храм аполлона в стоурхеде
Ландшафтный парк Стоурхед: английское искусство XVIII века
Автор: Дина Синельникова
ЛАНДШАФТНЫЙ ПАРК СТОУРХЕД: АНГЛИЙСКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА
ЛАНДШАФТНЫЙ ПАРК КАК НОВОЕ ИСКУССТВО
Сегодня рассмотрим с вами ландшафтный парк Стоурхед – один из прекрасных примеров английского искусства. В 18-ом веке любовь англичан к ландшафтному садоводству вытеснила грандиозную страсть к строительству светских и духовных зданий эпохи барокко. Садовое искусство стиля барокко подчинялось в основном законам архитектуры, теперь же оно высвободилось из ее оков. Новый взгляд на обустройство ландшафта подразумевал использование природных объектов и объединение их в одно целое c архитектурой и скльптурой.
Рис.1: Регулярный парк Версальского дворца, 1646
Визуализация элементов способствовала точному изображению природы в саду. Таким образом, в отличие от канувшего в Лету сада в стиле барокко (Рис.1), появились отдельные и самостоятельные садовые сцены, которые по своей тематике ориентировались на живопись и тем самым создавали как бы трехмерные изображения сада.
Ландшафтный парк Стоурхед, который мы разберем сегодня, представляет собой так называемый внутренний сад, где визирные линии и дорожки связаны с центром сада, в данном случае с озером, и не касаются окружающего ландшафта. Основой ландшафтного парка является долина с источниками реки Стоур, которые за счет использования плотины образуют озеро. Из дома ведет тропа против часовой стрелки вокруг озера, откуда открывается прекрасный вид на него, парк и его строения.
Рис.2: Карта парка Стоурхед, 1741
Стоурхед (Рис.2) – один из первых английских ландшафтных парков, который является его классическим представителем. Это шедевр английского садово-паркового искусства, практически не изменившийся в своей структуре. Но что делает этот парк таким уникальным? Почему он считается представителем классического английского парка?
ХЕНРИ ХОАР II И ЕГО СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ
Своим рождением ландшафтный парк Стоурхед обязан Хенри Хоару II, который унаследовал имение своего отца в 1725-ом году в возрасте 20 лет. В 1730-ом Хенри Хоар отправился в Италию, в “Grand Tour” – обязательную поездку, которую в XVIII-XIX веках совершали в образовательных целях отпрыски европейских аристократов.
Рис.3: Клод Лоррен, Деревенский праздник, 1639 Рис.4: Андреа Палладио, Вилла Эмо, 1565, Фанцоло
Во время этого путешествия Хенри Хоар II посетил среди прочего сады эпохи Возрождения и коллекции произведений искусства, где он мог любоваться пейзажами художников Клода Лоррена (Рис.3) и, конечно, архитектурой Андреа Палладио (Рис.4). В своем имении он хотел изобразить то, что его так поразило в Италии. Выполнить эту задачу Хенри позволили его интерес к древностям, образование и увлечение садами, в которых не только присутствовала красота природы, но и впечатляющее богатство смыслов. В 1741-ом году банкир Хенри Хоар II начал проектировать Стоурхед.
САДОВЫЕ СЦЕНЫ
Проследуем по основному пути, который нам предлагает этот сад.
1. Домик привратника, который отмечает главный вход первоначального строения. 2. Теплица, которая снабжала фруктами и овощами владельцев. 3. Конюшня 4. Хранилище для льда. 5. Стоурхед 6. Пихтовая тропа 7. На основании обелиска вы видите мемориальную доску, посвященную Хенри Хоару II, которую возложил его внук в 1815-ом году. 8. В 1744-46-ых годах построенный храм Флоры носит надпись “Энеиды” Вергилия:”Procul, o procul este, profani” (“Прочь, вон, вы, непосвященные”). Эту надпись стоит понимать, как главную идею парка: посетители должны восхищаться античностью и посещать парк будучи просвещенными. Храм окружен вечнозелеными кустарниками: лавром, тисом и рододендроном, которые должны заботиться о поддержании серьезной атмосферы (Рис.5).
9. Прогалина в деревьях открывает изумительный вид на храм Аполлона. 10. На пути в долину вы можете заглянуть за пределы сада. 11. Вид с северного берега озера.12. Длинная тенистая дорожка ведет ко входу в пещеру. Над ее входом имеется следующая надпись из произведения Вергилия: “Intus aquae dulces, vivoque sedilia saxo, Nympharum domus” (“Напротив вы видите под нависающими скалами пещеру, внутри пресную воду и сидения из камня – жилище нимф”). За прудом расположилась статуя отдыхающей нимфы рек. Напротив нее через окошко открывается другой вид на озеро. Далее – отверстие, через которое можно окинуть взглядом храмы Аполлона и Флоры. Покидая главную пещеру, вы окажетесь в более мелкой, где вас удивит сидящая в пруду скульптура бога рек (Рис.6).
13. Дальнейший путь ведет мимо хижины в готическом стиле. Эта хижина с прекрасным видом на храм Флоры и село Стауртон является популярным местом для пикника. 14. Далее дорожка ведет к Пантеону. Также как и в оригинале, находящемся в Риме, в этом Пантеоне расположены статуи богов. 15. Железный мост 16. Водопад (Рис.7).
17. Скалы 18. На другой стороне озера крутой путь ведет к храму Аполлона. 19. Дальше маршрут ведет к мосту Палладио. Архитектура Палладио вдохновляла владельцев целого ряда ландшафтных парков того времени. 20. Бристольский крест / 22 Церковь святого Петра – вы проходите мимо готического креста, который изначально был воздвигнут в Бристоле в 1373-ом году в честь короля Эдварда III. Рядом с Бристольским крестом находится церковь святого Петра. В ней захоронена семья Хенри Хоара. Отсюда открывается вид на живописную деревушку Стауртон. 21. Село Стауртон 23. Поодаль от него владелец поместья построил башню в честь Альфреда Великого, являвшийся с 886-ого года королем англосаксов и заложивший основы для объединения королевств и популярузации культуры (Рис.8).
ТВОРЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПАРКА СТОУРХЕД
Концепция парка определяется двумя факторами. Во-первых, существует физическая структура произведения искусства, которую вы исследуете посредством пешей прогулки по парку. Во-вторых, вы вооружены текстовым контекстом (надписи), который помогает понять вам садовые сцены. При первом взгляде на текстовое сопровождение становится очевидным, что Хенри Хоар II преследовал педагогическую цель – просвещение посетителей по темам истории, литературы и искусства. Рассматривая физическую структуру сада, вы можете увидеть, что владелец проектировал свой сад как ряд детально продуманных сцен, которые открывают свои объекты и их красоту только в определенной комбинации. Атмосферная перспектива соединяется с изогнутым контуром озера и отступающими холмами, намекая на глубину и бесконечное даль.
Рис.9: План парка Стаурхэд
Все объекты — это декорации, расположение на различных уровнях которых обусловлено естественной структурой ландшафта. На одном холме стоит Пантеон, на вершине другого холма находится храм Аполлона, который отмечает край плато. И, наконец, театральный эффект архитектурных элементов усиливается посредством связывания объектов в одну композицию. Хенри Хоар создал свои садовые сцены по траектории озера вокруг ландшафтного парка (Рис.9). Холмы в данном случае служат основой для создания своего рода театра, так что парк становится сценой, в котором посетитель является зрителем.
Главный путь проходит мимо различных строений и сцен, которые показывают визуально воплощенные эпизоды из литературы. Маршрут Стоурхеда имеет фиксированную хронологическую последовательность, которая принимает бесчисленные формы и, следовательно, его можно сравнить с непрерывно идущим кино. Следующие компоненты имеют здесь значение: форма, состав и последовательность сцен во времени. Хоар разработал такой маршрут по парку вокруг озера, что у вас есть только несколько возможностей решить, какой дальнейший путь вы выберете на развилке, но вы однозначно не можете прервать путь и вернутся обратно. Можно отклониться от курса, сделав вылазку к озеру, но после вам всё равно придется вернуться на главную тропу.
ЛАНДШАФТНЫЙ ПАРК КАК ФИЛЬМ
Ландшафтный парк Стоурхед – это произведение искусства, которое вызывает восхищение у посетителей и по сей день, поскольку ландшафт парка Стоурхед скрывает особую концепцию. Она состоит в постепенном раскрытии пейзажа с его садовыми сценами, что усиливает воздействие парка на восприятие зрителя. Хоар разработал сад, основанный на теории Кента, английского архитектора и садовода, стоявшего у истоков концепции английского сада. Тем не менее, существует значительная разница между парком Стоурхед и парками Уильяма Кента: Стоу и Роусхэм (Рис.10).
Рис.10: План парка Стоу
Разница состоит в том, что Кент задумал свои садовые сцены без связи между друг другом и без маршрута, который мог бы вам показать и рассказать «историю». Но Хенри Хоар был первым, кто стратегически эффектно создал свой ландшафтный парк как последовательность сцен фильма, что считалось новаторством в садово-парковом искусстве и стало примером для других дизайнеров английского ландшафтного парка в будущем. Прогуливаясь по парку, все сцены можно видеть постоянно с новой перспективы. Ее гарантирует каждый новый поворот дороги. Соблазн видеть постоянно новое – наиважнейшая составляющая качества эстетического опыта.
Напишите в комментариях, в каких садах вы бывали и какое воздействие они на вас оказали.
Дина Синельникова
Клуб “Восприятие”
БИБЛИОГРАФИЯ:
Garnett, Oliver, Stourhead Landscape Garden, Warrington 2000.
Buttlar, Adrian von, Der Landschaftsgarten. Gartenkunst des Klassizismus und der Romantik, Köln
1989.
Keller, Herbert, Kleine Geschichte der Gartenkunst, Berlin 1976.
Sühnel, Rudolf, Der Park als Gesamtkunstwerk des englischen Klassizismus am Beispiel von
Stourhead. In: Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, Philosophischhistorische Klasse, 1977, S. 7-26.
Walter, Kerstin, Das Pittoreske: die Theorie des englischen Landschaftsgartens als Baustein zum Verständnis von Kunst der Gegenwart, Worms 2006, S. 7-80.
Woodbridge, Kenneth, Henry Hoare’s Paradise, in: The Art Bulletin, 47/1, 1965, S. 83-116.
Стоурхед: сад, превративший банкиров в великих садовников
Поместье Стоурхед в графстве Уилкшир в Великобритании – один из величайших образцов садового искусства, ставший весомым вкладом в ландшафтную культуру не только XVIII века, но и нашего времени. Мы побывали в нем в конце мая, когда в саду еще буйствовали рододендроны, и прошли задуманной хозяином «дорогой рая», которая то погружает в лесной массив, то выводит к берегу большого водоема, то приглашает отдохнуть на скамейках, которых здесь множество. О нем нельзя рассказать без экскурса в английскую историю, искусство и даже политику. Но главное – без родословной семьи, тесно связанной с этим уникальным местом.
Когда-то деревня была родовым поместьем семьи Стоуртон, которая приобрела в 1448 году 1000 акров земли для того, чтобы разбить здесь парк. К 1704 году семейство обанкротилось и было вынуждено продать эти земли.
Своим появлением сад обязан Генриху II Хору, который унаследовал здесь дом от отца, тоже Генриха, в 1725 году, в возрасте 20 лет. Отец – преуспевающий лондонский банкир, приобрел его не только для того, чтобы наслаждаться природой. Этим он привлек благосклонность множества местных землевладельцев, доверивших ему свои финансы. При нем здесь был обычный деревенский пейзаж, сделали лишь несколько прудов для рыбной ловли.
Получив поместье, сын вначале не проявлял к нему интереса, его больше интересовали банковские дела, которые приносили ему очень высокий по тем временам доход. Затем он отправился в Италию. Вернувшись в Стоурхед в 1741 году, после смерти матери, два года спустя он потерял и жену. Тогда, наконец, он решает остаться здесь. Старясь воплотить увиденное в Италии, он в 1744-46 гг. первым строит античный Храм богини Флоры в стиле Палладио, которому соответствовал и отцовский дом. Он посвящен римской богине весны и цветов и возведен под впечатлением знаменитого сада Плиния.
Новому владельцу пришлось работать «с чистого холста». Здесь пролегали две крутые долины с множеством источников, а ниже протекала река Стор – отсюда и название поместья. После того, как была построена плотина, долина наполнилась водой и превратилась в живописное озеро.
В начале века в британских садах еще главенствовали формальные сады, но к 30-м годам они стали выходить из моды, как слишком дорогостоящие и трудные в содержании. В 1712 году критик Джозеф Адиссон предложил создавать сады для прогулок, со скромной «вышивкой» лугов, украшенной местами произведениями искусства, с кукурузными полями в перспективе.
Вскоре в поместье появилась круговая дорога для прогулок вокруг озера. Под впечатлением двух пейзажных полотен Гаспара Дюге, которые и ныне сохранены в особняке, был создан «живописный» сад, выражающий собой идеализированную природу. Заслуга в этом принадлежит и внуку Генриха, Ричарду Колту Хору, который осуществил здесь немало деликатных преобразований. За рукотворным озером открываются чудесные виды, весной в разноцветье рододендронов, а осенью – в ярких тонах осенней листвы. В зелени утопают символические постройки, ни одна из которых здесь не случайна.
Хорошо осознавая важность водных источников для сада, Генри Хор посвятил им статуи нимфы воды и речного бога, которые установили в куполообразном гроте. Как известно, гроты – римское изобретение, жилище русалок и нимф, поэтому туф и известняк для его постройки были привезены из самой Италии, а снаружи обсажены местной древесной растительностью и папоротниками.
Прообразом статуи спящей нимфы стала знаменитая фигура Ариадны из сада Ватикана. Перед мраморной нимфой высечены строки из стихотворения Папы XV века. К слову, на строительство грота решились не сразу, так как считали, что сырость внутри будет привлекать множество жаб, но позже об этом не пожалели. Купель перед нимфой, наполненная водой, жарким летом позволяла хозяину освежиться во время прогулки, что он сравнивал с магией «азиатской роскоши».
Лицом к выходу из грота обращена статуя речного бога, символизирующего реку Стор. Рукой он указывает на Пантеон – кульминационную точку сада, видимую сквозь проем грота на противоположном берегу.
Рядом с гротом расположен причудливый готический домик, к которому потомки позже прибавили крыльцо и сделали его более функциональным. Раньше он утопал в растительности, теперь же от него открывается великолепный вид на озеро и Пантеон.
В строительстве Пантеона нашли отражение юношеские впечатления хозяина от посещения Италии, в саду появилось несколько табличек со строками из «Энеиды» Вергилия. Вергилий был любимым поэтом римского императора Августа, с эпохой правления которого британцы связывают отчасти и расцвет своей культуры, политического господства и мира в начале XVIII века. Воздали должное и Альфреду Великому, создателю суда присяжных и «основателю английской монархии и свободы», о чем гласит надпись на посвященной ему трехгранной башне в саду.
От старого дома сейчас осталось одно обозначение в виде ворот, увитых девичьим виноградом триостренным, с 1799 года дом расположен в другом месте.
Огороженный сад (Walled Garden), который ранее обеспечивал кухню фруктами и овощами, теперь является настоящей сокровищницей. Здесь в теплице, находится самая крупная в стране коллекция пеларгоний. Ее начал собирать Ричард Колт Хор в начале XIX века, привозя редкие экземпляры из Южной Африки, так что к 1821 году их насчитывалось уже более 600 разновидностей. Кроме коллекционирования, он занимался еще и гибридизацией. Растения неоднократно экспонировались на выставках, а один их подвидов был назван в честь владельца коллекции в ознаменование его заслуг перед Английским Королевским обществом садоводов.
Неподалеку расположен ледник, которым очень гордился Генри Хор, в нем летом хранили в соломе напиленный на озере лед, который был тогда большой роскошью. Рядом – 400-500-летние каштаны. Повернув за конюшнями в лес, на полянке можно увидеть катальпу бигнониевидную из Индии, посаженную еще в 1791 году (она входит в число первых экземпляров, появившихся в Британии).
От дома к западу, за Великим лугом, в конце еловой аллеи, виден обелиск. Эта еловая аллея – первое, что появилось в саду еще в 1730 году. За нею последовали посадки к северу и к югу от озера из широколиственных (бука, дуба, клена полевого, платана, каштана, ясеня) и хвойных пород (лиственницы, норвежской ели, тиса, кедра ливанского, плакучей ивы на берегу возле грота).
Считают, что обелиски ведут свое начало из Древнего Египта. Первыми использовали их для украшения сада римляне, затем мода на них вернулась в эпоху Возрождения. Судьба этого весьма драматична. Первый обелиск был воздвигнут здесь в 1746 году. К 1836 году он стал рассыпаться, поэтому пришлось заменить камень, но уже в 1853 году, после удара молнией, понадобилась новая реконструкция.
Рядом на краю газона – 200-летний лириодендрон (тюльпанное дерево), посаженное уже Ричардом Колтом Хором. Его же робкие попытки преобразования сада выразились в Пихтовой аллее вдоль южного склона. Однако со временем часть пихт пришлось все же убрать, поскольку они разрушали гармонию лиственных пород, остались отдельные экземпляры.
Есть здесь каменная арка и небольшой Подземный мир, окруженный величественными падубами, лаврами, тисами и рододендронами, призванными вызвать серьезное, уважительное настроение.
Круговая дорога проходит вдоль кромки воды в глубокой тени деревьев, среди которых над лиственными породами с вкраплениями ели преобладает бук. Сейчас прогулочный маршрут намного продлен вглубь, захватив дальние, почти глухие, уголки сада, заросшие древесными растениями с подлеском из разнообразных рододендронов. Раньше же он ограничивался очертаниями пруда, который можно было перейти по дубовому мосту. Теперь мост железный, он был возведен в 1860 году. С моста от южной части сада открывается вид на долину, которая в XVIII веке представляла собой закрытые оленьи угодья. Крутые склоны слева и справа носят название – Солнечный и Теневой, созвучно модному увлечению озеленителей того века игрой света и тени. Здесь предстает картина окружающего поместье деревенского мира, в соответствии с заветами Джозефа Адиссона. Картину деревенской жизни усиливает впечатление от плотины со старинными водными механизмами. Рядом с плотиной – великолепный отвесный водопад, который был сооружен чуть позже плотины, для сброса излишков воды из основного озера в нижний пруд. Автор проекта водопада, В. Бамфилд, к тому времени был уже знаменит созданием аналогичного в саду Хестеркомб в Сомерсете.
От плотины путь ведет к арке, которая теперь несет чисто декоративную функцию, а когда-то была частью моста, со временем затонувшего. От нее можно подняться на холм, к храму Аполлона, бога Солнца, без которого античная составляющая сада была бы немыслима. Построен он по образцу самого почитаемого храма в Бельведере, в Ватикане. Отовсюду было видно его отражение в воде, а вокруг холма простирались газоны. Ричард Колт Хол был недоволен такой скромностью, и добавил вокруг лиственные породы с подлеском из благородного лавра. У подножия храма расположились декоративные кустарники и магнолии. А центр острова напротив заняло хорошо заметное отовсюду большое тюльпанное дерево, второе в этом саду.
Далее, в сторону деревни, путник попадает к мосту Палладио, прообразом которого послужил одноименный мост и Винченце. Несмотря на его исключительно декоративную функцию, хозяин просил архитектора сделать так, чтобы сквозь арки моста просматривалась вода, словно она спускается из деревни.
Что касается самой деревни Стоуртон, то Генри II Хор сразу почувствовал, что ее следует оставить, чтобы расширить пространство, в то время как многие владельцы разрушали деревни при создании садов. Но Ричард Колт Хор позже снес несколько построек, лежавших на пути между церковью и садом.
У церкви Святого Петра покоятся и Генри II Хор, и Ричард Колт Хор и его жена Эстер, которая умерла в молодые годы. Отдана и дань памяти управляющему садом Фрэнсису Фагуану, который руководил работой 50 садовников.
Последние годы жизни Генри II Хора были омрачены изменением политической обстановки в стране, войной с Америкой и опасениями за свои банковские дела. Передавая сад в 1773 году во владение внуку Ричарду Колту Хору, имя которого уже неоднократно упоминалось в нашем повествовании, он взял с него слово оставить банковское поприще ради этого поместья.
Еще при создателе сада, вскоре после постройки Пантеона, сюда начали приглашать посетителей, которые оценили его как один и самых живописных в мире. А в 1800 году появился первый путеводитель по саду.
Ричард Колт Хор был любителем экзотической флоры, это он наполнил сад рододендронами, сначала интродуцентами, а затем более современными гибридами. Часть постаревших елей заменил лиственными породами – буками, кленами, каштанами, липами. Внутри Пантеона воздвигли большую статую Геркулеса, совершившего, как известно, 12 подвигов. Ричард Колт Хор посвятил ее своей семье лондонских банкиров, которая заработала средства для его свободного существования на природе. Он также посадил лавры у храма Аполлона и собрал коллекцию пеларгоний. Некоторые посетители отмечали, как сокращается площадь газонов и появляются все новые кустарники.
Через 3 года владельцем Стоурхеда стал его сын Генри Хор, который повторил путь Ричарда Колта Хора и сразу же ушел из банковского бизнеса. Он занимался больше поддержанием построек и посадкой лесных пород с целью коммерческого использования. Но в саду благодаря ему появились недавно интродуцированные в Британию хвойные растения с американского континента – тсуга и псевдотсуга, туя складчатая, кипарисовик Лавсона, метасеквойя глиптостробусовая, араукария чилийская.
Сын Генри Хора, владевший поместьем с конца XIX до середины XX века, уже не работал в банке, он разводил здесь лошадей и лелеял сад. Довольно заросший к тому времени, сад был расчищен от подлеска и буйствовавшего лавра, спасен грот и бристольский крест, посажены новые декоративные кустарники, и особое внимание уделено рододендронам.
Страдавший ревматизмом, хозяин оказался в инвалидной коляске, и в 1936 году решил передать Стоурхед в Национальный фонд. За год до урегулирования всех правовых вопросов, которое случилось лишь к 1946 году (это был первый прецедент передачи подобного владения государству), Генрих скончался. Всего на 6 часов пережила его верная супруга.
По выражению одного из великих современников, «Хоры жили, чтобы наслаждаться превращением пустыни в рай». Все знают – чтобы вырастить английский газон, нужно 300 лет. Примерно так обстоит дело и с садом, как следует из истории этого английского семейства, подарившего своей стране прекрасный образец ландшафтного искусства и преданности садовому делу.
Фото: Рита Бриллиантова, Светлана Чижова