храм арсаки владимирская область

Арсаки. Смоленско-Зосимова пустынь. Собор Смоленской иконы Божией Матери.

Карта и ближайшие объекты

храм арсаки владимирская область

Статьи

29 декабря 1892 года архимандрит Павел (Глебов) становится наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сразу после вступления в должность архимандрит отправляется на осмотр обителей, находившихся в подчинении Лавры. Убогий вид Зосимовой пустыни произвёл на него удручающее впечатление. Когда отец-наместник отстоял в храме панихиду у могилы схимонаха Зосимы, то уже в сердце своём почувствовал непреодолимое стремление сделаться устроителем этой страждущей обители. В продолжении зимы 1892-1893 годов архимандрит Павел начал завозить кирпич и материал для постройки первого каменного корпуса с трапезной. Кирпич доставил игумен Махрищского монастыря отец Амфилохий, и первыми деньгами, вложенными в это дело, послужила тысяча рублей, пожертвованная на помин души покойного казначея Лавры Авдия.

В 1893 году Иван Ефимович Ефимов, издатель духовной литературы, изъявил желание построить каменный собор на месте первоначального храма и над могилой старца Зосимы. Прежний храм, перестроенный из часовни на средства боголюбивого московского купца Дмитрия Михайловича Шапошникова, не мог уже отвечать нуждам обители, поэтому архимандрит Павел испросил согласие на его разработку у прежнего храмоустроителя. Когда согласие Димитрия Михайловича было получено, то с благословения епархиального начальства архимандрит разрешил начать разборку храма и колокольни.

Все священные предметы: престол, жертвенник, иконостас, иконы были перенесены в братский трапезный корпус, где устроили храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Это позволило совершать ежедневные богослужения на весь период строительства Смоленского собора.

Из книги «Зосимовский Патерик. Жития святых и подвижников благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни» в 2-х томах. Зосимова пустынь, 2012.

Не так уж много существует монастырских ансамблей, которые были бы выстроены в единой стилистике. Обыкновенно монастыри отстраивались постепенно, век за веком, благодаря чему в их облике присутствует, как правило, известная эклектичность. Не то с Зосимовой пустынью. Она возводилась на рубеже ХIХ-ХХ веков, и весь облик её ярко иллюстрирует «псевдорусские течения» в отечественном зодчестве.

Вообще, в отношении старинных икон обитель небогата. Но есть здесь нечто более важное, чем старые иконы. Это новообретённые мощи преподобных Германа и Алексия Зосимовских. И если останки старца Германа покоились в монастыре, под спудом в Соловецком приделе Смоленского храма, то прп. Алексия погребли вдалеке от родной пустыни. В 1928 году почившего старца похоронили на Кукуевском кладбище Сергиева Посада, а в 1956 году останки его, в связи с ликвидацией Кукуевского кладбища, перенесли на Северное кладбище (тоже в Сергиевом Посаде). Вот здесь-то в 1994 году и состоялось обретение мощей старца. Теперь мощи преподобных Германа и Алексия пребывают в Смоленском соборе Зосимовой пустыни, в общей раке.

Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №90, ООО «Де Агостини», 2020

Источник

Обитель, затерянная в лесах

Смоленская Зосимова пустынь находится в Александровском районе Владимирской области, в 25 километрах к северо-востоку от Сергиева Посада. Это мужской монастырь, основанный в 17 веке. Место мало известное большинству людей по нескольким причинам. Самая главная — закрытие и разорение монастыря в 20-е годы прошлого века. Вторая и очень веская — на его территории и в его помещениях была расположена воинская часть. Третья — дальность: прямая дорога в 3 километра ведёт от станции Арсаки до КПП, потом еще по территории немалое расстояние…

Может быть, никогда бы и не бывать нам в этом месте, если бы здесь же, в Арсаках, у нас не было дачи. О существовании пустыни мы знали, однако нескончаемые дачные дела и знание о том, что для прохода на территорию воинской части требуется пропуск, как-то останавливало наши поползновения в ту сторону.

храм арсаки владимирская область

Наконец это случилось в ненастный сентябрьский день, когда в гости приехали наши друзья и из-за непогоды отменилась запланированная дальняя поездка. Уже было известно, что воинская часть находится в стадии расформирования, что давало нам больше шансов на беспрепятственный проезд к храму. На КПП проверили документы только у того, кто вёл машину, и пропустили. Ещё какое-то время мы ехали по территории с заброшенными уже одноэтажными зданиями, поросшим травой плацем, остатками плакатов на покосившихся стендах. Наконец показались красные стены обители.

храм арсаки владимирская область

Зосимова пустынь названа по имени её основателя, схимонаха Троице-Сергеевой лавры Зосимы. В 1680 году он пришёл сюда, на высокий берег реки Молокчи, в глухие леса, подальше от населённых мест. Постепенно люди узнавали, что здесь живёт святой старец, и стали приходить к нему за советом и помощью. Были среди паломников и известные в нашей истории люди, например сестра Петра I Наталья Алексеевна. После кончины старца монастырь опустел, но паломники всё равно приходили на его могилу. Неподалёку находится Александрова слобода, в которой было немало царственных узниц — Евдокия Лопухина после Суздаля была перевезена в Александрову слободу, пострижены в монастырь за сочувствие сестре Софье сёстры Петра I Марфа и Феодосия, некоторое время в годы опалы там провела дочь Петра I Елизавета Петровна. Есть документальные свидетельства, что Елизавета посещала могилу стаца Зосимы.

храм арсаки владимирская область

Вторая жизнь обители началась в 19 веке, когда ею управлял схиигумен Герман (1897—1923 гг.). Именно при нём были возведены все краснокирпичные постройки в русском стиле. Тогда же появилось второе название — Смоленская, потому что в монастырь была пожертвована древняя икона Смоленской Божией Матери, семейная реликвия рода Колычевых, потомков митрополита Филиппа, который, если помните, посмел вступить в конфликт с Иоанном Грозным здесь же, в Александровской слободе, где «квартировала» опричнина, был сослан в Тверь и там тайно казнён Малютой Скуратовым. Вот такие исторические переплетения. В честь святыни над местом погребения основателя пустыни Зосимы соорудили храм во имя Смоленской иконы Божией Матери (освящён в 1900 году).

храм арсаки владимирская область

С 1898 года до закрытия монастыря в 1923 году здесь жил старец Алексий (Соловьёв), который в 1917 году был членом Всероссийского Поместного Собора по избранию Патриарха Московского и всея Руси и вытянул жребий с именем Тихона — нового Патриарха Русской православной церкви. К нему приезжали Сергей Булгаков, Павел Флоренский, московский митрополит Макарий (Невский) и другие именитые и простые люди.

храм арсаки владимирская область

С 1916 года Алексий жил в маленькой келье, примыкающей к алтарю надвратной церкви Всех Святых. Корпус, в котором находились эти кельи, построили на пожертвования великой княгини Елизаветы Фёдоровны, она была духовной дочерью Алексия. В последние годы жизни в келье этого корпуса поселился преподобный Герман, который здесь и умер в 1923 году, слава богу, не увидев своими глазами, какая беда постигла монастырь, обустройству которого он отдал остаток своей жизни.

Источник

Смоленско-Зосимова мужская пустынь

храм арсаки владимирская область

Свято-Смоленская Зоси́мова пу́стынь — мужской монастырь Александровской епархии Русской православной церкви, расположенный в Александровском районе Владимирской области, к востоку от железнодорожной станции Арсаки.

Первоначально основана в конце XVII века; до 1919 года была приписана к Троице-Сергиевой лавре; возобновлена в нынешнем виде в 1992 году.

Содержание

История [ править ]

Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

храм арсаки владимирская область

Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

В конце XIX в. при игум. Германе Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около 100 монахов. В 1897-м выстроили над могилой основателя большой Смоленский собор,

храм арсаки владимирская область

Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Божией Матери. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей вмч. Георгия Победоносца.

Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к 2 святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. Зосимова пустынь притягивала многие тысячи богомольцев.

За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский,

храм арсаки владимирская область

После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой Лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей прп. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 г. умер игум. Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия». Летом 1923-го пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть.

Возобновлён в апреле 1992 года.

Современное состояние [ править ]

Новая история Свято- Смоленской Зосимовой мужской пустыни, история ее возрождения начинается 15 марта 1992 года с Указа Епископа (ныне Митрополит) Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии монастыря и возобновления в нем монашеской жизни. Знаменательно, что Указ Владыки Евлогия последовал в день когда Русская Православная Церковь чтит Державный образ Пресвятой Богородицы. Тем же Указом первым настоятелем новооткрытой обители назначается несельник Свято-Тройцкой Сергиевой Лавры игумен Порфирий (Клименко).

Уже 2.04.1992 года о. Порфирий подает заявление о регистрации гражданского Устава монастыря. В монастыре начинают совершаться первые Богослужения, собирается первая, очень пока немногочисленная братия, появляются и первые прихожане.

храм арсаки владимирская область

храм арсаки владимирская область

В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) а в 2000 году преп. Алексия (Соловьёва, также для общецерковного прославления, память 2 октября)

Воинская инженерная часть оказала большую помощь в восстановлении Смоленской Зосимовой Пустыни. Но самый удивительный результат сотрудничества монастыря и воинской части – это православный солдатский хор «За Веру и Отечество» под художественным руководством иеромонаха Варнавы (Столбикова).

храм арсаки владимирская область

За 20 лет православный солдатский хор «За Веру и Отечество» Инженерных войск снискал всероссийскую известность, хор является дипломантом Международных конкурсов православной музыки.

Храмы [ править ]

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Церковь Всех Святых

Церковь Сергия Радонежского

Святыни [ править ]

Рака с мощами преп. Зосимы Владимирского, основателя пустыни

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия)

Фото [ править ]

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес [ править ]

601604, Владимирская область, Александровский район, п/о Плеханы

Паломнику [ править ]

Расписание богослужений [ править ]

Контактные телефоны [ править ]

гор. + 7 (49244) 9 47 11, добавочный 235 (канцелярия монастыря)

моб. +7(925)422-63-86 (помощник настоятеля и эконом монастыря иеродиакон Мелхиседек)

Источник

Храм арсаки владимирская область

Дорогие братья и сестры!

Приглашаем Вас посетить наш монастырь. Мы принимаем паломников, индивидуально и группами.

Условия посещения монастыря паломническими группами.

Мы имеем возможность принять на ночлег паломнические группы до 12-ти человек. В монастырской гостиницые 2 келии: женская на 6 мест и мужская, также на 6 мест. Паломникам останавливающимся в монастырской гостинице предосталяется трапеза в паломнической трапезной (за посильное пожертвование, которое можно опустить самим в кружки для пожертвований в храме или передать келарю (монаху Паисию). Просьба НЕ ОСТАВЛЯТЬ денежных пожертвований работникам трапезной!

______________________

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ

желающим принять участие в монастырских богослужениях, необходимо иметь при себе документы подтверждающие их сан и обосновывающие пребывание вне пределов собственной епархии.

Клирикам епархий Владимирской митрополии предоставление документов не требуется.

МОНАСТЫРЬ НЕ ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДОСТВЛЯТЬ ТРАПЕЗУ ДЛЯ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ГРУПП (КРОМЕ ТЕХ, КОМУ БЛАГОСЛОВЛЕН НОЧЛЕГ В МОНАСТЫРЕ)!

В монастыре, и в городке вокруг монастыря, нет точек общественного питания, поэтому просим руководителей групп учесть это при планировании поездок.

Не принимаются группы, использующие монастырь только для ночлега, без присутствия на монастырских службах.

ФОТО И ВИДЕО СЪЕМКА РАЗРЕШЕНА ТОЛЬКО НА ТЕРРИТОРИИ ОБИТЕЛИ.

ФОТО И ВИДЕО СЪЕМКА В ХРАМАХ, КАК ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ, ТАК И В НЕ БОГОСЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ, И В ПОМЕЩЕНИЯХ МОНАСТЫРСКОГО МУЗЕЯ

НЕ БЛАГОСЛОВЛЯЕТСЯ.

Индивидуальные паломники желающие посетить монастырь с ночлегом, принимаются на срок до 3-х дней. При желании можно остаться на более долгий срок в качестве трудника (только мужчины от 18-ти лет), получив благословение Настоятеля игумена Серафима или Благочинного, иеросхимонаха Пимена. Все паломники останавливающиеся в монастыре более чем на одну ночь, могут по необходимости привлекаться к монастырским послушаниям.

Благословение на посещение трапезной и поселение в монастырскую гостиницу имеют право давать только настоятель, благочинный и (на одну ночь накануне воскресных и праздничных дней, выделенных в расписании богослужений красным цветом) эконом монастыря.

МЫ НЕ ПРИНИМАЕМ ПРАЗДНОШАТАЮЩИХСЯ «МОНАХОВ», «ИНОКОВ» И «ПОСЛУШНИКОВ» САМОВОЛЬНО ПОКИНУВШИХ СВОИ ОБИТЕЛИ!

Напоминаем, что самовольно оставившие свой монастырь, теряют право ношения монашеских одежд и право именоваться монашескими званием и именем.

Дорогие братья и сестры, паломники. Просим Вас с пониманием отнестись к весьма скромным условиям размещения в гостинице. Чтобы остаться в монастыре на ночлег необходимо приехать до окончания вечернего Богослужения ( в крайнем случае не позднее 20.00 часов). В более позднее время и поселение в гостиницу не производится (возможно только в исключительных случаях и по предварительной договоренности с монастырем).

Как проехать в Зосимову пустынь:

ТАК КАК ВОЕННАЯ ЧАСТЬ РАСФОРМИРОВАНА, ДЛЯ ПРОЕЗДА ЧЕРЕЗ КПП ЗАКАЗВАТЬ ПРОПУСК ЗАРАНЕЕ НЕ НАДО!

Необходимо лишь предварительно получить благословение на посещение монастыря или ночлег, созвонившись с монастырем по телефону.

По всем вопросам связанным организации экскурсий и посещением музея, следует обращаться по телефону (или тот же номер в WhatsApp, из-за нестабильной работы мобильной связи, сюда дозвониться проще) +7(999)856-90-21 мон. Паисий.

МОНАСТЫРСКИЙ МУЗЕЙ.

Дорогие братья и сестры!

С 30 октября по 7 ноября монастырь не будет принимать паломнические группы, экскурсии в монастырский музей проводиться не будут, паломническая гостиница также будет закрыта.

Расписание и правила посещения богослужений остаются без изменений.

______________________

Просим обратить внимание на то, что монастрь отвечает на телефонные звонки ежедневно, с 9.00 до 16.00 часов, кроме воскресений и церковных праздников выделеных в расписании богослужений красным цветом .

В это же время мы отвечаем на сообщения в WhatsApp, Viber или E-mail.

________________

МОНАСТЫРЬ ЖИВЕТ И ДЕЙСТВУЕТ БЛАГОДАРЯ ВАШЕЙ ЖЕРТВЕННОЙ ПОМОЩИ.

С началом отопительного сезона мы особенно нуждаемся в вашей поддержке!

Сделать пожертвование можно переведя деньги на карту Сбербанка

№ 4817 7602 5672 4638.

(Сергей Юрьевич С.)

В связи с участившимися случаями мошеннических действий с переводами на банковские карты, просьба ОБЯЗАТЕЛЬНО указывать назначение платежа: «Пожертвование на уставную деятельность».

Монастырь в социальных сетях:
храм арсаки владимирская область храм арсаки владимирская область

Источник

Свято-Смоленская Зосимова пустынь близ ст. Арсаки Епархиальные монастыри РПЦ

храм арсаки владимирская область

История

Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. была поставлена деревянная часовня над могилой схимонаха Зосимы. В 1867 пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

Краткий расцвет, пережитый Смоленской Зосимовой обителью в конце XIX—начале XX веков, сам по себе составляет отдельную главу в летописании русского монашества и Русской Церкви вообще. Но расцвела Зосимова пустынь отнюдь не на пустом месте. Ее питали глубокие традиции святости, укоренившиеся здесь еще в XVII столетии.

В 1899 году в Москве вышла в свет книга о Смоленской Зосимовой пустыни, написанная будущим митрополитом, священномучеником, а тогда — еще иеромонахом Серафимом (Чичаговым).

«Двести лет тому назад, в прежнем Переяславль-Залесском, в Кинельском стану, на холмистом берегу небольшой речки Молохчи, красовалась лесная пустошь с небольшими полянами, заросшими травою, называемая Ульяниной и значительно удаленная от людского жилья. Не без воли Божией, в неведомый для нас день, посетил эту пустошь некий старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. Понравилась старцу эта пустынь. Красивый, вековой лес, извилистая речка и глубочайшая тишина, прерываемая лишь пением и перекрикиванием птиц. Помолился блаженный старец, испросил откровение воли Божией и, познав в своем чистом сердце, что именно это место предназначено ему для подвижничества и пустынножительства, — он остался уже здесь навсегда».

Шли годы, вокруг старца собралась братия — правда, весьма немногочисленная (предание сохранило имена лишь монахов Ионы и Кирилла), — появились огороды, кельи. Потянулись в пустынь богомольцы. Были среди них и представители знатных фамилий. Глубоко почитала старца Зосиму царевна Наталия Алексеевна, сестра Петра I. Ее стараниями выросла и украсилась в пустыни часовня.

После смерти отца Зосимы его ученики и сотрудники разошлись кто куда. Часовня, построенная иноками, была приписана к Лукиановой пустыни, расположенной вблизи Александрова. Существуют некоторые сведения, что в 1728 году Зосимову пустынь восстановили, священномученик Серафим (Чичагов) упоминает имя одного из тогдашних ее строителей — иеромонаха Иоакима, — но в печально известном 1764 году ее закрыли вновь, а часовню и все небогатое имущество причислили к приходской церкви села Никульского.

В дальнейшем пустынь ждали куда большие горести. Старец Симеон Ермолаев, собиравший в середине XIX века сведения о схимонахе Зосиме, так описывал этот скорбный период: «Опустела часовня, или келья, в которой жил отец Зосима, но на его могилу, на которой был поставлен большой памятник из белого камня. стекалось много народу. и теперь служили панихиды, которые служил священник села Никульского, к приходу которого принадлежала пустыня. Священник села Слотина, отец Иаков, сильно завидовал доходу, который получал от панихид священник села Никульского, и потому пришел к владельцу этой пустыни господину Симонову и уговаривал его, чтобы вынести образа из часовни и перенести их в церковь села Слотина, что и исполнилось; также с могилы старца Зосимы был снят памятник и перевезен священником (который стесал топором надпись) в село Слотино. Часовню же г. Тимонов обратил в птичную, и когда устроил клевушки и все нужное, то перевели всех домашних птиц и двух свиней в новую птичную. Но каково было изумление птичницы, когда она, проснувшись на другой день, увидела свиней и всех птиц мертвыми. Говорят, это было в 1798 году».

Вскоре после этого умер и помещик Тимонов, а так как он был бездетен, то после смерти его вдовы Ульянина пустошь отошла к другим владельцам и на протяжении следующих десятилетий не раз переходила из рук в руки.

Часовня, столь опрометчиво превращенная Тимоновым, если верить старцу Симеону, в птичник, за это время совершенно разрушилась, а о месте погребения отца Зосимы напоминал теперь лишь простой деревянный крест. Но местные жители не позабыли об угоднике Божием, лежащем под этим крестом, и по-прежнему приходили сюда.

В 1848 году стараниями вдовы александровского купца И.Ф. Баранова, приобретшего лес Ульяниной пустоши на сруб, в Зосимовой пустыни вновь появилась часовня. Вследствие этого паломничество к святому месту оживилось, но первые шаги к возрождению здесь монашеской жизни были сделаны лишь в 1866 году, когда помещица Г. И. Неттель, владевшая в то время землей, на которой находились часовня и могила старца Зосимы, составила дарственную на нее, имея желание подарить землю Троице-Сергиевой Лавре.

В прошении, поданном ею в Лаврский собор, говорилось, что она «жертвует три десятины, с произрастающим на оной (земле — прим. ред.) еловым и березовым лесом и часовнею, для служения в сей последней братиею киновии молебнов и панихид по схимонахе Зосиме, при часовне погребенном, желающим из обывателей окрестных деревень».

Намерение свое госпоже Неттель удалось исполнить, однако, лишь спустя три года, но зато вскоре ее примеру последовали и другие вла¬ельцы близлежащих земель. В итоге возрождающемуся монастырю было подарено десять десятин земли.Близкое участие в восстановлении Зосимовой пустыни принимал блаженный Филиппушка из лаврской братии.

Сам он к моменту начала серьезных работ по благоустройству монастыря уже умер, и начатое дело продолжил его сын Прокопий (в постриге— Порфирий). Трудам Филиппушки и Порфирия, как отмечает монах Аристоклий, современный историограф пустыни, «постоянно мешали почти детективные истории, возникавшие на протяжении двух десятков лет вокруг Зосимовой пустыни. Достаточно привести факт обвинения юродивою в печатании у себя в пещерах фальшивых денег!»

Слух о фальшивых кредитных билетах, распространившийся в 1867 году, привел даже к обыску в келье Филиппушки. Разумеется, ничего предосудительного в ней не нашли, но митрополит Филарет (Дроздов), близко знавший и почитавший блаженного, благословил его на время перейти в другую обитель. Филиппушка повиновался архипастырю, а в 1868 году скончался. Лишь в 1889 году над могилой старца Зосимы, благодаря молитвам отца Порфирия и усердию купеческой семьи Шапошниковых, вырос каменный храм, освященный в честь святыни, некогда принесенной пустынножителем на это место, — Смоленской иконы Божией Матери. В 1890 году Д. M. Шапошников на свои средства выстроил в пустыни и корпус для монашествующей братии.

Некоторое время статус Зосимовой пустыни оставался неопределенным, а ее материальное положение — малоутешительным. Но вскоре Господь послал ей устроителя, готового трудиться на благо ее не по одной только обязанности, а по душевному влечению. Им стал архимандрит Павел (Глебов), в 1891 году назначенный наместником Троице-Сергиевой Лавры.

«Объезжая все обители, подчиненные Лавре, — пишет священномученик Серафим (Чичагов), — он посетил и Зосимову пустынь. Убогий вид пустыни произвел сильное впечатление на него. Обитель не имела ограды, была совершенно открыта. Храм, составлявший несказанную радость пустыни, был в сущности тесен и длинен, так как он образовался из часовни, к которой пристроили паперть и трапезную часть. Зимою про-
мерзали тонкие стекла часовни; было сыро; пол лежал на самой земле. Общий вид пустыни, в которой имелся всего один корпус для келий и затем три старые избы, невольно заставлял вдумываться в положение монашествующих и желать принести посильную помощь. Когда отец наместник отстоял в храме панихиду у могилы схимонаха Зосимы, то он уже в сердце своем почувствовал непреодолимое стремление сделаться устроителем этой страждущей обители».

Почти тотчас архимандрит Павел начал изыскивать материалы и средства для постройки каменного братского корпуса, затем объявился благотворитель, пожелавший дать пожертвование на строительство нового соборного храма. За несколько лет обустройство пустыни продвинулось настолько, насколько не продвигалось за все минувшие десятилетия.

В 1897 году по указу митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) и с благословения архимандрита Павла настоятелем в Зосимову пустынь был назначен иеромонах Герман (Гомзин), насельник лаврского Гефсиманского скита. С ним в пустынь пришли несколько послушников, составившие костяк зосимовской братии. К 1910-м годам число ее увеличилось до ста человек, монастырь приобрел прекрасный архитектурный ансамбль и превратился в одну из всероссийских святынь: духовным окормлением здешних старцев пользовались виднейшие деятели Церкви, представители аристократических фамилий и интеллигенции. Зосимова пустынь словно приняла эстафету от Оптиной, где в это время один за другим угасали светильники русского старчества — преподобные Амвросий (+ 1891), Анатолий (+l894), Исаакий (+l894), Иосиф (+l911), Варсонофий (+1913).

В описании Зосимовой пустыни, составленном священномученика. Серафимом (издание 1913 года), так освещена жизнь обители в период ее расцвета:

«Братия живет по примеру св. отцов, под руководством старцев, открывая им ежедневно свои помышления и грехопадения, выслушивая опытные указания и наставления. Число братии простирается до ста человек, иеромонахов 14, иеродиаконов 8, рясофорных 18, монахов 20 и до 40 чел. послушников. Казначеем состоит иеромонах Митрофан, а благочинным — иеромонах Мелхиседек.

Характерные черты подвижничества Зосимовой пустыни: продолжительные богослужения в храме, в будние дни Саровское правило с «умною» молитвою и поклонами, строгое послушание не за страх, а за совесть и неустанный труд. Всех послушаний до пятнадцати: день и ночь читается Псалтирь за благодетелей, прислуживают в храме, пишут иконы, занимаются токарным ремеслом, столярничают, переплетают книги, пекут просфоры, пекут хлебы, работают на кухне, шьют одежды, занимаются малярной работой, в кузнице, на скотном дворе, в слесарной, лудят посуду.

Скромно, молчаливо и безропотно несут насельники Зосимовой обители свой подвиг, заботятся не о мирских потребностях, а о едином на потребу. Почти все необходимое справляется руками братии; никто не пред ставляет исключения при исполнении работ; все трудятся во главе с игуменом, который собственным примером учит братию неусыпному бдению, молитве и грудам, помня завет Иоанна Златоуста, что «от примера исходит самое действенное учение»».

17/30 января 1923 года схиигумен Зосимовой пустыни преподобный Герман скончался. Скорбная дата эта существенна для истории монастыря, поскольку о. Герман предсказывал, что при его жизни обитель не закроют. А тучи уже сгущались. Прекратили свое существование Лавра, многие монастыри Московской и Владимирской епархий. После кончины преподобного Германа подошла очередь и Зосимовой пустыни. Большевики разогнали ее в один день — на Вознесение, которое пришлось в 1923 году на 6 мая по старому стилю. Братия рассеялась. Судьбы некоторых отныне были связаны с Высоко-Петровским монастырем, где настоятельствовал духовный сын прп. Германа епископ Варфоломей (Ремов), другие поселились поблизости от закрытой пустыни и Лавры (в частности, в Загорске жил до самой своей кончины знаменитый старец Алексий (Соловьев).

В ближайшие годы большинству из них суждено было ступить на тернистый путь мученичества и исповедничества. А в поруганной Зосимовой пустыни расположился детский дом. Он хозяйничал здесь недолго, уступив место куда более «прочному» постояльцу — воинской части.
Монастырские корпуса переоборудовали под жилье для офицеров и их семей, в Смоленском соборе был устроен клуб. Но и этот этап многотрудной истории обители постепенно уходит в прошлое.

В 1992 году в Зосимову пустынь пришли первые монахи. 15 марта 1992 года с Указа Епископа (ныне Митрополит) Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии монастыря и возобновления в нем монашеской жизни. Началось возрождение монастыря.

В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) а в 2000 году преп. Алексия (Соловьёва, также для общецерковного прославления, память 2 октября).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *