хождение иисуса христа и апостола петра по водам

Воскресное Евангелие: зачем Христос ходил по водам?

Петр так хочет быть с Богом, что ему неважно, что под ним волны и он сам не умеет ходить по воде: он верит. Потом ему становится страшно, вера слабеет и Петр тонет. Но на помощь приходит Христос. Комментирует священник Константин Польсков, кандидат философских наук, клирик храма свт. Николая в Кузнецах (Москва).

хождение иисуса христа и апостола петра по водам
Спасение утопающего Петра. Книжная миниатюра 10 века из Codex Egberti, fol. 27v.(1)

– Эпизод, о котором идет речь в нынешнем чтении – хождение Христа по водам – по-своему уникален. О нем рассказывается в трех Евангелиях: от Матфея, Марка и Иоанна, умалчивает об этом событии только Лука. Зато во всех четырех Евангелиях описывается эпизод, который непосредственно предшествует хождению по водам, а именно: то, о чем мы слушали в церкви на прошлой неделе, насыщение пяти тысяч людей пятью хлебами. Это важно, потому что для того, чтобы лучше понять смысл сегодняшнего чтения, следует вначале очертить общий контекст: где и когда происходит описываемое событие. Тогда мы поймем, что оно значило и для участников этих событий, для апостолов, в частности – для апостола Петра, а также – что оно значит для нас сегодня?

Итак, сопоставляя разные Евангелия, мы можем сделать вывод, что это событие произошло в период празднования иудейской пасхи, весной третьего года земного служения Господа, то есть за год до Страстей Христа. Это особое время для Господа. Евангелист Матфей в той же 14-й главе рассказывает об умерщвлении Иродом Иоанна Крестителя. Общественное служение Господа, галилейский период, во время которого Христос проповедует, творит чудеса, собирает учеников и выбирает из них ближайших апостолов, приближается к концу. Этот период завершается великим чудом насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками – больше таких масштабных чудес Христос творить не будет.

При этом вокруг Христа складывается тяжелая обстановка: Ирод, слыша молву об Иисусе, вспоминает об убиенном Иоанне и полагает, что Христос – это воскресший Креститель. По всей видимости, начинаются какие-то притеснения: недаром в последующих главах евангелист Матфей рассказывает, что Иисус с учениками уходят в пределы Тирские и Сидонские, то есть покидает владения Ирода. Все более напряженными становятся отношения Господа с верхушкой иудейского общества – книжниками и фарисеями.

Итак, с одной стороны, Христа окружают ближайшие ученики-апостолы, с другой – активизируются его противники. Ирод преследует Его, фарисеи, книжники и саддукеи все больше недовольны Его деятельностью.

И вот на этом фоне сначала происходит чудо насыщения пяти тысяч, и в ту же ночь – хождение по водам Галилейского моря.

События эти происходят в Галилее, недалеко от города Капернаума. Евангелист Матфей и евангелист Марк не говорят, почему Господь отправил учеников отдельно от Себя в лодке, почему вообще пришлось уходить оттуда. Но евангелист Иоанн объясняет: люди, впечатленные чудом насыщения пяти тысяч, хотели «придти, нечаянно взять Его и сделать царем» (Ин 6.15). Далее Евангелия говорят о том, что толпы следили за лодкой, в которую садились ученики, в надежде увидеть Иисуса Христа. По-видимому, поэтому Господь отсылает Своих учеников отдельно.

Итак, после чуда насыщения пяти тысяч хлебами случилось то, о чем Христос предупреждал в самом начале Своего служения. Сатана в пустыне, искушая Его, предлагал взять камни и сделать из них хлеб. Мол, сделай это – и за Тобой пойдут люди, Ты станешь земным царем. Но Господь пришел не для того, чтобы принять земную власть. А именно этого хотят люди: они увидели, что этот проповедник может их насытить, и хотят сделать Его царем. Именно поэтому Христос укрывается. Он избегает народа, сначала уходит один на гору, чтобы помолиться, а учеников отправляет на другую сторону Галилейского моря вперед Себя.

В ночь, когда ученики отправились в путь без Христа, на Галилейском море разразилась буря. Судя по словам евангелиста, шторм продолжался большую часть ночи – такой вывод мы можем сделать, читая слова про четвертую стражу, во время которой ученики и увидели идущего по волнам Христа. В это время в Палестине сутки делились так же, как в Риме. Например, ночь делилась на четыре стражи. Значит, ученики боролись с волнами три четверти ночи – три стражи – и при этом смогли проплыть совсем немного: всего 25-30 стадий (один стадий – порядка 180 метров).

И вот, когда ученики уже изнемогли посреди волн, они увидели идущего по бушующему озеру Христа. Зачем Господь поступает так? Чтобы понять это, посмотрим на реакцию апостолов. Первым откликается апостол Петр, что неудивительно: не первый и не последний раз Петр выступает как «уста апостолов», говоря за всех. Тому причина характер Петра: порывистый, горячий, ревностный.

Именно Петр бросается ко Христу и порывается идти к Нему даже по волнам. И здесь мы можем сравнить этот эпизод с отрывком из Евангелия от Луки о чудесном улове, когда по слову Христа будущие апостолы вынимают из воды сети, полные рыбы, хотя до этого им всю ночь сопутствовала неудача. Апостол Петр тогда, видя это чудо, сказал от лица всех: выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный. Тогда Петр еще мало знал Христа, но его сердце почувствовало, что перед ним – не просто человек, а посланник от Бога. Тогда Петр испугался.

В нынешнем же чтении реакция Петра другая. Петр уже давно со Христом, входит в число Его ближайших апостолов, видел многие чудеса, слышал проповеди. И здесь Петр ведет себя иначе, чем в ситуации чудесного улова – он сам просится идти к Христу: «Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде!» (Мф 14. 28). Христос говорит ему: иди.

А дальше происходит событие, отлично характеризующее апостола Петра. Он следует своему порыву идти ко Христу, быть с Богом, но по-человечески – ему страшно. И в какой-то момент страх берет верх и Петр начинает тонуть.

Здесь есть очень интересный комментарий святителя Иоанна Златоуста этому месту: «Бесполезно быть с Христом тому, кто не приник к Нему верой». Прошло уже почти три года, как апостолы рядом с Господом, они уже знают, что их Учитель – человек особый, посланный от Бога, но в их сердцах продолжает жить страх. Евангелие не идеализирует апостолов, а показывает их реальными людьми. Даже во время Тайной вечери, за несколько часов до Страстей, они спорят между собой: кто из них будет на самом почетном месте в царстве грядущего Мессии.

Страхи и сомнения останутся в учениках до события Пятидесятницы, когда огонь Святого Духа попалит их человеческие страсти и немощи, превратив апостолов в столпы веры.

Вот и в сегодняшнем чтении мы видим яркое сочетание веры и неверия, сомнения в сердце апостолов. Это сомнение чуть не губит Петра, он едва не утонул, испугавшись волн, но Иисус спасает его и они вместе входят в лодку. И тотчас утихает буря. А ученики, видя все это, исповедуют Иисуса: «истинно Ты Сын Божий» (Мф 14.33).

Но уже через две главы Евангелия от Матфея в ответ на вопрос Христа «за кого вы почитаете Меня?» (Мф 16. 13) апостол Петр, снова выступая от лица всех учеников, скажет: Ты – Христос, Сын Бога Живого (М 16. 16). И это уже будет исповедание мессианского достоинства Иисуса, более высокое, чем в сегодняшнем эпизоде.

Тем не менее, и сегодняшнее исповедание много значит. Евангелист Марк с горечью замечает, что апостолы не были впечатлены чудом насыщения пяти тысяч (Мк. 6. 52). И, видимо, чудом хождения по воде Христос преподает Своим ученикам очередной божественный урок. Этот урок стал для учеников новой ступенью на пути истинного исповедания Иисуса из Назарета, как Мессии, Христа, Сына Божьего, Спасителя.

Отметим также, что это – не первый эпизод, когда Иисус одним мановением усмиряет водную стихию. Он уже попадал с учениками в шторм на море и укрощал его одним-единственным словом. Евангелие повествует нам о нескольких чудесах Иисуса над природным естеством: преложение воды в вино, иссушение смоковницы, усмирение бури. В таких эпизодах Христос предстает перед нами как повелитель мироздания, тот, Кто имеет власть повелевать миром.

Сегодняшнее чтение можно толковать и в более широком контексте, если говорить не только о нем, но вкупе с тем эпизодом, который предшествует хождению по водам. Епископ Кассиан (Безобразов) связывает хождение по водам с чудом умножения хлебов и говорит, что здесь символически Христос выступает как Моисей, проведший Израиль через море. Иисус идет по водам – и за Ним идут апостолы.

Можно сказать, что Иисус завершает галилейский период Своего служения чудом хождения по водам, прообразом которого явилось в Ветхом завете спасение Израиля от гонителя-фараона и переход к новой жизни в земле обетованной. Этим Он как бы говорит Своим ученикам, что те, кто пойдет за Ним, совершат переход из смерти в жизнь, от незнания Бога – к познанию Бога.

Евангелие от Матфея (14:22-34)
«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Источник

Хождение Иисуса Христа и апостола Петра по водам. (Мф, 14:22–33)

Пораженный чудесным умножением хлебов, народ хотел силой взять Иисуса Христа и провозгласить Царем. Господь видел эти намерения и поспешил воспрепятствовать их исполнению. И ТОТЧАС, по совершении чуда, ПОНУДИЛ ИИСУС УЧЕНИКОВ СВОИХ, которым не хотелось разлучаться с Ним особенно теперь, когда им показалось, что настает час исполнения и их заветных надежд – видеть Его Царем Израилевым, но Он повелел и надо было повиноваться: ВОЙТИ В ЛОДКУ И ОТПРАВИТЬСЯ ПРЕЖДЕ ЕГО НА ДРУГУЮ СТОРОНУ, на западный берег моря Галилейского, к другой Вифсаиде, что была близ Капернаума, – ПОКА ОН ОТПУСТИТ НАРОД. Господь хотел научить Своих апостолов не гоняться за человеческой славой, не привлекать к себе с этой целью толпы, и вместе с тем желал, чтобы они лучше вдумались, наедине, без Него, в то чудо, в котором они были сами участниками, и видимое доказательство которого (корзины с хлебом) было в их руках. В сгущающихся сумерках на закате солнца Он простился с учениками, кротко и постепенно успокоил народное волнение, убедил всех разойтись, И, ОТПУСТИВ НАРОД, ОН ВЗОШЕЛ НА ГОРУ ПОМОЛИТЬСЯ НАЕДИНЕ. Убиение Его возлюбленного Предтечи говорило Ему, что приближается час и Его страданий; но еще ранее сколько Ему нужно было понести трудов и скорбей в борьбе с фарисейским ожесточением! И вот теперь, в ночном уединении, Он жаждал укрепить Свою человеческую природу в молитвенной беседе с Отцом Своим Небесным. И нас учит Он Своим Божественным примером: когда придет время молитвы, отложить всякое житейское попечение и возвести ум свой горе – на Небо, дабы молитва наша как благовонное кадило возносилась к Богу. Почти всю ночь провел Он в молитве, уча и нас терпению и усердию в этом святом делании. И ВЕЧЕРОМ ОСТАВАЛСЯ ТАМ ОДИН, на пустынной горе. «Для чего Господь восходит на гору? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Для того, чтобы научить нас, как удобны пустыня и уединение, когда нужно молиться Богу. Такое место и ночное время располагают нас к спокойной молитве. Ибо пустыня есть матерь безмолвия, покой и пристань, укрывающая нас от всякой тревоги». Между тем стало темно; в горах стала завывать буря; ветер рвался из ущелий; море разбушевалось, А ЛОДКА апостолов в это время БЫЛА УЖЕ НА СРЕДИНЕ МОРЯ, И ЕЕ БИЛО свирепыми ВОЛНАМИ.

Он не говорит, – неверный, но «маловерный» ; не говорит, – зачем ты пошел? следовательно, не хочет охлаждать будущей ревности Своих апостолов, но ободряет их, показывает, что при Его помощи они все могут сделать. Все возможно верующему». «Как птенца, который прежде времени вылетел из гнезда и готов упасть на землю, мать сажает к себе на крылья и опять уносит в гнездо; так сделал и Христос». Петра это научило не высокомудрствовать, а других учеников успокоило, чтобы не завидовали Петру. Случившееся с ним на море предзнаменовало его отречение и последовавшее за этим обращение и покаяние. И, КОГДА ВОШЛИ ОНИ В ЛОДКУ, ВЕТЕР УТИХ, буря сразу стихла и море стало спокойно. Свидетели чуда чрезвычайно изумились и дивились; когда раньше Господь словом утишил бурю, то говорили: «кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему?» ( Мф. 8:27 ). А теперь и апостолы и другие, БЫВШИЕ ЖЕ В ЛОДКЕ ПОДОШЛИ в благоговении к Нему, ПОКЛОНИЛИСЬ ЕМУ И СКАЗАЛИ: ИСТИННО ТЫ Мессия, воплотившийся СЫН БОЖИЙ.

Источник

Многие славные чудеса и хождение по водам (Мф 14-15)

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Во всяком случае ученики честно выложили все, что у них было: пять хлебов и две рыбы. А Христос, пока они несли к Нему эту нехитрую снедь, уже велел народу возлечь, готовясь к трапезе. Взяв хлебы и рыб, он посмотрел на небо (помолился Отцу) и благословил пищу. И когда Он разломал хлеб и дал Апостолам, эти несколько кусочков никак не кончались, а когда все были уже сыты, осталось кусков на 12 немаленьких корзин. Между тем из собравшихся было около пяти тысяч только взрослых мужчин, а были же еще женщины и дети.

Резонно предположив, что люди, хотя и теперь и сытые, будут потом требовать хлеба еще и еще, Христос быстро («тотчас») увлек учеников в лодку и велел переправляться на другую сторону, а Сам, отпустив народ, взошел на гору для уединенной молитвы и оставался там допоздна. А на озере («море») был ветер, и лодку било волнами. Совсем поздно («в четвертую стражу», а это время между четырьмя и шестью часами утра, самое тяжкое для тех, кто бодрствует; в совеременной жизни называется «собачья вахта», и больше всего в это время самоубийств и смертей от болезней сердца) к лодке по воде подошел Иисус. Апостолы не испытали радости, а только ужас, решив, что видят призрак, и закричали от страха. А Христос сказал им: «Ободритесь, это Я, не бойтесь». И ведь сколько раз Он призывал их к бодрости и мужеству!

И вот что интересно: когда Христос и поддержанный им Петр вошли в лодку, ветер утих. Когда Спаситель, посылая Апостолов на проповедь, сказал «Претерпевший же до конца спасется», Он, возможно, имел в виду не только гонения, о которых там шла речь. но и вообще такое неприятное свойство падшего мира. из-за которого всякая беда кажется совершенно невыносимой имено как раз перед тем, как она заканчивается. Недаром говорится, что тьма сгущается перед рассветом. Знать это не только полезно, но и необходимо для того, чтобы изгонять отчаяние надеждой.

Лодка причалила к берегу; это была земля Геннисаретская. Как водится, к Спасителю принесли и привели множество больных, которых Он исцелил. Но не замедлили и книжники и фарисеи с ужжжасными обвинениями в нарушении «предания старцев». Это тоже для них типично: когда выясняется, что опереться на авторитет Писания вряд ли возможно, потому что оно их не поддерживает, прибегаем к авторитету старцев, и здесь должны смолкнуть любые контраргументы. В данном случае обвинение сводилось к тому, что ученики Христовы едят хлеб, не моя предварительно рук. Ответ Христа был меток и разителен: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устраняете заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

И у Галилейского озера (моря) Христос исцелил множество народа. И люди прославляли Бога. Здесь также произошло чудо умножения хлебов, предваряемое словами Христа: «Жаль мне народа, потому что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге». Поэтому когда утверждается, что делать все следует так, как учил Христос, полезно было бы и кормить народ после службы, «чтобы не ослабели в дороге». И не нужно говорить, что-де мол построим храмы в шаговой доступности, и все будет в порядке. Потому что если считать, что люди должны молиться в том храме, который к ним ближе всего, то как бы не опустела Лавра.

Потому что мир устроен так: подчас тихие слова доходят до миллионов и поселяются в их душах, а громкие просто-напросто застревают в ушах.

. А вообще-то полезно вспоминать историю апостольской проповеди. Это и было дерзновение слабых. Они все погибли. И победили.

Источник

Проповедь о хождении Иисуса Христа и апостола Петра по водам.

Автор: · Опубликовано 29.07.2018 · Обновлено 02.08.2018

хождение иисуса христа и апостола петра по водамДорогие братия и сестры, жизнь человеческая уподобляется бурному морю, по которому мы плывем со своим телом и душою, встречая на пути великие опасности и бедствия. Тьма и мрак окружают нас, волны многоразличных искушений и бед ударяют в нашу утлую ладью и грозят ежеминутным потоплением.

И чтобы при встрече с этими бедствиями или услышав о них, не приходили мы в уныние, безнадежность, а, напротив, укрепляли свою веру в то, что Господь Бог наш настолько любит нас, грешных, и печется о нашей жизни, о самомалейшем нашем деле, что и волос с головы нашей не упадет без Его святой воли. Для этого сегодня и предложено нам весьма назидательное и утешительное евангельское чтение о спасении Спасителем утопающего Петра.

Однажды на берегу Генисаретского озера Иисус Христос насытил пятью хлебами пять тысяч человек. После этого Он повелел ученикам Своим плыть на Другую сторону моря, а Сам пошел на гору помолиться.

Ночью, когда ученики были уже на середине моря, Иисус Христос пошел к ним по воде. Увидевши Его идущим по морю, как по суше, ученики испугались, думали, что это призрак. Иисус же сказал им: “Не бойтесь, это Я”. “Если это Ты, — сказал Ему Петр, — то повели мне прийти к Тебе по воде”. “Иди”, — ответил ему Христос. И Петр пошел.

Но, испугавшись сильного ветра, начал тонуть и закричал: “Господи! спаси меня”. Иисус Христос простер ему руку и сказал: “Маловерный! зачем ты усомнился?” Потом вошли оба в лодку. Бывшие в лодке подошли к Иисусу, поклонились Ему и сказали: “Истинно Ты Сын Божий” (Мф.14,22-33).

Во-первых, это повествование напоминает нам о пользе и надобности уединенной молитвы. Сам Иисус, Бог и Человек, часто молился в уединении.

Во-вторых, оно учит нас мужеству и неустрашимости в трудных обстоятельствах жизни, в опасностях, искушениях, уверяет в том, что Господь всегда с нами и не допустит безвременно погибнуть уповающим на Него. Апостолы, бывшие тогда еще несовершенными в вере и жизни, изображают нас с вами; море означает здешнюю суетную, волнующуюся страстями и напастями жизнь; лодка означает тело наше, в котором вместе с душою дух наш переплывает житейское море.

В разной степени мы все испытываем бурю бед и жизненных трудностей. У нас болезненно расстроены грехами и воображение, и мысли, и чувства, и воля. Часто мы всего и всех боимся, и это потому, что у нас еще слаба вера. Кто вошел в тесное единение с Богом, тот теряет страх перед всем земным, перед самой преисподней. “Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защитник живота моего, кого устрашуся? Аще ополчится на меня полк бесовский, не убоится сердце мое, аще восстанет на меня брань демонская, на Него уповаю” (Пс.26‚1,3).

Необходимо вспомнить еще о смелой просьбе Петра прийти поводе к Господу. Просьба Петра, с одной стороны, достойна одобрения, как плод веры его в Иисуса и любви к Нему, а с другой стороны, достойна осуждения, ибо, не утвердившись еще в вере и любви, имея только начатки таковых, он захотел без нужды чуда.

Так бывает и с нами: когда мы с уверенностью делаем или говорим что-либо, тогда и речь льется плавно и дело делается справно, а как станем колебаться, сомневаться, бояться-тогда и слово замирает и дело страдает. Когда мы молимся с верою и упованием, молитва наша бывает легкой и полезной, как только усомнимся или забудем о присутствии Божием, или развлечемся посторонними мечтами, и молитва погаснет, и мы чувствуем духовное крушение, утопание сердечное. Так много значит вера!

“Спаси меня!” — воскликнул утопающий Петр, и Господь простер ему руку помощи. Мы все тонем в грехах, как в море, потому и нам, как Петру, надобно чаше обращаться к Спасителю с покаянной просьбой: “Господи! спаси меня”. И Господь не даст нам погибнуть. Когда Господь вошел в лодку, ветер тотчас утих. Так и в нас утихнет немедленно буря греховная и наступит желанная тишина помыслов и чувств.

Кроме исторической стороны в евангельском повествовании заключается и другой глубокий смысл. Святые отцы сравнивают лодку, на которой ученики всю ночь боролись с бурей, с Церковью Христовой, море — с миром, бурю — с гонениями. Вздымались яростные волны сектантов, лжеучения и лжемудрствования, которые готовы были, по-видимому, потопить её.

Но Христос никогда не оставлял Своей Церкви, которую Он приобрел Кровию Своею. Вынесенная учениками буря изображает бурю страстей, волнующих человеческое сердце, бурю напастей, одолевающих нас, бурю жизненных опасностей. Доблесть истинного христианина в том и заключается, чтобы он не предавался отчаянию, а боролся до последнего, в полной уверенности, что рано или поздно Господь подаст ему всесильную руку помощи. В этой уверенности — истинный якорь христианского спасения и залог победы.

Дорогие братия и сестры, мы немощны; силы у нас слабы; живой веры, способной творить чудеса, у нас или мало, или вовсе нет. А искушений, влекущих к погибели, слишком много. И мы, подобно апостолу Петру, утопавшему в море, утопаем в море житейском. Где же искать нам поддержки и помощи в борьбе с бедами, напастями, невзгодами, искушениями внешними и внутренними, чтобы совсем не утонуть в мятежных его волнах? — Там и у Того, у Кого искал помощи утопавший Петр, у Господа Иисуса. Да взываем к Господу Иисусу все и каждый возможно чаще: «Господи, спаси, ибо я погибаю. Наставь меня на путь истины, добра и правды и укрепи на этом пути и избавь меня, Господи, от искушений. А если Тебе угодно послать мне искушения, утверди и укрепи мои слабые силы в борьбе с ними, дабы мне не пасть под тяжестью их и не погибнуть для Царствия Твоего, уготованного любящим Тебя от создания мира».. Аминь.

Источник

Православная Жизнь

Слово в воскресенье недели 9-й по Пятидесятнице.

Прочитанное Евангельское зачало повествует о чуде хождения по воде Господа нашего Иисуса Христа. Это чудо широко известно даже за пределами верующего общества.

Итак, после чуда насыщения пяти тысяч людей, Христос отправил Своих учеников на другой берег Тивериадского озера. Когда они были уже на середине, началась сильная буря, колыхавшая их лодку в разные стороны. И в это время они увидели Иисуса Христа, идущего к ним по морю, как по суше. Апостол указывает время, когда это случилось: «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» (Мф. 14, 25). Время в древнем мире делилось на так называемы стражи. Четвертая стража, о которой идет речь, – это период с 3 ночи и до 6 часов утра, если перевести на современный счет времени.

Ученики, когда увидели Спасителя, встревожились и даже испугались, подумав, что это призрак, и от страха вскричали (Мф. 14, 26). Выражение «это призрак» показывает веру иудеев того времени в существование призраков. В книге Царств, например, повествуется о том, как Саул вызывал дух пророка Самуила. Однако толкование этого места святыми отцами и христианскими писателями показывает, что такого рода явления якобы душ умерших или призраков — всегда бесовское наваждение. Испугавшимся апостолам, Господь сказал: «это Я, не бойтесь» (Мф. 14, 27). «Это я» — казалась бы, какая заурядная, совершенно понятная фраза, которую мы используем множество раз каждый день. И тем не менее сколько глубины, сколько значения в этой простой фразе. Ведь она позволяет нам определить себя для других. Каждый раз, когда мы говорим «это я», предполагается, что нас узнают по голосу, по виду, по каким-то еще признакам. И фразы «это я» достаточно, чтобы быть узнанным.

В библейском контексте выражение «это Я» имеет еще более глубокий смысл, так как оно предполагает, что Истинный Господь и Спаситель будет узнан верными Своими. Обличая иудеев, Христос им говорит «ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8, 24). Очевидно, что речь идет не просто об узнавании Иисуса по человечеству, о котором им, врагам Его, хорошо известно, что Он плотников сын и Мать Его Мария (ср. Мф. 13, 55 и Мк. 6, 3). Господь Иисус говорит фарисеям и книжникам, что они должны узнать Его как Бога и долгожданного Мессию. Ведь и Ветхом Завете Бог обличает жестокосердечных иудеев и говорит: «Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня» (Втор. 32, 39).

И снова Господь использует это же выражение перед своим арестом в Гефсиманском саду, когда говорит пришедшим солдатам: «сказал им: это Я». То, что эти слова имеют мессианское значение указывает реакция воинов, ибо сказано: «они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18, 6). Почему они испугались и пали? Потому что поняли, что Иисус на самом деле говорит о Себе «это Я» в мессианском значении.

Христос шел по воде, как по суше. Безусловно, это должно было поразить апостолов. Писание Ветхого Завета преисполнено выражений о повиновении стихий только Богу — Своему Творцу. Мы знаем из Божественного Откровения, что мир сотворен Пресвятой Троицей и все три Лица Пресвятой Троицы участвуют в творении мира. Но именно о Второй Ипостаси Боге-Сыне говорится: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3), а также: «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1, 16). И Христос, являя власть над водной стихией, показывает Свою Божественную силу над тем, что Он сотворил.

Апостол Петр, потрясенный увиденным, говорит Спасителю: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14, 27-28). Господь же говорит апостолу Петру «Иди!» (Мф. 14, 29), и Петр идет по воде к Спасителю. В этом желании идти по водам выражается горячность апостола Петра, и одновременно — его любовь ко Христу. Обратим внимание, Петр не говорит «и я хочу ходить по воде», но говорит «повели мне придти к Тебе по воде». Прийти к Господу, чтобы не разделяло их: вода, суша или бездна. Вот желание Петра. Апостол Петр, мог ошибаться, веря в свои силы, но он не заблуждался в своем чувстве любви к Христу, говорит блаженный Иероним. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что Петр «радуется не столько тому, что ходит по водам, сколько тому, что идет к Иисусу».

В этом хождении Петра по водам показан образ грядущего Царства Божьего, где человеку с Богом возможно все. С Богом человек становится тем, кем и предназначался во время творения — властителем мира. Без Бога сотворенный мир бунтует и восстает на человека, но в Боге и с Богом, наоборот, все возвращается к первичному замыслу. Человек — венец творения и хозяин мира, в котором все сотворенное с радостью послушно ему, потому что человек, в свою очередь, послушен Своему Творцу.

Однако, идя по водам, Петр ощущает сильный ветер и начинает бояться. В момент, от нахлынувшего на него страха, он начинает тонуть. Трудно представить какой ужас пережил Петр. Еще миг назад он смертный человек стоял на воде как на суше и шествовал к Учителю. А сейчас вся водная стихия готова в считанные секунды его поглотить. Господь Иисус Христос спасает Петра, протянув ему руку, и одновременно указывает на причину, почему он начал тонуть: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 31). Свт. Иоанн Златоуст, толкуя это выражения, говорит очень ярко: для совершения чуда всегда нужно Божье благословение, Божье посещение и вера человека, и если в человеке нет веры, то даже присутствие Христа его не спасёт.

Дорогие братья и сестры! Хождение по воде носит глубокое символическое значение. Наша жизнь часто в богослужебных текстах называется житейским морем. И пройти по этому житейскому морю, не утонув в пучине греха и бессмыслия, возможно только при вере в Господа Иисуса Христа. Как уже говорилось, евангелист указывает, что Христос пошел по водам в четвертую стражу. В этом хронологическом уточнении многие святые отцы видели таинственное указание на грядущее втрое пришествие Господа нашего Иисуса Христа (например, свт. Иларий Пиктавийский). Перед Его славным пришествием будут великие и многочисленнее искушения, и лжемессии, о которых Сам Господь предупреждает: «многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят» (Мк. 13, 6). И вновь вспомним выражение «Это Я». По нему апостолы узнали Господа Иисуса, но и лжехристы также придут и скажут: «Это я», имея в виду, что они есть настоящие Помазанники Божии и Спасители. Апостолы сначала думают, что это призрак на воде, но, когда Иисус к ним обращается «это Я», сразу узнают Его. Как нам тут не вспомнить слова Спасителя о Самом Себе как пастыре добром «а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин. 10, 4).

Апостолы узнают Господа по голосу, именно потому, что они верные ученики Его, любящие и знающие Своего Пастыря.

Так и для всех христиан, жившим когда-то, живущим сейчас и тем, кто будет жить в период перед концом мира, есть только один способ узнать Бога и не ошибиться, приняв лжехриста за Спасителя. Это способ быть реальными учениками Господа. Почему кто-то принимает лжеучителей и лжемессий? Потому, что во Христе они не обрели Учителя и Спасителя. По разным причинам, не важно каким, главное, что даже именуясь христианином, можно сердцем своим не принять Христа, не полюбить Его, не найти в Нем утешение и спасение. И вот тогда, приходит дух лукавый, принимающий зачастую вид добра и света (2 Кор. 11, 14) и начинает человеку внушать то, что по выражению апостола Павла, льстит нам: «по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4, 3). Ложный учитель уже обещал прародителям «будете как боги» (Быт. 3, 5), и как понравились Адаму и Еве эти слова… Также апостол Петр указывает признак лжеучителей: «Обещают свободу, будучи сами рабы тления» (2Пет. 2, 19). Но наш истинный Бог и Спаситель Иисус Христос обо всех этих искушениях и признаках обмана предупредил своих последователей: «Вот, Я наперед сказал вам» (Мф. 24:25).

Все нам сказано, все нам указано, обо всем, братья и сестры мы предупреждены. Что же нам остается? Нам, верующим в Господа Иисуса Христа, должно твердо осознавать, что рядом с нами всегда есть Тот, Кто даже в моменты страха, сомнения и маловерия, подаст нам руку и скажет: «ободритесь; это Я, не бойтесь». Мы же поклонимся Ему и вместе с апостолами ответим: «истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14, 31), Которому слава, честь и поклонение во веки веков! Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *