храм андрея первозванного тобольск в контакте
Храм андрея первозванного тобольск в контакте
Храм Апостола Андрея Первозванного, г. Тобольск запись закреплена
Сегодня исполняется 60 лет настоятелю нашего храма протоиерею Михаилу Денисову!
От всей души поздравляем и благодарим Вас за возносимые с верою молитвы ко Господу о всех нас, за любовь, которой Вы щедро наделяете так, что каждому кажется, что такое особенное отношение – только к нему одному.
От всей души благодарим за время, которое Вы тратите на всех, кто нуждается в этом, за Ваши мудрые советы.
Низкий поклон Вам и благодарность за труды по благоустройству храма.
Спаси Вас Господь за неустанные молитвы.
Долгих Вам лет жизни, здоровья, терпения, духовной радости во славу Божию.
Храни Вас Господь!
Мы Вам желаем в Боге укрепленья!
Телесных сил, духовной красоты!
А если уж болеть, то для смиренья,
Чтобы взрастить на Небесах плоды!
Показать полностью.
Пусть к Вам Господь Свою проявит милость,
Пошлет здоровье, мудрость, благодать!
И то, что Вы не помните — открылось,
Чтобы успели все «долги» отдать.
Сердечно поздравляем с Днем Рожденья,
Чтоб Ангел Ваш Хранитель не дремал.
Святых и Приснодевы заступленья,
И для души на Небесах похвал!
Храм Семи Отроков Ефесских (г.Тобольск)
Группа для прихожан храма Семи отроков Ефесских и всех желающих посетить наш храм.
Немного о нашем Храме
Церковь св. Семи отроков Ефесских была построена в 1776 году при тобольском губернаторе Д.И. Чичерине. Освящен храм был Тобольским архиепископом Варлаамом (Петровым).
Удивительно, что в храме сохранился иконостас конца XVIII века. Уникален и пол храма. В 1823 году о. Василий на пожертвования прихожан, с дозволения архипастыря, сделал в храме чугунный пол, который существует до настоящего времени.
В 1910 году к храму был пристроен придел, который освятили во имя святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца и Преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
Кладбищенская церковь Семи отроков Ефесских – единственная из всех храмов Тюменской области, которая не закрывалась в тяжелые годы гонений. Верующие не дали закрыть храм: сторож закрылась внутри и несколько дней выдерживала осаду комсомольцев. В конце концов, храм оставили в покое, побив окна и посшибав кресты на могильных памятниках.
В 2003 году на пожертвования прихожан были приобретены колокола, и храм обрел свой голос. Первый колокольный звон храма Семи отроков горожане услышали в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября.
Сегодня желающие могут подняться на колокольню и позвонить в колокола не только в Пасхальную седмицу, но и в обычные дни по предварительному согласованию.
Святыни нашего храма:
Икона Божией Матери Почаевская – написана сестрами Иоанно-Введенского женского монастыря в XIX веке. Прославилась в 2004 году, когда при фотографировании иконы заметили, что на стекле киота, где находилась икона, проявился, как на фотографическом снимке, абрис Богородицы и Младенца Христа. С этого времени в храме увеличился поток паломников со всей России, желающих увидеть это знамение.
Икона великомученика и целителя Пантелеимона. Написана специально для храма в XIX веке монахами русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон, в Греции. икона святителя Николая Чудотворца, XIX века. Доподлинно известно, что по молитвам к святому перед этой иконой совершается много чудес.
Вопреки сложившемуся стереотипу, храм Семи отроков всегда наполнен детьми. Здесь действует большая Воскресная школа: более 60 детей занимаются в 4 классах и различных кружках. Есть молодежная группа и взрослая Воскресная школа. В выходные дни работает библиотека. В храме регулярно совершается Таинство Крещения. Но вот венчаний, по понятным причинам, немного. Духовенство храма Семи отроков – очень образованное. Все 3 священника закончили духовную академию, являются преподавателями Тобольской православной духовной семинарии. Двое имеют кандидатские степени.
Все, кому доведется бывать в древнем Тобольске, обязательно посетите одну из его главных святынь – храм Семи отроков Эфесских, что на Завальном кладбище.
Храм Семи Отроков Ефесских (г.Тобольск) запись закреплена
Храм Семи Отроков Ефесских (г.Тобольск) запись закреплена
ДМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
В далеком 1380 г., одержав победу над Мамаем на Куликовом поле, залечив свои раны, князь Дмитрий Московский отправился в Троице-Сергиеву Лавру к преподобному Сергию.
Показать полностью.
Не так давно преподобный благословил князя Дмитрия на самую трудную в его жизни битву. Святой игумен отправил с ним своих иноков Пересвета и Ослаблю, и вот теперь Дмитрий ехал с печальной вестью. Погибли иноки на поле брани. Но Сергий это и так знал. В тот день Рождества Богородицы, когда сошлись в схватке русские и татары на поле за Непрядвой, игумен Сергий и братия молились в Троицком соборе. И преподобный, словно сам присутствовал на сражении, видел, как Господь забирает души русских воинов, и поминал их имена.
В Троицкой обители решено было в тот приезд князя Дмитрия отслужить панихиду по всем погибшим на Куликовом поле. Эта панихида прошла накануне дня святого мученика Дмитрия Солунского, небесного покровителя русских православных воинов.
С тех пор появилась традиция совершать такое поминовение ежегодно в это время.
Ушло время Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, а Россия продолжала вести войны, и русские воины слагали свои головы за Веру и Отечество. Теперь и их наравне с участниками Куликовского сражения поминали на панихиде в этот день. А постепенно стали поминать и всех православных христиан.
Так сложилась традиция Дмитриевской родительской субботы, одной из самых удивительных и проникновенных поминальных христианских служб. Это не просто память о князе Дмитрие и преподобном Сергии, о героях Куликова поля, это наш молитвенный дар любви всем нашим предкам, благодаря которым мы сейчас живем на родной земле.
Храм Семи Отроков Ефесских (г.Тобольск) запись закреплена
6 Ноября Дмитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября).
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу 5 октября накануне родительской субботы.
В это время совершается великая панихида, или парастас.
Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших.
Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Прошу Ваших молитв
О здравии рабов Божиих: тяж.бол. Игумена Виталия, Схиигумена Гавриила, бол. Иеросхимонаха Рафаила, бол. Схимонаха Гавриила, Иеромонаха Игнатия, Иеромонаха Григория, Монаха Салафиила, бол. Монахини Киры, бол. Протоиерея Иоанна, бол. Максима, бол. Ларисы, бол. Даниила, тяж.бол. Риммы, тяж.бол. Бориса, бол. Сергия, Саввы, бол. Наталии, бол. Игоря, тяж.бол. Сергия, Валерия, бол. Вячеслава, Сергия, бол. Наталии, бол. Ларисы.
О упокоении рабов Божиих: Архимандрита Афанасия, Архимандрита Амвросия, Игумении Таисии, Схимонахини Марии, Схимонахини Наталии, Протоиерея Николая, Вячеслава, Иоанна, Иулии, Андрея, Марии, Софона, Агриппины, Иоанна, Софии, Александра, Александры, Иллариона, Аграфены, Семёна, Филиппа, Леонида, Савелия, Павла, Валентины, Александра, Петра, Аркадия, Василия, Анны, Александра, Марии, Илии, Феодоры, Алексея, Екатерины, Новопреставленного Сергия, Александра, Софии, Марины, Любови, Петра, Виталия, Феодора, Николая, Александра, Олега, Антонины.
Спаси Вас Господь и Пресвятая Богородица!+
Храм Семи Отроков Ефесских (г.Тобольск) запись закреплена
Храм Семи Отроков Ефесских (г.Тобольск) запись закреплена
Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Около 446 г. владелец участка земли, на котором находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло 194 года. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет.Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился эфесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере.
У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.
Пещера Семи спящих отроков, традиционно отождествляемая с пещерой, где почила святая Мария Магдалина, стала известным местом паломничества. Почитание спящих юношей распространилось во всем христианском мире. В XII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.
Храм Апостола Андрея Первозванного, г. Тобольск
Деревянная Андреевская церковь была построена в 1646 году казаками. К 1740-м годам церковь обветшала и на её месте в 1744 году на деньги купца Авраама Сумкина поставили небольшой каменную церковь святого Андрея.
Показать полностью. Через десять лет храм был надстроен, а в 1759 году достроена трапезная, придел и сооружена колокольня, которая в 1806 году из-за трещин была разобрана и заменена меньшей. После этого храм приобрёл окончательный вид. При храме действовала церковно-приходская школа. В 1818 году возвели каменную ограду. После революции 1917 года община храма была ликвидирована.
Весной 2001 года местная общественная организация клуб «Добрая воля» обратился к архиепископу Димитрию с инициативой возрождения храма. Инициатива была поддержана, и ответственным от епархии за возрождение храма был назначен преподаватель Тобольской духовной семинарии, священник храма Семи Отроков Ефесских иерей Вадим Базылев. Была оборудована молитвенная комната в притворе под колокольней.
В 2008 году была завершена внешняя отделка колокольни, на куполе храма и колокольни установлены кресты.
13 декабря 2013 года восстановленный храм был освящен митрополитом Тобольским Димитрием (Капалиным).
Богослужение в храме совершали: благочинный Тобольского округа,клирик храма Семи отроков Ефесских протоиерей Вадим Базылев; священник храма Семи отроков о. Иоанн Казанцев и священник храма Михаила Архангела о. Валерий Сирант.
28 сентября 2015 г. настоятелем храма назначен прот. Михаил Денисов.
Храм Апостола Андрея Первозванного, г. Тобольск запись закреплена
Храм Апостола Андрея Первозванного, г. Тобольск запись закреплена
Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским.
Показать полностью. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Осляблю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября (память святого Димитрия Солунского) — день тезоименитства самого Димитрия Донского.
Велика была радость победы, но во многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но — вместе с ними — и всех, вообще, своих усопших.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.
Храм Апостола Андрея Первозванного, г. Тобольск запись закреплена
Храм Семи Отроков Ефесских (г.Тобольск)
Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Около 446 г. владелец участка земли, на котором находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло 194 года. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет.Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился эфесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере.
У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.
Пещера Семи спящих отроков, традиционно отождествляемая с пещерой, где почила святая Мария Магдалина, стала известным местом паломничества. Почитание спящих юношей распространилось во всем христианском мире. В XII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.
С праздником дорогие братья и сестры!
Храм Апостола Андрея Первозванного, г. Тобольск
в сообществе обновилась фотография
Храм Апостола Андрея Первозванного, г. Тобольск запись закреплена
Храм Семи Отроков Ефесских (г.Тобольск)
6/29 ОКТЯБРЯ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ
ИОАННА ТОБОЛЬСКОГО, МИТРОПОЛИТА
Одним из особо почитаемых сибирских святых является святитель Иоанн (Максимович), занимавший Тобольскую кафедру всего четыре года, с 1711 по 1715, однако успевший сделать очень много для прославления Имени Божия.
Не случайно празднование Собора Сибирских святых приходится на день его блаженной памяти.
Показать полностью.
О детстве святителя сохранилось мало свидетельств.
Известно, что родился он в декабре 1651 года в Нежине в семье благочестивых жителей известного дворянского малороссийского рода.
В истории России Максимовичи оставили заметный след ревностным служением на благо Отчизне и государю.
Но не только на службе земному царю прославились они.
В святительском сане причислен к лику святых Русской Православной Церкви Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири. Епископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн, получивший имя в честь своего знаменитого предка, также предстоял престолу Божию.
Сокр.
Со дня успения святителя чудеса, истекавшие от его святых мощей, не прекращали радовать всех с верой притекавших, и до настоящего времени не прекращаются.
Соборным тобольским духовенством записано много случаев благодатной помощи святителя Иоанна.
Это побудило произвести освидетельствование его останков.
21 января 1916 года по докладу Святейшего Синода святитель Иоанн был причислен к лику угодников Божиих, а его нетленные останки признаны святыми мощами.
Свято чтит земная Церковь святителя Иоанна, молитвенно воспоминая память его вкупе со всем Собором Сибирских святых.
И богомольцы со всей Сибири и из других уголков православной России идут со своими нуждами к раке святителя и получают благодатное утешение по молитвам его.
Храм Апостола Андрея Первозванного, г. Тобольск запись закреплена
«Если я скажу, что времени завершить начатое не будет ни у кого, что в конце самой долгой жизни человек, в какой бы области он ни подвизался, чувствует себя начинающим, покажется, что я говорю нечто сухое и абстрактное. Но вы удивитесь, когда сами поймете, как быстро мы начинаем чувствовать короткость привязи: о скольких вещах нам приходится говорить даже в середине жизни: «на это нет времени», «слишком поздно». Но сама природа не позволяет вам примерить на себя это чувство. Более христианский подход, который возможен в любом возрасте, состоит в том, чтобы предоставить будущее Богу. Почему бы не сделать этого, тем более, что будущее в руках Божиих независимо от того, предоставили мы это Ему или нет. Никогда, ни в войну, ни в мирное время, не вверяйте вашу добродетель или счастье будущему. Работу счастья лучше всего делает тот, кто относится к своим долгосрочным планам спокойно и в каждое мгновение своей жизни действует «во имя Божие». Хлеб насущный — единственное, о чем нам заповедано просить. Настоящее — единственное время, когда может быть выполнен любой долг и получена любая благодать.»
Храм Апостола Андрея Первозванного, г. Тобольск запись закреплена
Митрополит Афанасий Лимассольский
Когда мы говорим: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» или «Господи, помилуй», то подразумеваем:
«Господи, дай мне то, в чем я имею нужду», то есть «помоги мне», «спаси меня», «сжалься надо мной», «будь милосерд ко мне», «просвети меня», «наставь меня», «исцели меня».
Все наши нужды и потребности заключаются в одной фразе: «Господи, помилуй». Два слова объемлют собою все.
Показать полностью.
Помните, в Ветхом Завете повествуется о том, как еврейский народ, странствуя по пустыне, питался манной, которая для каждого становилась тем, в чем его организм имел нужду. Подобным образом и молитва «Господи, помилуй» становится для каждого человека выражением того, в чем он нуждается.
Для нас гораздо полезнее говорить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», чем указывать Богу: «Слушай, дай мне то, дай мне это».
Необходимо всецело предавать себя Богу и в жизни повседневной, и в наших отношениях с Богом. Конечно, мы можем попросить Бога о чем-то конкретном (подобное стремление вполне объяснимо по-человечески), но гораздо лучше иметь доверие Промыслу Божию и призывать Его милость. А Бог знает, в чем мы имеем нужду, чего нам не хватает, что нам требуется, когда и как нам это дать.
Митрополит Лимассольский Афанасий
Храм Апостола Андрея Первозванного, г. Тобольск запись закреплена
Протоиерей АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ(сообщество друзей)
Дорогие друзья! Что может быть печальнее сиротства? Если кому-нибудь доводилось быть Гекльберри Финном, скитаться по чужбине, зная или не зная о том, что где-то далеко остались родители, вы меня сразу поймете.
Показать полностью. Как утешительно, что в таинстве Крещения, совершаемом над младенцем, мы обращаемся к Отцу Небесному, подносим этот крохотный святой комочек к большой иконе иконостаса, на которой изображена Небесная Царица Дева Мария, прижимающая к груди Младенца Христа. Несмотря на то, что младенцы еще несмышленыши, Церковь с первых веков приобщала их к свету крещения. Но не всех, а только тех, кто по вере родителей уже принадлежит Матери Церкви.
Действительно, венчанные супруги молятся Господу о даровании им дитяти. Мама, находясь в приятном ожидании, приходит в храм и, сложив руки на животе, где сокрыт младенчик, причащается Святых Христовых Таин, молясь о благополучных родах. Вот младенчик достиг уже сорока дней – пришло время по древнему обычаю приобщить его к лику святых. Родители, озираясь направо и налево, ищут ему восприемника. Не все знают, что по византийской традиции восприемником – крестным – должен быть человек одного пола с младенцем: у мальчика – молодой человек или зрелый мужчина, у девочки – дама или просвещенная верой бабушка, хотя бы и родная.
Однако у нас на Руси, которая всегда отличалась хлебосольством, сердоболием, желанием поучаствовать по-доброму в жизни детей, приглашались и крестный, и крестная, в просторечии – кум и кума. Они не должны быть мужем и женой. К сожалению, большинство из нас своих крестных если и знали, но никаких уроков от них никогда не получали. В душноватое в идейном отношении советское время это было практически невозможно. Уже постфактум, войдя в разум, наступив на несколько граблей, набив много шишек, мы, крестные и крестники, возвращались в лоно Матери Церкви.
Сегодня иная эпоха. Священноначалие ставит перед нами, приходскими пастырями, вопрос ребром: крестных нужно готовить к восприемничеству. Между прочим, сегодня в светских инстанциях те, кто хочет усыновить малыша, несколько месяцев посещают курсы, где их обучают такому филигранному делу, как воспитание новорожденного. Поэтому мы приглашаем всех, кому выпадает честь в XXI веке быть крестными, восприемниками, приходите, приходите в Божий храм!
С чего надо начать? Конечно, с покаяния, с личной исповеди. Стыдно сказать, но многие наши крестные отцы никогда в жизни не исповедовались. Исповедь, как вы, наверное, уже знаете, не формальность, не поверхностная процедура, но хирургия. Это потрясение, очищение души от застарелых грехов. И Христос Спаситель в награду за нашу открытость на исповеди словом Отца Небесного, Своей Кровью очищает нашу совесть от вольных и невольных согрешений, сколько бы мы их ни наделали, начиная с семилетнего возраста.
А без исповеди нельзя проскочить в крестные? Может быть, и можно, но в этом случае к вам будет относиться немножко грубоватая, однако верная русская пословица: «Бог шельму метит». Став крестным обходным путем, вы просто не сможете реализовать себя – не сможете спеть ребенку колыбельную, не научите его молитвам. На вашей физиономии, перекошенной от грехов, ребенок не прочитает того, что хочет получить от крестного: света, тепла, радости, улыбки, чистоты, мудрости.
Так что не будем юлить, дорогие друзья, но по внутреннему влечению, по зову души покаемся, и Бог даст нам крылья для педагогического таланта, мудрого слова. По моему глубокому убеждению, к детям вообще не должен приступать нечистый человек. А никто не может быть чист, если он не раскрыл своего сердца и Божия благодать в таинстве покаяния не осветила чертоги души, не омыла грехи юности.
Дорогие крестные! Вы должны быть, без сомнения, людьми добрыми и сердечными. Здесь не спасает родственный принцип. Не нужно брать в крестные коллегу по работе, если коллега – калека в духовно-нравственном отношении. От крестного требуются иные качества. Крестник нуждается не столько в ваших подарках – паровозиках, мальвинах… Кстати, игрушки тоже надо уметь выбирать. Пожалуйста, не приносите вашим крестникам китайские плюшевые игрушки, у которых глаза в кучку собраны. Давайте возрождать классические формы, чтобы дети получали от вас только такие подарки, которые научат их верить в гармонию, красоту, которые умиротворяют сердце ребенка, а не электризуют, как современные мультфильмы, заражающие детей гиперактивностью и неумением справиться ни с работой мозга, ни с эндокринной системой.
Мы ждем вас, милые крестные, чтобы, приходя к детям, вы помогали их родителям, потому что сегодня нашим малышам катастрофически не хватает общения. Крестникам нужны ваши светлые глаза, нужно, чтобы вы чаще гуляли с ними в парках, городских садах, изучали с ними, чем отличается ромашка от кашки, настурция от фикуса. Жители наших городов – робинзоны XXI века – страдают еще и потому, что далеки от природы.
Кто-то из вас, слушая эту молитву, скажет: «А мы тоже в этом нуждаемся. Почему всё крестникам?». На Бога надейся, а сам не плошай. В сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый, поэтому крестные должны быть святыми людьми, ангелами во плоти, у которых всё чисто и красиво, во всём порядок. Они и коммунальные услуги вовремя платят, и правила движения не нарушают, переходя улицу, смотрят сначала налево, потом направо, а если окажутся в Англии, то наоборот.
Учиться совсем не грешно и не грешно делиться с нашими крестниками правилами хорошего тона – ведь родители часто не в теме. Поэтому берите, милые крестные, переизданные книги XIX века и, общаясь с детьми, невзначай говорите им: «Локти ставить на стол некрасиво». Не говорите «плохо», а говорите «некрасиво», потому что в воспитании важен эстетический принцип. Расскажите, что Петр Великий, учредив Славяно-Греко-Латинскую Академию, написал устав, в котором требовал от наставников, чтобы они во время обеда внимательно следили за учащимися, запрещали им чавкать, глотать куски, не разжевывая. Учащиеся должны вести себя подобающим образом, потому что визитная карточка христианина – не только словесное исповедание веры, но и умение общаться с людьми, никого не смущая, не огорчая и не соблазняя.
Если вы, дорогие друзья, думаете, что мы вам все рассказали, ошибаетесь. Мы лишь прикоснулись к знаниям, которые необходимы крестным. Это знания не теоретические, не оторванные от жизни, не марксизм и не гегельянство, но учение жизни, в которой всё должно строиться в соответствии с нравственным законом и представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Я верю, что наши крохи узнают именно из ваших уст всё, о чем мы сейчас кратко рассказали.