храм аполлона в дидиме турция

Храм Аполлона в Дидимах

Кид резюме

В мире существует несколько храмов Аполлона, но мало известно о Дидиме, хотя это один из древнейших храмов в Малой Азии. Сейчас этот важнейший памятник мировой архитектуры представляет собой руины в бывшей греческой деревушке на западном побережье Турции.

Несмотря на свои разрушения, храм сохранил свою величественность и привлекает к себе многочисленное внимание туристов.

История и Мифы

Согласно легендам и мифам Древней Греции здесь Зевс повстречал богиню ночи Латону (Лето), после чего родились близнецы: Аполлон и Артемида. Также по древним сказаниям, Дидимейон был пристанищем Медузы Горгоны. Об этом свидетельствуют сохранившиеся квадры с ее изображением на территории храма.

храм аполлона в дидиме турция

Место возведения храма греки связывают с легендой о встрече Аполлона с местным героем Бранхой, простым человеком. Между ними случилась половая связь, и впоследствии пошло потомство, которое назвали бранхидами.

Эти бранхиды и стали служить в храме вплоть до самого его разрушения персами. Их также обвиняют в предательстве за то, что они отдали все сокровища персидскому королю, чтобы спасти свою жизнь. После своего бегства они были найдены и по приказу Александра Македонского убиты.

Город Дидима был основан в I тысячелетии до н.э. Само же святилище по данным раскопок было заложено в VIII веке до н.э. Сейчас от античного города ничего не осталось, но сохранился сам храм Аполлона, как напоминание о тех временах.

Долгое время на этой территории существовала небольшая деревня, пока власти Турции не стали превращать поселок в курорт международного уровня.

В XIX веке храм был под землей, возвышаясь в виде холма с выглядывающими колоннами. Но усилиями властей Турции после раскопок он приобрел современный вид и стал активно посещаться туристами.

Итак, что же из себя представлял храм Аполлона в Дидиме? Весь комплекс в длину составлял 110 м, в ширину 51 м и в высоту 25 м. В древние времена храм имел 122 колонны высотой 21 м, расположенные в два ряда. В настоящее время сохранились только три из них.

храм аполлона в дидиме турция

По плану при входе располагался круглый алтарь с колодцем для омовения. Далее шел парадный вход с колоннами, затем помещение с двумя колоннами, где объявляли предсказание оракула. Внутри был дворик со святилищем бога Аполлона и священным колодцем. К святилищу нужно было спускаться по лестнице.

Сейчас внутрь храма туристы попадают через специальные два туннеля, которые начинаются с верхней площадки.

Дидимейон отличался тогда от античных храмов: он не имел крыши. По одним предположениям строители не знали, каким материалом перекрыть такой огромный храм. Согласно другим источникам, так было задумано, чтобы бог Аполлон в виде солнца и дождя мог проникать внутрь здания.

Эллинистическая культура отличалась смелыми задумками, стремлением к освоению огромных пространств и созданию эффекта грандиозности. Семь из чудес света создано греками. Храм Аполлона в Дидимах должен был превышать по величественности храм Зевса в Олимпии.

В его стенах жила и служила жрица, ее еще называли оракул. Она делала предсказания. Чтобы узнать свое будущее, люди приносили в жертву животных.

храм аполлона в дидиме турция

Для соединения храма Аполлона и крупного торгового центра Ионии Милеты в IV веке до н.э была проложена священная дорога. По ней шли многочисленные паломники.

По обеим сторонам этого пути возвышались статуи и композиции со львами. После раскопок многие остатки этих статуй были перевезены в музеи Турции и Европы. Сейчас эта священная тропа утратила свое значение.

В 494 г. до н.э. страну завоевали персы и разрушили храм. Только во время правления Александра Великого святилище стали восстанавливать, но оно к тому времени уже потеряло свое прежнее могущество.

Строительство храма Аполлона за 600 лет так и не было завершено. Значительная часть сооружения пострадала от сильнейшего землетрясения в 1446 году.

Для детей

Храм Аполлона поражает воображение взрослых и детей. Приезжая сюда с маленькими детьми, нужно иметь в виду, что это экскурсия на открытом воздухе, передвигаться здесь придется по большой территории храмового комплекса, преодолевая ступеньки, камни, огромные валуны.

Детям старше 10 лет будет интересно осматривать руины, узнать исторические факты, послушать древнегреческие легенды, которые они потом, возможно, будут изучать в школьной программе.

Всегда интересно посмотреть места и вещи, связанные с временами, которые никак не перекликаются с современным миром и уносят нас далеко в древность.

Когда смотришь на храм Аполлона, начинаешь верить в существование греческих богов, мифы и легенды оживают в воображении любого туриста, находящегося в этих местах. Однозначно, этот опыт будет полезен не только взрослым, но и детям.

Источник

Загадки Турции – часть I. Храм Аполлона в Дидиме.

Турция — удивительная и неповторимая страна, кладезь мировой истории и усыпальница древних цивилизаций, место, где зарождались великие легенды, родина библейского и древнегреческого эпоса, воспетая Гомером.

Этот сказочный край увлекает в мир невероятных историй и легендарных событий.

Эпическая Троя, великий город Галикарнасс, античный Пергам и Эфес, каменные скульптуры на горе Немрут, уникальные подземные города, наскальные монастыри и ландшафты Каппадокии, неповторимый Стамбул — столица четырех великих империй…

храм аполлона в дидиме турция

Античный храм Аполлона в Дидиме

храм аполлона в дидиме турция

Дидима — античный город на территории современной Турции, основанный задолго до нашей эры. В городе сохранился уникальный храм-святилище Аполлона, один из крупнейших в Ионии, с находившимся при нём священным оракулом. В настоящее время храм Аполлона в Дидиме относится к наиболее сохранившимся крупным постройкам времён античности.

храм аполлона в дидиме турция

Второе «имя» храма АполлонаДидимейон и дало название современного курортного города. В переводе «дидима» означает «близнецы». Это объясняется тем, что в древние времена недалеко от храма Аполлона возвышалось святилище Артемиды – сестры-близнеца греческого бога.

храм аполлона в дидиме турцияРису­нок хра­ма, сде­лан­ный Г. Ниман­ном во вре­мя рас­ко­пок в 1912 г., изо­бра­жа­ет храм в том виде, в каком он мог быть в момент пре­кра­ще­ния стро­и­тель­ства.

Храм Аполлона в Дидиме выглядит величественно даже находясь в руинах. Это одна из наиболее сохранившихся крупных построек времён античности. Дидима был создан близ крупного торгового и морского центра Ионии — Милета, с которым её связывали как морское сообщение, так и проложенная в IV веке до н. э. «священная дорога».

По некоторым сведениям, Дидима был основан в самом начале I тысячелетия до н. э. Уже к VII веку до н. э. храмовый оракул приобретает международную известность. Как писал Геродот, подарки храму присылал даже египетский фараон Нехо II.

храм аполлона в дидиме турция

Наряду с Дельфами, Додоной и Кларосом, Дидима была одним из знаменитейших храмовых оракулов Древней Греции. Согласно легенде, в Дидимейоне красавица Лето родила от Зевса сына — бога Аполлона.

храм аполлона в дидиме турцияПоскольку Аполлон считался покровителем вновь основанных городов, перед началом новой экспедиции было принято обращаться к оракулу.

Обращение к воле богов возникало каждый раз, когда появлялась необходимость справиться с бедами, вызванными природной стихией, неурожаем, бедствием, и пророчества оракула становились руководством к действию.

Благодаря этому храм Аполлона был центром политики, которую контролировали жрецы оракула. Как проходило пророчество, доподлинно не установлено. Известно лишь, что произносилось оно жрецом в стихотворной форме.

храм аполлона в дидиме турция

Несмотря на то, что строительство храма в Дидиме продолжалось более 600 лет, оно так и не было завершено. Ели бы замысел его создателей удался, то святилище могло бы по праву носить звание восьмого «чуда света». Страбон сообщает что, ввиду его огромных размеров, над храмом не была уложена крыша. Стены храма также не были подвержены окончательной полировке. Их покрывают многочисленные, относящиеся к античному периоду, выцарапанные рисунки и знаки.

храм аполлона в дидиме турция

Храм Аполлона в Дидиме начинали возводить несколько раз. На территории храма, до строительства его последней версии, археологами были обнаружены два его предыдущих исполнения, из которых первый относится приблизительно к 700 году до н. э., другой — к VI веку до н. э. Строительство нынешнего, частично сохранившегося храма началось в эллинистическую эпоху, около 330 года до н. э. Возведение святилища осуществлялось под руководством крупнейшего архитектора своего времени Пеония Эфесского.

храм аполлона в дидиме турция

Храм имел две колоннады — внешнюю, состоявшую из 10×21 колонн, и внутреннюю, из 8х19 колонн. Колоннады находятся на семиступенчатом постаменте. К храму ведёт каменная лестница из 14 ступеней. Нижняя часть храмового строения имеет размеры 51×109 метров.

храм аполлона в дидиме турция

В древние времена храм Аполлона насчитывал 120 ионических колонн высотой 19,7 метра, располагающиеся в два ряда. На изготовление только одной из них у строителей тех времен уходило более года. В верхней части колонн можно увидеть головы Горгоны Медузы и грифонов – мифических существ с головой и крыльями орла и телом льва. На сегодняшний день уцелевшими остались только три колонны, которые смогли устоять в течении более двух тысячелетий.

храм аполлона в дидиме турция

Интересно, что современный Дидим выбрал образ Горгоны Медузы в качестве своей неофициальной эмблемы.

храм аполлона в дидиме турция

Храм Аполлона поражает своими размерами, удивительной архитектурой, тщательно обработанными блоками и загадочной разрезанной колонной. Здесь можно увидеть следы искусной обработки каменных блоков.

храм аполлона в дидиме турция

Интерес исследователей представляет огромная колонна, как будто разрезанная на одинаковые куски неизвестным инструментом. На ней отсутствуют характерные борозды на мраморе, видимо строители храма Аполлона не успели её обработать или разрубили на части, когда у них что-то не получилось храм аполлона в дидиме турция(храм ведь строили более 600 лет).

храм аполлона в дидиме турция

Раскопки в Дидиме продолжаются до сих пор. Вопросов у археологов больше, чем ответов. Колонны Дидимейона не уступают размерами подобным колоннам из Баальбека в Ливане — символа римской гигантомании. Колонны храма Вакха в Баальбеке имеют высоту 19 метров — в полтора раза выше, чем в Парфеноне, но чуть ниже колонн в Дидиме.

храм аполлона в дидиме турция

Колонны храма Аполлона в Дидиме высотой 19,7 метра, самые большие колонны античного мира.

Какие существовали технологии обработки камня и строительства у древних народов Иония до нашей эры? Кто, когда и каким инструментом мог так ровно разрезать гигантскую колонну — остается загадкой?

Источник

Храм Аполлона в Дидимах

Подробнее об этом :
. Ока­за­лось, что тон­кая сет­ка пере­се­ка­ю­щих­ся линий и гео­мет­ри­че­ских фигур покры­ва­ет боль­шую часть стен поди­у­ма вокруг дво­ра. Такие же линии были обна­ру­же­ны на плос­ких поверх­но­с­тях фраг­мен­тов в раз­ва­ли­нах хра­ма. В целом линии зани­ма­ют пло­щадь при­мер­но в 200.

Там были пря­мые линии дли­ной до 20 м и окруж­но­с­ти или дуги с ради­у­сом до 4,5 м. Древ­ний чер­теж­ник про­во­дил парал­лель­ные пря­мые, стро­ил мно­го­уголь­ни­ки и стя­ги­ва­ю­щие дуги и делил пря­мые на рав­ные отрез­ки. Обна­ру­жен­ные линии тон­ки, подоб­но каран­даш­ным, и вре­за­ны в мра­мор на глу­би­ну чуть боль­ше 0,5 мм. Пря­мые линии и дуги были тща­тель­но про­ве­де­ны тон­ким метал­ли­че­ским рез­цом, ведо­мым по длин­ной линей­ке или (для дуг) укреп­лен­ным на кон­це цир­ку­ля. Име­лись и «неточ­ные» линии, кото­рые, одна­ко, во всех слу­ча­ях были исправ­ле­ны.

Уди­ви­тель­но, что вли­я­ние атмо­сфер­но­го воз­дей­с­т­вия на сос­то­я­ние и самих линий, и поверх­но­с­ти мра­мор­ных стен ока­за­лось незна­чи­тель­ным. Мес­та­ми линии под­верг­лись эро­зии дож­де­вой водой или были покры­ты «наки­пью» мине­раль­ных отло­же­ний, остав­ших­ся после испа­ре­ния воды. Кое-где поверх­ность мра­мо­ра раз­рых­ли­лась и линии исчез­ли. Тем не менее во мно­гих мес­тах линии выгля­дят так, буд­то они были толь­ко что начер­че­ны.
Одна­ко даже там, где они хоро­шо вид­ны, «про­чи­тать» цели­ком все изоб­ра­же­ние невоз­мож­но: как толь­ко отс­ту­па­ешь от сте­ны, чтобы охва­тить зре­ни­ем боль­шую пло­щадь, линии про­па­да­ют.

Мно­же­с­т­вен­ные сле­ды крас­но­ва­то­го мине­раль­но­го пиг­мен­та, сохра­нив­ши­е­ся на сте­нах (глав­ным обра­зом под сло­ем наки­пи), сви­де­тель­с­т­ву­ют о том, что «чер­теж­ная» плос­кость сна­ча­ла зату­ше­вы­ва­лась крас­ным мелом; после это­го рез­цом выпол­нял­ся чер­теж, кото­рый выс­ту­пал как тон­кий белый кон­тур на тем­но-крас­ном фоне. Повтор­ной зату­шев­кой мелом мож­но было «сте­реть» непра­виль­ную линию и испра­вить ее.

С само­го нача­ла мне было ясно, что эти линии — не бес­смыс­лен­ные кара­ку­ли, на кото­рые мож­но не обра­щать вни­ма­ния. И коли­че­с­т­во линий, и тща­тель­ность их выпол­не­ния сви­де­тель­с­т­во­ва­ли толь­ко об одном: это рабо­та искус­но­го чер­теж­ни­ка.

В наше вре­мя линии мож­но чет­ко видеть толь­ко в косых лучах солн­ца, когда в их углуб­ле­ни­ях обра­зу­ют­ся тени; для это­го при­хо­дит­ся либо ждать под­хо­дя­ще­го часа, либо при­бе­гать к помо­щи зер­кал.
Так как фото­гра­фия бес­силь­на вос­про­из­ве­с­ти древ­ние «чер­те­жи» во всех подроб­но­с­тях, оста­вал­ся един­с­т­вен­ный спо­соб изу­чить их: пере­ри­со­вать линии в умень­шен­ном мас­шта­бе, про­из­ве­дя тща­тель­ные изме­ре­ния.

Рабо­та по чте­нию, изме­ре­нию и пере­ри­сов­ке линий была нача­та в 1980 г. как часть обшир­но­го архео­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния памят­ни­ка в Диди­мах, руко­во­ди­мо­го К. Тухель­том и орга­ни­зо­ван­но­го Э. Бух­не­ром, пре­зи­ден­том Немец­ко­го архео­ло­ги­че­ско­го инс­ти­ту­та. За 39 недель тща­тель­ной и кро­по­т­ли­вой рабо­ты мне уда­лось пере­не­с­ти на бума­гу при­мер­но поло­ви­ну всех обна­ру­жен­ных «чер­те­жей».

База колон­ны и ее чер­теж. Зату­ше­ван­ная часть рисун­ка сле­ва — выпол­нен­ный в мас­шта­бе раз­рез базы, пока­зан­ной спра­ва. В том же мас­шта­бе нане­се­ны цвет­ные линии, вос­про­из­во­дя­щие рекон­с­трук­цию чер­те­жа базы колон­ны, най­ден­но­го на стене внут­рен­не­го дво­ра. Если не учи­ты­вать «пер­вые проб­ные линии» на чер­те­же, то сов­па­де­ние сле­ду­ет счи­тать хоро­шим. Полу­круг­лый валик (A) и ниже­ле­жа­щая кри­вая (B) на нас­тен­ном чер­те­же пере­чер­чи­ва­лись, из чего мож­но заклю­чить, что это был «про­ект­ный» чер­теж, а к испол­не­нию при­ни­мал­ся его окон­ча­тель­ный вари­ант.

Про­ца­ра­пан­ные линии, изоб­ра­жа­ю­щие эле­мен­ты хра­ма, пока­за­ны на фото­гра­фи­ях учас­т­ков стен. Кри­вая на левом сним­ке и два полу­кру­га под ней сле­ва изоб­ра­жа­ют узел сопря­же­ния ство­ла колон­ны с вали­ком базы. Пра­вый полу­круг соо­т­вет­с­т­ву­ет дей­с­т­ви­тель­но­му поло­же­нию вали­ка. На учас­т­ке сте­ны, нахо­дя­щем­ся выше и пра­вее преды­ду­ще­го (пра­вый сни­мок), виден ряд парал­лель­ных гори­зон­таль­ных линий. Это мас­штаб­ные линии: рас­сто­я­ние меж­ду дву­мя сосед­ни­ми лини­я­ми соо­т­вет­с­т­ву­ет 1 гре­че­ско­му футу по длине колон­ны. На фото­гра­фии хоро­шо замет­ны сле­ды рез­ца, кото­рым обра­ба­ты­ва­ли поверх­ность стен, а в ниж­ней час­ти вид­на гори­зон­таль­ная линия — шов меж­ду камен­ны­ми бло­ка­ми. В сред­ние века недо­с­тро­ен­ный храм был раз­ру­шен силь­ным зем­ле­тря­се­ни­ем. На сфо­то­гра­фи­ро­ван­ном учас­т­ке сте­ны зем­ле­тря­се­ние выз­ва­ло подвиж­ку камен­ных бло­ков, что вид­но по сме­ще­нию пары вер­ти­каль­ных линий.

Оригинал взят у храм аполлона в дидиме турцияmaximus101 в Храм Аполлона в Дидимах

Храм Аполлона в Дидимах общий вид.

В оправдание горемычных бранхидов можно добавить, что все же их род относился к грекам скорее косвенно, как и сам культ бога Аполлона, ибо сей любвеобильный бог именем Аппалиун упоминается еще в хеттских документах как главный бог Вилусы (Трои), т.е. как и совращенный им герой Бранх имеет местное малоазиатское происхождение.

Удачные предсказания видимо сделали Дидимейон очень богатым храмом, собственно поэтому греки так нервно реагировали на передачу его богатств персам от жрецов бранхидов. Подобные храмы строились по всему античному миру, каждый греческий полис пытался создать подобную грандиозную машину по выкачиванию средств из населения древнего мира. Храм в Дидимах контролировался греческим городом Милет, он находился всего в 15 км от святилища Аполлона и был связан с ним «священной дорогой». Мощенный каменными плитами участок которой в 150 метров, кстати, сохранился севернее храма, но я благополучно прошел мимо него.

«Шестеренки» колонн Дидимейона и китайский турист.

Павсаний описал жертвенник Дидимейона: «есть в Дидимах Милетской земли жертвенник, сооруженный Гераклом Фивским из крови жертвенных животных. Однако и в позднейшие времена кровь, приносимых в жертву животных, не очень прибавила к его величине, и не сделала ее чрезмерной»
В этих скупых строчках заключен жуткий смысл, жертвенник был сделан из запекшейся крови, это была зловонная яма диаметром 8 метров, наполненная кровью, жиром и прочими продуктами жертвоприношений. Каждый входящий в храм должен был принести жертву, а таких людей были многие сотни тысяч, ведь к храму стекались паломники не только из Малой Азии, но и со всего тогдашнего мира.

Мраморный лик Медузы горгоны с храмового архитрава, горизонтальных балок, лежащих поверх колонн.

Этот огромный эллинистический храм так и не был достроен до конца. Его строительство началось примерно в 330 г. до н.э. под руководством Пэония Эфесского (строителя храма Артемиды в Эфесе) и местного милетского архитектора Дафниса и продолжалось вплоть до падения Римской империи.

Страбон на рубеже нашей эры описывал Дидимейон так, «храм Аполлона был сожжен Ксерксом, подобно прочим святилищам, за исключением Эфесского храма. Впоследствии милетяне соорудили самый большой из всех храмов, который благодаря своей величине остался без крыши: ведь стена, окружающая храм, вмещает пространство целой деревни; внутри и вне ее — замечательная роща» (XIV, I, 5)

Храм не имел не только крыши, но и многих колонн, особенно с западной задней стороны, прежде всего колоннадами украсили парадный вход, а все остальное доделывали столетиями.

Чтобы попасть внутрь храма можно воспользоваться двумя туннелями, которые параллельно спускаются с верхней площадки. Туристов внутрь пропускают только через них, парадный вход в святилище не был предназначен для массовых шествий, это была скорее театральная сцена для мистерий жрецов Аполлона.

Сверху хорошо видна вся структура Дидимейона: справа, круглый алтарь при входе, рядом с ним колодец для омовений, далее, парадный вход в храм с массой колонн, потом важная комната с двумя колоннами, где жрецы оглашали предсказания оракула, и внутрений двор с небольшим святилищем Аполлона, а перед ним священный колодец.

Интересная особенность храма Аполлона в том, что в главное святилище нужно спускаться, а не подыматься, Ведь, как правило, статую божества ставили на возвышении, демонстрируя ее значимость, здесь же человек попадая в храм (если его туда еще пускали) сначала подымался по лестнице, а затем спускался вниз в глубины храмового двора во владения бога Аполлона.
Как проходила сама процедура пророчеств неизвестно, но вроде бы этим действом занимались мужчины, а не Пифия, как в Дельфах.

Парадный вход с внутренней стороны.

Статуя Аполлона Филесия главный объект поклонения в Дидимейоне была также весьма примечательна, ее отлил из меди Канах Сикионский, это была фигура крупных габаритов, рядом с которой плясал на задних лапах механический олень.

Об этом писал Плиний Старший:
«Канах создал обнаженного Аполлона, который прозывается Фелесием, в Дидимайоне, из эгинского сплава меди, и вместе с ним он сделал оленя поднятым и стоящим на задних ступнях так, что под ногами тянется нить, а опирается олень на основание попеременно то передними, то задними кончиками задних ступней, так как зубцы в той и другой части сочленены таким образом, что от поочередных отталкиваний он раскачивается.»

Статую Аполлона из Дидим выкрали персы и переместили ее в Экбатаны (ныне это город Хамадан в Иране), зачем она им понадобилась непонятно, но в 3 веке ее вернул обратно Селевк I Никатор диадох Александра Македонского, он же начал восстановление Дидимейона после персидских погромов.

Стены храма сейчас сохранились на высоту около 10 метров, когда-то они были вровень с колоннами, т.е. в два раза выше.

Справа и слева от главного входа во внутренний двор видны порталы туннелей, через которые проникают внутрь храма.

От самого святилища Аполлона остались только фрагменты.

Ну и обязательный вырез в стене, куда пропускали все провода от звездолетов инопланетян, для канализации он скорее всего не годится.

Храмовые стены с внешней стороны.

Колонны на этой платформе должны были идти в два ряда, т.е. это был диптер. От них остались только следы оснований.

Стены Дидимейона невероятно внушительны, в христианскую эпоху он стал крепостью и каменоломней одновременно. Дидимы долго были резиденцией местного епископа, но после разрушительного землетрясения в 15 веке жители вроде бы оставили город, заново городок заселили только уже в 18 веке.

В 19 веке храм Аполлона был похож на холм, застроенный жилыми домами, где на самом верху стояла ветряная мельница. И только некоторые колонны торчали из земли.

Общий объем храма опять появился на свет только после интенсивных раскопок. Фото 19 века.

С задней, западной, стороны храма остались лежать циклопические руины одной из колонн. Она здесь похожа на порезанную ломтями колбасу. Так как колонна находилась в самом дальнем углу храма с ее обработкой особо не спешили, можно заметить отсутствие каннелюр, характерных борозд на мраморе. На некоторых блоках они только-только стали проявляться. Скорее всего колонны с западной и юго-западных сторон диптера так и не встали на свои места, за 600 лет непрерывного строительства их банально не успели изваять.

Вокруг храма наблюдается какая-то стена из огромных блоков, если посмотреть на нее сверху, как на фото, что я вставлял раньше, можно заметить ее странные изгибы. Эту стену видимо возвели жители Милета спасая свое святилище от нашествий готов в 3 в. н.э., для ее строительства они использовали камни самого храма. На заднем плане виднеется греческая церковь Св. Иоанна перестроенная в мечеть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *