хотьковский монастырь как добраться
Покровский Хотьков монастырь
Содержание
История [ править ]
Монастырь, по преданию, основали в первой четверти XIV в. родители великого русского святого — преп. Сергия Радонежского — ростовские бояре Кирилл и Мария. Здесь они в 1335—1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 г. они были канонизированы (причислены к лику русских святых). Родители Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма тех лет; их гробницы в течение длительного времени были местом массового паломничества православных россиян.
В Древней Руси, в том числе в Московском княжестве, монастырей было мало. Из-за недостатка монастырей в Хотьковском монастыре в то время были отделения и для монахов, и для монахинь (вот почему в одном монастыре смогли жить, приняв монашество, родители Сергия Радонежского). По сути в те далекие времена монастырь объединял мужскую и женскую монашескую общины. В 1504 г. Соборное определение запретило жить в одном монастыре мужчинам и женщинам. В 1504 г. монастырь стал женским, в то время в нем были две деревянные церкви и 16 монашеских келий.
До 1840-х гг. Хотьковский монастырь был особножительным, это значит, что каждая монахиня обеспечивалась в зависимости от ее труда на благо обители и от личного вклада при поступлении в нее. В XIX в. в Хотьковском монастыре жили около 400 насельниц. В начале XX в. этому монастырю по штату полагалось иметь 60 монахинь и 60 послушниц, а реально в 1916 г. их было соответственно 70 и 67.
С начала XIX в. Хотьковский монастырь стал выполнять новые для него функции: он стал своего рода тюрьмой или исправительным заведением для женщин. Сюда переводили монахинь из других монастырей, обвиненных в непослушании и несмирении; кроме того, сюда насильно помещали женщин-мирянок, осужденных на «монашеское заключение». Всем этим женщинам назначалось послушание в иконописной мастерской, в церковно-приходской школе, в богадельне для престарелых монахинь, больнице, гостинице, оранжереях, на скотных дворах и в других подразделениях монастырского хозяйства.
Ежегодно в октябре под стенами Хотьковского монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка (получившая название по соборному храму обители — в честь Покрова Пресвятой Богородицы).
Октябрьский переворот 1917 г. круто изменил ритм жизни обители.
В 1918 г. монастырь разграбили, в 1919 г. часть зданий монастыря отдали детской колонии, в 1921 г. — официально закрыли. Но даже после своего официального закрытия монастырь фактически существовал под приемлемым для новой власти названием «трудовой артели кустарных изделий». В середине 1920-х гг. здесь еще жили и трудились примерно 160 монахинь, которые пытались сохранить прежний монастырский уклад жизни. К этому времени уже большую часть бывших монастырских зданий занимали службы детской колонии, так называемый «детский городок».
В 1928 г. артель из монахинь закрыли, а самих тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В начале 1930-х гг. закрыли продолжавшие еще работать монастырские храмы. В 1931 г. последнюю игуменью монастыря (она была ею с 1918 по1931 г.) Варсонофию арестовали и отправили в ссылку в Казахстан, где она умерла.
Монастырь как религиозный центр постепенно угасал. В середине 1920-х гг. закрыли Никольский собор, а в 1935 г. — Покровский собор. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище. После Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в Покровском соборе разместили маленький завод «Химбыт». Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум.
Архитектурный комплекс Хотьковского монастыря в советский период в значительной мере утратил свою историко-культурную и художественную значимость. Многие художественные ценности, украшения икон и утварь из серебра и золота, а также драгоценные камни, иные ценности монастыря были конфискованы, судьба их неизвестна. Монастырские здания были перестроены или разрушены, снесли даже архитектурно-художественную доминанту монастыря — колокольню. В 1930-е гг. мрамор от соборов Хотьковского монастыря использовали при отделке станции Московского метрополитена «Комсомольская». Серебряную и золотую церковную утварь конфисковали, менее ценную сбросили в находившиеся на территории монастыря глубокие колодцы, которые затем засыпали и закрыли бетонными плитами. Разрушение и разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х гг.
В 1987 г. местная молодежь начала очищать закрытые монастырские соборы от хлама и гари. В 1989 г. в восстановленном Покровском соборе состоялся первый молебен.
В 1990 г. Хотьковский монастырь передали Русской православной церкви.
Хотьковский монастырь был возрожден летом 1992 г.
В 1990-е гг. недалеко от Хотьково, рядом с селением Радонеж, монастырю выделили 30 га богатых лугов. Теперь у монастыря есть условия для развития молочного хозяйства. Для восстановления монастыря и развития его хозяйства нужны здоровые, молодые, трудоспособные люди.
Число насельниц монастыря год от года увеличивается.
Современное состояние [ править ]
Сейчас в монастыре живут в основном молодые женщины в возрасте от 20 до 35 лет, есть среди послушниц девочки 10—14 лет. Женщины и девушки, пришедшие в монастырь и видящие свое призвание в монашестве, имеют в основном медицинское образование.
В наши дни Хотьковский монастырь содержит детский приют, где живут и учатся сироты — мальчики и девочки до 8 лет. Монастырь шефствует над детским отделением психиатрической больницы, помогает пациентам детского и подросткового отделения другой больницы, в дом престарелых поставляют творог и молоко. При монастыре работает воскресная школа, которую посещают дети в возрасте от 4 до 14 лет, они изучают Закон Божий, историю, географию, пение, рисование, рукоделие. При монастыре создана и работает иконописная мастерская.
На территории Хотьковского монастыря организован музей.
В наши дни возрожден благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву лавру, стараются посетить обитель в Хотьково и поклониться гробнице родителей Сергия Радонежского в нынешнем Покровском храме.
Поездка в Покровский Хотьков монастырь
История Покровского Хотькова монастыря неразрывно связана с Троице-Сергиевой Лаврой и преподобным Сергием Радонежским. Он занимает узкий длинный мыс между речкой Пажей и Комякинским оврагом. Когда проезжаешь по улице Горчакова, открывается красивый вид на него. Многие останавливаются на обочине, чтобы сфотографировать и полюбоваться величественной панорамой монастыря.
Панорама Покровского Хотькова монастыря
История и святыни Покровского Хотькова монастыря
Топоним «Хотьково» происходит, по всей видимости, от древнеславянского имени Хот, или Хотьк. Вероятно, в X-XII веках на этом месте было славянское поселение, опустевшее во время татарских набегов в XIII веке. Впоследствии люди вернулись сюда.
Точная дата основания монастыря неизвестна, однако, вероятно, он появился в первой четверти XIV столетия. Также неизвестно и имя основателя монастыря. По всей видимости, это объясняется тем, что монастырь относился к типу так называемых «мирских монастырей», которые создавались волостной общиной. В распоряжении общины была монастырская казна, община выбирала священников, распределяла земли для ведения хозяйства. В старости удалялись в такой монастырь не ради совершения подвигов веры, а чтобы тихо окончить свои дни, чтобы было кому помолиться об упокоении души. Как правило, в таком монастыре проживали совместно мужчины и женщины, а сам монастырь представлял группу жилых и хозяйственных построек вокруг храма, а также погост. Игумена или игуменьи в подобном монастыре не было, руководство осуществлял приходской священник.
Хотьков монастырь как раз и был таким «мирским монастырем». Возможно, он так бы и остался бедным и безвестным, и со временем мог бы исчезнуть. Но история распорядилась иначе. В 1335-1336 году здесь приняли постриг боярин Кирилл и его супруга Мария, родители преподобного Сергия Радонежского, жившие до этого в соседнем Радонеже. Здесь же, чуть ранее, после смерти своей жены Анны, под именем Стефан принял постриг старший брат Сергия, Степан. В это же время, вероятно, сложилась и необычная «уличная» планировка монастыря.
Внутри монастырских стен
В 1337 году боярин Кирилл скончался. Его сын, Варфоломей, стремившийся к строгой монашеской жизни, оплакал родителей и удалился на пустынножитие в отдаленный уголок Радонежской земли, на холм Маковец, где впоследствии и была основана Троице-Сергиева Лавра.
Хотьков монастырь оставался двойным (и мужским, и женским) до начала XVI столетия. 11 марта 1506 года Московский князь Василий III пожаловал ему великокняжескую ругу – ежегодное продовольственное содержание, что свидетельствовало о повышении статуса монастыря. После его смерти она была подтверждена от имени малолетнего Ивана IV. 1 августа 1544 года четырнадцатилетний Иван IV, находившийся на богомолье в Троице-Сергиевой обители, передал ей управление Покровским монастырем «на Хотькове». В этой грамоте монастырь впервые был назван девичьим. Еще в 1504 году был введен запрет на совместное проживание мужчин и женщин в монастыре, однако в Хотькове оно продолжалось до 1534 года.
Монастырь постепенно развивался. В 90-х годах XVI века в нем насчитывалось до 37 насельниц.
Большой урон был нанесен монастырю во время осады Троице-Сергиевой Лавры поляками в 1608-1610 годах. Монахини и местное население укрылись за стенами Лавры и героически выдержали почти 2-летнюю осаду обители войсками Лисовского и Сапеги. В 1609 году Покровский Хотьков монастырь был сожжен. После снятия осады в начале 1610 года весь край находился в запустении, повсюду хозяйничали банды «воровских людей».
В 20-х годах XVI века монастырь был восстановлен. В писцовой книге 1623 — 1624 гг. о монастыре говорится: «Троицы Сергиева монастыря девич монастырь на Хотькове на речке Паже, а в нем храм во имя Покрова Святыя Богородицы древян, шатром вверх, да теплая церковь Николая чудотворца древяная клецки, а в нем образы, и свечи, и книги, и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье Троицы Сершева монастыря; да на церковной земле 38 келий, а в них живут старицы, да во дворе поп Грязной Семенов, во дворе дьячек Поздейко Иванов, во дворе пономарь Обросимко, да 4 кельи, а в них живут нищие, питаются от церкви Божии».
При Покровском монастыре постоянно находился Троицкий иеромонах «для службы и духовности». В 1644-48 годах был сооружен каменный Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1811 году он был разобран и поставлен новый, в стиле ампир. Покровский собор имеет три придела: главный в честь Покрова Божьей Матери и два боковых – во имя преподобного Сергия и святителя Алексия. Главной реликвией являются мощи преподобных Кирилла и Марии. Традиция их почитания восходит к XVI веку. Засвидетельствованы случаи чудотворения. В 1992 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил преподобных Кирилла и Марию к лику святых. 11 октября и 31 января отмечается День памяти Преподобных Кирилла и Марии Хотьковских и Радонежских чудотворцев.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, построен между 1812-1816 гг.
Когда мы зашли в собор, шла вечерняя служба. Народу было немного, в основном женщины. Пел очень красивый женский хор. Поскольку фотографировать в храме нельзя, а внутреннее убранство необыкновенно красиво, выкладываю фотографию из интернета, чтобы можно было составить о нем представление:
Внутреннее убранство Покровского собора (фото с сайта www.zagorsk.ru)
И уж коли мы заговорили о почитании преподобных Кирилла и Марии, публикую изображение иконы в стиле модерн Преподобного Сергия Радонежского пред гробом родителей.
Преподобный Сергий Радонежский пред гробами родителей, кон. XIX века
До 1840 года монастырь был особножитным. Каждая монахиня имела свое собственное жилье, которое либо строила на свои средства, либо покупала или снимала у других монахинь или их наследников. Также монахини кормились трудами своих рук, возникла даже монашеская торговля. В стенах монастыря устраивались торги и ярмарки, где торговали не только монахини, но и миряне. Однако к 1871 году в Покровском монастыре окончательно было введено общежитие.
Корпуса и Никольский собор
Улица в монастыре
В 1900-1904 году на месте небольшой теплой церкви XVIII века был построен собор Николая Чудотворца, освященный 1 октября 1905 года. Он выполнен в популярном тогда русско-византийском стиле по проекту архитектора А.А. Латкова и рассчитан на 1200 человек. В ХХ веке храм утратил четыре главы, они были восстановлены в ходе последней реставрации.
Территория монастыря
Собор Николая Чудотворца, 1900-1904
Собор Николая Чудотворца
Крест
Ограда монастыря была возведена в XVIII-XIX веках. В 1791 году была над северными воротами была возведена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи, 1791 г.
Надвратная церковь Митрофана Воронежского над южными воротами датируется 1833 годом.
Церковь прп.Митрофана Воронежского (над южными воротами), 1833 г.
Надвратная церковь Митрофана Воронежского, 1833 г.
В ХХ веке монастырю пришлось пережить многое. В сентябре 1918 года он был разграблен. В декабре 1919 года часть зданий была передана детской колонии. В начале 1921 года монастырь был закрыт, и в его стенах организована трудовая артель кустарных изделий. В 1930-е годы была снесена колокольня. В монастырских помещениях и храмах располагались различные службы, в результате чего зданиям был нанесен серьезный урон.
В конце 1980-х годов монастырь был вновь возвращен церкви, в марте 1989 года состоялся первый молебен. В 2000 году по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открыт детский приют.
Монахини
Меня Покровский Хотьков монастырь поразил, прежде всего, своей планировкой. Он словно вытянут вдоль сквозной улицы. Местные жители охотно пользуются этой дорогой, срезая путь. Поэтому в монастыре можно увидеть людей, одетых по-светски, гуляют мамочки с детьми. Лично мне это показалось правильным, что два мира вот так проникают друг в друга.
Улица в монастыре
Неподалеку детская площадка, где играли девочки, воспитанницы монастыря. Все они были в ярких вязаных шапочках и в платьицах. Чуть в стороне – огромный огород и хозяйственная часть. В целом, монастырь кажется очень крепким.
Вид на Покровский Хотьков монастырь
Адрес Покровского Хотькова женского монастыря: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Кооперативная ул., 20.
Как доехать до Покровского Хотькова женского монастыря:
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Надо бы посетить этот монастырь, всё же я Сергей, хотя монастырские стены на меня давят.
Я тоже обычно не очень уютно чувствую себя в монастырях — все время боюсь что-то нарушить, не то сделать. Но тут очень приятно.
Приятно, что поддерживают эту красоту. Конечно и затраты требуются на это. Но грустно, когда все ветшает.
Мы как-то снимали квартиру, окна которой выходили во двор монастыря. Хоть я и не могу причислить себя к истинно верующим, но атмосфера в квартире была очень приятная, может даже умиротворенная, чистая. И колокольный звон ведь тоже влияет.
Да, тут молодцы — все поддерживают в полном порядке. Мне еще понравилось, что Покровский Хотьков монастырь не отгорожен от мира, а как-бы погружен в него — мимо идут люди, тут же монахини, воспитанницы. Взаимопроникновение миров.
Очень величественные соборы, а монастырь вообще поражает своими размерами. Атмосфера внутри него наверняка особенная. Я глаз не могла отвести от фото, всё так аккуратно и продумано.
Да, как и в любом другом монастыре. Меня еще поразило, какое там крепкое хозяйство — ухоженные грядки, что-то типа коровника. Видно, что монахини стараются во всем поддерживать порядок. И, конечно, замечательно все реставрируют.
Как же меня манят монастыри: такая там особая атмосфера. А ещё всегда поражаюсь вашим фотографиям — красивые, крупные и хорошо оптимизированные!
Ольга, согласна — в монастырях особая атмосфера. И в некоторых храмах тоже. Возможно, многое зависит от настоятеля.
А насчет фотографий — все очень просто. Я заливаю их на Яндекс.Фотки, причем даже не оптимизирую в ФШ — на Фотках они оптимизируются автоматически. И уже оттуда гружу себе на блог, 800 px по длинной стороне.
Очень красивые фотографии. Великолепные храмы. Хотела бы побывать в тех краях.
Прямо-таки передала ты атмосферу этого тихого места.
Галин, старалась! Место то вообще необыкновенное, Радонежье. Рядом — село Радонеж, где жили родители Сергия Радонежского, неподалеку — Троице-Сергиева Лавра. И кругом холмы, речки, леса, поля…
Да, место благостное, святое. Люблю такие. Там особенное всё.
Верно… Сейчас вот много скандалов вокруг церкви. Но когда приезжаешь в такие места, понимаешь, что подлинная церковная жизнь — не там, на верхах. А вот в этих монастырях, сельских церквях. Когда батюшки объединяют вокруг себя людей, что-то все вместе делают, стараются улучшить жизнь.
Так везде всё настоящее — не на верхах и не наверху.
Сельские храмы почему-то всегда самые лучшие. Люди там не испорченные ещё, в сёлах. И чем глуше село, чем дальше от цивилизации — тем люди искреннее, человечнее. Настоящие.
Хотя по всякому бывает.
Просто то, что наверху — заметнее, по нему обычно и судим.
У нас в селах по-разному. Где-то действительно искренность, а где-то такие дикость и варварство… Была на днях в усадьбе Марфино. Где закрытая территория санатория — все приведено в порядок. А в двух шагах, те же усадебные постройки, но бесхозные — продолжают разрушаться. Представляешь, старинный мост в неоготическом стиле — больно смотреть: выломаны кирпичи, весь расписан графитти, осколки стекла, нечистоты…
Покровский Хотьков монастырь
Ансамбль Покровского Хотькова монастыря Сержант Пеппер
Всего в нескольких километрах от Троице-Сергиевой лавры на живописном берегу небольшой речки Пажа расположился Покровский Хотьков женский монастырь, одна из древнейших обителей на Руси. Величественные соборы монастыря вместе с ансамблем 18—20 веков доминируют над окружающими ландшафтами и постройками провинциального городка, привлекая множество паломников и туристов. Точных сведений о времени основания монастыря и его создателе до сих пор нет, поэтому за точку отсчёта возраста обители взята дата первого упоминания в письменных источниках — 1308 г. Сразу после основания монастырь был мужско-женским, именно сюда пришли постригаться в монашество из села Радонеж преподобные Кирилл и Мария вместе с сыном Варфоломеем — будущим Сергием Радонежским. Сейчас их могилы считаются основной монастырской святыней, которую паломники стремятся посетить перед визитом в Троице-Сергиеву лавру, чтобы помолиться и испросить у преподобных помощи в своих делах.
Исключительно женским Хотьков монастырь становится в начале 16 века, при Иване Грозном. Годы расцвета приходятся на начало 19 века, в это время активизируется крупное строительство, развивается хозяйство. В конце 19 века при монастыре открываются школа, иконописная мастерская, больница и богадельня, однако после революции, в 1922 г., Хотьков монастырь закрывается и пребывает в забвении долгие десятилетия. Только в 1989 г. обитель возвращается к жизни, здесь проходят реставрационные работы и возобновляются богослужения.
Архитектурный облик
Монастырь построен в продольно-осевой планировке, вдоль его пересекает главная улица, когда-то служившая частью пути к Троице-Сергиевой лавре. В 1816 г. было закончено строительство Покровского собора — кирпичного пятиглавого храма в стиле классицизма с фасадами, украшенными портиками коринфского ордера.
В 1826 г. вдоль южной ограды монастыря возводятся два здания с квадратными башнями, в которых размещаются монашеские кельи.
В 1834 г. строится колокольня с часами, создавшая законченный облик архитектурного ансамбля, но просуществовала она только до 1930-х гг. В те годы в монастыре размещалась сельскохозяйственная мастерская, колокольня мешала проезду тракторов и потому была разобрана. 20 век знаменуется строительством Никольского собора в русско-византийском стиле, который появляется на месте каменной церкви Николая Чудотворца. Собор выполнен в традиционной пятиглавой крестово-купольной форме, с внушительным световым барабаном и позолоченным куполом. В 1906 г. в монастыре появляются келейный корпус и просфорная.
Монастырь в наши дни
В наши дни монастырь живёт полноценной насыщенной церковной жизнью. Здесь каждый день осуществляются богослужения, проводятся поминальные и свадебные обряды.
При монастыре действует пансион для девочек, в обучении воспитанниц участвуют сёстры с хорошим образованием и педагогическими навыками. По выходным проходят занятия в воскресной школе, работает библиотека.
Полезная информация
Адрес: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Кооперативная, владение 2.
Телефон: +7 (496) 543-00-05.
Время работы: понедельник — воскресенье: 6:00 — 21:00. Богослужения в монастыре совершаются каждый день.
Из Москвы до монастыря можно добраться на электропоезде. На Ярославском вокзале нужно сесть на электричку, следующую до Сергиева Посада или до Александрова, и выйти на станции Хотьково, далее пешком мимо автостанции примерно 10 мин. Путешественникам на автомобиле нужно следовать по Ярославскому шоссе до поворота на Радонеж или на Хотьково.