храм блаженной матроны московской в нижнем новгороде
В день своего тезоименитства митрополит Георгий освятил храм в честь блаженной Матроны Московской
Текст Надежды Муравьевой. Фото Сергея Лотырева
Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Мордовский и Саранский Зиновий, архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, епископ Краснослободской и Темниковский Климент, викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, викарий Нижегородской епархии епископ Дальнеконстантиновский Филарет, епископ Городецкий и Ветлужский Августин, епископ Выксунский и Павловский Варнава, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев и другие клирики Нижегородской и Мордовской митрополий и Витебской епархии.
На богослужении присутствовали председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин, губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, президент Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) имени Кузьмы Минина Лев Шапошников, ректор Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Александр Федоров, ранее являвшийся ректором НГПУ.
З акладка храма во имя свят ой блаженной Матроны Московской в Приокском районе Нижнего Новгорода на пересечении улиц Цветочной и Академика Сахарова состоялась 22 ноября 2017 года. Чин закладки возглавил митрополит Георгий. 11 июля 2018 года управляющий Нижегородской епархией совершил освящение крестов и куполов строящегося храма, а 16 ноября 2019 года здесь была совершена первая Божественная литургия. Каменная церковь рассчитана на 600 человек. Это первый в городе храм, освящен ный в честь блаженной старицы Матроны.
По окончании литургии митрополит Зиновий от лица архипастырей поздравил главу Нижегородской митрополии с днем тезоименитства и преподнес ему образ святого великомученика Георгия Победоносца.
«Ваш небесный покровитель, на которого православные христиане возлагают свои надежды как на ходатая о даровании побед, помогает тем, кто обращается к нему с искренней молитвой, — сказал глава Мордовской митрополии. — Когда-то Вы вступили на монашеский путь, решив одержать победу над плевелами зла, вселяющимися в душу любого человека через грехи, через страсти. Это путь к святости. Желаем Вам пройти эту дорогу, одержать эту победу молитвами святого Георгия Победоносца. А пока Господь благословил Вам победить зло XX века — разрушенные храмы, попранные святыни… Вашими молитвами и трудами множество их встало из руин. Кроме того, на Нижегородской земле открылись православные гимназии и детские сады. Пусть святой Георгий поможет Вам одержать еще много побед на радость православному миру».
От имени епископата Нижегородской митрополии, духовенства, монашествующих и мирян с днем тезоименитства владыку Георгия поздравил епископ Балахнинский Илия.
«На каждые свои именины Вы делаете подарок другим — освящаете Божий храм, — сказал он. – За время Вашего служения их поднялось уже много, и сегодня, как и в предыдущие годы, под церковными сводами собрались люди, которые любят Вас и являются Вашими соработниками. Пусть Господь укрепляет Вас физически и духовно, а наша Нижегородская земля и дальше благоукрашается храмами».
Владыка Илия от лица духовенствам епархии преподнес митрополиту Георгию декоративное пасхальное яйцо с хохломской росписью.
Затем управляющий Нижегородской епархией принял поздравления от других участников богослужения. В частности, воспитанники православного детского сада имени преподобных Кирилла и Марии Радонежских исполнили для него песню, прочитали стихи и преподнесли Пасхальную композицию.
В свою очередь митрополит Георгий поблагодарил архипастырей, клириков, паству за совместные молитвы и поздравления. Каждый архиерей тоже получил подарок — икону святой блаженной Матроны Московской.
Обратившись к собравшимся в храме со святительским словом, владыка Георгий отметил, что, наверное, в жизни каждого человека самое светлое время — это детство. И сколько в эти годы в детскую душу будет заложено любви и добра, столько потом человек понесет по жизненному пути. Жесткости научит взрослая жизнь, а запасы ласки, милосердия, душевного тепла формируются в детстве.
«Поэтому так важно с младенчества прививать детям любовь Христову, которая «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор 13:4-6). Храм — это место, где люди сугубо встречаются с Господом, учатся этой любви. И пусть Дом Божий, освященный в честь великой праведницы блаженной Матроны послужит многим в деле избавления от греха и приобщения к святости», — добавил глава Нижегородской митрополии.
Затем он вручил церковные награды благотворителям, сугубо потрудившимся в деле возведения храма. В частности, попечитель храма Александр Третьяков награжден учрежденной в Нижегородской епархии медалью святого благоверного князя Георгия Всеволодовича III степени.
Кроме того, за многолетнее сотрудничество с Нижегородской епархией и к 50-летию со дня рождения Александр Федоров награжден медалью святого князя Георгия Всеволодовича I степени.
Владыка Георгий зажег пучки свечей от Благодатного огня, привезенного из Иерусалима, и святыню раздали присутствующим в храме. Также молившимся в этот день за архиерейским богослужением были розданы пасхальные яйца, а детям — сладкие подарки.
Всем присутствующим были розданы небольшие иконки блаженной Матроны Московской.
Справка:
6 мая Православная Церковь отмечает день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Он родился в городе Бейруте (который в древности назывался Б елит) у подножия Ливанских гор. Сын богатых и благочестивых родителей, мальчик был воспитан в христианской вере.
В юношестве Георгий поступил на военную службу. Умный, храбрый, наделенный физической силой и внешней красотой, он достиг звания тысяченачальника и стал любимцем императора Диоклетиана, фанатичного приверженца римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, этот правитель вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор, Георгий явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил императора в жестокости и несправедливости. Диоклетиан уговаривал юношу отречься от Христа, запугивал, но, не достигнув результата, приказал подвергнуть мучениям. Известно также, что император приказал привести Георгия в языческий храм и велел ему принести жертвоприношение идолам. Но статуи рухнули, когда святой Георгий сотворил молитву истинному Богу и крестное знамение. В конце концов Диоклетиан приказал отрубить голову молодому воину, однако великомученик одержал над своим мучителем духовную победу. Это произошло в Никомидии в 303 году.
Мощи воина Христова положили в палестинском городе Лида, в храме, освященном в его честь. Глава же его хранилась в Риме, также в Георгиевской церкви.
После окончания земной жизни святой Георгий не оставил людей своим заступничеством. Однажды он явился жителям родного города. В Бейруте недалеко от места, где родился святой, в озере жил змей, который выходил из воды и пожирал людей. Суеверные жители для утоления его ярости начали отдавать на съедение юношей и девиц. Однажды жребий пал на дочь правителя. Ее отвели к берегу озера и привязали, девушка в ужасе стала ожидать появления чудовища. Когда же зверь вышел из воды и стал приближаться к ней, вдруг появился юноша на белом коне, который копьем поразил змея. Это был святой великомученик Георгий. Своим чудесным явлением он не только прекратил злодейство, но и обратил ко Христу жителей Бейрута и окрестностей, которые до этого были язычниками.
В житии святого Георгия Победоносца описано и чудесное оживление единственного вола у земледельца. Это послужило поводом к почитанию святого Георгия как покровителя не только воинов, но и скотоводства, защитника домашних животных от хищных зверей.
На иконах святой чаще всего изображается поражающим змия. Мы видим его на коне, с копьем в правой руке и щитом на боку, за поясом — меч. Но покровитель воинства может изображаться и просто на коне (хотя такой вариант редок, особенно в византийской иконографии, где явно преобладает сцена чуда Георгия о змие ), а также существуют поясные изображения, где молодой римский воин держит копье и щит.
На клеймах житийных икон обычно изображаются следующие сюжеты: святой раздает свои богатства нищим; воины ведут его к Диоклетиану; великомученик Георгий сокрушает языческих идолов; мучения и усекновение главы святого.
Иконографический сюжет «Чудо о змие » символизирует победу христианства над язычеством, победу над диаволом — «д ревним змием» ( Откр 12:3; 20:2). Поэтому иногда мы видим крест или монограмму Господа Иисуса Христа на вершине копья, которым святой поражает дракона.
На Руси великомученик Георгий Победоносец – один из любимых святых. Его изображение украшает герб Москвы, в честь него освящено множество храмов по всей стране. На Нижегородской земле их тоже много. Покровителю воинства поставлены памятники в Нижегородском кремле и на Бору – на территории духовно-просветительского комплекса «Сергиевская слобода».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Приход храма в честь Всех святых
Приход храма в честь Всех святых запись закреплена
Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота – это ближайшая суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солун-ского (8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле.
Первоначально поминовение совершалось по воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
Показать полностью.
Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Приход храма в честь Всех святых запись закреплена
Дорогие братия и сестры!
Примите сердечные поздравления в этот праздничный день, который напоминает об одной из важных страниц истории нашего Отечества. Избавление Москвы и России от иноземного нашествия в 1612 году связано с решительным сплочением русского народа и его глубокой верой в заступничество Пресвятой Богородицы.
И сегодня единым сердцем и едиными устами обратимся к Царице Небесной, чтобы поблагодарить Её и попросить молитв об укреплении в наших согражданах духовного единства.
Приход храма в честь Всех святых запись закреплена
Храм блаженной Матроны Московской в «Цветах»
Приход храма в честь Всех святых запись закреплена
28 октября — память иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»
Есть среди многих икон Божией Матери одна, особо почитаемая в Оптиной Пустыни, благословенная самим преподобным Амвросием. Любимейший оптинский старец назвал эту икону «Спорительница хлебов» и установил ее празднование 15/28 октября — после времени окончания жатвы и уборки урожая.
Показать полностью.
Перед иконой молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд. В акафисте поется: «Хотящим жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от него же питающееся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии сущее, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда придет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия» (Кондак 7).
Икона с необычной иконографией, исполненная глубокого духовного содержания, изображает Божию Матерь над созревшими хлебными снопами, благословляющую Русскую землю. В последние годы жизни тяжело больной иеросхимонах Амвросий, находясь подолгу в Шамординской обители и будучи обеспокоенным ее судьбой, горячо молился Богоматери о покровительстве и заступничестве: тогда-то и возник замысел иконы. Тихая величественная красота Русской земли благословляется Царицей Небесной с этой иконы. Спустя некоторое время именно в день памяти этого образа тело старца было предано земле.
Икона «Спорительница хлебов» за короткое время стала необычайно почитаться верующими. Этому способствовали чудотворения от образа, о которых упоминалось в жизнеописании старца: «… первым чудом милости Божией и заступления Царицы небесной, по молитвам благодатного старца пред этою святою иконою, можно считать то, что, хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии и, в частности, около Шамординской обители, хлеб родился.
В следующее за тем лето, уже по кончине старца Амвросия, послушником Оптиной Пустыни, Иваном Феодоровичем Ч-м, из дворян, написанная им самим икона «Спорительницы хлебов» послана была в Пятницкую женскую обитель Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею, после чего вскоре пошел дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода».
В настоящее время икона «Спорительница хлебов» — икона с необычной иконографией и наименованием — глубоко почитаема верующими. И среди множества храмов в России, есть посвященные этому образу.
В 2000 году храм в честь иконы «Спорительница хлебов» был освящен и на территории подсобного хозяйства Оптиной Пустыни.
Ничего неизвестно о судьбе той иконы, перед которой старец Амвросий возносил свои святые и благодатные молитвы. В 1892 году по указу Святейшего Синода эту икону унесли из Шамординской обители. В современных комментариях к работе о. Павла Флоренского «Иконостас» нам встретилось указание на сообщение епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года в Бергамо, в котором он указывает на то, что эта икона находится в литовской деревне Михново под Вильнюсом.
Промыслом Божиим в келье преподобного старца Амвросия в скиту Оптиной Пустыни несколько лет назад появился живописный список с ранних икон «Спорительницы хлебов». Эту икону в 1999 году передал обители Александр Курочкин из Ростова-на-Дону, у которого образ Царицы Небесной, купленный по случаю, находился около семи лет. Профессиональный реставратор, он открыл надпись на оборотной стороне иконы, скрытую под слоем краски:
Радуйся Благодатная Господь
С Тобою подаждь и нам
Недостойным Росу благодати
Твоея и яви милосердие Твое
Празднование 15-го Октября
Еще ниже:
Образ Сеи Старца
Оптиной Пустыни
Иеросхимонаха Амвросия
Наименование иконы на лицевой стороне «Спорительница хлебов» написано тем же почерком, что и надпись на обороте.
По материалам сайта Оптиной пустыни
Приход храма в честь Всех святых запись закреплена
26 октября — празднование Иверской иконе Божией Матери
Память чудотворного Иверского образа Божией Матери празднуется Русской Православной Церковью несколько раз в течение года. 13 октября по старому стилю (26 по новому) – эта дата связана с прибытием в Москву списка с иконы, принесённого с Афона.
Показать полностью.
Слава о Иверской распространилась по Руси в XVII веке. Когда в Москву из Афонского Иверского монастыря прибыл для сбора пожертвований на обитель архимандрит Пахомий, то ближайший друг царя Алексея Михайловича, будущий патриарх, а в ту пору ещё архимандрит Новоспасского монастыря Никон обратился к гостю с просьбой прислать в Москву точную копию с чудотворной Иверской иконы. Существует предание, будто царь и будущий патриарх просили отдать подлинный образ Божией Матери из надвратной церкви Иверской обители (потому-то икону и называют Вратарницей), но иноки не осмелились этого сделать. Афонский иконописец Иамвлих создал копию, которая повторяла святыню во всех мельчайших деталях. Написанная на Святой Горе икона прибыла в Москву в октябре 1648 года и была на какое-то время поставлена в греческом Никольском монастыре.
Позже чудотворный образ отправили в Валдайский Иверский монастырь, а для Москвы заказали на Афоне ещё один список. Он прибыл в Москву в мае 1669 года, и его поместили на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся от ветра и непогоды возвели сначала небольшой деревянный навес, а вскоре на этом месте появилась Иверская часовня. Неглиненские ворота, переименованные со временем в Воскресенские, были главными воротами Китай-города, через них совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь. Ворота эти называли также Триумфальными. По существовавшей благочестивой традиции по дороге на Красную площадь или в Кремль каждый православный считал своим долгом приложиться к Иверской. В особой карете икону возили по домам москвичей, желавших отслужить перед святыней молебен; на это время место чудотворного образа занимал точный список.
После прихода к власти большевиков Иверская часовня была сначала ограблена, а спустя несколько лет закрыта и разрушена; были снесены и Воскресенские ворота. Считается, что икону Божией Матери, принесённую с Афона в XVII веке, сегодня можно видеть в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот; на Афоне сделали новый список с чудотворного образа, и в октябре 1995 года Иверская часовня вновь была открыта для молящихся.
Приход храма в честь Всех святых запись закреплена
Сегодня, 23октября, день памяти преподобного Амвросия Оптинского.
Имя преподобного оптинского старца Амвросия (Гренкова) известно сегодня всей православной России.
За духовной поддержкой к нему приходили люди всех сословий и званий, в том числе Соловьёв, Достоевский, Поселянин.
Сила святого старца состояла в его всеобъемлющей любви, смирении и полной незлобивости. Амвросий был удостоен от Господа дара прозорливости. Часто он рассказывал впервые приходившим к нему паломникам о событиях из их прошлой жизни.
С благословения старца было создано несколько женских монашеских обителей. Среди них и его любимый Шамординский монастырь. В 1988 году преподобный Амвросий был причислен к лику святых. В том же году состоялось и обретение его святых мощей.
Приход храма в честь Всех святых запись закреплена
Храм блаженной Матроны Московской в «Цветах»
Приход храма в честь Всех святых запись закреплена
Поздравляем с праздником Покрова Божией Матери!
Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.
Приход храма в честь Всех святых запись закреплена
11 октября — день обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы
В середине сентября 1918 года Алапаевск был освобожден от большевиков. Начальником гарнизона города был назначен полковник И. С. Смолин, который организовал проведение следствия об убийстве Великой княгини Елизаветы и ее спутников.
Показать полностью.
Уже 7 октября была обнаружена искомая шахта. По воспоминаниям очевидцев, шахта была большой и глубокой, заполненной водой примерно на сорок метров. Она была почти доверху забита «разным деревянным хламом (жердями, палками, досками, бревнами и тому подобным), застрявшим на полатях и распорках и лежащим на поверхности воды». В шахте было два отделения: рабочее, через которое добывалась руда, и машинное, куда ставились насосы для откачки воды. Работа по очистке шахты была очень трудоемкой и продолжалась несколько суток.
После этого тела были привезены в катаверную близ Екатерининской церкви, были омыты и положены в гробы. Днем 5/18 октября 1918 года останки Великой княгини и всех мучеников были перенесены в Екатерининский храм на городском кладбище, где в присутствии десяти священников было отслужено Всенощное бдение. Утром 6/19 октября при многочисленном стечении народа останки убиенных были перенесены к Напольной школе, где была отслужена лития. После этого процессия с гробами мучеников на руках направилась в Свято-Троицкий собор, в котором была совершена Литургия и отпевание, и тела были положены в «наглухо замурованном склепе» с южной стороны храма. (РГАСПИ. Ф. 588 Оп. 3. Д. 6. Л.104).
Спустя девять месяцев во время наступления на город Красной армии, стараниями отца Серафима (Кузнецова), игумена Серафимо-Алексеевского скита Свято-Николаевского Белогорского монастыря, духовного друга Великой княгини Елизаветы Федоровны, через генерала Дитерихса им было получено разрешение от адмирала Колчака перевезти тела мучеников подальше от линии фронта. Атаман Семенов выделил для этого вагон и дал пропуск.
Погребение преподобномученицы Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары совершил Патриарх Дамиан в сослужении многочисленного духовенства.
Когда в 1931 году комиссия Русской Православной Церкви За границей, готовившая материалы по канонизации мучеников, во главе с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонием (Граббе) вскрыла гроб с телом Великой княгини Елизаветы Федоровны, все помещение наполнилось благоуханием. По воспоминаниям архимандрита Антония, руководившего вскрытием, по склепу разлился «сильный запах как бы меда и жасмина». Мощи, которые оказались частично нетленными, перенесли из усыпальницы в храм святой Марии Магдалины, где они покоятся до настоящего времени.
День обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары празднуется 11 октября по новому стилю.