храм ацтеков в мексике
Темпло Майор — величественный храм ацтеков
14-11-2012, 18:52 | Открываем историю / Изучаем историю | разместил: virginiya100 | комментариев: (0) | просмотров: (6 971)
Теночтитлан занимает огромное место в истории месоамериканских индейцев. Со времен прихода в Новый Cвет конкистадоров, этот город превратился в настоящую легенду, и одной из неотъемлемых ее частей является храм Темпло Майор. Это святилище было настоящим сердцем Теночтитлана, ведь тут свершались самые важные аспекты политической, религиозной и общественной жизни. Кроме того, Темпло Майор стал символом могущества и влияния ацтеков, ведь сюда стекались налоги и приношения со всех уголков великой империи. Храм занимал обширную площадь в двести пятьдесят тысяч квадратных метров в самом центре Теночтитлана. С высоты птичьего полета комплекс Тепло Майор походил на огромный квадрат со сторонами, равными пятисот метрам. Более того, у подножия храма сходились три главные дороги ацтеков — одна вела на юг, к Истапалапе, вторая на север к Тепейяку и третья на запад к Такубе. Главное здание Темпло Майор возвышалось на шестьдесят метров над землей и было одним из самых величественных строений ацтеков.
На пятом этапе были отштукатурены все этажи пирамиды и часть церемониального зала. Ученые считают, что эти работы производились приблизительно в 1470-м году. Шестой этап был завершен около 1500-го года, именно тогда главный фасад стены Темпло Майор был украшен тремя головами змей. Наконец, седьмой этап строительства, который датируется между 1500-м и 1521-м годом, завершился когда весь церемониальный зал выл выложен резными напольными плитами. Этот этап смогли застать и испанцы, пришедшие покорять империю ацтеков. Интересно, что помимо самого храма, святилищ, различных жертвенных плит, комплекс Темпло Майор включал и множество других сооружений. Там располагалась школа для детей из богатых и знатных семей, площадка для игры в мяч, святилища богов завоеванных народов, площадь для проведения праздников, стена из человеческих черепов — Цомпантли, ну, и конечно же, несколько храмов, посвященных другим богам ацтеков.
Один из них — храм Эхекатля, который был богом ветра и считался одним из воплощений пернатого змея Кецалькоатля. Строение имело кольцевую структуру и стояло перед главным храмом. Его возможная высота достигала тридцати двух метров, возведение храма датируется периодом между 1486-м и 1502-м годом. Единственная его платформа состояла из круга, который прикрывал зубчатый конус. Интересно, что вход в храм был похож на пасть змеи. Расположение этого строения было выбрано не случайно. Эхекатль был богом воздуха, который помогал богу дождя и богу войны. То есть, ацтеки верили, что Тлалок и Уицилопочтли не смогут существовать без Эхекатля, поэтому и построили их храмы рядом.
Всю важность этого комплекса следует рассматривать на основе религиозных представлений Центральной Америки в целом, и только потом уже со стороны культуры ацтеков. Многие ученые, исследовавшие развалины Темпло Майор считают, что он является прекрасным примером смешения традиций и элементов многих индейских культур. В космографии народов Месоамерики мир был похож на квадрат, разделенный на четыре части, а его центр являлся центром Вселенной. Во многих индейских кодексах, дошедших до наших дней, Теночтитлан также изображен в виде квадрата, разделенного диагоналями на четыре части, а в центре стоит Темпло Майор. Поэтому нетрудно догадаться, какую огромную роль в жизни ацтеков играл этот храм. Более того, то, что на вершине пирамиды располагается сразу два святилища, отражает и еще одну концепции космологии народов Месоамерики. Так, ацтеки верили, что наш мир двойственный, и у всего есть противоположная сторона.
Позади главного храма Темпло Майор можно также увидеть несколько скульптур. Большинство из них подражают творчеству тольтеков. Ученые считают, что ацтекская империя хотела выступать в качестве наследника всех великих цивилизаций Центральной Америки, пытаясь взять от них самое лучшее. О том, что ацтеки чувствовали некоторое единение с другими народами говорит и то, что они разместили на вершине пирамиды святилища Уицилопочтли и Тлалока. Дело в том, что Уицилопочтли считался главным божеством воинственных ацтеков, их покровителем, в то время как Тлалок был главным божеством пантеона многих других индейцев Центральной Америки. То есть и сам Темпло Майор несет в себе богатую символику, некоторые видят в нем объединение малых кочевых племен новичков в долине Мехико, с большими оседлыми народами центрального плато. Матос Монтесума, современный мексиканский археолог, впрочем, считает несколько по-другому. По его мнению, выбор божеств строился на экономических функциях: Уицилопочтли отвечает за войну, необходимую для получения дани с побежденных, а Тлалок руководит сельским хозяйством. Он также предполагает, что ацтеки ассоциировали двух богов со сторонами света, засушливый север представлен Уицилопочтли, а влажный юг Тлалоком.
Храм был также и местом человеческих жертвоприношений. Наиболее распространенным видом которых было вырезание сердца. Эту практику объясняет ацтекский миф о Пятом Солнце: Вселенная является неустойчивой, поскольку она зависит от непрерывности движения солнца, поэтому люди должны постоянно подражать богам, которые пожертвовали сердца, чтобы солнце Теотиуакан оставалось в движении. Хотя человеческие жертвоприношения всегда существовала в Центральной Америке, ученые до сих пор остаются в недоумении, почему у ацтеков они приняли такой глобальный характер. В соответствии с некоторыми летописцами, в 1487-м году было принесено в жертву от трех тысяч до восьмидесяти четырех тысяч человек в течение четырех дней, но эти цифры кажутся преувеличенными, хотя бы из-за технической сложности убийства стольких людей в столь короткое время. Впрочем, то что ступени храма Темпло Майор омыты человеческой кровью, сомневаться не приходится.
Интересно, что несмотря на столь значительную площадь храмового комплекса, его нашли относительно недавно. Это случилось 21-го февраля 1978-го года, когда группа рабочих, которую возглавлял Фелипе Курко Белло, стала прокладывать кабели под землей. Лопата одного из них наткнулась на какой-то камень круглой формы, который впоследствии оказался той самой скульптурой Койольшауки, которая располагалась прямо на лестнице основной пирамиды храма, церемониального центра ацтекской империи. Последующие археологические раскопки обнаружили большую часть Темпло Майор, а также церемониальный участки вокруг него. Он был похоронен на северо-востоке от площади Конституции Мехико, недалеко от пересечения улиц Гватемалы и Аргентины. До этого времени считалось, что храм был потерян с колониальных времен, после завоевания Мексики Эрнаном Кортесом, который приказал разобрать Темпло Майор на камни для строительства испанского поселения.
В 1987-м году на территории храма был построен музей, который открылся 12-го октября того же года. Руины можно увидеть во время короткой прогулки вдоль дорожек, возведенных еще самими ацтеками. Некоторые фрески настолько хорошо сохранились, что на них отчетливо видны герои индейских мифов. В самом музее восемь залов, где представлено несколько тысяч объектов доколумбовой истории Мексики. Среди них различные статуэтки, предметы быта и керамика. Около ста десяти предметов было обнаружено в Темпло Майор. Администрация музея решила отдать дань уважения ацтекским традициям и выставки, посвященные Уицилопочтли, разместила в южной части, а выставки Тлалока расположила в северной крыле. Однако и сегодня археологические раскопки Темпло Майор не прекращаются. И возможно, вскоре, ученые обнаружат еще более интересные объекты.
Пирамиды в Мексике. Краткий обзор. Пирамид в Мексике много
Народы, жившие на мексиканских территориях, оставили после себя грандиозные сооружения. Они не сконцентрированы так плотно, как в Египте, но их тоже много и оставлены эти сооружения не только майя.
Эль-Тахин
Город Эль-Тахин («Город грома» в переводе с языка тотонаков) появился ещё до распространения культуры Колумба и первых поселенцев. Развивался он на побережье Мексиканского залива, там, где сейчас находится Поса-Рика-де-Идальго.
Много веков назад на этих мексиканских территориях местные жители построили многоярусные пирамиды, тотемы, статуи, изображающие богов, которым поклонялись племена. Также там располагались жилища индейцев.
Наибольшего развития город достиг в IX-XII столетиях, когда его населяло более тысячи человек, а площадь составляла около 11 квадратных километров. Центр города украшен дворцово-храмовым комплексом. Его строения были воздвигнуты в VII-X веках.
Пирамида в городе Эль-Тахин
Тахин — бог-громовержец, которому посвящена пирамида Эль-Тахин, состоящая из семи ярусов. Её высота — 25 метров. Пирамида выстроена из квадратных ниш, на рельефах которых можно увидеть изображения змей. Всего ниш 365, как дней в году. Также пирамида имеет 364-ступенчатую лестницу. Её украшает мозаика.
В XIII веке пожар разрушил город, однако пирамида Эль-Тахин сохранилась. Памятники культуры древних племён обнаружили лишь в 1875 году.
Тула — столица древних племён под названием тольтеки. Они были представителями одной из доколумбовых культур. Тула находится в 65 километрах от Мехико. Пирамида Утренней Звезды — самый популярный памятник той эпохи. Состоит она из каменных статуй воинов.
Около входа расположены скульптуры змей. В XIII столетии Тулу разрушили, однако фигуры воинственных людей сохранились благодаря тому, что их закопали в землю. Позже учёные обнаружили их.
Цинцунцан
Пирамиды Цинцунцана. Источник: indiansworld.org
В 1200-е годы представители народа пурепеча основали город Цинцунцан, ставший столицей Тараско. Новый центр государства простирался на семь километров.
Религиозные здания пурепеча — платформы из десяти ступеней. Сооружения составляли 13 метров в высоту. На этих платформах располагались погребальные пирамиды. В 1529 году прибывшие на территорию Цинцунцана испанцы разрушили город, а на его обломках построили католические соборы для местной европейской администрации. Пирамиды частично дошли до наших дней.
Теотиуакан
Пирамиды в Теотиуакане. Источник: planetaduha.com
В 50 километрах от столицы Мексики расположен Теотиуакан. Пирамиды города — наиболее известные достопримечательности древних племён, населявших страну. Часто их называют сооружениями ацтеков, но это не так. Лишь в XV веке ацтеки вошли в город. Кстати, они и дали городу название, прошедшее сквозь века.
Однако первые люди поселились в Теотиуакане ещё в V веке до н.э. Спустя столетия город стал крупнейшим на континенте. Пирамида Солнца и пирамида Луны — отличные примеры древней архитектуры тех племён. Высокая пирамида Солнца — почти 65 метров — построена из глины, земли, а облицована камнем. Ориентировано данное сооружение в сторону захода солнца на горизонте. Пирамида Луны фактически является уменьшенной копией пирамиды Солнца. Высота её — 42 метра.
Шочикалько
Ещё одно доколумбовое поселение основало город Шочикалько на территориях Мексики примерно в 200 году до нашей эры. На склонах холма к VIII веку после Рождества Христова жители Шочикалько образовали центр своих поселений, украсив его храмом Пернатого змея, а также дворцами и пирамидами.
Чолула
Пирамида в городе Чолула. Источник: dostoyanieplaneti.ru
Древние племена основали город Чолула. Археологи со временем нашли на месте этого места пирамиду периода тольтеков — Тлачиуальтепетль. Самая большая по объёму мексиканская пирамида имеет длину 440 метров и высоту 77 метров. Глина скрывает пирамиду, созданную из кирпичей. В XX столетии археологи смогли восстановить скрытую камнями и глиной сторону построения. Также они узнали, где находятся туннели пирамиды, в которых сейчас проходят экскурсии.
Монте-Альбан
Пирамида в Монте-Альбане. Источник: tonkosti.ru
Монте-Альбан — большое доколумбовое поселение на территории современного штата Оахака. Находится город возле горного хребта. Основали Монте-Альбану в IV столетии до нашей эры. На вершине холма расположены ступенчатые пирамиды. Также сейчас там можно увидеть обломки древних построений вроде дворцов и лестниц. Интересно, что стены тех памятников древней архитектуры мексиканских племён были украшены мозаикой. Главная пирамида — та, что находится на верхушке холма, — посвящена богу дождя Косихо.
Паленке
Построения в Паленке. Источник: tonkosti.ru
Племена майя основали в 100 году до нашей эры город Лакам-ха (Паленке его назвали испанцы) — крупнейшие руины той цивилизации. Город ушёл под землю из-за чрезмерно сильного уровня осадков. В 1746 году испанские археологи обнаружили там более одной тысячи памятников архитектуры майя. Дворец на десятиметровой платформе, Храм лиственного креста, Храм Солнца, Храм Креста и Храм Надписей — вот главные памятники майя, оставшиеся на месте Паленке.
Комалькалько
Другой город майя получил название Комалькалько. Там расположился самый западный храм этой цивилизации. Он был создан из обожжённого кирпича. Остальные здания, построенные в период VIII-X веков нашей эры, относят к позднеклассическому периоду. Самые известные построения майя в этом городе: северная площадь, пирамиды «большой акрополь» и «восточный акрополь».
Калакмуль
Пирамида в Калакмуле. Источник: ekskursiivmeksike.ru
В штате Кампече расположился некогда величественный город майя Калакмуль. Его расцвет — III-VIII века после Рождества Христова. Однако со временем цивилизация пришла к упадку, и город потерял свою мощь, оставив множество памятников после себя. В 1931 году американские археологи нашли более ста крупных строений времён майя на месте Калакмуля.
Всего они обнаружили около пяти тысяч сооружений. Среди них было две пирамиды — «Структура I» (140 метров) и «Структура II» (45 метров).
Храм в Эцне. Источник: dostoyanieplaneti.ru
На севере Кампече находится Эцна — памятник культуры племён майя. Этот город был открыт и заселён майя в V веке до нашей эры. В «золотой» период между 600 — 900 годами нашей эры местные племена построили главные памятники, в число которых вошли храмы с пирамидальной основой. На рубеже XV — XVI столетий коренные жители покинули Эцну. Позже город вошёл в государство Калакмуль. Эцну обнаружили лишь в начале XX века.
Ушмаль
Пирамида в Ушмали. Источник: ekskursiivmeksike.ru
В VIII столетии после Рождества Христова майя основали город Ушмаль. На рубеже IX-X веков город был на пике могущества, и это положительно сказалось на архитектуре. Пирамида Мага, или Пирамида гнома — наиболее высокий монумент в Ушмали. Строили её постепенно, с VI до X века она только увеличивалась, и в итоге составила 35 метров в высоту. К X-XI векам земли Ушмали попали под влияние тольтеков, и город со временем забросили.
Чичен-Ица
Пирамида в Чичен-Ице. Источник: wikipedia.org
Чичен-Ица — главный город майя. Он был культурным и политическим центром цивилизации. Его основали примерно в 455 году. В начале жизни города там процветала культура майя, этот народ построил там множество зданий. Однако в X веке его завоевали враждебные тольтеки, и наступил новый период развития культуры Чичен-Ицы. Город стал столицей государства новых хозяев бывших земель майя. Но к концу XII века войска трёх городов-государств разрушили Чичен-Ицу.
Главный памятник эпохи расцвета Чичен-Ицы — пирамида Эль-Кастильо, имеющая квадратное основание, девять ступеней, лестницы, украшенные змеиными головами. А на самом верху пирамиды расположен храм. Храм Воинов — другой важный памятник тех мест. Колонны, изображения тольтекских воинов и платформы украшают этот монумент.
Землетрясение обнажило древний храм ацтеков.
Остатки древнего храма.
Археологи обнаружили древний храм ацтеков, скрытый в пирамиде Теопанцолко в центральной Мексике, сообщает BBC. Ученые сделали открытие, когда изучали повреждения, вызванные прошлогодним землетрясением.
В сентябре 2017 года в Мексике произошло землетрясение магнитудой 7,1, которое привело к гибели почти 370 людей. Его эпицентр находился в 55 километрах к югу от города Пуэбла-де-Сарагоса и в 120 километрах от Мехико. Стихийное бедствие вызвало разрушения в штате Морелос, где находится ацтекская пирамида Теопанцолко (Teopanzolco), посвященная богу дождя Тлалоку и богу войны Уицилопочтли. Она была построена около 1300 года нашей эры. Когда археологи отправились к памятнику, чтобы с помощью радара оценить ущерб, нанесенный ему землетрясением, они обнаружили древний храм, скрывавшийся на глубине двух метров от поверхности.
Обнаруженный исследователями храм относится к среднему постклассическому периоду, он был сооружен между 1150 и 1200 годом. В ширину постройка достигает 6 метров, а в длину — 4 метров. Она была создана людьми культуры Тлаюика (Tlahuica), населявшими центральную Мексику за несколько столетий до и во время прибытия испанских колонизаторов за материк (1100 — 1521 годы). По мнению ученых, древний храм может быть самым ранним, на сегодняшний день, свидетельством заселения территории современного штата Морелос — это важная находка, которая представляет собой очень раннюю стадию ацтекского периода.
То, что храм был построен под пирамидой, не стало сюрпризом для ученых — это была довольно частая практика в древности. Стены храма были найдены рядом с останками лепного столба, который когда-то поддерживал крышу. Из-за влаги покрытие стен оказалось почти разрушено, но археологам удалось спасти некоторые фрагменты для изучения. Кроме того, внутри храма также нашли курильницу и осколки керамических изделий.
В прошлом году ученые обнаружили в центре Мехико храм, посвященный ацтекскому богу ветра Ээкатлю, который считался воплощением одного из главных богов ацтекского пантеона, Кецалькоатля. Также в центре Мехико была найдена башня, состоящая из 676 почти целых черепов.
Новости
13.8K поста 18.4K подписчиков
Правила сообщества
1. Ставить тег «Новости»
2. Указывать источник (ссылку на новость)
3. Запрещены призывы к экстремистским действиям, оскорбления и провокации.
У ацтеков были алюминиевые лестницы! Я так и знал, «учёные», как обычно, все скрывали
Последствия супружеской неверности у ацтеков
На одной из страниц кодекса Мендоса изображены преступники, приговоренные к смерти. Некоторые из них уже мертвы, другим только предстоит умереть. Различные детали изображения поясняют не только механизм казни в каждом конкретном случае, но и суть совершенного преступления.
Иллюстрация: Преступники и способы их казни. Фрагмент кодекса Мендоса. Коллекция Bodleian Library, Oxford.
С точки зрения современной морали такое наказание выглядит излишне жестоким. Да, мы по-прежнему порицаем супружескую неверность, но уже не считаем это преступлением, т.к. вреда обществу такие поступки не наносят (если, конечно, не учитывать моральные страдания, например, супругов изменников). Ацтеки считали иначе.
Иллюстрация: Тласолтеотль карает прелюбодея пред лицом Тепейоллотля. Фрагмент кодекса Борджиа. Факсимиле из коллекции the British Museum.
Связь с проституткой или падшей женщиной приводила к тому, что человек становился переносчиком «грязного воздуха», который он мог заносить в посещаемые дома, заражая живущих там людей. Если этот воздух вдыхала беременная женщина, то она рожала слепого ребенка.
Не только дети страдали от людей, потерявших внутренний баланс. Грязный человек вредил и окружающим его взрослым. Его влияние приводило к гибели домашней птицы и скота. Его присутствие в общине приводило к засухе и гибели урожая, негативно влияло на бизнес. Торговцы в поселении не могли продать свои запасы. Женщины не могли готовить еду. Даже подношения богам «загрязнялись» и не приносили пользу.
Иллюстрация: Казнь преступника. Фрагмент. Общая история о делах Новой Испании (Флорентийский кодекс). Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.
Неудивительно, что супружеская неверность считалась очень тяжким преступлением. Ацтеки настолько серьезно относились к этому, что смертная казнь полагалась не только непосредственным участникам, но и тем, кто знал о произошедшем, но не предал огласке.
Эпидемия 1520 года, не оставившая ацтекам ни единого шанса в войне против испанцев
После восстания индейцев и убийства Монтесумы в 1520 году испанцы были вынуждены отступить из Теночтитлана. Вернутся с новыми силами они лишь в следующем году. Это время ацтеки могли бы использовать для восстановления сил, однако судьба распорядилась иначе. Эпидемия страшной болезни стремительно распространялась по всей территории Мексики. Оспа не жалела никого. Несмотря на то, что острый период длился в Теночтитлане всего 60 дней, последствия были ужасающими.
Иллюстрация: Больные оспой. Фрагмент. Общая история о делах Новой Испании (Флорентийский кодекс). Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.
Описанию симптомов болезни и последствий эпидемии оспы Бернардино де Саагун посвятил большую часть 29 главы 12 тома Флорентийского кодекса (здесь и далее перевод A-Gallery, Москва | www.a-gallery.ru):
Еще до того, как испанцы вернулись, пришел мор, язвенная болезнь. Она началась в тепеильуитль (тринадцатый месяц ацтекского календаря) и распространилась среди людей как великое бедствие. Крупные шишки появляются на теле человека, некоторых людей они покрывают целиком: лицо, голову, грудь и т.д. Болезнь привела к великому мору: великое множество погибло от нее.
Заболевшие не могли ходить, они могли только лежать в своих домах на спальных местах. Они не могли двигаться, они не могли пошевелиться, они не были в состоянии даже изменить положение тела: ни лечь на другой бок, ни перевернуться на живот или на спину. Каждое их движение вызывало невольный крик. Язвы, покрывавшие их тела, приводили к гибели: великое множество людей умерло от них, и многие умерли просто от голода, т.к. некому было больше заботиться о них.
У некоторых язвы были редкими, эти люди страдали не сильно, и многие из них выжили. Но у других все лица были покрыты струпьями, их лица и носы были изъедены ими. Некоторые потеряли глаза, некоторые ослепли.
Эпидемия длилась шестьдесят дней, шестьдесят роковых дней. Она началась в Куатлане, там она набрала силу, и уже ничто не могло остановить ее. Затем она распространилась в Чалко. Многих парализовало, многие были обездвижены, хоть и не навсегда. Эпидемия началась в теотлеко (двенадцатый месяц ацтекского календаря), а закончилась в панкецалицтли (пятнадцатый месяц ацтекского календаря). Она сильно ослабила мексиканцев.
А затем пришли испанцы.
Иллюстрация: Жертвы эпидемии. Фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис. Коллекция Bibliothèque nationale de France, Paris.
Эпидемия оспы в Мексике коренным образом отличалась от пандемий в Европе. Если в Старом Свете эта болезнь поражала в основном детей, то в Новом Свете заражены были абсолютно все возрастные категории. Должный уход за больными существенно снижает смертность, но, т.к. заболели все разом, зачастую никто не мог даже приготовить еду, не говоря о какой-либо другой заботе о ближних. Все это привело к катастрофическим последствиям: по разным оценкам погибло от 25% до 75% населения. Конкистадор Бернардино Васкес де Тапия позднее в 1542 году, вспоминая события 1521 года, напишет:
Заболевание корью и оспой было настолько тяжелым и ужасным, что погибло более четверти индейцев по всей стране. Эта потеря приблизила окончание войны, поскольку погибло большое количество мужчин и воинов, и правителей, и военачальников, и героев, против которых нам пришлось бы сражаться.
Другой конкистадор Берналь Диас дель Кастильо, повествуя о походе испанцев на Теночтитлан, также говорит об опустошенных землях и пустых городах на пути воинов:
. на следующий день мы проследовали к другому крупному городу, чье название я не помню. и мы обнаружили его покинутым. В последующий день мы проходили мимо других пустых городков, пока на другой день не достигли Акульмана, прилегающего к Тескоко. Когда в Тескоко узнали, что мы идем, они вышли принять Кортеса.
В Тескоко никто не знал о приближении европейцев до тех пор, пока те не подошли к самым его границам, а потому все пустые города на пути испанцев не были покинуты бегущими от них индейцами. Вероятно, поселения, в т.ч. весьма крупные, были опустошены именно эпидемией. Даже в самом Тескоко, несмотря на то, что это, по сути, пригород Теночтитлана, конкистадоры не встретили сопротивления.
Иллюстрация: Жертвы эпидемии. Фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис. Коллекция Bibliothèque nationale de France, Paris.
- 7863 что за оператор
- четверостишья для тренировки памяти