хотьково женский монастырь фото

Покровский Хотьков монастырь. История. Часть 1.

Покровский монастырь «на Хоткове» в излучине реки Пажи на Оборской горе был основан в при князе Московском Юрии Даниловиче Долгоруком и митрополите Московском святителе Петре, около начала XIV века. В летописных свидетельствах монастырь впервые упомянут в 1308 году.

Место благодатное, легкое, чистое, светлое, и его обязательно нужно посетить!

Для того времени было привычным образование мирских монастырей для старцев и стариц. Они создавались при содействии всего общества для тех, кто, заканчивая земной путь временной жизни, желал достойно подготовиться к жизни вечной. Так и Покровская обитель была создана жителями Радонежской волости неподалёку от села Радонеж, куда тянулись люди из разорённых ордынцами княжеств, образуя новые поселения, строя храмы и монастыри.

Хотьковский монастырь стал последним приютом благочестивой четы старца Кирилла, старицы Марии и усыпальницей Сергиева рода. Отдавая последний долг сыновней любви, будущий игумен земли Русской Варфоломей (Сергий Радонежский) неотлучно провёл в Хотьковском монастыре 40 дней, поминая новопреставленных родителей.

А затем, подражая древним подвижникам, поспешил «на взыскание пустынного места» – места иноческого подвига. Великий Сергий одержал победу над силами зла, сохранил и преумножил в своем народе его главное сокровище – безсмертное Православие. Настало время возрождения России.

В 1422 году на земле Московской «был глад и зима студеная», оскудела и Покровская обитель. Но в том году были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, что послужило прославлению великого святого и оживлению Хотькова монастыря, что находился недалеко от Лавры.

В течение более трёх столетий – от времени основания до середины XVII века – все строения монастыря были деревянными. В XVI веке обитель преобразовали в девичий монастырь под управлением Троице-Сергиева монастыря. Его власти хотели поддержать оскудевшую обитель, так как она была усыпальницей родителей преподобного Сергия и всего Сергиева рода. Так, объединённые личностью преподобного Сергия, сошлись исторические пути двух обителей. Так, объединённые личностью преподобного Сергия, сошлись исторические пути двух обителей.

Под покровительством Троицкой обители Хотьковский девичий монастырь начал приходить в лучшее состояние. В конце XVI века в нём появился еще один деревянный храм – Никольский, который располагался рядом с Покровским. Число насельниц достигло 35 человек.

В 1610 году, обитель была сожжена войсками Лжедмитрия II, 16 месяцев осаждавших Троице-Сергиев монастырь и разорявших окрестности. По окончании смуты опустошенный монастырь быстро восстановился.

Василий Феодорович сам следил за ходом строительства; он оплатил работы архитектора и каменщиков, а также покупку необходимых материалов, церковной утвари, икон, облачений и богослужебных книг. Работы продолжались с 1644 по 1648 гг. В трапезной части храма находилась гробница преподобных Кирилла и Марии. Сам Василий Феодорович отличался особым благочестием и в конце жизни принял постриг в схиму с именем Варлаам в Троицком монастыре, где и был похоронен. После смерти Василия Феодоровича его жена ушла на жительство в Хотьковский монастырь и приняла там иноческий постриг с именем Мария.

В 1722 году монастырь посетил царь Петр I. После этого из Голландии были выписаны мастерицы, которые научили насельниц прясть тонкую нить и ткать из нее особо тонкое полотно. Монахини не только освоили ремесло, но стали украшать ткань кружевом, золотом и шелковым шитьём. Изготовляли они в основном храмовые украшения и богослужебные облачения.

В этот период к монастырю были приписаны крестьянские дворы, и его благосостояние значительно улучшилось, однако после указа Екатерины II о секуляризации церковного землевладения монастырские вотчины перешли в государственное распоряжение. Тогда же Покровский монастырь вывели из управления Троице-Сергиевой Лаврой и подчинили Московскому епархиальному архиерею в качестве монастыря 3-го класса со штатом 17 монашествующих.

В XVIII веке в обители развернулись большие строительные работы. Вместо деревянной была возведена каменная Никольская церковь, завершилось строительство каменной ограды и северных Святых ворот. Святые ворота в виде монументальной трёхпролетной триумфальной арки, расположенные «с приезду от Троицкия Лавры», построили в 1742–1745 гг., когда монастырь ещё управлялся Лаврой. Отметим, что в 1739 г. Троице-Сергиев монастырь был признан первенствующим в России, а в 1744 г. получил почётное наименование Лавры. Совпадение дат позволяет рассматривать строительство Святых ворот как символический акт, призванный подчеркнуть историческую и духовную связь Покровского Хотькова монастыря и Троице-Сергиевой Лавры.

В 1791 г. над Северными Святыми воротами соорудили надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В дальнейшем этот храм стал приходским в Хотьковской округе.

Отметим, что в 1739 г. Троице-Сергиев монастырь был признан первенствующим в России, а в 1744 г. получил почётное наименование Лавры. Совпадение дат позволяет рассматривать строительство Святых ворот как символический акт, призванный подчеркнуть историческую и духовную связь Покровского Хотькова монастыря и Троице-Сергиевой Лавры.

Для того чтобы лучше ориентироваться, приведем план строений Хотьковской обители:

В связи со значительным увеличением числа хотьковских насельниц (до 280) митрополит Платон благословил строительство в монастыре нового большого Покровского собора. Крепкие фрагменты стен старого собора были включены в состав кладки нового. Летом 1812 г. строительство прервалось из-за войны с Наполеоном и быстрого приближения вражеских войск к Москве. Осенью 1812 г. отряды французов появлялись даже в окрестностях монастыря.

В 1816 г. закончились работы по отделке и убранству интерьера, и 9 июля архиепископ Дмитровский Августин освятил собор, в котором были устроены два придела: во имя преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского.

Стены собора украшала великолепная живопись. Деревянный иконостас был выкрашен в голубой цвет, на котором эффектно выделялись золоченая накладная резьба и колонны. Надгробия над могилами родителей преподобного Сергия в новом соборе, как и в старом, были оставлены в трапезной с правой стороны под деревянным резным золочёным балдахином.

После Северных Святых врат Покровский собор (о них во второй части) – второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма.

Построен собор усердием игуменьи Евпраксии, возглавлявшей монастырь в 1809–1848 гг. и немало сделавшей для его благоустроения. Её рачительная хозяйственная деятельность привлекла внимание щедрых благотворителей, на средства которых возвели и собор, и четырёхъярусную колокольню, и игуменский корпус. А на южной стороне обители построили два корпуса богадельни с арочными воротами между ними и надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского.

А на южной стороне обители построили два корпуса богадельни с арочными воротами между ними и надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского.

Сооружение с рустованной нижней частью имеет черты позднего классицизма. На сводах храма сохранилась масляная живопись первой половины XIX века.

Два корпуса келий с двумя квадратными башнями были построены на месте южной линии ограды в 1826 году

. Увеличились земельные владения обители, ей принадлежали мельница, скотный двор и обширный сад на реке Воря

Заодно осмотрим здание монастырской гостиницы с юго-восточной стороны по улице Кооперативной

В 1884 году построена церковно-приходская школа на 60 детей; в 1890 году больница на 10 коек; мастерские. В 1904 году был возобновлен Никольский храм, около того же времени были отстроены дом настоятельницы и гостиница (28).

Во второй части мы уже войдем на территорию монастыря и осмотрим Покровский собор и другие примечательные места обители

Источники:

Памятники архитектуры Московской области, выпуск 2, Е.Н. Подъяпольская, М.,1999, Стройиздат.

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь. Летопись. Официальный сайт Покровского Хотькова монастыря.

Покровскій Хотьковъ дѣвичий монастырь. Свято-троицкая Сергіева лавра: собственная типографія, 1896.

Саша Митрахович. Покровский собор Хотькова монастыря. 18.10.2018

Этапы реконструкции Никольского собора Покровского монастыря. Начало реконструкции. История строительства. Портал Хотьково в сети.

Источник

Покровский Хотьков монастырь

хотьково женский монастырь фото

хотьково женский монастырь фото

хотьково женский монастырь фото

хотьково женский монастырь фото

Покровский Хотьков монастырь запись закреплена

хотьково женский монастырь фото

Покровский Хотьков монастырь запись закреплена

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В СЕЛЕ КАМЕНКИ

Сегодня, в день празднования Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году, в приписном храме Покровского Хотькова монастыря в селе Каменки молитвенно почтили Пресвятую Богородицу.

По окончании Святого Причащения состоялся молебен с крестным ходом.

К празднику была покрашена колокольня и закончена большая часть ремонтных работ.

хотьково женский монастырь фото

Покровский Хотьков монастырь запись закреплена

хотьково женский монастырь фото

Покровский Хотьков монастырь запись закреплена

19 (31 по новому стилю) октября 1829 года родился святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев), канонизированный Русской Православной Церковью на Поместном Соборе 7–10 июня 1990 года.
Показать полностью.

Протоиерей Андреевского собора в Кронштадте Иоанн Кронштадтский посвятил всю свою жизнь служению людям во имя Бога – и на церковном поприще, и на ниве благотворительности. В книге «Отец Иоанн Кронштадтский как пастырь-благотворитель» (1913) говорится, что он «…проявил особенную любовь к церковной проповеди, к частому совершению богослужения, к широкой и любвеобильной помощи бедным».

«Его проницательность и психологическая особенность укрепить веру и окрылить надежду в моменты недомоганий ставили на ноги и исцеляли часто таких больных, с которыми не могли сладить врачи, – рассказывается о нём в издании «О. Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский» (1908). – О. Иоанн о себе мало заботился; всё, что получал, он раздавал неимущим или жертвовал на добрыя дела». Духовная сущность пастыря проявлялась в его внешности: «Особенно поразительны были глаза его с взглядом, проникающим вглубь собеседника и свидетельствовавшим о чарующей внутренней силе, доверчивости и неизмеримой доброте».

Истоки этой доброты, сострадания к людям и силы веры можно найти в детстве Иоанна Сергиева. Он родился на далёком севере, в селе Сурском Пинежского уезда Архангельской губернии. Отец его был бедный причётник. Мальчик родился очень слабым и болезненным, и родители не надеялись, что он доживёт до следующего дня, и «окрестили его в ночь рождения, дав ему имя Иоанна», но после крестин здоровье мальчика стало улучшаться.

«Невесёлая обстановка окружала о. Иоанна в детстве. Приходилось видеть лишь сцены безвыходной нищеты, почти голода. Представления о другой, более привольной житейской обстановке он не мог иметь. Отсюда возникла любовь к ближним и сострадание к людскому горю и несчастиям», – продолжает издание.

Сам Иоанн так рассказывает о своем детстве, о приобщении к религии и Церкви: «С раннего детства, как только себя я помню… родители приучили меня к молитве и своим собственным примером делали из меня религиозно настроенного мальчика». Труднее было мальчику с обучением: «По шестому году, отец купил для меня букварь и мать стала преподавать мне азбуку, но туго давалась мне грамота и много скорбел я по поводу своей неразвитости и непонятливости. …Когда меня на десятом году повезли в архангельское приходское училище, я с трудом разбирал и то только по-печатному».

Будущий священник думал в первую очередь не о себе: «Я понимал уже тягостное положение своих родителей и потому темнота моя в учении явилась для меня особо тяжким бременем. О значении учения для моего будущаго я мало думал и скорбел только о том, что отец напрасно тратит свои последния крохи, а учителя тщетно стараются растолковать мне уроки».

Но через некоторое время с Иоанном произошло чудесное событие, изменившее его жизнь и судьбу – он «по-прежнему плохо читал и не понимал и не запоминал ничего из рассказанного учителем», но однажды вечером, рассказывал он, «такая тоска на меня напала; я упал на колени и горячо принялся молиться. Не знаю, долго ли я пробыл в таком положении, но вдруг точно потрясло меня всего. У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове и мне ясно представился учитель того дня, его урок; я вспомнил даже о чём и что он говорил».

Утром, взяв книгу, он обнаружил, что гораздо легче читает, всё понимает и может пересказать, и в классе «сиделось уж не так, как раньше: всё понимал, всё оставалось в памяти». Иоанн стал успевать в науках чем дальше, тем лучше и к концу курса был переведён в семинарию одним из первых.

Многое испытавший в детстве, отец Иоанн всю жизнь сохранял особое отношение к детям. Его священнослужение в Кронштадте начиналось нелегко. «Встречают его первые дни и месяцы грубостями. Но у дорогого батюшки есть давно испытанное средство. Это – дети. Он не хотел действовать через детей, делая их средством. Нет, дети просто сблизили душу родителей грубую, но любящую по отношению к ним, детям, и душу пастыря, полнаго любви и к детям, и к родителям, о. Иоанн ласкает детей, и они доверчиво жмутся к батюшке, а за детьми потянулись и родители. В сущности эти дикари трущоб часто тоже дети, на ласки они рады откликнуться – только не сразу», – сказано в издании «Отец Иоанн Кронштадтский как пастырь-благотворитель».

Протоиерей Иоанн Попов в книге «Незабвенной памяти дорогого батюшки о. Иоанна Кронштадтского» (1908) приводит слова из дневника Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», обращённые к воспитанникам: «Вы дети мои, потому что я имею вас всегда в сердце своём и молюсь за вас. Вы дети мои, потому что вы духовныи чада мои. Вы дети мои, потому что я, действительно, как священник, отец, и вы называете меня батюшкою. Сказать искренно чужим детям: „дети“ можно только Духом Святым, Духом истины и любви».

Впечатления детства, когда сердце мальчика училось жалости и сочувствию к страданиям людей и проникалось искренней и глубочайшей верой, сформировали духовно-нравственный облик «молитвенника земли русской, всенародночтимого пастыря и праведника отца Иоанна Кронштадтского». «Эта чуткая, полная любовной отзывчивости душа сразу замечала, кому нужны поддержка и помощь; он, не смущаясь, шёл к больной душе, неся исцеление, хотя бы эта душа была ему незнакома», – читаем в брошюре «Отец Иоанн Кронштадтский как пастырь-благотворитель».

Источник

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь.

Покровский монастырь «на Хотькове» в излучине реки Пажи на Оборской горе был основан в при князе Московском Юрии Даниловиче Долгоруком и митрополите Московском святителе Петре, около начала XIV века.

В 1422 году на земле Московской «был глад и зима студеная», оскудела и Покровская обитель. Но в том году были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, что послужило прославлению великого святого и оживлению Хотькова монастыря.

В 1544 году Хотьковская обитель была приписана к Троицкому Сергиеву монастырю.

В 1722 году монастырь посетил царь Петр I. После этого из Голландии были выписаны мастерицы, которые научили насельниц прясть тонкую нить и ткать из нее особо тонкое полотно. Монахини не только освоили ремесло, но стали украшать ткань кружевом, золотом и шелковым шитьём. Изготовляли они в основном храмовые украшения и богослужебные облачения. Свое мастерство они передавали воспитанницам из сирот, которых брали на воспитание в монастырь. Таким образом основным занятием монахинь перестало быть земледелие, вместо которого вошли золотное шитье и иконопись.

Ежегодно в октябре под стенами монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка, к концу синодального периода близ монастыря вырос посёлок.

В 1928 году монашеская артель была закрыта, тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В начале 1930-х годов закрыли продолжавшие работать монастырские храмы. В 1931 году последнюю игуменью монастыря Варсонофию арестовали и сослали. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище.

После Великой Отечественной войны в Покровском соборе разместили маленький завод «Химбыт». Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум. Бывший поселок при монастыре вырос в город Хотьково.

Архитектурный комплекс монастыря был приведен в упадок. Многие художественные ценности, украшения икон и утварь из серебра и золота, иные ценности были конфискованы, и судьба их остаётся неизвестной. Менее ценную утварь сбросили в находившиеся на территории монастыря глубокие колодцы, которые затем засыпали и закрыли бетонными плитами. Здания были перестроены или разрушены. В 1930-е годы мрамор от соборов монастыря использовали при отделке станции Московского метрополитена «Комсомольская.» Разрушение и разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х годов.

В 1987 году местная молодежь начала очищать закрытые монастырские соборы от хлама и гари. В 1989 году Покровский собор монастыря был возвращен православной общине и возобновился как приходской храм. В 1990 году монастырские здания были возвращены Церкви.

10 июня 1992 года было принято синодальное решение восстановить монашескую жизнь в обители, определив её как ставропигиальный женский монастырь [1]. Монашеская жизнь вновь началась тут с 1 августа 1992 года, под началом игумении Олимпиады (Барановой). Новая монашеская община сложилась во многом из бывших медицинских работников.

В 1990-е годы рядом с Радонежем монастырю выделили 30 га лугов, где были условия для развития молочного хозяйства.

Впоследствии открылся детский приют для сирот до 8 лет. Заработала иконописная мастерская, был организован музей.

Храм во имя святителя Николая Чудотворца был выстроен в 1765-1768 годах. Это был небольшой теплый храм. В 1835 году в нем были освящены два придела: во имя апостолов Петра и Павла и в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

В 1900-1904 годах взамен прежнего был выстроен новый крупный храм на 1200 человек в русско-византийском стиле по проекту архитектора А. А. Латкова. Был расписан в 1911 году артелью Сафоновых. Кирпичный собор побелен по обмазке. Храм был закрыт в середине 1920-х годов. В 1980-х годах реставрировался, на стенах сохранились незначительные фрагменты росписи.

Деревянный соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы существовал в 1337 году, когда в обители преставились преподобные Кирилл и Мария Радонежские. В то время они были погребены в трапезной части храма.

Собор стал первым зданием обители отстроенном в камне в 1644-1648 годах. Он был возведен и убран на средства царского стольника Феодора Василтевича Янова. Этот храм простоял до 1811 года.

Источник

По мнению исследователей, заселение славянами территории современного города Хотьково и округи началось в XI-XII вв., а первыми появились в этих глухих, покрытых девственными лесами, местах славяне-Кривичи. Здесь они встретились с редким населением балтских и финно-угорских племен.

Первоначально славяне заселяли долины рек, устраиваясь на возвышенностях речных поймах, на террасах коренных берегов, на высоких мысах в речных излучинах. К последнему типу поселений относятся Радонеж и Хотьково.

Титульный лист книги протоиерея С.К. Смирнова.
хотьково женский монастырь фото

Покровский Хотьков монастырь стоит на узком и длинном мысу, образованном речкой Пажей и Комякинским оврагом. Место, которое он занимает, издревле называлось «Хотково» или «Хотков». Среди различных версий прохождения названия Хотькова монастыря наиболее правдоподобной представляется та, согласно которой в его основе лежит древнеславянское мужское имя «Хот» или «Хотьк».

Историки и краеведы сходятся в том, что Покровский монастырь появился в первое тридцатилетие XIV в. Это было время, когда в результате татарских набегов на богатые центральные области и города Владимиро-Суздальской земли произошел отток населения в доселе малообжитые лесные окраины. К 1336 г. относится первое письменное свидетельство о волости Радонежской и селе Радонежском: по завещанию великого Московского князя Ивана Калиты село вместе с волостью было передано его второй жене Ульяне. В то время Радонежское было крупнейшим поселением на северовосточной границе Московского княжества. В нем, на холме в излучине Пажи, размещалась укрепленная усадьба княжеского наместника, в обязанности которого входило привлечение в волость переселенцев за счет предоставления им от имени князя различных льгот и «ослаб».

Границы городка Радонеж в конце 14-начале 15 в.
хотьково женский монастырь фото

В начале 30-х годов XIV в.в «весь, глаголемую Радонеж» из города Ростова перебралось сразу несколько семей, среди которых был боярин Кирилл «с всем домом своим, и с всем родом своим», отец будущего троицкого игумена Преподобного Сергия Радонежского, в миру Варфоломея. Незадолго до смерти, последовавшей, согласно мнению церковных историков, в 1337 г., Кирилл и его жена Мария приняли постриг в Покровском монастыре и были погребены в нем. Еще раньше, после смерти жены Анны, также погребенной в Хотькове монастыре, здесь принял постриг старший сын боярина Степан, в монашестве Стефан. Пострижение близких Преподобного Сергия «на Хоткове» говорит о тесной связи монастыря с селом Радонежским, Радонежской волостью. В чем же могла заключаться эта связь? Имеющиеся документы позволяют утверждать, что ко времени пострижения родителей Преподобного Сергия Покровский монастырь относился к характерному для средневековой Руси типу так называемого «мирского монастыря».

Покров с изображением Сергия Радонежского.
хотьково женский монастырь фото

Такие монастыри создавались при содействии целого общества для того, чтобы, по словам В.0. Ключевского, «обывателям было где постричься в старости и при смерти «устроить душу» посмертным поминовением. Здесь же находили приют одинокие и беспомощные члены крестьянского мира: увечные, старые девицы, которых «и замуж взяти за себя никто не хочет». Мирские монастыри находились в подчинении у волостной общины, которая распоряжалась монастырской казной, выбирала священников, отводила им землю для ведения хозяйства. Понятно, что они не могли отличаться богатством, хвалиться каменными зданиями. Вполне естественно, что и располагались они вблизи волостного центра. Так и Покровская обитель была создана жителями Радонежской волости «на Хоткове», неподалеку от села Радонежского.

Мирское происхождение объясняет отсутствие сведений об основателе и дате основания монастыря, ведь основал его не князь, не архиерей, а крестьянский мир, жизнью которого мало интересовались летописцы. Об этом говорит и то, что в нем проживали как мужчины, так и женщины; в нем не было игумена или игуменьи, а руководство повседневной жизнью осуществлял священник Покровской церкви. Да и внешне он менее всего походил на обычную монашескую обитель, разнообразные строения которой группировались бы вокруг храма. В XIV в. он более напоминал церковный погост, поскольку Покровская церковь с кладбищем и, возможно, дворы причта стояли отдельно от келий старцев и стариц. В одной из писцовых книг конца XVI в. обитель прямо названа погостом: «на Хоткове монастырь Покров Святые Богородицы. а в прибавочных книгах тот погост не написан».

В XIV в. деревянная Покровская церковь скорее всего была небольшой, простейшего так называемого «клецкого» типа. Немногочисленные деревянные кельи старцев и стариц стояли ниже Церкви, занимая территорию южной оконечности Хотьковского мыса. Так, вероятно, выглядел Покровский монастырь при жизни родителей Преподобного Сергия и при нем самом. Вполне возможно, что уже тогда сложилась его необычная «уличная» планировка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *