храм березник виноградовского района

Церковь Иоанна Кронштадтского (Березник)

храм березник виноградовского района

Церковь Иоанна Кронштадтского в поселке Березник торжественно освящена 26 февраля 2006 года Епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном.

Содержание

История [ править ]

Березницкий приход состоял из села Семеновского и деревни Евфимовской, расположенных на левом берегу реки Двины. Время образования прихода относится к 1676 году.

В приходе имелось две церкви, обе деревянные и однопрестольные, имеющие вид корабля. Одна из них устроена в 1677 году и освящена в честь и память Благовещения Пресвятой Богородицы, а другая в 1733 году, освящена в честь Святителя Иоанна Златоустаго. При них имелась одна деревянная колокольня. На 1895 год в приходе насчитывалось 429 жителей.

Приход восстановлен в середине 1990-х годов. Новая деревянная обшитая тёсом церковь построена в 1996–2006 годах.

В марте 1997 года администрацией был отведен участок под строительство церкви. 1 октября 1997 года Преосвященнейший Владыка Тихон, епископ Архангельский и Холмогорский совершил чин закладки камня, освятил основание строящегося храма.

С 2002 года Крестные хода в Праздник Святой Троицы повторялись ежегодно до самого освящения храма.

23 Февраля 2012 на колокольню храма святого праведного Иоанна Кронштадтского подняли колокола.

Церковь представляет собой четверик, перекрытый высокой четырёхскатной кровлей с врезанным в нее пятиглавием, над небольшой трапезной поставлена шатровая колокольня.

Современное состояние [ править ]

При храме работает детская воскресная школа.

Открыта церковная лавка и библиотека.

Святыни [ править ]

В храме Иоанна Кронштадтского находятся частицы мощей святых:

Святитель Григорий Богослов, святитель Лука Крымский, святитель Павлин Ноланский, священномученик Дионисий Ареопагит, святая равноапостольная Мария Магдалина, преподобный Антоний Великий, преподобный Венедикт Нурсийский, преподобный Пахомий Нерехтский, великомученик Георгий Победоносец, великомученица Маргарита (Марина), мученик Вонифатий, мученик Секунд, мученица Любовь Римская, мученица Иулия, мученица Евтропия, мученица Афанасия, мученик Емилиан, мученик Викентий, апостол от 70 Фортунат, апостол от 70 Климент, мученик Виктор Коринфский, мученик Феликс Карфагенский, Алексей человек Божий, святая праведная Анна, великомученик Дмитрий Солунский

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: 164570, Россия, Архангельская область, Виноградовский район, п.Березник, ул.Профсоюзная 7

Как добраться: С трассы М8 повернуть на улицу Птицина (координаты этого перекрестка: N62.85790 E42.70212), доехать по ней до улицы Дзержинского, повернуть налево, проехать один квартал до улицы Профсоюзной, и повернуть на налево.

Источник

Храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, поселок Березник

164570 Архангельская обасть. Виноградовский район, п. Березник ул. Профсоюзная 7

История прихода п. Березник: Березницкий приход состоял из села Семеновского и д. Евфимовской, расположенных на левом берегу р. Двины на 273 версты выше г. Архангельска, в 101 версте от г. Шенкурска по Московскому тракту. Время образования прихода, по свидетельству памятной книги 1822г., относится к 1676г. В приходе имелось две церкви, обе деревянные и однопрестольные, имеющие вид корабля. Одна из них устроена в 1677г. и освящена в честь и память Благовещения Пресвятой Богородицы, а другая в 1733г., освящена в честь Святителя Иоанна Златоустаго. При них имелась одна деревянная колокольня. На 1895 г. в приходе насчитывалось 429 жителей.

В 90-е годы XX столетия в поселке началось возрождение духовной жизни. Местные жители желали не просто создать общину, но и построить в поселке храм. В первое время верующие собиралась в комнате Дома Культуры. Березниковская община была официально зарегистрирована 8 августа 1996 года.

15 февраля 1997 года – в районный центр Виноградовского района прибыл только что рукоположенный священник — иерей Андрей Ермилов. Он родился 4 ноября 1965 года в С.-Петербурге. Закончил среднюю школу, поступил учиться в техникум на мастера по ремонту холодильников. С 1983 по 1985 гг. служил в рядах Советской Армии в войсках связи. После службы продолжил учебу в техникуме, затем в Институте. Посещал курсы в Санкт-Петербургской семинарии, служил в Шуваловском храме алтарником. В одно из посещений Александро-Невской Лавры Владыкой Тихоном, был приглашен им в Архангельскую епархию послужить во славу Божию.

2 января 1997 года в Ильинском Кафедральном соборе рукоположен в сан диакона; через неделю, 9 января – в сан священника.

С февраля 1997 года – настоятель Благовещенской церкви п. Березник, с 1999 по 2011 гг. – настоятель Свято-Иоанновского прихода п. Березник.

При храме была открыта церковная лавка и небольшая библиотека, основной фонд которой состоял из личных книг о. Андрея. С июля 2002 года по благословению епископа Тихона на приходе стала выпускаться газета «Наш Храм».

Новорожденная церковь во имя святого праведного Иоанна Кронштадсткого была освящена 26 февраля 2006 года, в день воспоминания о Страшном Суде. Отныне эта дата вошла в историю Двинского Березника как большой и радостный праздник.

Весной 2006 года вокруг храма стали проводиться работы по облагораживанию территории, которые заняли около четырех лет.

С 2008 года начато строительство здания Воскресной школы.

С 2009 года в здании Воскресной школы разместилась кухня, детская, трапезная – она же – класс для Воскресной школы, библиотека, холл, санузел. Начиная с 2009 года все мероприятия, встречи и праздники проходят в стенах этого здания. Ныне он выполняет функцию и священнического дома.

С 12 декабря 2011 года распоряжением правящего архиерея Даниила, епископа Архангельского и Холмогорского настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского протоиерей Андрей Ермилов назначен клириком Свято-Лонгинского храма города Коряжмы. Позже переведен в г. Вельск настоятелем храма Успения Божией Матери.

Настоятелем Свято-Иоанновского прихода в поселке Березник с 2011 года и по настоящее время является протоиерей Дмитрий Гордиенко.

Основные направления деятельности прихода: миссионерское и молодежное служение (лекции, беседы и встречи с молодежью, сотрудничество с местной школой и техникумом)

При храме действует воскресная школа (группа) для взрослых и детей.

Источник

Храм березник виноградовского района

Только сегодня (05.11.2013) удалось посмотреть состояние счета нашего храма. От всех прихожан и от себя лично благодарю всех жертвователей. Да благословит Бог вас и детей ваших и да умножит Он Свою милость всему роду вашему! Да вложит Он в ваши души ненасытимое желание Неба и молитвы, да исполнит он сердца ваши желанием исполнять заповеди Его! Да будет сегодняшняя милостыня ваша утверждением во всяком добре будущих поколений! Да изгладится все нечистое в жизни и да не помянется на Суде Бога Нашего!

Будет создан специальный список, в который будут вписаны имена всех тех, кто помилосердствовал о нас. За каждым богослужением мы будем молиться о вас. Вы нам очень помогли и в скором времени на сайте вы увидите плоды общих трудов по благоустройству храма.

С уважением настоятель храма прот. Дмитрий

От всей души хочется поблагодарить учащихся Березниковского Индустриального Техникума. Ребята хорошо помогли при расколке дров для нашего храма. Дай Бог им в этой жизни преуспеть в добре и пусть Бог хранит их от всякого зла!

Благодарим жертвователей Екатерину и Василия. Ваши пожертвования пойдут по назначению (Колокола в храм вмч. Георгия Победоносца и храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского). Ваши имена записаны на молитву в храм.

Благодарим Ирину (СПБ)! Ваше пожертвование принято. Да благословит Вас Бог!

Неизвестный отправитель! Да благословит Вас Бог, хорошо знающий сердце каждого!

Благодарим Алевтину! Ваше пожертвование пойдет по назначению! Спаси Бог!

Паки благодарим Василия, Анну, Валентину за милость к храму. Молимся о вас за каждой литургией во здравие и спасение!

Благодарим неизвестного отправителя! Ваше пожертвование пойдет на храм Св. Косьмы и Дамиана д. Чамово.

Благодарим Ирину! Ваша жертва пойдет на храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Благодарим Василия! Ваше пожертвование пойдет на храм Св. Косьмы и Дамиана д. Чамово. Молимся за Вас!

От себя лично благодарю нашу паломническую группу, конкретно тех, кто помнит мою просьбу и поминает меня, недостойного. «Сердце сердцу весть подает».

Неизвестный отправитель! Спаси Вас Господи! Часть пойдет на храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского часть на храм вмч. Георгия Победоносца.

За жертвователей не оставивших свои имена мы просим Бога: «Помяни, Господи, милосердовавших о нас, давших нам милостыню и заповедовавших нам недостойным молитися за них. Сотвори милость Твою с ними!»

Благодарим неизвестного отправителя! Ваша жертва пойдет на храм Благовещения.

Благодарим неизвестного жертвователя! Поделим, как Вы решили. Спаси Вас Бог!

Благодарим жертвователей Анну и Валентину! Да спасет вас Бог! Все пойдет на храм батюшки Иоанна.

Благодарим неизвестного отправителя! Ваша жертва пойдет на храм Георгия Победоносца.

Благодарность Василию за пожертвование на храм Святых мучеников бессребренников Косьмы и Дамиана д. Чамово! По-прежнему молимся за Вас.

Благодарим молитвенно Василия! Ваше пожертвование на храм Благовещения принято.

Благодарим Валентину! Ваша жертва на храм пойдет на храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Благодарим от себя лично и всей нашей семьи р.б. Ирину! Ваша помощь пришла очень вовремя. Да благословит Вас Бог!

Благодарим неизвестных жертвователей! В соответствии с вашим решением пожертвования пойдут на колокола в д. Шидрово в храм великомученика Георгия.

Благодарим Алексея и его семью! Будем молиться за вас. Ваша жертва пойдет на колокола в храм вмч. Георгия Победоносца д. Шидрово.

Благодарим Валентину! Ваши средства пойдут на храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского. Молимся.

Благодарю Любовь от лица всех членов нашей семьи! Все будем молиться за Ваших близких!

Благодарим неизвестного жертвователя! Ваша жертва пойдет на храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Благодарим Любовь со сродниками! Ваша жертва будет направлена на храм Святителя Луки Крымского п. Хетово.

Благодарим Василия! Ваше пожертвование внесено в храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Благодарим неизвестного отправителя! Ваша жертва пойдет на храм Благовещения. Спаси Бог!

Благодарим за пожертвование рабу Божию Любовь! Ваши средства были потрачены на храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Благодарим неизвестного жертвователя! Ваша жертва будет направлена на храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благодарим предпринимателя Казанина Александра Алеексеевича, за безвозмездное предоставление помещения гаража, в котором был изготовлен купол для храма Святителя Николая Чудотворца в поселке Сельменьга. Таким образом Вы поучаствовали в большом деле. Бог и Святитель Николай да не оставят Вас в трудную минуту!

Благодарим неизвестного жертователя! Ваша жертва будет направлена на храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Молимся.

Благодарим Иоанна! Ваша жертва пойдет на храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского. Спаси Бог!

Благодарим Любовь! По-прежнему молимся о Вас и Ваших близких. Пусть Бог направит все к совершению наилучшего добра! Низкий поклон от нашей семьи. То, что Вы послали позже, скорее всего, переправим на строительство часовни в Заостровье. Да благословит Вас Бог!

Благодарим Василия за сделанное пожертвование! Все средства пойдут на храм Благовещения. Спаси Бог!

Благодарим Любовь! Все получено. Спаси Бог!

Благодарим Валентину за сделанное пожертвование. Все пойдет на храм батюшки Иоанна. Спаси Бог! Молимся.

Благодарим Иоанна! Ваша жертва пойдет на храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского. Спаси Бог!

Благодарим Валентину! Ваше пожертвование пойдет на храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского. Спаси Бог!

Благодарим Василия! В ближашее время Ваша жертва будет израсходована на приобретение кирпича для строительства храма Благовещения. Молимся.

Благодарим Валентину! Все, переданное Вами, пойдет на храм батюшки Иоанна. Молимся.

Благодарим Валентину! Ваша жертва пойдет на храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского. Молимся.

Благодарим Ирину! Молимся за Алексея и Наталью. Спаси Бог!

Благодарим Василия! Ваше пожертвование отправлено на Благовещенский храм.

Наша семья благодарит Ирину. Спаси Вас Бог! Так вовремя.

Благодарим Нину! Ваше пожертвование было передано в храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского. Спаси Бог!

Паки благодарим Нину! Ваше пожертвование будет передано в храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского. Спаси Бог!

Благодарим Валентину! Ваша помощь пойдет на храм Св. прав. иоанна Кронштадтского.

Благодарим Ирину! Молимся!

Благодарим Валентину! Ваше пожертвование потрачено на храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского. Молимся.

Благодарим Зою! Ваша жертва пойдет на храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Благодарим Ирину и неизвестных жертвователей! Ваша помощь храму св. прав. Иоанна Кронштадтского принята. Молимся.

Благодарим Светлану! Ваша жертва пойдет на храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благодарим Галину и Сергея! Ваша жертва внесена в фонд храма Благовещения! Молимся.

01.04. Благодарим Василия! Ваша жертва пойдет на строительство храма Благовещения. Молимся.

27.08. Благодарим Василия! Ваше пожертвование будет внесено в храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского. Молимся, как и прежде.

30.08. Благодарим Марину! Ваша жертва внесена в фонд храма Благовещения! Будем молиться.

25.09. Благодарим Василия! Ваше пожертвование будут передано в храм Святителя Луки Крымского (Хетово). Молимся.

17.10. Благодарю лично Анну и Сергия! Пусть все будет так, как Вы решили. Помоги Господи! Буду молиться, как обещал.

27.11. Благодарю Анну! Да поможет Вам Господь! Молимся.

22.12. Благодарность от нашей семьи Сергию и Анне! Молимся за вас с благодарением и пожеланием Вам благословения.

01.01. Благодарим Александра! Ваше пожертвование принято. Будем молиться.

Благодарим Ксению! Ваше пожертвование пойдет по назначению. Молиться будем и за Ольгу.

02.01. Благодарим Сергия! Ваше пожертвование принято. Молимся.

19.01. Благодарим Василия! Ваше пожертвование внесено в храм Св. прав. Иоанна Кронштадтского. Как и прежде молимся.

03.04. Благодарю Любовь! Все по делу и очень вовремя. Спаси Бог! Молимся.

19.05. Благодарим Ларису! Будем молиться за Иоанна! (не понятно за упокой или здравие. уточнить бы)

Благодарность от нашей семьи всем, кто переживает за ситуацию и молится, помогает нам материально и финансово. Молимся за Ирину, Людмилу, Сергия и неизвестных жертвователей!

26.05. Благодарим Ларису! Молимся за Иоанна. Все, что Вы переслали, пойдет по назначению. Спаси Бог!

15.06. Благодарим Галину! Ваше пожертвование будут использовано на нужды прихода Св. прав. Иоанна п. Березник. Спаси Бог!

20.06. Благодарим Ларису! Ваше пожертвование принято. Будем молиться за Иулию.

30.12 Благодарим Лидию! Ваше пожертвование пойдет на благоукрашение (скорее всего это будет купол над колокольней) храма Св. прав. Иоанна Кронштадтского. Будем молиться. Храни Господь!

02.01.2021 Благодарим Ирину, Анну и Сергия! Благодарность и молитвы за вас от нашей семьи и от всех прихожан нашего храма! Храни Господь!

04.02. Благодарим Василия! Ваше пожертвование принято. Будем молиться.

15.02. Благодарность Ирине от нашей семьи! Да благословит Вас Бог! Молимся.

29.04. Благодарим Сергея! Сорокоусты в нашем храме не принимаются. т.к. сорок литургий каждый день служить не можем по объективным причинам. Запишем на полугодовое поминовение.

12.06. Благодарим Сергия! Ваше пожертвование принято. Молимся.

20.10. Благодарим Ольгу! Платеж от 21.09. принят. Потрачен на обновление крыльца храма. Храни Господь! Молимся за благодетелей.

20.10. Благодарим Ольгу! Ваша жертва пойдет на нужды храма Св. прав. Иоанна п. Березник. Молитвенно благодарим!

Источник

Храм березник виноградовского района

храм березник виноградовского районаСвятой праведный отец наш Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии – на севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, причем нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Св. Церковью празднуемого. Вскоре после крещения младенец Иоанн сталь заметно поправляться. Благочестивые родители, приписав это благодатному действию св. таинства крещения, стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению.

Живя в суровых условиях крайней материальной нужды, отрок Иоанн рано познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе и, вместе с тем, воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам. Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, он, нося постоянно в сердце своем память о Боге, любил природу, которая возбуждала в нем умиление и преклонение пред величием Творца всякой твари.

На шестом году отрок Иоанн, при помощи отца, начал учиться грамоте. Но грамота вначале плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячие молитвы к Богу о помощи. Когда отец его, собрав последние средства от скудости своей, отвез его в Архангельское приходское училище, он, особенно остро почувствовав там свое одиночество и беспомощность, все утешение свое находил только в молитве. Молился он часто и пламенно, горячо прося у Бога помощи. И вот, после одной из таких горячих молитв, ночью, мальчика вдруг точно потрясло всего, «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове», «легко и радостно так стало на душе»: ему ясно представился учитель того дня, его урок, он вспомнил даже, о чем и что он говорил. Чуть засветлело, он вскочил с постели, схватил книги – и о, счастие! Он стал читать гораздо лучше, стал хорошо понимать все и запоминать прочитанное.

С той поры отрок Иоанн стал отлично учиться: одним из первых окончил училище, первым окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят на казенный счет в С.-Петербургскую Духовную Академию.

Еще учась в семинарии, он лишился нежно любимого им отца. Как любящий и заботливый сын, Иоанн хотел было прямо из семинарии искать себе место диакона или псаломщика, чтобы содержать оставшуюся без средств к существованию старушку-мать. Но она не пожелала, чтобы сын из-за нее лишился высшего духовного образования, и настояла на его поступлении в академию.

Поступив в академию, молодой студент не оставил свою мать без попечения: он выхлопотал себе в академическом правлении канцелярскую работу и весь получавшийся им скудный заработок полностью отсылал матери.

Учась в академии, Иоанн первоначально склонялся посвятить себя миссионерской работе среди дикарей Сибири и Северной Америки. Но Промыслу Божию угодно было призвать его к иного рода пастырской деятельности. Размышляя однажды о предстоящем ему служении Церкви Христовой во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елисаветою и принять сан священника для служения в том же соборе. Вспомнив свой сон, он принял это предложение.

12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию «Сергиев» и называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался.

Брак о. Иоанна, который требовался обычаями нашей Церкви для иерея, проходящего свое служение в миру, был только фиктивный, нужный ему для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов: в действительности он жил с женой, как брат с сестрой. «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу», – так сказал он своей жене в первый же день своей брачной жизни, до конца дней своих оставаясь чистым девственником.

При первом же знакомстве с своей паствой о. Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньшее поле для самоотверженной и плодотворной пастырской деятельности, нежели в далеких языческих странах. Безверие, иноверие и сектантство, не говоря уже о полном религиозном индифферентизме, процветали тут. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились, по большей части, в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих морально опустившихся людей, получивших название «посадских». Ночью не всегда безопасно было пройти по улицам, ибо был риск подвергнуться нападению грабителей.

Вот на этих-то, казалось, нравственно погибших людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви наш великий пастырь. Среди них-то он и начал дивный подвиг своего самоотверженного пастырского делания. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Эти кронштадтские «босяки», «подонки общества», которых о. Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный ими было человеческий образ, первыми «открыли» святость о. Иоанна. И это «открытие» очень быстро восприняла затем вся верующая народная Россия.

Необыкновенно трогательно рассказывает об одном из таких случаев духовного возрождения благодаря о. Иоанну один ремесленник: «Мне было тогда годов 22-23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел в первый раз батюшку. У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру сбирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно слушает. Мне все кажется, батюшка был, как Христос на картинке «Благословение детей». Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются… да глаза батюшки ласковые и серьезные меня остановили: стыдно стало… Опустил я глаза, а он смотрит– прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не смею передать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что где дети, там всегда и тепло и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушел он, я сижу и молчу… Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит… И вот с тех пор я человеком стал…»

Такой необычный пастырский подвиг молодого пастыря стал вызывать нарекания и даже нападки на него со всех сторон. Многие долго не признавали искренности его настроения, глумились над ним, клеветали на него устно и печатно, называли его юродивым. Одно время епархиальное начальство воспретило даже выдавать ему на руки жалование, так как он, получив его в свои руки, все до последней копейки раздавал нищим, вызывало его для объяснений. Но все эти испытания и глумления о. Иоанн мужественно переносил, ни в чем не изменяя в угоду нападавшим на него принятого им образа жизни. И, с Божией помощью, он победил всех и вся, и за все то, над чем в первые годы пастырства над ним смеялись, поносили, клеветали и преследовали, впоследствии стали прославлять, поняв, что перед ними истинный последователь Христов, подлинный пастырь, полагающий душу свою за овцы своя.

«Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, – говорил о. Иоанн. – Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем»… С таким сознанием он и шел к людям, всех побеждая и возрождая силою своей истинно пастырской состраждущей любви.

храм березник виноградовского района

Скоро открылся в о. Иоанне и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. Нет никакой возможности перечислить все чудеса, совершенные о. Иоанном. Наша неверующая интеллигенция и ее печать намеренно замалчивали эти бесчисленные явления силы Божией. Но все же очень много чудес записано и сохранено в памяти. Сохранилась точная запись рассказа самого о. Иоанна о первом его чуде своим сопастырям-священникам. Глубоким смирением дышит этот рассказ. «Кто-то в Кронштадте заболел, – так рассказывал об этом о. Иоанн. – Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящим Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка, которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански и в страхе Божием кончившая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался: как я могу – думал я – иметь такое дерзновение? Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою – он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога – молиться за тех, кто будет этого просить».

По молитве о. Иоанна действительно совершалось и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться множество дивных чудес. Излечивались молитвою и возложением рук о. Иоанна самые тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было иногда написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось. Особенно замечательно происшедшее на глазах у всех чудо в селе Кончанском (Суворовском), описанное случайно находившейся тогда там суворовской комиссией профессоров военной академии (в 1901 г.). Женщина, много лет страдавшая беснованием и приведенная к о. Иоанну в бесчувственном состоянии, через несколько мгновений была им совершенно исцелена и приведена в нормальное состояние вполне здорового человека. По молитве о. Иоанна прозревали слепые. Художником Животовским описано чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей засухой и угрожаемой лесным пожаром, после того как о. Иоанн вознес там свою молитву. О. Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев. Этот великий дар чудотворения естественно был наградой о. Иоанну за его великие подвиги – молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.

И вот скоро вся верующая Россия потекла к великому и дивному чудотворцу. Наступил второй период его славной жизни, его подвигов. Вначале он сам шел к народу в пределах одного своего города, а теперь народ сам отовсюду, со всех концов России, устремился к нему. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть о. Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Еще большее число писем и телеграмм получал он: кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами текли к о. Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, о. Иоанн тотчас же все раздавал. По самому минимальному подсчету, чрез его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей (сумма по тому времени громадная!). На эти деньги о. Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение – «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в С.-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.

К общей скорби жителей Кронштадта, во второй период своей жизни, период своей всероссийской славы, о. Иоанн должен был оставить преподавание Закона Божия в Кронштадтском городском училище и в Кронштадтской классической гимназии, где он преподавал свыше 25-ти лет. А был он замечательным педагогом-законоучителем. Он никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые часто имели место тогда в наших учебных заведениях, то есть ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. У о. Иоанна мерами поощрения не служили отметки, ни мерами устрашения – наказания. Успехи рождало теплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Поэтому у него не было «неспособных». На его уроках все без исключения жадно вслушивались в каждое его слово. Урока его ждали. Уроки его были скорее удовольствием, отдыхом для учащихся, чем тяжелой обязанностью, трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ. И эти живые беседы пастыря-отца с своими детьми на всю жизнь глубоко запечатлевались в памяти учащихся. Такой способ преподавания он в своих речах, обращаемых к педагогам перед началом учебного года, объяснял необходимостью дать отечеству прежде всего человека и христианина, отодвигая вопрос о науках на второй план. Нередко бывали случаи, когда о. Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, приговоренного к исключению, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет, и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, вырабатывался полезный член общества. Особенное значение о. Иоанн придавал чтению житий святых и всегда приносил на уроки отдельные жития, которые раздавал учащимся для чтения на дому. Характер такого преподавания Закона Божия о. Иоанном ярко запечатлен в адресе, поднесенном ему по случаю 25-летия его законоучительства в Кронштадтской гимназии: «Не сухую схоластику ты детям преподавал, не мертвую формулу – тексты и изречения – ты им излагал, не заученных только на память уроков ты требовал от них; на светлых, восприимчивых душах ты сеял семена вечного и животворящего Глагола Божия».

Но этот славный подвиг плодотворного законоучительства о. Иоанн должен был оставить ради еще более плодотворного и широкого подвига своего всероссийского душепопечения.

Надо только представить себе, как проходил день у о. Иоанна, чтобы понять и прочувствовать всю тяжесть и величие этого его беспримерного подвига. Вставал о. Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым о. Иоанн раздавал милостыню. Заутреней о. Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь. Исповедь, из-за громадного количества желавших исповедываться у о. Иоанна, была им введена, по необходимости, общая. Производила она – эта общая исповедь – на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5.000 чел., всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение и литургия раньше 12 час. дня не оканчивалась. По свидетельству очевидцев и сослуживших о. Иоанну, совершение о. Иоанном Божественной литургии не поддается описанию. Ласковый взор, то умилительный, то скорбный, в лице сияние благорасположенного духа, молитвенные вздохи, источники слез, источаемых внутренне, порывистые движения, огонь благодати священнической, проникающий его мощные возгласы, пламенная молитва – вот некоторые черты о. Иоанна при богослужении. Служба о. Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом. Чтение о. Иоанна на клиросе – это было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал в самую душу молящихся. А за Божественной литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что о. Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания. Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих. Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда несколько больших чаш, из которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более двух часов.

Во время службы письма и телеграммы приносились о. Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили его помянуть.

После службы, сопровождаемый тысячами верующих, о. Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать.

Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божией!

Но и самая слава о. Иоанна была его величайшим подвигом, тяжким трудом. Подумать только, что ведь всюду, где бы он ни показался, около него мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы лишь прикоснуться к чудотворцу. Почитатели его бросались даже за быстро мчавшейся каретой, хватая ее за колеса с опасностью быть изувеченными.

По желанию верующих о. Иоанну приходилось предпринимать поездки в разные города России. Эти поездки были настоящим триумфом смиренного Христова служителя. Стечение народа определялось десятками тысяч, и все бывали объяты чувствами сердечной веры и благоговения, страхом Божиим и жаждою получить целительное благословение. Во время проезда о. Иоанна на пароходе толпы народа бежали по берегу, многие при приближении парохода становились на колени. В имении «Рыжовка», около Харькова, где поместили о. Иоанна, уничтожены были многотысячной толпой трава, цветы, клумбы. Тысячи народа проводили дни и ночи лагерем около этого имения. Харьковский собор во время служения о. Иоанна 15 июля 1890 года не мог вместить молящихся.

О. Иоанн находился в царском дворце в Ливадии при последних днях жизни Императора Александра III, и самая кончина Государя последовала в его присутствии. Больной Государь встретил о. Иоанна словами: «Я не смел пригласить вас сам. Благодарю, что вы прибыли. Прошу молиться за меня. Я очень недомогаю»… Это было 12 октября 1894 года. После совместной коленопреклонной молитвы Государя наедине с о. Иоанном последовало значительное улучшение здоровья больного и явились надежды на его полное выздоровление. Так продолжалось пять дней; 17 октября началось снова ухудшение. В последние часы своей жизни Государь говорил о. Иоанну: «Вы – святой человек. Вы – праведник. Вот почему вас любит русский народ». «Да, – отвечал о. Иоанн, – Ваш народ любит меня». Умирая, по принятии Св. Таин и таинства елеосвящения, Государь просил о. Иоанна возложить свои руки на его голову, говоря ему: «Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю – не отнимайте их». О. Иоанн так и продолжал держать свои руки на главе умирающего Царя, пока Царь не предал душу свою Богу.

Достигнув высокой степени молитвенного созерцания и бесстрастия, о. Иоанн спокойно принимал богатые одежды, преподносимые ему его почитателями, и облачался в них. Это ему даже и нужно было для прикрытия своих подвигов. Полученные же пожертвования раздавал все, до последней копейки. Так, например, получив однажды при громадном стечении народа пакет из рук купца, о. Иоанн тотчас же передал его в протянутую руку бедняка, не вскрывая даже пакета. Купец взволновался: «Батюшка, да там тысяча рублей!» – «Его счастие», – спокойно ответил о. Иоанн. Иногда, однако, он отказывался принимать от некоторых лиц пожертвования. Известен случай, когда он не принял от одной богатой дамы 30.000 рублей. В этом случае проявилась прозорливость о. Иоанна, ибо эта дама получила эти деньги нечистым путем, в чем после и покаялась.

Был о. Иоанн и замечательным проповедником, причем говорил он весьма просто и чаще всего без особой подготовки – экспромтом. Он не искал красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли, а вместе с тем и исключительной богословской ученостью, при всей своей доступности для понимания даже простыми людьми. В каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, как отражение силы его собственного духа.

Несмотря на всю свою необыкновенную занятость, о. Иоанн находил, однако, время вести как бы духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания, в результате «благодатного озарения души, которого удостаивался он от всепросвещающего Духа Божия». Эти мысли составили собою целую замечательную книгу, изданную под заглавием: «Моя жизнь во Христе». Книга эта представляет собою подлинное духовное сокровище и может быть поставлена наравне с вдохновенными творениями древних великих отцов Церкви и подвижников христианского благочестия. В полном собрании сочинений о. Иоанна издания 1893 г. «Моя жизнь во Христе» занимает 3 тома в 1000 с лишком страниц. Это – совершенно своеобразный дневник, в котором мы находим необыкновенно поучительное для каждого читателя отражение духовной жизни автора. Книга эта на вечные времена останется ярким свидетельством того, как жил наш великий праведник и как должно жить всем тем, кто хотят не только называться, но и в действительности быть христианами.

Замечательным памятником святой личности о. Иоанна и не исчерпаемым материалом для назидания являются также три тома его проповедей, содержащие общим счетом до 1800 страниц. Впоследствии накопилось еще очень много отдельных сочинений о. Иоанна, издававшихся отдельными книжками в огромном количестве. Все эти слова и поучения о. Иоанна – подлинное веяние Св. Духа, раскрывающее нам неисследимые глубины Премудрости Божией. В них поражает дивное своеобразие во всем: в изложении, в мысли, в чувстве. Каждое слово – от сердца, полно веры и огня, в мыслях – изумительная глубина и мудрость, во всем поразительная простота и ясность. Нет ни одного лишнего слова, нет «красивых фраз». Их нельзя только «прочитать» – их надо всегда перечитывать, и всегда найдешь в них что-то новое, живое, святое.

«Моя жизнь во Христе» уже вскоре после своего выхода в свет настолько привлекла к себе всеобщее внимание, что была переведена на несколько иностранных языков, а у англиканских священников сделалась даже любимейшей настольной книгой.

Основная мысль всех письменных творений о. Иоанна – необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстьми и похотьми, преданность вере и Церкви Православной как единой спасающей.

В отношении к нашей Родине – России о. Иоанн явил собою образ грозного пророка Божия, проповедующего истину, обличающего ложь, призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию за грехи и за богоотступничество. Будучи сам образом кротости и смирения, любви к каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, о. Иоанн с великим негодованием относился ко всем тем безбожным, материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний государственный строй России.

«Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры… Восстань же, русский человек. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России… Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам и России». И грозно прорекает: «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению». «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония». «Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».

Последующие события кровавой русской революции и торжества безбожного человеконенавистнического большевизма показали, насколько был прав в своих грозных предостережениях и пророческих предвидениях великий праведник земли русской.

К тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни о. Иоанна присоединился мучительный личный недуг– болезнь, которую он кротко и терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь. Решительно отверг он предписания знаменитых врачей, пользовавших его, – поддерживать свои силы скоромной пищей. Вот его слова: «Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет – Святое Причастие». И он приобщался по-прежнему каждый день.

10 декабря 1908 года, собрав остаток своих сил, о. Иоанн в последний раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском соборе. А в 7 час. 40 мин. утра 20 декабря 1908 года великий наш праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины.

В погребении о. Иоанна участвовали и присутствовали десятки тысяч людей, а у гробницы его и тогда и в последующее время совершалось немало чудес. Необычайные то были похороны! На всем пространстве от Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского монастыря на Карповке стояли огромные толпы плачущего народа. Такого количества людей не было до того времени ни на одних похоронах – это был случай в России совершенно беспримерный. Похоронное шествие сопровождалось войсками со знаменами, военные исполняли «Коль славен», по всей дороге через весь город стояли войска шпалерами. Чин отпевания совершал С.-Петербургский Митрополит Антоний во главе сонма епископов и многочисленного духовенства. Лобызавшие руку покойного свидетельствуют, что рука оставалась не холодной, не окоченевшей. Заупокойные службы сопровождались общими рыданиями людей, чувствовавших себя осиротевшими. Слышались возгласы: «Закатилось наше солнышко! На кого покинул нас, отец родной? Кто придет теперь на помощь нам, сирым, немощным?» Но в отпевании не было ничего скорбного: оно напоминало собою скорее светлую пасхальную заутреню, и чем дальше шла служба, тем это праздничное настроение у молящихся все росло и увеличивалось. Чувствовалось, что из гроба исходит какая-то благодатная сила и наполняет сердца присутствующих какою-то неземною радостью. Для всех ясно было, что во гробе лежит святой, праведник, и дух его незримо носится в храме, объемля своею любовью и ласкою всех собравшихся отдать ему последний долг.

Похоронили о. Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им монастыря на Карповке. Вся церковка эта замечательно красиво облицована белым мрамором; иконостас и гробница – тоже из белого мрамора. На гробнице (с правой стороны храма) лежит Св. Евангелие и резная митра, под которой горит неугасаемый розовый светильник. Множество дорогих художественно исполненных лампад постоянно теплятся над гробницей. Море света от тысяч свечей, возжигаемых богомольцами, заливает этот дивный сияющий храм.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 года св. прав. Иоанн Кронштадтский был канонизован, и установлено совершать его память 20 декабря / 2 января – в день блаженной кончины святого праведника.

Святый праведный отче наш Иоанне моли Бога о нас!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *