храм бога гора в эдфу назначение

Храм Гора в Эдфу

Храм Эдфу был построен намного позже остальных храмов Египта, и во многом поэтому сохранил свою архитектуру до наших дней. Кроме того, это культовое сооружение по своей величине занимает второе место в Египте после Карнакского храма. По преданию, храм возведен на месте многолетней тяжбы богов Гора (бога неба, царственности) и Сета (бога ярости).

храм бога гора в эдфу назначение

Легенды

Традиционно Хора изображают в виде человека с головой сокола. Его символ – диск солнца с распростертыми крыльями. Древние египтяне считали этого бога прообразом всех фараонов.

Храм в Эдфу построен в период Птолемеев в III столетии до н.э. Строительство продолжалось в течение 180 лет с большими перерывами. После распада Римской империи храм Гора оказался заброшенным. Его засыпало песком, а сверху возводились другие сооружения. В 1860 году храм был раскопан сотрудником Лувра Огюстом Мариеттом. Святилище, погребенное под песком на несколько столетий, отлично сохранилось. В начале 21 века здесь появилась автостоянка для туристов, а также хорошее освещение, благодаря которому посещать это место стало возможным в вечернее время.

храм бога гора в эдфу назначение

Архитектура и помещения

Попасть в город Эдфу можно на корабле по Нилу: от берега до храма менее километра. Это расстояние можно преодолеть пешком или отправиться на повозках, запряженных лошадьми. Храм в Эдфу начинается с массивных ворот, называемых пилонами. Они покрыты хорошо сохранившимися древними рисунками и надписями. По обеим сторонам от главного входа располагаются ниши для флагов. Перед воротами стоят две статуи бога Гора из черного гранита в виде огромных соколов. Перед соколом, расположенным слева, находится фигура жреца в римском одеянии.

Во внутреннем дворе и в самом храме все посвящено богу Гору и его вражде с Сетом. Например, церемониальная лодка, символизирующая судно, на котором Гор перемещался по Нилу. Лодка управляется двумя фигурами в виде головы сокола.

В восточной стене располагается дверь, ведущая во внутренний проход вокруг храма. С южной стороны – две необычные палаты: «Дом Утра», где находились одеяния священников, и «Дом Книги», хранящий священные тексты и изображения богини письма Сешат.

храм бога гора в эдфу назначение

Интересен гипостильный зал. Его крышу поддерживают 12 колонн, венчающие части которых очень сложно оформлены. Рельефы стен зала сходны с рельефами вестибюля. На каждой его стороне – по две небольшие комнатки, ведущие во внутренний проход по храму.

За гипостильным залом располагается праздничный (фестивальный) зал – самая старая часть храма Эдфу. Здесь проходили празднества, в период которых зал украшали травами, цветами, ладаном, фаянсовыми фигурками. Во время фестиваля священники разыгрывали сцены, в которых бог Сет принимает образ бегемота и уходит под лодку своего брата. Неотъемлемым атрибутом празднества был торт в форме бегемота, который разрезали и съедали в конце игры.

В дальнем углу храма Гора располагается не менее интересная комната – лаборатория. На ее стенах можно увидеть древние рецепты мазей и ладана. Напротив находится казна, в которой хранили драгоценные камни и предметы для ритуалов.

Храм в Эдфу можно посещать ежедневно с 9 до 17 часов, экскурсия обойдется примерно в 6,3 евро. Чтобы добраться до города Эдфу, можно воспользоваться паромом, а затем дойти пешком, доехать на такси или карете. Из Луксора и Асуана в Эдфу регулярно курсируют автобусы.

Источник

Храм Гора в Эдфу

Храм Гора в Эдфу (Temple of Edfu)

Храм в Эдфу — один из наиболее хорошо сохранившихся храмов Египта, и он же считается вторым по величине храмом после Карнакского комплекса. Он был построен в эпоху правления Птолемеев и посвящен Гору, богу с головой сокола. Строительство шло в 237-57 годах до н.э. (Открыт ежедневно 7.00-17.00, летом до 18.00).

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Шедевр почти полностью был занесен песками, так что был виден лишь входной пилон. В ходе раскопок обнаружилось, что храм сохранился почти в идеальном состоянии.

Храм Эдфу был построен в классическом египетском стиле и мало изменился после перестройки.

На пилоне у входа в храм видны 6 крылатых божеств, каждое из которых немного отличается от остальных. У входа в храм стоит потрясающая статуя Гора высотой 3 м, высеченная из черного гранита.

За пилоном находится двор, сопровождаемый двумя гипостильными залами и святилищем. Все сооружение обнесено подпорной стеной с узким коридором, который позволяет посетителям изучать резьбу на внешних стенах.

На всех стенах внутри и снаружи имеются многочисленные надписи и изображения: миф о Хоре, покоряющем врагов (внутренняя часть западной ограды), гимны Хору (внутренняя часть северной стены), отчет о постройке, календарь и устав местных праздников, дарственные записи и т. п. В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, иногда человека с головой сокола. В надписях Эдфу он был также Хором-Ра; храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и Хатхор. Эти надписи имеют большое значение для египетской филологии, так как представляют собой одно из самых больших собраний иероглифических текстов греко-римского времени.

Святилище окружено меньшими молельными помещениями и камерами, гробницами и залами, некоторые из которых посвящены богу Осирису или богине Мехит, охраняющей дорогу души на пути к вечной жизни.

Источник

Храм бога Гора в Эдфу: описание, история, фото

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

Адрес

Location: Западный берег Нила, 115 км на юг от Луксора или 105 км на север от Асуана

Посетители на колясках

Not wheelchair friendly

Город Эдфу расположен между Эсной и Асуаном и является местом с давними традициями. Его название происходит от древнего Эдбо и относится к триумфу Гора над Сетом. Эдфу приобрёл огромную популярность, когда торжественное путешествие между богом Гором из Эдфу и богиней Хатхор из Дендеры праздновалось в качестве ежегодной церемонии в Новом Царстве.

Мы обязаны появлению храма в Эдфу в основном энергии Мариетта, который нашёл его в 1860 году в самом плачевном состоянии: современная деревня оккупировала храм, ее террасы были застроены жилищами, конюшнями и хранилищами всякого рода. Внутренние залы храма были заполнены мусором почти до потолка.

Храм в Эдфу построен полностью в Птолемеевском стиле, тексты на внешней стороне стены пояса указывают, что он был начат в 237 году до нашей эры и завершён в 57 году до нашей эры. Храм содержит одни из лучших примеров искусства и архитектуры периода Птолемеев. Он посвящён богу Гору, богине Хатхор и их сыну «Гору младшему» или «Объединителю двух земель». Весь храм, его коридоры, залы, прихожие, святилище, внутренние камеры и наружные стены украшены чудесными рельефами. Это один из самых красивых и, безусловно, лучше всего сохранившихся памятников Египта. На самом деле в мире нет древних памятников, которые могли бы ему соответствовать. Большая гранитная статуя Ястреба Гора (одна из двух найденных за пределами западной башни) стоит перед входом, охраняющим храм. На его голове двойная корона Верхнего и Нижнего Египта.

Храм состоит из Входного пилона, который полностью покрыт надписями и рельефами как внутри, так и снаружи. Большой Двор, где когда-то на большом алтаре делались подношения Гору, представляет собой просторное помещение, окружённое с трех сторон галереей, поддерживаемой тридцатью двумя колоннами. Гипостильный зал состоит из 12 колонн в три ряда. Они стройные и имеют декоративные капители. В задней части храма мы находим две прихожие и святилище, где на низком алтаре стояла священная барка Гора. Во внешнем коридоре храма есть рельефы, связанные с преодолением зла (представленного крокодилом или бегемотом) добром, представленного Гором. Снаружи Храм также украшен рельефами.

Рядом с юго-западным углом храма расположились руины Дома Рождения или Маммези. Здание было работой Птолемея VII, Eurgetes II и Птолемея VIII, Сотера II. В нем было святилище, окружённое колоннадой с капителями в виде листьев, а на абакусах были изображены гротескные фигуры бога Беса, бога рождения и радости. Его пугающая внешность должна была отпугивать зло и защищать рожениц. Передний двор был обнесён колоннами с каменными экранами между ними. Целью дома рождения было прославление материнской любви и радости. Младенец Гор изображён с богиней Хатхор, кормящей его и еще семь богинь Хатхор кормят этого младенца. На столбах колоннады и во дворе Хатхор бьет в бубен, играет на арфе или кормит грудью Гора.

Источник

храм бога гора в эдфу назначениеlorien22

Записки из подполья

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

Подъезжаем к храму.

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

Во дворе, ведущем к храму, разумеется расположены сфинксы

храм бога гора в эдфу назначение

По пути к первому пилону мы проходим мимо Маммиси

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

Уже здесь видно потрясающие рельефы и украшения, и можно понять, что нас ждет впереди

храм бога гора в эдфу назначение

А ждет нас, немного немало, один из самых красивых храмов Египта, и уж точно самый впечатляющий.

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

И вот, наконец, выходим на площадь перед первым пилоном

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

Уже тут начинаются рельефы. В Эдфу я видел самые красивые рельефы в своей жизни.

храм бога гора в эдфу назначениехрам бога гора в эдфу назначение

Как я уже говорил, храм Эдфу построен в честь бога Хора

храм бога гора в эдфу назначение

Поэтому на входе расположены статуи соколов

храм бога гора в эдфу назначение

Хорус, площадь и Маммиси

храм бога гора в эдфу назначение

Еще немного главного пилона. Мне очень нравится этот кадр

храм бога гора в эдфу назначение

Культ Хора проник в Эдфу во времена Древнего царства из города Бехдет. Древние греки, при которых началось восстановление древнего храма, сопоставляли Хора с Аполлоном, из-за чего Эдфу они называли Аполлонополь Магна.

храм бога гора в эдфу назначение

Входим внутрь храма

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

С древних времен сохранился только наос, на котором изображены картуши Нектанеба II

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

Ну а теперь войдем внутрь, и начнем офигевать. Как от колонн

храм бога гора в эдфу назначениехрам бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

Еще немного колонн

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначениехрам бога гора в эдфу назначение

И колонны (посмотрите какие цвета, и представьте себе, как это выглядело тысячи лет назад)

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначениехрам бога гора в эдфу назначение

Входим во внутренние залы

храм бога гора в эдфу назначение

И продолжаем рассматривать рельефы

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

Рельефов тут неверотяное количество

храм бога гора в эдфу назначениехрам бога гора в эдфу назначение

На всех стенах храма Эдфу, и внутри и снаружи имеются многочисленные надписи и изображения

храм бога гора в эдфу назначение

Миф о Хоре, покоряющем врагов, изображенных в образах крокодилов и гиппопотамов, во главе с Сетхом

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначениехрам бога гора в эдфу назначение

Отчет о постройке; календарь и устав местных праздников; дарственные записи, и так далее.

храм бога гора в эдфу назначение

Еще немного корабликов

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

Один из внутренних залов

храм бога гора в эдфу назначение

храм бога гора в эдфу назначение

И на этом остановимся. Продолжение следует.

Источник

Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Храм Эдфу, Святилище бога солнца

храм бога гора в эдфу назначениеОдин из самых таинственных памятников, оставленных нам древнеегипетской цивилизацией. Храм бога Гора в Эдфу сооружен буквально в последние годы существования Древнего Египта. Что это? Предупреждение? Прощальное напоминание? Едва ли тогдашние цари не замечали тех изменений, что происходили вокруг. Но тем не менее храм построили, причем в качестве объекта культа выбрали именного бога Гора, чья роль в пантеоне египетских богов тоже не совсем ясна. Храм Эдфу был все так же колоссален, как и более ранние постройки, но прослужил по своему прямому назначению относительно недолго.

ПРОЩАЛЬНЫЙ ДАР ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Дата окончания строительства указывает на то, что храм Гора в Эдфу — одно из самых поздних сооружений египетского зодчества.

На половине пути между Луксором и Асуаном, на правом берегу Нила, расположен небольшой город Эдфу. Сейчас это — исторический памятник, в древности — город в Верхнем Египте, именовавшийся Бехдет. Эдфу — его нынешнее арабизированное название.

В додинастическую эпоху город был центром культа солнца. В дальнейшем здесь получил дальнейшее развитие культ бога Птаха (земли), создавшего небо и пустившего по нему светило. Бог солнца изображался в виде крылатого диска. Позднее солнце напрямую стало отождествляться с Гором, изображавшимся то соколом, у которого правый глаз — светило, то в виде крылатого солнца, как в древнейшие времена.

В Древнем Египте город Бехдет почитался как место, откуда бог Гор вышел, чтобы поразить своих врагов — порождение тьмы.

Бехдет стал центром культа бога Гора, что отразилось и в названии II верхнеегипетского нома (района), в котором город располагался — Тесу-Гор, или Престол Гора. Греки, в чьем представлении этот бог являлся тем же, кем для них был Аполлон, именовали город Великим Аполлинополем (Apollonopolis Magna).

В те времена Бехдет был важным сельскохозяйственным центром, здесь выращивали пшеницу на поливных землях в долине Нила, шла торговля зерном, отсюда отправлялись караваны. Он кормил соседние регионы, а в политическом отношении играл важную роль как близкий сосед Нубии.

Но славу городу принес храм бога Гора, построенный в правление династии царей Птолемеев, когда Египет вступил в эпоху эллинизма.

Благодаря в том числе массивности конструкции и удаленности от крупных городов эта колоссальная постройка — вторая по размерам в стране после храма Амона-Ра в Карнаке, на месте древнеегипетских Фив — оказалась одним из наиболее сохранившихся египетских культовых сооружений.

Птолемеевский храм Гора поставили примерно в километре к западу от Нила, на месте снесенного более старого, эпохи фараона Рамсеса III (XII в. до н. э.), который, в свою очередь, был сооружен на месте еще более древнего храма времен Тут-моса III (XV в. до н. э.). Надписи на внешней западной стене и на ограде рассказывают историю строительства. Сооружение храма началось при царе Птолемее III Эвергете в 237 г. до н. э. Свои нынешние очертания постройка приобрела к 212 г. до н. э. В 142 г. до н.э., при Птолемее XVIII, статую Гора торжественно внесли в храм: эта церемония была равнозначна его освящению. В дальнейшем с юга пристроили два зала с колоннами, гипостильный двор и внушительных размеров пилон с обитыми золотом вратами. Закончили строительство почти два века спустя после закладки — в 57 г. до н. э., при Птолемее XII Неосе Дионисе.

Четыре века в храме шли службы, но после 391 г., когда римский император Феодосии I Великий повелел начать разрушение языческих строений, он был заброшен. Еще до этого фанатики-христиане уничтожили лики богов на стенах, правда, пощадив непонятные им надписи.

В наше время постройка выглядит величественно. Но в 1860 г., когда на него обратил внимание французский египтолог Огюст Мариет (1821-1881 гг.), храм Гора находился в крайне запущенном состоянии. Он был наполовину погребен под песками, а на его крыше расположились дома феллахов.

В середине XIX в. Мариет не без труда получил от египетских властей монопольное право на археологические исследования в стране, в том числе и храма в Эдфу. Под руководством выдающегося ученого храм расчистили, а находившуюся на его крыше деревню переселили в другое место. Расчищены были также остатки старых жилых кварталов и древнеегипетский некрополь.

Культовое сооружение в плане представляет большой прямоугольник. Строители во всем следовали классическим канонам древнеегипетской архитектуры, выстраивавшей храм по оси: пришедший сюда должен пройти последовательно несколько залов, не отклоняясь от прямой линии, прежде чем попасть в святилище.

В эпоху Древнего Египта в храм допускались лишь посвященные: великие жрецы — слуги бога и фараон, приравненный к богу.

Храм начинается массивным вход-ш ным пилоном — башнеобразным сооружением в форме усеченной пирамиды, вторым по размеру среди всех храмов Египта. Когда храм служил своей основной цели, между двумя башнями стояли высокие деревянные ворота с золотыми плитами. Со всех сторон пилон покрыт надписями и резными изображениями. Вот царь Птолемей XIII Неос Дионис приносит символическую жертву Гору и его супруге Хахор. Вот он молится местным божествам, а за царем и царицей следует процессия посланцев из разных стран, пришедших с дарами в храм.

За пилоном находится открытый двор с 32 колоннами, в котором стоит трехметровое, из черного гранита, изваяние Гора в виде сокола, в двойной короне, олицетворяющей царскую власть. Двор вымощен плитами от еще более древнего сооружения эпохи фараона Джехути Сехемра Се-ментау (около 1650 г. до н. э.).

Рельефы и надписи на внутренней части западной стены рассказывают о победе Гора — сына Осириса и Исиды. Здесь же — знаменитая сцена битвы Хора и Сета, где Хор поражает гарпуном Сета, изображенного в виде гиппопотама. Внутренняя часть северной стены покрыта текстами гимнов Гору. Посетители храма пели их, проходя подвору.

Из двора попадают в Первый гипостильный 18-колонный зал, или пронаос, с изображением сцен жертвоприношений на стенах. Справа от входа размещалась библиотека — на стену нанесен каталог свитков папируса, включавший сочинения по мифологии, астрономии, географии и строительству. Слева находилось пространство, где царь возносил молитвы. При этом, как полагалось, он смотрел на потолок, покрытый астрономическими и астрологическими символами.

Второй гипостильный 12-колонный зал меньшего размера именуется прецессионным. В данном случае под процессом понимался ритуал изготовления мазей и бальзамов. То есть это была лаборатория с нанесенными на стены рецептами благовонных составов.

Отсюда проходят сначала в зал Нила, затем — в зал приношений с жертвенником и только потом — прямо в святилище. Вдоль его стен, отделенные узким коридором, находятся десять часовен разных божеств.

В центре стоит церемониальная лодка — символ судна, на котором Гор перемещался по Нилу. В святилище сохранился уже упомянутый наос — центральная часть старого храма, высеченная из цельного блока, с кар-тушами фараона Нектанеба I, правившего в 380-362 гг. до н. э.

Некоторые надписи на стенах храма дают представление о нем и организации его деятельности. Они объясняют символическое значение пропорций и размеров архитектурных деталей сооружения со ссылками на мифологические сюжеты и труды Имхотепа — выдающегося зодчего периода Древнего царства. Тут и отчет о строительстве, и календарь, снабженный списком, и дарственные записи, оставленные избранными посетителями, и распорядок проведения культовых мероприятий. Среди последних — обязательное ежегодное почитание Цикла Гора: проход по Нилу из храма Хатхор в Дендере и обратно судов с изображением богини Хатхор, богов и богинь Осириса и Исиды, Шу и Тефнут.

Самая главная религиозная церемония совершалась в храме ежегодно на двадцать первый день второго месяца сезона зимы, 21 мехира, в первой половине января. Она заключалась в диалогах, которые вели фараон и жрецы в масках Исиды и Тота.

■ Французский египтолог Огюст Мариет, начавший раскопки храма в Эдфу, фактически спас древние ценности для Египта. Получив исключительное право от властей на археологические исследования в стране, он сделал массу ценных находок, стал основателем и первым руководителем Египетского музея в Каире. Он же добился уголовного преследования грабителей раскопов и запрета на деятельность археологов-любителей. В страну поехали туристы, а египетские власти в благодарность удостоили Мариета титула паши и бея. Его увлеченность Древним Египтом выразилась еще и в том, что именно он подсказал Джузеппе Верди мысль о создании оперы на древнеегипетскую тему, а итальянский композитор написал «Аиду». Согласно завещанию Мариета, его похоронили в саркофаге во дворе основанного им музея.

■ Среди надписей на стенах храма есть и очень своеобразные. В сцене победы фараона, поражающего врагов священной булавой, символизирующей силу Хора, правитель обращается к богу: «Бык, антилопа, водоплавающая птица и все нечистые животные горят на твоем алтаре, и ты пьешь ритуально очищенное вино и пиво». Другая надпись предостерегает служителей храма: «Не творите здесь беззакония; не входите в храм, будучи нечисты; не говорите лжи в этом святилище; не жаждите благ; не говорите пустых слов; не нарушайте справедливости; не делайте различий между богатым и бедным; не портите точности весов; не раскрывайте храмовых тайн; не гневите богов; воздержитесь от нечистых мыслей. Пребывать на божественной службе более почетно, чем обладать всеми земными богатствами».

■ Утро в храме начиналось с того, что фараон — или верховный жрец от его имени — разбивал глиняную печать, закрывавшую врата, и отодвигал засов. Статую бога одевали и кормили, сопровождая действия чтением ритуальных текстов. По окончании обряда врата наоса закрывались, и жрец отступал, стирая следы своих ног.

■ Маммисий — небольшая постройка в храмовом комплексе для содержания рожениц и недавно родивших женщин. На рельефах изображены сцены рождения Харсомтуса — сына Гора и кормления его Хатхор Дендерской.

■ Ниломер — сооружение для измерения уровня Нила, довольно большое, сложенное из камня и напоминающее колодец с лестницей.

■ После падения Древнего царства страна вступила в эпоху раздробленности, именуемую Первым переходным периодом. Из опасения быть захваченным соседями Бехтеду пришлось строить оборонительные сооружения. Делать это надо было очень быстро, на капитальное строительство времени практически не было. Археологические раскопки показали, что город нашел интересное решение проблемы. Пожертвовав частью некрополя, горожане превратили некоторые погребения-мастабы в укрепления, соединив их стеной.

■ В 1893 г. профессор Московского университета и историк искусств Иван Цветаев (1847-1913 гг.) выступил с инициативой создания Музея изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Церемония закладки состоялась в 1898 г., здание было закончено в общих чертах в 1904 г. В поисках образца при оформлении Египетского зала музея профессор Цветаев, уже его директор, отправился в Египет, чтобы познакомиться
с древней архитектурой. Впоследствии он писал, что именно в храме Гора в Эдфу нашел форму зала, «как нельзя лучше подходящего к нашим размерам».

■ Храм Гора (III-I вв. до н. э.): пилон; Большой двор; Первый гипостильный зал; дом Утра; библиотека; Второй гипостильный зал; сокровищница; залы: Центральный, Нила, Благовоний, Приношений, Нового года, Тканей, Божественного трона, Запада, Победы; Святая святых; гробница Осириса; часовни: Мина, Осириса, Хонсу, Хатхор, Ра, трона.
■ Прочие постройки: некрополь (3 тыс. до н. э.), остатки храма (эпоха Рамсеса III, около 1185-1153 гг. до н. э.), руины маммисия (эпоха Птолемея III Эвергета, 246-221 гг. до н. э.), Ниломер, остатки жилых кварталов.

Общая площадь: 10 823 м2.
Размеры храма : длина — 137 м, ширина — 79 м, высота пилонов — 36 м.
Внутренний двор: длина — 47,25 м, ширина — 42 м.
Высота над у. м.: 86 м.
Население (г. Эдфу): 133 772 чел.(2012 г.).
Удаленность: 115 км к Ю. от Луксора, 105 км к С. от Асуана.

Местонахождение: Ю.-В. Египта.
Административное местонахождение: район Эдфу, мухафаза Асуан. Построен: 237-57 гг. до н. э.
Язык: египетский диалект арабского языка.
Этнический состав: египтяне.
Религия: ислам (суннизм).
Денежная единица: египетский фунт.
Аэропорт: международный Каир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *