храм белоярский свердловская область
По святым местам Урала
Путешествия по святым местам и другим достопримечательностям Урала
Белоярский: храм Успения Божией Матери
Материал представляет турфирма «Малыш и Карлсон» город Реж
Белоярский: храм Успения Божией Матери. Фото Александра Шатунова
В 1823 году на средства местных жителей поселка Белоярский в классическом стиле была построена каменная Успенская церковь. Внутренние стены украсили фресками, храм обнесли каменной оградой с коваными решетками и мраморными тумбами. В таком виде церковь просуществовала до 1930 года, когда храм закрыли. Сначала здание использовали под склад зерна, В это время разрушили колокольню, купол, алтарную часть. Сохранилась лишь трапезная. Позднее из зернохранилища здание бывшего храма переоборудовали в клуб, а в 1963 году уцелевшую часть передали под типографию, которая просуществовала в нем до 2012 года.
Белоярский: храм Успения Божией Матери
Лишь в этом году изуродованное здание старинной церкви вернули верующим. Уже в апреле 2012 года в Успенском храме начали совершаться богослужения.
Адрес: поселок Белоярский, Ленина, 279
Турфирма «Малыш и Карлсон» город Реж
Материал представляет турфирма «Малыш и Карлсон» из города Реж. Турфирма «Малыш и Карлсон» одна из старейших в Свердловской области, основана в 1996 году. За издательскую деятельность, посвященную туристическому потенциалу Среднего Урала, в 2010 году турфирма «Малыш и Карлсон» стала лауреатом конкурса «Лидер уральского турбизнеса». Телефон для связи 89024453823
Храм во имя Успения Божией Матери
Преосвященный Мефодий благословил труды прихожан по дальнейшему восстановлению Белоярского храма
17 августа, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, в день памяти семи отроков Ефеских, Преосвященный Мефодий совершил Божественную литургию в Успенском храме п. Белоярский.
Некогда великолепный трехпрестольный храм не сразу заметишь с дороги. В безбожные времена церковь изуродовали до неузнаваемости. Построенная в 1823 году, Успенская церковь, по воспоминаниям верующих, отличалась удивительной красотой. Строилась она усилиями прихожан. Внутренние стены были украшены фресками, наружные — оштукатурены, а сам храм был обнесен каменной оградой с коваными решетками и мраморными тумбами. В таком виде церковь просуществовала до 1930 года.
После революции у общины изъяли все церковные и богослужебные принадлежности (в доход государства), а затем и вовсе храм закрыли. Сначала здание храма использовалось под зерносклад, церковная ограда была разрушена: мраморные столбы разобраны и использованы для фундаментов частных домов. Металл свезли на полевой стан. Часть резных металлических решеток в местных кузницах были перекованы на подковы для лошадей, а часть использована в хозяйстве. Храм разрушали варварски: сначала саперы взорвали колокольню, затем алтарную часть. Позднее из зернохранилища храм переоборудовали в клуб, а в 1963 году уцелевшую часть передали под типографию, которая просуществовала в нем до 2012 года.
Январь 2012 года для белоярской православной общины стал точкой отсчета новейшей истории прихода — началось освобождение здания от типографского оборудования. А уже в апреле 2012 года в Успенском храме начали совершаться регулярные богослужения.
Восстанавливали здание, как и прежде, прихожане. Ломали внутренние перегородки, сдирали штукатурку, выносили мусор, белили стены… Средства на ремонт собирали по поселку — кто с пенсий, кто с невеликих зарплат. Староста прихода Валентина Басаргина рассказывает, что они надеялись найти под слоем старой штукатурки фрески, но все, к сожалению, было уничтожено. Постепенно отштукатурили стены, отремонтировали полы, заменили окна, устроили иконостас.
— Во всех трудах первым всегда был наш настоятель отец Стефан, — рассказывает Валентина Максимовна. — Он у нас и сварщик, и плотник, и разнорабочий. Большое ему спасибо за труды.
И действительно – и внутри храма, и в церковной ограде чистота и порядок. Заботливыми руками прихожан у входа устроен цветник. Особую боль белоярцев вызывает факт кощунства над алтарем – сейчас на месте алтаря Успенского придела проложена дорога и по ней ездят машины. Но и эту проблему они с помощью Божией надеются разрешить.
— Вы молитесь, имейте сильную веру, и Господь сам освободит для церкви это место, — утешил прихожан Владыка Мефодий. – Ведь вера сильна, нужно только молиться и верить.
Архипастырь отметил, что на богослужении много детей и молодых семей. Приход живет своей жизнью. Уезжая, Владыка поблагодарил всех за совместную молитву и благословил прихожан на предстоящие труды по дальнейшему восстановлению храма.
Успенская церковь
Церковь во имя Успения Божией Матери
История
Николаевские церкви
Белоярская слобода была основана в 1686 г. Ее первичное назначение – острог. В то время то тут, то там совершали набеги племена уральских аборигенов.
Внутри Успенского храма Первую в Белоярском однопрестольную церковь заложили, предположительно, в одно время с крепостью. Первое упоминание о ней датируются 1699 г. В государевых донесениях писалось, что возведение острога, а вместе с ним и храма, завершилось.
Главный престол был освящен во имя святого Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Деревянная церковь простояла чуть больше 50 лет. Причт состоял из священника, дьякона и псаломщика. При храме имелась просфорная.
Успенский храм
Третья по счету церковь в Белоярском была возведена в 1823 г. Она стал первой трехпрестольной церковью слободы. Главный престол прошел чин освящения во имя Успения Божией Матери 23 мая 1836 г. Левый придел в честь святого Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца освятили 9 мая 1850 г. Правый придел с 9 января 1866 г. стал носить имя Воздвижения честного Креста Господня.
Освящение южного престола совпало с повторным освящением всего храма. Дело в том, что в 1863 г. по неизвестной причине вспыхнула колокольня. Огонь частично перекинулся на основное здание. Чтобы спасти имущество, прихожане ломали окна и двери «сделав повреждения значительные в приделах и в главном храме». Вследствие тех событий церковь пришлось обновить.
Главный придел храма был холодным, летним. По традиции, службы в нем начинались с Пасхального крестного хода.
Церковные богатства
В 1852 г. Успенская церковь была обнесена каменной оградой с мраморными тумбами и коваными металлическими решетками. Документы сохранили фамилию мастера-укладчика – Рукавишников.
Церковь имела в своем распоряжении 20 десятин земли, площадь с десятью лавками, просфорную и две деревянные приписные часовни. Первая была поставлена (год неизвестен) в деревне Большая и освящена во имя Честного и Животворящего Креста Господня. Вторую часовню возвели в 1896 г. в деревне Ялуниной. Она носила имя святого Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.
Строительное новшество
Перед самой революцией в храме вновь начались строительные работы. К 1916 г. был завершен пристрой главного придела. Рабочие возвели новую алтарную аспиду. К слову, Успенская церковь стала первым храмом региона, где внедрили строительное ноу-хау – металлические двутавровые балки перекрытий.
После непродолжительного расцвета в советское время, Успенскую церковь настигла волна страданий и разрушений.
Вандализм
В 1922 г. в Белоярском округе прошел рейд изъятия церковных ценностей. Из Успенского храма было вывезено 22 фунта 89 золотников серебра (9,3 кг). Спустя еще четыре года, в 1926 г., церковь закрыли для прихожан.
Установка временной звонницы Сначала рьяные активисты под надзором милиционера Александра Меньшикова вывезли в Свердловск все храмовые иконы и распятия. Попутно у населения изымались домашние святыни. Но их постигла другая участь. Конфискованные иконы свозились на площадь, где из них складывали костры. Верующих, вплоть до угрозы расстрела, приводили к месту пожарища и заставляли смотреть на огонь.
В 1931 г. храм утратил свою некогда крепкую ограду. Мраморные тумбы демонтировались, камень пошел на закладку фундамента строившихся домов. Ажурные решетки отправили на кузню, где их рубили и перековывали в подковы.
С 1934 г. зерносклад уступил место поселковому клубу. Теперь в помещении бывшего храма проводились лекции и вечера танцев. Алтарную аспиду переоборудовали в кинобудку, белоярцам начали показывать фильмы.
В послевоенные 1940-е г. храмовый пристрой с алтарем постигла судьба колокольни. Они были взорваны солдатами Инженерных войск. Уцелевшие кирпичи вывозились на строительство электроподстанции, ломом засыпали дорожные ямы. Тогда же произошел неприятный момент. Рабочий, грузивший битый кирпич на подводы, случайно обнаружил подземный священнический склеп. Тяжелую верхнюю плиту он сдвинуть не смог. Тогда рабочий отправился в кузню за крючьями, решив задействовать лошадей. Верующие, узнав о перспективах вандальной эксгумации, установили круглосуточное дежурство у склепа, чтобы не дать совершить задуманное. В Белоярский уже стали возвращаться солдаты Второй Мировой, и они приняли сторону верующих. Администрация поселка во избежание проблем постановила засыпать могилу, а сверху пустить дорогу.
Скоро в помещениях бывшей церкви расположилась типография.
Строительство Нового храма
Снос Новой Успенской церкви В 1996 г. в Белоярском поселке был освящен молитвенный дом во имя Успения Божией Матери. У здания типографии на месте бывшей алтарной аспиды был возведен поклонный крест. Верующие подали идею: при участии местных предприятий, но своими силами отреставрировать былой храм. Но на тот момент его помещения были задействованы типографией и частными организациями. Поэтому, согласно общему решению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона и главы Белоярского района Бориса Процыка, здание старой церкви запрещалось эксплуатировать в дальнейшем. Вместо этого в 1998 г. было дано начало строительству другого храма вместимостью до 800 человек. В народе эту церковь стали звать Новой.
Строительство было прекращено в 2000 г. со сменой главы района. Уже возведенные 2/3 храма даже не подверглись консервации, отчего стены и перекрытия частично разрушились. В 2010 г. храм снесли за ненадобностью.
Реставрация
Прихожане помогают, чем могут В первом месяце зимы 2012 г. типография выехала, отдав свои помещения верующим. С апреля того же года в Старом храме начались проводиться регулярные богослужения. Первичные работы по восстановлению Успенской церкви прихожане провели сами: ломали перегородки, убирали старую штукатурку и наносили новую. Со временем обновились полы, поставлен иконостас, стали застекленными окна. На прихрамовой территории был разбит цветник.
Совсем скоро начнутся полномасштабные работы по восстановлению храма.
Икона дня
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355).
Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Анастасия (III). Прав. Тавифы (I). Собор новомучеников и исповедников земли Карельской (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 октября)139.
Прп. Матроны Власовой исп. (1963).
Утр. – Ев. 9-е,Ин., 65 зач., XX, 19–31.Лит. –Гал., 200 зач., I, 11–19.Лк., 83 зач., XVI, 19–31.Мчч.:Еф., 224 зач. (от полу’), IV, 7–13.Мф., 34 зач. (от полу’), X, 1–8.
Радио «Вера»
Архивы
Архивы рубрики: История
18 августа 2014 года
Русская Православная Церковь Московский Патриархат
Православная газета Екатеринбург, 18 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Преосвященный Мефодий благословил труды прихожан по дальнейшему восстановлению Белоярского храма
17 августа, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, в день памяти семи отроков Ефеских, Преосвященный Мефодий совершил Божественную литургию в Успенском храме п. Белоярский.
Некогда великолепный трехпрестольный храм не сразу заметишь с дороги. В безбожные времена церковь изуродовали до неузнаваемости. Построенная в 1823 году, Успенская церковь, по воспоминаниям верующих, отличалась удивительной красотой. Строилась она усилиями прихожан. Внутренние стены были украшены фресками, наружные — оштукатурены, а сам храм был обнесен каменной оградой с коваными решетками и мраморными тумбами. В таком виде церковь просуществовала до 1930 года.
После революции у общины изъяли все церковные и богослужебные принадлежности (в доход государства), а затем и вовсе храм закрыли. Сначала здание храма использовалось под зерносклад, церковная ограда была разрушена: мраморные столбы разобраны и использованы для фундаментов частных домов. Металл свезли на полевой стан. Часть резных металлических решеток в местных кузницах были перекованы на подковы для лошадей, а часть использована в хозяйстве. Храм разрушали варварски: сначала саперы взорвали колокольню, затем алтарную часть. Позднее из зернохранилища храм переоборудовали в клуб, а в 1963 году уцелевшую часть передали под типографию, которая просуществовала в нем до 2012 года.
Январь 2012 года для белоярской православной общины стал точкой отсчета новейшей истории прихода — началось освобождение здания от типографского оборудования. А уже в апреле 2012 года в Успенском храме начали совершаться регулярные богослужения.
Восстанавливали здание, как и прежде, прихожане. Ломали внутренние перегородки, сдирали штукатурку, выносили мусор, белили стены… Средства на ремонт собирали по поселку — кто с пенсий, кто с невеликих зарплат. Староста прихода Валентина Басаргина рассказывает, что они надеялись найти под слоем старой штукатурки фрески, но все, к сожалению, было уничтожено. Постепенно отштукатурили стены, отремонтировали полы, заменили окна, устроили иконостас.
— Во всех трудах первым всегда был наш настоятель отец Стефан, — рассказывает Валентина Максимовна. — Он у нас и сварщик, и плотник, и разнорабочий. Большое ему спасибо за труды.
И действительно – и внутри храма, и в церковной ограде чистота и порядок. Заботливыми руками прихожан у входа устроен цветник. Особую боль белоярцев вызывает факт кощунства над алтарем – сейчас на месте алтаря Успенского придела проложена дорога и по ней ездят машины. Но и эту проблему они с помощью Божией надеются разрешить.
— Вы молитесь, имейте сильную веру, и Господь сам освободит для церкви это место, — утешил прихожан Владыка Мефодий. – Ведь вера сильна, нужно только молиться и верить.
Архипастырь отметил, что на богослужении много детей и молодых семей. Приход живет своей жизнью. Уезжая, Владыка поблагодарил всех за совместную молитву и благословил прихожан на предстоящие труды по дальнейшему восстановлению храма.
Поделиться:
«Екатеринбургские Епархиальные Ведомости» за 1886 год.
Из дневника Епископа Нафанаила во время обозрения церквей Епархии с 17 мая по 6 июля 1886 года.
«17 числа, отслужив всенощную, тронулся я со свитой из 11 человек в церковь села Белоярского, отстоящего от Екатеринбурга в 52 верстах, в 10 часов вечера и через 4 часа приехал в Белоярку прямо на квартиру станового пристава, квартирующего в одном из домов, принадлежащих местному священнику. Становой с супругой и местный священник встретили нас и приняли от меня распоряжение на предстоящую службу и дали нам время для отдыха. В 9 часов утра начался благовест. и к церкви собралось множество народа. Я облачился. и началась Литургия, которая закончилась крестным ходом вокруг храма. Отрадой в сердце и умилением в духе отозвалось служение в этом храме; все в нем оказалось обновленным по совету, данному мною три года назад. Благодаря – благодарил я, благословляя — благословил пастыря церкви и паству за такое доброе дело и думал, что встречу нечто подобное в других церквях, но ошибся. В селе Грязновском в благоустроении церкви не было никаких перемен. Только в Чернокорово, как и в Белоярке, есть иконостас, документы ведутся исправно, заведена летопись и введены внебогослужебные чтения».
Поделиться:
Табынская икона Божией Матери
Исторический Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери восстановлен по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Табынская икона «Победительница» в сопровождении казаков Оренбургского окружного казачьего общества уже побывала на территории Башкирии, Челябинской, Оренбургской областей. Кроме того, были совершены краткосрочные выезды с казачьей святыней на территорию Москвы, Тюменской области.
Табынская икона Божией Матери самая загадочная икона в России. Табынскую икону можно назвать даже сверх чудотворной. По многим местам в России можно натолкнуться на смутные воспоминания о ней, а порой легендарные сказания. Старые люди говорят: «Да, есть такая икона, как Казанская, очень старинная с темным ликом. Иконе той поклонялись казаки, потому, и называется она Табынскою. А лик иногда все же открывается, но только избранным Богородицею людям». По легенде, имевшей хождение в Китае: «Согласно старинному преданию Табынская Чудотворная икона явилась во сне старцу-монаху, путешествовавшему по Семиречью (Восток Казахстана), в ночь, когда он ночевал в стогу сена близ станицы Табынской (ныне территория Башкирии). О видении монах – провидец рассказал своему другу монаху – иконописцу. И тем же летом, икона была написана и помещена в церкви той же станицы Табынской». Еще больше легенд о том, где теперь находится Табынская икона. И в сокровищницах Папы Римского, и в сейфах Зарубежной церкви, в музеях Харбина и Москвы или в частных коллекциях австралийцев.
Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего между 1594 и 1597 годом, как гласит предание: Иеродиакон Амвросий шел вечером с сенокоса. И проходя мимо соленого источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Но, считая эти слова наваждением, постарался не обратить внимания. На третий день проходя там же он снова услышал неземной глас: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего».Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дерева икону Божией Матери. Камень был действительно большим, около 3-х метров в высоту и ширину. Этот камень нависал над двумя источниками один из которых был соленый, другой пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили ее в храме. Но на утро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели ее на монастырских вратах. Монахи снова вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили, построить над вратами часовню там стали молиться ей. Дальше произошло новое явление Табынской иконы. Как говорит сказание: «Пречистая икона была перенесена братию в монастырь. И была носима и в Казань и в Уфу, но как бы не обретшая там себе места, она снова явилась на камне и снова была поставляема в монастырь» Это стало известно царю Федору Иоанновичу, и он даровал новые земли, на которых архиепископ Гермоген основал монастырь «Пречистенский». Второе явление Табынской иконы в 1765 году в том же месте, что и первый раз. Предание рассказывает: Три пастуха башкира пасли скотину у соленых ключей и увидели на камне икону Божией Матери. Они бросились рубить ее топором, говоря: «Вот русский Бог» и раскололи икону на две части. За такое святотатство пастухи ослепли. Стали плакать и молиться: «Не уйдем пока нас русский Бог не исцелит» Самый молодой башкир из них 14-15 лет особо сильно молился и прозрел. Он подвел своих товарищей к соленому источнику. И они, каясь в содеянном умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала святой. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине и побежали к соленым ключам и обрели чудотворную икону, о которой было известно по старинному преданию. Перенесли икону в церковь, но утром икону не обнаружили, а в Табынском храме. Известно, что молодой башкир принял святое крещение и проводя особую подвижническую жизнь, умер в возрасте 130 лет во время крестного хода в г. Челябинске.
Согласно преданию, Табынская икона явилась в 9 пятницу после праздника Пасхи. Ныне этот день празднуется всем народом, а Божия Матерь отмечает этот день великими чудесами. Во время гражданской войны, отступавшими войсками атамана Дутова икона была перенесена за границу. И долгое время (до прихода коммунистов к власти) находилась в Китае. Сейчас местонахождение самой большой святыни и покровительницы Уральского края неизвестно.
Ссылка на Сайт возрождённого Крестного хода с Табынской иконой Божьей Матери
Икона дня
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355).
Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Анастасия (III). Прав. Тавифы (I). Собор новомучеников и исповедников земли Карельской (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 октября)139.
Прп. Матроны Власовой исп. (1963).
Утр. – Ев. 9-е,Ин., 65 зач., XX, 19–31.Лит. –Гал., 200 зач., I, 11–19.Лк., 83 зач., XVI, 19–31.Мчч.:Еф., 224 зач. (от полу’), IV, 7–13.Мф., 34 зач. (от полу’), X, 1–8.
Радио «Вера»
Архивы
Архивы рубрики: История церкви
18 августа 2014 года
Русская Православная Церковь Московский Патриархат
Православная газета Екатеринбург, 18 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Преосвященный Мефодий благословил труды прихожан по дальнейшему восстановлению Белоярского храма
17 августа, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, в день памяти семи отроков Ефеских, Преосвященный Мефодий совершил Божественную литургию в Успенском храме п. Белоярский.
Некогда великолепный трехпрестольный храм не сразу заметишь с дороги. В безбожные времена церковь изуродовали до неузнаваемости. Построенная в 1823 году, Успенская церковь, по воспоминаниям верующих, отличалась удивительной красотой. Строилась она усилиями прихожан. Внутренние стены были украшены фресками, наружные — оштукатурены, а сам храм был обнесен каменной оградой с коваными решетками и мраморными тумбами. В таком виде церковь просуществовала до 1930 года.
После революции у общины изъяли все церковные и богослужебные принадлежности (в доход государства), а затем и вовсе храм закрыли. Сначала здание храма использовалось под зерносклад, церковная ограда была разрушена: мраморные столбы разобраны и использованы для фундаментов частных домов. Металл свезли на полевой стан. Часть резных металлических решеток в местных кузницах были перекованы на подковы для лошадей, а часть использована в хозяйстве. Храм разрушали варварски: сначала саперы взорвали колокольню, затем алтарную часть. Позднее из зернохранилища храм переоборудовали в клуб, а в 1963 году уцелевшую часть передали под типографию, которая просуществовала в нем до 2012 года.
Январь 2012 года для белоярской православной общины стал точкой отсчета новейшей истории прихода — началось освобождение здания от типографского оборудования. А уже в апреле 2012 года в Успенском храме начали совершаться регулярные богослужения.
Восстанавливали здание, как и прежде, прихожане. Ломали внутренние перегородки, сдирали штукатурку, выносили мусор, белили стены… Средства на ремонт собирали по поселку — кто с пенсий, кто с невеликих зарплат. Староста прихода Валентина Басаргина рассказывает, что они надеялись найти под слоем старой штукатурки фрески, но все, к сожалению, было уничтожено. Постепенно отштукатурили стены, отремонтировали полы, заменили окна, устроили иконостас.
— Во всех трудах первым всегда был наш настоятель отец Стефан, — рассказывает Валентина Максимовна. — Он у нас и сварщик, и плотник, и разнорабочий. Большое ему спасибо за труды.
И действительно – и внутри храма, и в церковной ограде чистота и порядок. Заботливыми руками прихожан у входа устроен цветник. Особую боль белоярцев вызывает факт кощунства над алтарем – сейчас на месте алтаря Успенского придела проложена дорога и по ней ездят машины. Но и эту проблему они с помощью Божией надеются разрешить.
— Вы молитесь, имейте сильную веру, и Господь сам освободит для церкви это место, — утешил прихожан Владыка Мефодий. – Ведь вера сильна, нужно только молиться и верить.
Архипастырь отметил, что на богослужении много детей и молодых семей. Приход живет своей жизнью. Уезжая, Владыка поблагодарил всех за совместную молитву и благословил прихожан на предстоящие труды по дальнейшему восстановлению храма.
Поделиться:
Табынская икона Божией Матери
Исторический Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери восстановлен по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Табынская икона «Победительница» в сопровождении казаков Оренбургского окружного казачьего общества уже побывала на территории Башкирии, Челябинской, Оренбургской областей. Кроме того, были совершены краткосрочные выезды с казачьей святыней на территорию Москвы, Тюменской области.
Табынская икона Божией Матери самая загадочная икона в России. Табынскую икону можно назвать даже сверх чудотворной. По многим местам в России можно натолкнуться на смутные воспоминания о ней, а порой легендарные сказания. Старые люди говорят: «Да, есть такая икона, как Казанская, очень старинная с темным ликом. Иконе той поклонялись казаки, потому, и называется она Табынскою. А лик иногда все же открывается, но только избранным Богородицею людям». По легенде, имевшей хождение в Китае: «Согласно старинному преданию Табынская Чудотворная икона явилась во сне старцу-монаху, путешествовавшему по Семиречью (Восток Казахстана), в ночь, когда он ночевал в стогу сена близ станицы Табынской (ныне территория Башкирии). О видении монах – провидец рассказал своему другу монаху – иконописцу. И тем же летом, икона была написана и помещена в церкви той же станицы Табынской». Еще больше легенд о том, где теперь находится Табынская икона. И в сокровищницах Папы Римского, и в сейфах Зарубежной церкви, в музеях Харбина и Москвы или в частных коллекциях австралийцев.
Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего между 1594 и 1597 годом, как гласит предание: Иеродиакон Амвросий шел вечером с сенокоса. И проходя мимо соленого источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Но, считая эти слова наваждением, постарался не обратить внимания. На третий день проходя там же он снова услышал неземной глас: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего».Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дерева икону Божией Матери. Камень был действительно большим, около 3-х метров в высоту и ширину. Этот камень нависал над двумя источниками один из которых был соленый, другой пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили ее в храме. Но на утро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели ее на монастырских вратах. Монахи снова вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили, построить над вратами часовню там стали молиться ей. Дальше произошло новое явление Табынской иконы. Как говорит сказание: «Пречистая икона была перенесена братию в монастырь. И была носима и в Казань и в Уфу, но как бы не обретшая там себе места, она снова явилась на камне и снова была поставляема в монастырь» Это стало известно царю Федору Иоанновичу, и он даровал новые земли, на которых архиепископ Гермоген основал монастырь «Пречистенский». Второе явление Табынской иконы в 1765 году в том же месте, что и первый раз. Предание рассказывает: Три пастуха башкира пасли скотину у соленых ключей и увидели на камне икону Божией Матери. Они бросились рубить ее топором, говоря: «Вот русский Бог» и раскололи икону на две части. За такое святотатство пастухи ослепли. Стали плакать и молиться: «Не уйдем пока нас русский Бог не исцелит» Самый молодой башкир из них 14-15 лет особо сильно молился и прозрел. Он подвел своих товарищей к соленому источнику. И они, каясь в содеянном умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала святой. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине и побежали к соленым ключам и обрели чудотворную икону, о которой было известно по старинному преданию. Перенесли икону в церковь, но утром икону не обнаружили, а в Табынском храме. Известно, что молодой башкир принял святое крещение и проводя особую подвижническую жизнь, умер в возрасте 130 лет во время крестного хода в г. Челябинске.
Согласно преданию, Табынская икона явилась в 9 пятницу после праздника Пасхи. Ныне этот день празднуется всем народом, а Божия Матерь отмечает этот день великими чудесами. Во время гражданской войны, отступавшими войсками атамана Дутова икона была перенесена за границу. И долгое время (до прихода коммунистов к власти) находилась в Китае. Сейчас местонахождение самой большой святыни и покровительницы Уральского края неизвестно.
Ссылка на Сайт возрождённого Крестного хода с Табынской иконой Божьей Матери
Поделиться:
Возрождение Прихода
В 1996 году в поселке Белоярском, впервые за много лет, был совершен Крестный ход. Около бывшего храма во имя Успения Божией Матери, ныне местной типографии, установлен Поклонный – покаянный крест на месте снесенных, оскверненных могил православного духовенства, погребенного за алтарем поруганного храма. Крестным ходом на руках несли крест к месту установления. По водружении креста была отслужена панихида.
Службу служил благочинный Белоярского района настоятель храма во имя Святителя Николая г. Заречный священник Владимир Братенков и настоятель прихода во имя Успения Божией Матери п. Белоярский отец Вячеслав. Проникновенные слова отца Владимира нашли отклик в душах людей.[1]
[1] Православная газета № 21 (55) 1996 от Р.Х.
Поделиться:
Исторические сведения
История строительства Белоярского храма, изначально заложенного во имя свт. Николая Чудотворца, восходит ко времени основания Белоярской слободы 1686-1687гг. Вероятно, в это время храм начинал строиться, поскольку в 1699г. было уже «донесено царю о завершении строительства острога и церкви», (ЦГАДА ф.1111, столб.143, л. 294-296).
Описью Белоярской слободы, хранящейся в Екатеринбургском Горном Архиве (Архив Горного Правления), составленной в 1719г. дворянином Димитрием Кухновым подтверждается существование «рубленого города (острога) с деревянной церковью во имя Николая Чудотворца». (ГАСО ф.34 оп.1.Д.117. л.9-10). «При церкви состояли поп, дьячек, пономарь и просфорня…».
Но точных сведений о времени построения первого Никольского деревянного храма, а так же грамоты на его освящение – нет. Известно только, что он был без фундамента и настолько ветхий, что Екатеринбургское духовное правление в 1754г. предписывало местному причту и церковному старосте учинить крупный ремонт этого храма и подвести фундамент.
В 1801г., по приговору прихожан, этот храм был продан в Чернокоровское село за 100 рублей и деньги положены в церковную казну.
Второй храм был построен тоже деревянный (по другим данным – каменный, ГАПО ф.297 оп. 3. д 361. л.111.) также во имя свт. Николая Чудотворца в 1792г. и в качестве самостоятельного просуществовал только 30 лет, а затем сделан приписным и в 1851г. был перевезен в Мезенку.
Третий храм – каменный, 3-х престольный был построен в 1822-23г. с главным храмом (приделом) в честь Успения Божией Матери, холодный, с иконостасом в три яруса, освящен 23 мая 1836г. Летняя часть Церкви – Успенская, всегда открывалась Церковным крестным ходом на Пасху.
Два придела – теплые – с одноярусными иконостасами – правый – в честь Воздвижение честного Креста Господня, освящен 9 января 1866г., левый – во имя свт. Николая Чудотворца, освящен 9 мая 1850г. Храм был построен «иждивением прихожан» (ГАПО ф.297 оп. 3. Д.361 л.111).
В 1863г. от неизвестной причины сгорела колокольня этого храма; прихожане, спасая церковное достояние, сделали значительные повреждения в главном храме и пределах, вследствие чего весь храм был обновлен и в 1866г. освящен вновь.
В 1880-х гг. Успенский храм был вновь капитально отремонтирован, сделан новый иконостас мастером Кожевниковым А.П., а стены украшены живописью, что все стоило 8000 рублей.
В храме имелась святыня – «кипарисовый крест, в который был врезан 4-х угольный серебряный крест с частицами святых мощей: св. Симеона Праведного, Верхотурского; Архидиакона Стефана; Германа Свияжского чудотворца; преподобного Макария и Лаврентия Затворника». Он был передан в дар Церкви г-ном подполковником Германом Адамовым 1830 года июня 23 дня (ГАПО ф.297 оп 3.Д.361.л.111 об.).
Храм был обнесен каменной оградой с железными (коваными) решетками с мраморными тумбами, устроенной в 1852г. мастером Рукавишниковым.
К храму было приписано до 20-ти десятин земли. При церкви имелась площадь с 10-тью деревянными лавками, дающими ежегодно в пользу Церкви от 150 до 200 рублей дохода.
К Церкви были приписаны 2 деревянные часовни: 1 – в дер. Большой – в Честь Животворящего Креста Господня, неизвестно кем и когда устроенная, и 2-я в дер. Ялуниной – во имя св. Николая Чудотворца, устроенная в 1896г.
Вокруг храма располагалось кладбище, которое существовало со времени образования прихода с 1695г. и было отгорожено забором с 1830г. (ГАПО ф.297 оп. 3. д. 361. л.113).
Богатое убранство Церкви: внешнее – расписанная фресками, и внутреннее – расписанная и озолочена резным иконостасом, а также исполненная архитектурным величием, Церковь, по воспоминаниям верующих, отличалась, как одна из красивейших в области. Ее неоднократно посещали правящие архипастыри, а также государственные деятели и различные гости.
История Белоярской Церкви советского времени – с начала ХХ столетия остается лишь в воспоминаниях коренных жителей поселка в виду того, что почти все архивные данные ушли в небытие после случившегося пожара в советское время.
Воспоминания старожил поселка повествуют следующее.
Наряду с отстроенной Церковью в с. Мезенское в 1916г. к основному храмовому зданию Белоярской Успенской Церкви (ныне располагается поклонный крест), был произведен пристрой храмового здания с новой Алтарной частью, заканчивающийся уже теперь 5-тью тополями, а один сохранился и по сей день.
Отличительная черта Белоярской Церкви в том, что при строительстве впервые были использованы железные 2-х тавровые балки для перекрытия.
Как уже упоминалось, внешняя красота Церкви, ее фресочные росписи привлекали многих проезжающих людей.
Входные двери храма были украшены витражными стеклами (цветными), по бокам имелись мраморные колонны. На входе располагалась церковная лавка. Звонница имела высокую колокольню, увенчанную 7-мью колоколами. Купольные маковки возглавляли позолоченные кресты. По обеим сторонам Западного входа (колокольни) располагались по 2 мраморные, памятные плиты, свидетельствующие о захоронениях. Они, вероятно, сохранились и по сей день, но находятся под спудом.
С южной стороны храма располагались (возможно и по сей день располагаются под спудом) погребальные склепы – захоронения именитых (знатных) людей.
С северной стороны храмового пристроя (под окнами Автомагазина) располагаются 3 мраморных захоронения служивших священнослужителей.
По внешней (северной) стороне храма в три ряда располагаются могилы, возможно, священнослужителей, церковного причта, либо их семей. Еще далее за этими могилами (внешне) рядовое кладбище.
С западной стороны храма располагалась просфорня, которая в 1961-62г. была перекатана в частный амбар (конюшню).
После непродолжительного расцвета, в советское время, Успенская Церковь претерпела как и многочисленные храмы, время страданий и разрушения.
«Уже в 1922г. было изъято революционными властями церковные и богослужебные принадлежности – в отношении 22 фунта 89 золотников серебра (9,3 кг.). С 1926г. до закрытия Церковь была григорианской ориентации». (Архивные данные Екатеринбургской Епархии).
Полное закрытие храма последовало в 1930-е гг. и сразу начались кощунственные разрушения святыни. Сначала попиралась церковная святыня: иконы и кресты из храма собирались и увозились в Свердловск, за этим следил некий милиционер Меньшиков Александр. По поселку одновременно шла разбойная конфискация святынь – икон и т.д. у местного населения. Этим занималась некая активистка, рьяная комсомолка – Анна.
Иконы свозились на площадь (ныне — Столовая) где и сжигались, при этом верующих насильственно сгоняли на это страшное зрелище, где проливались многие слезы человеческого горя.
В 1932 году Церковь по приказу была передана в распоряжение райисполкома, а убранство – в доход государства. Здание храма сначала использовалось как зерносклад. В начале 30-х годов Церковная ограда была разрушена: мраморные столбы были разобраны и использованы для фундаментов частных домов, железо свозили на полевой стан, ограда – резные металлические решетки, в местных кузницах были перекованы на подковы для лошадей, а так же использованы в хозяйстве.
В 1932г. была взорвана колокольня, оставлена лишь часть башни пожарной вышки. Перед этим, снимая с колокольни колокола посредством веревок, был расколот (не выдержала веревка) главный колокол, вес его составлял примерно 60 пудов. Колокола увезли на переплавку. Был оставлен лишь один колокол для пожарного оповещения. Каждый час с башни доносился колокольный благовест, указывающий на постоянное дежурство служащих. Звонарем храма тогда был Михайлов Василий Панкратьевич.
С 1934г. здание храма было переоборудовано в киноклуб, где из кирпича взорванной Алтарной части (пристроя) была отстроена кинобудка. Здесь же проводились вечера и местные танцы.
Узнав об этом злом кощунственном действии, местные верующие жители решили установить дежурство на этом месте, чтобы не дать осквернить память усопших. Круглосуточные (ночью с кострами) дежурства верующих на могилах не давали возможности совершить эти кощунственные действия. Два месяца шло противостояние. Пришедшие с фронта бойцы, узнав об этом инциденте, вставали на сторону верующих. Не дождавшись результата разрешения этого действия, администрация приказала сравнять могилы и закрыть асфальтом. По сей день на этом месте, под спудом, располагаются эти могилы. В последствии в здании храма расположилась районная типография, которая действует и по сей день.
В наше время при земляных работах вокруг храмового здания и за его пределами, местными частными организациями обретаются останки человеческих захоронений, свидетельствующих о большом кладбище, окружающем старую Церковь. Даже при строительстве здания районного почтамта, при закладке фундамента, были откопаны останки монашествующих захоронений, которые увезли потом в неизвестном направлении.
В наши дни на фундаменте Старого Храма, на могилах, уже выстроились частные магазины, подъезжающий автотранспорт постоянно попирает основание освященной храмовой части и Алтаря, не задумываясь даже о том, что до дня Страшного Пришествия Христова на месте Старого Храма присутствует особая Божественная Благодать. Святой Ангел- Хранитель, который является реальным свидетелем этих кощунственных действий, и будет являться нашим неумолимым обвинителем за поругание Великой Святыни.
II. После открытия молебного дома в 1996г. во имя Успения Божией Матери в п. Белоярском, появилось глубокое желание постепенно вернуть утраченную Святыню. Но по заключению и решению правящего Владыки Никона Екатеринбургского и Верхотурского и главы МО «Белоярский район» Процык Б.И. здание Старой Церкви было решено не использовать для церковной деятельности, а вместо него построить здание Нового Храма с вместимостью молящихся на 600 – 800 человек. И сразу с 1998г. началась активная закладка храма и стройка, которая с каждым днем приносила видимые результаты. Стройка прекратилась в 2000 г. после смены главы Процыка Б.И. на Шестакова В.В. До этого было отстроено 2/3 храма. При новом главе бездействие в строительстве (даже без консервации) привело к частичным разрушительным действиям кладки и плит.
С января 2005г. смена главы Шестакова В.В. на Привалова А.П. принесла утешительные надежды. Александр Петрович имеет искреннее желание помочь завершить строительство недостроенной святыни. На сей день силами прихода была сделана экспертиза храмового здания Новой Церкви, которая показала положительный результат для дальнейшего строительства, сейчас прорабатывается вопрос о завершении проектной документации для дальнейших строительных работ.
Список используемой литературы:
Из воспоминаний Истории Белоярского Храма во имя Успения Божией Матери советского времени: Махаев Александр Михайлович; Лизунов Владимир Александрович.
Собрал материал и составил настоятель прихода во имя Успения Божией Матери п. Белоярского свящ. Стефан Никитин. 11 июля 2005г.