храм большого вознесения у никитских ворот официальный сайт
О храме
Храм Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение») — православный храм Центрального благочиния Московской епархии.
Храм расположен в районе Пресненский, Центрального административного округа города Москвы (Большая Никитская улица, 36). Главный престол освящён в честь праздника Вознесения Господня; приделы в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери, в честь праздника усекновение главы Иоанна Предтечи, в честь Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», приставной — в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.
Краткая историческая справка
Существовавшая в этой местности деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах», первое упоминание о которой относится к 1619 году, сгорела в 1629 году. Возможно, название «в сторожах» связано с предпольным деревянным укреплением на опасном западном направлении — острогом.
Иконостасы были выполнены в 1840 году архитектором М. Д. Быковским.
Хотя официально храм назывался «Церковь Вознесения Господня за Никитскими Воротами», в народе широко распространилось название «Большое Вознесение», в отличие от «Малого Вознесения» — более старой церкви, построенной в 1634 году, у которой официальное название было «Церковь Вознесения Господня на Никитской в Белом городе» (ныне — Большая Никитская улица, 18).
Здание в целом выполнено в стиле ампир. Основой является монументальный прямоугольный объём (четверик), украшенный боковыми портиками, в которых находятся боковые престолы: Сретения иконы Владимирской Божией Матери и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Четверик завершается цилиндрическим световым барабаном с полусферическим золоченым куполом. Со стороны площади примыкает полукруглая апсида. Внутренняя часть церкви обладала прекрасной акустикой. Ныне здание является архитектурной доминантой площади.
Прихожанами церкви были многие представители интеллигенции, дворянства и купечества, жившие рядом. В ней в 1863 году отпевали М. С. Щепкина, в 1928 году — М. Н. Ермолову. В храме были погребены сёстры Г. А. Потёмкина: Мария Александровна Самойлова, Пелагея Александровна Высоцкая и Надежда Александровна Потёмкина.
13 ноября 1917 года в церкви отпевали юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев в Москве. В 1920 году Фёдор Шаляпин читал в церкви «Апостола» на венчании своей дочери Ирины.
5 апреля 1925 года в храме совершил своё последнее богослужение Патриарх Московский и всея России Тихон; за богослужением был поставлен во епископа Сергий (Никольский).
В 1931 году церковь закрыли. В здании разместился склад тары, затем гараж. Иконостасы разобрали (старинные иконы сожгли прямо в здании храма), закрасили стенную роспись, устроили межэтажные перекрытия, возвели перегородки, в апсиде алтаря пробили ворота, разобрали портики и устроили новые оконные проёмы. В 1937 году снесли шатровую колокольню XVII века. В 1960-х годах в здании размещалась лаборатория высоковольтного газового разряда и молниезащиты Энергетического института имени Г. М. Кржижановского. К визиту в СССР в 1972 году президента США Р. Никсона провели косметический ремонт здания. В 1987 году вывели лабораторию — планировалось провести реставрацию и разместить в помещениях концертный зал.
В 1990 году здание передали Русской православной церкви, и 23 сентября 1990 года в нём возобновились регулярные богослужения; на праздник Вознесения Господня, храм был освящен архиерейским чином. Приделы и алтарь в то время были поделены на два этажа, а в полу зияли провалы, которые приходилось закрывать листами фанеры и досками. В начале 1990-х годов прошла реконструкция здания; в 1993—1994 годах обновили фасады.
Во время работ был обнаружен фундамент снесённой в 1937 году колокольни, на котором в 2002—2004 годах с западной стороны храма была построена новая, ранее не существовавшая 61-метровая колокольня, проект которой разработал архитектор-реставратор О. И. Журин на основе неосуществлённого проекта Ф. М. Шестакова[4]. Патриарх Алексий II освятил новую колокольню 20 мая 2004 года. В 2002—2009 и в 2012 годах отреставрировали фасады здания и восстановили трапезную, устроили пандус и переделали лестницу со стороны Малой Никитской улицы, восстановили ограду.
В 2007 году в церкви прошло отпевание историка и исследователя русской архитектуры А. И. Комеча.
В храме хранятся чтимые Иверская икона Божией Матери, икона великомученика Пантелеимона, икона святителя Николая, иконы Божией Матери «Всецарица» и Казанская, образ святого патриарха Тихона, образ преподобного Сергия Радонежского, башмачок святого Спиридона Тримифунтского.
К приходу храма приписан храм-часовня Бориса и Глеба на Арбатской площади.
При храме действует воскресная школа.
В ноябре 2018 года завершилась реконструкция церкви. Специалистам потребовалось два года, чтобы восстановить старинные интерьеры и настенную живопись.
Таинства и иные священнодействия
Каждый из нас в течение жизни оказывается участником совершенно разных событий. Мы со временем воцерковляемся, нуждаемся в единении с Богом и Церковью, причащаемся Святых Христовых Тайн; иногда люди оступаются в своей жизни и им необходимо исправление, прощение и благодатная помощь Божия — для этого мы идем в храм и исповедуемся; в один прекрасный момент нашей жизни мы влюбляемся в другого человека и сочетаемся с ним в освященный союз, рождаются дети. Иногда мы болеем сами или даже теряем кого-то из наших близких.
Церковь освящает каждое событие нашей жизни, Господь участвует в жизни каждого по отдельности и всех вместе. Для этого, вдохновением Святого Духа, наши святые предки — апостолы и их последователи с течением веков изобрели особые молитвословия и чинопоследования, которые принимает сейчас вся Православная Церковь и через которые необъяснимым образом на нас воздействует Сам Бог. Имя им — церковные Таинства, всего их семь.
Допустим, что вы ощутили потребность в каком либо из Таинств или иных церковных обрядов, но не знаете, как правильно подступиться к храму: что спрашивать, куда заходить, как обращаться к священникам и работникам. Зачастую в это еще и вмешиваются стереотипы, которые могут вызвать разную реакцию у людей церковных, ведь все мы — люди.
На страницах нашего сайтамы расскажем о самых употребляемых Таинствах и церковных священнодействиях, тех, в которых мы нуждаемся чаще всего, а так же дадим понятие о том, как все это происходит и как правильно к ним относиться.
Духовенство
В настоящий момент духовенство храма состоит из шести священников и одного протодиакона.
Протопресвитер Владимир Диваков
Настоятель храма, благочинный Центрального благочиния города Москвы, секретарь Епархиального Совета Московской городской епархии, Секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве.
Родился 14 июня 1937 года в Москве.
Окончил три курса Электромеханического техникума в Москве в 1957 году.
18 ноября 1962 года хиротонисан во диакона, а 19 декабря 1963 года — в иерея.
Окончил Московскую духовную академию в 1964 году со степенью кандидата богословия.
Пастырское служение проходил в храмах святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище, «Большое Вознесение».
В 1988 года избран в Епархиальный совет Москвы, а с 1991 года стал его секретарём.
С 1990 года — благочинный Северного округа города Москвы.
С 1991 года — благочинный Центрального округа, заведующий канцелярией Московской Патриархии.
В 2006 году стал лауреатом премии «Человек года» в номинации «Религия» за вклад в духовное возрождение России.
С 2009 года — секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве.
24 мая 2017 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, патриархом Кириллом на Божественной литургии в кафедральном соборном храме Христа Спасителя за малым входом во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 80-летием со дня рождения возведён в сан протопресвитера.
Протоиерей Владислав Цыпин
Профессор, доктор церковной истории, доктор церковного права, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, преподаватель Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.
Родился 22 января 1947 года в деревне Чуевка Жердевского района Тамбовской области.
В 1968 году окончил романо-германское отделение филологического факультета Московского государственного университета.
В 1985 году окончил Московскую духовную семинарию.
4 декабря 1985 года рукоположен в сан диакона. 15 февраля 1986 года рукоположён в сан пресвитера.
В 1987 году экстерном окончил Московскую духовную академию.
В декабре 1988 года утверждён в должности ответственного секретаря Учебного комитета с возведением в сан протоиерея.
С 27 июля 2009 года член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.
Протоиерей Борис Давыдов
Клирик Храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских ворот, настоятель храма святых князей Бориса и Глеба на Арбатской площади.
Родился 1 февраля 1964 года в Москве.
Светское образование: среднее техническое, закончил Автомеханический техникум Мосгорисполкома в 1983 г.
Богословское образование: Московская духовная семинария, закончил в 1998 г.
Рукоположен в сан диакона 9 августа 1991 года, в сан пресвитера 28 июля 1993 года Святейшим Патриархом Алексием II.
25 июля 1997 года назначен и.о. настоятеля Храма святых князей Бориса и Глеба на Арбатской площади.
Протоиерей Александр Птицын
Родился 15 ноября 1965 года в г. Коломна Московской области.
Духовное образование: Московская духовная семинария – 1998 г.
Рукоположен в сан диакона 6 ноября 1994 года преосвященным Епископом Истринским Арсением, в храме «Всех Скорбящих Радость» (Преображенском) на Ордынке в г. Москве.
Рукоположен в сан священника 20 марта 1999 года святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в храме святителя и чудотворца Николая в Хамовниках г. Москвы.
Протоиерей Димитрий Бердников
Родился 28 июля 1972 года в Москве.
Светское образование: среднее специальное.
Богословское образование: Московская духовная семинария, закончил в 1999 г.
Рукоположен в сан диакона 30 апреля 1997 года, в сан пресвитера 1 февраля 1998 года архиепископом Евгением (Решетниковым).
Иерей Флор Гришков
Родился 1 июля 1996г.
Богословское образование: Сретенская духовная семинария (бакалавриат) — 2017 г.; магистратура — 2019 г.
Рукоположен в сан диакона 22 марта 2018 года епископом Егорьевским Тихоном.
Диаконское служение проходил в московском Сретенском ставропигиальном мужском монастыре, затем в храме прп. Пимена Великого (Живоначальной Троицы) в Новых Воротниках.
Рукоположен в сан пресвитера 2 декабря 2019 года Святейшим Патриархом Кириллом.
Распоряжением Преосвященного Дионисия, епископа Воскресенского, первого викария Святейшего Патриарха, направлен в храм Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских Ворот сроком на один год.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 14 ноября 2020г. назначен штатным клириком храма.
Протодиакон Димитрий Казанцев
Родился 8 апреля 1968 года в г. Москве.
Светское образование: закончил школу в в 1985 г.
Богословское образование: Московская духовная семинария, Московская духовная академия, закончил в 2005 г.
Рукоположен в сан диакона 8 сентября 1991 года Святейшим Патриархом Алексием II.
Таинство венчания
Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
Свт. Филарет (Дроздов), Пространный Катехизис
В христианском понимании брак не есть средство для достижения некоторых целей, например, продолжения человеческого рода, его цель — в себе самом. Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь «одной плотью» (Быт. 2:24; Мф. 19:5–6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.
Таинство Венчания могут принять крещеные в православии верующие пары, действующие члены православных общин Русской Православной Церкви Московского Патриархата, или иных Поместных Православных Церквей, находящихся в Евхаристическом общении с Русской.
Обязательными условиями совершения Таинства Венчания, кроме вышеперечисленных, являются:
При выборе даты стоит ознакомиться с условиями, предусмотренными богослужебным Уставом Русской Православной Церкви:
Дни и периоды, на протяжении которых не совершается браковенчание |
— Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжение Святок, с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января; — В Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; — В дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня – 14 (27) сентября. |
Что понадобится для Таинства Брака
Записаться на подготовку к Венчанию, выбрать дату проведения Таинства лучше всего во время личного визита в храм и разговора со священником.
Фото- и видеосъемка в храме во время венчания разрешаются с благословения священника.
Светские поздравительные и официальные речи, публичные поздравления, использование светской музыки в храме не допускаются.
Свидетели, держащие венцы над головами венчающихся, — хорошая, но не обязательная традиция.
Не рекомендуется невестам приходить в храм на высоких каблуках, т.к. в них будет тяжело выстоять все Венчание.
Брачующиеся и их гости должны иметь благопристойный, скромный вид, не допускается в храме ношение излишне откровенной или летней (пляжной) одежды.
В Таинстве венчания участвует небольшое количество вина (общая чаша), поэтому не рекомендуется приезжать к Венчанию на личном автотранспорте.
О колокольном звоне после венчания следует заранее договориться со звонарем, который приходит для этого отдельно, в свое личное, неслужебное время.
В условиях пандемии COVID-19 призываем гостей использовать в храме средства защиты, не прикладываться к иконам (можно ограничиться почтительным поклоном перед святыней).
Литература для желающих вступить в православный брак
В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается все в мире.
Будем ценить выше всего единодушие в семье и всё будем делать так и направлять к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранялись мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетелям родителей… и по всему дому будет процветать добродетель, и во всех делах будет благопоспешение
Таинство Крещения
Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого и в жизнь духовную, светлую…
Свт. Филарет (Дроздов). Пространный Катехизис
К таинству Крещения допускаются верующие согласно православному учению люди любого возраста. Для взрослых людей перед Крещением положена пространная исповедь за всю предшествующую таинству жизнь.
Для крещения младенца или ребенка возрастом до 18 лет необходимо осознанное и добровольное согласие верующих родителей, живущих церковной жизнью.
Записаться на подготовку ко Крещению, выбрать дату проведения Таинства лучше всего во время личного визита в храм и разговора со священником.
Что нужно для того, чтобы крестить ребенка?
Для крещения младенца понадобятся некоторые предметы, которые можно приобрести в лавке храма или принести с собой:
Что нужно для того, чтобы принять Таинство Крещения самому?
В ходе Таинства Крещения понадобятся некоторые предметы, которые можно приобрести в лавке храма или принести с собой:
Литература для желающих принять Таинство Крещения
Обратите внимание!
Для сохранения чистоты для нас не довольно только креститься и уверовать,
но если мы желаем приобрести совершенную светлость,
то должны вести достойную того жизнь.