храм большое вознесение у никитских ворот пушкин и гончарова
Истории храмов: почему Пушкин венчался в трапезной и где была тайная община
В Высоко-Петровском мужском монастыре и храме «Большое Вознесение» у Никитских Ворот заканчиваются реставрационные работы. Рассказываем об их богатой истории и о том, что здесь изменилось за время реставрации.
Усыпальница Нарышкиных, резиденция Мортье и ценные святыни
Высоко-Петровский монастырь — памятник древнерусского зодчества и великолепный пример нарышкинского стиля — занимает почти целый квартал на Петровке. Кстати, улица названа именно в его честь. История монастыря связана с важными страницами становления российского государства: возвышением Москвы и первым русским императором. Интересно, что в обоих эпизодах фигурируют люди по имени Петр, правда, разделяют их почти 400 лет.
Святитель Петр — митрополит Московский
Высоко-Петровский монастырь, один из самых древних в Москве, был заложен в начале XIV века. Свое название обитель получила в честь апостолов Петра и Павла, а позже — в честь митрополита Киевского и всея Руси Петра.
В XII–XIV веках все русские княжества контролировала Золотая Орда. Единого государства не существовало, как и отдельной церкви. Митрополит всея Руси избирался и подчинялся Константинопольской патриаршей церкви, его кафедра располагалась в Киеве. В 1324 году святитель Петр перенес кафедру в Москву, поскольку Киев постоянно подвергался набегам и пожарам. В Москве же во времена правления Ивана Калиты была весьма благоприятная обстановка, хороший финансовый климат и относительная безопасность. Многие жители Древней Руси стали переселяться в Московское княжество. Среди них Кирилл и Мария, родители святого Сергия Радонежского, который позже сыграет огромную роль в становлении единого русского государства.
Перенос кафедры в начале XIV века свидетельствовал о возвышении Москвы как центра духовной жизни русских земель. Через два года после переезда в Москву святитель Петр скончался. Его похоронили в Успенском соборе Московского кремля.
Итальянское зодчество и нарышкинский стиль
Мощи святителя Петра в 1497 году перенесли из кремля в Высоко-Петровский монастырь, где они хранятся до сих пор. В начале XVI века по приказу Василия III в честь святителя Петра построили каменный храм. Проектом занимался специально приглашенный из Италии архитектор Алевизио Ламберт иди Монтаньяно (Алевиз Фрязин Новый). Строительство храма Святителя Петра, Митрополита Московского завершили в 1517 году. Необычный купол (шлем и восьмигранная башня) по-прежнему впечатляют изяществом и простотой.
В XVII веке недалеко от Высоко-Петровского монастыря располагался двор Кирилла Нарышкина, отца Натальи Нарышкиной, второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. Во время Стрелецкого бунта 1682 года братьев Натальи Ивана и Афанасия убили, а отца постригли в монахи и сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и скончался. После того как Нарышкины утвердились в статусе одной из влиятельнейших семей при царском дворе, погибших во время бунта Ивана и Афанасия похоронили в Высоко-Петровском монастыре. С этого времени он стал фамильной усыпальницей Нарышкиных. В конце XVII века над могилами Ивана и Афанасия появился каменный Боголюбский собор.
После восхождения на престол Петра I в 1689 году начался золотой век обители. Постройки того времени на территории монастыря — характерные образцы так называемого нарышкинского барокко. В этот период стены храма Святителя Петра, Митрополита Московского украсили росписью, которую можно увидеть и сейчас. В 1690 году началось строительство колокольни с надвратной церковью (надвратный храм Покрова и Казанская часовня). Церковь располагается прямо над святыми вратами, которые ведут в монастырь с Петровки, а ее колокольня стала доминантой всего квартала.
В 1690 году начали строить и Сергиевскую трапезную — в честь преподобного Сергия Радонежского. Внешнее строение напоминает трапезную Троице-Сергиевой лавры. Отделку закончили в 1697 году, в это же время рядом возвели братские кельи. Их с трапезной соединяет переход в виде арки.
В 1750 году родственники Петра I построили храм Толгской иконы Божией Матери. В середине XVIII века к ансамблю добавился и храм в честь преподобного Пахомия Великого — основоположника монашества в Египте.
Тяжелые времена и тайная община
Во время оккупации Москвы Наполеоном Высоко-Петровский монастырь был разграблен. Там устроил резиденцию маршал Мортье, военный губернатор Москвы. Но святыни удалось сохранить: их вывезли еще до нашествия французов. Главная святыня — икона святителя Петра с частицей мощей, она находится в монастыре и сейчас. Среди других реликвий чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи Митрофана Воронежского, частицы мощей Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского и Серафима Саровского. Также здесь хранится мощевик с частицами 82 мощей преподобных и святителей, подвизавшихся в пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской лавры.
Храмы на территории монастыря закрыли после Октябрьской революции, но в 1920–1950 годах поблизости существовала тайная монашеская община. Например, в одной из квартир в Печатникове переулке действовал скит во имя иконы Божией Матери «Знамение».
С 1991 года здесь снова начались богослужения, а в 2009-м возобновилось монашество.
Обновление обители
В 2010 году отпраздновали 700-летие обители. В 2011-м Правительство Москвы утвердило масштабную программу восстановления храмов, в которую вошел и комплекс Высоко-Петровского монастыря. Реставрационные работы начали в 2016 году, в этом году планируют закончить работы в четырех строениях (а в двух они уже завершены).
В старейшем храме — храме Святителя Петра, Митрополита Московского — обновили стены, полы, кровлю и роспись, укрепили фундамент и кирпичную кладку, восстановили крыльцо, отреставрировали и расписали фасады. Храм завершает оригинальный купол из деревянных лепестков. Дорожки вокруг и ступени крыльца выложили гранитной плиткой, а стены оформили в стилистике XVI века.
В церкви Пахомия Великого ремонтируют крышу, водосток, фасады, стены, ограждения гульбища. Реставраторы восстанавливают декор, воссоздают интерьеры, обновляют полы, двери и окна. В Сергиевской трапезной завершается реставрация фасадов четверика и апсиды, белокаменного декора, конструкций крыши четверика, окрытия, глав, завершений. В колокольне с надвратной церковью укрепили кладку стен, сводов, проездной арки и стилобата, обновили водосток и отмостки. Кроме того, специалисты воссоздали двери и окна, отреставрировали фасады, полы, лестницы, архитектурно-лепной декор.
«Большое Вознесение»: от деревянной церкви до самого известного храма Москвы
Одна из самых известных церквей Москвы, храм Вознесения Господня в Сторожах, или «Большое Вознесение», тоже связана с Нарышкиными. Первая церковь на этом месте появилась в середине XVI века. В XVII веке неподалеку располагался дворец царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. По ее приказу на месте деревянной в 1685 году построили каменную церковь — Вознесенский храм.
В конце XVIII века граф Григорий Потемкин решил возвести новый храм, его строили рядом со старым. Работы начались в 1798 году и продолжались почти 50 лет, в них поучаствовали многие известные зодчие.
Пушкин и Гончарова
К 1831 году старый храм разобрали, службы стали идти в новом. Среди прихожан была семья Гончаровых, жившая неподалеку. 18 февраля 1831 года здесь венчалась девица Гончарова с чиновником коллегии иностранных дел Александром Пушкиным. Основное здание еще не было достроено, и церемония состоялась в трапезной, в приделе Николая Чудотворца. В «Большом Вознесении» Пушкина поминают ежегодно.
Возведение церкви завершилось в 1836 году, за год до смерти Пушкина, но внутренние работы продолжались. Колокольню, которая предполагалась по проекту, строить вовсе не стали. 19 сентября 1848 года святитель Филарет, митрополит Московский, освятил новый храм.
Гараж, лаборатория и реставрация
В 1931 году храм закрыли, но он все-таки уцелел. Сначала здесь располагался гараж, а в 1960-е разместилась лаборатория высоковольтных газовых разрядов. В 1987 году его передали Русской православной церкви. 23 сентября 1990 года Патриарх Алексий II провел здесь первую службу. В этот период началась реставрация «Большого Вознесения».
Восстановлением живописи храма более 10 лет занимался художник Алексей Артемьев. В 2002–2004 годах была построена колокольня. В 2010-е начались масштабные работы в рамках столичной программы реставрации. В 2012-м обустроили пандус и лестницу, укрепили кирпичную кладку сводов и стен трапезной и семь столбов ограды. В 2017–2018 годах восстанавливали живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части. Также специалисты занимались восстановлением искусственного мрамора и лепного декора.
Реставрация московских храмов
Храмы столицы реставрируют по программе предоставления субсидий религиозным организациям. Ее особенность в том, что в нее входят памятники не только регионального (московские), но и федерального значения. В период с 2011 по 2018 год ремонтные и реставрационные работы проходили на 52 объектах. За это время 33 объекта отреставрировали полностью. Только в 2018 году в Москве были выделены средства на проведение работ на 17 объектах — в монастырях и отдельных храмах.
Среди самых известных из них Рождественский, Ивановский и Новоспасский монастыри, Владимирская церковь, церковь Симеона Столпника, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», церкви Николы в Хамовниках, Ивана Предтечи под Бором, Флора и Лавра, «Малое Вознесение» и «Большое Вознесение».
Храм Вознесения Господня у Никитских ворот – церковь, где венчался Пушкин
Адрес: Россия, Москва, Большая Никитская улица, 36
Святыни: храмовая Иверская икона Божией Матери, башмачок от мощей святого Спиридона, Казанская икона Пресвятой Богородицы
Координаты: 55°45’27.7″N 37°35’44.7″E
Большинство соборов и храмов Москвы имеют статус памятников архитектуры. Живописную церковь на Большой Никитской улице москвичи называют ласково «Большое Вознесение». Под ее сводами соединились судьбы великого поэта Александра Сергеевича Пушкина и первой красавицы Москвы Натальи Николаевны Гончаровой.
Как была построена церковь
Первое упоминание о храме в Сторожах относят к 1619 году. В начале XVII века эта была малозаметная деревянная церковь. По сохранившимся документам известно, что она простояла 10 лет. В апреле 1629 года в Москве прошел большой пожар, который уничтожил западную и восточную части Белого города. В огне погибло множество построек, в том числе и небольшой деревянный Вознесенский храм.
В 1680-е годы царица Наталья Кирилловна Нарышкина – будущая мать Петра I выделила средства, и на них построили новую пятиглавую каменную церковь. В иконостасе храма находился образ Боголюбской Божией Матери. По преданию, во время чумы, которая свирепствовала в Москве в 1771 году, люди приходили в Вознесенскую церковь и получали исцеление от чудотворной иконы.
Новую церковь возводили по проекту знаменитого русского архитектора Матвея Федоровича Казакова. К 1812 году последователи Потемкина построили и полностью отделали трапезную, но летом началась война с французами. При вторжении войск Наполеона, когда в Москве был сильный пожар, чертежи Казакова сгорели.
Обновленный проект храма был подготовлен людьми, которые внесли неоценимый вклад в восстановление сгоревшей Москвы – Осипом Ивановичем Бове и Федором Михайловичем Шестаковым. Наконец, в 1831 году основное здание Вознесенской церкви было закончено.
Венчание поэта
В церковной метрической книге сохранилась запись, что таинство венчания А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой прошло 2 марта 1831 года. На момент свадьбы жениху был 31 год, а его невесте – 18. Будущая теща – Наталья Ивановна Гончарова долго не благословляла брак дочери. Ее смущала репутация влюбчивого поэта и его натянутые отношения с властями.
Утром того дня, когда должно было состояться венчание, старшая Гончарова сообщила своему будущему зятю, что церемонию необходимо отложить, так как нет денег на карету, и ее дочери не на чем доехать до церкви. В ответ поэт отправил будущей теще 1000 рублей. На себе Пушкин сэкономил и пошел к алтарю во фраке, который одолжил у знакомого.
Когда шло венчание, в храм не пустили никого из посторонних. Двери церкви охраняла полиция, и это очень огорчило поклонников красавицы Натальи Гончаровой. По преданию, во время таинства погасла свеча, и обручальное кольцо упало на пол. Поэт был очень огорчен случившимся и счел это дурными предзнаменованиями.
Судьба храма в XX веке
В 1917 году в городе произошло вооруженное восстание. Бои шли у Никитских ворот, были погибшие, поэтому священники храма провели отпевание юнкеров и офицеров. Церковные службы в Вознесенской церкви проводили до осени 1931 года, но потом по решению московских властей храм закрыли.
Через 6 лет рабочие разобрали колокольню и устроили на ее месте парк. В 1960-е годы в бывшем церковном здании работала лаборатория, которая занималась изучением молнеезащиты и высоковольтных газовых разрядов. В 1972 году перед приездом в город президента США Никсона власти Ленинграда в спешке провели косметический ремонт церковных фасадов.
Храм вернули верующим только в 1990 году. После этого группы добровольцев и профессиональные реставраторы начали долгий процесс восстановления Вознесенской церкви.
Архитектурные особенности
Величественное здание построено в стиле ампир и является градообразующей доминантой всей окружающей застройки. Церковь отлично видно с любой улицы, которая ведет к Никитской площади.
По российской традиции храм построен в виде «корабля». С запада от алтарной абсиды возвышается массивный четверик с куполом. К нему примыкает приземистая трапезная с притвором, а за ней идет высокая колокольня. Монументальные объемы украшены изысканно-строгой отделкой. На церковных фасадах можно увидеть стройные колонны ионического ордера, а на купольном световом барабане – небольшую позолоченную главку.
Большую выразительность зданию придает гладкая, нерасчлененная поверхность стен и аккуратные ниши с заглубленными окнами. На четверике храма и алтаре они арочные, а на трапезной имеют прямоугольную форму.
Капители белых колонн и антаблементы портиков декорированы тонкой лепниной. На алтарной апсиде, южном фасаде колокольни и над входом в храм находятся великолепные мозаичные иконы, сделанные из кусочков прочного стекла 50 цветов и оттенков. Примечательно, что технику мозаик из смальты применяли еще в украшении византийских храмов. В качестве сюжетов для Вознесенской церкви были выбраны образы, написанные для ее иконостасов.
Колокольня была отстроена заново в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Она очень удачно вписалась в ансамбль Вознесенского храма, поэтому у прохожих создается впечатление, что пятиярусная колокольня всегда стояла возле церкви.
Высокое здание поднимается на 60,5 м. Нижний ярус квадратный с тремя портиками. Здесь находятся паперть и вход в храм. На втором тоже квадратном ярусе висит огромный колокол весом 10 тонн. Третий – главный ярус звонов оформлен балюстрадой и парными колоколами. На нем размещен колокол поменьше, который весит 5 тонн. Четвертый и пятый ярусы круглые. Колокольню завершает сферический купол со шпилем и крест.
Интерьеры и святыни
В храме освящено шесть престолов, главный из них посвящен празднику Вознесения Господня. Отдельного внимания заслуживают пять богатых иконостасов. Три из них находятся в самой церкви, а два – в помещении трапезной.
Оригинальные храмовые иконостасы были выполнены по проекту талантливого зодчего и реставратора Михаила Доримедонтовича Быковского. В годы борьбы советской власти с религией все иконы были безжалостно уничтожены. Чтобы восстановить резное великолепие, потребовалось много усилий и средств.
Нижний пояс внутри Вознесенской церкви оформлен колоннами из искусственного мрамора и зеркалами. Выше – на стенах, в алтаре, трапезной, подкупольном пространстве и барабане с окнами можно увидеть великолепные росписи. Живописные классические фрески храма были написаны в 1830-е годы разными художниками.
На росписях воспроизведены сцены из Ветхого Завета и Евангелия, изображения Апостолов, четырех Евангелистов, Сергия Радонежского, святителя Алексия митрополита Московского, ангелов с богослужебными атрибутами, маленькие головки херувимов и орнаментально-геральдические композиции. Реставрация старых росписей была проведена в 1990-е годы, и потом они несколько раз подновлялись.
Главные святыни Вознесенского храма – это две почитаемые верующими иконы: Иверская икона Божией Матери и Казанская икона Пресвятой Богородицы.
Полезная информация для туристов
Сегодня старая церковь – действующий православный храм. Богослужения здесь проходят ежедневно – в 8:00 и 18:00.
Территория Вознесенской церкви очень зеленая и ухоженная. В храмовом дендрарии растут райские яблони, маньчжурский орех, сирень, каштан, акация и клены. В теплое время года на клумбах много цветов.
При восстановлении колокольни строители прокладывали коммуникации и обнаружили под землей старые безымянные захоронения. По решению прихожан кости собрали и перезахоронили с востока от алтаря. Священники провели панихиду по усопшим, а потом на могиле был установлен высокий каменный крест.
Как добраться
Храм находится в историческом центре города, на улице Большая Никитская, 36. Сюда удобно добираться из любого уголка Москвы. За 10-15 минут до церкви легко дойти пешком от станций метро «Арбатская», «Тверская», «Чеховская» и «Пушкинская».
Пять веков российской истории: судьба легендарного храма, где венчался Пушкин
Загадка имени: почему Вознесение большое?
Храм Вознесения Господня в Сторожах, или Большое Вознесение, — один из самых известных в Москве. Именно там венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Слово «большое» в названии указывает на близкое соседство с другой церковью — храмом XVII века, расположенным напротив консерватории (Большая Никитская улица, дом 18), который называется Малое Вознесение. Не так давно там тоже завершилась реставрация.
Церковь Большое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 36, строение 1) названа в честь Вознесения Господня. Праздник отсылает к описываемому в Евангелии событию — восшествию Христа на небо после воскресения.
Первая церковь на месте нынешнего Большого Вознесения появилась в середине XVI века. Тогда это было ближайшее Подмосковье — храм стоял за крепостной стеной Белого города. В XVII веке неподалеку располагался дворец Натальи Кирилловны Нарышкиной — жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. По ее приказу на месте деревянной церкви построили каменную — Вознесенский храм. Работы завершили в 1685 году.
Пять великих архитекторов: кто построил церковь?
Веком позже граф Григорий Александрович Потемкин решил возвести здесь полковую церковь (он был командиром в Преображенском полку). Новый храм строили рядом со старым.
Строительство началось в 1798 году, за год до рождения Пушкина, а завершилось в 1836 году, за год до его смерти. Но отделочные работы и внутренняя роспись храма продолжались еще 12 лет.
Первым архитектором проекта стал Василий Баженов. Чуть позже храмом занялся Матвей Казаков, который оставил большое архитектурное наследие в Москве. Среди его работ — Сенат Московского Кремля, дворец в Царицыне, Петровский путевой дворец и генерал-губернаторский дом на Тверской (сейчас в перестроенном здании расположена Мэрия Москвы).
При пожаре 1812 года храм сильно пострадал, и его пришлось строить заново. Проектом руководил Федор Шестаков, известный работами в стилях ампир и классицизм. Он, например, спроектировал и построил ограду Александровского сада Московского Кремля, трапезную храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, колокольню и трапезную храма Святителя Николая в Толмачах. После смерти Шестакова в 1836 году храмом занялся Евграф Тюрин. Он построил Богоявленский собор в Елохове, храм Мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова и восстановил Арсенал в Московском Кремле. Приложил руку к Большому Вознесению и Осип Бове — архитектор Манежа, Большого театра, Александровский сада и Триумфальных ворот.
Придел Николая Чудотворца: где венчался Пушкин?
К 1831 году старый храм разобрали, службы перешли в новый. Среди прихожан была жившая неподалеку семья Гончаровых. В недостроенном храме, в приделе Николая Чудотворца, 18 февраля 1831 года венчалась девица Наталья Гончарова с чиновником коллегии иностранных дел Александром Пушкиным. В Большом Вознесении Пушкина поминают ежегодно.
После того как здание церкви было в 1836 году построено, колокольню, полагавшуюся храму по проекту, возводить не стали. От предыдущей церкви осталась шатровая колокольня, которая прослужила до 1937 года. 19 сентября 1848 года митрополит Московский Филарет освятил новый храм.
Советский период: пение Шаляпина и превращение в высоковольтную лабораторию
В XX веке храм стал свидетелем революционных событий. В октябре 1917 года в Москве шли уличные бои — в том числе на Тверском бульваре, Арбате и на площади Никитские Ворота. Утром 28 октября Кремль был занят юнкерами, но 2 ноября после артиллеристского обстрела они сдались революционным войскам и покинули Кремль. Именно в храме Большое Вознесение отпевали погибших студентов и юнкеров.
В 1920 году в церкви прошло венчание дочери Федора Шаляпина, знаменитый певец сам читал Апостол.
5 апреля 1925-го в храме отслужил свою последнюю литургию патриарх Тихон. Он был избран в 1917 году и стал первым с 1721-го патриархом в России. Через два дня после службы Тихон скончался.
В 1931 году храм закрыли, а в 1937-м снесли колокольню, но сама церковь уцелела. Сначала там был гараж, а 1960-х — лаборатория высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института имени Г.М. Кржижановского. Пространство храма заполняла установка для искусственных молний, шары и спирали.
В 1987-м лаборатория съехала, а храм был передан Русской православной церкви. 23 сентября 1990 года патриарх Алексий II провел там первую службу. С этого момента началась новая глава в истории Большого Вознесения — реставрация.
Реставрация храма и пожертвования москвичей
Реставрацией живописи церкви более 10 лет занимался Алексей Артемьев. Признанный еще в советское время реставратор в 1990-е годы восстановил не один храм. За воссоздание росписи храма Христа Спасителя он награжден медалью Академии художеств.
20 мая 1999 года храм был освящен. В том году отмечали 200-летие со дня рождения Александра Пушкина, и церковь стала одной из площадок праздника.
В 2002–2004 годах была построена колокольня, очень удачно вписавшаяся в архитектурный облик храма. Автор проекта Олег Журин взял за основу эскизный проект Федора Шестакова. Журин также принимал участие в восстановлении Казанского собора на Красной площади и многих других памятников архитектуры. Средства на колокола, убранство и реставрацию церкви собрали москвичи.
Сегодня в Большом Вознесении можно услышать не только колокольный звон. В храме с прекрасной акустикой выступают хоровые коллективы, например во время Московского пасхального фестиваля.
Второе рождение: столичная программа помогла вернуть храм москвичам
Воссоздание уникального художественного облика церкви продолжилось и в 2010-е. Реставрация стала возможной благодаря принятой Правительством Москвы городской программе субсидий религиозным организациям на реставрационные работы объектов культурного наследия. Главное преимущество программы — деньги выделяются на восстановление памятников как федерального, так и регионального подчинения. Это позволяет быстро проводить необходимые работы. Программа одобрена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и рекомендована другим регионам.
В рамках этой программы в церкви Большое Вознесение обустроили пандус и лестницу со стороны Малой Никитской улицы, укрепили кирпичную кладку сводов и стен трапезной и семь столбов ограды. В 2017–2018 годах в храме реставрировали живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части. Также специалисты восстанавливали искусственный мрамор и лепной декор церкви.
Всего в Москве насчитывается 432 объекта культурного наследия религиозного значения, которые относятся к Русской православной церкви. Многие из них отреставрированы в рамках городской программы субсидий или городской программы «Культура Москвы».
С 2011 года работы проводились на 85 объектах, причем 54 из них либо уже отреставрированы полностью, либо будут готовы к концу года.
Среди воссозданных храмов, где прошли или еще идут работы, такие известные достопримечательности, как Высоко-Петровский монастырь (улица Петровка, дом 28, строение 3), церковь Симеона Столпника (Поварская улица, дом 5, строение 1), ансамбль церкви Всех Скорбящих Радости (улица Большая Ордынка, дом 20), церковь Николы в Хамовниках (улица Тимура Фрунзе, дом 1/2, строение 1), церковь Ивана Предтечи под Бором (Пятницкая улица, дом 4/2, строение 8), церковь Флора и Лавра (Дубининская улица, дом 9/3, строение 1), ансамбль Рождественского монастыря (улица Рождественка, дом 20/8, строение 16), церковь Малое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 18), ансамбль Ивановского монастыря (Малый Ивановский переулок, дом 2а, строение 1).