храм аполлона в дельфах надпись

Познай самого себя

Познай самого себя (др.-греч. ;;;;; ;;;;;;;, лат. Nosce te ipsum или Temet nosce) — античное изречение, надпись на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах, где находился Дельфийский оракул.

Авторство.
По сведениям античных авторов, на стене храма Аполлона в Дельфах, где пророчествовала пифия, было сделано несколько надписей-граффити. Одна из таких надписей гласила: «Познай самого себя». Автор этого высказывания неизвестен; античные источники приписывали его разным авторитетам древности. Чаще всего автором назывался один из семи мудрецов, например, Фалес из Милета или Хилон из Спарты[1], либо все семь мудрецов сразу. В диалоге Платона «Протагор» утверждалось, что Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон, собравшись вместе, преподнесли эту фразу, как начаток мудрости, в дар богу Аполлону[2]. Философ Антисфен в сочинении «Преемства философов», напротив, называл автором фразы пифию Фемоною, которая первой стала пророчествовать в стихах[1]. Спартанцу Хилону приписывался и расширенный вариант высказывания: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и вселенную»[3].

Смысл фразы оставался загадочным для современников и вызывал множество толкований. Так, в платоновском диалоге «Хармид» афинянин Критий высказывает мысль, что фраза «Познай самого себя», обращённая богом к посетителям храма, должна заменять собой обычное приветствие «Здравствуй»; бог, таким образом, считает самопознание более важной вещью, чем здоровье[2].

Интерпретация
Сократ
Особое значение фразе «Познай самого себя» придавал Сократ. В утраченном диалоге Аристотеля «О философии» сообщалось, что эта надпись, прочитанная в дельфийском храме, послужила толчком к философским занятиям Сократа[4]. В диалогах Платона Сократ неоднократно обращается к этой теме. Рассуждения на тему «Познай самого себя» можно найти в диалогах «Хармид» (164D), «Алкивиад I» (124A, 129A, 132C), «Протагор» (343B), «Федр» (229E), «Филеб» (48C), «Законы» (923A) и др.[2]

Теперь от себя.
Сократ считал, что телом пользуется душа. Но на самом деле, телом пользуется дух.
И мы, люди, есть дух живущий в теле и пользуемся телом.
А познать самого себя значит, познать, что ты есть дух, живущий в теле.

Стихи из Библии потверждающие мое утверждение.
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Бытие, глава 2

Пусть каждый собирает. [манну] по числу душ у каждого в шатре» Исходе 16:16

20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. 1-е Петра, глава 3
Т.е. душа есть человек. И человек не может управлять телом человека.

3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. Бытие, глава 6

7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. Екклесиаст, глава 12

16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 1-е Коринфянам, глава 3

19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 1-е Коринфянам, глава 6

И прав был Хилон говоря, Познай самого себя, и ты познаешь богов и вселенную

Источник

Храм аполлона в дельфах надпись

храм аполлона в дельфах надпись

храм аполлона в дельфах надпись

Надпись на Храме Аполлона

в Дельфах (Греция) :

«Познай самого Себя»

Храм Аполлона в Дельфах

( вверху реконструкция, как храм выглядит в настоящее время смотрите фото в низу)

Дельфы расположены у подножия горы Парнас — места обитания бога Аполлона, покровителя искусств, и его спутниц — девяти муз. По представлениям древних греков, здесь находился центр земли. Именно так Дельфы изображались на древних картах. Здесь среди руин древнего святилища до сих пор сохраняется «пуп Земли» — мраморное изваяние, на поверхности которого изображены перетягивающие его ленты. Греки называли его Омфалос.

Святилище в Дельфах возникло в глубокой древности и было традиционно связано с прорицателями судьбы. Здесь, как писал писатель III века Юстин, находилась «небольшая площадка, на ней глубокая расщелина, отверстая для оракулов. Холодная струя воздуха, гонимая вверх некоей силой, словно ветром, выходит из этой расщелины, приводит умы прорицателей в исступление и, преисполнив их божественным вдохновением, заставляет давать ответы вопрошающим».

Храм Аполлона в Дельфах играл огромную роль в жизни древних греков во все времена их истории. Ни одно серьезное дело, носило ли оно частный характер или касалось интересов целого государства, не начиналось без совета с Дельфийским оракулом. К дельфийским пифиям приходили за советом цари Мидас Лидийский, Тарквиний Гордый, легендарный богач Крез, великий полководец Александр Македонский. Хрестоматийным стало пророчество Дельфийского оракула, данное им лидийскому царю Крезу, собиравшемуся идти на войну: «Крез, перейдя реку Галлис, великое царство разрушит». Обрадованный Крез, решив, что оракул предрекает ему победу, начал войну, но разрушенным оказалось его собственное царство.

За долгие века своего существования в храме Аполлона были накоплены многие выдающиеся произведения искусства, мраморные и бронзовые статуи. Цари и народы древнего мира приносили в Дельфийский храм щедрые дары оракулу. На территории святилища некогда возвышались прекрасные сооружения. Ныне от них сохранилось немногое.

За изваяниями тянулись храмовые сокровищницы. Здесь хранились особо драгоценные дары Аполлону. Многие сокровищницы были «фамильными» — в них веками накапливались дары жителей тех или иных городов и областей.

В центре святилища возвышалось здание собственно храма Аполлона. Его окружало множество мраморных и бронзовых фигур. Храм был построен в 366—339 годах до н.э., на месте нескольких сменявших друг друга построек, самая ранняя из которых датируется 548—547 годами до н.э. Но и до нее на этом месте существовало по крайней мере еще три храмовых здания-предшественника.

Ныне от величественного храма Аполлона уцелело несколько колонн и фундаменты. В длину храм составляет 60 м, в ширину — 23. Некогда его окружали со всех сторон по шесть колонн с торцов и по пятнадцать — на длинных боковых сторонах. Это был классический древнегреческий храм, получивший название периптера. «Периптер» означает «оперенный», то есть окруженный колоннами со всех сторон. За сплошной колоннадой возвышались глухие стены, сложенные из мрамора.

Фронтоны храма Аполлона были богато украшены многофигурными рельефами и мраморными и известняковыми скульптурами. До наших дней сохранилась только фигура богини победы Ники и фрагменты фигуры богини Афины. По свидетельству Павсания, помимо Ники храм украшали статуи Аполлона, Артемиды, Лето, Гелиоса, Диониса.

Вход в храм находился с восточной стороны. Характерно, что в храм запрещалось входить людям, чем-либо запятнавшим свое имя и репутацию. «Храмы бессмертных открыты для честных людей!» — были убеждены древние греки.

Перед входом в храм стоял белокаменный алтарь, сооруженный из беломраморных плит жителями острова Хиос в начале V века до н.э. Возле алтаря проходила церемония освобождения рабов.

Внутренние стены храма украшали воинские трофеи афинян, взятые в Марафонской битве, — персидские щиты и доспехи, доспехи галлов — дар этолийцев. На стенах были высечены изречения семи греческих мудрецов:

«Мера важнее всего». Клеобул Линдский.

«Познай самого себя». Хилон из Спарты.

«Сдерживай гнев». Периандр из Коринфа.

«Ничего слишком». Питтак Митиленский.

«Помни, что жизнь конечна». Солон Афинский.

«Худших везде большинство». Биант Приенский.

«Ни за кого не ручайся». Фалес из Милета.

В храме, кроме даров Аполлону, стояли мраморные изваяния великого Гомера, статуи богинь судьбы мойр, Зевса и Аполлона.

В I веке до н.э. святилище Аполлона в Дельфах было захвачено и разграблено римским полководцем Суллой. Римляне вывезли отсюда множество драгоценных вещей, золотые и серебряные изделия, прославленные во всем Древнем мире памятники искусства, мраморные и бронзовые статуи. Но Дельфийский оракул продолжал существовать еще несколько столетий, пока в IV веке не был запрещен императором Феодосием — наступало время христианства.

Источник

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ

Полезное

Смотреть что такое «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» в других словарях:

Познай самого себя — С латинского: Nosce te ipsum (носцэ тэ ипсум). Древнегреческий оригинал: Gnothi se auton (гноти сэ аутон). Ошибочно приписывается древнегреческому философу Сократу. Надпись на храме Аполлона в Дельфах. Как сообщает философ Платон в своем диалоге… … Словарь крылатых слов и выражений

Познай самого себя! — Ср. The proper study of mankind is man. A. Pope. Essay on Man. 2, 1. (1733). Ср. Connais toi toi même. Ср. Il (Démocrite) connaît l’univers et ne se connait pas. La Fontaine. Démocrite et les Abdéritains. Ср. Il meurt connu de tous et ne se… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

познай самого себя! — Ср. The proper study of mankind is man. A. Pope. Essay on Man. 2, 1. (1733). Ср. Connais toi toi même. Ср. Il (Démocrite) connaît l univers et ne se connaît pas. La Fontaine. Démocrite et les Abdéritains. Ср. Il meurt connu de tous et ne se… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Познай самого себя — (греч. «Gnothi seauton»), надпись в храме Аполлона в Дельфах. Это изречение приписывается Хилону, одному из Семи мудрецов … Словарь античности

“ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ” — “ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ” произведение Абеляра, написанное между 1132 и 1135. Состоит из двух книг (первая сохранилась полностью, вторая небольшой фрагмент). Первое упоминание в письме 1139 Гильома Сен Тьерри к Бернарду Клервоскому, в… … Философская энциклопедия

«ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» — – произведение Абеляра, написанное между 1132 и 1135. Состоит из двух книг (первая сохранилась полностью, вторая – небольшой фрагмент). Первое упоминание – в письме 1139 Гильома Сен Тьерри к Бернарду Клервоскому, в котором было положено начало… … Философская энциклопедия

Знай себя, и того будет с тебя — Знай себя, и того будетъ съ тебя (иноск.) не мѣшайся не въ свое дѣло. Ср. «Въ чужомъ огородѣ капусту садить!» Ср. Какое намъ дѣло до другихъ! Нѣтъ лучше того, какъ знать себя самого. Кн. Кутузовъ Смоленскій. Ср. Was deines Amts nicht ist, davon… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

знай себя, и того будет с тебя — (иноск.) не мешайся не в свое дело Ср. В чужом огороде капусту садить! Ср. Какое нам дело до других! Нет лучше того, как знать себя самого. Кн. Кутузов Смоленский. Ср. Was deines Amts nicht ist, davon lass deinen Vorwitz. Ср. Eat thay cake and… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Сковорода, Григорий Саввич — сын казака, род. в 1722 г. в Киевском наместничестве, Лубенском округе, селе Чернухах (нынешней Полтавской губ.). С ранних лет обнаруживал хорошие способности, любовь к музыке и благочестие. Воспитывался в киевском училище, где считался одним из… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Познай самого себя (nosce te ipsum)

(значение) — каждый должен изучить самого себя, чтобы понять смысл жизни, выработать правильное отношение к ней (заповедь Дельфийского оракула).

«Познай самого себя» это перевод с латинского языка фразы «Nosce te ipsum» (носцэ тэ ипсум) и с греческого языка «Gnothi se auton».

Древнегреческий философ Платон в диалоге «Протагор» сообщает, что семь мудрецов древней Греции (Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон), сойдясь вместе в храме Аполлона в Дельфах [ 1 ] в VI в. до н. э, написали: «Познай самого себя». Поэтому, эту мысль называют, также, как «заповедь Дельфийского оракула».

Платон на фреске Рафаэля Санти «Афинская школа» храм аполлона в дельфах надпись

Древнегреческий философ Хилон эту мысль формулировал как: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».

Молодой философ Сократ, побывав в этом храме в молодости, сделал эту фразу девизом своей философии.

Примечания

↑ 1) — ныне представляет собой руины древнегреческого храма, датируемого IV веком до нашей эры. Он был возведён Спинтаром Коринфским, Ксенодором и Агафоном на останках более раннего храма, датируемого VI веком до н. э.

Разъяснения смысла фразы «Познай самого себя»

Мысль «Познай самого себя» по Сократу разъяснена в главе 9 «IX. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?» повести «Греческий учитель Сократ» русского писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910):

«. Да вот хоть бы надпись на храме. Что там написано? Написали это в старину. Не про то ли самое, про что мы толкуем, как человеку с людьми жить?

— Там написано: «Узнай самого себя«, а не про то, как людям жить, отвечали Сократу.

— А может, и про то сказали: «Узнай самого себя«. Может быть, если мы узнаем самих себя, то и узнаем, как нам жить.

— Растолкуй нам это, Сократ, — сказал один. «

Древнеримский политик Цицерон Марк Тулий (106 – 43 до н.э.) в работе Тускуланские беседы, книга 1 (перевод В. О. Горенштейна) пишет:

Да, увидеть душу душою же — великое дело; в этом и состоит смысл Аполлонова завета: «Познай самого себя». Я сам полагаю, что он велит этим познать не члены наши, не рост, не облик: ведь мы и наши тела — вещи разные, и, разговаривая с тобой, я вовсе не с телом твоим разговариваю. Стало быть, говоря «Познай самого себя», он говорит: «Познай душу свою». Ибо тело для души — лишь сосуд или иное какое вместилище: как действует твоя душа, так действуешь ты сам. Познать это — поистине достойно божества: иначе это наставление некоего мудреца не было бы приписано самому богу.

✍ Примеры

«Что ответить ей? Легко сказать «трудись», или «раздай свое имущество бедным», или «познай самого себя», и потому, что это легко сказать, я не знаю, что ответить.»

Когда мне прежде приходила охота понять кого-нибудь или себя, то я принимал во внимание не поступки, в которых всё условно, а желания. Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты.»

«Вы можете всё пересилить, но не можете пересилить самого себя. Да-с! «Гноти се автон», — говорили древние. Познай самого себя. А вы себя ни познать, ни пересилить не можете. Против своей природы не пойдешь. Да-с!»

С близким значением

Тварь ли я дрожащая или право имею?

Цитата из романа «Преступление и наказание» (1866 г.) русского писателя Достоевского Фёдора Михайловича (1821 – 1881). Этим вопросом задается главный герой романа Родион Раскольников, рассуждающий о себе, после убийства старухи процентщицы.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

на храме Аполлона в Дельфах было начертано изречение: «Познай самого себя»

Зачем человеку нужно познать самого себя?

храм аполлона в дельфах надпись

(Фото: Darren Baker, Shutterstock)

В древности на храме Аполлона в Дельфах было начертано изречение: «Познай самого себя». Считалось, что изречение это было передано от древнегреческого бога Зевса своему сыну Аполлону, который, согласно мифам, и основал этот храм. А оракул дельфийского храма в свою очередь прорицал истину, переданную от богов людям. Философ Сократ после посещения дельфийского храма взял это изречение за основу своего философского познания. Он обратился к изучению места человека в мире, перенеся его, по выражению Цицерона, с небес на землю.

Прошло немало лет с тех пор. Однако отношение человека к своему месту в мире сегодня далеко от сократовского. Немногие люди во все времена были готовы согласиться с тем фактом, что они сами творят свою собственную жизнь.

Почему же трудно принять человеку всю меру ответственности за себя, обратиться прежде всего к самому себе? Корни такой всеобщей нелюбви к понятию ответственность обширны и уходят глубоко в человеческую историю. Навязываемые принципы, становление религиозных догм как основополагающих в жизни людей сводились к постулату: ищи врагов своих вовне себя. Уповай на милость высших сил, не стремись что-либо изменить в своей жизни. Ибо все есть провидение, от тебя мало что зависит. Рок, фатум, судьба – производные такой трактовки человеческого существования. Конечно, рассуждать о том, правильно это или нет и что есть истина в последней инстанции, – спорно. Так как нельзя привести окончательных доказательств, подтверждающих их истинность или ложность.

Но! Легче сравнить результаты, которые дает человеку различный подход к самоопределению себя в этом мире. Если этот подход делает человека счастливым, а его жизнь – полноценной и наполненной, то подход или принцип можно смело считать состоятельным. Если же нет, то подход вряд имеет право на существование, если только человек не хочет всю жизнь страдать и принимать эти страдания как естественную данность. Поэтому можно сравнить: что дает человеку позиция снятия с себя ответственности за собственную жизнь и позиция полного ее принятия. Другими словами, куда обращен взгляд – внутрь человека, в его сущность, или же вокруг него.

Быть или не быть?

Человек, который полностью полагается на провидение и живет по принципу «не мы такие, жизнь такая», воспринимает происходящие в его жизни события как случайность. Невезение, неурядицы на работе, в общении с окружающими, личной жизни – все списывает на неудачно сложившиеся обстоятельства и плохую судьбу. Направленный в свою сторону негатив воспринимает как несправедливость и ощущает собственное бессилие что-либо изменить в лучшую сторону.

В общем и целом, такой подход по-другому можно назвать позицией жертвы. Жертвы, привыкшей плакать, жаловаться и искать врагов вокруг себя. Для нее мир полон опасностей и врагов, любое несоответствие личных планов жизненным обстоятельствам есть происки фатума, несправедливости и пресловутого закона подлости. Такая вот безрадостная картина, сложившаяся в голове с рождения. Все – результат всеобщего заблуждения относительного места человека в окружающем мире.

Напротив, иногда встречаются те, кто хотя бы частично принимает постулат об ответственности и личном выборе за собственную жизнь. И готов смотреть на окружающий мир как на отражение личного внутреннего мира, своих взглядов на него и людей в нем. Хотя, конечно, первая категория является доминирующей. Что неудивительно, ибо все мы вышли из общества, которое, в свою очередь, развивалось по схожему направлению на протяжении многих веков. Вследствие чего среди людей так распространена позиция жертвы и жертвенности.

Снимаем маски

Зачем же человеку нужно познать самого себя? Прежде всего, это поможет признать ответственность за собственную жизнь. С позиции ответственного человека уже легче рассматривать жизнь как следствие мыслей, заложенных с детства программ, установок и догм. Жизнь – как отражение того, что человек внутри самого себя готов получать от нее, к чему он внутренне настроен, относительно чего предубежден и на какие реакции запрограммирован.

Полноценность и состоятельность такого подхода подтверждается практикой. И тот, кто, преодолевая собственное сопротивление, способен взять на себя ответственность за свою жизнь, видит в окружающей действительности не угрозы и препятствия, а новые возможности, в себе – творца собственной жизни.

Повторим древнегреческое изречение: «Познайте самого себя». Снимите с себя маску жертвы. И как только будет сделан этот первый шаг – возложена на собственные плечи ответственность за свою жизнь, – растворится в небытие жертвенность. Ведь никто, кроме самого человека, не определяет качество его жизни. Секрет восприятия реальности скрыт в нем самом. В его мыслях, предубеждениях, установках и т.п. Все это удивительным образом создает фильтры восприятия, через которые мы видим мир таким, каким уже заранее готовы его увидеть.

Как только принимаешь на себя ответственность, понимая, что мир есть отражение твоего внутреннего я, и начинаешь соответственно менять себя и свое отношение к миру, то меняется сама реальность. В этой новой реальности уже нет места драматизму и надлому, обвинениям и пресловутой «охоте на ведьм». Возвращаясь к изречению Сократа, можно сказать: если вы хотите разобраться с собственной жизнью, ищете причины, почему она сложилась так, как сложилась, то познайте самого себя. И вы найдете именно в себе то, что определяет именно вашу реальность. И тогда уже можно будет решать, что делать дальше, чтобы перевести жизнь на качественно новый уровень.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *