храм антихриста в дивеево
Храм антихриста в дивеево
к концу-то века у вас будет. Тот, матушка, на диво будет собор! Подойдет Антихрист-то, а он весь на воздух и поднимется, и не сможет он взять его. Достойные, которые взойдут в него, останутся в нем, а другие хотя и взойдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать вас Антихрист-то, все равно как в Киеве приходили разбойники, а церковь-то поднялась на воздух, достать-то они ее не могли. Так вот, и собор ваш и канавка поднимутся тоже до неба и защитят вас, и не сможет ничего вам сделать Антихрист! И при том соборе время придет такое у вас, матушка, что ангелы не будут поспевать принимать души, а вас всех Господь сохранит, только три из вас примут мученье, трех антихрист замучит! Ведь Дивеево диво будет, матушка, четверо мощей в Рождественской церкви у нас почивать будут! И будет тут не село, а город. Мы-то с тобой не доживем, а другие-то доживет до этого!»
«О стесненных средствах обители говаривал батюшка: «Убогий Серафим мог бы обогатить вас, но это не полезно; я мог бы и золу превратить в золото, но не хочу; у вас многое не умножится, а малое не умалится! В последннее время будет у вас и изобилие во всем, но тогда уже будет и конец всему!»
«Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, как и нет подобнаго! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, ничего не останется; только три церкви по всему свету со всего света будут взяты целиком, неразрушимыми, на небо: одна-то в Киевской лавре, другая.. (уж право не вспомню), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!»
«И вот что еще скажу тебе, батюшка; все пройдет и кончится и обители, батюшка, уничтожатся, а у убогого Серафима в Дивееве до самого дня пришествия Христова будет совершаться Бескровная жертва, батюшка!»
«. у меня, убогого Серафима, в обители моей, Серафимовой-то пустыни, матушка, целыми родами жить будут, так целыми родами и лягут в Дивееве» (предсказание исполняется).»
«Вот, матушка, скажу я тебе, какая будет у нас там радость! Земля будет у нас своя, и канавку оброем мы кругом обители! А когда мы ее оброем, будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать будут у вас на исцеление, и будет она им вместо золота!»
«Когда век-то кончится, станет Антихрист с храмов кресты снимать, да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, подойдет, а канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет!»
По материалам книги
«Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», а также по материалам приложения к летописи «100-летие прославления преп.Серафима Саровского 1903-2003».
Храм антихриста в дивеево
Из книги «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной архимандритом (впоследствии митрополитом) Серафимом Чичаговым (1856-1937). Цитирую по репринтному изданию Московского Богородице-Рождественского женского монастыря 1996г., с переложением на современную орфографию.
Из приведенного пророчества можно увидеть:
— что пророчество это относится к кончине мiра;
— что чудесное перенесение царя-колокола из Москвы является важным признаком «просыпания», т.е. воскресения на время, преп.Серафима Саровского и начала короткого периода духовной радости;
— что это произойдет летом (во всяком случае в теплое время, начиная с мая по старому стилю);
Стр.259:
Старица Феодосия Васильевна сообщила следующее (тетрадь №6, рассказ №56): Страдая падучею болезнию, пришла я к батюшке Серафиму, он и говорит мне: «Cтупай, радость моя, в Дивеево рыть канавку; эту канавку Сама Царица Небесная своим пояском измерила, так что когда и Антихрист-то придет, то канавка эта не допустит его туда!»
Стр.290:
Та же Евдокия Трофимовна рассказывала (тетрадь № 6, рассказ № 52), что однажды она работала с сестрою Ириною Cеменовною у батюшки в пустынке, и он, любя ее, очень много пророчески говорил. «Вот, матушка,»- начал о.Серафим, сев у источника,- «скажу вам, придет время у нас в обители все будет устроено; какой собор будет! Какая колокольня! А келлии и ограда будут каменныя и во всем будет у вас изобилие!» После этого о.Серафим вдруг заплакал и сказал: «но тогда жизнь будет краткая. Ангелы едва будут успевать брать души. (Из этого видно, что расцвет обители указан на конец времени, и совсем понятно, что этот расцвет будет не в царстве антихриста, а в православном царстве.) А кто в обители моей будет жить, всех не оставлю; кто даже помогать будет ей и те муки будут избавлены! Канавка же будет вам стеною до небес, и когда придет антихрист, не возможет он перейти ее; она за вас возориет ко Господу и стеною до небес встанет и не впустит его! А колокол-то Московский, который стоит на земле, около колокольни Ивана Великого (Понятно, что речь у преп.Серафима везде идет об одном колоколе, именуемом Царь-колокол. Надо полагать, что Божьей силой осколок его соединится со всем колоколом, и он изменит свое качество и зазвенит.), он сам придет к вам (т.е. его перенесут ангелы Божии) по воздуху и так загудит, что вы пробудитесь и вся вселенная услышит и удивится».
Максим Лесков: Пророчества святого Серафима Саровского о России перед вторым пришествием Христовым
Блажен читающий, и слушающие слова пророчества и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко (Отк. 1,3).
Предсказания Серафима Саровского о Грядущем Царе
«Когда включается сознание» Арина РадиОНОВА
Продолжение главы 31. Осознание пророчеств.
Она всё читала и читала различные пророчества. И следующее на чём она надолго остановилась в своих измышлениях – это было пророчество Серафима Саровского, великого русского святого пророка.
Говоря о Серафиме Саровском невозможно не упомянуть о следующей истории, гуляющей по Интернету.
Рабу Божиему Николаю, прибывшему в Дивеево из Ставрополья, было чудесное явление преподобного Серафима, который поведал следующее: «То, что скажу, передай людям! Война начнется сразу после моего праздника. Как только народ схлынет из Дивеево, так сразу и начнется! А в Дивеево меня нет: я нахожусь в Москве. В Дивеево же я, воскреснув в Сарове, приду живой вместе с Царем».
Николай спросил: «А коронация Царя будет в Дивеево?» Но батюшка Серафим в это время стал быстро молча удаляться. Николай даже растерялся.
И тут сверху голос произнес: «Венчание Царя на царство будет не в Дивеево, а в Успенском соборе Владимира. »
И в завершении этого Арина, наконец-то увидела в Интернете некий текст неизвестного происхождения, прочитав который, она сразу же поняла, что это – правда, ибо уже давно научилась отличать лживые тексты от правдивых.
«Считается, что Серафиму Саровскому двенадцать раз являлась Богородица и семь – Иисус Христос, что ему была открыта судьба России и что именно ему было суждено принять все меры для спасения династии. Призвав к себе ученика своего, профессора Духовной академии Н.А. Мотовилова, святой старец рассказал, что императорская власть рухнет в 1917 году, и что для спасения династии последнему императору Николаю II необходимо иметь кроме официального наследника Алексея, который появится на свет в 1904 году, еще одного – тайного – и наречь его Михаилом.
Святой Серафим поручил профессору, когда настанет его час предстать перед Богом, передать этот наказ жене своей – Елене. Та же, в свою очередь, должна передать его блаженной Паше Саровской, монахине Дивеевского монастыря, которой и предстояло сообщить о наказе царствующей чете…
Правда, пророчества великого старца содержали и обнадеживающую информацию: «Россия вновь станет великою страною и процветет аки крин небесный. Наследник последнего царя Николая II править будет во время возрождения России, и имя его – Михаил. Перед ним два тезоименитых Михаила будут на престоле России – но не царском – а этот воссядет, как на царский престол…»
Спустя два года, в 1903 году, после крестного хода и священной литургии, Паша Саровская пригласила в келью царскую чету и вручила наказ преподобного Серафима. Александре Федоровне она сказала: «Одного сына ты родишь в будущем году, а одного приедешь рожать ко мне, и так, чтобы никто не знал об этом».
Известно, что 12 августа 1904 года родился великий князь Алексей Николаевич. Есть также версия, что в 1915 году, когда уже шла Первая мировая война, императрица прибыла в Дивеево и втайне родила второго сына, Михаила, о чем, якобы, знал крайне ограниченный круг лиц. В целях сохранения царской семьи в ходе предстоящих социальных потрясений принимались и другие меры предосторожности. Так, еще в годы первой революции на всех ее членов были изготовлены паспорта на фамилию Тугаревы и куплено имение на хуторе Тугарев в Царицинской губернии. «
Это было то, что так долго искала Арина на просторах Интернета. Это уже не просто её мысли, статья в газете и расшифровки снов, что был второй тайный наследник императора. Это уже очередное доказательство, хотя для Арины не нужно было никаких доказательств, ибо она слышала Бога теперь всем сердцем. Она искала эти материальные доказательства уже для других, а не для себя, хотя она понимала, что главным и единственным именно материальным доказательством принадлежности к династии Романовых может быть только экспертиза ДНК.
И тут она вспомнила, что когда она искала своего деда, то на сайте «Память народа» она нашла одно полное совпадение – Костин Сергей Петрович, уроженец Сталинградской области. Но там не было указано ни точной даты рождения, ни даты смерти. Но Сталинградская область это и есть бывшая Царицинская губерния. Арина поняла, что она всё ближе и ближе подбирается к тому моменту, когда она-таки найдёт своего настоящего деда – того самого второго тайного наследника Романовых, которому суждено было прожить тайную жизнь в СССР под чужим именем.
Согласно пророчеству блаженной Пелагеи Рязанской, период начала духовного возрождения в России начинается с ряда чудес, связанных с мощами Преподобного Серафима. Пелагия говорила, что мощи преподобного отца Серафима находятся в Москве у одной благочестивой старушки. Ангел Господень, когда будет нужно, велит обратиться ей к первоиерарху и сказать, что у нее находятся мощи преподобного Серафима. Эти святые мощи понесут на плечах через Каширу по Волгоградской дороге через Михайлов в Тамбов, а оттуда в Саров. В Сарове отец Серафим воскреснет из мертвых! В то время, когда мощи его будут нести, народу будет тьма, и великое множество болящих исцелится! Про воскресение его в Сарове будет объявлено по радио и телевиденью, и народу будет – несть числа! В это время со всего мира прибудут в Саров много иностранцев: и священство, и просто любопытных. Все уверятся в воскресении преподобного Серафима.
Из Сарова Серафим пойдет в Дивеевскую обитель пешком. Его будут сопровождать последний Государь с царственным священством и море народное… По дороге в Дивеево преподобный Серафим сотворит много чудес, да и в Дивеево тоже!
Он будет обличать духовенство в предательстве и измене, будет проповедовать на весь мир покаяние. Серафим Саровский объяснит всю историю, все расскажет, и будет обличать пастырей как младенцев, покажет им, как правильно креститься и многое другое! Даже евреи уверуют в батюшку Серафима, а через это – в Господа Иисуса Христа!
Представьте картину сияющего всему миру солнца! Блаженная Пелагия говорила, что епископы Российской Православной Церкви отступят от истины православной веры, не будут верить пророчествам о воскресении России! Для обличения их будет воскрешен из мертвых преподобный Серафим Саровский.
После стольких дивных чудес духовенство будет иметь преданность к Господу, то есть будет научать народ служить Батюшке-Царю всем сердцем! Не принявшие печать евреи издадут жестокие законы против чародейства, которые сами сейчас насаждают, и будут сами же уничтожать всех колдунов до единого!
Блаженная Пелагия прозорливая предсказывала, что антихрист объявится из Америки. И ему поклонится весь мир, кроме царской Православной Церкви, которая сначала будет в России! А потом Господь подаст Своему малому стаду победу над антихристом и его царством!
Изучению пророчеств Серафима Саровского Арина решила посвятить отдельное время, а пока продолжила чтение всех других.
Святая Канавка — ограда до небес
Обыкновенные чудеса Дивеевского монастыря
В этой святой обители покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, который оставил множество предсказаний. Часть из них уже сбылась.
Про Казанский собор монастыря святой говорил, что при конце света «церковь эта будет целиком взята на небо». Про другой собор — Троицкий — предсказывал, что «убогий Серафим упокоится здесь телом». «Современники старца очень удивлялись этим его словам: “Нешто саровские вас отдадут?” Ведь старец подвизался в монастыре в Сарове, что в 20 км от Дивеева, туда за советом к нему и ходили сёстры», — рассказывает «АиФ» игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
Свеча старца
Среди моря людей, встречавших в 1991 г. во вновь открытом монастыре мощи Серафима Саровского, была и 91-летняя схимонахиня Маргарита (Лахтионова). До революции она 15-летней пришла в Дивеевскую обитель, став послушницей. В 1927 г. после разгона монастыря большевиками насельницы, а их было больше тысячи, ушли в мир.
Большинство монахинь прошли тюрьмы и лагеря, но от веры и монашеских обетов не отказались. Так, мать Маргарита провела в лагерях почти 10 лет. Вернувшись, поселилась в Дивееве недалеко от разорённого монастыря. Это у неё хранилась свеча старца Серафима, которую он незадолго до своей смерти в 1833 г. передал сёстрам со словами: «С ней вы меня будете встречать в Дивееве». Более 150 лет свеча передавалась от одного поколения монахинь к другому. И вот в 1991 г. мать Маргарита, будучи глубокой старицей, пришла встречать мощи святого Серафима с той самой свечой — она передала её дивеевскому протодиакону, тот вставил её в подсвечник и зажёг.
После 1991 г. стало исполняться и другое предсказание великого старца о том, что, как только его мощи упокоятся в Дивееве, обитель начнёт расцветать с новой силой и со временем превратится в лавру, то есть в крупнейшую и по территории и по количеству насельников обитель. «Батюшка Серафим предсказывал, что территория монастыря раскинется до реки, — рассказывает матушка Сергия. — Может, это произойдёт и не при нашей жизни. Но мы уже задумываемся, куда можно было бы переселить организации, которые находятся на этой территории, — прокуратуру, здание УВД, два здания администрации и другие». Впрочем, за предыдущие 25 лет пришлось переселить гораздо большее количество организаций, которые заняли в своё время помещения и храмы обители, а также извлечь из рва святой Канавки* канализационные трубы.
«В те годы для этого нужно было 5 тысяч долларов, — вспоминает матушка игумения. — Денег не было. И вдруг приходит незнакомый человек и жертвует ровно эту сумму».
Чудеса на канавке
Святую Канавку сооружать начали ещё при жизни преподобного Серафима, которому это повелела сделать Сама Царица Небесная. Богородица 12 раз являлась старцу. «Я по своей воле в монастыре ни одного камешка не поставил, только по указанию Царицы Небесной», — говорил батюшка и наказывал, что ширина Канавки должна быть 3 аршина (1 аршин — 71 см), глубина рва также 3 аршина, а землю, которую выкапывают, надо кидать вовнутрь обители, да так, чтобы высота рва стала тоже 3 аршина. «Земелька эта будет как золото цениться», — предрекал старец, объясняя это тем, что по Канавке каждый день проходит Богородица, которая взяла Дивеево в Свой четвёртый Удел (после Афона, Иверии и Киева. — Ред.).
Сёстрам он говорил: «Если бы вы знали, какая это Канавка, — это ограда до небес! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдёт».
Землю с Канавки паломники берут с собой, прикладывают к больным местам, получая исцеление. «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву “Богородице Дево, радуйся”, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говорил преподобный Серафим.
«Мы ничего не просили»
Многие паломники посещают и скиты обители, которых с 1991 г. возникло более двадцати. «Мы ничего не просили. Господь всё Сам давал в руки, — рассказывает матушка настоятельница и приводит лишь один пример. — В начале 90-х гг. глава одной из сельских администраций сказал, что у них живут две бабушки, которые очень просят меня приехать. Две сестры, две старые девы, Екатерина и Анастасия. При встрече они мне говорят: “Матушка, как мы вас ждали, как молились преподобному Серафиму!” И показывают своё богатство — большой портрет старца на холсте, дореволюционный. Были у них и другие сокровища — 10 пар войлочных ботиночек “прощай молодость”, 10 пар чулок и 5 тысяч рублей, отложенных с пенсии. “Мы всё это отдадим, только возьмите нашу церковь на восстановление!” А там храм каменный без окон, без крыши, как после бомбёжки, птицы внутри летают. А бабушки всё просят: “Наша деревня Автодеево созвучна с Дивеево”.
Приехал к нам патриарх Алексий II, повели его смотреть храм этот по битому кирпичу и птичьему помёту. А через год Святейший уже стоял здесь на амвоне. Кругом была чистота и порядок. Одну из бабушек, Екатерину, в этом храме отпевали, а вторая, Анастасия, приняла монашество и доживала у нас свой век». Особая история связана и с монастырским кладбищем. «Ещё 10 лет назад это было чистое поле, а теперь там построена деревянная церковь, разбит парк, устроен пруд с золотыми рыбками. Сделано всё это старанием нашего благодетеля Вячеслава. Он сам очень верующий человек. И его главной заботой было привести к вере отца. По молитвам Вячеслава отец перед смертью покаялся и причастился, умер примирённым с Богом. Его могила стала одной из первых на монастырском кладбище. В памятные дни отца (рождения, кончины и дня ангела) Вячеслав обязательно приезжает на его могилу, посещает службу, вычитывает по усопшему Псалтырь — а это 6 часов непрерывного чтения. В нём такой заряд твёрдости веры, что я порой привожу его в пример сёстрам».
Святые источники
Большинство паломников обязательно посещают святые источники, коих в Дивееве и округе более десяти. Окунаются с молитвой об исцелении. Многие выздоравливают. «Кому-то быстро выздороветь полезно, а кому-то нет. Господь Сам видит, что человеку нужно», — говорит матушка игумения. К слову, она сама до пострига более 10 лет проработала врачом, хотя с юности знала, что путь её иной — монашеский. Матушку воспитывали верующие родители, семья жила в Сергиевом Посаде, на службы ходила в Троице-Сергиеву лавру. За советом к тамошним старцам семья будущей игумении обращалась не раз.
«Когда мне исполнилось 20 лет, мама привела меня к архимандриту Серафиму (Шинкарёву) и сказала, что хочет сейчас знать, как буду я устроена, — рассказывает матушка Сергия. — Старец сказал: «Она будет монахиней». В это время я была студенткой мединститута. Мама моя возразила: «Батюшка, да это же скучно». А старец: «Мне не скучно, и ей не будет скучно!» В юности матушка жалела, что у них семья состоит всего из четырёх человек (у матушки есть сестра): «А теперь моя семья в сотни раз больше, у нас в монастыре более пятисот сестёр. Игумения нашей обители — Сама Царица Небесная, а наш главный попечитель — преподобный Серафим. И это не преувеличение. Присутствие Божией Матери ощущает каждый, кто переступает порог обители, каждый, кто пройдёт по Канавке. А те, кто прикладывается к раке с мощами преподобного, никогда не уходят неутешными. Сбываются слова старца: «Приходите ко мне как к живому, и я вам помогу».
Ахилла
Главное Меню
Жизнь у святой канавки
14 сентября 2020 Ахилла
Что случилось, когда советский райцентр Дивеево стал православным «местом силы»
Райцентр Дивеево Нижегородской области — особое место на карте православной России. Сюда приезжает много и обычных паломников, и тех, кто ожидает близкого конца света и надеется, что благодать места спасет их. Социологи Юлия Крашенинникова и Артемий Позаненко по материалам прошлогодней экспедиции НИУ ВШЭ рассказывают о том, какие формы принимает здесь народное православие, какими методами здешний монастырь воспитывает своих посетителей, и как огромный поток приезжих влияет на местное сообщество.
В селе Дивеево (около 6,5 тыс. человек) находится женский Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, в котором хранятся мощи одного из самых почитаемых православных святых — преподобного Серафима Саровского, покровителя обители. Монастырь также имеет славу Четвертого земного удела Богородицы, то есть священной земли под ее покровительством. Особая достопримечательность здесь — святая Канавка, земляное сооружение в виде подковы длиной более 700 метров. Ее построили в 19 веке по инициативе Серафима Саровского, который руководствовался видением Богородицы, и воссоздали в 1997-2004 годах. Проход по Канавке с молитвами — обязательный ритуал для насельниц и посетителей монастыря.
Такое разное православие
Дивеево — настоящий клондайк вариаций народного православия, идейных расколов внутри него, учений зарождающихся ересей и сект. Споры о религиозных вопросах составляют часть повседневности. На улице можно услышать дискуссию о том, правильно ли поступил Патриарх Кирилл, когда поехал в Ватикан и целовался с Папой Римским. Практически невозможно избежать разговоров о скором или уже состоявшемся пришествии Антихриста и том, как он порабощает человека с помощью гаджетов и документов.
Одна женщина горячо рассказывала другой: «За благодатью надо в деревню. Здесь все пропадет к чертям с этими паспортами… Попы и монашки порабощены бесами из-за телефонов и компьютеров». Со слов этой женщины, какая-то монашка сказала сидящим у ограды: «Что, сидите, бесы?» А она ей ответила, что это она бес, потому что у нее телефон. Из дневника Артемия Позаненко
Самопостриженцы (т. е. те, кто сами объявили себя монахами) и особо набожные люди, которых церковные власти рассматривают как маргиналов, осуждают политику монастыря и поведение сестер за отступления от веры. Они расскажут вам, что в храмы лучше не ходить, потому что «там все прогнило» и «попы ведут нас в ад», а монастырь «дружит с миром, а не с Богом», что «монахини неправильно крестятся» и «Канавку неправильно сделали». Здесь у идей царебожников, катакомбников, почитателей отрока Вячеслава, ИННщиков и других вариаций радикального православия, которые Московская Патриархия РПЦ официально не поддерживает, находится множество последователей, причем часто это одни и те же люди.
В Дивееве благодати нет. Там гуси, лебеди, зайцы [имеются в виду садовые скульптуры], это все католическая мерзость. … И дело не в количестве людей. Серафим предсказывал, что своими ногами придет в Дивеево. То, что нашли в Петербурге — не он. Один живший здесь спрятался и остался в Троицком соборе после службы. Когда его заперли, он разорил ракию и все из нее вытряхнул. Когда пришли и спросили, зачем он это сделал, он сказал, что не хочет, чтобы народ обманывали. Самопостриженка в соседнем районе, цитата по дневнику Артемия Позаненко
Одновременно территория монастыря становится местом для ритуалов, не относящихся напрямую к его уставной жизни. Например, на ней, хотя и вне основного паломнического маршрута, растет знаменитая лиственница, посаженная в честь первой годовщины рождения цесаревича Алексея, сына последнего русского императора. Дерево стало местом поклонения православных приверженцев учения о Царе-искупителе: они оборудовали рядом с лиственницей место для молений и служб, возвели часовню.
На время нашего пребывания в Дивееве пришлась памятная дата — день рождения Николая II. В этот день можно было наблюдать два практически параллельно идущих крестных хода. Один — обычный воскресный ход по территории монастыря, включая Канавку. В нем принимало участие более 500 человек. Второй — стартовавший чуть позже от лиственницы и вдоль ограды Канавки ход царебожников: два десятка человек, на иконах — портреты членов царской семьи, молитвы — собственного сочинения. Их ритуал включал моления у всех монастырских объектов, связанных с Николаем II, в том числе у памятника, установленного в 2017 году.
В Дивеевском районе много людей, отказавшихся по религиозным причинам от документов, в том числе от паспорта. По оценкам местных — от нескольких сотен до двух тысяч человек. Всем им свойственно недоверие к новым технологиям, персональному учету и кодификации, увлечение теориями заговора, вера в скорый Апокалипсис и осторожность во взаимодействии с государственными структурами. Однако эти элементы сочетаются в разных вариациях в мировоззрении отдельных людей.
Одни отказываются не только от всех благ, которые можно получить от государства, но и от электричества и газа в своем доме. Другие пользуются мобильным телефоном и советуют окружающим почитать про грядущий конец света на специальных сайтах в интернете. Основная масса посетителей компьютерного зала местной библиотеки ищет в интернете информацию про Апокалипсис, каждый второй заходит на сайт «Москва — Третий Рим». Есть и промежуточные варианты. Например, один из наших информантов открыл гостевой дом, но его духовник не благословил его на пользование интернетом, из-за чего он не может разместить там свою рекламу, и дом полупустует.
Тактика борьбы со злом также различается. Для кого-то достаточно молитвы, чтобы избежать сатанинского воздействия современных технологий. Кстати, стопки распечаток с молитвой о неприятии печати Антихриста можно обнаружить здесь в храмах, часовнях, около купелей на святых источниках. Другие люди, чтобы обезопасить себя, крестят деньги в магазине, вырезают или замазывают штрих-код из платежки за коммунальные услуги. Помимо «ручных» методов, можно обратиться за помощью к целым организациям. Так, есть производители обложек для документов с молитвой о неприятии печати Антихриста, а в «Обществе удостоверяющих себя личностей» изготавливают эрзац-паспорта (справки, в которых данное общество удостоверяет личность владельцев по их фотографиям).
Порой жизнь вынуждает пересматривать радикальные религиозные взгляды. Люди без документов оказываются лишенными всех социальных пособий, включая пенсию, и возможностей официального трудоустройства. Обычно они живут на неформальные заработки, подаяния и помощь родственников и единомышленников. В этой ситуации наименее стойкие из тех, кому этих доходов не хватает, отказываются от своих принципов и заново оформляют документы.
Женщина рассказала, что приехала 12 лет назад «с Урала», из Удмуртии. Сначала не брала ИНН, полис, карточку. Теперь все взяла. Началось с того, что нужен был кредит на машину, а для этого нужен ИНН. Из дневника Артемия Позаненко
Соседствуя с приверженцами радикального православия, монастырь оказывается в неоднозначном положении. Его официальная позиция сводится к дистанцированию от эсхатологических и иных радикальных настроений. Как сформулировала ее нам представительница обители, «мы придерживаемся той позиции, которой придерживается Церковь. Мы ждем прихода Христа, а не Антихриста». Тем более что сторонники скорого конца света нередко фокусируются на критике монастырской жизни: публично обвиняют насельниц в грехах, отвергают современный вариант обустройства святой Канавки и порой даже выражают сомнение в подлинности мощей Серафима Саровского.
В то же время, монастырь мирно сосуществует с такими верующими, примерами чего служат уже упомянутые ритуалы царебожников на его территории, а также трудоустройство радикальных переселенцев. Кроме того, сама обитель также притягивает людей, разделяющих эсхатологические взгляды, и среди насельниц встречаются те, кто проповедует идеи «отказников».
Они как-то спасаться собираются оригинальным способом. В наш храм они не ходят. Где они молятся — не знаю, там какие-то раскольники-попы, отрешенные от сана. (…) Набор идет всех выражений и понятий из интернета. Они как под копирку все одно и то же говорят. Представительница монастыря
Хотя монастырь по определению — закрытое, изолированное от внешнего мира учреждение со своим уставом, значительную часть его жизни занимает работа с посетителями. Здесь умеют эффективно управлять людскими потоками, поддерживать чистоту и порядок, а также извлекать практическую пользу от визитов посторонних. Не случайно пользователи соцсетей называют Дивеево самым популярным местом для паломнических поездок в России.
Однако многие люди, желающие приобщиться к святыням, на деле плохо осведомлены о тонкостях церковного этикета и правилах монашеской жизни. Современный российский паломник, особенно вне специально организованных туров, охотно фотографируется рядом с табличкой «фото-видео съемка запрещается» и не всегда подобающе одет.
Возможно, поэтому здесь так много всевозможных инструкций о подобающем поведении. Они составляют важную часть воспитания посетителя и конструируют его восприятие монастыря с позиций несмышленого ребенка. Ласковые, но строгие письменные обращения предписывают не ходить в неположенные места, не делать предосудительных вещей, учат правильно писать имена в записке и заказывать требы, прикладываться к мощам, окунаться в святой источник.
При этом наставления не тождественны запретам. Когда посетители монастыря становятся главной его ценностью, к их чересчур мирскому поведению начинают относиться снисходительно. Происходит то, в чем сторонники радикального православия видят признаки утраты духовности обители: «В неподходящей одежде теперь только в храм нельзя, а в монастырь можно. Люди „Подмосковные вечера“ пели на территории, а их не трогали».
Элементом воспитания посетителя являются и экскурсии по территории монастыря. Экскурсовод нашей группы демонстрирует незаурядный артистизм, рассказывая о чудесах, которые случались здесь с монахинями и верующими. Вместо информации об истории места мы получаем поучительные рассказы, которые призваны заставить посетителей задуматься о собственном поведении и убедить их в том, что все происходящее сегодня с монастырем — исполнение пророчеств прозорливого Серафима Саровского.
Прежде проводить экскурсии на территории обители мог кто угодно, однако лет 15 назад «навели порядок», и теперь этим занимается исключительно монастырская паломническая служба. Экскурсии стандартизированные, а экскурсоводам запрещается вступать в дискуссии с членами группы. Об этом нам рассказала бывший экскурсовод, которая теперь работает независимо и вынуждена организовывать свои экскурсии следующим образом: сначала рассказ за чашкой чая вне монастыря, потом молчаливая прогулка по его территории.
Народное православие неотделимо от ритуалов, которые складываются вокруг святынь и позволяют «материализовать» и увезти с собой благодать места в виде освященных предметов. В Серафимо-Дивеевском монастыре эти ритуалы до такой степени стандартизированы и сделаны удобными для посетителей, что становятся неотличимы от туристического аттракциона.
В определенные часы в специальной часовне здесь бесплатно раздают освященные сухарики, по завету преподобного Серафима, который любил угощать ими. Как рассказывают, батюшка величайшим грехом считал уныние, и полагал, что сухарики — превосходное от него лекарство. Сухари насыпают из огромного чана, но благословляется брать один пакетик в руки один раз в неделю. Пакетики можно приобрести рядом в специальном киоске по 5 рублей за штуку.
Аналогично организована раздача освященного на мощах лампадного масла, а для желающих увезти со святой Канавки землю построена специальная песочница. У входа в предел Троицкого собора, где находятся мощи, с утра не только модерируют очередь на улице, но и начинают продавать цветы, с табличкой «для батюшки Серафима» (100 рублей за хризантему). В монастырских лавках можно купить и готовые наборы, упакованные на манер миниатюрных косметических принадлежностей: фирменный шоколад, сухарики, масло, земля или сушеная трава с Канавки.
Наконец, опытные паломники знают, что правильное времяпрепровождение в монастыре — это не только службы, поклонение святыням и экскурсии, но и бесплатный физический труд на благо духовного учреждения. Трудничество — важный элемент монастырской экономики и религиозного опыта. Желающим поработать обычно предоставляется кров и еда.
В Серафимо-Дивеевском монастыре дают возможность даже экспресс-трудничества. Так, во время нашей экспедиции около трапезной на улице была организована чистка картошки и лука для общего бесплатного обеда. Специальные люди ходили в толпе и приглашали всех желающих немного поработать, потому что «батюшка Серафим завещал трудиться». Два десятка паломников сосредоточенно работали кухонными ножиками и делились личными историями и советами, как сделать посещение монастыря максимально эффективным.
Местные и приезжие
По подсчетам монастыря, в год в Дивеево приезжает примерно миллион паломников. Причем прогнозируется дальнейший рост в связи с развитием паломническо-туристического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров». Значительная часть визитов приходится на дни почитания Серафима Саровского и общие религиозные праздники.
Этот поток обслуживает разветвленная инфраструктура временного размещения: гостиницы вип-уровня, построенные инвесторами из Москвы, частные гостевые дома эконом-класса, монастырские объекты для проживания паломников, а также местные жители, которые сдают комнату, койку или даже место на сеновале непритязательным приезжим. Иные сами в теплое время года готовы спать в гараже, чтобы свое основное жилье максимально выгодно сдавать в аренду.
Сегодня людской поток к монастырю — основной источник дохода местных жителей, помимо работы в бюджетных учреждениях. Однако то, как сельчане общаются с паломниками, сложно назвать полностью коммерчески или клиент-ориентированным, в отличие от других туристических мест. Так, продавщица в сувенирной лавке, отвечая на вопрос посетительниц, действительно ли сами монахини делали браслеты, простосердечно говорит: «Нет, эти — из Китая, но вам какая разница, если крест на них есть».
Кроме туристов и паломников, которые прибывают проездом или на длительный срок, чтобы потрудничать, многие переезжают сюда на постоянное жительство. Сам монастырь в отношении села тоже выступает как «чужак»: не только как воплощение иной, несветской культуры, но и просто потому, что все сестры — приезжие. По оценкам информантов, более 40% жителей Дивеевского района — разнообразные переселенцы.
Здесь много людей не просто воцерковленных, но так или иначе связанных с монастырем родом занятий: порядка 500 насельниц и 1500-2000 мирских работников монастыря. Помимо этого, в селе приобретают дома священники и работники других монастырей, чтобы останавливаться во время праздников или командировок.
Встречаются и малые предприниматели, которые успешно интегрировались в туристическую инфраструктуру. Они привносят в село новации, выдаваемые за традиции, например, выпуская особые дивеевские пряники.
Заметную долю также составляют люди, которые переселились из-за эсхатологических ожиданий и пытаются жить натуральным хозяйством. Многие из них обустраиваются в деревнях Дивеевского и даже соседних районов.
Изначально Дивеево стало местом притяжения сторонников скорого конца света главным образом из-за пророчества Серафима Саровского о том, что монастырь спасется благодаря святой Канавке: «И как Антихрист придет, везде пройдет, и канавки этой не перескочит». Переселение не в сам райцентр, а в деревни подкреплено относительно новым поверьем, что благодать от Канавки распространяется в радиусе нескольких десятков километров, а старцы будто бы и вовсе благословили селиться именно в окрестностях.
К идейному обоснованию добавляется очевидная материальная причина — в Дивееве дорогое жилье. Дома выставляют на продажу по ценам от 3 до 13 миллионов рублей. Например, мы беседовали с пожилым мужчиной, который пытался продать за 10 миллионов обычный деревянный дом постройки 1950-х годов, расположенный в 15-20 минутах пешего хода от монастыря. При этом он переживал, что занижает цену, и надо было бы выставить ценник в 13 миллионов (то есть по стоимости трехкомнатной квартиры в хорошем спальном районе Москвы). Некоторые местные жители даже стали специально строить дома на продажу, рискуя погореть в случае оскудения потока переселенцев.
В деревне же можно купить хороший дом за 700 тыс. — 1,5 млн рублей. К тому же там много пустующих, заброшенных домов с неопределенными правами собственности. Поэтому населенные пункты около Дивеева тоже все более наполняются приезжими и развиваются за счет них. В близлежащей Осиновке, по словам информантов, в пяти дворах живут местные, остальные занимают переселенцы. В другой деревне из коренных жителей осталось двадцать человек, и более ста — приезжие, в основном многодетные.
Небогатые переселенцы — это не только люди без документов или ожидающие конца света, но и просто воцерковленные, перебравшиеся жить поближе к благодати. Обычно решение о переезде принимают спонтанно и при содействии духовника. Именно влиянием духовников можно объяснить нетривиальную географию приезжих: в интервью упоминались Сибирь, Дальний Восток и, особенно часто, Молдавия, Приднестровье, Западная Украина, Донбасс и юг России. Часто у таких людей на малой родине остаются родственники, помогающие им материально, и духовники, к которым они периодически ездят.
У нас одна женщина работает, она жила в Одессе, семья, дом. Однажды духовник сказал: собирайся, поезжай в Дивеево. Что можешь в руках увезти — вот с этим и езжай. То есть все хозяйство она оставила и приехала сюда. Купила себе малюсенькую хибарку, которую до сих пор не может никак восстановить. И она счастлива. Представительница монастыря
В этой среде переселенцев идет заметный процесс маргинализации, во многом из-за жизненных установок самих верующих, а также потому, что у них нет опыта деревенской жизни и ведения сельского хозяйства. Они с трудом обустраиваются в новой для себя среде.
Одни приезжие сочли, что петушку холодно, занесли в скотный двор [который под одной крышей с жилой частью дома] и свечку ему поставили — дом сгорел. Другие достали угли из печки, чтоб не угореть, и кинули на двор — дом сгорел. Местный чиновник, цитата по дневнику Артемия Позаненко
Люди без документов оказываются наиболее уязвимыми, поскольку даже приобретая жилье, они не имеют возможности оформить его должным образом и сильно рискуют.
Они купили здесь дом, а пять лет назад его у них отобрали. Отобрала хозяйка, которая продала им его по расписке, потому что у них не было документов. Дом был на них не оформлен, и она просто забрала его обратно. Из дневника Артемия Позаненко
Свою роль играет и политика монастыря. Мы неоднократно слышали истории людей, которые перебрались в Дивеево еще в 1990-х годах и долгое время жили и работали при монастыре, однако впоследствии из-за отсутствия документов, из-за «недостаточного смирения» или по другим причинам монастырь отказывал им в помощи. Они были вынуждены переезжать в близлежащие деревни, подрабатывая при местных храмах или занимаясь натуральным хозяйством. Некоторые оказывались на улице, собирая милостыню у стен монастыря.
Наплыв паломников и переселенцев влияет не только на экономическое поведение местных жителей, но и на малозаметные бытовые практики. Например, жители улиц неподалеку от монастыря «приватизируют» пространство общего пользования: дополнительно отгораживают клумбами или вкопанными в землю автомобильными шинами территорию между дорогой и своим забором, чтобы паломники и туристы не ставили там автомобили. Старожилы предлагают вычислять переселенцев по глухим заборам, которые раньше здесь были не приняты.
Несмотря на то, что первая волна приезжих в современной истории села пришлась еще на начало 1990-х годов, разделение между ними и коренными жителями Дивеева сохраняется до сих пор. Старожилы за глаза называют переселенцев «подолами» или «черными юбками». Местные, если и ходят на службу, то обычно в приходской храм, а территорию монастыря посещают в основном как парк, чтобы «прогуляться».
Бюджетные учреждения стараются не брать на работу приезжих, а монастырь — местных. Даже подряды на строительные и иные профессиональные работы в обители получают не местные фирмы. Похожая ситуация в образовательных учреждениях: только единицы из числа местных детей учатся в монастырской школе, которая выдает аттестат государственного образца. В государственной школе много детей приезжих, там учатся даже дети священников, служащих в монастырских храмах. Однако есть деление по классам: два класса для местных и два класса для приезжих на параллель. Также учителя из общеобразовательной школы не работают в монастырской школе. Негласная селекция действует и в детских садах.
Работу найти здесь очень сложно. Дивеевские не принимают приезжих на работу туда, где есть гарантированная зарплата. Где государственная работа — это только дивеевские жители. Приезжих они недолюбливают, называют их «замоленные». Как ни странно, в Дивееве живет очень много людей, которым монастырь-то и не нужен. Представительница монастыря
Они все ходят, и читают и читают, и бубнят и бубнят. Чего они бубнят? Молитву что ли читают? Или заколдовывают нас тут всех? Местная жительница, цитата по дневнику Юлии Карпич
К переселенцам из числа радикальных верующих тем более относятся настороженно. Местные воспринимают их как маргиналов, а иногда — и как больных «физически и морально». В первую очередь потому, что такие приезжие поучают окружающих богоугодному поведению. В остальном же радикальные верующие живут обособленно, поддерживают близкие отношения только со своими идейными сторонниками и очень редко влияют на мировоззрение коренных жителей.
Ну, они же говорили, что вот чипы будут, как… в паспортах — дьявольский номер. У каждого… много же, кто уже чипованный. А это значит, что уже человек затычкованный. Так живешь свободно — куда захотел, туда пошел. А так — везде под наблюдением, под присмотром. И они наберут себе рабов. Щас можно: карточку приложил — там все в ней: и зарплата твоя, и где ты работаешь, как родился, где крестился, размер ног, размер сапог, номер противогаза, ну и так далее. Коренной житель деревни в одном из соседних районов
В то же время, между отказавшимися от документов и местными постепенно складываются отдельные практики конструктивного взаимодействия. Например, продавцы в продуктовых магазинах отдают списанный товар просящим. Сотрудники государственных инстанций, пользуясь оговоркой в нормативных документах про «иные документы, удостоверяющие личность», по возможности оказывают необходимые услуги даже тогда, когда посетитель предъявляет вместо паспорта так называемую «справку о тождестве» (заверенную нотариусом справку о тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии). В больнице принимают пациентов без полиса ОМС. Почтальон может по старой памяти выдавать пенсии без предъявления документов.
В целом, переселенцы все больше определяют коллективный портрет сельчан. Именно благодаря многодетным приезжим здесь растет численность населения, и муниципалитет получает дополнительные ресурсы для развития социальной инфраструктуры. Одновременно дороговизна жизни в туристическом месте, активное расширение территории монастыря, приток странных людей и непривычная культура переселенцев подталкивают коренных жителей Дивеева и его окрестностей продавать свои дома и уезжать туда, где поспокойнее. Благодаря выросшим ценам, местным удается взамен проданного в селе жилья купить квартиру в Арзамасе или Нижнем Новгороде и тем самым реализовать мечту многих селян о собственном жилье в крупном городе. Это только ускоряет тенденцию последних лет — приезжие все больше и больше вытесняют местных.
Этот текст написан по материалам студенческой экспедиции «Без паспортов и пенсий. Как удается выживать „неповиновенцам“ в условиях современного государства», организованной НИУ ВШЭ в рамках проекта «Открываем Россию заново». Экспедиция проходила 15-23 мая 2019 года в Нижегородской области под руководством Артемия Позаненко и Юлии Крашенинниковой.
Юлия Крашенинникова — эксперт Проектно-учебной лаборатории муниципального управления НИУ ВШЭ.
Артемий Позаненко — преподаватель Департамента политики и управления Факультета социальных наук НИУ ВШЭ, аналитик Проектно-учебной лаборатории муниципального управления НИУ ВШЭ.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: