храм бетино касимовский район
Бетино. Церковь Казанской иконы Божией Матери.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Село Бетино с церковью Рожества Богородицы упоминается в окладной книге за 1676 год. Там указано, что при церкви имеется «двор попа Прокопия, двор попа Федора, двор попа Авраама, двор приказчиков, да крестьянских пятьдесят дворов, пять дворов бобыльских, к тому же деревня Жданово, а в ней крестьянских дворов числом двадцать семь, да бобыльских – десять дворов».Сельская деревянная церковь просуществовала до начала XVIII века, а затем пришла в негодное состояние. Вместо неё в селе была построена новая деревянная церковь, которая освящена в честь иконы Казанской Богородицы. Но простояла она недолго, и с каждым годом стала быстро разрушаться. Проводить службу в такой церкви стало небезопасно. И вот 26 октября 1834 года по распоряжению епархиального начальства Рожественская церковь была закрыта. А в декабре того же года в епархию уже был представлен на утверждение план строительства каменного храма. Неизвестно, кто был архитектором, но проект получил «добро», и вскоре в Бетино закипели строительные работы.
В Казанской церкви по штату было положено два священника, один дьякон и два псаломщика. В селе при храме была открыта церковноприходская школа.
(по материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»)
Каменная четырёхпрестольная церковь, построена вместо прежней деревянной Казанской церкви, пришедшей в ветхость. Приделы: холодный Никитский, тёплые Никольский и Троицкий. В советское время закрыта, разорена, ныне заброшена.
Церковь Казанской Богоматери села Бетино
Село Бетино с церковью Рожества Богородицы упоминается в окладной книге за 1676 год. Там указано, что при церкви имеется «двор попа Прокопия, двор попа Федора, двор попа Авраама, двор приказчиков, да крестьянских пятьдесят дворов, пять дворов бобыльских, к тому же деревня Жданово, а в ней крестьянских дворов числом двадцать семь, да бобыльских – десять дворов».
Сельская деревянная церковь просуществовала до начала XVIII века, а затем пришла в негодное состояние. Вместо неё в селе была построена новая деревянная церковь, которая освящена в честь иконы Казанской Богородицы. Но простояла она недолго, и с каждым годом стала быстро разрушаться. Проводить службу в такой церкви стало небезопасно. И вот 26 октября 1834 года по распоряжению епархиального начальства Рожественская церковь была закрыта. А в декабре того же года в епархию уже был представлен на утверждение план строительства каменного храма. Неизвестно, кто был архитектором, но проект получил «добро», и вскоре в Бетино закипели строительные работы. В 1855 году строительство завершилось, и новый храм предстал во всей своей красе. Затем в присутствии жителей села состоялось торжественное освящение новой церкви. Внутри храма были устроены четыре престола. Справа от алтаря – в честь иконы Казанской Богоматери, слева – во имя св. Никиты. В теплой придельной церкви справа – во имя св. Николая, слева — в честь св. Троицы. Рядом с храмом высилась колокольня, где несколько колоколов возвещали начало церковной службы, созывая людей на молитву.
За церковью и кладбищем была закреплена одна десятина земли, шесть десятин усадебной, тридцать девять десятин пахотной и двадцать одна десятина луговой земли. В состав прихода входили сто девяносто три двора села Бетина. Кроме того, в приходе числились деревни Жданово, Ерденево, Ананьино, Волчкоря, Гори.
В Казанской церкви по штату было положено два священника, один дьякон и два псаломщика. В селе при храме была открыта церковноприходская школа.
Из священников сельской церкви известны:
Прокопий 1676 г.
Феодор 1676 г.
Авраамий 1678 г
Онуфрий Федоров род. 3 марта 1695 г.
Андрей Феодоров род. 6 декабря 1695 г.
Михаил Андреев род. 25 мая 1743 г.
Владимир Стефанов род. 3 сентября 1700 года
Иоанн Авраамиевич род. 16 августа 1713 г.
>Гавриил Стефанович ум. 1743 г.
Григорий Гаврилович род. 12 сентября 1743 г.
Савва Иванович род. 20 ноября 1743 г.
>Стефан Савин род. 1 апреля 1760 г.
Феодор Михайлов ум. 1768 г.
Михаил Григорьев род. 30 марта 1768 г.
Алексей Михайлов уп. 1774 г.
Иоанна Васильев 1785 род. 1785 г., ум. 16 февраля 1803 г.
Михаил Филиппов уп. 1791-1793
Иоанн Стефанович род. 27 апреля 1793 г.
Василий Алексеев род. 2 мая 1793 г.
Павел Стефанович род. 28 марта 1803 г.
Стефан Тимофеев Волков род. 20 июня 1829 г.
Сегодня Казанская церковь давно закрыта, и находится в полуразрушенном состоянии. Внутри всё разорено, на стенах видны лишь некоторые фрагменты росписей. Практически храм нужно реставрировать с нуля. Но пока об этом никто не думает. Будем надеяться, что о Казанской церкви села Бетино вспомнят в Рязанской епархии.
по материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»
Храм Казанской иконы Божией Матери в с. Бетино
Храм Казанской иконы Божией Матери в с. Бетино запись закреплена
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕВГЕНИЙ БЕТИНСКИЙ(ХАРЬКОВ)
Память священномученика Евгения Бетинского совершается 16/23 декабря.
Родился 1 декабря 1891 года в с. Бетино Касимовского уезда Рязанской губернии в семье диакона Казанской церкви Иакова Николаевича Харькова его супруги Ольги Афанасьевны.
Показать полностью.
Отец его, будучи родом из духовного звания, окончив два класса Рязанской Духовной семинарии, по семейным обстоятельствам вынужден был оставить учебу и вернуться в родное село, где 11 января 1871 года был определен пономарем к Казанской церкви. В 1885 году он стал штатным псаломщиком, а 19 марта 1886 года рукоположен во диакона и определен на штатное место в тот же храм. Несмотря на то, что он был только диаконом, отец Иаков проявил себя как подвижник на ниве народного просвещения. С 1885 по 1896 год он пребывал соответственно учителем и законоучителем Ананьинской школы, затем помощником учителя Бетинского земского училища, а с 1891 года безвозмездно был учителем и законоучителем в Ерденево.
Первоначальное духовное образование Евгений Яковлевич получил в Касимовском училище, а в 1912 году закончил полный курс Рязанской семинарии.
По окончании семинарии он до 1914 года служил заштатным псаломщиком в родном с. Бетино. В клировых ведомостях церквей Касимове 1915 год нигде не прослеживается церковного служения Евгения Харькова.
На момент ареста семья о. Евгения состояла из тридцатисемилетней жены Елены Александровны, четверых детей от четырех до двенадцати лет и 83-летней матери Ольги Афанасьевны.
Арестовали о. Евгения 21 сентября 1937 года по тому же обвинению в «активном участии в контрреволюционной повстанческо-террористической организации», о которой, как отмечено в допросе от 22 ноября 1937 года до производства ареста ему ничего известно не было. Виновным в предъявленном ему обвинении о. Евгений себя не признал. Постановлением «тройки» при УНКВД по Рязанской области от 6 декабря 1937 года протоиерей Евгений Яковлевич Харьков по ст. 58 п. 10-11 приговорен к расстрелу. Место захоронения пока неизвестно.
Новомученики Касимовские причислены к лику святых Деянием Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего 13-16 августа 2000 года в г. Москве.
Пока не сровнялись с землей. Рейд YA62.ru по храмам области
Мыслями об этой поездке я жила с тех самых пор, как в мае моя подруга Анастасия Фазлеева — неугомонный представитель сразу нескольких подразделений Касимовской епархии — предложила присоединиться к рейду по старинным церквям Рязанской области, организованному епархиальной комиссией по строительству и реставрации. Сейчас, рассказывала она, общей головной болью сельских епархий и министерства культуры является огромное количество полузабытых, труднодоступных, но крайне интересных и ценных для истории и культуры нашей страны храмов-памятников, на изучение и восстановление которых критически не хватает ресурсов – и человеческих, и финансовых.
Например, в общем списке аварийно-руинированных храмов Касимовской епархии значится более 40 малоисследованных объектов, многим из которых, тем не менее, был присвоен статус памятников культурного наследия регионального и федерального значения.
Прежде чем замахиваться на столь масштабное путешествие, наша оперативная группа в составе четырех человек решила прощупать почву и отправилась в пробную экспедицию по восьми случайным объектам.
Село Лом, Касимовский район. Храм Рождества Богородицы. Годы постройки: 1781-1786. Памятник истории и культуры федерального значения. Состояние: остро аварийное.
Основная задача волонтерского состава заключалась в том, чтобы фотографировать объекты снаружи и изнутри, стараясь не упустить из виду ни одной детали. Ася, как организатор поездки, искала хранителей ключей от закрытых храмов, общалась с местными жителями и собирала сохранившуюся информацию об истории и утраченном убранстве церквей.
Я фотографирую обрушенный карниз, из которого так и не выкорчевали до конца пень довольно крупного дерева, и краем уха слушаю сельские легенды, которые передаются из уст в уста уже много лет. Например, существует предание, что безымянный священник этой церкви в XIX веке похоронил свою юную дочь на территории храма в золотом платье. Не совсем понятно, что имелось в виду, но явно что-то более существенное, чем золотая вышивка по вороту, иначе целые поколения кладоискателей не пытались бы докопаться до истины. Судьба легендарного платья осталась неизвестной, а мнения местных разнятся — то ли оно в земле золотом разошлось, то ли все-таки однажды его отыскали чернокопатели.
Сегодня к церкви по-настоящему живой интерес проявляют только жители села, своими скромными силами пытаясь сохранить памятник федерального значения от превращения в руины. Во внутреннем убранстве храма все еще можно разглядеть исчезающие следы былого великолепия — в деревянном резном иконостасе, когда-то полностью расписанном киноварью, оливковым и синим, уже не сохранилось икон, роспись стен и свода уже настолько бледная, что ее не сразу удается рассмотреть. Все это требует скорейшего консервирования и реставрации, пока еще есть шанс сохранить чудесный пример сельской храмовой архитектуры XVIII века не только на фотографиях.
Село Бетино, Касимовский район. Церковь Казанской иконы Божьей матери. Годы постройки: 1834-1855. Памятник истории и культуры федерального значения. Состояние: руинированное.
Чтобы открыть эту церковь, не нужно было звать никого из местных. Она и так постоянно открыта, потому что там и брать-то особо нечего. Обращают на себя внимание только необычные старинные цветные полы, потихоньку исчезающие под осыпающимся сводом.
Здесь мы не услышали многовековых сельских преданий, разве что один из местных, моющий неподалеку машину, рассказал, что близкий друг Мичурина долгое время жил здесь и разбил возле церкви яблоневый сад, завещая, чтобы его похоронили в саду рядом с любимым храмом. Говорят, его воля была исполнена, хотя могилу мы не нашли. Впрочем, у алтарной части были собраны более ранние надгробия, еще с дореволюционных захоронений, надписи на которых было уже не разобрать. Позже мы узнали, что в Бетине есть свой святой, канонизированный в 2000 году священномученик Евгений Бетинский, который служил в Казанском храме до своего ареста в 1937 году и расстрела.
Село Балушевы-Починки, Касимовский район. Крестовоздвиженская церковь. Год постройки: 1869. Выявленный памятник истории и культуры. Состояние: удовлетворительное.
Эта церковь была полностью построена на деньги прихожан в третьей четверти XIX века. В достаточно большой приход входило четыре окрестные деревни, на территории которого было целых три школы и библиотека в 162 тома, что по тем временам было немалым богатством.
За последние три года стараниями местных жителей и епархии храм практически восстановлен до нормального состояния. В этой церкви XIX века, стилизованной под более ранний стиль барокко, запомнился необычный центральный иконостас, сложный, с большим количеством резных золоченых деталей на бордовом фоне, и два не менее необычных боковых, очень лаконичных, сделанных из искусственного белого и серо-голубого камня. Сторож храма рассказал, что еще лет 20 назад, когда они через оконный проем колокольни фотографировали центральный иконостас закрытого разрушающегося храма, украшений и отделки было гораздо больше, было видно по крайней мере шесть икон и шикарное резное паникадило, местонахождение которых сейчас неизвестно.
Село Пёт, Пителинский район. Введенский храм. Годы постройки: 1912-1913. Памятник истории и культуры регионального значения. Состояние: остро аварийное.
Храм неожиданно оказался нашим любимцем. Композиционно он был кульминацией нашей экспедиции, так как ему было посвящено самое романтическое время суток — закат первого дня и рассвет второго. Всеобщий хор восхвалений не стихал оба дня, в течение которых мы исследовали его с подвала до верхушки колокольни.
— Этот храм построен по авторскому проекту с использованием инновационных на тот момент технологий, — рассказывала Ася, — таких, как активное использование железобетонных конструкций и калориферное отопление. Это когда в подвале устанавливаются печи, от которых горячий воздух проводится по каналам через стены всего храма до вытяжек в сводах. В свое время на его строительство, связанное с 300-летием дома Романовых, выделил деньги местный купец Портнов. А строил храм местный крестьянин Никанор Васильевич Гавриков, по проекту гражданского инженера Молокина.
Храм в Пёте оказался самым интересным из наших объектов для сообщества профессиональных архитекторов. Чаще всего исследователи относят его к неорусскому стилю в авторской интерпретации и отмечают явное влияние петербургской архитектурной школы начала ХХ века. Один из авторов отмечал, что такой проект более закономерен для столицы, но неведомым образом попал в рязанскую глубинку. Кроме того, его выдающиеся размеры скорее заставляют вспоминать городские соборы, нежели сельские церквушки.
Сейчас реконструкцией храма и уходом за ним занимаются гостеприимные местные жители и приезжающие летом волонтеры.
Село Нестерово, Пителинский район. Храм великомученика Дмитрия Солунского. Годы постройки: 1700-1744. Памятник истории и культуры федерального значения. Состояние: остро аварийное.
Поразительное место. Необычная и довольно редкая двухэтажная конструкция храма стала для меня открытием. Внешняя парадная лестница от колокольни до второго этажа практически разрушена временем и заросла настолько, что больше напоминает земляную насыпь, но по ней все еще можно пробраться в верхний храм. Убранства не осталось ни в верхнем, ни в нижнем храме, но остатки стенных росписей можно разглядеть везде. Особенно впечатляет нижний, где по темно-синему фону серебряной вязью идет хорошо сохранившийся растительный орнамент, а на своде между иконами виднеются звезды. Сами фрески практически невозможно рассмотреть невооруженным взглядом, но нам помогла глазастая техника, превращающая силуэты и контуры во вполне различимые картины.
Этот храм стал моим любимым объектом, как только удалось найти вход на колокольню. Узкий проход и витиеватая лестница в монументальной стене колокольни, казалось, ведут в тупик, настолько темно там было на первый взгляд. Кроме того, толщина стен стала превосходной звукоизоляцией — опытным путем нами было доказано, что, пока ты находишься в застенках, тебя не слышно на улице, а для тебя исчезает все, что происходит снаружи. До первого светового окошка где-то на уровне третьего этажа. Добравшись до звонарной площадки, ты видишь, что колоколов уже давно не осталось, зато открывающиеся оттуда великолепные виды трогают сердце.
Пожалуй, самая загадочная церковь из всех, что нам пришлось повидать за эти два дня. Она полностью заросла деревьями, но, к сожалению, не обросла никакими легендами. И информации о ней не удалось разыскать нигде, кроме той, что как храм она перестала действовать не позднее 1930-х годов. Интересно, что руины этой небольшой, но удивительно гармоничной сельской церкви сохранили внешние росписи куда лучше, чем внутренние.
— Храм явно когда-то был белым, а снаружи в закомарах еще остались иконы, по три над каждым боковым входом. С южной стороны по центру виден силуэт Богородицы, что логично, храм-то Богородичный, но рядом с ней, что не совсем обычно, еще две святые девы, от которых остались только силуэты в золотых венцах и оплечьях, — рассказывает Ася. — Одна напоминает иконографический образ мученицы Екатерины, но как знать. Еще интереснее, впрочем, трое ученых отцов церкви, изображенных с северной стороны. Выбор сюжетов росписей вряд ли можно назвать случайным, скорее всего, это были какие-то значимые святые либо для деревни, либо для строителей, либо для благотворителей храма.
Побродив вокруг заросших руин, мы обнаружили фрагменты разной древности надгробий, одно с весьма лирическим содержанием. Дословно сложно было разобрать, но это явно было посвящение молодой девушке XIX века, которую автор сравнивает с отцветшим прекрасным цветком розы.
Село Подболотье, Пителинский район. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Год постройки: 1838. Состояние: утрачена.
Этот храм должен был быть последним пунктом нашего маленького, но продуктивного путешествия. Свернув с трассы Р124 на побитую жизнью проселочную дорогу, мы с воодушевлением слушали о деревянной полуразрушенной церкви, судя по фотографиям, еще сохранившей написанные на ткани достаточно яркие настенные иконы.
Не обнаружив в селе ни одного похожего здания, мы обратились за помощью к местным жителям, наблюдавшим за нашими перемещениями с лавочки у развилки дороги. Они и рассказали нам, что храм уже довольно давно был разрушен, и мы это восприняли как личную трагедию.
— Что-то само разрушилось, чему-то помогли, — вспоминали они. — Сперва на трапезную часть тополь упал во время грозы и разрушил ее. А потом. Девочки, видели бы вы, как нашу церковь тащили, пытаясь свалить оставшуюся часть.
70-летний дедушка вспоминал, что внутреннее убранство уже закрытой церкви впечатляло его еще в детстве.
— Там был расписанный деревянный резной иконостас, такие красивые витые столбы, покрытые золотом. Везде были иконы на натянутой ткани и просто на стенах, ангелы на потолке. И большая красивая деревянная круглая люстра. В советское время, когда в здании храма был зерновой склад, дети катались на паникадиле, и я тоже. Тогда все и рассмотрел. На нем по кругу были расставлены восковые свечки, и рассказывали, что все они зажигались от одной свечи.
Сегодня от церкви остались воспоминания, несколько фотографий, медный крестик с памятной надписью размером с ладонь, когда-то снятый с кованого креста упавшей колокольни («Она высотой вон с те тополя была. Метров 30!») и каменный фундамент возле векового дерева.
— Восстановить храм или построить на этом месте новый в ближайшее время точно не выйдет, – честно призналась Ася. – Сейчас расчистим место, поставим памятный крест и информационную табличку о том, что там было. Потом, может быть, местные решат поставить часовенку на месте храма.
Село Протасьев Угол, Чучковский район. Спасская церковь. Годы постройки: 1793-1798. Памятник истории и культуры федерального значения. Состояние: остро аварийное.
Последний пункт нашего путешествия, дополнительный. Затерянный в селе, которого уже практически не существует, потерявшийся в осенней листве стоит красивый храм, который с каждым годом все сильнее ветшает. Спасская церковь — усадебная, классическая по архитектуре, построенная дворянами Протасьевыми, чье родовое кладбище располагалось рядом. Представляет собой композицию из четырех разномасштабных ротонд — храма, двух приделов и алтаря с прямоугольной западной частью и колокольней. Изящная, всеми забытая и никем не охраняемая, она хранит в себе воспоминания двух веков, обшарпанные фрески и покрытые пылью свечи.
Судя по всему, кто-то еще посещает этот храм, хотя добраться до него стало не так-то просто. На пути к нему разрастается овраг, который в дождливую погоду становится непреодолимым препятствием.
Нам же с погодой повезло, и с чувством выполненного долга мы наблюдали, как закатные лучи освещают потемневшие купола одной из прекраснейших церквей Рязанской области.
Едем в Касимов: неоготика, татарские гробницы, крестьянская старина и фабричный шоколад
Касимов — небольшой, уездный городок на отшибе. Здесь нет памятников архитектуры мирового уровня, но те, что есть, по-своему занятны. Природа кругом не то чтобы захватывающая, но от нее щемит сердце. В XXI веке это по-прежнему глухомань с точки зрения жителя мегаполиса, но многие, уезжая из этого города, говорят: «Хорошо бы съездить еще разок. Что-то там есть такое». По пути в Касимов можно застать много интересных — и древнейших! — мест, а деревни рядом с ним впечатляют и архитектурой, и трагическими событиями, которые в них произошли.
Наши авторы Николай Лупандин и Мария Седова, чьи предки происходят из мест вокруг Касимова, съездили в этот город на границе Руси и Орды и нашли там массу интересного.
Зачем ехать в Касимов
Касимов — предпоследний большой город на Оке до ее впадения в Волгу, дальше только Муром и Нижний Новгород. А Ока с XII по XVI век была самой главной русской рекой и границей с Великой Степью. Это самый настоящий древнерусский форпост, за которым печенеги, половцы, татары, ковыль и дальний конный поход в пыли. Именно здесь, на Оке, кончалась средневековая Русь.
Таким образом, Касимов в каком-то смысле стоит меж двух миров. Это город двух культур, чак-чака и борща. Касимов имеет смысл посетить ради татарских гробниц и мечетей и достойно сохранившейся городской уездной застройки XVIII–ХХ веков. Здесь можно искупаться в Оке и попробовать шоколад местного фабричного производства.
Но главное — Касимов идеально вписывается в окружающий пейзаж и почти не отличается от окрестных деревень. Здесь вы будто и в городе, и одновременно на природе, воспетой Константином Паустовским в сборнике «Мещерская сторона».
По пути в Касимов: Старая Рязань, Гусь-Железный, Гусевский Погост
Старая Рязань
Если решите поехать в Касимов на автомобиле через Рязанскую область, можно сделать крюк по региону и заглянуть в несколько любопытнейших мест. Из Рязани отправляйтесь в Старую Рязань, городище, сожженное Батыем в 1237 году. Сделать это можно двумя способами. Первый — ехать в Спасск-Рязанский и там перебираться через понтонный мост. Обязательно проверьте по навигатору, работает ли он! Так вы проедете сразу через древние ворота города.
Второй способ — по трассе М5 «Урал». По пути будет село Кирицы, где находится усадьба фон Дервиза, построенная архитектором и живописцем Федором Шехтелем в начале XX века. Правда, сейчас там детский туберкулезный санаторий, охрана строга и никого не пускает дальше смотровой площадки, так что бόльшую часть усадьбы можно увидеть лишь из-за забора.
От исторической Рязани, которая пять дней в 1237 году сопротивлялась 150 тысячам Батыевых татар, сегодня остались лишь гигантские крепостные валы. Все находки из богатейшего культурного слоя находятся в музее Рязанского кремля. Впрочем, большинство артефактов, скорее всего, еще лежат в земле, ведь Старая Рязань до сих пор толком не раскопана. Даже по одному размеру валов можно оценить, насколько велик был этот древний город.
Здесь же, на берегу Оки, под городским валом, находится не так давно найденная братская могила погибших при Батыевой осаде рязанцев и полуразрушенная церковь Бориса и Глеба. Ее воздвигли уже в начале XX века, а уничтожили большевики.
Если же из Москвы в Касимов ехать не через Рязань, а через Спас-Клепики, дальше по пути будет поселок Тума. Можно повторить путь Константина Паустовского, который когда-то приехал сюда на дрезине по узкоколейке. Для этого заранее договоритесь с владельцем дрезины в деревне Гуреево.
Гусь-Железный
После Тумы вам встретится еще один небольшой городок, Гусь-Железный. Да, если в Гусе-Хрустальном производят столовую утварь, то в Гусе-Железном, следуя логике, — чугун и железо. Производство появилось здесь еще в XVIII веке. Добравшись до имения купцов Баташевых, вы увидите Троицкую церковь и не поверите своим глазам, настолько странно и чужеродно выглядит этот храм, по капризу владельцев построенный в неоготическом стиле.
Церковь видно отовсюду с дороги, это главный сельский ориентир, вы точно не сможете проехать мимо. Внутри же — довольно типичное убранство XIX века, гораздо более скромное, чем внешняя отделка. За небольшое подаяние можно попросить ключи от верхней церкви, которая большую часть года закрыта. Особый шарм месту добавляют уроки рисования, которые на европейский манер, на открытом воздухе, дают в школе по соседству, словно это Ноттингем или Нормандия.
Рядом с Троицкой церковью — остатки усадьбы братьев Баташевых, которые в XVIII веке были крупнейшими сталепромышленниками и купцами, имели заводы в Выксе, Гусе-Железном, Туле и Липецке. Семейное дело почти два века продолжали их сыновья, внуки и правнуки.
Об усадьбе ходят мрачные легенды, вплоть до того, что подвал с мастерами-фальшивомонетчиками был затоплен, а в тайных комнатах барин-самодур держал своих наложниц — дворовых девок. Однако это лишь байки. Баташевы были, конечно, людьми строгими и даже суровыми, но ни монету не подделывали, ни излишней любвеобильностью не отличались.
Пожалеть можно лишь усадебный дом, который после выезда из него советского пионерлагеря быстро пришел в упадок. Теперь, пробираясь к шикарному входу с портиком, поддерживаемым железными колоннами, надо следить, куда наступаешь: очень много камней, неровных поверхностей и мусора.
Гусевский Погост
На осмотр Гуся-Железного вам понадобится не более 30 минут. После этого можно поехать в Гусевский Погост, или, как он зовется местными, просто Погост, местечко ниже по реке Гусь, ближе к Оке. Здесь мы снова будто оказываемся в Западной Европе: кругом колоннады, портики на церквях, роскошные скульптуры (некоторые, к сожалению, с отбитыми головами) и другие проявления превосходного вкуса былых хозяев этой земли.
На кладбище найдете редкий для русской архитектуры XVIII века ансамбль из двух церквей и колокольни, украшенной скульптурами. Можно разговорить священника, и тогда он разрешит вам подняться на колокольню, откуда открывается чудесный вид на дальнюю излучину Оки.
Здесь же, рядом с Гусевским Погостом, находится и совсем новая достопримечательность касимовского края — усадьба Петрушово, которую построила француженка Ирен Комо. Ее бабушка была русской, в семье читали русскую литературу и мечтали о той России, которую уже было невозможно вернуть после 1917 года. Этот утерянный рай Ирен и создала в деревне Петрушово: выстроила из старых срубов большой дом и купила несколько домов рядом, посадила липы, завела лошадей и пасеку.
Можно написать Ирен и договориться о посещении имения или даже снять домик с полным пансионом — все зависит от ваших планов и финансов. Стоимость размещения нужно уточнить у хозяйки.
Забронировать комнаты в Петрушове: www.petrushovo.ru
Это немного фантастический уголок России, такой эльфийский замок посреди загадочных лесов и лугов. Вечером тут поют цикады, а солнце, пока вы сидите на веранде, тихо уходит за горизонт, открывая дорогу яркому звездному небу.
До Касимова отсюда 40 минут на машине. Но будьте осторожны и не разгоняйтесь, свернув в город с окружного шоссе 61К-009. Ямы, в которых легко потерять подвеску, на местных дорогах остались, вероятно, со времен Батыева разорения. Может быть, у них даже мемориальный статус.
История Касимова от мордвы и мещеры до бандитских разборок 1990-х
Касимов языческий
Касимов стоит в центре Восточно-Европейской равнины, на левом берегу Оки. Когда-то, еще до появления в этих землях славян, здесь жили автохтонные угро-финские племена мордва, мурома и мещера. Сегодня от них остались одни топонимы: Ерахтур, Елатьма, Пёт, Чинур, а сами они почти растворились в русских и татарах. Многие местные жители даже не подозревают, что их предки не из славян.
Но кое-что от той культуры сохранилось. На правом берегу Оки до сих пор живут люди, почитающие, наряду с Христом, древних лесных богов и говорящие дома на языке финно-угорской группы, который покажется знакомым и финнам, и венграм. Эти люди готовят не только борщ и эчпочмаки, но и «медвежью лапу» — национальную мордовскую котлету.
Если хочется подглядеть эту незаметную на первый взгляд сторону здешней жизни, спланируйте поездку к какому-нибудь православному празднику и отправляйтесь в одно из больших сел в окрестностях Касимова, например в Перво или Сасово. Там вы наверняка увидите гуляние, сочетающее элементы и русской и мордовской культуры.
Касимов татарский
Город впервые упоминается в летописях в 1152 году как Городец Мещерский — так называлась одна из крепостей, основанных Юрием Долгоруким на дальних окраинах Владимиро-Суздальского княжества. За свою долгую историю городок пережил пожары и разорение, его перестраивали и даже переносили на новое место. После татарского набега 1376 года крепость спустили с высокого холма к берегу Оки, а во второй половине XVI века тогдашний владыка Касимова Шах-Али-хан перенес его на современное место, немного выше по течению Оки. В наши дни территория Городца Мещерского осталась на юго-восточной окраине города под названием «Уланова гора».
В начале XV века Золотая Орда, уже полстолетия медленно терявшая свою власть над Русью, распалась на несколько ханств, среди которых были Крымское, Астраханское и Казанское. Для Москвы они не представляли прежней угрозы, оставаясь тем не менее активными участниками ее политической жизни, а заодно поставщиками наемников для европейских князей.
С татарами и связана традиционная версия появления Касимовского ханства. Произошло это в результате долгой и кровопролитной междоусобной войны московского князя Василия II со своими двоюродными братьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Это была обычная для того времени феодальная борьба за трон, вызванная существовавшим на Руси лéствичным правом, по которому княжеский престол передавался не сыну князя, а его брату. В борьбе за власть князья на 25 лет погрузили страну в пучину междоусобиц.