официально закрыли. Но даже после своего официального закрытия монастырь фактически существовал под приемлемым для новой власти названием «трудовой артели кустарных изделий». В середине 1920-х гг. здесь еще жили и трудились примерно 160 монахинь, которые пытались сохранить прежний монастырский уклад жизни. К этому времени уже большую часть бывших монастырских зданий занимали службы детской колонии, так называемый «детский городок».
В 1928 г. артель из монахинь закрыли, а самих тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В начале 1930-х гг. закрыли продолжавшие еще работать монастырские храмы. В 1931 г. последнюю игуменью монастыря (она была ею с 1918 по1931 г.) Варсонофию арестовали и отправили в ссылку в Казахстан, где она умерла.
Монастырь как религиозный центр постепенно угасал. В середине 1920-х гг. закрыли Никольский собор, а в 1935 г. — Покровский собор. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище. После Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в Покровском соборе разместили маленький завод «Химбыт». Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум.
Архитектурный комплекс Хотьковского монастыря в советский период в значительной мере утратил свою историко-культурную и художественную значимость. Многие художественные ценности, украшения икон и утварь из серебра и золота, а также драгоценные камни, иные ценности монастыря были конфискованы, судьба их неизвестна. Монастырские здания были перестроены или разрушены, снесли даже архитектурно-художественную доминанту монастыря — колокольню. В 1930-е гг. мрамор от соборов Хотьковского монастыря использовали при отделке станции Московского метрополитена «Комсомольская». Серебряную и золотую церковную утварь конфисковали, менее ценную сбросили в находившиеся на территории монастыря глубокие колодцы, которые затем засыпали и закрыли бетонными плитами. Разрушение и разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х гг.
В 1987 г. местная молодежь начала очищать закрытые монастырские соборы от хлама и гари. В 1989 г. в восстановленном Покровском соборе состоялся первый молебен.
В 1990 г. Хотьковский монастырь передали Русской православной церкви.
Хотьковский монастырь был возрожден летом 1992 г.
В 1990-е гг. недалеко от Хотьково, рядом с селением Радонеж, монастырю выделили 30 га богатых лугов. Теперь у монастыря есть условия для развития молочного хозяйства. Для восстановления монастыря и развития его хозяйства нужны здоровые, молодые, трудоспособные люди.
Число насельниц монастыря год от года увеличивается.
Современное состояние [ править ]
Сейчас в монастыре живут в основном молодые женщины в возрасте от 20 до 35 лет, есть среди послушниц девочки 10—14 лет. Женщины и девушки, пришедшие в монастырь и видящие свое призвание в монашестве, имеют в основном медицинское образование.
В наши дни Хотьковский монастырь содержит детский приют, где живут и учатся сироты — мальчики и девочки до 8 лет. Монастырь шефствует над детским отделением психиатрической больницы, помогает пациентам детского и подросткового отделения другой больницы, в дом престарелых поставляют творог и молоко. При монастыре работает воскресная школа, которую посещают дети в возрасте от 4 до 14 лет, они изучают Закон Божий, историю, географию, пение, рисование, рукоделие. При монастыре создана и работает иконописная мастерская.
На территории Хотьковского монастыря организован музей.
В наши дни возрожден благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву лавру, стараются посетить обитель в Хотьково и поклониться гробнице родителей Сергия Радонежского в нынешнем Покровском храме.
ХОТЬКОВСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Хотьковский Покровский монастырь |
Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Сергиево-Посадской епархии
В 1422 году на земле Московской «был глад и зима студеная», оскудела и Покровская обитель. Но в том году были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, что послужило прославлению великого святого и оживлению Хотькова монастыря.
Женская обитель
В 1544 году Хотьковская обитель была приписана к Троицкому Сергиеву монастырю.
Синодальный период
В 1722 году монастырь посетил царь Петр I. После этого из Голландии были выписаны мастерицы, которые научили насельниц прясть тонкую нить и ткать из нее особо тонкое полотно. Монахини не только освоили ремесло, но стали украшать ткань кружевом, золотом и шелковым шитьём. Изготовляли они в основном храмовые украшения и богослужебные облачения. Свое мастерство они передавали воспитанницам из сирот, которых брали на воспитание в монастырь. Таким образом основным занятием монахинь перестало быть земледелие, вместо которого вошли золотное шитье и иконопись.
Ежегодно в октябре под стенами монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка, к концу синодального периода близ монастыря вырос посёлок.
Разорение
В 1928 году монашеская артель была закрыта, тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В начале 1930-х годов закрыли продолжавшие работать монастырские храмы. В 1931 году последнюю игуменью монастыря Варсонофию арестовали и сослали. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище.
После Великой Отечественной войны в Покровском соборе разместили маленький завод «Химбыт». Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум. Бывший поселок при монастыре вырос в город Хотьково.
Архитектурный комплекс монастыря был приведен в упадок. Многие художественные ценности, украшения икон и утварь из серебра и золота, иные ценности были конфискованы, и судьба их остаётся неизвестной. Менее ценную утварь сбросили в находившиеся на территории монастыря глубокие колодцы, которые затем засыпали и закрыли бетонными плитами. Здания были перестроены или разрушены. В 1930-е годы мрамор от соборов монастыря использовали при отделке станции Московского метрополитена «Комсомольская.» Разрушение и разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х годов.
Возрождение
В 1987 году местная молодежь начала очищать закрытые монастырские соборы от хлама и гари. В 1989 году Покровский собор монастыря был возвращен православной общине и возобновился как приходской храм. В 1990 году монастырские здания были возвращены Церкви.
10 июня 1992 года было принято синодальное решение восстановить монашескую жизнь в обители, определив её как ставропигиальный женский монастырь [1]. Монашеская жизнь вновь началась тут с 1 августа 1992 года, под началом игумении Олимпиады (Барановой). Новая монашеская община сложилась во многом из бывших медицинских работников.
В 1990-е годы рядом с Радонежем монастырю выделили 30 га лугов, где были условия для развития молочного хозяйства.
Впоследствии открылся детский приют для сирот до 8 лет. Заработала иконописная мастерская, был организован музей.
Статистика
Покровский собор Хотьковского монастыря. Фото Анны Попковой. |
Храмы и архитектура
Покровский собор
Деревянный соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы существовал в 1337 году, когда в обители преставились преподобные Кирилл и Мария Радонежские. В то время они были погребены в трапезной части храма.
Собор стал первым зданием обители отстроенном в камне в 1644-1648 годах. Он был возведен и убран на средства царского стольника Феодора Василтевича Янова. Этот храм простоял до 1811 года.
Храм во имя святителя Николая Чудотворца Хотьковского Покровского монастыря, 2015. Фото Юрия Булкина |
Никольский храм
Храм во имя святителя Николая Чудотворца был выстроен в 1765-1768 годах. Это был небольшой теплый храм. В 1835 году в нем были освящены два придела: во имя апостолов Петра и Павла и в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
В 1900-1904 годах взамен прежнего был выстроен новый крупный храм на 1200 человек в русско-византийском стиле по проекту архитектора А. А. Латкова. Был расписан в 1911 году артелью Сафоновых. Кирпичный собор побелен по обмазке. Храм был закрыт в середине 1920-х годов. В 1980-х годах реставрировался, на стенах сохранились незначительные фрагменты росписи.
Святые ворота и Иоанно-Рождественский храм
Южные ворота Хотьковского монастыря. Фото Анны Попковой. |
Южные ворота и Митрофановский храм
Южные Водяные ворота в 1833 году были увенчаны надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского.
Колокольня
Была сооружена в 1834 году. Один из её колоколов весил 20 пудов и был отлит в 1694 году в Москве. Колокольню разрушили в 1934 году.
Прочие постройки
Южные Водяные ворота, два двухэтажных симметричных корпуса богадельни 1826 года постройки, и две угловые квадратные башни в два яруса 1780 года образуют южный фронт монастырских стен. К началу XXI века ограда сохранилась частично.
Монастырская больница по планировке напоминает монастырские кельи. Одноэтажное с холодным мезонином рубленое здание обшито тесом и поставлено на кирпичном цоколе; прослеживаются черты архитектуры ампира.
Подворья
Настоятельницы
Святыни
Использованные материалы
[3] Житие и акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским Хотьковским чудотворцам, Свято-Покровский Хотьков монастырь, 1998, 34-36.
Поездка в Покровский Хотьков монастырь
История Покровского Хотькова монастыря неразрывно связана с Троице-Сергиевой Лаврой и преподобным Сергием Радонежским. Он занимает узкий длинный мыс между речкой Пажей и Комякинским оврагом. Когда проезжаешь по улице Горчакова, открывается красивый вид на него. Многие останавливаются на обочине, чтобы сфотографировать и полюбоваться величественной панорамой монастыря.
Панорама Покровского Хотькова монастыря
История и святыни Покровского Хотькова монастыря
Топоним «Хотьково» происходит, по всей видимости, от древнеславянского имени Хот, или Хотьк. Вероятно, в X-XII веках на этом месте было славянское поселение, опустевшее во время татарских набегов в XIII веке. Впоследствии люди вернулись сюда.
Точная дата основания монастыря неизвестна, однако, вероятно, он появился в первой четверти XIV столетия. Также неизвестно и имя основателя монастыря. По всей видимости, это объясняется тем, что монастырь относился к типу так называемых «мирских монастырей», которые создавались волостной общиной. В распоряжении общины была монастырская казна, община выбирала священников, распределяла земли для ведения хозяйства. В старости удалялись в такой монастырь не ради совершения подвигов веры, а чтобы тихо окончить свои дни, чтобы было кому помолиться об упокоении души. Как правило, в таком монастыре проживали совместно мужчины и женщины, а сам монастырь представлял группу жилых и хозяйственных построек вокруг храма, а также погост. Игумена или игуменьи в подобном монастыре не было, руководство осуществлял приходской священник.
Хотьков монастырь как раз и был таким «мирским монастырем». Возможно, он так бы и остался бедным и безвестным, и со временем мог бы исчезнуть. Но история распорядилась иначе. В 1335-1336 году здесь приняли постриг боярин Кирилл и его супруга Мария, родители преподобного Сергия Радонежского, жившие до этого в соседнем Радонеже. Здесь же, чуть ранее, после смерти своей жены Анны, под именем Стефан принял постриг старший брат Сергия, Степан. В это же время, вероятно, сложилась и необычная «уличная» планировка монастыря.
Внутри монастырских стен
В 1337 году боярин Кирилл скончался. Его сын, Варфоломей, стремившийся к строгой монашеской жизни, оплакал родителей и удалился на пустынножитие в отдаленный уголок Радонежской земли, на холм Маковец, где впоследствии и была основана Троице-Сергиева Лавра.
Хотьков монастырь оставался двойным (и мужским, и женским) до начала XVI столетия. 11 марта 1506 года Московский князь Василий III пожаловал ему великокняжескую ругу – ежегодное продовольственное содержание, что свидетельствовало о повышении статуса монастыря. После его смерти она была подтверждена от имени малолетнего Ивана IV. 1 августа 1544 года четырнадцатилетний Иван IV, находившийся на богомолье в Троице-Сергиевой обители, передал ей управление Покровским монастырем «на Хотькове». В этой грамоте монастырь впервые был назван девичьим. Еще в 1504 году был введен запрет на совместное проживание мужчин и женщин в монастыре, однако в Хотькове оно продолжалось до 1534 года.
Монастырь постепенно развивался. В 90-х годах XVI века в нем насчитывалось до 37 насельниц.
Большой урон был нанесен монастырю во время осады Троице-Сергиевой Лавры поляками в 1608-1610 годах. Монахини и местное население укрылись за стенами Лавры и героически выдержали почти 2-летнюю осаду обители войсками Лисовского и Сапеги. В 1609 году Покровский Хотьков монастырь был сожжен. После снятия осады в начале 1610 года весь край находился в запустении, повсюду хозяйничали банды «воровских людей».
В 20-х годах XVI века монастырь был восстановлен. В писцовой книге 1623 — 1624 гг. о монастыре говорится: «Троицы Сергиева монастыря девич монастырь на Хотькове на речке Паже, а в нем храм во имя Покрова Святыя Богородицы древян, шатром вверх, да теплая церковь Николая чудотворца древяная клецки, а в нем образы, и свечи, и книги, и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье Троицы Сершева монастыря; да на церковной земле 38 келий, а в них живут старицы, да во дворе поп Грязной Семенов, во дворе дьячек Поздейко Иванов, во дворе пономарь Обросимко, да 4 кельи, а в них живут нищие, питаются от церкви Божии».
При Покровском монастыре постоянно находился Троицкий иеромонах «для службы и духовности». В 1644-48 годах был сооружен каменный Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1811 году он был разобран и поставлен новый, в стиле ампир. Покровский собор имеет три придела: главный в честь Покрова Божьей Матери и два боковых – во имя преподобного Сергия и святителя Алексия. Главной реликвией являются мощи преподобных Кирилла и Марии. Традиция их почитания восходит к XVI веку. Засвидетельствованы случаи чудотворения. В 1992 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил преподобных Кирилла и Марию к лику святых. 11 октября и 31 января отмечается День памяти Преподобных Кирилла и Марии Хотьковских и Радонежских чудотворцев.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, построен между 1812-1816 гг.
Когда мы зашли в собор, шла вечерняя служба. Народу было немного, в основном женщины. Пел очень красивый женский хор. Поскольку фотографировать в храме нельзя, а внутреннее убранство необыкновенно красиво, выкладываю фотографию из интернета, чтобы можно было составить о нем представление:
Внутреннее убранство Покровского собора (фото с сайта www.zagorsk.ru)
И уж коли мы заговорили о почитании преподобных Кирилла и Марии, публикую изображение иконы в стиле модерн Преподобного Сергия Радонежского пред гробом родителей.
Преподобный Сергий Радонежский пред гробами родителей, кон. XIX века
До 1840 года монастырь был особножитным. Каждая монахиня имела свое собственное жилье, которое либо строила на свои средства, либо покупала или снимала у других монахинь или их наследников. Также монахини кормились трудами своих рук, возникла даже монашеская торговля. В стенах монастыря устраивались торги и ярмарки, где торговали не только монахини, но и миряне. Однако к 1871 году в Покровском монастыре окончательно было введено общежитие.
Корпуса и Никольский собор
Улица в монастыре
В 1900-1904 году на месте небольшой теплой церкви XVIII века был построен собор Николая Чудотворца, освященный 1 октября 1905 года. Он выполнен в популярном тогда русско-византийском стиле по проекту архитектора А.А. Латкова и рассчитан на 1200 человек. В ХХ веке храм утратил четыре главы, они были восстановлены в ходе последней реставрации.
Территория монастыря
Собор Николая Чудотворца, 1900-1904
Собор Николая Чудотворца
Крест
Ограда монастыря была возведена в XVIII-XIX веках. В 1791 году была над северными воротами была возведена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи, 1791 г.
Надвратная церковь Митрофана Воронежского над южными воротами датируется 1833 годом.
Церковь прп.Митрофана Воронежского (над южными воротами), 1833 г.
Надвратная церковь Митрофана Воронежского, 1833 г.
В ХХ веке монастырю пришлось пережить многое. В сентябре 1918 года он был разграблен. В декабре 1919 года часть зданий была передана детской колонии. В начале 1921 года монастырь был закрыт, и в его стенах организована трудовая артель кустарных изделий. В 1930-е годы была снесена колокольня. В монастырских помещениях и храмах располагались различные службы, в результате чего зданиям был нанесен серьезный урон.
В конце 1980-х годов монастырь был вновь возвращен церкви, в марте 1989 года состоялся первый молебен. В 2000 году по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открыт детский приют.
Монахини
Меня Покровский Хотьков монастырь поразил, прежде всего, своей планировкой. Он словно вытянут вдоль сквозной улицы. Местные жители охотно пользуются этой дорогой, срезая путь. Поэтому в монастыре можно увидеть людей, одетых по-светски, гуляют мамочки с детьми. Лично мне это показалось правильным, что два мира вот так проникают друг в друга.
Улица в монастыре
Неподалеку детская площадка, где играли девочки, воспитанницы монастыря. Все они были в ярких вязаных шапочках и в платьицах. Чуть в стороне – огромный огород и хозяйственная часть. В целом, монастырь кажется очень крепким.
Вид на Покровский Хотьков монастырь
Адрес Покровского Хотькова женского монастыря: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Кооперативная ул., 20.
Как доехать до Покровского Хотькова женского монастыря:
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Надо бы посетить этот монастырь, всё же я Сергей, хотя монастырские стены на меня давят.
Я тоже обычно не очень уютно чувствую себя в монастырях — все время боюсь что-то нарушить, не то сделать. Но тут очень приятно.
Приятно, что поддерживают эту красоту. Конечно и затраты требуются на это. Но грустно, когда все ветшает.
Мы как-то снимали квартиру, окна которой выходили во двор монастыря. Хоть я и не могу причислить себя к истинно верующим, но атмосфера в квартире была очень приятная, может даже умиротворенная, чистая. И колокольный звон ведь тоже влияет.
Да, тут молодцы — все поддерживают в полном порядке. Мне еще понравилось, что Покровский Хотьков монастырь не отгорожен от мира, а как-бы погружен в него — мимо идут люди, тут же монахини, воспитанницы. Взаимопроникновение миров.
Очень величественные соборы, а монастырь вообще поражает своими размерами. Атмосфера внутри него наверняка особенная. Я глаз не могла отвести от фото, всё так аккуратно и продумано.
Да, как и в любом другом монастыре. Меня еще поразило, какое там крепкое хозяйство — ухоженные грядки, что-то типа коровника. Видно, что монахини стараются во всем поддерживать порядок. И, конечно, замечательно все реставрируют.
Как же меня манят монастыри: такая там особая атмосфера. А ещё всегда поражаюсь вашим фотографиям — красивые, крупные и хорошо оптимизированные!
Ольга, согласна — в монастырях особая атмосфера. И в некоторых храмах тоже. Возможно, многое зависит от настоятеля.
А насчет фотографий — все очень просто. Я заливаю их на Яндекс.Фотки, причем даже не оптимизирую в ФШ — на Фотках они оптимизируются автоматически. И уже оттуда гружу себе на блог, 800 px по длинной стороне.
Очень красивые фотографии. Великолепные храмы. Хотела бы побывать в тех краях.
Прямо-таки передала ты атмосферу этого тихого места.
Галин, старалась! Место то вообще необыкновенное, Радонежье. Рядом — село Радонеж, где жили родители Сергия Радонежского, неподалеку — Троице-Сергиева Лавра. И кругом холмы, речки, леса, поля…
Да, место благостное, святое. Люблю такие. Там особенное всё.
Верно… Сейчас вот много скандалов вокруг церкви. Но когда приезжаешь в такие места, понимаешь, что подлинная церковная жизнь — не там, на верхах. А вот в этих монастырях, сельских церквях. Когда батюшки объединяют вокруг себя людей, что-то все вместе делают, стараются улучшить жизнь.
Так везде всё настоящее — не на верхах и не наверху.
Сельские храмы почему-то всегда самые лучшие. Люди там не испорченные ещё, в сёлах. И чем глуше село, чем дальше от цивилизации — тем люди искреннее, человечнее. Настоящие.
Хотя по всякому бывает.
Просто то, что наверху — заметнее, по нему обычно и судим.
У нас в селах по-разному. Где-то действительно искренность, а где-то такие дикость и варварство… Была на днях в усадьбе Марфино. Где закрытая территория санатория — все приведено в порядок. А в двух шагах, те же усадебные постройки, но бесхозные — продолжают разрушаться. Представляешь, старинный мост в неоготическом стиле — больно смотреть: выломаны кирпичи, весь расписан графитти, осколки стекла, нечистоты…