храм архангела гавриила грибки расписание
Храм архангела гавриила грибки расписание
Всенощное бдение.1 час.
НЕДЕЛЯ 21-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана
Часы. Литургия. Молебен. Лития.
Святых мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста
Мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона.
Обновление храма Великомученика Георгия в Лидде
Преподобного Иоанникия Великого.
Священномучеников Никандра, епископа Мирского и Ермея пресвитера
Святителя Тихона, патриарха Московского и всея России
Преподобного Варлаама Хутынского
Мучеников 33-х, в Мелитине пострадавших.
Преподобного Лазаря Галисийского
Молитвы к исповеди.
НЕДЕЛЯ 22-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ
(ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК)
Часы. Литургия. Крестный ход.
Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия
Блаженного Максима Московского,
Христа ради юродивого, чудотворца
Часы. Литургия. Молебен. Лития.
Святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского.
Преподобного Нила постника
Всенощное бдение. 1й час. Исповедь.
Святителя Иоанна Златоуста
Вечерня. Утреня (полиелей).
Апостола Филиппа
(заговенье на Рождественский пост)
Молитвы к исповеди.
НЕДЕЛЯ 23-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива
Часы. Литургия. Молебен. Лития.
Апостола и евангелиста Матфея
Преподобного Никона Радонежского
Православный календарь
Православный приход Михаило-Архангельского храма
д. Путилково Красногорского района Московской области
Copyright © 2009-2021
Антиохийское подворье в Москве
Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость».
Мощевик с частицами мощей: Прп.Сергия Радонежского, Прп.Серафима Саровского, Блж.Матроны Московской. Прпп. Печерских: Алиппия иконописца, Тита иеромонаха, Спиридона просфорника, Илии Муромца, Моисея Угрина, Агапита врача.
Мощевик с частицами мощей: свт. Димитрия Ростовского, вмч. и целителя Пантелеимона, св. новомученника прот. Романа, прпп. Кирилла и Марии Радонежских, св. младенца Вифлиемского, прп. Авраамия Ростовского, прп. Феодора Санаксарского, благ. князя Георгия Владимирского.
Икона прпп. старцев Оптинских с частицами мощей.
Чудотворная икона Архангела Гавриила (в иконостасе).
Икона свщмуч. Ипатия епископа Гангрского с большой частицей его мощей из разрушенного храма свщмуч. Ипатия, в котором располагалось Антиохийское подворье 1849-1929 гг. (хранится в алтаре, выносится в день памяти святого).
Икона свт.Спиридона Тримифунтского с Частицей ботиночка от мощей святого.
Точный список Ватопедской иконы Божией Матери «Всецарица» (в размере оригинала).
Икона свт.Рафаила, епископа Бруклинского, с частицей мощей.
Вечернее богослужение совершается ежедневно в храме вмч.Феодора Стратилата в 18.00 (В субботу и накануне праздничных дней в храме арх.Гавриила).
Божественная Литургия по будним дням в 8.00 в храме вмч.Феодора Стратилата.
По Воскресным и праздничным дням: ранняя Литургия в 7.30 (храм вмч.Феодора Стратилата), поздняя в 10.00 (Храм арх.Гавриила).
По традиции, ежегодно соборование, возглавляемое Владыкой, совершается в великую среду в 17.30 в храме арх.Гавриила
Божественная Литургия в Великий Четверг совершается в храме вмч.Феодора Стратилата.
Утреня 12-ти Страстных Евангелий, а также богослужения выноса и погребения св.Плащаницы совершаются в обоих храмах.
В связи с отсутствием сайта Подворья, с точным расписанием можно ознакомиться в храме и в новостях группы.
При храме действует воскресная школа, занятия проводятся по воскресным дням после поздней Литургии (для детей и взрослых)
Епископ Нифон: “Мне приятно служить русскому народу”
|
Епископ Нифон. Фото автора |
/p>
Самый высокий храм в Москве, достигавший до удара молнией 84 метров; единственный в нашей столице храм, который освящен в честь Архангела Гавриила; место, где в пионерско-коммунистическое время можно было без страха преследований тайно стать христианином (информация о Таинстве крещения не разглашалась); наконец, церковь, где сейчас служит епископ Нифон из сказочно-красивой страны Ливан – все это и есть московское подворье Антиохийской Церкви.
Антиохийское подворье в Москве возникло в XIX веке. Первый престол у подворья появился благодаря активной деятельности святителя Филарета (Дроздова) в 1848 году, и находился он в церкви Вознесения что на Ильинке. Просуществовало представительство Антиохийской Церкви недолго: не прошло и ста лет, как новым властям показалось, что такие связи не нужны. Подворье быстро закрыли в 1929 году, но также быстро по распоряжению Сталина и открыли. И не случайно. В 1948 году отмечали 500-летие автокефалии Русской Церкви и под этим предлогом патриарх Алексий I добивался открытия новых храмов в Москве, а также налаживал тесные связи с зарубежными Патриархатами.
Есть также версия, что на открытие подворья могло повлиять знакомство Сталина с антиохийским митрополитом Гор Ливанских Илией. Молитвенник предсказал победу в Великой Отечественной войне. Предсказание сбылось. Благодарный Иосиф Виссарионович подарил архиерею панагию, инкрустированную всеми видами драгоценных камней. Итак, с середины XX века в Архангельском переулке, близ Чистых прудов, появилось Антиохийское подворье с двумя зданиями церквей Архангела Гавриила и великомученика Федора Стратилата.
С храмом Архангела Гавриила связана длинная интересная история. Построил эту церковь фаворит Петра I Меньшиков. После того как благополучно “прорубили окно в Европу”, в Россию хлынул поток иностранных мастеров. Их-то и нанял на работу придворный императора. В то время Россия вслед за Западом увлеклась стилем барокко (много лепнины, всевозможных вензелей и отовсюду смотрят тяжеловесные ангелы). Пышность и величественность “Меньшиковой башни”, как величали в народе новый храм, венчал вонзавшийся в небо шпиль с золотым ангелом.
На колокольне каждую четверть часа трезвонили пятьдесят “аглицких” колоколов, а пасхальный малиновый звон собирал сотни слушателей. Но однажды молния попала в шпиль, и он рухнул вместе с колоколами, погубив много людей. Позже восстановил храм дворянин Гавриил Измайлов, но не православный народ стекался теперь сюда помолиться, а на каретах приезжали члены масонской ложи на собрания. Символические круги и треугольники с надписями “memento mori” оказались на стенах вместо образов Спасителя и Богоматери.
— Владыка, а в чем вы видите миссию Антиохийской Церкви у нас в стране?
— В сотрудничестве. Это такая связь, как мост, объединяющий две Церкви в духе любви и мира, что сближает народы. Нас вообще многое связывает и через святость приближает друг к другу, минуя понятие нации. Мы обращаемся в молитве к одним и тем же святым, будь то святитель Николай или Георгий Победоносец, только на разных языках. Если встретится православный араб с православным русским – они даже удивятся, как у них много общего. Мне приятно служить русскому народу.
— Для нас сейчас странным стало словосочетание “православный араб”, скорее арабы воспринимаются в массовом сознании как мусульмане. Как произошло, что великая христианская держава стала мощным оплотом ислама? Что это за путь из христиан в мусульмане?
— Расскажите, Владыка, кто они – православные арабы?
— У нас на Востоке преемственность в семьях сохранилась еще с тех, апостольских времен. Вот моя семья и мои предки все были православными на протяжении тысячелетий. Да в Сирии и в Ливане все верующие, будь то мусульмане или христиане. Великое наследство в каждой семье сохраняется. Поэтому и нет проблем с сектами. Где они работать будут, если все знают, что это семья православная, эта – католическая, а та – мусульманская. В парламенте ровно половина исламистов, другая половина – христиан.
Святейший Патриарх живет в очень сложное время. Ведь он и заботиться о народе должен, и следить за рукоположением новых священников, и подтверждать присутствие Церкви, заполняя духовный вакуум. Трудно в наше время поддерживать мораль в обществе. Многое зависит от самих священников. Я, например, был главным судьей в одной епархии Антиохийской Церкви. У нас все бракоразводные дела проходят через Церковь. За десять лет у меня развелось только три семьи. Остальных я наказывал. Приходит мужчина: “Владыка, я влюбился”. Влюбился – хорошо. Квартира остается супруге, из твоей зарплаты 400 фунтов жене, а 100 тебе, теперь иди, влюбляйся, сколько хочешь. А пока супруге не выплатишь будешь невыездным. Так поддерживается мораль в обществе. И супруги по-другому друг к другу относятся. Серьезнее, что ли. У нас нет такого – пожить вместе до свадьбы или развестись через полгода. Вот так, ангел мой. Священники вообще должны быть к себе строгими, прежде всего к себе, а с паствой, с людьми должны быть пастырями добрыми. Священники ведь могут испортить все понятие о Церкви. Надо всегда помнить притчу о блудном сыне и о разбойнике, который был распят рядом со Христом. В наше время много жестокости, а надо быть милосерднее, обнять грешника и со слезами войти с ним в рай.
— В чем отличия богослужебной практики подворья от других московских храмов?
— Да, у всех свой духовный подход. Только в нашем храме, как на Востоке, бывает на Вербное воскресенье крестный ход с младенцами. Так же, как дети встречали въезжающего в Иерусалим на осле Спасителя. Или вот на Страстной неделе чин погребения Христа служится на арабском языке с византийским пением. Или на венчании необыкновенной красоты венцы ставятся на голову, и их никто не держит. Я когда служу здесь, то добавляю к русской духовности восточную красоту, а когда бываю в Сирии, то к восточной красоте добавляю русскую духовность.
С епископом Нифоном беседовала Маргарита Тимофеева
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Димитриевскую родительскую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в Александро-Невском скиту
Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Храм Архангела Гавриила и Феодора Стратилата в Москве (подворье Антиохийской Православной Церкви)
Богоявленское благочиние Московской городской епархии
История
Первое упоминание деревянной церкви Архангела Гавриила на этом месте относится к переписи 1551 г. В 1657-1679 гг. здание было построено в камне. В 1704-1707 гг. по заказу А.Д. Меншикова храм перестраивают в стиле петровского барокко. Автором проекта считается архитектор И.П. Зарудный при участии Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала и скульпторов Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, Д. Руско, К. Феррара, П. Джемми. Храм стал самым высоким зданием Москвы и получил название «Меншикова башня». После пожара 1723 г. башня была частично восстановлена только к 1779 г. В качестве действующего храма открылась лишь в 1863 г. Тогда же церковь приобрела современный вид. В 1923 г. храм Архангела Гавриила был закрыт.
Храм великомученика Феодора Стратилата построен в 1782-1806 гг. архитектором И.В. Еготовым во дворе храма Архангела Гавриила как теплый храм с колокольней. В 1860-1869 гг. был пристроен северный придел в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Закрыт в 1930 г.
В начале 1948 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I в двух храмах, Архангела Гавриила и великомученика Феодора Стратилата, было размещено подворье Антиохийского Патриархата. Открытие подворья состоялось 17 июля 1948 г.
Святыни
Икона Архангела Гавриила в серебряной ризе в местном ряду иконостаса; икона Божией Матери «Благодатное Небо» слева от Царских врат (храм Архангела Гавриила).
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» (храм вмч. Феодора Стратилата).
Богослужение
В храме вмч. Феодора Стратилата: Божественная литургия по будням в 8.00, по воскресным дням в 7.30, вечернее богослужение накануне в 18.00.
В храме Архангела Гавриила: по воскресным и праздничным дням Божественная литургия в 10.00, вечернее богослужение накануне в 18.00.
Настоятель — митрополит Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси.
Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах или Меншикова башня, Москва
Строительство новой церкви, которую можно увидеть нынче, но уже в изменённом виде, как утверждается в одном источнике опирающемся на архивные документы и факты началось в 1701 году и продолжалось до 1707 года по плану и под руководством архитектора И. П. Зарудного. На то время церковь выглядела действительно как высоченная башня, и была абсолютно нетипичной для привычной для России церковной архитектуры. На то время это было самое высокое здание Москвы, достигающее 84 метра. Уходящий в небо шпиль был украшен не привычным для церковных построек крестом, а фигурой архангела Михаила, но всё же с крестом в руках. На одном из ярусов башни были установлены часы-куранты, купленные в Лондоне за огромные на то время деньги, которые нам привычнее видеть на европейских ратушах и башнях, но никак на православных церквях. Как и часы Ратуши они каждый час, половину и четверть часов отбивали звон, а к полудня все многочисленные колокола церкви, коих было около пятидесяти, трезвонили аж целых полчаса. Башня со шпилем – это было конечно, нечто! Можно представить какое психологическое воздействие имел вид церкви с её курантами на тогдашнее население Москвы.
Однако, будучи соратником Петра I-го, Александр Данилович по настоянию царя был призван в новую столицу, которой стал Санкт-Петербург на должность генерал-губернатора от чего, естественно, Меншиков не отказался. Это случилось в 1710 году, после чего интерес к своим московским архитектурным деяниям у него пропал, как и желание вкладываться в их продолжение. Напрасно архитектор Зарудный пытался достучаться до Александра Даниловича посылая ему в 1721 году сообщение о том, что: «А на церкви не токмо кровля, и шпицер, и два полуглавия по самый осмерик, в котором часы стоят мокротою и ветром зело обило, а ежели не будет починено подмаскою или покрытием железным, то умножится гниль в дереве, ветром, расшатав, уронит. А надобно заранее подкрепить и вычинить и покрыть как шпицер, так и оба полуглавия железом дощатым сибирским». Но А. Д. Меншикова были свои архитектурные планы в Санкт-Петербурге, а московское прошлое его уже не интересовало.
Не нужно, так не нужно, подумали свыше, и… 13 июня 1723 года священник церкви отслужив вечернюю, тут же скончался. На следующий день, когда его тело принесли на отпевание, небо над Москвой заволокло тучами, сверху кто-то начал метать гром и молнии, и одна из молний поразила башню церкви, из-за чего случился пожар. Пожар продолжался часа два, люди пытались спасти церковные ценности, но многие из них погибли под церковными куполами, которые стали валиться с обгоревших перекладин, пробивая своды нижнего этажа церкви. Так наказал господь за пренебрежительное отношение к церкви, но почему-то невинных. Впрочем, и самому Александру Даниловичу досталось. 8 сентября 1727 года Меншиков был обвинен в государственной измене и хищении казны и вместе с семьей сослан в сибирский город Березов, а всё имущество Меншикова было конфисковано. Кстати, в церкви Архангела Михаила находилась икона с образом Полоцкой Божьей Матери, которая по предположению была написана самим евангелистом Лукой и которую Меншиков привёз после победного сражения в битве со шведами под польским городом Калиш. Икону вписала и церковный иконостас, при пожаре её сумели спаси, далее икона отправилась Санкт-Петербург, а после того как в 1727 году Александра Даниловича отправили ссылку, икона бесследно исчезла.
Теперь вернёмся к церкви. После пожара её более-менее привели в порядок и на протяжении полвека она частично продолжала выполняла свою функцию. А вот реставрация церкви началась только в 1773 г. по инициативе а на средства некоего Гавриила Измайлова жившего на Мясницкой улице. Восстанавливать церковь в первозданном виде он не стал, вместе разрушенных многоярусных башенок, служившими колокольнями и шпиля, был построен завершающий церковь купол в виде барокко, а окна сохранившихся башен заложены кирпичом. На месте погибших скульптур установили вазоны.
В начале XIX-го века в бывшая усадьба Меншикова была обустроена под городской Почтамт. В ведомство Почтамта и на его финансирование была передана и Меншикова башня, которую так и называли в то время: Гаврииловская церковь при почтамте. На её содержание ведомство выделяло ежегодно по 2600 руб. серебром. Службы в храме проводились только летом, так как внутри не было отопления. В 1806 году по заказу директора почты Ф.П. Ключарева при Гаврииловском храме на линии Телеграфного переулка построили церковь Федора Стратилата, которая использовалась как колокольня. Во время нашествия на Москву наполеоновских войск в 1812 году дом Почтамта и обе ведомственные церкви уцелели и даже не имели никаких повреждений. Сохранилась в целости даже вся церковная утварь.
В 1852 году митрополит Филарет, епископ православной российской церкви, наказал уничтожить масонские знаки расположенные на церковных стенах, однако, из-за отсутствия финансирования, это случилось лишь через 10 лет. А в 1872 году уже Почтамт отказался содержать на своем балансе церковь, после чего она стала приходской. После этого территория вокруг храма стала застраиваться, что и можно видеть сегодня – церковь со всех сторон плотно оккупирована различными зданиями.
В после революционные годы работники почтамта с новым мышлением в 1928 году составили обращение в Моссовет с предложением о сносе башни: «Само здание приходит в ветхость и никем не ремонтируется, как исторической ценности не представляет, никто её не осматривает и существованием её не интересуется, а между тем она занимает довольно значительную площадь во дворе Почтамта, которая в связи с механизацией крайне необходима для него. Ввиду сего Почтамт просит Президиум Моссовета о закрытии церкви и о предоставлении помещения для нужд Почтамта и, если возможно, дать разрешение к сносу её». Но этого, к счастью, не произошло. Тем не менее, через два года церковь закрыли и, естественно, богослужения в ней прекратились, а её иконостас был передан в Успенский храм Махачкалы.
В начале Великой Отечественной войны башня пострадала от вражеского налета немецких бомбардировщиков..
А в 1948 году произошло знаменательное событие: состоялся Поместный собор Русской православной церкви, в результате которого было принято решение об открытии при Московском Патриархате Антиохийского подворья для которого были выбраны церкви Архангела Гавриила, и Фёдора Стратилата. Открытие подворья состоялось 17 июля того же года, а через год были завершены восстановительные работы церкви. После уничтожения храма Спаса Преображенского на Преображенской площади в 1964 году, его иконостас перенесли в церковь Архангела Гавриила. И, кстати, храма Спаса Преображенского восстановили в 2015 году.
Когда я посетил эту церковь, она поразила меня своей красотой и обилием украшений. И, естественно, я не догадывался, что прежде она имела совершенно другой внешний вид. Теперь, сравнивая изначальный вид храма и нынешний, всё же вызывает сожаление, что его не восстановили в первозданном виде. Думаю, даже на сегодня это здание того вида было бы эксклюзивным для Москвы.
А уж застройка его плотным кольцом другими зданиями было плохим решением… Нынче сфотографировать церковь толком невозможно, а ведь в начале прошлого века это не составляло проблемы.
Над главным порталом здания расположен барельеф «Вознесения Христова».
Над боковыми порталами рельефные изображения Архангелов Гавриила и Михаила.
Стены храма богаты украшены лепниной в виде гирлянд, орнаментов. херувимов, различных изречений на картушах и книгах, и многим другим.
Внутри храма не менее интересно, однако, к сожалению, пофотографировать не удалось, так как внутри его было прихожане со своими молитвами, и мне не хотелось их тревожить. Поэтому покажу лишь архивные фото найденные в недрах интернета.
.
Храм находится в двухсот метра от станции метро «Чистые прудаы», адрес: Архангельский переулок, дом 15А, строение 9.