храм 6 века гагры

ГАГРСКИЙ ИПАТЬЕВСКИЙ ХРАМ

храм 6 века гагры
Храм св. Ипатия в Гаграх

Храм во имя святого Ипатия Гагрского в крепости Абаата, г. Гагра Сухумской епархии

Внутри крепости в VI-VIII веках христиане построили храм Покрова Божией Матери.

По преданию, в храме был погребен святой Ипатий Гагрский и в дальнейшем храм был переосвящен в его имя.

В 1830 году крепость Абаата занял русский гарнизон, а в 1854 году, во время Крымской войны, военные покинули крепость, взорвав ее укрепления. После окончания войны русские войска снова заняли крепость, восстановили ее и устроили госпиталь. Заброшенный храм был превращен в пороховой погреб.

Местные жители из поколения в поколение передавали легенду о том, что под храмом есть подземелье, где в недоступных кладовых хранятся несметные сокровища. Когда в конце XIX века началось исследование цитадели и храма, археологи обнаружили подземные галереи, расходящиеся в разные стороны.

Последняя реставрация храма состоялась летом 2007 года. Была воссоздана внутренняя обстановка, установлен новый иконостас, проведено освещение.

18 сентября 2012 года храм был освящен и в нем возобновилась церковная служба.

Архитектура

Один из древнейших образцов трехцерковных базилик на территории Абхазии [1]. Пережив период генуэзских факторий и турецкого господства, храм почти полностью сохранил свои древние формы и неповторимый облик.

Стены храма выложены из отесанных известняковых блоков разной величины, достигающих 1,5 метра в поперечнике. Два вертикальных боковых портика образуют своими гранями углы в западной стене церкви. Базилика состоит из трех продолговатых залов: северный несколько короче двух других. Средний и северный залы с востока завершаются апсидами, вписанными в прямоугольник внешнего очертания. Эти три сводчатых помещения связаны между собой дверями в продольных стенах. Кроме того, центральный зал имеет еще западную дверь. Над основным входом в южной стене храма изображен Греческий крест в круге (крест освящения). Коробовый свод восстановлен в начале XX века. Дорога к храму вымощена известняковыми плитами, по бокам ее высажены кипарисы.

Настоятели

Использованные материалы

[1] Юрий Николаевич Воронов, «В мире архитектурных памятников Абхазии», 1977 г.

Источник

Гагрский Ипатьевский храм (крепость Абаата)

Мiръ Абхазия Гагрский район Гагрский Ипатьевский храм (крепость Абаата)

храм 6 века гагры

Гагрский храм святого Ипатия (Покровский храм) расположен в крепости Абаата. Он был построен в VI-VIII веках и относится к числу древнейших культовых сооружений на территории Абхазии. Фактически находится в ведении неканонической Абхазской православной церкви, принадлежность оспаривается Грузинской православной церковью.

Содержание

История [ править ]

Внутри крепости в VI-VIII веках христиане построили храм Покрова Божией Матери.

По преданию, в храме был погребен святой Ипатий Гагрский и в дальнейшем храм был переосвящен в его имя.

В 1830 году крепость Абаата занял русский гарнизон, а в 1854 году, во время Крымской войны, военные покинули крепость, взорвав ее укрепления. После окончания войны русские войска снова заняли крепость, восстановили ее и устроили госпиталь. Заброшенный храм был превращен в пороховой погреб.

Местные жители из поколения в поколение передавали легенду о том, что под храмом есть подземелье, где в недоступных кладовых хранятся несметные сокровища. Когда в конце XIX века началось исследование цитадели и храма, археологи обнаружили подземные галереи, расходящиеся в разные стороны.

Последняя реставрация храма состоялась летом 2007 года. Была воссоздана внутренняя обстановка, установлен новый иконостас, проведено освещение.

18 сентября 2012 года храм был освящен и в нем возобновилась церковная служба.

Описание [ править ]

храм 6 века гагры

Один из древнейших образцов трехцерковных базилик на территории Абхазии. Пережив период генуэзских факторий и турецкого господства, храм почти полностью сохранил свои древние формы и неповторимый облик.

Стены храма выложены из отесанных известняковых блоков разной величины, достигающих 1,5 метра в поперечнике. Два вертикальных боковых портика образуют своими гранями углы в западной стене церкви. Базилика состоит из трех продолговатых залов: северный несколько короче двух других. Средний и северный залы с востока завершаются апсидами, вписанными в прямоугольник внешнего очертания. Эти три сводчатых помещения связаны между собой дверями в продольных стенах. Кроме того, центральный зал имеет еще западную дверь. Над основным входом в южной стене храма изображен Греческий крест в круге (крест освящения). Коробовый свод восстановлен в начале XX века. Дорога к храму вымощена известняковыми плитами, по бокам ее высажены кипарисы.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Абхазия, г. Гагра, пр-т Нартаа, д. 17.

Паломнику [ править ]

Фактически Гагрский Ипатьевский храм находится в ведении неканонической Абхазской православной церкви.

Источник

Овеянный тайнами храм Святого Ипатия в Гагре

храм 6 века гагры

Sputnik, Астанда Ардзинба.

Храм святого Ипатия в крепости Абаата у въезда в Старую Гагру имеет древнюю и захватывающую историю. Простая в своей архитектуре небольшая церковь овеяна тайнами. И чем дальше вглубь столетий, тем больше переплетается реальность и легенды.

Гагрская крепость

Крепость Абаата у въезда в Старую Гагру — одна из самых известных достопримечательностей города-курорта. Это древнее оборонительное сооружение Абхазии и всего Черноморского побережья Кавказа, остатки которого примыкают к знаменитому гагрскому Приморскому парку.

храм 6 века гагры

Кем и когда именно крепость была построена, историкам доподлинно неизвестно. Разные источники датируют это событие от II до XI веков. Тем не менее, большинство ученых придерживаются мнения, что сооружение появилось в V веке, в период ослабления Византийской империи и зарождения раннеабхазских княжеств.

Крепость, расположенная у входа в Жоэкварское ущелье у одноименной реки, фактически ограничивала беспрепятственный доступ к восточным землям. Строительство оборонительного сооружения разные ученые приписывают то римлянам, то абазгам.

На протяжении своего существования крепость переходила из рук в руки. В частности, в XIV веке Абаату заняли генуэзцы. Они основали на территории современного города Гагра факторию Какара, которая значится на средневековых картах, составленных Пьетро Висконти. Выходцы из Генуи разместились в одной из частей Абааты, чтобы вести торговлю с древними абхазскими племенами. Впоследствии эту прибрежную башню назвали Генуэзской.

Узник Абаата, или служба писателя-декабриста

Генуэзцев из крепости вытеснили турки, а в период позднего Средневековья цитадель стала убежищем абхазских племен. Но уже в 1830 году ее заняли русские войска, которые построили здесь бастионы и заново возвели крепостные стены с бойницами для ружей и пушек. В этот период служить в Гагрскую крепость отправили писателя Александра Бестужева-Марлинского.

«Я переведен в ужасный климат Абхазии. Есть на берегу Черного моря, в Абхазии, впадина между огромных гор. Туда не залетает ветер; жар там от раскаленных скал нестерпим, и, к довершению удовольствий, ручей пересыхает и обращается в зловонную лужу. В этом ущелье построена крепостишка, в которую враги бьют со всех сторон в окошки, где лихорадка свирепствует до того, что полтора комплекта в год умирает из гарнизона, а остальные не иначе выходят оттуда, как со смертоносными обструкциями или водянкою. Там стоит 5-й Черноморский батальон, который не иначе может сообщаться с другими местами как морем, и, не имея пяди земли для выгонов, круглый год питается гнилью солонины».

Так нелицеприятно о своем пребывании в крепости Абаата он писал в июне 1836 года.

В письме издателям журнала «Московский телеграф», братьям Полевым Бестужев-Марлинский отмечал, что «за вал нельзя высунуть носа, а в самой крепости ходить — пули врагов с окрестных скал бьют людей даже на койках. Полтора комплекта в год поедается там цингою и лихорадками, и не было примера, чтобы кто-нибудь выжил там более двух лет или после двух лет без страданий до конца жизни, — а жизнь коротка после Гагр».

Тем примечательней, что полвека спустя Гагра, которую писатель наряду с Пицундой называл самыми «гробовыми местами на побережье» превратилась в дорогостоящий рентабельный курорт на побережье. В чем непосредственная заслуга небезызвестного принца Ольденбургского.

Создав из городка русский Монте-Карло, представитель царской семьи, тем не менее, не стал церемониться со средневековой крепостью и приказал разрушить крепостные стены, чтобы построить на этом месте комфортабельную гостиницу.

Как ни парадоксально, крепость, пережившая многие военные сражения, была разрушена по приказу мецената и созидателя, создавшего современный облик знаменитой Гагры.

храм 6 века гагры

Храм, первобытный и простой

Несмотря на то, что в настоящий момент в первозданном виде Абаата не сохранилась, храм, расположенный на территории крепости, остался нетронутым. Ему оказались нипочем многочисленные сражения, смена хозяев крепости и то, как после Крымской войны вернувшиеся в гарнизон русские военные превратили его в пороховой погреб.

«Это самая первобытная, самая простая крепость, какую только можно видеть среди церквей первых веков христианства», — писал о нем швейцарский этнограф Фредерик Дюбуа де Монпере.

К небольшому каменному строению ведет живописная кипарисовая аллея. Пройдя по мощенной известняковыми плитами дорожке, мы оказываемся у входа в средневековый храм, над которым изображен Мальтийский Крест, установленный, как сообщает предание, по желанию покровительницы этого храма принцессы Ольденбургской.Стены храма выложены из отесанных известняковых блоков разной величины. Базилика состоит из трех продолговатых залов, северный несколько короче двух других. Эти три сводчатых помещения связаны между собой дверями в продольных стенах.

Как отмечает ряд исследователей, храм не выделяется особенными художественными достоинствами, простотой своей структуры и соотношением частей, при котором лишь немного выделен средний зал. Он является древнейшим образцом трехцерковных базилик.

Путаница в именах

Храм покрова Божьей матери в крепости Абаата возвели в VI-VIII веках. Позже он был освящен во имя Святого Ипатия по одной из версий Гангрского, по другой Гагрского.

Епископ Гангры, сейчас это город Чанкыры в Турции, Святой Ипатий участвовал на I Вселенском Соборе в городе Никее в 325 году. Его убили по возвращении домой, еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. Жители города, которые почитали своего главу, похоронили его в городе. Позже, как отмечают многочисленные христианские авторы, на могиле святого случалось много чудес, в частности, исцелялись больные.

Однако, по другой версии, которой придерживается известный абхазский краевед и этнограф Симон Басария, в этих краях жил святой Ипатий Гагрский из рода Званба, чьи мощи предположительно покоятся в этом храме. Именно в честь него, по мнению ученого, и был переименован гагрский храм.

В одной из своих книг Басария писал: «В часе ходьбы от Гагры, на значительной высоте в живописном ущелье есть большая пещера, где, по преданию, скрывался Гагринский епископ Ипатий во время гонений на христиан”.

Посетивший Гагрскую крепость в 1833 году Дюбуа де Монпере пишет, что, несмотря на то, что Гагра всегда была местом ссылки, в особенности во времена греческой империи, эти места даже породили своих святых. Однако ученый и путешественник из-за незнания языка называет имя собственное в женском роде «Ипатия».

Источник

Церковь Абаата или храм Святого Ипатия Гагрского

Церковь Абаата или Храм Святого Ипатия Гагрского расположен на территории старинной крепости Абаата. Он является действующей церковью, которая входит в ведении Сухумо-Абхазской епархии. По праздничным дням здесь проходят службы.

храм 6 века гагры

История

Храмовый комплекс был построен в VI-VIII веках, первыми христианами проживающими на территории Кавказа. Во время строительства были использованы массивные известняковые блоки, материал для которых добывался в горных районах Гагр. Благодаря этому, несмотря на различные события, базилика сохранилась в первоначальном облике.

Религиозное сооружение именовалось церковью Покрова Богоматери. После того как на ее территории были захоронены мощи святого Епатия, она была переименована.

В начале XIX столетия пришлось приостановить духовную деятельность, и храм некоторое время был просто заброшен. После прихода русских военных здесь произошла реконструкция, а сам храм был переделан в пороховой погреб и кордегардию.

Богослужение было восстановлено после капитального ремонта в 1902 году. С приходов советской власти, церковь вновь была закрыта и использовалась в хозяйственных целях.

В 1958 году после ремонта, здание было отдано под коллекцию музея абхазского народа.

В 2007 году комплекс был полностью реставрирован и возобновил религиозную деятельность. В 2012 году церковь Абаата становится частью Абхазской православной епархии.

Внутренние убранства

Внутренняя часть храма разделена на три зала продолговатой формы. В продольных стенах находятся двери, через которых можно попасть из одного помещения в другое. Интерьер простой, стены выкрашены в серый цвет, каменный пол. Единственным украшением является иконостас, а также расписные врата, которые ведут на главный алтарь. Здесь установлены большие вазы с песком, верующие ставят сюда зажженные свечи.

храм 6 века гагры

Легенды

Вокруг храма вот уже несколько десятков лет, ходит интересная легенда. Согласно ей, под зданием расположено большое подземелье, в котором хранятся несметные сокровища. Однако, во время реконструкции были проведены исследования. Подземелье было обнаружено, однако никаких сокровищ найдено не было.

Крепость Абаата

Церковь Абаата расположена на территории старинной крепости, которая была построена во времена раннего Средневековья. Согласно историческим данным защитный комплекс был построен в V–VI столетиях. Его главное назначение было защищать поселение от набегов племен со стороны Жоэкварского ущелья. За всю свою историю, крепость была несколько раз разрушена и восстановлена. Стены и несколько башен дошли до нас практически в первозданном виде. Во время прогулки вы сможете почувствовать дух старины и познакомиться с историей.

храм 6 века гагрыхрам 6 века гагрыхрам 6 века гагры

Стоимость посещения и режим работы

Церковь Абаата начинает работу с 10:00 утра и до 22:00 вечера. Вход на территорию крепости свободный, но для посещения храма, а также музея нужно будет заплатить 100 рублей. У входа в храм висит расписание богослужений, а также церковных мероприятий. Слева от здания находится лавка, здесь при необходимости женщины смогут взять косынку. Платок выдается бесплатно, главное не забудьте вернуть обратно.

Как добраться

Добраться до храма можно на любом общественном транспорте, идущим до остановки «Абаата», либо на автомобиле. Сама церковь находится недалеко от входных ворот.

Видео

Источник

Овеянный тайнами храм Святого Ипатия в Гагре

храм 6 века гагры

Sputnik, Астанда Ардзинба.

Храм святого Ипатия в крепости Абаата у въезда в Старую Гагру имеет древнюю и захватывающую историю. Простая в своей архитектуре небольшая церковь овеяна тайнами. И чем дальше вглубь столетий, тем больше переплетается реальность и легенды.

Гагрская крепость

Крепость Абаата у въезда в Старую Гагру — одна из самых известных достопримечательностей города-курорта. Это древнее оборонительное сооружение Абхазии и всего Черноморского побережья Кавказа, остатки которого примыкают к знаменитому гагрскому Приморскому парку.

храм 6 века гагры

Кем и когда именно крепость была построена, историкам доподлинно неизвестно. Разные источники датируют это событие от II до XI веков. Тем не менее, большинство ученых придерживаются мнения, что сооружение появилось в V веке, в период ослабления Византийской империи и зарождения раннеабхазских княжеств.

Крепость, расположенная у входа в Жоэкварское ущелье у одноименной реки, фактически ограничивала беспрепятственный доступ к восточным землям. Строительство оборонительного сооружения разные ученые приписывают то римлянам, то абазгам.

На протяжении своего существования крепость переходила из рук в руки. В частности, в XIV веке Абаату заняли генуэзцы. Они основали на территории современного города Гагра факторию Какара, которая значится на средневековых картах, составленных Пьетро Висконти. Выходцы из Генуи разместились в одной из частей Абааты, чтобы вести торговлю с древними абхазскими племенами. Впоследствии эту прибрежную башню назвали Генуэзской.

Узник Абаата, или служба писателя-декабриста

Генуэзцев из крепости вытеснили турки, а в период позднего Средневековья цитадель стала убежищем абхазских племен. Но уже в 1830 году ее заняли русские войска, которые построили здесь бастионы и заново возвели крепостные стены с бойницами для ружей и пушек. В этот период служить в Гагрскую крепость отправили писателя Александра Бестужева-Марлинского.

«Я переведен в ужасный климат Абхазии. Есть на берегу Черного моря, в Абхазии, впадина между огромных гор. Туда не залетает ветер; жар там от раскаленных скал нестерпим, и, к довершению удовольствий, ручей пересыхает и обращается в зловонную лужу. В этом ущелье построена крепостишка, в которую враги бьют со всех сторон в окошки, где лихорадка свирепствует до того, что полтора комплекта в год умирает из гарнизона, а остальные не иначе выходят оттуда, как со смертоносными обструкциями или водянкою. Там стоит 5-й Черноморский батальон, который не иначе может сообщаться с другими местами как морем, и, не имея пяди земли для выгонов, круглый год питается гнилью солонины».

Так нелицеприятно о своем пребывании в крепости Абаата он писал в июне 1836 года.

В письме издателям журнала «Московский телеграф», братьям Полевым Бестужев-Марлинский отмечал, что «за вал нельзя высунуть носа, а в самой крепости ходить — пули врагов с окрестных скал бьют людей даже на койках. Полтора комплекта в год поедается там цингою и лихорадками, и не было примера, чтобы кто-нибудь выжил там более двух лет или после двух лет без страданий до конца жизни, — а жизнь коротка после Гагр».

Тем примечательней, что полвека спустя Гагра, которую писатель наряду с Пицундой называл самыми «гробовыми местами на побережье» превратилась в дорогостоящий рентабельный курорт на побережье. В чем непосредственная заслуга небезызвестного принца Ольденбургского.

Создав из городка русский Монте-Карло, представитель царской семьи, тем не менее, не стал церемониться со средневековой крепостью и приказал разрушить крепостные стены, чтобы построить на этом месте комфортабельную гостиницу.

Как ни парадоксально, крепость, пережившая многие военные сражения, была разрушена по приказу мецената и созидателя, создавшего современный облик знаменитой Гагры.

храм 6 века гагры

Храм, первобытный и простой

Несмотря на то, что в настоящий момент в первозданном виде Абаата не сохранилась, храм, расположенный на территории крепости, остался нетронутым. Ему оказались нипочем многочисленные сражения, смена хозяев крепости и то, как после Крымской войны вернувшиеся в гарнизон русские военные превратили его в пороховой погреб.

«Это самая первобытная, самая простая крепость, какую только можно видеть среди церквей первых веков христианства», — писал о нем швейцарский этнограф Фредерик Дюбуа де Монпере.

К небольшому каменному строению ведет живописная кипарисовая аллея. Пройдя по мощенной известняковыми плитами дорожке, мы оказываемся у входа в средневековый храм, над которым изображен Мальтийский Крест, установленный, как сообщает предание, по желанию покровительницы этого храма принцессы Ольденбургской.Стены храма выложены из отесанных известняковых блоков разной величины. Базилика состоит из трех продолговатых залов, северный несколько короче двух других. Эти три сводчатых помещения связаны между собой дверями в продольных стенах.

Как отмечает ряд исследователей, храм не выделяется особенными художественными достоинствами, простотой своей структуры и соотношением частей, при котором лишь немного выделен средний зал. Он является древнейшим образцом трехцерковных базилик.

Путаница в именах

Храм покрова Божьей матери в крепости Абаата возвели в VI-VIII веках. Позже он был освящен во имя Святого Ипатия по одной из версий Гангрского, по другой Гагрского.

Епископ Гангры, сейчас это город Чанкыры в Турции, Святой Ипатий участвовал на I Вселенском Соборе в городе Никее в 325 году. Его убили по возвращении домой, еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. Жители города, которые почитали своего главу, похоронили его в городе. Позже, как отмечают многочисленные христианские авторы, на могиле святого случалось много чудес, в частности, исцелялись больные.

Однако, по другой версии, которой придерживается известный абхазский краевед и этнограф Симон Басария, в этих краях жил святой Ипатий Гагрский из рода Званба, чьи мощи предположительно покоятся в этом храме. Именно в честь него, по мнению ученого, и был переименован гагрский храм.

В одной из своих книг Басария писал: «В часе ходьбы от Гагры, на значительной высоте в живописном ущелье есть большая пещера, где, по преданию, скрывался Гагринский епископ Ипатий во время гонений на христиан”.

Посетивший Гагрскую крепость в 1833 году Дюбуа де Монпере пишет, что, несмотря на то, что Гагра всегда была местом ссылки, в особенности во времена греческой империи, эти места даже породили своих святых. Однако ученый и путешественник из-за незнания языка называет имя собственное в женском роде «Ипатия».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *