храм боголюбской иконы божией матери в москве
Храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери
Престольный праздник: 1 июля – Боголюбской иконы Божией матери.
Первый деревянный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери на этом месте был построен в 1382 г. по указу святого благоверного Великого князя Димитрия Донского.
В начале XVI в. на этом месте был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Каменный Боголюбский собор был построен в 1684–1690-х гг. в стиле раннего «нарышкинского (московского) барокко» по указу Петра I над могилами его дядьев Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта 1682 г. Позже храм стал местом упокоения более 20 представителей рода Нарышкиных, в том числе деда и бабки Петра I. Вокруг храма располагается некрополь обители.
В 1812 г. храм был осквернен французами. Некоторые надгробия Нарышкиных были разбиты, убранство разграблено.
В 1924–1929 годах богослужения в храме совершались общиной Высоко-Петровского монастыря, существовавшей в те годы втайне от властей. В 1929 г. храм был закрыт. В богоборческое время надгробия из храма были вынесены, иконы из иконостаса сожжены во дворе обители, уничтожены купола и кресты. Храм был осквернен и перестроен внутри.
В настоящее время храм находится на реставрации, Богослужения в нем не совершаются. Церковная лавка, находившаяся в притворе Боголюбского храма, временно переехала в Нарышкинские палаты.
Икона Божией Матери Боголюбская (Московская)
Боголюбская (Московская) икона Божией Матери – почитаемый в Москве чудотворный список древней Боголюбской иконы Божией Матери. На московской иконе Богородица изображена со свитком в руке, молящейся своему Сыну, который смотрит на Нее с небес, а перед Пресвятой Девой, склонившись в молитве, стоят святые.
Чудотворная икона с начала XVIII века находилась в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. Она стала особенно почитаться после многочисленных исцелений во время эпидемии чумы 1771 года. 18 июня перед чудотворным образом ежегодно совершались молебны. В канун праздника икону спускали с ворот и переносили в особый шатер, куда стекались для поклонения многочисленные верующие. По истечении трех дней икону опять поднимали и ставили над воротами, где она оставалась до 18 июня следующего года. В 1880 году для нее построили особую часовню, а над воротами поставили список — икону-заместительницу, которая также прославилась чудесами. После революции Московская Боголюбская икона была перенесена в храм Петра и Павла у Яузских ворот, а икона-заместительница — в храм Воскресения Христова в Сокольниках.
Интересные факты об Иконе Божией Матери Боголюбской (Московской)
Во время чумы 1771 года к иконе приходило так много народу, что архиепископ Московский Амвросий, опасавшийся распространения заразы из-за большого скопления людей, запретил служить перед ней молебны. Это привело к народным волнениям (так называемому чумному бунту) и убийству архиепископа разъяренной толпой
Высоко-Петровский монастырь – древняя обитель в Москве времен Ивана Калиты
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь в Москве
В историческом центре Москвы, в пределах Бульварного кольца, сохранилась 700-летняя мужская обитель – Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь.
Как появился монастырь
Обитель основана в 1325 году, когда московский князь Иван Калита объединял вокруг Москвы русские земли. Тогда митрополит Киевский и всея Руси Петр принял предложение великого князя о переносе митрополичьей кафедры из Киева в столицу Московии.
Шумный многолюдный Кремль утомлял митрополита, и он, привыкший к уединению, попросил Ивана Калиту построить недалеко небольшой монастырь. Так на берегу реки Неглинки у села Высокое возникла деревянная обитель Петра и Павла, где поселился митрополит Петр. Отсюда и название монастыря – Высоко-Петровский.
Во время московского пожара древняя Петропавловская обитель выгорела дола. В конце XV века великий князь Василий III занялся строительством в Москве каменных зданий и храмов, для чего пригласил итальянского зодчего Алевиза Фрязина. По указу князя в 1514 году архитектор построил каменный собор во имя Петра, митрополита Московского, которого причислили к лику святых Вселенским собором в 1339 году.
Щедрость бояр Нарышкиных
Расцвет монастыря связан с царским родом Нарышкиных. В конце XVII века дед Петра Великого, Кирилл Нарышкин, выдал свою дочь Наталью Кирилловну за царя Алексея Михайловича. Незадолго до рождения внука – будущего императора Петра I – Кирилл Полуэктович Нарышкин был пожалован в дворяне, а затем и в бояре.
Усадьба Нарышкиных располагалась рядом с Высоко-Петровским монастырем. Семейство, обрадованное рождением наследника, маленького Петеньки, подарило усадьбу монастырю. Так территория обители выросла в 2 раза. На средства бояр Нарышкиных построили монастырский каменный комплекс в конце XVII – начале XVIII веков. В 1735 году в обители жило 70 насельников, монастырь владел 6000 крестьян.
Наполеоновское нашествие в жизни обители
Много бед принесла монастырю война с Францией. Наполеоновские солдаты, войдя в Москву, для постоя выбрали Высоко-Петровский монастырь, разместив в нем 1000 кавалеристов. Они осквернили монастырь, устроив в церкви скотобойню, и разгромили усыпальницу Нарышкиных.
Маршал Мортье оборудовал здесь свою резиденцию. У стен монастыря расстреливали тех, кто подозревался в поджоге столицы. На иконостасе Боголюбского монастыря на вбитые крючья вешали туши забитых животных.
Архитектурный комплекс монастыря
После войны 1812 года обитель восстановили. В первой половине XIX века здесь открыли духовное училище и Московскую епархиальную библиотеку.
В архитектурный комплекс входят храмы:
Собор святителя Петра, митрополита Московского
Деревянную церковь, построенную во имя апостолов Петра и Павла, перестроил в камне архитектор Алевиз Новый. Собор – в виде восьмигранной башни, увенчан шлемовидной главой, которая возвышается над восьмилепесковым нижним ярусом. Уникальная форма, получившая название «нарышкинское барокко». Собор невелик.
Большие «лепестки» нижнего яруса расположены по сторонам света, по диагонали – меньшие «лепестки». В северном, южном и западном «лепестках» – входы в собор, в остальных прорезаны окна.
Декорация фасадов проста: пилястры по углам завершены поясом кирпичного карниза. Округлые формы нижнего яруса объединены высоким цоколем. Плоскость стен украшена живописными наличниками и пояском под карнизом. С трех сторон собор окружен крыльцами и белокаменной открытой галереей-папертью.
Собор Боголюбской иконы Божьей Матери
Собор возведен в 1685 году по велению Петра I на месте деревянного храма над могилами убитых в 1682 году во время стрелецкого бунта Ивана и Афанасия Нарышкиных. Царица Наталья Кирилловна и Петр привезли из Боголюбского монастыря список с древней чудотворной Боголюбской иконы.
Собор – усыпальница Нарышкиных до 1771 года, где похоронено 18 представителей рода. В декоре фасада – узорочье и спаренные колонки, многопрофильный карниз и килевидные кокошники в обрамлении окон и оснований барабанов.
Внутри храма просторно, в южной аспиде – антресоль, где размещается ризница. После революции 1917 года иконы в храме сожгли. Богослужения возобновились в 2013 году.
Церковь преподобного Сергея Радонежского
Храм построен как трапезная церковь в 1702 году и соединен с братскими кельями арочным переходом. Над центральной главой – изображение царской короны.
Церковь стоит в середине монастырского комплекса, разделяя территорию надвое, и представляет собой четверик с пятиглавым завершением, украшенный кокошниками с раковинами.
В декоре здания использован белый камень, из которого выложены сложные обрамления окон и порталов, а также раковины в кокошниках.
Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь построена в 1696 году по указу Петра I над западными воротами монастыря с духъярусной колокольней в память Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта.
Квадратное здание покрыто сомкнутым сводом с тройными колоннами по углам. Окна с наличниками в виде колонок, с разорванными фронтонами.
Колокольня – из двух восьмериков с арочными проемами, декорирована пилястрами и увенчана небольшой главкой. Церковь келейная, настоятельская, сообщается проходом с резиденцией настоятеля монастыря.
Храм Толгской иконы Божьей Матери
Между колокольней и Братским корпусом возвели одноглавую прямоугольную церковь на подклете. Стены декорированы сдвоенными пилястрами, главка прорезана узкими окнами.
Церковь построена на средства А. Нарышкиной, родственницы Петра I в 1750 году, в день празднования Толгской иконы Божьей Матери, так как 8 августа по старому стилю Петр I спасся в стенах Троице-Сергиевой Лавры от стрелецкого бунта 1689 года.
Храм святых апостолов Петра и Павла
Храм построен в середине XVIII века по настоянию архимандрита Пахомия. Основанием для постройки послужили белокаменные ворота усадьбы Нарышкиных. Кирпичное здание в стиле барокко – одноглавый храм, окруженный гульбищем, которое соединяет его с
кельями.
Здание пострадало в 1812 году от наполеоновской армии, восстановлено и освящено 13 сентября 1914 года.
Часовня Казанской иконы Божьей Матери
В Южной арке Святых врат монастыря, под колокольней, в 1873 году устроили часовню в честь Казанской иконы Божьей Матери, где поместили чтимый образ Казанской Божьей Матери, от которой происходили чудеса исцеления.
До 1924 года перед иконой служили молебен с акафистом. После закрытия часовни икону утеряли. В 2000 году часовню открыли вновь и специально по этому случаю написали новый образ Казанской иконы, которую вскоре богомольцы начали почитать как чудотворную. Традиция ежедневного чтения акафиста перед святым образом возобновлена.
Некрополь
На монастырском кладбище с XV века хоронили братию и знатных жителей Москвы. Во время археологических раскопок обнаружили захоронения XVII веков с саркофагами и надгробными плитами. Извлеченные из земли, они выставлены на обозрение у южной стены церкви Сергея Радонежского в ожидании погребения.
Монастырскую территорию, врезаясь в нее клином, занимает прогулочно-игровая площадка детского сада № 878. Территориальный спор между Высоко-Петровским монастырем и дошкольным учреждением решается правительством Москвы.
Судьба обители в XX веке
После прихода Советской власти обитель ликвидировали, место погребения Нарышкиных уничтожили, а в храме создали ремонтный завод. Здесь же располагались спортивные залы и конторы, литейные цеха и библиотеки, коммунальные квартиры.
Градостроительные планы предусматривали снос старинного монастыря для расширения автомагистрали. К счастью, этого не произошло, и в 1959 году обитель получила статус архитектурного памятника.
В 1994 году старинные здания передали церкви, где начал действовать Российский православный институт святого апостола Иоанна Богослова. 10 октября 2009 года в обители возобновилась монашеская жизнь.
Святыни монастыря
Частицы мощей преподобных:
Высоко-Петровский мужской монастырь, расположенный в центральной части Москвы, на углу улицы Петровки и Петровского бульвара, зажат московскими высотками и узкими улицами, поэтому в народе часто называют его «невидимкой» и знают о нем немногие. Тем не менее монастырь привлекает паломников со всей России и стран ближнего зарубежья как центр духовной жизни комплекс памятников культуры.
Видео: экскурсия в Высоко-Петровском монастыре
Храм боголюбской иконы божией матери в москве
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Храм Боголюбской иконы Божией Матери
Князь Андрей, возвращаясь из Киева в Ростов, однажды ночью удостаивается явления Пресвятой Богородицы. Это событие определяет всю его дальнейшую жизнь и ход русской истории, которая назовет его первым некоронованным царем.
П остроили храм накануне грядущих потрясений всей России. До нынешнего храма на том месте стоял более древний и ветхий храм. Поэтому новый начали строить в 1906 году рядом со старым, который впоследствии разобрали. Закончили строительство накануне Первой Мировой Войны.
Была еще и деревянная церковь в честь святителя Николая Угодника, построенная в 1871 году.
Рядом стоял дом причта, хозяйственные постройки, святой колодец, часовня и кладбище. Все это именовалось Николо-Боголюбским комплексом. Новый храм Боголюбской иконы Божией Матери строился на средства знаменитого лесопромышленника М.С. Шарикова. В строительстве использовались последние достижения научно-технического прогресса того времени.
Освящал храм епископ Дмитровский Трифон в сослужении протоиерея храма Христа Спасителя Маркова и в сопровождении Московского церковного хора Васильева.
В церкви впоследствии служили и известные протоиереи: Л. Лебедев, Н. Ильинский, Н. Крылов, А. Крылов и многие другие. На клиросе церкви пел даже сам Федор Шаляпин. Много других известных писателей, поэтов, музыкантов, художников, ученых, врачей молилось в этом храме.
3а годы советской власти весь комплекс был полностью разрушен, а Боголюбский храм в 1936 году закрыт, сняты кресты и купол. Сначала храм «переоборудовали» под клуб, но люди туда не ходили. Потом с начала войны здесь был военкомат, а в 1942 году из церкви сделали хлебозавод, который принес наибольший вред зданию.
Хлебозавод настолько видоизменил внешний и внутренний вид церкви, что ни внутри, ни снаружи нельзя было догадаться, что когда-то это был храм.
П ервые службы до полного освобождения церковного помещения начались еще в июне 1992 года на поляне возле храма. С того времени начались постоянные богослужения
Возрождение храма началось в 1993 году, когда неимоверными усилиями удалось закрыть хлебозавод, который, кстати говоря, уже много лет как не отвечал никаким ни техническим, ни санитарным нормам производства хлебоизделий.
За короткие сроки удалось восстановить основное помещение разрушенного храма, в котором не было даже части стены. К Пасхе 1997 года храм приобрел уже полностью законченный вид: позолоченный иконостас, удивительной красоты фрески, мраморный пол…
В 1999 году началось восстановление колокольни, которое продолжается и до сей поры. В восстановленной колокольне предполагается освятить два новых придела: в честь пророка Божия Илии (память 2 августа) и святого благоверного князя Андрея Боголюбского (память 17 июля), этот день теперь стал также поминовением царских мучеников св. царя Николая и его семьи. На втором этаже колокольни будут также размещены православная библиотека и воскресная школа.
24 августа 2000 г., в день отдания праздника Преображения Господня, в Боголюбской Церкви свершилось чудо: восемь икон в один момент обновились. Одни из них были совершенно темными и трудно было на них что-нибудь различить, а стали яркими, отчетливыми. На Казанской иконе Божией Матери засияла позолота, которой вообще не было видно. Другие иконы были в «удовлетворительном» состоянии, но стали еще ярче, отчетливее, контрастнее.
Затем в течение недели на некоторых обновившихся иконах стало появляться миро с очень сильным благоуханием. На одних иконах оно как бы просачивалось через краску, а на других висело капельками. Потом мироточение прекратилось, а затем вновь возобновилось. И вот уже второй год миро появляется то на одной, то на другой иконе.
В сущности, это не первое чудо в Боголюбской Церкви. Еще осенью 1994 года обновилась икона святителя Николая Чудотворца. Она была пожертвована в Храм и имела абсолютно темный цвет, и никакого изображения не было видно. Через некоторое время на иконе открылись глаза святого. По ним уже можно было определить, что это святитель Николай Угодник. Затем проявилось лицо (лик) великого святого. Потом постепенно очистилась вся икона.
Была пожертвована в Храм БОГОЛЮБСКАЯ икона Божией Матери небольших размеров. Она на протяжении семи лет время от времени источает очень приятное благоухание. Несколько дней, а иногда даже недель, есть запах и потом исчезает на какое-то время.
Адрес: 141200, Московская область, город Пушкино,
Храм Боголюбской иконы Божией Матери насчитывает свою историю с 1906 года, когда рядом с храмом в честь благоверного князя Андрея Боголюбского, построенного в 1870 году, был построен каменный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери.
В 1914 году был построен деревянный храм в честь Святителя Николая примерно в том месте, где сейчас находятся гаражи. Ансамбль получил наименование Николо-Боголюбского комплекса. На его территории находились дом причта, святой источник и захоронения.
О каменном, ныне восстановленном, храме сохранилось очень мало сведений и фотографий. А вот деревянный Никольский храм, построенный в 1914 году, почему-то на фотографии обозначен как Боголюбский. Это дало пищу для всевозможных неправильных выводов.
Каменный Боголюбский храм был построен в 1906 году, а деревянный Никольский – в 1914. После революции Никольский храм возили на выставку в Париж. Затем по возвращении, из него сделали общежитие. Вскоре после этого храм сгорел.
Храм Боголюбской иконы Божией Матери был очень популярен. После революции его посещал и совершал неоднократно богослужения Святейший Патриарх Тихон. Многие другие известные церковные деятели и иерархи молились в нем. Бывали часто в Церкви и другие известные люди, писатели, поэты, композиторы. На клиросе Боголюбского храма пел сам Шаляпин.
С 1990 года начался процесс открытия храма. Он был довольно длительным и болезненным. 27 февраля 1990 года на заднем дворе хлебозавода состоялся первый молебен. Его совершил благочинный церквей Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек в сослужении многих представителей духовенства и большого количества верующих. С этого момента во дворе хлебозавода совершались нерегулярные молебны. Процесс административно-юридического открытия храма был вялотекущим и практически бесперспективным.
Весной 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия начался процесс строительства колокольни. Начало тоже было очень трудное. Тоже что-то сопротивлялось, ломалась техника, и возникало море проблем, но не в той степени, как с куполом и крестом. Только лишь 2 августа 1999 года на праздник пророка Ильи удалось заложить первый камень. И наконец 30 ноября 2004 года на колокольне были установлены купола и кресты.
Это первая служба на территории будущей Боголюбской церкви. 27 ноября 1990 года. В то время это ещё был хлебозавод..
Икона Божией Матери Боголюбская
Празднование 18 июня / 1 июля
Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.
Кондак Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Боголюбской
Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву). Тем самым Боголюбская – одна из первых икон, написанных русскими мастерами, – словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода хранителем первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.
Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.
Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня по старому стилю) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».
Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние век от века росли.
В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.
На позднейших списках с чудотворной часто изображают еще и встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и основанная им в Боголюбове обитель.
В 1915 году замечательный русский византолог Н.П. Кондаков (1844-1925) сетовал, что Боголюбская, этот «драгоценный по строгости общего типа памятник», клонится, «к сожалению, к окончательному разрушению».
Поэтому еще в 1918 году в самом Боголюбове были предприняты первые пробные раскрытия иконы. По сделанным тогда фотоснимкам (в цвете) видно, что раньше сохранность иконы была намного лучше. Дело в том, что после 1918-го реставраторы Владимире-Суздальского музея не раз пропитывали ветшавшую доску иконы (липовую, из трех частей) парафином, что к середине XX века привело к резкому ухудшению ее состояния. Поэтому в 1956 году Боголюбская была передана из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря).
Восемь лет, с 1963-го по 1971-и, реставратор М.В. Романова снимала парафин четыреххлористым углеродом. С 1965-го по 1968-й она постепенно раскрывала живопись по бокам, снимая многослойные (от XIX до конца XIII века) записи; только к 1970 г. удалось дойти до первоначальной надписи на свитке, причем оказалось, что и сам свиток этот, и изображение Спаса в правом верхнем углу дописаны не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») уже в XVIII столетии; изначально их не было.
Хитон (нижнее одеяние) Богородицы – зеленовато-серого цвета, мафорий (плащ, покрывающий и Ее главу) – коричневый, тени на нем написаны сажей, а освещенные места выделены яркой киноварью. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий; вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы.
Сверху написаны Спас, Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил – в этом предание видит изображение личных моленных икон князя Андрея Боголюбского.
Семь лет (1971-1976) ушло у М.В. Романовой на то, чтобы тонировать утраченные места. Еще в процессе реставрации Боголюбская икона впервые за несколько десятилетий была показана на выставке (1974) в Третьяковской галерее: там можно было узреть, пусть и «хрупкое», видение изначального ее облика, подлинную икону, а не репродукции с фотопластинок 1918 года, единственно доступные нескольким поколениям искусствоведов.
Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся московские святители и блаженные, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.
Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-»палатке». На это время езда через Варварские ворота прекращалась – вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771 году зародился знаменитый «Чумной бунт» после того, как архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам искать у Боголюбской исцеления от чумы. Шатровую часовню XIX века снесли в 1928 году, спустя пять лет та же участь постигла и сами древние Варварские ворота – ныне лишь основание их можно видеть в близлежащем подземном переходе. Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот (каждую пятницу ему служится здесь молебен с акафистом), а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) – в Воскресенском храме в Сокольниках (акафист по понедельникам).
В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной же столице – лишь домовый храм при Александро-Невском приюте – доме призрения бедных духовного звания в конце Невского проспекта.
Чудотворные списки с Боголюбской имелись в Калужской губернии в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX столетия избавила от холеры города Боровск и Малоярославец) и в Тарусе (прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии в селе Зимарово близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии в городах Козлов и Ела-тьма (прославились в 1771 и 1831 годах), в Ярославской губернии в угличском храме во имя царевича Димитрия (прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской.
В ее честь были устроены обители: мужская «Киновия», приписная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские в губерниях Пермской (в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом).
Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.
Образа Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.
Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.