храм архангела михаила во владимирской области
История храма
История Михаило-Архангельского храма началась в 1880-е годы с ходатайства председателя правления Благотворительного общества, предводителя губернского дворянства М.М. Леонтьева (потомка выдающегося полководца А.В. Суворова по материнской линии) о строительстве храма для жителей близлежащего района и детей, обучавшихся в ремесленно-грамотной школе. М.М. Леонтьев стал председателем строительной комиссии.
«Владимирские епархиальные ведомости» за 1891 год сообщают, что в день закладки храма Михаила Архангела, 13 октября, шел проливной дождь, однако к тому моменту, как крестный ход вышел из Успенского собора, неожиданно погода улучшилась. Первый камень фундамента заложил архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност.
19 сентября 1893 года на звонницу было поднято 5 колоколов, а 28 ноября того же года храм был торжественно освящен.
Церковь была построена по завещанию отставного капитана Федора Григорьевича Архангельского, на оставленный им капитал, на указанном им месте. Помогали строительству и другие жертвователи, в том числе Ю.С. Нечаев-Мальцев. Храм был выстроен на земле, принадлежавшей Владимирскому благотворительному обществу, губернским инженером И.А. Карабутовым по проекту губернского архитектора А.П. Афанасьева. Главу храма украшал зеркальный крест, изготовленный на заводе Заславских из Екатеринославля (г. Днепропетровск). Иконостас из черного дуба работы московского художника Э. Бетте, иконы написаны иконописцем Н. Сафоновым из Палеха. Паникадило и церковная утварь были привезены из Москвы от купца Агапова.
Храм был построен в византийском стиле, «имеет весьма красивый наружный вид и весьма изящный внутри, но очень небольших размеров – может вмещать не более 300 или 400 человек».
В 1929 году церковь была закрыта. Утрачены были внутреннее убранство, зеркальный крест, звонница. В 1985 году в здании церкви была открыта музейная экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника «Часы и время».
Новая история храма началась в 1997 году. 19 апреля этого года состоялось освящение храма. Спустя 5 лет, 27 апреля 2002 года произошло освящение звонницы, построенной по проекту епархиального архитектора А.Н. Трофимова. 26 апреля 2003 года был торжественно освящен новый алтарь. Долгожданное событие для прихожан состоялось 7 июня 2010 года, когда на купол храма был поднят хрустальный крест, аналогов которому нет в России. Освящая крест архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий сказал: «Очень важно, что в нашей жизни происходят подобные светлые и радостные события, мы восстанавливаем то, что было разрушено, возрождаем забытое, возвращаем утраченное. Пусть этот сверкающий крест радует каждого верующего и своим светом напоминает ему о божественном сиянии».
Храм Архангела Михаила на Студёной горе
В группе нашего храма будут публиковаться:
• новости приходской жизни
• освещаться важные и интересные события, которые будут происходить в храме
• объявления и расписания служб
Показать полностью.
• информация о воскресной школе «ПИЛИГРИМ»
• мероприятия православного молодёжного движения «CREDO»
• расписания занятий воскресной школы для взрослых
• объявления и отчеты об экскурсиях, паломнических поездках
• информация о работе социальной службы
Храм Архангела Михаила на Студёной горе запись закреплена
Часто церковный праздник является воспоминанием того или иного события отечественной истории, однако в наше время церковные и государственные праздники совпадают очень редко. Церковно-государственным праздник в честь Казанской иконы Богородицы становится с 1649 года, когда царь Алексей Михайлович повелел отмечать не только день ее явления, 8 июля, но и 22 октября (даты указаны по старому стилю — прим. ред.), в память избавления Москвы и России от поляков. Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. Но вот, наконец, многовековой праздник Русской Церкви вновь стал государственным — 4 ноября 2005 года впервые отмечался День народного единства, известный всем православным как «осенняя Казанская». И Церковь, и государство вспоминают в этот день одно событие: освобождение Москвы от поляков в 1612 году, конец Смутного времени.
Храм Архангела Михаила на Студёной горе запись закреплена
ЗАКОН БОЖИЙ
Святый пророк Елисей был сын земледельца, по имени Сафата. Бог прославил пророка многими чудесами.
Показать полностью.
После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотию Илии по воде; вода расступилась, и он перешел по сухому дну.
Когда Елисей пришел в город Иерихон, жители этого города сказали ему: «у нас вода нехорошая, и от этого земля бесплодна». Елисей бросил в источник воды соли, и вода сделалась вкусною и здоровою.
Близ города Вефиля Елисея увидели вышедшие из города дети, и стали смеяться над ним и кричать: «иди, иди, плешивый!» Он сказал им, что за такое непочтение к старшим они будут наказаны Богом. В это время вышли из леса две медведицы и растерзали сорок два ребенка из них.
Однажды к Елисею пришла бедная вдова, плакала и говорила: «Мой муж умер и оставил после себя много долгу. Теперь заимодавец хочет взять за долг обоих моих детей в рабы».
«Что у тебя есть в доме?» спросил Елисей.
Женщина ответила: «ничего нет, кроме одного сосуда с маслом».
Елисей сказал ей: «Пойди, попроси себе у всех соседей как можно больше пустых сосудов, запри за собою дверь и разлей в сосуды масло».
Женщина так и сделала. Масло лилось до тех пор, пока не наполнились все сосуды. Она продала масло, уплатила весь долг и еще осталось у нее довольно денег на прожитие со своими сыновьями.
В городе Сонаме одна богатая женщина имела сына. Случилось так, что у нее ребенок вдруг заболел и в тот же день умер. Она пришла к Елисею и в отчаянии упала к ногам его. Пророк вошел в дом, где лежал ребенок, и долго молился Богу. Ребенок ожил.
Военачальник царя сирийского, Нееман, был болен проказою (заразительными гнойными ранами). Никто не мог вылечить его от этой болезни. У жены Неемана была служанкою пленная еврейская девушка. Видя страдания своего господина, она сказала: «Вот, если бы господин мой побывал у пророка в Самарии, то он снял бы с него проказу».
Нееман поехал в землю израильскую к пророку Елисею. Елисей выслал слугу сказать Нееману, чтобы он семь раз омылся в реке Иордане. Нееман сделал так, как велел ему пророк, и тотчас стал здоровым. С богатыми дарами возвратился он к Елисею, но пророк ничего не принял от него.
Когда Нееман отправился домой, слуга Елисея, Гиезий, догнал его и взял у него, от имени пророка, серебро и несколько одежд. Скрыв полученное, Гиезий явился к Елисею.
«Откуда ты, Гиезий?» спросил его Елисей.
«Раб твой никуда не ходил», ответил Гиезий.
Тогда пророк обличил его ложь и сказал ему: «вместе с серебром Неемана пусть перейдет к тебе и болезнь его». И вышел Гиезий от Елисея, покрытый проказою.
Пророк Елисей и после своей смерти совершил чудо. Через год после его смерти, мимо пещеры, где он был погребен, несли умершего. Но, увидев неприятелей, погребавшие поспешно бросили умершего человека в пещеру пророка. Как только он, при падении своем, коснулся костей Елисея, тотчас ожил и встал на ноги свои.
Источник: Закон Божий: для семьи и школы / сост. прот. Серафим Слободской.
Храм Архангела Михаила на Студёной горе запись закреплена
ИЗРЕЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ
«Нет паче (выше) послушания, как послушание церкви! И если токмо тряпочкою протереть пол в дому Господнем, превыше всякого другого дела поставится у Бога.»
Преподобный Серафим Саровский.
Храм Архангела Михаила на Студёной горе запись закреплена
Храм Архангела Михаила на Студёной горе запись закреплена
ЗАКОН БОЖИЙ
Пророк Илия жил при самом нечестивом израильском царе Ахаве, который поклонялся идолу Ваалу (солнцу) и принуждал к тому же и народ.
Показать полностью.
Илья пришел к Ахаву и от имени Божия объявил ему: «за твое нечестие в эти годы не будет ни дождя, ни росы, разве только по моей молитве».
Так и случилось. Началась страшная засуха; даже трава погибла, и настал голод. Илья, по воле Божией, поселился в пустыне у одного ручья, куда вороны приносили ему хлеб и мясо, а воду он пил из ручья.
Когда ручей высох, Бог повелел пророку идти в языческий город Сарепту Сидонскую к одной бедной вдове и жить у нее. У этой вдовы, которая жила с сыном своим, оставалась только одна горсть муки и немного масла. Придя в Сарепту, Илия велел ей испечь для него лепешку и обещал, что мука и масло не будут убывать, пока не даст Господь дождя на землю. Женщина поверила пророку Божию и сделала так, как он сказал ей. Мука и масло у нее не убывали. Вскоре у этой вдовы заболел сын и умер. Пророк Илия трижды помолился над ним Богу, и мальчик ожил.
Три с половиною года продолжалась засуха. Илья, по повелению Божию, снова пришел к Ахаву и предложил ему собрать израильский народ на горе Кармил. Когда Ахав собрал народ, Илия сказал: «Довольно вам быть в нечестии. Познайте истинного Бога. Давайте, принесем жертву: вы – Ваалу, а я – Господу Богу, но огня не будем подкладывать. Кто пошлет с неба огонь на жертву Тот и есть истинный Бог». Все согласились.
Первыми стали приносить жертву жрецы Вааловы. Они приготовили жертвенник, положили на него тельца и целый день около него скакали и кричали: «Ваал, Ваал, услыши нас!» Но ответа не было. Наступил вечер. Тогда Илия приготовил жертвенник, выкопал кругом его ров, положил на жертвенник дрова и тельца и велел поливать жертву водой так, что ею наполнился ров. Потом Илия обратился с молитвою к Господу. И тотчас сошел с неба огонь Господень, и попалил не только дрова и жертву, но уничтожил и воду, наполнявшую ров, и камни, из которых был сложен жертвенник. Весь народ в страхе пал на землю и воскликнул: «Господь есть истинный Бог, Господь есть истинный Бог!»
После этого Илия взошел на вершину горы и стал молиться о дожде. Подул с моря ветер, показались на небе большие тучи и пошел сильный дождь.
Голос Божий сказал ему: «Илия! Выйди и стань на горе пред лицом Господним».
И вот, подул большой, сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы. Но в этом ветре не было Господа.
Потом было землетрясение, но в землетрясении также не было Господа.
Потом появился огонь, но и в огне не было Господа.
После всего было веяние тихого ветра, и там был Господь.
Господь утешил Илию и сказал, что среди израильтян есть еще семь тысяч человек, которые не кланялись идолам, и что Он воздвигнет среди них после него пророка Елисея, которого и повелел помазать.
Это явление Господа показало Илие, что Господь не только карающий и грозный Судия, но и милующий, добрый Отец. Явление это также прообразовало собою пришествие на землю Иисуса Христа, явившегося не для того, чтобы судить и наказывать, но чтобы помиловать и спасти людей.
Илия, согласно указанию Божию, помазал в пророки Елисея, который потом стал учеником его. Однажды, когда они шли вместе, Илия сказал Елисею: «Пока я с тобою, проси меня, о чем хочешь».
Елисей ответил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне».
Илия сказал: «Многого ты просишь, но если увидишь, как я буду взят от тебя, то получишь».
Они пошли дальше. Вдруг явилась огненная колесница с огненными конями, и Илия понесся в вихре на небо.
Елисей, видя это, воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его».
Эти слова пророка Елисея, означали, что святой пророк Илия своими молитвами защищал царство израильское от врагов лучше, чем все воинство израильское – колесницы и конница его.
В это время к ногам Елисея упала милоть, то есть верхняя одежда, Илии. Елисей поднял ее и с нею получил двойной дар пророческий.
Источник: Закон Божий: для семьи и школы / сост. прот. Серафим Слободской.
Архангельский Погост. Храм Архангела Михаила близ д.Митино
Официальный сайт храма
О Храме
Величественный Храм Архангела Михаила расположен в красивой лесистой местности, на Архангельском погосте близ деревни Митино Киржачского района Владимирской области. Первое упоминание о нем относится к 1628 году, тогда он был деревянным. В 1814 году был заложен новый каменный храм. В числе его основателей — предки знаменитого русского пионера цветной фотографии С.М. Прокудина-Горского, который был крещен в этом Храме в 1863 году.
История Храма связана со многими выдающимися людьми, с честью послужившими Богу и России. На старинном Архангельском погосте упокоены С.М. Прокудин-Горский (брат деда знаменитого фотографа); первая игуменья Хмелевского Скорбященского монастыря монахиня Мелитина; последний настоятель храма о. Алексий Преображенский (+1934); главный военный дирижёр, начальник академического ансамбля имени А.В. Александрова, генерал-лейтенант В.М. Халилов (+2016); знаменитый советский кардиохирург А.Н. Кайдаш (+1988); предки известного российского дипломата В.И. Чуркина (+2017), памятник которому установлен благодарными сербами в близлежащей деревне Маринкино.
До недавнего времени Храм находился в ведении Киржачского Свято-Благовещенского монастыря, теперь он передан вновь образованному православному приходу. После более 80-ти лет забвения и запустения возрождается приходская жизнь. Кирпичное здание Храма состоит из центрального придела Архангела Михаила и трапезной с приделами Успения Божией Матери и святителя Спиридона Тримифунтского. За последние годы многое сделано, проведены работы по очистке от мусора, покрыта железом крыша трапезной части, подведено электричество, установлены маковка и крест на купол, обустроен придел Спиридона Тримифунтского, проводятся богослужения. Но основные работы по восстановлению Храма ещё впереди.
Архангельский Погост. Храм Архангела Михаила близ д.Митино
Официальный сайт храма
Контакты
Как из Москвы добраться до Храма на автомобиле. (около 135 км)
По федеральной трассе М-7 (Москва-Нижний Новгород), минуя Ногинск, доезжаем до Плотава-Ожерелки (от МКАДа около 70 км) и под мостом поворачиваем на трассу А-108 (на Сергиев посад). Далее через 30 км поворачиваем направо (указатель на Киржач) и едем до Киржача (около 12 км ). Проезжаем через весь г.Киржач (почти прямо около 5 км) в сторону Кольчугино, и до д.Ефремово (около 8 км), в конце её поворот направо ( в сторону Хмелево). По хорошей асфальтовой дороге никуда не сворачивая с асфальта едем до д.Халино (ещё 8км), потом спускаемся вниз оврага, где будет стоять указатель налево «Митино 1,5 км» и повернув налево проезжаем ещё 600 м.
Поздравляем, вы приехали. (Может навигатор найдёт лучший путь)
Поделиться:
Икона дня
Православный календарь
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355).
Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Анастасия (III). Прав. Тавифы (I). Собор новомучеников и исповедников земли Карельской (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 октября)139.
Прп. Матроны Власовой исп. (1963).
Утр. – Ев. 9-е,Ин., 65 зач., XX, 19–31.Лит. –Гал., 200 зач., I, 11–19.Лк., 83 зач., XVI, 19–31.Мчч.:Еф., 224 зач. (от полу’), IV, 7–13.Мф., 34 зач. (от полу’), X, 1–8.
храм Арх. Михаила, г. Владимир, воскресная школа
храм Арх. Михаила, г. Владимир, воскресная школа запись закреплена
храм Арх. Михаила, г. Владимир, воскресная школа запись закреплена
Владимирская епархия
31 октября 2021 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, в день памяти апостола и евангелиста Луки, епископ Ковровский Стефан совершил Божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе города Владимира. Его Преосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Сергий Фестинатов и соборное духовенство.
По окончанию богослужения епископ Стефан наградил потрудившихся на благо Русской Православной Церкви клириков и мирян города Владимира, вручив им епархиальные юбилейные медали «800 лет со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского».
храм Арх. Михаила, г. Владимир, воскресная школа запись закреплена
Православные бабушки
Почему православных священников называют попами
Большинство исследователей считают, что слово «поп» происходит от греческого πάπας – «отец», и изначально не имело негативной окраски. Но после реформы Патриарха Никона, русское белое духовенство стали именовать на греческий манер. Вместо попов и протопопов появились иереи и протоиереи.
Как обращались к священникам до XX века
Показать полностью.
Попами в Российской Империи называли до XVIII века белое духовенство (в отличие от чёрного священства – монашествующих, попы могли жениться). Распространялось это название и на семью священника, например, супругу батюшки называли попадьёй, дочь – поповной и так далее.
После реформы Никона, слово «поп» широко использовалось в народе, наравне с отцом, батюшкой и иереем. Миряне обычно звали пастыря не по чину, а по имени-отчеству.
Максимально негативную окраску слово «поп» приобрело с 1917 года, после прихода к власти большевиков. Планомерная антирелигиозная политика советской России сказывается до сих пор: как на верующих, так и на духовенстве.
Попы в русских сказках
Говорить о том, что слово «поп» стало негативно-окрашенным только в советское время неверно. В русских сказках часто фигурируют персонажи-священники, в анекдотах времен Российской империи высмеивались отрицательные, совсем нехристианские поступки «попов».
Уничижительную коннотацию имел не сам сан, а скорее недобросовестные представители духовенства: жадные, глупые и жестокие.
В народных сказках попы бывали как положительные, так и отрицательные. Но чаще всего поп в русском сказании – персонаж нейтральный и упоминается вскользь, как например, в сказке «Вошьи сапожки», где поп оригинальным способом выдаёт свою дочь замуж.
И если говорить о сказках, то первое, что приходит на ум – это произведение Александра Сергеевича Пушкина о попе и его работнике Балде. С лёгкой руки классика чин «поп» приобрёл пренебрежительный оттенок и стал именем нарицательным по отношению к скупому и недобропорядочному священнослужителю. После публикации в XIX веке и по сей день, сказка воспринимается неоднозначно Православной Церковью.
Память Отцов Предавший
Крещение Руси в 988 году не могло в одночасье уничтожить языческое влияние на умонастроения в народе. Не всегда и не везде христианских миссионеров встречали с распростёртыми объятиями.
Неоязычники полагают, что из-за неприязни к новым пастырям и пошло нарицательное название для христианских проповедников – поп, т.е. память отцов предавший.
Но эта гипотеза не имеет ничего общего с исторической реальностью. Источники подтверждают, что языческая вера, хоть и считалась ошибочной, но все относились к обычаям предков на Руси уважительно. В «Слове о полку Игореве», русичи называются Даждьбожьими внуками, не смотря на то, что автор являлся христианином.
Образ священнослужителя высмеивался в газетах, книгах, на радио. Практически везде священнослужитель изображался как алчный, безнравственный, отталкивающий персонаж. И называли его исключительно «поп». Советское руководство прекрасно понимало, кто является целевой аудиторией: рабочие и крестьяне вряд ли называли священников «иереями».
Сохранились многие документальные свидетельства гонения на Православную Церковь: это и гротескные пропагандистские карикатуры, язвительные, циничные пасквили, выступления «Союза Безбожников» и так далее. Последствия воинствующего атеизма проявляются и сегодня.
Некоторые современные последователи вероборцев переходят грань критики религии и не способны к конструктивной дискуссии. Слово «поп» используется ими как оскорбление.
Можно ли называть священника попом?
Первоначальное значение слова «поп» не несёт в себе негативное значение. Однако перед тем как обращаться так к священнику, стоит узнать приемлемо ли для него такое обращение или нет. То, что для одного будет обычным профессиональным названием, для другого может оказаться показателем вашего негативного настроя к нему.
храм Арх. Михаила, г. Владимир, воскресная школа запись закреплена
храм Арх. Михаила, г. Владимир, воскресная школа запись закреплена
Воскресная школа: всё для педагогов и родителей
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
https://cloud.mail.ru/public/GHXi/Qmaoim3hP
храм Арх. Михаила, г. Владимир, воскресная школа запись закреплена
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ
17октября В 16:00
Ждём вас на встречу, посвящённую празднику Покрова Божией Матери
Ансамбль «Лучинушка»
Молодёжный ансамбль
Приглашённые солисты
И душевное чаепитие
Адрес: ул.Георгиевская 2а (за старой аптекой)
храм Арх. Михаила, г. Владимир, воскресная школа запись закреплена
храм Арх. Михаила, г. Владимир, воскресная школа запись закреплена
храм Арх. Михаила, г. Владимир, воскресная школа запись закреплена
Храм Святого Василия Великого (с.Борисовское)
храм Арх. Михаила, г. Владимир, воскресная школа запись закреплена
28 августа Святой Православной Церковью празднуется Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
К этому празднику мы готовились двухнедельным Успенским постом. Праздник называется Успением («засыпанием»), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а, главное, называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, так как через три дня Она воскрешена была Господом и вознесена на небо.
Показать полностью.
Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.
Здесь Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, Ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе.
Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Она молилась и ожидала Своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее душу с Собой.
Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.
После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».
«Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».
Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».
Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных богородичных праздников Церкви.
Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием – «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII в. 16 января, т. е. через вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX в. в то же число – «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа – Вознесения Богоматери на небо).
В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI в., когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI, а V в. – сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV в. существовало множество храмов, посвященных Богородице.
Один из них – Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Архиеп. Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» указывает на то, что согласно свидетельству Стишного пролога (древнего месяцеслова в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и что свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII в. мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.
Тропарь праздника, глас 1:
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.