храм аполлона в дидиме турция
Храм Аполлона в Дидимах
Кид резюме
В мире существует несколько храмов Аполлона, но мало известно о Дидиме, хотя это один из древнейших храмов в Малой Азии. Сейчас этот важнейший памятник мировой архитектуры представляет собой руины в бывшей греческой деревушке на западном побережье Турции.
Несмотря на свои разрушения, храм сохранил свою величественность и привлекает к себе многочисленное внимание туристов.
История и Мифы
Согласно легендам и мифам Древней Греции здесь Зевс повстречал богиню ночи Латону (Лето), после чего родились близнецы: Аполлон и Артемида. Также по древним сказаниям, Дидимейон был пристанищем Медузы Горгоны. Об этом свидетельствуют сохранившиеся квадры с ее изображением на территории храма.
Место возведения храма греки связывают с легендой о встрече Аполлона с местным героем Бранхой, простым человеком. Между ними случилась половая связь, и впоследствии пошло потомство, которое назвали бранхидами.
Эти бранхиды и стали служить в храме вплоть до самого его разрушения персами. Их также обвиняют в предательстве за то, что они отдали все сокровища персидскому королю, чтобы спасти свою жизнь. После своего бегства они были найдены и по приказу Александра Македонского убиты.
Город Дидима был основан в I тысячелетии до н.э. Само же святилище по данным раскопок было заложено в VIII веке до н.э. Сейчас от античного города ничего не осталось, но сохранился сам храм Аполлона, как напоминание о тех временах.
Долгое время на этой территории существовала небольшая деревня, пока власти Турции не стали превращать поселок в курорт международного уровня.
В XIX веке храм был под землей, возвышаясь в виде холма с выглядывающими колоннами. Но усилиями властей Турции после раскопок он приобрел современный вид и стал активно посещаться туристами.
Итак, что же из себя представлял храм Аполлона в Дидиме? Весь комплекс в длину составлял 110 м, в ширину 51 м и в высоту 25 м. В древние времена храм имел 122 колонны высотой 21 м, расположенные в два ряда. В настоящее время сохранились только три из них.
По плану при входе располагался круглый алтарь с колодцем для омовения. Далее шел парадный вход с колоннами, затем помещение с двумя колоннами, где объявляли предсказание оракула. Внутри был дворик со святилищем бога Аполлона и священным колодцем. К святилищу нужно было спускаться по лестнице.
Сейчас внутрь храма туристы попадают через специальные два туннеля, которые начинаются с верхней площадки.
Дидимейон отличался тогда от античных храмов: он не имел крыши. По одним предположениям строители не знали, каким материалом перекрыть такой огромный храм. Согласно другим источникам, так было задумано, чтобы бог Аполлон в виде солнца и дождя мог проникать внутрь здания.
Эллинистическая культура отличалась смелыми задумками, стремлением к освоению огромных пространств и созданию эффекта грандиозности. Семь из чудес света создано греками. Храм Аполлона в Дидимах должен был превышать по величественности храм Зевса в Олимпии.
В его стенах жила и служила жрица, ее еще называли оракул. Она делала предсказания. Чтобы узнать свое будущее, люди приносили в жертву животных.
Для соединения храма Аполлона и крупного торгового центра Ионии Милеты в IV веке до н.э была проложена священная дорога. По ней шли многочисленные паломники.
По обеим сторонам этого пути возвышались статуи и композиции со львами. После раскопок многие остатки этих статуй были перевезены в музеи Турции и Европы. Сейчас эта священная тропа утратила свое значение.
В 494 г. до н.э. страну завоевали персы и разрушили храм. Только во время правления Александра Великого святилище стали восстанавливать, но оно к тому времени уже потеряло свое прежнее могущество.
Строительство храма Аполлона за 600 лет так и не было завершено. Значительная часть сооружения пострадала от сильнейшего землетрясения в 1446 году.
Для детей
Храм Аполлона поражает воображение взрослых и детей. Приезжая сюда с маленькими детьми, нужно иметь в виду, что это экскурсия на открытом воздухе, передвигаться здесь придется по большой территории храмового комплекса, преодолевая ступеньки, камни, огромные валуны.
Детям старше 10 лет будет интересно осматривать руины, узнать исторические факты, послушать древнегреческие легенды, которые они потом, возможно, будут изучать в школьной программе.
Всегда интересно посмотреть места и вещи, связанные с временами, которые никак не перекликаются с современным миром и уносят нас далеко в древность.
Когда смотришь на храм Аполлона, начинаешь верить в существование греческих богов, мифы и легенды оживают в воображении любого туриста, находящегося в этих местах. Однозначно, этот опыт будет полезен не только взрослым, но и детям.
Загадки Турции – часть I. Храм Аполлона в Дидиме.
Турция — удивительная и неповторимая страна, кладезь мировой истории и усыпальница древних цивилизаций, место, где зарождались великие легенды, родина библейского и древнегреческого эпоса, воспетая Гомером.
Этот сказочный край увлекает в мир невероятных историй и легендарных событий.
Эпическая Троя, великий город Галикарнасс, античный Пергам и Эфес, каменные скульптуры на горе Немрут, уникальные подземные города, наскальные монастыри и ландшафты Каппадокии, неповторимый Стамбул — столица четырех великих империй…
Античный храм Аполлона в Дидиме
Дидима — античный город на территории современной Турции, основанный задолго до нашей эры. В городе сохранился уникальный храм-святилище Аполлона, один из крупнейших в Ионии, с находившимся при нём священным оракулом. В настоящее время храм Аполлона в Дидиме относится к наиболее сохранившимся крупным постройкам времён античности.
Второе «имя» храма Аполлона – Дидимейон и дало название современного курортного города. В переводе «дидима» означает «близнецы». Это объясняется тем, что в древние времена недалеко от храма Аполлона возвышалось святилище Артемиды – сестры-близнеца греческого бога.
Рисунок храма, сделанный Г. Ниманном во время раскопок в 1912 г., изображает храм в том виде, в каком он мог быть в момент прекращения строительства.
Храм Аполлона в Дидиме выглядит величественно даже находясь в руинах. Это одна из наиболее сохранившихся крупных построек времён античности. Дидима был создан близ крупного торгового и морского центра Ионии — Милета, с которым её связывали как морское сообщение, так и проложенная в IV веке до н. э. «священная дорога».
По некоторым сведениям, Дидима был основан в самом начале I тысячелетия до н. э. Уже к VII веку до н. э. храмовый оракул приобретает международную известность. Как писал Геродот, подарки храму присылал даже египетский фараон Нехо II.
Наряду с Дельфами, Додоной и Кларосом, Дидима была одним из знаменитейших храмовых оракулов Древней Греции. Согласно легенде, в Дидимейоне красавица Лето родила от Зевса сына — бога Аполлона.
Поскольку Аполлон считался покровителем вновь основанных городов, перед началом новой экспедиции было принято обращаться к оракулу.
Обращение к воле богов возникало каждый раз, когда появлялась необходимость справиться с бедами, вызванными природной стихией, неурожаем, бедствием, и пророчества оракула становились руководством к действию.
Благодаря этому храм Аполлона был центром политики, которую контролировали жрецы оракула. Как проходило пророчество, доподлинно не установлено. Известно лишь, что произносилось оно жрецом в стихотворной форме.
Несмотря на то, что строительство храма в Дидиме продолжалось более 600 лет, оно так и не было завершено. Ели бы замысел его создателей удался, то святилище могло бы по праву носить звание восьмого «чуда света». Страбон сообщает что, ввиду его огромных размеров, над храмом не была уложена крыша. Стены храма также не были подвержены окончательной полировке. Их покрывают многочисленные, относящиеся к античному периоду, выцарапанные рисунки и знаки.
Храм Аполлона в Дидиме начинали возводить несколько раз. На территории храма, до строительства его последней версии, археологами были обнаружены два его предыдущих исполнения, из которых первый относится приблизительно к 700 году до н. э., другой — к VI веку до н. э. Строительство нынешнего, частично сохранившегося храма началось в эллинистическую эпоху, около 330 года до н. э. Возведение святилища осуществлялось под руководством крупнейшего архитектора своего времени Пеония Эфесского.
Храм имел две колоннады — внешнюю, состоявшую из 10×21 колонн, и внутреннюю, из 8х19 колонн. Колоннады находятся на семиступенчатом постаменте. К храму ведёт каменная лестница из 14 ступеней. Нижняя часть храмового строения имеет размеры 51×109 метров.
В древние времена храм Аполлона насчитывал 120 ионических колонн высотой 19,7 метра, располагающиеся в два ряда. На изготовление только одной из них у строителей тех времен уходило более года. В верхней части колонн можно увидеть головы Горгоны Медузы и грифонов – мифических существ с головой и крыльями орла и телом льва. На сегодняшний день уцелевшими остались только три колонны, которые смогли устоять в течении более двух тысячелетий.
Интересно, что современный Дидим выбрал образ Горгоны Медузы в качестве своей неофициальной эмблемы.
Храм Аполлона поражает своими размерами, удивительной архитектурой, тщательно обработанными блоками и загадочной разрезанной колонной. Здесь можно увидеть следы искусной обработки каменных блоков.
Интерес исследователей представляет огромная колонна, как будто разрезанная на одинаковые куски неизвестным инструментом. На ней отсутствуют характерные борозды на мраморе, видимо строители храма Аполлона не успели её обработать или разрубили на части, когда у них что-то не получилось (храм ведь строили более 600 лет).
Раскопки в Дидиме продолжаются до сих пор. Вопросов у археологов больше, чем ответов. Колонны Дидимейона не уступают размерами подобным колоннам из Баальбека в Ливане — символа римской гигантомании. Колонны храма Вакха в Баальбеке имеют высоту 19 метров — в полтора раза выше, чем в Парфеноне, но чуть ниже колонн в Дидиме.
Колонны храма Аполлона в Дидиме высотой 19,7 метра, самые большие колонны античного мира.
Какие существовали технологии обработки камня и строительства у древних народов Иония до нашей эры? Кто, когда и каким инструментом мог так ровно разрезать гигантскую колонну — остается загадкой?
Храм Аполлона в Дидимах
Подробнее об этом :
. Оказалось, что тонкая сетка пересекающихся линий и геометрических фигур покрывает большую часть стен подиума вокруг двора. Такие же линии были обнаружены на плоских поверхностях фрагментов в развалинах храма. В целом линии занимают площадь примерно в 200.
Там были прямые линии длиной до 20 м и окружности или дуги с радиусом до 4,5 м. Древний чертежник проводил параллельные прямые, строил многоугольники и стягивающие дуги и делил прямые на равные отрезки. Обнаруженные линии тонки, подобно карандашным, и врезаны в мрамор на глубину чуть больше 0,5 мм. Прямые линии и дуги были тщательно проведены тонким металлическим резцом, ведомым по длинной линейке или (для дуг) укрепленным на конце циркуля. Имелись и «неточные» линии, которые, однако, во всех случаях были исправлены.
Удивительно, что влияние атмосферного воздействия на состояние и самих линий, и поверхности мраморных стен оказалось незначительным. Местами линии подверглись эрозии дождевой водой или были покрыты «накипью» минеральных отложений, оставшихся после испарения воды. Кое-где поверхность мрамора разрыхлилась и линии исчезли. Тем не менее во многих местах линии выглядят так, будто они были только что начерчены.
Однако даже там, где они хорошо видны, «прочитать» целиком все изображение невозможно: как только отступаешь от стены, чтобы охватить зрением большую площадь, линии пропадают.
Множественные следы красноватого минерального пигмента, сохранившиеся на стенах (главным образом под слоем накипи), свидетельствуют о том, что «чертежная» плоскость сначала затушевывалась красным мелом; после этого резцом выполнялся чертеж, который выступал как тонкий белый контур на темно-красном фоне. Повторной затушевкой мелом можно было «стереть» неправильную линию и исправить ее.
С самого начала мне было ясно, что эти линии — не бессмысленные каракули, на которые можно не обращать внимания. И количество линий, и тщательность их выполнения свидетельствовали только об одном: это работа искусного чертежника.
В наше время линии можно четко видеть только в косых лучах солнца, когда в их углублениях образуются тени; для этого приходится либо ждать подходящего часа, либо прибегать к помощи зеркал.
Так как фотография бессильна воспроизвести древние «чертежи» во всех подробностях, оставался единственный способ изучить их: перерисовать линии в уменьшенном масштабе, произведя тщательные измерения.
Работа по чтению, измерению и перерисовке линий была начата в 1980 г. как часть обширного археологического исследования памятника в Дидимах, руководимого К. Тухельтом и организованного Э. Бухнером, президентом Немецкого археологического института. За 39 недель тщательной и кропотливой работы мне удалось перенести на бумагу примерно половину всех обнаруженных «чертежей».
База колонны и ее чертеж. Затушеванная часть рисунка слева — выполненный в масштабе разрез базы, показанной справа. В том же масштабе нанесены цветные линии, воспроизводящие реконструкцию чертежа базы колонны, найденного на стене внутреннего двора. Если не учитывать «первые пробные линии» на чертеже, то совпадение следует считать хорошим. Полукруглый валик (A) и нижележащая кривая (B) на настенном чертеже перечерчивались, из чего можно заключить, что это был «проектный» чертеж, а к исполнению принимался его окончательный вариант.
Процарапанные линии, изображающие элементы храма, показаны на фотографиях участков стен. Кривая на левом снимке и два полукруга под ней слева изображают узел сопряжения ствола колонны с валиком базы. Правый полукруг соответствует действительному положению валика. На участке стены, находящемся выше и правее предыдущего (правый снимок), виден ряд параллельных горизонтальных линий. Это масштабные линии: расстояние между двумя соседними линиями соответствует 1 греческому футу по длине колонны. На фотографии хорошо заметны следы резца, которым обрабатывали поверхность стен, а в нижней части видна горизонтальная линия — шов между каменными блоками. В средние века недостроенный храм был разрушен сильным землетрясением. На сфотографированном участке стены землетрясение вызвало подвижку каменных блоков, что видно по смещению пары вертикальных линий.
Оригинал взят у maximus101 в Храм Аполлона в Дидимах
Храм Аполлона в Дидимах общий вид.
В оправдание горемычных бранхидов можно добавить, что все же их род относился к грекам скорее косвенно, как и сам культ бога Аполлона, ибо сей любвеобильный бог именем Аппалиун упоминается еще в хеттских документах как главный бог Вилусы (Трои), т.е. как и совращенный им герой Бранх имеет местное малоазиатское происхождение.
Удачные предсказания видимо сделали Дидимейон очень богатым храмом, собственно поэтому греки так нервно реагировали на передачу его богатств персам от жрецов бранхидов. Подобные храмы строились по всему античному миру, каждый греческий полис пытался создать подобную грандиозную машину по выкачиванию средств из населения древнего мира. Храм в Дидимах контролировался греческим городом Милет, он находился всего в 15 км от святилища Аполлона и был связан с ним «священной дорогой». Мощенный каменными плитами участок которой в 150 метров, кстати, сохранился севернее храма, но я благополучно прошел мимо него.
«Шестеренки» колонн Дидимейона и китайский турист.
Павсаний описал жертвенник Дидимейона: «есть в Дидимах Милетской земли жертвенник, сооруженный Гераклом Фивским из крови жертвенных животных. Однако и в позднейшие времена кровь, приносимых в жертву животных, не очень прибавила к его величине, и не сделала ее чрезмерной»
В этих скупых строчках заключен жуткий смысл, жертвенник был сделан из запекшейся крови, это была зловонная яма диаметром 8 метров, наполненная кровью, жиром и прочими продуктами жертвоприношений. Каждый входящий в храм должен был принести жертву, а таких людей были многие сотни тысяч, ведь к храму стекались паломники не только из Малой Азии, но и со всего тогдашнего мира.
Мраморный лик Медузы горгоны с храмового архитрава, горизонтальных балок, лежащих поверх колонн.
Этот огромный эллинистический храм так и не был достроен до конца. Его строительство началось примерно в 330 г. до н.э. под руководством Пэония Эфесского (строителя храма Артемиды в Эфесе) и местного милетского архитектора Дафниса и продолжалось вплоть до падения Римской империи.
Страбон на рубеже нашей эры описывал Дидимейон так, «храм Аполлона был сожжен Ксерксом, подобно прочим святилищам, за исключением Эфесского храма. Впоследствии милетяне соорудили самый большой из всех храмов, который благодаря своей величине остался без крыши: ведь стена, окружающая храм, вмещает пространство целой деревни; внутри и вне ее — замечательная роща» (XIV, I, 5)
Храм не имел не только крыши, но и многих колонн, особенно с западной задней стороны, прежде всего колоннадами украсили парадный вход, а все остальное доделывали столетиями.
Чтобы попасть внутрь храма можно воспользоваться двумя туннелями, которые параллельно спускаются с верхней площадки. Туристов внутрь пропускают только через них, парадный вход в святилище не был предназначен для массовых шествий, это была скорее театральная сцена для мистерий жрецов Аполлона.
Сверху хорошо видна вся структура Дидимейона: справа, круглый алтарь при входе, рядом с ним колодец для омовений, далее, парадный вход в храм с массой колонн, потом важная комната с двумя колоннами, где жрецы оглашали предсказания оракула, и внутрений двор с небольшим святилищем Аполлона, а перед ним священный колодец.
Интересная особенность храма Аполлона в том, что в главное святилище нужно спускаться, а не подыматься, Ведь, как правило, статую божества ставили на возвышении, демонстрируя ее значимость, здесь же человек попадая в храм (если его туда еще пускали) сначала подымался по лестнице, а затем спускался вниз в глубины храмового двора во владения бога Аполлона.
Как проходила сама процедура пророчеств неизвестно, но вроде бы этим действом занимались мужчины, а не Пифия, как в Дельфах.
Парадный вход с внутренней стороны.
Статуя Аполлона Филесия главный объект поклонения в Дидимейоне была также весьма примечательна, ее отлил из меди Канах Сикионский, это была фигура крупных габаритов, рядом с которой плясал на задних лапах механический олень.
Об этом писал Плиний Старший:
«Канах создал обнаженного Аполлона, который прозывается Фелесием, в Дидимайоне, из эгинского сплава меди, и вместе с ним он сделал оленя поднятым и стоящим на задних ступнях так, что под ногами тянется нить, а опирается олень на основание попеременно то передними, то задними кончиками задних ступней, так как зубцы в той и другой части сочленены таким образом, что от поочередных отталкиваний он раскачивается.»
Статую Аполлона из Дидим выкрали персы и переместили ее в Экбатаны (ныне это город Хамадан в Иране), зачем она им понадобилась непонятно, но в 3 веке ее вернул обратно Селевк I Никатор диадох Александра Македонского, он же начал восстановление Дидимейона после персидских погромов.
Стены храма сейчас сохранились на высоту около 10 метров, когда-то они были вровень с колоннами, т.е. в два раза выше.
Справа и слева от главного входа во внутренний двор видны порталы туннелей, через которые проникают внутрь храма.
От самого святилища Аполлона остались только фрагменты.
Ну и обязательный вырез в стене, куда пропускали все провода от звездолетов инопланетян, для канализации он скорее всего не годится.
Храмовые стены с внешней стороны.
Колонны на этой платформе должны были идти в два ряда, т.е. это был диптер. От них остались только следы оснований.
Стены Дидимейона невероятно внушительны, в христианскую эпоху он стал крепостью и каменоломней одновременно. Дидимы долго были резиденцией местного епископа, но после разрушительного землетрясения в 15 веке жители вроде бы оставили город, заново городок заселили только уже в 18 веке.
В 19 веке храм Аполлона был похож на холм, застроенный жилыми домами, где на самом верху стояла ветряная мельница. И только некоторые колонны торчали из земли.
Общий объем храма опять появился на свет только после интенсивных раскопок. Фото 19 века.
С задней, западной, стороны храма остались лежать циклопические руины одной из колонн. Она здесь похожа на порезанную ломтями колбасу. Так как колонна находилась в самом дальнем углу храма с ее обработкой особо не спешили, можно заметить отсутствие каннелюр, характерных борозд на мраморе. На некоторых блоках они только-только стали проявляться. Скорее всего колонны с западной и юго-западных сторон диптера так и не встали на свои места, за 600 лет непрерывного строительства их банально не успели изваять.
Вокруг храма наблюдается какая-то стена из огромных блоков, если посмотреть на нее сверху, как на фото, что я вставлял раньше, можно заметить ее странные изгибы. Эту стену видимо возвели жители Милета спасая свое святилище от нашествий готов в 3 в. н.э., для ее строительства они использовали камни самого храма. На заднем плане виднеется греческая церковь Св. Иоанна перестроенная в мечеть.