храм бориса и глеба владимирская область

Официальный сайт храма свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба в Волохово

храм бориса и глеба владимирская областьхрам бориса и глеба владимирская область

Контакты

храм бориса и глеба владимирская область храм бориса и глеба владимирская область

ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ: Местная религиозная организация православный приход Борисоглебского храма деревни Волохово Александровского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Адрес: Россия, 601602, Владимирская область, Александровский район, село Волохово, храм свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба.

Полное название организации

Местная религиозная организация Православный Приход Борисоглебского храма деревни Волохово Александровского района Владимирской области Александровской Епархии Русской православной Церкви (Московский Патриархат)

Юридический, фактический и почтовый адрес

601602 Владимирская обл. Александровский р-н, д. Волохово, Храм свв.кнн.Бориса и Глеба

Ковадло Леонид Семенович

Председатель попечительского совета

Терентьев Владимир Владимирович

Контактный телефон 8 910 664 30 01

АКБ «Инвестторгбанк» ПАО, г. Москва

пожертвование на уставную деятельность

Источник

Храм бориса и глеба владимирская область

храм бориса и глеба владимирская область храм бориса и глеба владимирская область храм бориса и глеба владимирская область храм бориса и глеба владимирская область храм бориса и глеба владимирская область

Настоятель: Священник Леонид Семёнович Ковадло
Адрес: 601602, деревня Волохово
Сайт: borisigleb.ru

храм бориса и глеба владимирская область

Храм Бориса и Глеба в с. Волохово является одним из древнейших символов православия на Руси, расположен на реке Горел-Крест. История эта известна благодаря трудам историографа Александровской земли Стромилова Н.С. (1842-1895), семейство которого внесло заметный материальный вклад в обустройство храма. Николай Семёнович Стромилов, его брат и отец были похоронены рядом с храмом. В юридических актах 1524 г. упоминается Борисоглебское село, которое позже (1551 г.) называется также Волоховым.

Рассказывают, что в смутное время в 1609 г. действовавший здесь монастырь был разорен и сожжён польско-литовскими захватчиками, это предание утверждается тем, что при рытье фундамента для каменного храма в 1805 г. обрели могилы, в коих уцелели остатки монашеской одежды. А в протекающей близ села речке Горел-Крест плыл и горел храмозданный крест, от чего она и получила свое название. Факт этого разорения подтверждается в патриарших окладных книгах, в коих записана церковь в вотчине Ждана Васильева, сына Телицына, в Переславль-Залесском уезде в Гулятине стану на пустоши, что было сельцо Борисоглебское-Алешково и Волохово тож. Эта запись относится к 1699 г. Очевидно, существовавшее ранее сельцо Борисоглебское по какой-то причине запустело и только к концу XVII в. заселилось вновь; в нем тогда были: 1 двор помещиков да 8 крестьянских. В вотчине владельца той же фамилии Волохово значится в патриарших книгах и под 1746 г., во второй же половине XVIII в. стало родовою вотчиной Баскаковых.

На месте монастыря в 1699 г. была возведена деревянная церковь, освященная в 1700 г. в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. К церкви был определен священник Павел Исаев, дьячок и просвирница; дани положено 13 алтын, заезда гривна.

В 1777 г. храм был перестроен, главный престол сохранил своё наименование, антиминс на ея престол освящен в 1777 г. Феофилактом, епископом Переславским. В 1782 г. тем же епископом освящены приделы: правый — во имя святителя Алексия, митрополита Московского; левый — во имя великомученицы Варвары.

В 1805 г. помещик села Волохово А.А. Баскаков в поданном преосвященному Ксенофонту, епископу Владимирскому и Суздальскому, прошении представил, что «владения его в селе Волохове церковь свв. Бориса и Глеба с 2 приделами деревянная требует внутренних и наружных поправок, а по необширности ея некоторой и пристройки, не касаясь однако ж освященных престолов; состоят же к оному храму прихожанами его Баскакова три брата и все они четверо единодушно желают соорудить храм каменный, к чему и материалы с сего года заготовлять намерены, но так чтобы в течение такового времени и ныне существующий деревянный храм не мог придти в ветхость, а возобновлен и украшен оставаясь цел и по сооружении каменного». Просимое разрешение было дано, и в 1815 г. новый каменный храм был освящен.

Трагически сложилась судьба храма в советское время. В 1934 г. он был закрыт и постепенно разрушался и разграблялся. Из храма выносилось всё: от икон и украшений до кафеля. Были разорены и могилы Стромиловых, однако чудесным образом сохранилась роспись с изображением Христа-Спасителя на алтарной апсиде храма.

В фонде «Владимирского областного комитета» в решениях за 1950 г. хранится справка исполкома Владимирского областного совета депутатов трудящихся:

«По ходатайству верующих от открытии Борисоглебской церкви в селе Волохово, Арсаковского с/совета, Струнинского района.

На рассмотрении исполкома облсовета представляю материал по ходатайству верующих об открытии Борисо-Глебской церкви в селе Волохово, Арсаковского с/совета, Струнинского района. При изучении этого вопроса выяснилось, что здание Борисо-Глебской церкви в селе Волохово каменное, постройки 1815 г., престолов три: в летнем один в честь Бориса и Глеба и в зимней два.

В настоящее время здание церкви ничем не занято, в основном еще крепкое, только при входе разрушен пол приблизительно на 4-5 квадратных метров выбран кирпич из подвала от калориферных печей. Оборудование и церковная утварь сохранились полностью.

Рядом с церковью расположена начальная школа. Верующие начали ходатайствовать, по их словам, с 1943 г. Ходатайство два раза было отклонено решениями Владимирского облисполкома. В 1945 г. решением № 917 от 15/IV, отклонено по мотивам наличия неподлинных подписей, подписи лиц живущих в других городах и лиц несовершеннолетних. Второй раз ходатайство было отклонено в 1946 г. 3 апреля решением № 383 по тем же мотивам. Но верующие продолжали ходатайствовать до сего времени с неослабленным упорством.

Основным ходатаем является бывший церковный староста Сорокина Т.И. из деревни Арсаки, у которой до сего времени находятся ключи от церкви.

На расстоянии 14 км от села Волохова по железной дороге находится действующая церковь в городе Александрове и в другую сторону по железной дороге в 30 км город Загорск, Московской области и село Бакшеево, Струнинского района на расстоянии 15-16 км. В этих храмах верующие и удовлетворяют свои религиозные потребности.

На основании вышеизложенного считал бы необходимым ходатайство верующих об открытии Борисо-Глебской церкви в селе Волохово, Арсаковского с/совета, Струнинского района — отклонить.

Уполномоченный по делам русской православной церкви при Совете Министров Союза ССР по Владимирской области».

После почти 70-летнего перерыва храм был возвращен Русской Православной Церкви. В 2003 г. подвижниками историко-краеведческого клуба «Отечество», что в Александрове, были восстановлены часовни на могилах Стромиловых.

А 30 сентября 2006 г. состоялось малое освящение основного придела храма в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба игуменом Свято-Смоленской Зосимовой мужской пустыни Серафимом (Семилетовым) и первая Литургия. Начались регулярные богослужения, а в храм была возвращена икона Покрова Пресвятой Богородицы (первая из возвращённых).

По благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, усилиями прихожан начато восстановление храма: выполнен ремонт главного алтаря, заменены стропила и кровля над куполом, вставлены новые окна и двери, проведено электричество, устроено отопление и вентиляция. Активную помощь с 2006 г. оказывают волонтеры молодежного движения «Молодая Русь».

В феврале 2008 г. настоятелем храма был назначен иерей Леонид (Ковадло), продолжающий дело восстановления Святыни.

В 2014 г. был избран новый попечительский совет храма, который возглавил Бережной Д.А. Стараниями команды, которая взялась помогать храму, было сделано немало: создан сайт храма и группы в социальных сетях, которые информировали людей о жизнедеятельности прихода; созданы проекты по сбору средств, два из которых были успешно реализованы; собраны средства; на центральном куполе появился золотой крест. Были предприняты усилия по наполнению книжной лавки интересной литературой. Глава попечительского совета при поддержке настоятеля, отца Леонида, написал и издал книги о помощи в познании богослужения, и молитвослов с параллельным переводом на русский язык. Был издан буклет о жизнедеятельности храма.

В 2015 г. работа по восстановлению храма продолжилась. Были изготовлены и установлены указатели к храму на всех близлежащих дорогах, благодаря чему о храме узнали многие люди; мастерской «Серафимъ» написаны многие иконы основного придела храма. Православный журнал «Фома» разместил на своем сайте статью о нашем храме и батюшке. Художник из Санкт-Петербурга Павел Корзухин дописал фреску в алтаре и стены центрального придела, а одна из прихожанок на свои средства изготовила прекрасную деревянную Голгофу. На этот год приходилось два юбилея – 200-летие храма и 1000-летие подвига святых благоверных князей Бориса и Глеба – покровителей храма. 6 августа, в день праздника, прошла праздничная Литургия с Крестным ходом, которую возглавил архиепископ Александровский и Юрьев-Польский Евстафий. После торжественной службы был совершен крестный ход, а затем начались праздничные гуляния: выступили приглашенные артисты, которые показали реконструкцию исторических событий и устроили настоящий праздник для детей и взрослых с песнопениями и танцами. В конце праздника всех накормили гречневой кашей с тушенкой и напоили горячим чаем. В конце года был завершен еще один важный этап: крыша храма, а это более 500 кв.м, была покрыта металлом. Осенью в храме состоялись традиционные Стромиловские чтения.

В 2016 г. начат ремонт колокольни, устроены леса, осуществлен ремонт купола колокольни: заменены 2500 кирпичей, купол покрыт металлом.

В 2017 г. установлен шпиль. Изготовление элементов конструкции шпиля, их сборка и установка, были поручены строительной организации ООО «Купола», возглавляемой г.Бондаревым С.Д. (г.Переславль). Был освящён крест, который в дальнейшем был водружён на шпиль. Зимой 2017 года были завершены все работы по установке навершия колокольни. Для справки: в 1815 году был заново отстроен наш храм, и господа Стромиловы на свои средства увенчали колокольню шпилем, выполненным в стиле «единорог», который простоял 200 лет до 2015 года.

Храм причислен к историко-архитектурным памятникам местного значения.

Престолы: основной — в честь святых благоверных князей-страстотерпцев, освящен малым иерейским чином 30.09.2006 г. игуменом Свято-Смоленской Зосимовой мужской пустыни Серафимом (Семилетовым); южный — во имя свт. Алексия, митрополита Московского; северный — во имя великомученицы Варвары, освящены малым иерейским чином иереем Леонидом, настоятелем храма.

Источник

Островок чуда

Фоторепортаж о храме Бориса и Глеба во Владимирской области

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Храм Бориса и Глеба, в который я отправилась, находится в селе Волохово Владимирской области. Добраться туда можно либо на электричке от Ярославского вокзала до станции Арсаки, либо на машине. Меня согласились подвезти Алексей и Любовь, муж и жена, которые ездят сюда практически каждые выходные, преодолевая по 120 км туда и обратно.

В 8 утра мы покидаем Москву, а в 10:30 въезжаем в Волохово. Вокруг только зеленые заросли, из которых выглядывают низкие деревенские домики. Машина с трудом движется по узкой сельской дороге, подпрыгивая на ухабах. Наконец показывается и сам храм. Сейчас он восстановлен только на четверть, ремонтировать его помогают местные жители.

храм бориса и глеба владимирская область

Сначала проходим в трапезную. Несмотря на то, что на улице нещадно палит солнце, а градусник показывает +28, в трапезной прохладно. Именно здесь ведутся многочасовые беседы о жизни и о вере. Каждого входящего настоятель храма иерей Леонид Ковадло приглашает присоединяться к чаепитию. Не успевают чашки опустеть, как в них снова подливают кипятка. «Пейте-пейте. Мы в монастыре все чайниками уже стали, постоянно чай пьем», — шутит батюшка. Он отвечает на вопросы прихожан и рассказывает истории из жизни. Говоря о своем долгом пути в Церковь, вспоминает, как в 1980-х, когда только начинал интересоваться религией, дважды ездил на остров Залит к знаменитому старцу Николаю Гурьянову: «К отцу Николаю стояли длинные очереди, он уже был слабенький, почти никому не отвечал на вопросы, только маслицем мазал. А со мной говорил и называл меня священником, хотя у меня такого еще и в мыслях не было. Видимо, Господь давно ему открыл тот Промысел, который имел обо мне. Это я в то время не понимал еще ничего». Когда же это понимание пришло 15 лет назад, отец Леонид вместе с женой и двумя детьми переселился в Зосимовский монастырь.

Ближе к обеду приезжает Дмитрий, попечитель храма. После того, как в прошлом году жена познакомила его с отцом Леонидом, он стал ездить к нему каждые выходные, наматывая по 200-400 км. Вскоре Дмитрий стал привозить к батюшке и своих друзей. Истории некоторых из них можно назвать настоящим чудом.

храм бориса и глеба владимирская область

Вот, например, Владимир — скромно одетый мужчина лет пятидесяти. У него тихий голос и добрый взгляд. Крестился он в 18 лет по просьбе бабушки, но в церковь заходил только изредка: «Я службы не понимал, не знал, никто мне ничего не объяснял. Что-то тыкаешься, мыкаешься». Все изменилось, когда жена Владимира забеременела. Анализы показывали, что ребенок родится с синдромом Дауна. Тогда Дмитрий и предложил поехать к отцу Леониду. Владимир вспоминает: «Уехали в деревню, в какое-то захолустье. Храм старый, полуразрушенный. Но что-то есть здесь такое непонятное, благодать какая-то…» — улыбается и оглядывается по сторонам — «С первой исповеди что-то стало меняться внутри, душа очистилась, что ли. С августа месяца до самого Покрова ездили сюда из Рыбинска по 250 км. Стали читать утренние молитвы — не про себя, а вслух, не по частям, а целиком». А 29 декабря у Владимира родилась дочь, вопреки прогнозам врачей — «абсолютно здоровый ребенок, крепыш такой».

В 17:00 в храме начинается Всенощная. На ней присутствует всего человек тридцать, но только половина из них местные жители. Некоторые приезжают к отцу Леониду за сотни километров, чтобы помолиться и исповедоваться вместе. В храме всегда немного народу, и у батюшки есть возможность подолгу беседовать с каждым. Ольга, еще одна знакомая Дмитрия, приехав сюда первый раз, поразилась, что отец Леонид задавал ей очень острые, неожиданные вопросы, будто был знаком с ней и ее жизнью давным-давно.

Зачастую в больших городах просто нет возможности и времени, чтобы батюшка поговорил со всеми прихожанами. Священников, к сожалению, всегда не хватает, поэтому многие люди, как Ольга и Владимир, радуются возможности, пусть даже в далекой деревне, найти своего духовника, друга и собеседника.

В лучах закатного солнца, мы с Ольгой, которая пробыла на исповеди минут 40, покидаем храм. По дороге женщина рассказывает, что спустя неделю снова вернется сюда, как вернутся и другие. Когда в районе 23 часов мы подъезжаем к метро, Ольга с улыбкой заключает: «Хорошо сегодня съездили». Разве могут быть изматывающими даже еженедельные многочасовые поездки, когда речь идет о чуде?

Источник

Храм бориса и глеба владимирская область

Храм Бориса и Глеба города Владимира

Храм с монастырем возник на предполагаемом месте палат Всеволода III. В 1389 г. в уставной грамоте Великого Князя Василия II Дмитриевича упоминается неизвестный Борисоглебский монастырь.

Храм Бориса и Глеба

храм бориса и глеба владимирская область
Борисоглебская церковь

Город Владимир, ул. Большая Московская (парк «Липки»).

храм бориса и глеба владимирская область
Храм Бориса и Глеба (слева) и Николо-Кремлевская церковь (справа)

По дозору Григорья Житова 7128 (1620) г. «церковь в Владимире свв. Мученик Бориса и Глеба внутри (в) городе; дани с нея было 15 алтын с деньгою, да наместничьих и заезда гривна».
В 1626 г. есть упоминание о храме в описной книге Владимирского Кремля: «храм Бориса и Глеба древян-клецки с трапезою, а в нем двери царские и деисусы и образы и книги и свечи и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строение мирское».
В 1672 г. Борисоглебская церковь, как видно из надписи на хранящемся в церкви напрестольном кресте, названа «ружною», т.е. бесприходной (а это название говорит о том, что прежде при ней был монастырь). «Лета … (1672) году сiи зделан крест града Владимера в ружноi церкви Бориса и Глеба». Вероятно, когда монастырь был упразднен, бывшие владения при нем поступили в ведение другого монастыря, как это нередко бывало, а церковь для содержания священно-церковно-служителей пользовалась от того монастыря «ругою». Руга – оклад денежный или хлебный, выдаваемый от Государя священно и церковно-служителям вместо жалованья годового за их службу. И церкви, в которых они служили, назывались «ружныя» для различия от приходских церквей, в которых причт состоит на содержании своих прихожан. Духовенство церкви свв. Бориса и Глеба пользовалось особенным благоволением патриархов, как видно из книг ружных церквей. Так по книге 7207 (1699) г. отмечено: «Троицкому, Вознесенскому и Борисоглебскому 3 попам по 25 алтын, на воск по 6 алтын по 4 деньги, попом же ржи по 2 чети с осминою и по пол 2 четверика, овса по тому ж человеку, да к тем же церквам на просфоры ржи пол чети и по пол. 2 четверика к церкви, итого 3 чети пол 5 четверика по 2 алт. четь, итого 32 алтына 1 деньга».
В 1699 г. по указу Петра Алексеевича руга для некоторых церквей города Москвы, как например, Космодамиановской на Покровке, Петроверигской, была отменена, а «кормитца причту повелено прихожаны», возможно, что около этого времени причт и Борисоглебской церкви был лишен Государева жалованья и пользовался только добровольными даяниями за требы и разные церковные священнодействия.
200 (1692) г. июля 4 по указу святейшего патриарха и по благословенной грамоте дан антиминс града Владимера к церкви Бориса и Глеба, взял антиминс Воскресенской дьякон Степан и расписался.
В нач. XVIII века Борисоглебская церковь значится уже приходской, а не ружной. В переписных книгах она значится: «В кремле было в то время 2 собора Успенский и Дмитриевский; один мужеский монастырь Рождественский и в кремле же 3 приходския церкви» (Троицкая, Никольская и Борисоглебская). При церкви св. благоверных князей Бориса и Глеба было в то время поповских, диаконских, дьячковских и пономарских дворов 3 и бобылей 1.
При церкви Бориса и Глеба 1710 г. поп Трифон Владимиров сын его дьякон Иван, дьячок Яков Михайлов вдов, 1716 г. вдовой поп Трифон Влад., умершего попа Ивана сын Алексей.
1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Деревянная Борисоглебская церковь во время этого пожара сгорела вместе с другими церквями.
1720 г. июня в день церкви Бориса и Глеба прихожанин Федор Герасимов в поданном в патр. казен. приказ прошении писал: «в прошлом 1719 г. октября против 1 числа в ночи учинился в Володимире пожар и от того наша приходская церковь во имя Бориса и Глеба сгорела, а ныне тоеж нашей приходской церкви прихожанин Григорий Мыльников обещает нам жилые свои горницы на теплую церковь во имя св. ап. Петра и Павла, а надлежит к тем жилым горницам прирубить олтарь», и просил на теплую церковь во имя св. ап. Петра и Павла вышепомянутые жилые горницы свести и алтарь прирубить и освятить Владимирского Рождественского монастыря архимандриту Гедеону и о том к нему послать указ. Подписано: «1720 г. июня в 15 день дать благословенная грамота, а велеть прирубить олтарь по указу».
1720 г. июня 16 запечатан указ о строении церкви по челобитью гор. Владимира церкви Бориса и Глеба прихожанина Федора Герасимова велено по поступке тоеж церкви прихожанина Григорья Мыльникова из горниц перевещи те горницы во Владимир и на Борисоглебском погорелом церковном месте прирубя алтарь и построить вновь деревянную теплую церковь во имя св. верховных апостол Петра и Павла, пошлин гривна.
Теплая церковь во имя Апостолов Петра и Павла была выстроена на погорелом месте в 1720 г.
По благословению Иосифа, архиепископа Московского и Владимирского была выдана благословенная грамота в 1743 г. на построение Борисоглебской гор. Владимира церкви. В 1743 г. 13 мая указом из Московской дух. дикастерии велено было «вместо сгоревшей в 1719 г. 1 окт. деревянной во имя благ. Князей Бориса и Глеба построить вновь каменную церковь во имя онаго же храма с приделом Благовещения Пресвятыя Богородицы».
В Топографическом описании провинциального города Владимира 1750 года указана церковь свв. великих князей Бориса и Глеба и при ней теплая церковь во имя свв. Апостолов Петра и Павла.

храм бориса и глеба владимирская область
План г. Владимира, составленный в XVIII веке

К 1755 г. постройка храма была завершена и 24 сентября 1755 г., по благословению Еп. Владимирского и Ярополчского Платона, Борисоглебский храм был освящен Цареконстантиновским архимандритом Товиею. Старая деревянная Борисоглебская церковь, по освящении новой каменной, была продана и перевезена в с. Брутовское, Владимирского уезда.
Опись св. предметов Борисоглебской церкви гор. Владимира 1755 г.:
«Вышеозначенная новопостроенная настоящая каменная церковь построена по подобию прочиих святых Божиих церквей, покрыта тесом; трех осмериковая глава обита черепицей зеленой; на ней крест железный четвероконечный позлащен.
Внутрь опой церкви.
Царские врата столярные во фламе резные, позолоченные. На них образ Богоматери и Архангела Гавриила и четыре Евангелиста; на них венцы серебряные чеканные, позолоченные; к оным царским вратам изготовлена завеса стамедная, алая, на ней крест ленты голубой.
Над царскими враты сень; на ней образ Господень Вечери Тайныя; вокруг образа резь позолочена.
По правую сторону царских врат в иконостасе резном образ Всемилостивого Спаса; венец и цата серебряные, чеканные позлащены.
Образ святых верховных апостолов Петра и Павла; на верх их Спасителев образ; венцы на них чеканные серебряные, золоченые.
Образ святых благоверных князей Бориса и Глеба и благоверного князя Владимира; на них венцы и цаты серебряные, чеканные позолочены; в тех венцах по три камешка; поля обложены басебным окладом — позлащены.
По левую сторону в иконостасех в начале образ Богоматери Иверской с Предвечным Младенцем; на них венцы чеканные, серебряные, золоченые; убрус низан жемчугом и камением; у Предвечного Младенца на ручках низано жемчугом же; у оного образа завеса тафтяная полосатая.
Образ Распятия Господня резной; вокруг его страсти Господни; писан краски на дске.
При вышеозначенных же святых образах в нижнем ярусе между ими столпы резные.
Пред оными образами имеются лампады медны.
На алтарных северных дверях образ Архангела Михаила.
Во втором ярусе на четырнадцати образах писаны страсти Господни на красках.
В третьем верхнем ярусе образ Спасителев и при нем предстоящие образы Богоматери, Иоанна Предтечи и архангелы и двунадесяти апостолов; на оных образах венцы медные золочены.
Над Спасителевым образом в резном малом кругу написано «отечество».
На правом клиросе образ Живоначальной Троицы; венцы на нем медные позолоченные.
На левом клиросе образ Воскресении Христова; на нем венец с сиянием серебряный, вызолоченный в иконостасе.
Хоругвь писана на полотне: на первой стране образа Благовещения Богородицы; на второй благоверных князей Бориса и Глеба.
Во алтаре на престоле изготовлена срачица полотняная белая; верхнее одеяние тафтяное желтое; в средине крест галуна канительнаго белого.
Покров тафтяный желтый; на нем крест капительный белый.
На жертвеннике одеяние стамедное красное на подкладке. Запрестольный крест Распятие Господне.
На престоле Ковчег оловянный, в котором святые запасные дары хранятся.
Сосуды оловянные, дискос, звезда, лжица, два блюдца, копие.
Евангелие напрестольное, на нем Распятие Господне, евангелие серебряное.
Крест животворящий серебряный, позолочен, со святыми мощами.
Кадило серебряное.
Укропник медный.
Ковшичек медный.
А прочему что чего в всякой церковной ризнице имеется, о том значит в прежде учиненной и в консисторию поданной описи».
Когда устроена колокольня, находившаяся при храме, неизвестно. По всей вероятности, одновременно с храмом.

Из «межевых книг и планов» конца XVII века видно, что Борисоглебская церковь с давних пор владела значительным количеством земли. По плану от 4 сентября 1769 г., числится за церковью «пожня в Ямских дачах на 4 дес. 1698 кв. саж.», а по другому плану от 8 июня 1770 г. значится «усадебная земля за рекою Лыбедью на 968 кв. саж.»; но этой землей церковь не пользовалась, так как ею издавна завладели горожане.

1. Староста (ктитор) храма Павел Алексеев сын Луковников, Владимирский мещанин (1783).
В 1789 г., во время опустошительного июльского (28 числа) пожара во Владимире, церковь Борисоглебская во всех своих частях потерпела громадные повреждения. Повреждены были: крыша на храме, потолок пол окна, рамы, церковные двери; глава деревянная, опаянная белой жестью, все внутренние украшения и утварь. После пожара требовалось как сам храм, так и престолы с жертвенниками и иконостасами исправлять и освятить; взамен сгоревшей утвари – заводить новую. Но это было дело не легкое. Сами прихожане храма потерпели от пожара большое разорение.
В 1789-1790 гг. некоторые разрушения от пожара были исправлены, но для всего исправления средств было недостаточно. Староста церкви – владимирский мещанин Павел Алексеевич сын Луковников обратился с прошением «о зборе на позлащение в вышеписанной Борисоглебской церкви иконостаса и покрытие трапезной Благовещенской церкви, в Суздальской епархии, от доброхотнодателей подаяния», на это прошение разрешение из Суздальской духовной консистории последовало только 17 февраля 1798 года. В это время на сумму доброхотных дателей и благодаря редкой щедрости прихожан, был вызолочен в Борисоглебском храме трехъярусный столярной работы, с колоннами, иконостас, устроенный во вкусе времени Императрицы Екатерины II и имеющий весьма близкое сходство с иконостасом (в миниатюре) Владимирского Успенского собора.

2. Староста (ктитор) храма Андрей Луковников, мещанин (1810).
Приход Борисоглебский с 1829 года состоял главным образом из служащих в духовном и гражданском ведомстве чинов и канцелярских служителей. В приходе не было приписанных церквей, часовен, а также никогда не бывало ни при церкви, ни в самом приходе училищ частных и школ иконописных.

В 1839 г. священно и церковнослужителями с приходскими людьми донесено, что по недостаточности средств, храм пришел в совершенную ветхость: в Благовещенском приделе свод растрескался и грозил падением. Вследствие этого Парфений, Архиепископ Владимирский и Суздальский, приняв во внимание ветхость церковного здания, «возымел было намерение церковь Борисоглебскую закрыть». Но явился Андрей Никитич Никитин, и воле Архипастыря не суждено было прийти в исполнение. Сделавшись прихожанином Борисоглебского храма и посвятив себя на служение ему в должности церковного старосты, пот. почт. гражданин и 1-й гильдии купец А.Н. Никитин был истинным благотворителем церкви и, не жалея своих достояний на украшение храма, он не желал объявлять о своих пожертвованиях, руководясь в своей обширной и разнообразной благотворительности словами Спасителя: «когда творишь милостыню, не труби перед собою как делают лицемеры, и пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф. 6, 2-3).
Так, имея в распоряжении церковных денег только один 50-ти рублевый билет сохранной казны, который, на основании духовного завещания умершей в марте 1839 г. вдовы титул. сов. Екатерины Степановой, должен быть употреблен на устроение придельного в Борисоглебском храме иконостаса, староста А.Н. Никитин 7 июля 1841 года обратился к Архиеп. Парфению с прошением: «о дозволении в придельном Благовещенском той церкви храме по приложенному при прошении рисунку устроить, вместо ветхаго, новый иконостас и вызолотить оный на собственное его, Никитина, иждивение, с допущением к производству работ московскаго мещанина, Т. Ст. Воробьева». 9 марта 1844 г. Никитин снова обратился к Архиеп. Парфению с прошением: «о дозволении около той церкви выстроить кирпичную с железными решетками на собственное его иждивение ограду», а 4 апреля 1844 г. Никитину, вследствие его прошения, Парфением было дозволено в холодной Борисоглебской церкви «расписать стены живописью на собственное его иждивение с допущением к производству работы Ярославской губернии Норской слободы мещанина Михаила Иванова Швецова». 13 апреля 1844 г. его сын, Александр Андреевич Никитин, обратился с прошением к Арх. Парфению «о дозволении в Борисоглебской церкви столярную и резную работу иконостаса возобновить и весь вызолотить; киоты за клиросами позолотить и устроить вновь над плащаницею балдахин также с позолотою на собственное его, Александра Никитина, иждивение с допущением к производству работ московскаго мещанина Тимофея Степанова Воробьева».
Таким образом А.Н. Никитин на собственные средства в период с 1839 г. по 1850 г. храм Борисоглебский восстановил и даже благолепно украсил.
3. А.Н. Никитин был старостой (ктитор) в церкви с 1839 г. по 1849 г.
4. В 1849 г. А.Н. Никитин оставил должность церковного старосты, вследствие принятия им на себя разных построек в Москве и Киеве; а на его место был избран старостой церкви пот. поч. гражданин, Владимирский 1-й гильдии купеческий сын, Александр Андреевич Никитин (состоял старостой церкви с 1850 г. по 1867 г., в котором 31 октября скончался). В феврале 1850 г. «снесена ветром глава с придельной Благовещенской церкви и изломан крест, обитый листвою медью», в том же году Алесандром Андреевичем, согласно резолюции Парфения, «устроена глава и водружен крест с соблюдением благолепия». 23 июня 1856 г. А.А. Никитин обратился к Иустину, Епископу Владимирскому и Суздальскому, с прошением «устроить помещение (под колокольней между двумя столбами с северной стороны, не изменяя ее вида) для постояннаго жительства в оном церковнаго сторожка, в алтаре придельнаго храма оной церкви стены оштукатурить и выкрасить, в трапезе оной церкви живопись возобновить, равно и стены раскрасить, принимая устройство всего этого на собственное свое иждивение». В июне 1858 г. А.А. Никитин писал Епископу Иустину следующее: «Так как во многих местах Борисоглебской церкви внутри и снаружи ея обветшала штукатурка в особенности на шпильце колокольни; в теплом приделе оной церкви живопись и стены от давности времени и топки печей потеряли надлежащий вид; в проходе из онаго придела в холодную церковь арочная дверь пришла в ветхость; низ стен холодной церкви, покрытый масляною краскою, обветшал от сырости», то прошу «дозволить мне на собственное мое иждивение вышепрописанные недостатки исправить, не вводя церковь ни в какия издержки; свер сего прошу дозволить мне, если встретится необходимость, для прочности шпилец колокольни обить железом и оный окрасить под один цвет с церковию и колокольнею», на что последовало разрешение.

5. Александр Андреевич Никитин скончался 31 октября 1867 г. А.Н. Никити снова стал старостой (ктитор) в церкви с 1867 г. по 1887 г., в котором он скончался 28 ноября.
Тихонравов Михаил Леонтьевич – сын причетника, окончил курс во Владимирской дух. Семинарии с званием студента в 1858 году. По окончании семинарского курса, в продолжение почти 3-х лет трудился над образованием юношества, имея в различных семействах частные уроки за небольшое вознаграждение. 19 марта 1861 года рукоположен был во священника к Покровскому женскому монастырю в г. Суздале. Здесь в продолжение 4-х лет обучал в своем доме детей граждан грамоте и закону Божиему. С 1867 по 1870 год, по выбору духовенства, состоял членом правления Суздальского духовного училища. 4 мая 1872 года переведен в настоятели Борисоглебской церкви г. Владимира. Во Владимире, кроме должности члена совета епархиального женского училища, последовательно проходил должности члена ревизионного комитета и члена правления мужского духовного училища. В 1876 г. назначен был членом епархиального попечительства о бедных духовного звания. Скончался 27 мая 1888 г.

В 1867 году в октябре умер Владимирский Городской Голова и Андрей Никитич Никитин вступил в должность Городского Головы и снова посвятил себя на служение Борисоглебскому храму в должности церковного старосты.
Уволен из духовного звания по прошению Владимирской Борисоглебской церкви дьячок Дмитрий Дроздов, 12 июня 1869 г.
12 декабря 1870 г. Владимирской Борисоглебской церкви протоиерей Михаил Виноградов, согласно его прошению, уволен от должности Члена Попечительства.
9 августа 1873 г. А.Н. Никитин обратился к Иакову, Епископу Муромскому, Викарию Владимирской епархии, с просьбой: «о дозволении переделать наружныя двери паперти; поправить штукатурку, обвалившуюся в некоторых местах, окрасить снаружи всю церковь и окрасить также на оной кровлю, не касаясь кошельковой церковной суммы», на что последовало разрешение, и все означенное Никитиным было приведено в исполнение в том же году.
При наступлении новой реформы духовенства так же, как и в 1839 году, угрожала опасность закрытия Борисоглебского прихода; но благодаря посильной помощи Андрея Никитича, означенная реформа не коснулась этого прихода.

«Борисоглебская, рядом с Николо-Кремлевской, на парадной площади, маленькая русской архитектуры, темно-желтаго цвета, окружена садиком, внутри похожа на домовую; чистая, приходская генерал губернатора» (Субботин А.П., 1877).
Пожертвован был, в 1870 и 1878 гг. Государственный непрерывно-доходный билет на сумму 1000 р. прихожанином сей церкви купцом Семеном Федоровичем Сусловым, а в 1876 году пожертвованы были четыре билета Государственного Банка, но 100 р. каждый, на сей же предмет, другим прихожанином Владимирским мещанином Николаем Ивановичем Луковниковым.
В 1878 г. объявляется признательность Епархиального Начальства неизвестному благодетелю, за пожертвование в церковь 5% банкового билета в 100 руб., а также Владимирскому купцу Николаю Луковникову, за пожертвование в церковь серебро-позолоченного ковчега для хранения Св. даров в 165 руб.

Во Владимире, при каждой приходской церкви в старину было кладбище, на котором почившие прихожане обыкновенно и погребались. И при Борисоглебской церкви было кладбище, которое вместе с другими приходскими кладбищами гор. Владимира было закрыто после того, как для погребения умерших было отведено за городом особое место, на котором в 1785 г. была построена небольшая Князь Владимирская церковь с такой же колокольней. В 1887 г. при заложении нового придела во имя Св. великомученицы Зинаиды с правой стороны Борисоглебской церкви, а также при постройке двух флигелей по обеим сторонам папертей в 1891 г., было отрыто много костей и черепов человеческих. В 1901 г., при устройстве духовой печи землекопами было вырыто на глубине 2-2.5 м. много гробов, в которых оказались черепа и человеческие кости.

6. В январе 1888 г. вступил в храм церковным старостой сын умершего Андрея Никитина, Андрей Андреевич Никитин, который не отстает от отца и брата своих и также достойно продолжает посвящать свои труды благоукрашению этого храма.
В феврале 1888 г. помощником церковного старосты избран и утвержден Епархиальным Начальством Николай Иванович Луковников. Поводом к открытию этой должности послужило устроение Андреем Никитичем, в 1881 году, в имении своем на фабрике Товарищества Лемешинской мануфактуры А. Никитина (пос. Оргтруд), в 14 верстах от гор. Владимира, каменного храма во имя св. Андрея Стратилата, при котором Андрей Никитич был избран и учрежден старостой.

Борисоглебская церковь славилась своим хором, в котором пели воспитанницы Александринского детского приюта (открыт в 1842).

В храме было три престола. Первый главный во имя святых Благоверных Князей Бориса и Глеба. Церковь связана с трапезой, отделяясь от которой только аркой. Иконостас главного храма был трехъярусный, столярной работы, с колоннами; резьба, колонны, карнизы и рамы около икон позолочены на полимент червонным золотом. Второй престол придельный, с северной стороны, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Третий престол придельный с южной стороны во имя св. мученицы Зинаиды. Иконостасы в обоих приделах одноярусные, деревянные, вызолоченные и с резьбой. В Борисоглебском храме по древности и драгоценности замечательны (в нач. ХХ века) следующие иконы: а) в главном храме позади правого клироса образ святых Благоверных Князей Бориса и Глеба; на одной доске среди свв. мучеников изображен св. равноапостольный Князь Владимир; б) в Благовещенском приделе храмовая икона Благовещения Пресвятой Богородицы; в) икона Тихвинской Божией Матери; г) в Зинаидском приделе икона Иверской Божией Матери; д) в Зинаидском приделе икона св. священномученика Власия, еп. Севастийского. Кроме этих древних и ценных икон на углах клиросов главной церкви находились две металлические хоругви с изображением: на одной – Восстание от гроба Иисуса Христа и Святителя Николая, на другой – Богоявление и Казанской Божией Матери.
Наружный вид церкви Бориса и Глеба не представляет каких-нибудь особенностей архитектурного свойства. Из внешних орнаментальных украшений, по изяществу рисунка, вполне достойны внимания наличники окон и особенно наличники входных дверей. Квадратный столб в два света завершен четырехсторонним куполом с четырьмя, так называемыми, волоковыми окошками, каменная шейка с просветами и грушевидная, крытая железом глава с прорезным крестом. Алтарь полукруглый, выступом, с тремя окнами. Притвор, в связи с церковью и колокольней, покрыт в два ската.
Колокольня – столпообразной формы с шатровым верхом, наподобие царской конусообразной шапки. В середине колокольни устроена комната для библиотеки с 2 небольшими окнами с южной и западной стороны. В ярусе у колоколов 8 пролетов. В старину внизу колокольни были проходные св. врата.
На колокольне в нач. ХХ века находились 7 колоколов. «В самом большем весу 208 п. 39 ф. Общий вес колоколов более 300 пудов.
В вышину холодная церковь с главою и крестом имеет 12 саж. 2 ар., а теплая 3 саж. 1 арш. 12 вер. Длина холодной церкви 6 саж. 2 арш. 8 верш., в том числе 2 саж. 2 аршина 8 верш. Длина алтаря. Теплая церковь имеет в длину 4 саж. 2 арш. 8 вер., паперть 3 саж. 12 верш. Длина же всей церкви 14 саж. 2 арш. 12 верш.
Вышина колокольни с главою и крестом 12 саж. 2 арш. 12 верш.
Храм окружен каменною с железной решеткой оградою, устроенною в 1844 г., пространством 55 саж. 2 саж. Х 35 саж. 2 арш.

Библиотека церковная не велика и состояла из книг святоотеческих, духовного содержания, духовных журналов и богослужебных. Книг старопечатных до никоновской печати здесь в ней не было; не было и рукописных документов – грамот, актов.
Прилегающая к Борисоглебской церкви улица носила от нее название Борисоглебской (Борисоглебский переулок).
Приход Борисоглебский с 1829 г. состоял главным образом из служащих в духовном и гражданском ведомстве чинов и канцелярских служителей. В приходе не было приписанных церквей, часовен, а также никогда не бывало ни при церкви, ни в самом приходе училищ частных и школ иконописных. Число прихожан небольшое. По исповедальным книгам Борисоглебской церкви за 1899 год всех домов значится 62, жителей обоего пола 488 человек: духовных обоего пола – 32, военных – 99, статских – 172, купцов, мещан, цеховых и проч. городских обывателей – 107, крестьян – 78.

Из исторических источников мы знаем, что причта при храме Бориса и Глеба положено было: священник, диакон, дьячок и пономарь. Потом причт состоял из: священника, диакона и пономаря. По увольнении дьячка в 1869 г. и по смерти диакона в 1875 г., согласно Высочайше утвержденной реформе, объявленной в июле 1876 года, и по следующей реформе 1885 года было два члена причта: священник и псаломщик. С конца 1887 г., вследствие ходатайства прихожан и согласия священника о. Тихонравова, открыт трехчленный штат причта: священник, диакон и псаломщик.
1. Первый священник каменной Борисоглебской церкви о. Евгений Михайлов (1755-1785 гг.). «В оной де Борисоглебской церкви имеется иконостас и в нем святые иконы некоторыя ветхи, да к тому ж оной (иконостас) в 1783 году июля 3 числа опалило молнией, повседневный же колокол расшибся». На этом прошении резолюция Преосвященного Виктора, Епископа Владимирского и Муромского: «27 июля 1784 г. дозволяется в Борисоглебской церкви иконостас и святыя иконы возобновить и расшибленный колокол променять». По ревизии значится: «Священник Евсевий Михайлов, 67 лет, в 1802 году умер».
2. Священник Андрей Васильев (1785-1798 гг.). В 1798 г. переведен к Благовещенской города Киржача церкви.
Хорошими иконописцами были два диакона — Борисоглебской церкви Ефим Михайлов и архиерейского дома Андрей Михайлов Назаретский; ими в 1810 году возобновлены старинные иконы в Николо-Галейской города Владимира церкви.
3. Священник Михаил Петров Роборовский (1798-1830 гг.). В 1798 г. переведен к Борисоглебской церкви от Благовещенской церкви города Киржача.
4. Священник Иоанн Петров Сиротинский (18 марта 1830-1837 гг.). Обучался во Владимирской дух. Семинарии, затем в Петербургской академии (магистр в 1828). в 1825 г. назначен во Владимир на класс словесности и гражданской истории. В 1834 г. комиссия дух. Училищ уволила Сиротинского от занимаемого им при семинарии места «за болезнью», 29 июля 1837 г. умер.
5. Священник Александр Сергеев Миславский (1837-1840 гг.).
6. Протоиерей Михаил Петрович Виноградов (18 июня 1840-1872 гг.). Награжден был: «набедренником, фиолетовою скуфьею, камилавкою, наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым». В 1854 г. был законоучителем во Владимирском Александринском детском приюте. В 1866 г. возведен на степень протоиерея. В 1872 г. перемещен в Суздальский Покровский девич. монастырь.
7. Священник Михаил Леонтьевич Тихонравов (1872-1888 гг.), причетнический сын, родился в с. Иванове Шуйского уезда. По окончании Владимирской духовной семинарии в 1858 г. со степенью студента, 19 марта 1861 г. рукоположен во священника к Суздальскому Покровскому дев. м-рю. 4 мая 1872 г. переведен в Борисоглебскую церковь. Награжден: «набедренником, фиолетовою скуфьею и камилавкою». По утверждении в нач. 1874 г. штата церкви, настоятелем ее назначен о. Тихонравов. В 1887 г. при храме открыта штатная диаконская вакансия, произведена по совместному желанию прихожан с согласия своего настоятеля. Скончался в г. Владимире 28 мая 1888 г.
«В кладбищенское Попечительство при Князе-Владимирской церкви в г. Владимире врача Владимира Михайловича Тихонравова (1880 г.р.)
Заявление
Честь имею сообщить, что на могиле моего отца — священника Борисоглебской г. Владимира церкви Михаила Леонтьевича Тихонравова была деревянная ограда, которая в течение 20 лет возобновлялась 2 раза братом моим Клавдием Михайловичем Тихонравовым.
В 1908 году мною была заказана в конторе Совета Владимирского городского кладбищенского Попечительства железная ограда вместо старой деревянной. За устройство железной ограды с окраской и постановкой мною заплачено в контору владимирского городского кладбищенского Попечительства 65 рублей 30 копеек и за семь камней — 7 рублей — всего 72 рубля 30 копеек. В 1909 году за дерновину и очистку кладбища отдано мною 4 рубля.
Кладбищенское место принадлежало отцу моему Михаилу Леонтьевичу Тихонравову и его брату Ефиму Леонтьевичу. На кладбище схоронены, кроме моего отца Ефима Леонтьевича в 1871 году его первая жена Евдокия Семеновна, вторая Олимпиада Дмитриевна, двое детей и внук моего отца.
После смерти моего отца схоронили на нашем кладбище одного утопленника. А 5 апреля сего года схоронили какого-то чиновника. Может быть, схороненные являются какими-либо отдаленными родственниками второй жены Ефима Леонтьевича Олимпиады Дмитриевны; детей у Ефима Леонидовича не было; родственники же нам совершенно неизвестны. По словам моей мамаши, 16 июня сего года на кладбище — могиле моего отца — ее встретили родственники схороненного чиновника от 5 апреля 1910 и удивились, на каком праве была поставлена железная ограда, так как место принадлежит им; мамаша так и не была пущена в ограду.
Покорнейше прошу выяснить, кто был схоронен в кладбище, принадлежащем братьям Ефиму и Михаилу Тихонравовым, и как возможно избежать сложившихся неприятных обстоятельств.
С своей стороны могу предложить, не найдется ли возможность совершенно выделить из ограды могилу от 5 апреля 1910, а ограду около могилы моего отца перенести на другую сторону в сторону родственников Тихонравовых (семейство Василия Яковлевича Тихонравова). Покорнейше прошу о последующем уведомить по адресу: г. Владимир, 2-я Ильинская, дом Дмитревской, Юлии Петровне Тихонравовой.
Врач Вл. Тихонравов. 6 сентября 1910».
8. Протоиерей Василий Матвеевич Орлов (1888-1902 гг.), причетнический сын, родился в с. Полиносове Александровского уезда, обучался во Владимирской дух. семинарии и затем в Московской дух. Академии (окончил со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра без устных испытаний). 17 июля 1875 г. был определен преподавателем в Воронежскую дух. семинарию по греческому языку, 21 февраля 1877 г., по прошению, перемещен преподавателем в Владимирскую семинарию на класс греческого языка, на этой должности был до 18 сентября 1902 г. 8 июня 1888 г. определен на священническое место к Борисоглебской церкви, с оставлением за ним должности преподавателя семинарии. Был награжден: «набедренником, фиолетовою скуфьею, камилавкою и наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым». 20 мая 1901 г. возведен на степень протоиерея.
9. Священник Димитрий Флегонтович Гиляревский, студент Владим. семинарии. 20 сентября 1902 г. определен священником Борисоглебской церкви.
25 сентября 1905 г. в Борисоглебской церкви г. Владимира, по случаю исполнившегося сто-пятидесятилетия ее, была совершена литургия Преосвященнейшим Никоном, Епископом Владимирским и Суздальским, в сослужении Ключаря собора, прот. Евгенова, благочинного церквей г. Владимира прот. И. Красовского, бывшего настоятеля храма, прот. Вязниковского собора В. Орлова и нынешнего настоятеля священника Д. Гиляровского. По заамвонной молитве Его Преосвященством было сказано слово на текст: «дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (Пс. 92, 5), в котором Владыка выяснил смысл настоящего торжества, показал значение храма для православного христианина, как дома молитвы, духовной врачебницы и училища благочестия и, указывая на то, что в древние века христианства и в церкви ветхозаветной при храме существовали различные благотворительные учреждения, где бедные и богатые находили себе приют и помощь, убеждал слушателей помогать от своих избытков всем неимущим прихода. После литургии был отслужен благодарственный молебен, с провозглашением многолетий.
18 декабря 1913 г. по болезни о. Димитрий Гиляревский был уволен от должности члена Совета Епархиального женского училища. На его место был избран священник Предтеченской церкви о. Иоанн Уваров.
Последним настоятелем храма был отец Дмитрий Борисов.

храм бориса и глеба владимирская область
Большая Нижегородская улица. Кукушкин В.Г. 1876-1881 гг.
С левой стороны дом Дворянства, обращенный в госпиталь “Красного Креста”, для помещения раненых воинов. Справа вдоль Большой Нижегородской улицы Малый бульвар с деревянной оградой и лавками; часть плаца, в глубине Борисоглебская церковь с шатровой колокольней, без правого Зинаидского придела; ярусная колокольня Николо-Кремлевской церкви (1769); главка Рождественского собора (в перестройке 1868, снес. 1930). По сторонам улицы керосиновые фонари, чугунные столбики ограждения (слева).
Надписи: На паспарту наклейка: “…Вправо за аллеей, идущей от Владимирской часовни, виднеются церкви Борисоглебская, Никольская и Рождественская и часть Губернаторского дома, бывшего неоднократно дворцом во время Высочайших путешествий Государя Николая I и ныне благополучно царствующего Императора Александра Николаевича”.
храм бориса и глеба владимирская область
По центру Дом Дворянского Собрания, правее церковь Бориса и Глеба.
храм бориса и глеба владимирская область
храм бориса и глеба владимирская область
Накануне сноса, в 1929 г., эту церковь зарисовал художник П. Розанов. На его акварельном рисунке хорошо видна не только церковь, но и ограда, и наличники окон.
храм бориса и глеба владимирская область
Убрус происходит из Борисоглебской церкви Владимира. XIX в.
Фольга, золото, металл, серебро, камни, стекла, жемчуг, перламутр, бисер, канитель, шнур золотной, бумага, шитье.

храм бориса и глеба владимирская область
Парк «Липки», детская площадка. Фото из архива Галины Пухлимской.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *