храм архангела михаила в тропареве история
История храма
Тропарево, как видно из летописи, было и дворцовым, и монастырским, и купеческим, и государственным селом. На всех этапах его истории источником духовности для жителей села служил храм Архистратига Михаила. Таким он остается и сейчас в масштабах района Тропарево-Никулино и всего Запада столицы.
Исторические источники указывают на то, что «в 1704 году в селе Тропареве существовала каменная церковь во имя Архистратига Михаила, построенная, вероятно, в 1693 году».
Архангельский храм построен в стиле церковной архитектуры конца XVII века. В то время произошел переход от трехглавия (украинский стиль) к пятиглавию по-московски. Этот стиль часто называют «Нарышкинским барокко», поскольку в имениях князей Нарышкиных в то время были сооружены церкви подобного типа. Характерная деталь подобных храмов – сочетание форм, привычных для русских православных церквей, и новых, более пышных элементов декоративного убранства, во многом навеянных западной архитектурой, которая проникала тогда в Россию. В ряде исследовании такой стиль получил название «московского барокко».
Здание имеет симметричную композицию, состоящую из двухсветного пятиглавого основного здания (или «четверика», как его принято называть) и трехчастной апсиды, а также трапезной и трехъярусной шатровой колокольни. Как отмечал М. Ильин – известный историк и краевед: «По своей общей композиции церковь Тропарева мало чем отличается от рядовых храмов предшествующего времени. Однако ее зодчий, видимо, желая не отстать от своего талантливого собрата, обстраивавшего Новодевичий монастырь, решил применить в церкви все то новое, что выглядело столь эффектно в монастырских зданиях…. Храм Тропарева интересен как попытка применить приемы и формы «московского барокко» в рядовой сельской церкви с целью придать ей более парадный, даже торжественный вид».
Колокольня Михайловского храма – характерный образец восьмигранной шатровой колокольни XVII в. Она представляет из себя центрическую площадку под легким, прорезанным небольшими окошками – «слухами», восьмигранным шатром. До нашего времени не дошли и колонки на столбах-опорах шатра, и декоративные наличники слухов. Положение колокольни в соответствии с принятыми канонами – строго по оси над западным входом в храм.
Исстари на Руси существовал обычай совмещать колокольни с теплыми трапезными церквами. Это связано с тем, что летние церкви на долгую русскую зиму обычно закрывали ( трудно было обогревать), а обязательные вседневные службы совершались в теплых церквах при трапезных. Стоит отметить, что именно на XVII в. приходится расцвет национального русского искусства колокольного звона, причем основным способом звона становится звон «в языки», то есть колокол заставляли звучать, раскачивая язык и ударяя им в край. «Языком» называют большой металлический стержень с утолщением и веревкой на конце, прикрепленный изнутри к колоколу. Кроме больших колоколов, выполнявших основную фигуру церковного звона – благовеста, в состав собрания колоколов каждого храма входили и колокола средних регистров, так называемые средние, за приятность звука их называли «красными». Третий разряд колоколов составляли «малые» или «зазвонные». Для связи между звонарями и идущей службой в храме снаружи алтарной стены (возле алтарного окна) вешался небольшой сигнальный колокол «ясак». В необходимый момент пономарь дергал за веревку колокола, и по этому сигналу на колокольне начинался (или прекращался) колокольный звон.
Среди подобных памятников в ближайших окрестностях Москвы храм Михаила Архангела выделяется удлиненными пропорциями четверика, завершенного кокошниками и глухими двухъярусными барабанами глав. Детали архитектурного декора и оконные наличники, укрупненные угловые колонки, карнизы нескольких типов, очевидно, навеяны формами построек Новодевичьего монастыря, сооруженных в 1680-х гг. Среди декоративных элементов храма можно выделить барочные детали: восьмиугольные и двухъярусные шеи глав, формы наличников окон, убранство стен «пилою» (декоративное оформление верхнего фриза), а также особый рисунок железной решетки в окнах второго этажа.
Периоды жизни и восстановления храма Архистратига Михаила в Тропарево берут свое начало с XIII века. Сначала это был деревянный храм. Согласно документам, он перестраивался дважды. Затем, в конце XVII века был построен первый каменный храм. Судя по колокольне, первые каменные работы могли быть произведены в середине XVII в. Строительство было завершено в 1694г. Есть документы, свидетельствующие о том, что в 1823 году был произведен ремонт и частичная перестройка. Последнее большое обновление храма произошло уже в наши дни, в 1993 г.
Храм всегда располагался на одном и том же месте – небольшом холме и был хорошо виден издалека, привлекая внимание проезжих людей, направлявшихся в Москву с юго-запада.
На протяжении «монастырского» периода храм поддерживался в хорошем состоянии. Это видно по описаниям конца XVIII века (сразу после выхода села из-под монастырской опеки): «Московский округ, Пехрянские десятины, село Тропарево, в нем церковь во имя святого Архистратига Михаила, каменная, в твердости, утварно посредственна, церковь большая. Священник Симеон Федоров, указ имеет».
По сохранившимся метрическим книгам мы можем узнать о том, какие священники служили в Тропарево в разные годы. Приведем запись из книги 1832 года: «Московский округ Голенищевской волости села Тропарево церкви Архангела Михаила, священник Николай Некрасов, пономарь Дмитрий Смирнов. 1853 – 1862 гг. – священник Алексей Надеждин, дьяк – Николай Васильев, с 1860 г. – священник Иоанн Покровский, а с 1870 г. – иерей Василий Смирнов».
Здесь хотелось бы сделать отступление и поговорить о куполах русского православного храма. Купола в форме луковиц с завершением в виде золотых крестов имеют древнюю и глубокую символику. Как писал князь Е. Трубецкой «наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся». Это явно заметно в яркие, солнечные дни, когда позолоченные купола словно пылают, отражая золотой свет и, по выражению Трубецкого создают «определенное религиозное настроение, и религиозно-эстетическое впечатление, напоминая издали огромные свечи». Завершением храма всегда являлся (и является до сих пор) крест, форма которого бывает разная. Что касается Михайловского храма, то, приглядевшись, можно заметить, что крест, завершающий колокольню, отличается от крестов куполов основного здания.
Чтобы разобраться в этом, стоит обратиться к истории христианства на Руси… Крест, которым в 988 году великий князь Владимир крестил киевлян имел простую «латинскую» форму. Позднее у креста внизу появилась наклонная поперечина, которая имеет несколько смысловых объяснений. Кстати, именно крест с косой нижней перекладиной считают «русским крестом». Одно из объяснений наклоненной перекладины – в соответствии с церковными преданиями наклонное подножие креста выражает вечное противостояние ада и рая. Это толкование выводят из евангельского рассказа о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом. Согласно представлениям благоразумный разбойник всегда помещался справа от Христа, а нераскаянный разбойник – всегда с левой стороны. На Голгофе для разбойников крест служил своеобразным мерилом. Одному разбойнику, «низводимому в ад тяготою хуления», произнесенному им на Христа, крест стал как коромысло весов, склонившимся вниз под этой страшной тяжестью; другого же разбойника, освобожденного покаянием, крест возносит в Царство Небесное. Кроме того, в этой перекладине есть и практический смысл: поднятый конец перекладины всегда указывает на север, выполняя роль своеобразной стрелки компаса.
Позолоченный крест с полумесяцем у подножия, с пучком звезд в среднокрестии (по 3 на каждую из четырех сторон) в настоящее время водружен на пяти главах храма Архистратига Михаила (кстати, такого же рисунка кресты на Благовещенском соборе в Кремле, Церкви Николы в Хамовниках и др.). По одному из религиозных объяснений в этой форме выражена символика Апокалипсиса: «И явилось не небе великое знамение – жена, облаченная в солнце, а под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1.). По мнению толкователей под этим образом из «Откровения» выводится сама Церковь Христова. Конечно, кресты на куполах храма поставлены недавно, но они соответствуют более древним крестам храма. Об этом можно судить по обследованиям архитекторов, сделанным в 1964 году.
Храм в Тропарево посвящен Архистратигу Михаилу – одному из семи высоко почитаемых архангелов в Православной Церкви. Согласно Священному Писанию, первенец Божественного Творения Денница употребил во зло данную ему Богом свободную волю и стал родоначальником зла. Архангел Михаил, следующий за падшим ангелом по размеру дарований, исповедуя любовь к Богу словами: «Кто яко Бог» (на древнем еврейском языке: Ми-ха-ил), – изгнал сатану и падших с ним ангелов в ад. Апостол Иоанн Богослов так говорит об этом в своем откровении: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона. И дракон, и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную».
Архангел Михаил почитается, прежде всего, как Архистратиг – предводитель небесного воинства, борющийся против сил зла (в переводе с греческого «верховный военачальник»). Изображение на иконах Архангела Михаила имеет символический смысл и выражает разного рода почитания.
В древнерусском искусстве Архангела Михаила обычно изображают в двух вариантах. В одном – Архангел предстает в придворном облачении с лорантной лентой («лор» или «лорум» – широкая и длинная полоса ткани, расшитая жемчугом и драгоценными камнями), в руках держит сферу (зерцало) и жезл, а одет в хитон и гиматий; в другом – изображается как воин, Ахистратиг небесных сил: в правой руке – поднятый меч, а в левой руке – ножны, а облачен он в плащ и длинную кольчугу. Такой тип изображения Михаила Архангела был распространен на Руси с XIII века, об этом свидетельствуют печати великого князя тверского Михаила Ярославовича (стоит отметить, что Архангел Михаил считался покровителем князей и ратной славы), на фреске церкви Успения в Болотове, на соборной иконе в Архангельском соборе Московского Кремля.
По этому же типу написана и храмовая икона Архистратига Михаила в Тропаревском храме. Она расположена справа от царских врат. Светлый образ Архистратига Михаила передает чувство уверенности в победе, и убеждение это создается радостным цветовым созвучием разнообразных оттенков красного цвета.
21 ноября храм в Тропарево отмечает свой главный Престольный праздник – праздник святого Архистратига Божиего Михаила. Этот праздник был установлен Православной Церковью еще в IV веке.
Создание храмов во имя Чуда Архангела Михаила на Руси (именно так ранее назывался храм Архангела Михаила в Тропареве) связано с интереснымфактом чудесного исцеления Святителем Московским Алексием ордынской царицы Тайдулы во второй половине XIV века. Вот как описывает и комментирует это событие историк И.Е. Забелин: «Ордынские цари от начала их владычества очень уважали наших митрополитов и весь поповский чин, как они выражались, почитая их молебниками, что Богу молились за них и за все их племя, а потому и освобождали молебников от всяких даней и пошлин. Быть может, никто из прежних митрополитов не действовал так благотворно на утверждение этого царского убеждения, как Митрополит Алексий. Так, возможно, особое благоволение к митрополиту царя Джанибека и в особенности его матери – царицы Тайдулы, которая в 1357 году вызвала его к себе в Орду для исцеления от болезни своих очей. Когда святитель, собравшись в Орду, служил в Успенском соборе молебен, совершилось благодатное чудо у гроба св. Петра митрополита – «се от себя сама загореся свеча». Святитель раздробил чудную свечу и раздал народу на благословение и часть ее взял с собою с освященную водою». В Орде святителя встретили с большим почетом: «У царицы совершен был молебен, на котором возжена была чудесная свеча; потом святитель окропил царицу св. водою и в тот же час она прозрела. И царь, и вся орда дивились такому событию и оказали святителю хвалу и честь велию, а царь почтил его и бывших с ним многими дарами». По предположению И. Забелина, чудесное исцеление царицы совершилось 6 сентября (ныне день памяти Чуда Архангела Михаила в Хонях); в честь этого был основан Чудов монастырь в Москве (к сожалению, не сохранившийся до наших дней) и стали писаться иконы Михаила Архангела, Чуда Михаила Архангела, которые и стали храмовыми для новых церквей. Возможно, и Тропаревская церковь была впервые сооружена в те времена в память о чуде, случившемся в Орде.
У Тропаревской церкви в свое время было два придела: первый, с южной стороны, созданный в 1789-1791 гг. – во имя происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, и второй, с северной стороны, основанный в 1858 году в честь священномученика Харлампия.
Святитель Харлампий жил в III веке по Р.Х. и был епископом в городе Магнезии в Малой Азии. В то время римским императором был Септимий Север. Харлампий выступал против поклонения идолам и старался проповедовать истинную веру в Иисуса Христа, несмотря на жестокие гонения со стороны властей. В своих проповедях он говорил людям: «Иисус Христос послал пророков и апостолов, чтобы все люди вразумились их проповедью и шли неуклонно путем правды». Языческие власти схватили епископа и привели его к судье, который долго старался убедить его поклониться идолам. Епископ Харлампий решительно отказался отречься от Бога и тогда его подвергли страшным истязаниям. Старец с терпением и мужеством переносил страдание и говорил мучителям своим: «Благодарю вас, что пытая ветхое тело мое, обновляете дух мой, желающий облечься в новую, вечную жизнь». Многие язычники, видя необыкновенную твердость Харлампия, уверовали в истинного Бога и впоследствии были осуждены на смертную казнь. В церкви хранится икона св. Харалампия с частицей его мощей. Чудесно исцеленный от ран своих, святой епископ призывал язычников к истинной вере, исцелял больных и силой Божьей творил чудеса. По повелению императора он был осужден на казнь, но умер прежде, чем его коснулся меч палача.
В XX веке храм в Тропарево не избежал участи многих московских церквей. Накануне войны, в 1939 году, по словам очевидцев, храм закрыли, перекрыв духовный источник этой местности. Колокола были сброшены с колокольни и бесследно исчезли. И только один небольшой колокол, откатившийся тогда в сторону, был бережно подобран жительницей одного из окрестных сел. Долго пребывал храм в полузапустении и полузабытьи. Постепенно исчезали ютившиеся рядом деревенские дома. И вот уже кругом – только современный бетон. Казалось молох разрушения не минует и храм. Но он выстоял.
В 1964 году архитекторы Свешников и Добряков из объединения «Мособлреставрация» провели обследование и реставрацию глав храма Михаила Архангела в Тропарево. После Великой Отечественной войны, когда страна была в разрухе, в первую очередь восстанавливались не храмы, а заводы и фабрики. Поскольку война не дошла до храма Архангела Михаила, то он сохранился без видимых разрушений. Однако, время тоже не щадило его (все же прошло около 250-ти лет), и поэтому в 1957 г. архитектор Куницкая сделала предварительное обследование храма, чтобы составить смету для реставрации. Но только через 7 лет удалось приступить к конкретным работам.
В 1988 году решением исполкома Моссовета № 2118 от 13 декабря 1988 года церковь Архангела Михаила в Тропареве была передана в пользование Русской Православной Церкви и 23 февраля 1989 года церковь Архангела Михаила уже была открыта для верующих. А ровно через год, в день первой годовщины открытия храма, актеры театра на Юго-Западе во главе с главным режиссером В. Беляковичем торжественно передали тот старый колокол настоятелю храма протоиерею Георгию Студенову. Он освятил колокол во время богослужения. Так что, сейчас среди звона новых, сделанных по специальному заказу на одном из уральских заводов колоколов, слышен и родной для храма голос старого колокола. И вот, уже больше десяти лет жители микрорайонов, расположенных вблизи метро «Юго-Западная», слышат мелодичный звон церковных колоколов.
После того, как храм был передан в лоно Русской Православной Церкви, район преобразился. Есть теперь здесь свой центр спокойствия и добра, благословляющий в дальний путь и встречающий при въезде в город.
В храме традиционно происходит много знаменательных событий. Отмечаются одноименные Престольные праздники – соответственно 14 августа (происхождение Честных древ Животворящего Креста) и 23 февраля (в честь священномученика Харлампия). В Харлампиевском приделе хранилась икона с частицами мощей этого святого, которая в день праздника до сих пор выносится для поклонения верующим. Придел во имя происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня был создан и освящен после перенесения иконы из домовой церкви того же наименования, существовавшей в селе Воронцово в имении князя П.И. Репнина.
Проследуем через просторный и уютный трапезный зал в четверик (то есть основное помещение) храма. Здесь, по разные стороны от царских врат, расположены списки с двух икон Божией Матери – Донской справа, и Смоленской (Одигитрии) – слева. Расскажем о них немного подробнее.
Список с Донской иконы особо почитаем в храме, так как жившие в Тропарево сподвижники Дмитрия Донского и их потомки всегда считали ее своей заступницей. Каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю) Донская икона Божией Матери торжественно выставляется в честь своего праздника в храме перед верующими. Свое название она получила со времен битвы Дмитрия Донского с татарами. Донские казаки, прибывшие на помощь великому князю, принесли с собой икону Богоматери, взятую из Благовещенской церкви. Икона стала хоругвью русского войска и в день Куликовской битвы, в 1380 году ее носили среди православных воинов, воодушевляя их на победу. В память победы, одержанной на берегах Дона, икона названа Донскою. В XVI веке был установлен ежегодный праздник в честь этой иконы, который отмечается 19 августа. Дмитрий Донской перенес икону в Москву и поставил сначала в Успенском, а затем в Благовещенском соборе Кремля.
Традиция почитания Смоленской иконы Божией Матери, называемой «Одигитрия», пришла в храм из Новодевичьего монастыря, в чьи владения, как уже упоминалось, входило Тропарево. Тропаревский список сделан, по всей видимости, с иконы XVII века. Глядя на него, невольно вспоминаешь сказания о чудотворной силе иконы. В 1398 году во время нашествия Тамерлана на южные пределы России иконой Смоленской Божией Матери князь Витовт благословил свою дочь Софью – супругу князя Василия Дмитриевича. Софьей перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. Считается, что помогала она и во времена нашествия Наполеона. Накануне Бородинской битвы икону носили по русскому лагерю, чтоб укрепить молитвою воинов к великому подвигу. Особо чтимых списков с этой иконы насчитывалось когда-то более трех тысяч, они хранились как в церквях Москвы, так и в церквях других городов. Празднование иконы Смоленской Божией Матери было определено на 10 августа.
В храме также хранится довольно редкая икона Анны Кашинской. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская родилась во второй половине XIII столетия. После кончины мужа – великого князя Михаила Ярославовича она постриглась в монашество. Потом по просьбе своего сына, князя Василия Кашинского, переселилась в г. Кашин, в Успенский женский монастырь, где и приняла схиму под именем Анны. Своей праведной жизнью она снискала глубокое уважение современников и благоговейную память потомков. В 1649 г. собор в Москве причислил благоверную Анну Кашинскую к лику святых. Икона св. Анны Кашинской была подарена одной из прихожанок храма.
В последние годы храм Михаила Архангела в Тропарево еще больше преобразился. Сверкают на солнце обновленные купола, возведена новая ограда, построен дом причта и воскресная школа. Число верующих, регулярно посещающих храм, постоянно растет.
На восточной стороне храма, у церковной ограды, выходящей на проспект Вернадского, поставлен памятный знак с фамилиями жителей из села Тропарева, погибших в годы Великой Отечественной войны.
В настоящее время храм Архангела Михаила находится в ведении и подчинении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и имеет статус Патриаршего подворья. Святейший Патриарх Алекий II неоднократно посещал храм и совершал в нем богослужения. Настоятель храма протоиерей Георгий Студенов закончил Московскую Духовную Семинарию и Московскую Духовную Академию в Троице Сергиевой лавре. Он вложил и продолжает вкладывать много труда и забот в дело восстановления храма. Протоиерей Георгий Студенов является благочинным храмов Михайловского церковного округа (т.е. всех храмов в Западном округе Москвы), почетным профессором Московского педагогического государственного университета.
В наши дни храм, как отмечалось ранее, заметно преобразился. О нем все чаще сообщают не только московские, но и общероссийские издания, он по праву пользуется репутацией одной из главных достопримечательностей юго-западных окраин столицы.
Что Архангел Михаил по радио говорил?
К 30-летию открытия храма Архистратига Михаила в Тропарёво
Сегодня 30 лет, как открылась первая после гонений советской власти церковь в Москве – храм Архангела Михаила в Тропарёво. О том, как это происходило, вспоминает протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, настоятель храма Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»).
Подарки от Архистратига
Первые храмы, посвященные Архистратигу Михаилу, в нашей стране стали появляться при святителе Алексии, после чуда исцеления по его молитвам царицы Тайдулы.
Русь тогда находилась под игом Золотой Орды. Святой благоверный князь Александр Невский ранее признал более важным отразить угрозу порабощения католическим Западом, главное было – сохранить православную веру. Историк И.Е. Забелин писал:
«Ордынские цари от начала их владычества очень уважали наших митрополитов и весь поповский чин, как они выражались, почитая их молебниками».
Вот и когда ослепла ордынская царица, послали за святителем Алексием. Когда он, отслужив молебен, окропил болящую святой водой, та прозрела. По преданию, это произошло 6 сентября по старому стилю, по новому стилю 19-го – на память Чуда Архангела Михаила в Хонех.
Тогда хан Джанибек снизил для русских дань, а исцеленная царица подарила святителю территорию Московского Кремля, где в благодарность Богу за явленное чудо он заложил Чудов монастырь. Разрушили его в XX веке, при богоборческой власти. Дай Бог, при власти боголюбивой он возродится. Я был в Комиссии по сносу корпуса, который стоял на месте Чудова монастыря.
Архангела Михаила называют Архангелом Апокалипсиса. С ним лучше не шутить
Тропарёвская церковь, скорее всего, тоже была построена в память о чуде, произошедшем в Орде, – храм был освящен именно в память Чуда Архангела Михаила. Это и была первая открывшаяся в Москве после гонений советской власти церковь!
Архангела Михаила почитают за Архистратига последних времен, называют Архангелом Апокалипсиса. С ним лучше не шутить.
Торг неуместен
Храм Архангела Михаила в Тропарёво пытались открыть несколько раз. Там уже бурно отстраивались жилые районы. Жители ходатайствовали об открытии храма, хотели возродить его еще к Олимпиаде 1980 года. Их активно поддерживал митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий (Поярков), живущий рядом.
Я служил тогда еще в храме Святителя Николая в Хамовниках. К нам из Тропарёво даже какие-то работники местного райисполкома приезжали, спрашивали:
– Какие нужны документы в случае открытия церкви?
Заблаговременно решили все разузнать, готовились. Но вмешались какие-то более уполномоченные силы, и вопрос отправили на рассмотрение в ЦК партии, а там ответили:
– Нет, увеличение количества храмов не допускается. Ни в коем случае. Ни при каких обстоятельствах.
– Знаете, у нас новый район. Людям нужен храм. – попытались им было как-то обосновать необходимость возрождения святыни.
– А что такое новый район?! – придрались те. – Это же просто люди из центра переселились туда! Значит, в центре надо убавить храм, а там открыть. Пожалуйста! Или храм в Обыденском, или храм в Хамовниках – давайте какой-нибудь из этих закроем, а там откроем! Выбирайте!
На это не пошли. Торг неуместен.
Так тогда, в начале 1980-х, эту идею с открытием Тропарёвского храма торгаши из ЦК и похоронили.
Символ наказаний Божиих
– Посмотришь на историю храмов, как-то так выходит, что все они создавались в трудные времена – не в легкие, а в трудные! – сказал однажды Святейший Патриарх Алексий II.
Точно так же и возрождались храмы – тогда, когда гром уже грянет, да все мужики, включая тех, что у власти, перекрестятся.
Еще годом ранее, в 1986-м году, произошла Чернобыльская трагедия, прообразом которой многие вдруг стали называть описанную в Апокалипсисе Звезду Полынь (ср. Откр. 8, 10–11).
Полынь в Библии – это символ наказаний Божиих:
«И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их. Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью» (Иер. 9, 13–15).
Люди более возлюбили тьму
Жители Тропарёво вновь стали ходатайствовать об открытии храма Архангела Михаила. В нем тогда располагался какой-то склад агитпропа. Там были нагромождены уличные щиты, транспаранты с лозунгами, перекладины для их установки.
Окна были задраены кровельной жестью, как будто там совершалось нечто, что надо было прятать от глаз людских. Только самая верхняя часть окон была заложена стеклоблоками, тоже, впрочем, непроницаемыми для взгляда и едва-едва, еще и из-за повсеместной там грязи и пыли, пропускавшими немного света внутрь.
Сказано же: «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3, 19–20).
Я приезжал туда и ранее, но зайти посмотреть, что там внутри, не пускали.
Вместо некогда изящной, приветливой храмовой двери были приставлены гаражные ворота. Да и вокруг храм при советской власти обнесли огромным бетонным забором.
Когда в храме такие «ценности», освящения быть не может
И вот снова начались разговоры об открытии храма. Отца Георгия Студенова назначили туда уже настоятелем.
А буквально перед освящением приходит вдруг от «хозяйки» этой горы «медных труб» телеграмма следующего содержания:
«Прошу приостановить вынос ценностей из храма. Освящения быть не может».
– Конечно, когда в храме такие «ценности», освящения быть не может, – как-то особо весело посмеялись мы в Патриархии.
Помню, когда только началась Великая Отечественная война, мама меня отправила в Белоруссию к бабушке. А у нее там квартировали иногда солдаты. Бывало, и побравировать могли, против Церкви что-то по инерции богоборческой пропаганды ляпнуть. Но когда их после первых же сражений приносили к нам в избу и бабушка им делала перевязки, смотришь, а на утро, если только мог встать, вчерашний смельчак, уже перед иконами склонившись, стоит, перебинтованной рукой, как может, а крестится.
А то еще бывало, бабушка начнет утром, как уже уйдут бойцы, выгребать золу из печки, глядь, а там – партийный билет. Видно, зашвырнут подальше, а он через горящие поленья перелетит в угол топки. Бабушка и дожигала эти улики богоотступничества.
На войне атеистов не бывает. Жалко, что это все быстро забывается людьми
На войне атеистов не бывает. Жалко, что это все быстро забывается людьми.
Отец Георгий Студенов быстро организовал вынос этих «ценностей» партии из храма. На газонах тогда постелили рубероид – да и закатали их, чтобы нас потом не обвиняли в том, что мы побросали эти уличные стяги прямо на улице.
Солнце Правды – Сам Христос
В храме тем временем стали все вычищать, отмывать. Все эти блюстители советских порядков, занимавшие ранее храмы, на самом деле были ужасными грязнулями. Какие только завалы и помойки при открытии храмов ни приходилось разгребать!
Никакого иконостаса к тому времени, разумеется, уже не было. Разве что в груде мусора – портреты вождей. У Василия Шукшина есть прекрасный рассказ. Там описано, как бесы, разоряя церковь, выбрасывали иконы из иконостаса:
– А взамен-то что? – спросили у них.
– Наши портреты, – призналась нечисть.
Портреты, известные тогда всей стране, из храма тоже вынесли со всем другим хламом.
Повесили для начала две иконочки – Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и Божией Матери.
В алтаре этого первого открывающегося храма установили престол. Окна в алтаре почему-то были вообще полностью замурованы, будто там творилось нечто самое непотребное.
Но ждать, пока пробьют окна, не стали.
Открытие первого храма в Москве – событие, словно после Апокалипсиса:
«И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21, 23).
Теперь, наоборот, бесовщина в благолепие рядится
Кстати, решение исполкома Моссовета № 2118 об открытии храма Архангела Михаила в Тропарёво было получено в год 1000-летия Крещения Руси, 13 декабря – на память просвещавшего некогда наши пределы апостола Андрея Первозванного!
Страшно за тех, кто без Бога себя оставляет
Собственно, тогда и начиналось время, которое назовут «эпохой Второго Крещения Руси». Возможно, в отместку за этот реванш враг и принялся отрывать Украину.
Символично, что освящение первого открывшегося после гонений в Москве храма совершил владыка Владимир (Сабодан), тогда управделами Московской Патриархии, а впоследствии Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины.
Когда он был уже болен, тамошние националисты (про это со слов митрополита Владимира рассказывал архиепископ Алексий (Фролов)) так прямо ему в глаза и говорили:
– Чтоб ты побыстрее сдох.
– Не дождетесь, – исповедовал свою веру владыка Владимир.
У Бога все живы (ср. Мф. 22, 32, Мк. 12, 27, Лк. 20, 38).
Страшно за тех, кто без Бога себя оставляет. Если раньше храмы Божии бесовскими лозунгами да портретами нагружали, то теперь, наоборот, бесовщина в благолепие рядится.
Очередь к храму
Апостол призывал дорожить временем, «потому что дни лукавы» (Еф. 5, 16). Когда есть возможность что-то сделать для Церкви, надо сразу же делать, иначе потом этой возможности уже может не быть.
Освящение назначили не на ноябрьский день Архангела Михаила, а тут же, в начале года, 23 февраля – на память святителя Харалампия, которому посвящен один из боковых приделов Тропарёвского храма.
Помню, подъезжаю в этот день к храму (это сейчас дорога к нему ведет прямая, а тогда намеренно сделали так, что объезжать надо было). И вот вижу: милиционеров видимо-невидимо. Они там, далеко на подъезде к церкви, буквально через каждые 15 метров, точно в очередь к храму, выстроились.
Архистратиг Михаил является же покровителем доброй рати! «Дай то Бог, – думаю, – чтобы те, кто еще не воцерковлены, каялись, обращались».
Когда я еще был маленьким, у нас при храме Святых апостолов Петра и Павла в Лефортово была такая матушка Параскева, юродивая. Ее все почитали. Знали уже: все, что она ни скажет, сбывалось.
– Вот Архангел Михаил по радио говорил: все церкви откроются! И будет по всей Москве звон! – убеждала, помню, она еще в 1940-е годы. – Все-все церкви откроются! Купола вон золотые всюду блестят!
Я потом вспомнил это ее пророчество спустя полвека, когда как раз первым в Москве храм Архангела Михаила в Тропарёво освящали.
Как люди ждали освящения церквей!
Ранее, еще в 1988-м году, позвал меня как-то к себе отец Матфей Стаднюк, секретарь Святейшего Патриарха, и говорит:
– Батюшка, тут бы надо крестик на храме поставить. – и показывает мне фотографию.
А я смотрю и вообще не могу понять: что это?!
Как потом выяснилось – всего лишь часть бывшего храма, – ее-то первой власти и передали Церкви в год 1000-летия Крещения Руси в качестве, наверно, «подарка».
Я некогда писал в Московской духовной академии работу о московских храмах, ездил-смотрел на них, а тут уставился и не могу сообразить: где это?
– Ну, ты подумай-подумай, – уговаривает меня отец Матфей. – Может, все-таки поставишь крестик.
– Отец Матфей, это же не в Москве? – уточняю.
– В Зеленограде, – отвечает он, положив трубку. – Храм Святителя Николая.
Мне, конечно, туда добираться было сложно. Я без машины. А в Патриархии успевать со всеми делами, да еще и процессом восстановления руководить – нереально. Я об этом и сказал отцу Матфею.
– Ой-ой-ой, – все вздыхал над фотографиями он. – Кого же туда направить. Скажем-ка пока отцу Сергию Суздальцеву – пусть он совершит там молебен и освящение.
Бабушки всю ночь трудились, руками все сорняки выдергали, – так ждали освящения церкви
Тот внутрь храма даже зайти не смог, просто у северной стены этой развалины совершил молебен, и мы вместе с ним покропили стены храма и остатки приходского дома святой водой. Потом, помню, он всем рассказывал, как я там пошел по периметру фундаментов стен и чуть было в подвал не провалился, – мол, и нельзя было меня туда в эту засаду-ловушку одного отправлять.
Так еще осенью 1988 года мы и совершили первое, правда, весьма символичное, малое освящение того, что и храмом-то тогда еще назвать нельзя было.
Но народ с огромным воодушевлением воспринял весть о возрождении святыни. Когда я в первый раз туда приехал, там трава вокруг храма была по пояс. Все заброшено, запущено.
«Ладно, – думаю, – как-нибудь завтра покропим все тут, а потом уж надо будет всем этим по порядку заниматься».
Приезжаем с отцом Сергием на следующий день. Ни одной травинки!! Как это? Что это? Оказывается, бабушки чуть ли не всю ночь трудились, руками все сорняки выдергали, – так ждали освящения церкви!
По ком звонит колокол?
Но первое открытие и освящение храма в Москве состоялось все же в Тропарёво. Храм Архангела Михаила – это был пробный камень. Раньше, помимо описанного выше случая, удавалось разве что где-то отдельный престол освятить, а так, чтобы весь храм, – при советской власти не приходилось. Поскольку новые храмы не открывали, тогда никто толком уже и не помнил, как их освящать надо.
Только приехал я, помню, тогда в Тропарёво, захожу в храм, а мне навстречу растерянный отец Матфей Стаднюк из алтаря выходит.
– Слушай, у меня там мощи в тумбочке в Чистом [1] остались. – говорит. – Садись в мою машину. Езжай за ними! Вот тебе ключ от кабинета…
Не учли, что надо при освящении храма мощи под престол закладывать
Так-то он свои ключи никому не доверял обычно, но тут особый случай: не учли, что надо при освящении храма мощи под престол закладывать!
Я помчался, все нашел, взял, возвращаюсь. А у отца Матфея была «Волга» с затемненными стеклами. Подъезжаю, слышу, звонят во все колокола. Выхожу, ничего не понимаю: так обычно архиерея встречают.
– Федот – да не тот! – резюмировал громко отец Василий Свиденюк.
Навстречу мне повысыпало духовенство, действительно думали – владыка приехал.
Прошел я в алтарь, отдал мощи отцу Матфею. А потом, слышу, доносится:
– Владыка приехал, и что же вы не встречаете?!
И встречные вопросы:
– А правда, почему не звонили?
Видимо, звонарь отзвонил – и с колокольни долой…
Вечером я вернулся домой, где меня ожидала большая скорбь: у меня умирала теща – в 17 часов она скончалась. Раба Божия Антонина. Царство Небесное. Обычно зятья ругают тещ, но она для меня – золотой человек. Да и не только для меня…
Раньше на Руси говорили: «По ком звонит колокол?» – вот и мне тогда вспомнилось, как утром колокол трезвонил. У Бога все живы. И ныне уже также упокоенный владыка Владимир, кому колокол тогда так и не звонил.
Как полковник милиции освящению храма поспособствовал
Народу на освящение храма Архангела Михаила в Тропарёво набилось, как селедки в бочке. И вот, прямо перед освящением, заявилась та самая «хозяйка» транспарантов… Приехала с рабочими. И командует им, чтобы заносили эти неуклюжие свертки рубероида обратно в храм.
Ребята распахивают те самые гаражные ворота, а там – народ, не протолкнуться.
– Куда заносить-то и как? – недоумевают. – По головам, что ли.
А эта дамочка вне себя от ярости, в истерике уже заходится, что-то выкрикивать начинает.
У отца Георгия Студенова тогда в храме старостой был удивительный Владимир Гаврилович Пономаренко. Он подошел к полковнику милиции и как-то так просто с ним потихонечку поговорил:
– Вы бы как-нибудь утихомирили гражданочку. Начнет сейчас скандал устраивать, может до драки дойти. Нехорошо.
Там какой-то газик стоял. Полковник и пригласил туда эту шумящую особу:
– Вы все свои претензии спокойно изложите, сейчас все запишем, – выделил ей сотрудника, – вы только не беспокойтесь.
А как только она в этот газик села, дверцы осторожненько захлопнули, и машина уехала.
– Продолжайте освящение, – взял под козырек полковник.
Остался, чтобы созывать народ на богослужения
Этой «хозяйке» потом еще долго телеграфировали, чтобы забрала свои «ценности» с газонов. Некто от нее приходил, что-то еще забрал. А остальное так и продолжало валяться. Пока не развели костерчик да и не сожгли все эти лжеобещания «светлого будущего», что устроить хотели при оскверненных храмах с замурованными окнами.
Потом уже староста Владимир Гаврилович, смотрю, поменял этот заводской бетонный забор, изолировавший от людей святыню, на прозрачную красивую оградку. Вместо ворот дверь поставили, окна расчистили… И так, постепенно, все стали усилиями прихода приводить в достойный вид.
А то, помню, когда мы при освящении храма в первый раз обходили его крестным ходом вокруг, я поднял глаза вверх, взглянул на купола – и замер! Они прямо светятся: тоненькие такие, точно ажурные – так уже проржавели, и непонятно, на чем они держатся. И это при том, что реставраторы на свой страх и риск еще при советской власти что-то там предпринимать пытались. В 1957-м году проводили обследования, хотя укрепить конструкции смогли уже только после отстранения Хрущева от власти, в 1964-м году.
Царские врата в этот Архангельский храм отец Георгий, помню, привез из Переделкино. Народ отовсюду иконы стал нести. Началось сооружение иконостаса. А ровно через год, в день первой годовщины открытия храма, вдруг чудом сохранившийся малый колокол еще со старой, до закрытия храма, колокольни в храм, ко всеобщей радости, доставили.
Остался, чтобы созывать народ на богослужения. Главное, чтобы люди в храмы шли.