хотово церковь введения во храм пресвятой богородицы
Хотово. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Село Хотово находится в 120 верстах от Петербурга, в 40 верстах от Новой Ладоги, в 9 верстах от реки Волхов, среди полей и лесов купца Волхонского и хотовских крестьян. Название села объясняют от «хотения» жителей трех деревень, расположенных в полуверсте одна от другой, жить вместе, в одной деревне. Действительно, раскопка канав к югу от Хотова показывает, что тут была некогда деревушка: в земле находят битые горшки, ухваты, чугуны, кирпичи и т. п. Местность Хотова окружена болотами, весною и осенью почти непроходимыми.
Он же пришел к мысли построить здесь каменный храм во имя Введения Божией Матери и свою мысль исполнил в течении 4 лет. Из привлеченных им жертвователей на церковь особенно усердствовали: генеральша Скворцова, академик Мельников и петербургские купцы Лесников и Петухов. Мельников составил план храма и наблюдал за постройкой. В 1867 г. храм был освящен 10 сентября преосвященным Палладием, епископом Ладожским.
Храм крестообразный, с полукружием для алтаря, стройный, величественный и изящный. По архитектуре в нем есть переход византийского стиля к германскому; копьеносные оконечности его изображают стремление души к небу. Фундамент его из путиловской плиты. В храме 14 окон, кроме окон в куполе и над дверями; окна в виде арок украшены колоннами, которые утверждены на четвероугольниках из путиловской плиты и имеют внизу вид четырехугольного конуса.
В храме три двери и одна небольшая в алтаре. Двери устроены в выступах, украшаются колоннами и помещены в фальшивых полуарковых сводах, в которых находятся по два полуарковых окна, с круглыми просветами вверху.
Из икон замечательны: местно чтимая икона Тихвинской Божией Матери, копия с чудотворной, дар митрополита Исидора. Она стоит у второй южной колонны, в золоченой раме за стеклом. На ней серебряная риза с вызолоченым венцом, в венце 4 цветных камня; икона Покрова, стоящая у северной второй колонны, с такими же украшениями; икона св. Тихона Задонского, с мощами его, дар митрополита Исидора; икона Успения Божией Матери, на северной стороне храма, в золоченой раме; икона положения Иисуса Христа во гроб, на южной стороне; иконы Рождества Иисуса Христа и Рождества Богородицы, на западной стороне.
«Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 9, Санкт-Петербург, 1884 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).
Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Ленинградская область, Волховский район, деревня Хотово
Работы 21 и 23 августа 2016 года
Дорогие братья и сестры!
21 августа в нашем храме было совершено Таинство Крещения. Было крещено трое младенцев и один взрослый.
Также 21 и 23 августа была продолжена кладка кирпича на колокольне. Всего было уложено 5 рядов, шириной в два кирпича и длиной 3 метра. Работавших было в один день четверо, в другой — двое.
Подходит к концу кирпич, купленный на ваши пожертвования в прошлом году. Срочно надо покупать еще, чтобы успеть побольше до наступления холодов. Зимой снова начнется интенсивное разрушение старой кладки! Просим вас о помощи! Номер карты Сбербанка отца Олега: 5469 5500 1537 1500.
Работы 13 и 14 августа 2016 года
Дорогие братья и сестры!
13 и 14 августа нам удалось весьма успешно потрудиться на восстановлении хотовского храма. В общей сложности приехало 5 человек. Выполнены следующие работы:
— Подъем кирпича на промежуточную площадку. Подняли почти две паллеты! Кладка не выполнялась, потому что кончился цемент. К следующей поездке обязательно нужно купить хотя бы два-три мешка.
— Частичная переделка крыши. Поскольку временная крыша мешала дальнейшей укладке кирпича, пришлось ее частично разобрать, соорудить новые стойки и подпорки, и собрать снова.
— Закончено утепление внутреннего ковчега в районе ступеней на солею. Деревянный каркас обшит листами ДВП. К сожалению, не успели заделать щели в полиэтилене. Через них в ковчег зимой проникает холодный воздух и выходит теплый. Также требуется закончить обшивку алтаря листами ДВП, и покрасить все стены ковчега в белый цвет.
— В вагончике повешены две новые полки, наведен порядок, на входной двери сделан фиксатор и ручка. Не успели сделать стеллаж для инструмента.
Дорогие друзья, колокольня храма в аварийном состоянии, нам надо срочно возвести вокруг нее леса. Требуется как минимум четыре человека, плюс трое на кладку. Приглашаем всех, кто может поехать и поработать с нами! Смотрите раздел Как приехать поработать, звоните батюшке или бригадиру.
Также просим о пожертвованиях на покупку стройматериалов (см. Как сделать пожертвование). Сейчас нам нужны доски, кирпич, цемент.
Приглашаем потрудиться 13-14 августа
Дорогие братья и сестры!
13-14 августа состоится поездка в Хотово. Едут две машины, из Санкт-Петербурга и из Киришей. Кто имеет желание поработать, откликнитесь! О наших поездках смотрите в обсуждениях, в теме «Как приехать потрудиться».
Также просим о пожертвованиях на покупку стройматериалов (см. в обсуждениях тему «Как сделать пожертвование»). Номер карты Сбербанка отца Олега: 5469 5500 1537 1500, Меркулов Олег Вячеславович.
Да благословит Господь вашу жертву!
Поделиться:
Работы 6 августа 2016 года
Дорогие братья и сестры!
6 августа на колокольне нашего храма было положено два ряда кирпичной кладки шириной в два кирпича. Начата кладка угла дверного проема.
Работало всего два человека! Обращаемся за помощью ко всем, кто имеет возможность приехать и поработать, хотя бы на один день. Даже если у вас нет строительных навыков, не беда, работа найдется. О том, как к нам приехать, написано в разделе Как приехать потрудиться.
Поделиться:
Работы 21-23 июля 2016 года
Дорогие братья и сестры! С 21 по 23 июля в нашем храме были выполнены работы, описанные ниже. Работало всего три человека! Этого мало: не успели сделать даже то, что запланировали по утеплению храма, не говоря о кладке кирпича. Помощники очень нужны, даже если без строительных навыков: требуется поднимать с земли наверх кирпичи и раствор. О следующей поездке сообщим, кто хочет поехать — пишите!
Список работ (21-23.07.2016):
— Куплено и доставлено в Хотово 12 листов ДВП для утепления ковчега в районе ступеней, ведущих на солею.
— Выполнена кладка кирпича на колокольне, около 10 рядов, с восточной и южной стороны, под временной крышей. Уложено около 100 кирпичей, на приготовление раствора потрачено полтора мешка цемента.
— Изготовлен и установлен каркас в местах пересечения стен ковчега и ступеней, ведущих на солею. Поверх каркаса закреплен полиэтилен. Осталось обшить эти места листами ДВП, из-за нехватки рабочих рук это сделать не успели.
— Покрашены диаконские двери, на них закреплены иконы Архангела Гавриила и Архангела Михаила.
— Частично почищен семисвечник.
Поделиться:
Литургия 30 июля 2016 года
Поделиться:
Икона дня
Православный календарь
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355).
Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Анастасия (III). Прав. Тавифы (I). Собор новомучеников и исповедников земли Карельской (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 октября)139.
Прп. Матроны Власовой исп. (1963).
Утр. – Ев. 9-е,Ин., 65 зач., XX, 19–31.Лит. –Гал., 200 зач., I, 11–19.Лк., 83 зач., XVI, 19–31.Мчч.:Еф., 224 зач. (от полу’), IV, 7–13.Мф., 34 зач. (от полу’), X, 1–8.
Хотово церковь введения во храм пресвятой богородицы
Введенская церковь в Хотове
Село Хотово находится в 120 верстах от Петербурга, в 40 от Новой Ладоги, в 9 от реки Волхова, в 25 верстах от Гостинопольской пристани, среди полей и лесов купца Волхонского и Хотовских крестьян. Название села объясняют от «Хотения» жителей трех деревень, расположенных в полуверсте одна от другой – жить вместе, в одной деревне. Действительно, раскопка канав к югу от Хотова показывает, что тут была некогда деревушка: тут в земле находят битые горшки, ухваты, чугуны, кирпичи и т. п. Местность Хотова окружена болотами, весною и осенью почти непроходимыми.
Деревянная Хотовская церковь построена крестьянами в 1858 году, в следствие дальности соседних погостов: Помяловского, Михаило-Архангельского и Глажевского. В марте 1861 г. церковь сгорела и в том же году, была построена новая деревянная церковь Воздвижения, временная, на кладбище, и в ноябре освящена благочинным, Сергеем Заборовским. Длина церкви 7 саж. 1 арш. ширина 4 саж. Высота до креста колокольни, 7 саж.; паперть отделена капитальною стеною; в ней направо кладовая, а на лево – ход на колокольню.
Длина средней части 4 саж. ширина 3 саж. 2 арш. Солея, обнесенная дер. решеткой, возвышается на одну ступень. Иконостас в 2 яруса. Иконы в золоченых рамках, писаны на полотне масляными красками. На царских вратах изображено явление Господа Фоме по воскресении, по правую сторону – Иисус Христос и образ Воздвижения, по левую – Божия Матерь и Введения во Храм. На боковых дверях – Архангел Гавриил и Михаил. Во 2 ярусе – Тайная Вечеря, а по сторонам – Богоявление и Благовещение. Над Иконостасом – Всевидящее око. Иконостас пожертвован митрополитом Исидором. За правым клиросом икона Александра Невского, за левым –Архистр. Михаила. На потолке Господь Саваоф, окруженный Ангелами, в куполе – Всевидящее Око; на колоннах – Евангелисты.
Длина алтаря 1 саж. 2 арш. Антиминс освящен Леонтием епископом Ревельским. На престоле – ковчег, в виде гроба, стоящего на четвероугольном камне, под вызолоченною пятиглавою сению. На горном месте – св. Троица. Над жертвеником – моление о Чаше и Распятие. Церковь внутри оштукатурена и выкрашена розовою краской. В церкви две израсцовые печи. Церковь строил священник Алексей Колоколов.
Он же пришел к мысли построить здесь каменный храм во имя Введения Божией Матери, и свою мысль исполнил в течении 4 лет. Из привлеченных им жертвователей на церковь особенно усердствовали: генеральша Скворцова, академик Мельников и Петербургские купцы Лесников и Петухов. Мельников составил план храма и наблюдал за постройкой. В 1867 г. храм был освящен, 10-го сент., преосвященным Палладием епископом Ладожским.
Храм крестообразный, с полукружием для алтаря, стройный, величественный и изящный. По архитектуре в нем есть переход Византийского стиля к Германскому; копьеносные оконечности его изображают стремление души к небу. Фундамент его – из Путиловской плиты. В храме 14 окон, кроме окон в куполе и над дверями; окна в виде арок, украшены колоннами, которые утверждены на четвероугольниках из Путиловской плиты и имеют в внизу вид четыреугольного конуса.
В храме три двери и одна, не большая, в алтаре. Двери устроены в выступах, украшаются колоннами и помещены в фальшивых полуарковых сводах, в которых находятся по два полуарковых окна, с круглыми просветами вверху.
Купол храма, идущий вверх двумя, едва заметными для глаза, уступами, украшен колоннами. Между колоннами восемь полуарковых сквозных окон, освещающих внутренность купола. Купол оканчивается карнизом, над которым идут 16 копьевидных фигур и стрелок. Над крышею купола – осьмигранный фонарик, а над ним –луковицеобразная глава и крест с яблоком; крест и яблоко вызолочены. Крыша храма железная, окрашена медянкой, с вызолоченными звездами.
Колокольня идет тремя уступами, украшена колоннами и оканчивается копьевидными стрелками. Над крышею – фонарик, глава, яблоко и крест, как на куполе. В среднем уступе, на северной стороне, устроены г. Винтером, за 300 р. сер., часы, с боем. Колоколов 6; самый большой – в 213 пуд. 10 фунт.; н
Колокольня идет тремя уступами, украшена колоннами и оканчивается копьевидными стрелками. Над крышею – фонарик, глава, яблоко и крест, как на куполе. В среднем уступе, на северной стороне, устроены г. Винтером, за 300 р. сер., часы, с боем. Колоколов 6; самый большой – в 213 пуд. 10 фунт.; на нем изображены Спаситель, Введение во храм, Воздвижение и св. мученицы, воспоминаемые 17-го сентября. На колоколе след. надписи: «Воскликните Господеви вся земля, воскликните, радуйтеся и пойте». «Вечер и заутра, и полудне, повем и возвещу глас мой». «Отлит сей колокол в село Хотово, при священнике Алексее Колоколове, усердием благотворителей, в С.-Петербурге, на заводе Т. Васильевой, 1870 г. Весу 213 пуд. 10 фунт. Высота колокольни до креста 16 саж.»
Длина паперти 2 саж. арш.; ширина 2 саж. арш. Паперть выкрашена бледной красной краской. Из нее налево ход на колокольню, направо – в кладовую.
Собственно церковь имеет фигуру креста. Купол утвержден на четырех гладких, граненых столпах; грани столпов кверху расширяются и переходят в арки. Арки голубого цвета, с разбросанными по местам звездами, представляют вид неба. Стены выкрашены под мрамор. Пол из путиловской плиты.
Солея возвышена на 4 ступени и обнесена железной решеткой. Длина храма 7 саж. арш., ширина 6 саж. 2 арш.
Иконостас в 3 яруса, с золоченою резьбой, по общему очертанию главных лиц, относится к стилю «возрождения» и лишен византийской характерности. Он украшен колоннами ионического ордена. Верхняя часть состоит из валют, ниже – плошки, затем – самая колонна, перевитая виноградником, наконец острые вафли, утвержденные на четвероугольном постаменте. Постаменты украшены в средине золотыми рамками.
Царские врата решетчатые, из витого винограда. Направо от царских дверей Спаситель, на боковых дверях – архангел Михаил, далее – три святителя вселенских, образ Введения. Налево – Божия Матерь, далее – архангел Гавриил, икона с ликами св. Николая, пророка Илии, священномуч. Власия, наконец Воздвижение.
Во втором ярусе – Тайная Вечеря, направо – Сретение, Крещение; налево – Рождество Богородицы и Успение. В 3 ярусе, посредине, Воскресение Христово, а по сторонам: Явление Иисуса Христа ученикам, Вознесение, Явление Иисуса Христа Марии Магдалине и Сошествие Св. Духа. Над иконостасом – крест, держимый двумя ангелами.
Из икон замечательны: 1) местно – чтимая икона Тихвинской Божией Матери, копия с чудотворной, дар митрополита Исидора. Она стоит у второй южной колонны, в золоченой раме за стеклом. На ней серебряная риза с вызолоченым венцом; в венце 4 цветных камня. 2) Икона Покрова, стоящая у северной второй колонны, с такими же украшениями. 3) Икона св. Тихона Задонского, с мощами его, дар митрополита Исидора. Она лежит на налое. 4) Икона Успения Божией Матери, на северной стороне храма, в золоченой раме. 5) Икона положения Иисуса Христа во гроб, на южной стороне; 6) Иконы Рождества Иисуса Христа и Рождества Богородицы, на западной стороне.
В куполе изображены 12 апостолов, а под ними, в золоченом карнизе, «величание» Введению. В вершине купола Всевидящее око.
Алтарь полукруглый. Длина его 3 саж. 2 арш., ширина 2 саж. 2 арш. с четвертью. Престол из белого мрамора; по углам его шестокрылые херувимы. Длина и ширина престола 2 арш. 2 вершка. На сторонах престола начертаны свящ. тексты, на западной: «Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле». На восточной: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил, желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Боже живе». На северной: «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати». На южной: «Вознесу тя Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое во век и в век века. На всяк день благословлю и восхвалю имя Твое во век».
Антиминс освящен епископом Палладием 10-го сентября 1867 г.
Дарохранительница, ценою в 800 р., в виде гроба, с воскресшим Господо
Дарохранительница, ценою в 800 р., в виде гроба, с воскресшим Господом. У гроба – мироносицы, ангел, пальма, полулежачие воины, сзади – Голгофа с 3 крестами. У подножия креста – орудия страданий Господа.
Сосуд для св. мира, сребропозлащенный, овальной формы, с крестом на крышке, серебра в нем фунта. Запрестольный крест, ценою в 800 р., серебра в окладе его 25 ф. Семисвечник бронзовый, высеребряный. На горнем месте икона Св. Троицы, увенчанной крестом.
Жертвенник из белого мрамора, с херувимами. Над ним «моление о чаше». На жертвеннике бронзовое, вызолоченное распятие и складная икона из кипариса, обложенная серебром. В средине три святителя вселенских и Господь Саваоф; на левой дверце – Иоаким и Анна, вверху Спаситель, на правой – архид. Стефан и Иоанн Богослов; вверху – Успение. Серебра на нем 4 ф. 2 лота.
Свод алтаря голубой с звездами, а в средине – Дух Святый в виде голубя; стены и пол подведены под мрамор.
Из напрестольных крестов, самый большой, весом в 2 ф. – дар митрополита Исидора; из трех Евангелий одно, обложенное серебром, с украшениями из бирюзы – дар его же, Из священных сосудов, чаша, украшенная бирюзой и драгоценными камнями, весом в 7 ф., ценою в 700 р., приношение вдовы Эгенгард. Из кадил одно серебряное, весом в 4 ф., дар генеральши Скворцовой.
Причт составляют: священник и псаломщик. Прежними священниками были: 1) Алексей Петров Колоколов, переведенный в 1871 г. в Георгиевскую общину в Петербург. О нем в подлинном описании сказано: «своею аскетическою жизнью, общественною благотворительностью и лечением различных душевных недугов, он скоро стал известен всем и каждому. С самых дальних концов России ездили к нему за советом и благословением. Он был по истинне отцом не только для своих прихожан, но и для всех, кто только имел в нем нужду. Его то старанием отстроен и украсился Хотовский храм, по изящности внешней и внутренней, соперничествующий с самыми лучшими церквами Новоладожского уезда». 2) Дмитрий Иоаннович Хованский, ныне протоиерей Солецкой церкви и благочинный. 3) Николай Михайлович Землянский, переведенный в Усть-Вороново. 4) Николай Васильев Соболев, перемещенный в 1881 г. в Городище. Ныне священствует, 5) Алексей Охотин.
Из прежних псаломщиков известен Иоанн Федорович Беляев, обучавший крестьян церковному пению и уставу; в 1871 г. он переведен в С.-Петербург, в диаконы к Никольскому собору.
Церковных домов два, одноэтажные. Из пяти сторублевых билетов – четыре от о. Алексея Колоколова и один от крестьян.
С 1858 года положено священнику 150 р. в год, а дьячку – 70. Из них 120 р. казенных и 100 р. от прихода. С 1872 г. прибавлено священнику 10 р., с 1874 и 1879 г. прибавлялось по 20 р. сер. Ныне священник получает 240 руб. псаломщик 80 р. Церковной земли 33 дес., нарезанных в 1874 г.
Всех прихожан муж. пола 424 и женск. 474. Школа в Хотове церковно-приходская. Учит священник, а ему помогает грамотный крестьянин.
Сельские праздники бывают: в день Тихвинской Божией Матери, 29-го июля, 9-го мая, 28-го июля. 23-го апреля и 2-го июля.
Часовни находятся: в Хотове – во имя священном. Власия, в Молчинской горке и Твердове – во имя св. Николая, в Залесье – во имя Параскевы.
Церковь Параскевы Пятницы в Верховинах
Церковь св. мученицы Параскевы, в Верховинах
Село Верховины отстоит от Петербурга в 179 вер., от Новой Ладоги – в 50 вер., от Гостинопольской пристани – в 18 вер. Церковь занимает лучшее место в Средней Верховине и составляет как бы центр трех густо населенных Верховин. Мимо Верховин протекает сплавная река Лынна. Она, вместе с рекою Виткою, берет свое начало из озерка, в 5 верстах выше Верховин и, затем, обтекая множество селений, впадает в р. Сясь при селении Хамонтове.
Место, на котором устроена церковь, было очищено от домов Средней Верховины и предназначалось для храма еще при митр. Григорие, но занято церковью уже при митр. Исидоре. Членами комиссии при постройке церкви были: священник Хотовский, Алексей Колоколов, Заболотский – Михаил Азиатский (уже умерший) и крестьяне Козма Захаров (ктитор храма) и Василий Лебедев. Храм устроен по плану архитектора Алексея Прокопьевича Мельникова; распорядителем постройки был крестьянин Зарецкой или Горной Верховины – Федор Иванов73, Храм начат в 1869 г. и окончен в 1873 году. Освящен 4 июля 1876 г. преосв. Гермогеном. Им же священнодействовав антиминс. На медной доске, в паперти, об освящении храма написано так: «Во Славу Святыя. Троицы. повелением. Александра Николаевича всея России, благословением Святейшего Правительствующего Синода и Высокопр. Исидора, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского на создание храма, пред избранием же здесь места для оного в Бозе почившим митрополитом Григорием, – освятися храм сей, в честь и память св. мученицы Параскевы, нареченные Пятницы, преосв. Гермогепом, еписк. Выборгским, Викарием С.-Петербургской епархии, с 4 архимандритами: Иннокентием, Митрофаном, Иоанном Староладожского монастыря, Иоанном Зеленецкого монастыря и с тремя иереями: Алексием Колоколовым, Матфием Розановым и Михаилом Азиатским, при ктиторе и попечителе храма, крестьянине деревни Малых Зеленцов Козьме Захарове, в лето от сотворения мира 7384, от Рождества же по плоти Бога Слова 1876 г., индинта 4, месяца Иулиа в 4 день». Храм посвящен св. Параскеве, издавна чтимой жителями, создавшими ей часовню в центре деревни Средней Верховины: Храм снаружи очень красив, а внутри – светел и благолепен. Он греческой архитектуры, устроен крестообразно и, по стрельчатым выступам с южной и северной стороны, имеет 14 больших окон с огибами, деревянный фонарь, с просветами, и одну большую главу. Высота храма с куполом 13 саж., ширина – 6 саж. 2 арш., длина – 11 саж. 2 арш. Крест на куполе, с шаром, 4 арш. Внутри стены и своды храма покрыты живописными изображениями страданий Господа, Евангелистов и херувимов. Иконостас в 3 яруса, с позлащенною резьбой по красному полю.
В храме достопримечательны иконы: Иверской Божией Матери с предстоящими, Знамения и Распятия. Первая помещена за левым клиросом, в резной киоте из бука. Икона Знамения помещена вне храма, на горнем месте. Распятие, на осьмиконечном кресте, находится в паперти. Длина креста 5 арш. Распятие и икона Знамения устроены ктитором Козьмою Захаровым, для привлечения к церкви здешних раскольников – беспоповцев74. Оп же устроил икону Иверской Божией Матери, с предстоящими Александром Невским и Марией Магдалиной. Поводом к сооружению иконы послужили покушения на драгоценную жизнь Императора Александра II. На полях иконы, в клеймах, изображены Воскресение и Вознесение Господне и лики святых, воспоминаемых 4 апреля, 25 мая, 2 апреля и 19 ноября (дни злодейских покушений), а в одном из клейм, внизу иконы, написано: «В знак благоговейных чувств беспредельной благодарности Господу Богу, сотворшему многообразные и дивные чудеса, во спасение драгоценной жизни благочестивейшего Императора нашего Александра Николаевича, и в память потомству, жертвуем сию икону Козьма Захарович и Агафия Васильевна Захаровы в церковь св. мученицы Параскевы, в которой состоим прихожанами 1880 года, ноября 1 дня».
Причт, состоящий из настоятеля и псаломщика, помещается в двух домах, построенных, одновременно с церковью, Козьмою Захаровым. Он же устроил и дом для училища. Настоятель получает
Настоятель получает жалованья 240 р., псаломщик – 80 р. Дохода высыпается из кружки за два месяца от 20 до 30 рублей и это получается не от прихожан, а от посторонних богомольцев.
Приход состоит из 5 деревень, кои суть: три Верховины, Зарецкая или Горная, Средняя, при которой церковь, и Концы Верховины; потом – две деревни: Малое и Большое Елешково. Все деревни отчислены от Усадища, находящегося отсюда в 15 верстах. Верховины находятся у церкви, а два Елешкова в 5 верстах. Православных прихожан мужск. пола 165, ж. 139; раскольников м. п. 319, ж. 345.
Близь церкви, рядом с домом причетника, находится земская школа. Попечитель ее – Козьма Захаров. В ней учится до 30 детей обоего пола. Закону Божию учит настоятель церкви, а прочим предметам – учительница. Дети старообрядцев учатся закону Божию охотно, чем внушают благую надежду на смягчение грубых и диких нравов здешних раскольников. Отчуждение раскольников препятствует введению внебогослужебных бесед. Многие из детей православных прихожан читают и поют на клиросе и прислуживают в алтаре.
Крестный ход бывает в храмовой праздник 28 октября в часовню, стоящую в центре Средней Верховины и возобновленную, в 1877 г., ктитором храма. Другой крестный ход бывает в малое и большое Елешково в Ильинскую Пятницу, 6 января и 1 августа бывают крестные ходы на реку Лынну.
О Средневерховинной часовне передают, что во время пожара, бывшего в 1882 г., св. мученица видимо спасла от пламени как часовню, так и деревню. Сгорели только два дома. По близости к этим домам на часовне кипела от жары самая краска, но часовня не сгорела, в чем все ясно увидели благодатную помощь всему селению. Если бы сгорела часовня, то погибла бы и вся деревня, стоящая под ветром.
За Среднею Верховиною, у амбаров, найдены старинные кресты. Один большой, сосновый, осьмиконечный, другой – малый, каменный, четвероконечный. Оба креста старинные. О большом кресте один старообрядец-старожил говорил священнику: «Вот, батюшка, пред этим крестом когда-то усердно молились, при сгоне скота, вместе все православные, а ныне, при умножении нашей братии – старообрядцев, все оставлено». Малый крест сделан, кажется, из такого цемента, каков можно находить в Рюриковой крепости, в Старой Ладоге. На кресте начертано: ИС ХС ника.
О лесах, прилегающих к Горной Верховине, и простирающихся далеко за реку Лынну, говорят, что в них когда-то скрывались фанатики из раскольников, готовые лучше сжечь себя, нежели предаться власти. И ныне раскол Верховинский сосредоточен в Зарецкой (Горной) Верховине. Из этой деревни нет дороги в леса, здесь раскольничья моленная, здесь и наставник их, слепец, крестьянин М. У. Он несколько лет томится телесною слепотою, но к свету истины не стремится, о православной церкви слышать не хочет. При первом свидании с настоятелем церкви, он сказал: «Обращай в православие кого угодно, но не меня. Я никогда не обращусь».
Село – Верховинской Параскевиевской церкви настоятель Архимандрит Иннокентий. 26 апреля 1884 г.