храм 1000 будд киото

Храм 1000 будд киото

Входя в главный зал храма Садзюсангэндо, испытываешь какой-то магичеcкий трепет. Становится немного жутко: в полумраке огромного зала светятся древние изваяния богини милосердия. Туристы, пораженные этим завораживающим эффектом, невольно затихают и медленно, как-то осторожно движутся вдоль рядов деревянных статуй, переговариваясь шепотом.

храм 1000 будд киото

Храм был основан в 1164 году военным политиком Тайра-но-Киёмори (Taira-no- Kiyomori) по приказу монашествующего императора Госирокава (Goshirokawa). Император бал преданным почитателем Каннон и свято верил, что распространение буддизма но всей Японии принесет стране долгожданный мир. Здание, имеющее в длину около 120 метров, является самым длинным деревянным строением на Земле. Массивная крыша поддерживается огромными колоннами. Зал имеет официальное название Ренгео-ин (Rengeo-in), однако во всех туристических справочниках вы найдете его под именем Сандзюсан-гэн-до. «Сандзюсан» в переводе означает «тридцать три» и происходит от числа, равного количеству промежутков между колоннами. Число «33» взялось не случайно: считается, что Каннон проявляет свое милосердие, являясь людям в 33-х обличиях.

В Зале установлены 1001 изваяния богини. Таким обзазом, молящиеся взывают сразу к милосердию 33 033 Канон.

Первоначальное строение погибло при пожаре, и то, что предстает перед нами сейчас, было построено в 1266 году. Тогда же были установлены и знаменитые статуи, однако в одном из найденных документов сказано, что 156 этих изваяний были спасены от пожара 1249 года и являются миру с самого начала основания храма.

храм 1000 будд киото

В свое время Сандзюсан-гэн-до сиял морем красок, которыми были расписаны внутренние стены. К сожалению, время не пощадило всю эту красоту: краски поблекли настолько, что роспись практически исчезла, и лишь таблички на стенах напоминают о былом великолепии.

В самом центре зала воссидает главное изваяние Богини милосердия с одиннадцатью лицами и 1000 рук. На самом деле, скульптура имеет только 20 пар рук, однако на каждой ладони Каннон имеет глаз, способный видеть 25 миров, отсюда название «тысячерукая». Это изваяние было вырезано известным скульптором того времени Танкеем (Tankei), когда ему уже исполнилось 82 года.

По обе стороны от основного изваяния стройными рядами стоят еще 1000 статуй Бодхисатвы Каннон, меньшие по величине. Их в течение 15 лет вырезали 70 скульпторов под руководством великого Танкея.

Все статуи покрыты золотыми листочками, отсюда это завораживающее мерцание, охватывающее каждого входящего в храм.

Кроме изваяний Каннон, в зале имеются еще несколько скульптур. Совершенно замечательными являются изображения Бога Ветра и Бога Грома, стоящие на пьедесталах, выполненных в форме облаков. Изображения этих божеств часто встречаются в буддийских храмах Японии и происходят из трепетного страха и беспомощности древних людей перед явлениями природы: люди издавна молились этим божествам, которые, по их мнению, контролировали дожди и ветра и были ответственны за урожай.

храм 1000 будд киото

Кроме того, в храме установлены 28 стражей, призванных охранять Бодхисатву Каннон и помогать ей. Они олицетворяют собой красоту, мудрость, процветание, благотворительность, силу и т.д. Эти спутники помогают Каннон, защищают и спасают верующих от любых опасностей.

Каждый год в январе в храме происходит специальный ритуал, во время которого используются ивовые веточки. Этот ритуал проходит в Сандзюсангэндо, начиная с 12-го столетия. Считалось, что ива способствует изгнанию боли. Люди, в надежде излечиться от болезней, выстраиваются в очередь к священнику, который «благословляет» ивовой веточкой и опрыскивает святой водой.

Источник

Храм 1000 будд киото

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Лики Всемилостивейшей Каннон. Часть 2

храм 1000 будд киото
Храм Сандзюсангэндо, Киото

Деревянная постройка храма предстала перед нами в такую погоду немного мрачноватой и тусклой, на хвое сосен бисером были нанизаны дождевые капли, но яркими пятнами выделялись спелые плоды цитрусовых в кадке перед входом да желтые листья увядающих сакур. Плакучие ивы свесили свои косы до земли, словно в почтенном поклоне. В январе в храме даже проходит церемония «Обряд Ивы», когда все прикасаются к ветвям этого дерева с надеждой благополучного исцеления от болезней.

храм 1000 будд киото
Сад храма Сандзюсангэндо, Киото

храм 1000 будд киото
Красные клены в Сандзюсангэндо

Дощатая веранда храма в эпоху Эдо (1603-1867) служила площадкой для соревнований по стрельбе из лука, которые могли длиться целые сутки. Известно имя абсолютного рекордсмена, 22-летнего лучника Баса Дайхатиро, который из 13053 выстрелов по мишени попал в цель 8133 раза. Традиция тосия дошла и до наших дней, во время храмового праздника 15 января в Сандзюсангэндо проходят состязания лучников.

храм 1000 будд киото
Зал храма Сандзюсангэндо в 33 пролёта

храм 1000 будд киото
Дощатая веранда храма Сандзюсангэндо

храм 1000 будд киото
Храм Сандзюсангэндо в Киото

Ёжась от промозглой погоды, мы скорее поспешили укрыться под крышей Сандзюсангэндо, который дословно переводится как «Зал, длиной в 33 до». Сняв, как и положено, свою обувь, мы попали в необычную галерею скульптур, собранных вместе в 120-метровом зале, построенном в 1164году по приказу императора Го-Сиракава, сторонника буддизма. Пострадав от пожара, в 1266 году главный зал был снова восстановлен и в таком виде сохранился до наших дней.

храм 1000 будд киото
Храм тысячи Будд – Сандзюсангэндо

храм 1000 будд киото
Храм Сандзюсангэндо, Киото

храм 1000 будд киото
Живая икебана в саду Сандзюсангэндо

Съёмка в зале запрещена, поэтому дальше можно подключить свое воображение. 33 пролёта между колоннами – неслучайное число. Являясь людям в 33-х ипостасях, богиня Каннон проявляет свое милосердие, поэтому считается, что когда паломники проходят мимо 1001 статуи божества, они получают благословение сразу 33033 Каннон. Главная статуя установлена в центре зала. 3-х метровая скульптура имеет 20 пар рук, а на каждой ладони – глаз, видящий 25 миров, поэтому богиня получила название «тысячерукая».

храм 1000 будд киото
Окна храма Сандзюсангэндо

храм 1000 будд киото
Божественные предсказания омикудзи в храме Сандзюсангэндо

Мы медленно продвигались по длинному коридору (а строение Сандзюсангэндо является самым длинным деревянным строением в мире), под пронзительные взгляды тысяч статуй, обращенных на каждого входящего. Статуи расположены стройными рядами по 500 с каждой стороны от огромной Каннон в центре и имеют индивидуальные черты лиц, хотя, на первый взгляд, кажутся абсолютно одинаковыми. Японцы верят, что если вглядываться в лики этих Бодхисаттв, можно увидеть лица близких людей. Бодхисаттвы замерли в статичных позах с умиротворенными полуулыбками на устах, в них чувствовалось какое-то особое магическое дыхание, небесное присутствие. На них изливался слабый приглушенный свет, а задние ряды статуй терялись во мраке, донося до нас идею беспредельности: невозможно охватить человеческим взглядом бесконечное, насколько бы многое он не видел.

храм 1000 будд киото
Сад храма Сандзюсангэндо

храм 1000 будд киото
Колодец для омовения в Сандзюсангэндо

Высота статуй более 1,5 метра, и над их изготовлением трудились на протяжении столетия около 70-ти мастеров. Богиня Каннон поражает своим величием. Перед ее изображением останавливаешься с каким-то особым трепетом. В каждой руке она держит символические ритуальные предметы: зеркало, колокольчик, лотос, колесо жизни и смерти, маску, меч, посох и т.д. А две руки сложены перед грудью в молитве. Глаза полуприкрыты, ее взор направлен вне времени и пространства, и кажется, что губы шепчут божественные сутры. Даже воздух храма напоен небесным светом, просачивающимся не только через промасленную бумагу окон, но и от пламени свечей перед статуями. В храме царит умиротворяющая тишина.

храм 1000 будд киото
Пруд в саду Сандзюсангэндо

Когда мы вышли на промокшую от дождя улицу, она уже не была столь холодной, как ощущалось вначале. Наверно, сознание поднялось немного выше сиюминутных неприятностей и возрадовалось той гармонии, которая царила внутри храма Сандзюсангэндо. Пейзаж лучился свежестью, по воде пруда бежали многочисленные круги, дорожки из плит блестели, как лакированные, осенние цветы благоухали. Какое отдохновение для души!

Есть храм, посвященный богине Каннон и в Камакуре. Он располагается на высоком горном склоне Кайкодзан (Гора Морского Света), откуда открывается просторный вид на залив Сагами и сам город, основанный в 1192 году. Камакура – древнейший город Японии, тоже ее бывшая столица.

храм 1000 будд киото
Залив Сагами, город Камакура

Мы поднимались по склону Горы Морского Света, преодолевая крутые ступени, пока не оказались у ворот сада Хасэдэра, разбитого в 686 году. Была ранняя весна, и деревья еще не обогатились пышной листвой, но сакура уже начинала свое триумфальное шествие.

храм 1000 будд киото
Сад храма Дзисё-ин Хасэдэра, Камакура

храм 1000 будд киото
Сакура в саду храма Дзисё-ин Хасэдэра

Сад выглядел очень ухоженным, по бамбуковым желобам в пруд стекали струйки воды, зеленели стрелки проклюнувшихся ирисов, клумбы были готовы к первоцветам. Набухшие почки на деревьях вот-вот готовы были раскрыться навстречу солнечному теплу, но некоторые, заботливо остриженные кусты уже зацвели.

храм 1000 будд киото
Пруд с карпами в саду храма Хасэдэра Каннон

храм 1000 будд киото
Сад храма Хасэдэра, Камакура

храм 1000 будд киото
Каманные Дзидзо в саду Хасэдэра Каннон

храм 1000 будд киото
Сад Дзидзо в Хасэдэра, Камакура

храм 1000 будд киото
Дзидзо на уступах сада Дзисё-ин Хасэдэра

В храме Хасэдэра почитается много божеств. Например, есть пещера Бэнтэн, единственной женщины-богини с Корабля Сокровищ. Она является покровительницей всех искусств. В пещере довольно темно и мрачно, под ее низкими сводами можно пробираться, только пригнувшись (отдавая поклон божеству), и с трудом различать во мраке ниш в стенах статуи Бэнтэн и 16-ти ее детей. В свете свечей видны маленькие деревянные фигурки божеств, оставленные посетителями храма как приношение богине счастья и удачи.

храм 1000 будд киото
Статуя богини счастья Бэнтэн в саду Хасэдэра

Но самая главная сокровищница ожидала нас впереди. На площадке с каменными фонарями, колоколом и курильницей возвышался храм Каннон. По легенде, он основан в 8 веке, когда в 711 году священнослужитель Токудо из храма Хасэдэра в городе Нара дал указание скульпторам вырезать из камфорного дерева, спиленного в священном месте, две статуи богини Каннон. Одну статую установили в храме, а другую бросили в океан, молясь при этом, чтобы Каннон благословила то место, куда вынесут ее волны.

храм 1000 будд киото
Зал богини Каннон в храме Хасэдэра, Камакура

храм 1000 будд киото
Зал богини Каннон

Через 15 лет статую Каннон обнаружили недалеко от Камакуры по её сиянию в воде и возвели храм в ее честь. Легенды и история не пришли к однозначному согласию, когда же на самом деле основан храм Хасэдэра Каннон, поскольку он не упоминается в хрониках того времени. Легенды утверждают, что храм был построен в 736 году, а деревянная позолоченная скульптура Бодхисаттвы Каннон высотой 9,3 метра – самая высокая деревянная скульптура в Японии – в 921 году.

храм 1000 будд киото
Курильница и каменные фонари перед храмом Каннон в Хасэдэра

храм 1000 будд киото
Постройки в храме Дзисё-ин Хасэдэра, Камакура

Официально культ богини милосердия и сострадания Каннон пришел в Японию в хэйанский период (794-1185). Канон почитали наравне с ее учителем, Буддой Амида, покровителем Западного Рая, чья огромная статуя стоит в камакурском Котоку-ин.

храм 1000 будд киото
Скульптура перед храмом Дзисё-ин Хасэдэра

Скульптура Каннон в Камакуре выглядит не менее впечатляюще. Скромный небольшой полутемный зал кажется тесноватым для величия Бодхисаттвы. Позолоченная фигура восседает, как и Большой Будда, на цветке лотоса (символ Учителя), молитвенно соединив ладони в божественной мудре. Глаза полуприкрыты, но Каннон видит все и всех. Стоя рядом с внушительных размеров статуей, чувствуешь себя неимоверно маленьким и беззащитным, взгляд направлен снизу вверх, почти, что к небу, и его было бы видно, если не было бы крыши. От Каннон исходит невероятная сила веры, спокойствия и мудрости, знания всего и сострадания ко всему. Когда-то она дала обещание своему Великому Учителю: последней войти в Нирвану, когда сможет утешить всех страдающих существ на земле. Видимо, это время еще очень далеко, а пока буддийские храмы богини Каннон – своеобразный приют для страждущих – держат свои двери открытыми. Ведь каждому воздастся по вере его.

храм 1000 будд киото
Сакура в саду храма Дзисё-ин Хасэдэра

Раздвинув пламя,
Бодхисаттва приходит утешить.
О, если бы сердце
Могло до конца постичь:
Сострадание – высшая радость!
(Сайгё)

Источник

Фусими Инари в Киото, вечернее знакомство с храмом

Одной из ярких достопримечательностей Киото является храм Фусими Инари. Так случилось, что этот необычный храм мы посетили поздно вечером, к моему разочарованию. Я много читала о том, что храм необычайно красив на рассвете, когда ещё нет туристов и восходящее солнце освещает и без того солнечно-яркий храмовый комплекс. Но мне выбирать не приходилось (издержки групповых туров), так как на утро было запланировано посещение бамбуковой рощи. Сравнивая два этих места, я и сейчас считаю, что Фусими Инари следовало отдать предпочтение и осмотреть его утром или днём. Но, пожалуй, это единственный момент в моём путешествии по Японии, который я хотела бы поменять местами.

Тем не менее наш вечерний променад был интересным и волнительным. Красивое освещение храмового комплекса настраивало на торжественно-восторженный лад, а относительная малочисленность туристов позволяла не торопясь рассматривать то, что возможно было увидеть в темноте.

На входе в Фусими Инари Тайся (伏見稲荷大社) нас встретила посланница бога Инари — кицунэ. Во всех храмах Инари, кицунэ — основной персонаж. Многочисленные статуи лисиц встречаются повсеместно. Как правило они располагаются парами, олицетворяя мужское и женское начало, так же можно увидеть лис с красными нагрудниками (ёдарэкакэ/ 涎掛け/ детский нагрудник). Нас же у входа ждала лисица, которая держала в пасти (на мой взгляд) сноп риса.

Особенность статуй кицунэ заключается в том, что несмотря на свою схожесть это, практически, индивидуальная работа, каждая из лисиц единственная в своём образе. Кицунэ, как правило, в своей пасти или под лапой держат определенный символический предмет. Это может быть сноп риса, драгоценный камень, ключ, свитки или шар. Постоянное присутствие кицунэ в храмах Инари породило ошибочную версию, что Инари и есть кицунэ. В действительности же Инари почитают как бога урожая, плодородия, риса. Изначально Инари покровительствовал плодородию зерновых культур и со временем его влияние распространилось на воинов, кузнецов, рыбаков, в целом на развитие промышленности и достижения изобилия.

Итак, мы зашли на территорию храма через большие тории. Такие врата будут теперь на протяжении всего нашего пути. Ярко оранжевый (красный) цвет торий постоянно заставляет думать — «почему оранжевый» (или правильнее киновари?), «почему в Японии мосты к замкам, храмы и тории такого яркого цвета?» И это очень красиво и зрительно. Настолько зрительно, что какие-то вещи стираются из памяти, а тории или мост к замку Мацумото просто постоянно в голове, как будто только сегодня смотрел на них.

По ходу движения, впереди расположены ещё одни тории и далее главные ворота «romon», которые были возведены в 1589 году Тоётоми Хидэёси как подарок храму. Это самое большое здание на территории храма.

Совсем немного истории: хотя официальная дата возведения храма на горе Инари в районе небольшой деревни Фусими датируется 711 годом, считается, что поклонение Инари началось ещё в 5 веке, имя божества означает «растущий рис». В 900-х годах Фусими Инари Тайся был одним из 22 храмов Японии, выбранных судом для имперского покровительства. Популярность Инари росла с каждым годом, увеличивая поток паломников. К 1338 году фестиваль храма Инари по популярности и великолепию был близок к фестивалю Гиона, который так же проходил в Киото.

В 1468 году, во время гражданской войны храмовый комплекс был сожжен. На его восстановление потребовалось 30 лет.

Перед главными воротами сидят две лисицы (к сожалению их плохо видно), левая лиса держит ключ, а правая — драгоценный камень. Хотя вот, увеличенный вариант.

Прежде чем зайти в ворота необходимо осуществить омовение.

Между воротами и главным залом построен внешний зал, это важное культурное достояние, так же построено Тоётоми Хидэёси.

Башни, дворцы, главные залы всё это находится практически на входе. Выполнено в одном стиле — оранжево-красном, в цвете солнца. С одной стороны вечернее время не дало в полной мере насладится красками и убранством святынь, а так же сделать качественное фото. С другой стороны грамотно оформленная подсветка сделало это место сказочно красивым.

Сам же храм божества Инари расположился в лесу священной горы на высоте 233 метра. Подъём занимает приблизительно 2 часа. Далеко не все туристы добираются до места силы, а ограничивают своё посещение осмотром достопримечательностей внизу, либо доходят до середины пути где расположена смотровая площадка со множеством магазинчиков. В вечернее время магазины закрыты, а вот храм работает круглосуточно и посещение его бесплатное.

Побродив и сделав фотографии (большей частью неудачные) мы направились, к тому, что собственно и привлекает туристов всех стран, в том числе и японских — это Senbon Torii. Действительно основным символом храма Фусими Инари считаются многочисленные тории. Это очень красиво. Чтобы понять, что чувствуешь когда заходишь в священные ворота, надо испытать самому. Это путь от людского мира в потусторонний мир. Возможно именно ночью тории производят большее впечатление. Уже на этом участке пути туристов стало мало и перед нами открылся загадочный красный тоннель с причудливыми бликами, местами хорошо освещённый, местами устрашающее тёмный.

Мне было бы жутковато здесь бродить, если бы я была одна. Но интерес и любопытство всё же преобладал. Говорят, что проходя по длинному пути священных ворот человек очищается прежде чем предстать перед божеством. Так же проходя по дороге красных торий надо загадывать желание и чем крепче ты думаешь о нём, тем больше вероятности, что оно сбудется. Но в тот момент я не знала об этом поэтому просто шла открыв рот от восхищения.

Длина Senbon Torii составляет около 400 метров и вход в тоннель из торий это вход на священную гору Инари. Можно увидеть информацию, что количество торий в Фусими Инари Тайся — 10 000, но когда идешь по бесконечному коридору кажется, что их гораздо больше. Если ещё учесть, что миниатюрные тории разложены практически на каждом боле-менее подходящем выступе.

Senbon Torii — просто фантастическое пространство и в темноте он очень красив, как будто мир вокруг растворился и остались только огненные тории.

Многим из этих священных ворот более тысячи лет, некоторые из них требуют ремонта. Тории изготавливают из различных материалов: дерева, камня, металла, пластмассы — подходит любой строительный материал, но наиболее распространенный это древесина и камень. Разглядывая фотографии увидела, действительно тории нуждаются в ремонте.

Тории в храме Инари — это пожертвование прихожан храму в знак благодарности божеству за исполнение желаний. Учитывая количество торий можно предположить, что желания исполняются часто. Или это всё же надежда на исполнение желаний?

Кстати у «исполнения желания» есть своя цена и она выражена на картинке ниже. И да, чем больше тории, тем выше цена. Для кого-то цена в полтора миллиона иен — не вопрос. Зачастую такие щедрые дары преподносят фирмы и корпорации. Физические лица тоже вносят свою лепту в длинную вереницу торий, из которых просто устлан весь путь в гору, к храму Фусими Инари.

На обратной стороне священных ворот можно прочитать имя дарителя или название компании.

Уже позже, читая информацию о храме, я увидела, что Senbon Torii разветвляются и представляют собой, как-бы двухстороннее движение. Ряд торий с правой стороны — это путь к храму, левый тоннель предназначен для возвращения. Но как показывает практика не все придерживаются этого правила и тогда в час пик не очень то приятно проталкиваясь проходить по священному коридору.

Увидев такое фото в интернете, я ещё раз пересмотрела свои — но нет, я этого не сфотографировала, по всей видимости в темноте и в отсутствии людей я не заметила этот шедевр, сосредоточившись на одном из них, ведь пройти мимо них было просто невозможно.

Храм Фусими Инари считается местом силы, тории были построены как граница, соединяющая мир людей с миром где существует Бог.

Поднимаясь к святилищу, проходя через тысяча торий человек очищает свой разум и тело прежде чем придти к священному месту. Для многих туристов это просто достопримечательность, но японцы приходя в храм, в мир божества очищают свой разум. Проходя через тории исчезают невидимые загрязнения души и тела. Не могу сказать насколько серьёзное отношение у японцев к религии, так как читала прямо противоположные вещи, что они атеисты и религия, это способ, грубо говоря, «веселья», другие наоборот говорят о религиозности японцев. Очень много японцев посещают храмы, преподносят дары, совершают паломничество, не думаю, что это делается ради увеселения. Японцы ко всему относятся серьёзно и основательно.

Мы шли и шли по коридору из торий, время от времени встречая немногочисленных туристов, поднимаясь вверх. Впереди нас ждала смотровая площадка. Это приблизительно половина пути. Усевшись на лавочки мы смотрели на расположившийся внизу Киото. Город сверкал разноцветными огнями. Покой, умиротворение и небольшая усталость были во мне. В такое позднее время, разумеется все магазинчики были закрыты. Рядом находились такие же запоздавшие туристы, как мы. Посовещавшись мы решили не подниматься дальше. Как я и писала раньше ориентировочное время на подъём к храму — 2 часа, столько же на спуск. У нас просто не было столько времени, а ночевка наша предполагалась в Осаке (если мне не изменяет память).

Спускаясь я сделала ещё несколько фотографий и вернувшись к истокам комплекса ещё побродила у ворот и многочисленных построек. Здесь туристов было больше, кто-то звонил в колокольчики, кто-то кидал монетки на алтарь. Учитывая, что храм работает круглосуточно, наверняка жизнь здесь продолжается допоздна. В следующий раз хочется увидеть Фусими Инари утром, в хорошую погоду.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *