храм асклепия в эпидавре
По Греции. Часть 7: Святилище Асклепия и античный театр Эпидавра
От Коринфского перешейка до Эпидавра около шестидесяти километров. Мы пересекли канал и оказались на Пелопоннесе, который благодаря этому каналу стал не полуостровом, а островом. Его северо-восточная часть — Арголида является полуостровом этого острова.
Маршрутот Коринфского канала до Эпидавра
Дорога в Эпидавр идет по живописному побережью Саронического залива. Примерно через час с недолгой остановкой по пути мы оказались в Святилище, знаменитом своим одним из самых больших в мире Античным театром и Асклепионом.
Говорят, что в этом античном театре проходили «реабилитацию» зрелищем до 14 000 эпидаврских больных святилища Асклепия! Впечатлительные и доверчивые — верят… А для меня — древнегреко-скептика, — это очередной красивый миф, в который мы готовы верить, так как с детства верим в Древнюю Грецию. Ведь даже в наши времена в современном Эпидавре живет гораздо меньше народу, чем может вместить в себя этот театр. Нет никакой экономической целесообразности для постройки такого гигантского театра в столь безлюдной местности. А представить себе путешествующих ради развлечений и приехавших сюда со всей страны древних греков я как-то не могу.
На самом деле, даже на официальных сайтах пишут, что до начала XIX века никто даже не догадывался о наличии в этом месте такого внушительного сооружения. Раскопки были произведены в конце XIX-го — начале XX-го веков.
Все, что мы видим сейчас — современная реконструкция, служащая для возбуждения интереса у туристов. И я не возражаю, для этого я сюда и приехал!
Считается, что Асклепион — храм, посвященный богу медицины, появился здесь в VI-ом веке до нашей эры. В течение нескольких столетий это место было очень популярным у древних греков, совершавшим паломничества с целью исцеления. Для нас имя Асклепия не очень известно, мы привыкли к другому имени по-древнеримски — Эскулап.
Результаты раскопок Асклепиона не очень внушительны. Объясняют это тем, что Святилище было разграблено еще древними римлянами. Кроме того несколько землетрясений довершили процесс разрушения. Вам покажут руины храмов, посвященных Асклепию, бассейны с термальными водами, помещения, в которых жрецы принимали пациентов, а также здания для атлетических состязаний — стадион, гимнасий, и комнаты для гостей.
Небольшой местный музей посвящен археологическим находкам, якобы найденным в святилище Асклепия.
Вам расскажут о толосовом захоронении, покажут капитель колонны, якобы вырезанной знаменитым скульптором Поликлетом, а также коллекцию хирургических инструментов и дарственные надписи, сделанных по заказу исцеленных.
Верить или не верить в эти древнегреческие мифы, каждый выбирает для себя. Однако поставить перед собой этот вопрос, безусловно, стоит, раз уж вы заехали в это место! К сожалению, фотосъемка в музее запрещена!
А сразу после осмотра античного театра вас наверняка завезут в какой-либо сувенирный торговый центр, чтобы опустошить ваши кошельки!
Мы там провели около часа, правда, значительную часть этого времени занял показ изготовления керамической посуды на гончарном станке. В самом деле, любопытно! Потом нам рассказали об особенностях росписей на этой посуде.
Эпидавр — святилище Асклепия и действующий театр
Путешествуем сами! traveltu.ru
Добрый день, друзья! Греция — страна с потрясающей природой, тёплыми морскими пляжами и потрясающими древними памятниками. Эпидавр (Επίδαυρος) известен как главная здравница древнего мира и современный театр. Сейчас на месте святилища — археологический сайт, музей и театр с потрясающей акустикой, построенный в 350-330 гг. до н.э. Поликлетом младшим, где проходят современные театральные фестивали. Театр восстановлен и находится под охраной ЮНЕСКО.
Греция. Полуостров Пелопоннес. Арголидский полуостров. Ном Арголида. Επίδαυρος находится в 130 км от Афин. 30 км от Микен, 27 км от Нафплио.
Рассказ мы разделили на две части: о сайте и музее и о том, как попасть на спектакль.
Эпидавр — 12 пункт нашего маршрута по Греции, но всё длинное путешествие мы строили и планировали от этой точки, поскольку давно мечтали увидеть настоящую греческую трагедию в настоящем древнем театре.
Совет: если у вас длинный маршрут и вы хотите попасть в театр, начните с бронирования места в театре. Спектакли не проходят каждый день, — тут нужно подгадать число и пьесу. Хоть древнегреческий театр и рассчитан на 14 000 человек, мест в «зале» может не хватить. Фестиваль очень популярен, в нём участвуют лучшие режиссёры мира.
Святилище Асклепия
Греки называли его Асклепион, поскольку посвящёно оно богу врачевания Асклепию.
Совет: когда будете искать место на карте и в интернете стоит рассматривать оба названия: Эпидавр (Epidavros) и святилище Асклепия.
Когда-то город был столицей местности Эпидаврия, с собственным морским портом и островными колониями. Город был богат и знаменит. Несмотря на то, что Асклепионов в Греции было немало, этот храм пользовался мировой известностью и собирал десятки тысяч людей.
Храм Асклепия. Реконструкция
Что же такое святилище Асклепия? Религиозный комплекс с главным храмом и множеством дополнительных построек, включающих театр, стадион, где проводились спортивные состязания в честь бога Асклепия, гостиницы для «клиентов» и дома жрецов, дополнительные храмы греческим богам, хирургические и стоматологические кабинеты, помещения для общения с богами во сне, кабинет сенсорной депривации, святилище египетских богов.
Т.е. в первую очередь Эпидавр это — древняя больница, госпиталь, где людей лечили всеми известными в древнем мире способами.
Наверняка этот список не полный, но и он позволяет понять, что подход к здоровью в древнем мире был комплексным. Поэтому Эпидавр и называют главной здравницей древнего мира.
Место силы
Святилище появилось в микенскую эпоху. Это, так называемый, доисторический период (XVI — XI века до н. э.) Какой храм здесь был и какому богу он посвящён мы не знаем. Но известно, что до Асклепиона, здесь находилось святилище Аполлона, и что Аполлон выполнял функции врачевателя в более ранний исторический период. Многие святилища и позже посвящались обоим богам: и Аполлону и Асклепию.
Другие известные места силы древней Греции — святилище Аполлона в Дельфах, священная роща Зевса в Олимпии, гора в Эфесе.
В Эпидавре не обнаружено уходящих в недра земли расселин или таинственных артефактов вроде омфала, но известна таинственная комната. Жрецы отправляли в это помещение людей, нуждающихся в лечении.
Помещение представляло собой что-то вроде камеры сенсорной депривации — изолированного места, куда не попадают ни свет и ни звуки, где температура держится на одном уровне (человеческого тела). Т.е человек не получает никаких сенсорных ощущений и находится во тьме и в безвременье.
Здесь болящий засыпал и ему снился сон, из которого жрецы получали информацию о способе лечения. Но самое интересное не это. Интересно то, что человек мог очнуться от сна прооперированным — со свежими надрезами на теле или же рядом с ним обнаруживались капли крови.
И, конечно, жрецы были ни при чём. Хотя уже в то время они могли проводить хирургические операции. Откуда мы это знаем? Всё просто — в древнем мире исцелённые пациенты приносили дары Асклепию, и были эти дары в виде удалённого органа, например почки, отлитой из золота.
Инструменты из музея
Археологами найдено большое количество таких даров и хирургические инструменты. Всё это можно увидеть в музее Эпидавра.
А мы вернёмся к Истории.
Асклепий
Согласно древнегреческим мифам, Асклепий — сын Аполлона и Нимфы Крониды (судя по имени она была из дочерей Кроноса — бога более древнего, чем Зевс, отец Аполлона). В легенде о рождении Асклепия мы видим интересную информацию.
Затем Аполлон отдал сына на воспитание древнейшему из мифических существ — бессмертному мудрому кентавру Хирону (сыну Кроноса). Всё это гениалогическое древо Асклепия говорит о том, что он владел хтоническими знаниями, связанными с культами древней богини земли Реи, с тайной рождения и смерти. Сам Бог изображался в виде Змея. Позже как человек, но с непременным атрибутом — змеёй или двумя змеями. В брендовом знаке современной медицины мы и сейчас видим чашу со змеёй.
У Асклепия остались дети, которым он передал свои знания, но они больше не рисковали нарушать установленное богами равновесие и воскрешать людей из мёртвых. Имена некоторых детей мы отлично знаем: Здоровье, Гигиена, Панацея.
Научная версия говорит о том, что в Эпидаврии жил реальный человек Асклепий, опытный врач и учёный, научивший своих детей (их называли Асклепиадами) и помощников искусству врачевания. Потомки Асклепия обосновались на острове Кносс.
Культ змеи
В Эпидавре процветал культ змеи, — жрецы пользовали змеелечение. Предварительно пациент приносил жертву змее. Считалось, что излечение наступало после того, как змея лизнёт языком болящего. (Представляю, какой адреналиновый шок испытывал человек).
Змеи были особенными и жили при храме. Позже, уже в римской истории, им довелось спасти Рим от чумы. Одна из храмовых змей Асклепиона была привезена в Рим, когда там началась эпидемия. Змее выстроили храм и поселили на небольшом острове на реке Тибр.
Объекты комплекса Epidavros
Это и есть археологический сайт. Здесь находятся руины, восстановленные или частично восстановленные объекты древнего святилища. Реставрация продолжается постоянно. На данный момент полностью восстановлен театр.
Театр в Эпидавре
Сцена и зрительный зал находятся под открытым небом. Декорациями служит природа.
На один спектакль может приехать столько зрителей, сколько бывает за сезон в городском театре.
Акустические характеристики каменной чаши театра в Эпидавре легендарны.
Театр в Эпидавре является объектом ЮНЕСКО.
В рассчитанном более чем на 14 000 человек зале слышен малейший шорох. Представляете, как красиво звучит там многоголосое пение?
С 1954 года в Эпидавре проходит ежегодный Летний Эллинский фестиваль (театральный фестиваль античной драмы). Тогда же театр стали называть Домом античной драмы. Идут пьесы Софокла, Еврипида, других древних авторов в современной трактовке.
Спектакли идут только на греческом языке без перевода. Поэтому заранее стоит ознакомиться или освежить в памяти содержание трагедии.
Мы мечтали услышать и посмотреть Орестею. И нам невероятно повезло — в день, который мы наметили, как раз шла пьеса Орест.
Пока мы на машине добирались в Эпидавр, я напоминала Гале содержание. Она сопротивлялась и не хотела запоминать имена главных персонажей трагедии. И правда, с их именами всё так путано получалось.
Буквально через 7 минут после начала спектакля мы понимали всё, что происходит на сцене, а Галка радовалась, что узнаёт персонажей по именам, что оказалось в этой трагедии немаловажным.
Билеты мы забронировали из дома, заранее.
В Греции, в нужный день мы на машине приехали в Эпидавр. Вы не представляете, сколько автомобилей подъезжало к театру. Порядок процесса парковки потряс не меньше спектакля и самого асклепиона.
Территория парковки огромна. Она разбита на площадки. Везде оперативно и спокойно работают регулировщики движения, направляя поток машин в разных направлениях, к месту парковки.
Тысячи машин парковались моментально, движение не останавливалось ни на минуту.
При таком количестве приехавших на спектакль зрителей мы ожидали долго искать кассу и очередь, чтобы получить свои билеты по брони.
Кассы мы обнаружили сразу, очередь была, но через 11 минут после приезда, билеты были уже у нас в руках. Поразительная организация.
Как попасть на спектакль
Время работы
Сколько стоит
6 евро за вход на территорию раскопок, посещение музея входит в стоимость.
Где остановиться в Эпидавре
В Эпидавре есть хорошие отели, можно остановиться в них. Чтобы не напороться на
табличку «свободных мест нет», забронируйте номер в отеле заранее через этот сайт бронирования.
Предлагаем неплохие варианты отелей в Эпидавре
Как добраться
Название маршрута ATHINA-KRANIDI. Выйти на остановке ARCHEA EPIDAVROS. Время в пути — примерно два часа. Будьте внимательны, это — не конечная остановка автобуса. Он идёт дальше. Стоимость билета туда-обратно около 25 €.
В дни театральных и музыкальных фестивалей организуются дополнительные и специальные вечерние рейсы.
Совет. Можно остановиться в городе Нафплио и оттуда делать вылазки в Эпидавр, Микены, Коринф, Спарту.
Адрес: Ethniki Odos Isthmou Archaias Epidavrou
Эпидавр на карте
Друзья, спасибо вам за интерес к нашему сайту. Подпишитесь на наши обновления одним простым кликом. Мы будем присылать новые статьи на ваш электронный ящик.
Античный Эпидавр и окрестности
Эпидавр – один из важнейших памятников в Греции, посещаемый ради потрясающего античного театра, построенного примерно в 330-320 годах до нашей эры. Театр славится необычайной акустикой, благодаря которой он с большим успехом служит сценой для постановок древнегреческих трагедий и классической драмы в рамках ежегодного Афинского фестиваля (спектакли идут в пятницу и субботу с июня и до конца августа). В афише обычно представлены произведения Софокла, Эврипида и Эсхила.
Стоит подстроить свои планы в соответствии с расписанием фестивальных мероприятий, и не так уж важно, насколько хорошо вы владеете новогреческим языком, на котором идут спектакли. Учтите, что во время фестиваля спектакли начинаются поздно, когда почти все другие заведения и учреждения уже закрыты. Но в Эпидавре интересен не только театр, который был лишь частью святилища, одного из самых значимых для всего Древнего мира. Более полутысячи лет, с VI века до нашей эры и до римской эпохи включительно, сюда стекались толпы паломников, чтобы почтить бога целительства Асклепия. Теперь это место входит в список Всемирного наследия.
Древний театр и Асклепион
Святилище в Эпидавре было посвящено Асклепию, бывшему, по преданию, сыном Аполлона и смертной женщины. Храмы, посвящённые Асклепию, сооружали по всей Греции и размещали их вблизи родников. Святилище стяжало громкую славу, по значимости с Эпидавром мог сравниться только остров Кос с подобным храмом, но здешнее святилище, видимо, было самым богатым.
Храм одаривали богатые пилигримы, хороший доход приносили проводившиеся там каждые четыре года празднества, сопровождавшиеся драматическими представлениями в театре, который мы называем теперь античным, и Истмийскими играми. Особенно процветал Асклепион в IV и III веках до нашей эры, но в 293 году до нашей эры Рим опустошила эпидемия, и римляне перевезли здешнюю священную змею в столицу империи.
Но современных посетителей эта сторона достопримечательности Греции волнует мало: одни приезжают сюда ради античного театра, другим довольно великолепных видов, которыми богато это место. Позади театра округлые холмы, а арена и ряды сидений, вмещающие 14 тысяч зрителей, с таким совершенством вписаны в окрестный пейзаж, что, можно сказать, он слился с природой. Театр был обнаружен лишь в XIX веке. При проектировании здания использовался точнейший математический расчёт: выдержаны все пропорции, всё соразмерно.
В театре совершенная акустика: находясь у округлой орхестры (площадка для хора в древнегреческом театре), можно услышать, как кто-то в верхнем ярусе, в самом высоком – 54 ряду, уронил монету или даже спичку. Сидения из белого известняка (в ряды из красного камня пускали лишь высших сановников), расположенные ярусами и рядами, отремонтировали, но в целом реставрация свелась к минимуму, и даже сцена из битого камня осталась той же, что в античные времена.
Небольшой музей в Эпидавре
Рядом с театром работает маленький музей, который лучше посетить прежде осмотра самого святилища. Выставленные находки показывают, как со временем совершенствовались навыки храмовых целителей и применявшиеся ими снадобья. Есть таблички с описанием чудесных исцелений, вполне современно выглядящие хирургические инструменты.
В 86 году до нашей эры, когда слава Эпидавра была уже на закате, римский консул и полководец Сулла вторгся на Пелопоннес, разграбил святилище и разрушил его строения. Почти всё, что видят нынешние посетители, – даже не развалины, а фундаменты, музейная экспозиция поможет вам представить, как выглядел храмовый комплекс в древности и какими были те здания, от которых остался только фундамент.
Святилище Асклепия в Эпидавре
Святилище Асклепия занимает не меньшую площадь, чем Олимпия или Дельфы, и завораживает прежде всего тем, что по развалинам легко угадывается назначение того или иного строения: здесь были больницы для лежачих пациентов, и дома, где жили жрецы-врачи, гостиницы и увеселительные заведения для публики, приезжавшей на воды. Окружающая обстановка – поросшая лесом долина, пропитанная ароматами чабреца (тем самым тимьяном Диониса) и хвои – громко заявляет, что вы находитесь в необычном месте.
На площадке много указателей – вы их увидите, уже покинув музей, неподалёку от которого находятся развалины греческих бань и огромного гимнасия – он состоял из нескольких помещений и выходил во двор с колоннами. Посередине Асклепиона римляне построили одеон. Юго-восточнее виднеются очертания стадиона, где состязались античные атлеты во время Истмийских игр, а к северо-востоку видны руины небольшого святилища египетских богов, само наличие которого свидетельствует о влиятельности медицины и её носителей.
На север от стадиона виден фундамент храма Асклепия, рядом прямоугольное здание, известное как Абатон или Кимитирион. Тут ночевали больные, жаждавшие встречи с богом исцеления, который, как тогда верили, является в виде змеи. Наверное, он являлся даже чаще, чем на то рассчитывали: считается, что жрецы разводили неядовитых змей и запускали их ночью в помещения, где страждущие дожидались целительной встречи с змееподобным божеством.
Билеты в античный театр Эпидавра
Билеты в театр стоят 15-50 €. В последние годы не раз бывали безобразные случаи с продажей билетов на одно место. Так что лучше приходить пораньше. Билеты на фестивальные спектакли можно заранее купить в Афинах (в фестивальной кассе) или, иногда, в самом Эпидавре в день представления, но никогда и никак не на автостанции в Нафплионе. Справки до начала фестиваля навести обычно не удается.
В Афинах (в фестивальной кассе) можно купить билет на все представления и билет на автобус в оба конца. Кроме того, после спектакля специальные автобусные рейсы увозят зрителей в Нафплион: поинтересуйтесь на этот счёт на автостанции в Нафплионе. Переводы ставящихся в театре пьес на английский и другие языки можно купить на месте, в книжном магазине «Odyssey» в Нафплионе.
Прибытие, размещение и питание в Эпидавре
В Эпидавр редко приезжают больше, чем на один день; автобус из Нафплиона совершает четыре рейса в день. На таких автобусах написано: «Theatre», «Asklipion» или «Epidavros», но их не стоит путать с автобусами, идущими до современных деревень Неа-или Архея (Палеа)-Эпидаврос. При желании можно остановиться в находящемся в 25 километрах от Нафплиона и в 5 километрах к северо-западу от Эпидавра городке Лигурион.
Гостиницы Лигуриона запрашивают вполне пристойные цены. Это отель Alkion, Асклипиу 195, у поворота с главной дороги в деревню, или расположенный поблизости гостеприимный Avaton в самой деревне. Обе гостиницы работают круглый год, но в сезон забронированы задолго до начала фестивального периода. В день представления можно переночевать в кемпинге, но ждать разрешения поставить палатку надо будет час. Приятные условия для проживания предлагаются в Палеа-Эпидаврос, что в 15 километрах к северо-востоку.
В самом городке Лигурион вы найдёте пару-другую таверн и кафе, но интересного маловато – кроме византийской Свято-Иоанновской церкви Айос Йоаннис Элемонос и микенской пирамиды на северо-восточном краю села. Если захочется подкрепиться, то ближайший ресторан – Oasis по дороге на Лигурион.
Но куда лучше кормят в таверне Leonides, что в самой деревне – это дружелюбное местечко с садом, однако если вы едете на спектакль, с вашей стороны будет умно забронировать столик заранее. В таверну после представлений часто приходят актёры, на её стенах висят фотопортреты с автографами. В таверне бывали Мелина Меркури, Андрес Папандреу и его сын, Франсуа Миттеран и сэр Питер Холл.
Курорт Палеа-Эпидаврос
Ближайший прибрежный курорт к Эпидавру – Палеа-Эпидаврос (официально: Архея-Эпидаврос). Курорт расширяется с тех пор, как прямая дорога по берегу из Коринфа стала лучше, но при этом сохраняется приятная атмосфера, присущая этому месту. Недавнее открытие древностей в самой деревне означает, что на дорожных указателях написано «Древний Эпидавр», а главная археологическая площадка называется ныне «Древний (античный) театр в Эпидавре». Что до здешних древностей, то раскопки всё ещё продолжаются, но их стоит осмотреть.
На мысу, за маленьким городским пляжем находится театр классической эпохи, куда меньший, чем Античный театр в Эпидавре, но тоже использующийся как фестивальная сцена – правда, показывают тут музыкальные шоу по выходным в июле и августе, о чём можно навести предварительные справки в гостинице Christina или в Афинах. А за главной улицей, идущей через селение, вы можете посмотреть на небольшие открытые микенские погребения типа «толос»: идите по одос Иппократус в сторону, противоположную берегу моря, и за бензоколонкой «Би-Пи» («Бритиш Петролеум») сразу же поворачивайте влево.
Здешние гостиницы находятся в гавани и вблизи городского пляжа, но есть сдающиеся комнаты, а также кемпинги и просто стоянки, принимающие приезжих с автомобилями. В сезон гостиницы переполнены. Если хотите заказать номер заранее, пробуйте это сделать в двух отелях: Christina, отель находится на площади у набережной. Просторные номера, замечательные домашние завтраки, и апартаментах Marialena слева от дороги на Коринф.
На пляже Йияласи три кемпинга, включая Nicholas II (апрель-октябрь), владельцы которого сдают комнаты в прибрежной таверне Моипа и соседний Gikas, который предлагает студии (те же адреса и телефоны; Пасха-сентябрь). Автобусы из Нафплиона ходят так, чтобы выходить из города утром и возвращаться в Нафплион пополудни, и маршруты некоторых рейсов проложены через Эпидавр, но расписанию особенно доверять не стоит. Центральная автобусная остановка – у кафе Platanos.