храм будды в элисте адрес
Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте
Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте Alexxx Malev
Золотая обитель Будды Шакьямуни — значимый буддийский храм в Европе и Республике Калмыкия, величественное и светлое место, доминанта всей Калмыкии и Элисты, расположенная в самом ее сердце и которую видно из каждого уголка города.
Раньше здесь был завод ЖБИ, но по благословению буддийского лидера Его Святейшества Далай-ламы XIV, приезжавшего в Элисту (город контрастов) в ноябре 2004 г., возвели потрясающий буддийский храм. Перед отлетом из Элисты в Индию Его Святейшество Далай-лама освятил место, на котором должен был строиться будущий хурул. Золотую обитель Будды Шакьямуни возвели за 9 месяцев по проекту С. Курнеева, В. Гиляндикова и Л. Амнинова.
В великолепном здании хурула (56 м в высоту), освященном 27 декабря 2005 г., установлена крупнейшая в стране и Европе статуя Будды (12 м). Здесь совершаются молебны, праздничные божественные службы и ритуалы. Золотая обитель Будды Шакьямуни окружена оградой с четырьмя входами с четырех сторон света, в которой с пятиметровым интервалом чередуются 108 белоснежных ступ.
У основания величественного белого храма, возведенного в характерном для буддизма стиле, верующих приветствует Белый старец (Цаган Аав) — языческий бог калмыков, покровитель окрестностей.
Внутреннее убранство храма приводит в восхищение не менее его внешнего облика. Стены искусно расписаны сюжетами из буддийской культуры. Девять художников-танкописцев оформляли внутренний интерьер, и время от времени роспись до сих пор подновляют. Здесь хранится также полная монашеская амуниция Далай-ламы XIV. В сувенирной лавке при храме можно купить благовония и украшения.
Центральный храм Элисты составляют семь уровней, у каждого из которых — свои функции. Первый уровень хурула вмещает в себя музей истории буддийской культуры, библиотеку, читальный зал, конференц-зал.
Второй этаж хурула отдан под молельный дуган. Здесь стоят скамейки для молящихся, а по центру зала находится огромная золотая статуя Будды Шакьямуни, покрытая сусальным золотом, авторами которой были калмыцкие художники под руководством заслуженного художника-скульптора России Владимира Васькина. Внутри Будды хранятся святые предметы (мантры, благовония, молитвы, калмыцкая земля со всех уголков).
В Золотой обители Будды Шакьямуни Элисты, значительном центре развития мирового буддизма, бывают каждый год тысячи туристов и верующих. Именно здесь можно ближе ознакомиться с буддизмом и его отличительными чертами. Центральный элистинский хурул, «жемчужина среди степей», выделяется среди скромности, миниатюрности города своей невероятный мощью и красотой, захватывающей дух!
Как добраться
Адрес: Элиста, перекресток ул. Ленина и ул. Илюмжинова.
Время работы хурула
С 9:00 до 10:30 — ежедневный общий молебен о благополучии всего калмыцкого народа и всех живых существ; с 11:30 до 16:00 — ежедневный индивидуальный прием (кроме понедельника); с 14:00 до 16:00 — поминальный молебен (йорял) каждую пятницу.
Золотая обитель Будды Шакьямуни
Золотая обитель Будды Шакьямуни является центральным буддийским святилищем Элисты, всей Калмыкии и даже Европы. Храм обители — это великое и светлое место, главный символ республики, который можно увидеть практически из каждой точки города.
Обитель Шакьямуни была построена на месте, где ранее располагался разрушенный завод железобетонных изделий. Именно это место было выбрано и благословлено главным духовным лидеров всех буддистов — Далай-ламой, который приезжал сюда в 2004 году. Храм был возведен очень быстро — буквально в течении 9 месяцев. Обитель была освящена в 2005 году во время отмечания традиционного празднования Зул.
Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте является очень популярной достопримечательностью среди буддистов и обычных туристов. Сюда ежегодно приезжает множество посетителей. Обитель считается лучшим местом для знакомства с буддизмом. Главный хурул скромной и миниатюрной Элисты поражает своей мощностью и величием.
Экскурсия по Золотой обители Будды Шакьямуни на google-панорамах
Храм Шакьямуни
Главный храм обители Шакьямуни считается одной из самых главных туристических достопримечательностей города. Храм является достаточно внушительным строением, в котором ежедневно проходят богослужения, традиционные ритуалы, отмечаются религиозные праздники.
Перед входом в храм установлены две лестницы, между которыми находится очень красивый фонтан. Сам вход в обитель украшают колонны, покрашенные в красный цвет, и красивейшие львы. Дверь в храм также красная, она украшена золотыми узорами. Заходить внутрь необходимо без обуви, но обязательно в носках. Посетители женского пола должны быть в длинных юбках, ноги прикрыты.
Высота хурула составляет 63 метра, внутри его расположена огромная статуя Будды размером около 9 метров. Интерьер обители восхищает всех посетителей. Стены храма красиво украшены сюжетными росписями, рассказывающими о буддизме. В храме также представлено настоящее монашеское облачение Далай-ламы. В сувенирном магазине обители можно приобрести разнообразные традиционные изделия и благовония.
Золотая обитель Будды Шакьямуни состоит из 7 этажей, каждый из которых выполняет свои определенные функции. Первый этаж обители занимает музей, рассказывающий об истории буддизма, здесь также расположена библиотека с читальным залом.
Второй этаж занимает зал для молитв, здесь как раз и находится статуя Будды Шакьямуни. Внутри статуи замурованы различные священные вещи буддистов — мантры, драгоценности, благовония, кусочки калмыцкой земли и многое другое. Статуя полностью покрыта сусальным золотом и украшена бриллиантами. Здесь же расположены скамейки для молитв.
Третий этаж занимают помещения, где проводится индивидуальный прием верующих. Здесь принимают монахи, астрологи, врачи традиционной тибетской медицины. Здесь же расположена администрация обители. На четвертом этаже располагается резиденция главного буддиста республики и небольшой конференц-зал. Пятый уровень занимает резиденция Далай-ламы, шестой — хозяйственные помещения. На последнем седьмом этаже находится индивидуальная медитативная комната.
Статуи
Вокруг Золотой обители Будды Шакьямуни расположена специальная ограда, по периметру которой находятся особые белоснежные ступы, расположенные на расстоянии 5 метров друг от друга. Общее количество ступ — 108 штук.
Центральные входные ворота в обитель расположены с южной стороны. Через них по старинной калмыцкой традиции и нужно заходить в храм. Вокруг здания расположено 17 пагод, в которых находятся статуи, изображающие великих буддийских учителей. В пагодах установлены молитвенные барабаны, которые помогают исполнять желания, если положить сюда монетки. Перед посещением обители необходимо обойти все статуи по часовой стрелке. Около главного храма расположена статуя Белого старца — языческого калмыцкого бога.
Помимо центрального южного входа в обители имеются ещё 3 входа, каждый из которых расположен по определенной стороне света. Вся территория обители выполнена в форме мандалы.
Золотая обитель Будды Шакьямуни на google-панорамах Элисты
Как добраться до Золотой обители Будды Шакьямуни
Золотая обитель Будды Шакьямуни расположена в самом центре города Элисты, на улице Юрия Клыкова. Непосредственно около центрального южного входа, а также с западной стороны обители, расположена бесплатная парковка для собственных автомобилей.
Ближайшая к обители остановка городского общественного транспорта называется «Хурул». Здесь останавливаются автобусы маршрутов № 1, 5, 12, 19, 20, 25, 26, «Дачи», маршрутные такси № 5, 12, 19, 20, 25, 26.
Также можно воспользоваться услугами такси в Элисте: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет, Ситимобил, Автокаприз, такси Азия, Z Taxi и другими.
Видео про Золотую обитель Будды Шакьямуни
Хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в Калмыкии
«Золотая обитель Будды Шакьямуни» (Гол-Сюме) — центральный буддийский храм Элисты (Республика Калмыкия), построенный на земле Калмыкской Автономной Республики. Открытие состоялось 27 декабря 2005 года. Участок под застройку отвели в центре города на месте бывшего завода. Фактический адрес: улица Юрия Клыкова, город Элиста. Считается самым крупным храмом Европы.
Предыстория строительства
Во времена Советского Союза культурные, духовные связи республики с Тибетом, полностью утрачены. После развала союза, калмыки обрели свободу вероисповедания. Верующим некуда было пойти, храмы полностью уничтожены. В рамках государственной программы, необходимо было проделать большую работу по возрождению религиозного, культурного наследия. Огромную роль сыграл визит в страну 2004 года Его Святейшества Далай-ламы.
Строительство
В дни памятного посещения страны, во время диалога, за совместным обедом с первым президентом Республики Кирсаном Николаевичем Илюмжиновым, приняли решение о строительстве собора.
Изначально планировалось построить небольшой дом. В центре просторного зала расположить изваяние будды, принимать людей в дни буддийских праздников. Обсуждая проект пришли к выводу, если строить, то с размахом.
В день отъезда 1 декабря 2005 года Его Святейшество Далай-лама XIV на месте, выбранном для строительства произносит пожелание возле символического, первого камня в центре столицы.
За рекордные девять месяцев, на отведенном месте построили самый большой храм Европы. Проекту было отдано много сил, энергии. Начиная от президента страны с его многочисленной командой, до простого народа. Задействованы были все, от мала до велика. Трудились в три смены.
Со слов генерального директора Проектного института Калмыкии Сергея Курнеева, работать было очень сложно. Проектировали, строили обитель одновременно. Ночью чертили, утром строили. Все детали, касающиеся религиозных моментов, оговаривались с верховным ламой Тэло Тулку Ринпоче. Проработать их сразу было невозможно, каждый элемент дорабатывался в процессе строительства.
Во дворце много элементов из золота. На втором уровне помещена золотая статуя Будды – создателя буддизма. В честь него родилось название «Золотая обитель будды Шакьямуни». В период проведения индивидуального приема Его Святейшества с президентом страны. Труды древних индийцев, хранят описание всего пути будущего Будды Шакьяму к просветлению. В возрасте 35 лет познал пробуждение, полное представление о причине человеческих страданий. Обрел способы устранения этой проблемы.
Открытие святыни
27 декабря 2005 года прошел ритуал освящения центрального калмыцкого хурула. В главном зале для молитв возвышалась девятиметровая статуя Шакьямуни, наполненная реликвиями, мантрами. Признанная самой крупной в Европе.
Открытие, празднование приурочили к годовщине депортации всего калмыкского народа в Сибирь. По обвинению в связях с нацистами 1943 года.
На торжество были приглашены почетные гости из Бурятии, Тувы. Вместе с калмыцкими, тибетскими монахами призвали будд, защитников учения. Таким образом благословив хурул. Приехали представители других стран, многих городов России. Собралось большое количество местных жителей из столицы, других районов.
После торжественного открытия со временем предстояло еще многое сделать. Талантливые художники, приглашенные из Тибета, несколько лет занимались росписью стен храма в традициях буддийского духовного искусства. Называется древний стиль – менри.
Внешний вид здания
«Золотая обитель будды Шакьямуни» Калмыкия – главный буддийский храм. Народ называет: «Золотой храм мечты».
Праздничное, величественное здание, построено на искусственном холме высотой семь метров. Хорошо просматривается со всех четырех сторон. Специфика нового здания отличается особенностью архитектуры от первого, старого монастыря буддистов Сякюсн – Сюме, строения 1996 года. Высота 63 (шестьдесят три) метра. Не похож на традиционный хурул. Ассоциируется с птицей, устремленной в верх к горам, которых в стране нет. Красивый, богатый, весь в золоте, переливающейся на солнце.
На углах парящей крыши установлены колокольчики. Звон разносится по всем четырем сторонам света. В крыше замурован меч Чингисхана. Площадь перед храмом вмещает до десяти тысяч человек.
Централизованное здание огорожено высоким забором, имеющим четыре входа на каждую сторону. С периодичностью пять метров, расположены 108 белых ступ. Попасть на территорию храма можно через южные ворота, главный вход.
На нижней площадке, перед входом в обитель стоит белое изваяние старца Цаган Аавы. Всегда украшен яркими лентами. Языческий бог, хозяин степей, покровитель всей калмыцкой земли.
На верхнем уровне находятся 108 молитвенных барабанов «кюрде» с заложенными в них мантрами (молитвами). Вмещают несколько десятков миллионов мантр. Перед входом необходимо с чистыми намерениями, прокрутить по часовой стрелке. Очиститься от негативных мыслей, обрести состояние, позволяющее войти внутрь.
Оказать почтение семнадцати великим, древнеиндийским учителям, мудрецам буддизма. Единственное место, где скульптуры воссозданы в человеческий рост. Нигде нет такого количества их изваяний. Сидят в ротондах, наполненных мантрами. После ритуала разрешается входить в обитель. Ходить по залам без обуви.
Перед входом стоит краткая информация для туристов. Нормы поведения на территории комплекса.
Интерьер внутренних помещений
Дворец имеет семь уровней:
История буддийской религии в Элисте
Буддизм республики Калмыкия дотируется XIII — XIVвв, конец XVI века. Согласно монгольским преданиям, зародился во время похода Чингисхана в Северный Китай. Массовой религией стал период XVIIв.
На территории республики в 1984 году открыт первый православный приход. В селе Приютное, Астраханской области. Началось возрождение православия. Буддизм и христианскую церковь объединяют общие религиозные взгляды, направленные на устранение межнациональных конфликтов. Проводятся богослужения, ведутся беседы, на тему религии, организованы благотворительные фонды.
Экскурсии в Элисту
Кроме посещения храмов интересна поездка на места цветения лотоса в Лагане. Проехать на поля можно заказав тур в Элисте. Будет интересным развлечением остановиться на озере, созерцать, купаться в этой красоте. Туристы, кто ездил оставили восторженные отзывы (программа тура в Элисту).
Посещение республики Калмыкия, оставит неизгладимый след в сердце каждого туриста, посетившего этот удивительный край. С ее природой, заповедниками, самобытной культурой. Храмами, ставшими центром возрождения религиозных, нравственных традиций. Несущими источник вдохновения, знаний для тысяч людей во всем мире.
Расписание
Буддийский храм в Элисте проводит ежедневные службы. Каждый день расписан по часам.
Рекомендуемое время посещения
Дни Мацк – большие молебны:
8; 15; 29 календарные лунные дни – обращение к Зеленой Таре, Будде Медицины, защитникам Дхармы.
Расписание работы музея:
С 9:00 до 17:00 – кроме понедельника.
Режим работы библиотеки:
С 10:00 до 18:00 – кроме понедельника.
Центр традиционной медицины работает:
С 9:00 до 14:30 – кроме субботы, воскресенья.
Киноклуб «Дхарма без границ»
16:00 – вторая, четвертая суббота каждого месяца (возможны изменения)
Контакты
Официальный сайт:
khurul.ru
Телефон:
8 (847) 224-01-09
Заказ экскурсий:
8 (8442) 38-16-22
Калмыцкий хурул
История храма
Несмотря на относительную молодость (храм был окончен в 2005 году), «Золотая обитель Будды Шакьямуни» носит статус буддийской святыни по праву: Далай-лама лично контролировал все этапы, предшествовавшие строительству. Он не только освятил место, где воздвигли храм, но и утвердил его эскиз, и, главное, дал комплексу название. Причем для буддийской общины Калмыкии одобрение внешнего облика хурула Далай-ламой было настолько важным, что на встречу с духовным лидером буддистов отправились лично глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов и верховный лама Республики Тэло Тулку Ринпоче. Они привезли эскизные проекты храма в Дхарамсалу — небольшой город в Индии, где базируется так называемое «тибетское правительство в изгнании» (в 1959 году Далай-лама вместе со многими другими буддистами покинул Тибет в знак протеста против политики Китая).
Его Святейшество Далай-лама XIV посещал Калмыкию трижды: в 1991, 1992 и 2004 годах. Во время третьего визита духовный лидер тибетских, монгольских и российских буддистов освятил запланированное место возведения хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
Поэтичное название «Золотая обитель Будды Шакьямуни» основано на особенностях калмыцкого храма: в его оформлении преобладает золотой цвет, а на втором уровне хурула, в молитвенном зале, находится крупнейшая в Европе статуя основателя буддизма Будды Шакьямуни. Согласно легенде, им был индийский принц из богатого рода Шакьев, который посвятил свою жизнь поиску выхода из круговорота земных страданий, достиг просветления и указал этот путь другим. Статуя достигает 9 м в высоту. Сидящий в асане «поза касания земли» гигантский Будда в левой руке держит патру — чашу для сбора подаяний, символ отречения от мирской жизни. Статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами: их сияние — знак того, что тело Будды совершенно и излучает свет. А внутри монумента заложены священные предметы: мантры, благовония, драгоценности и пригоршни земли из каждого района республики. Они призваны наполнить статую благой энергией. Стены молитвенного зала расписаны сценами из жизни Будды и изображениями всех четырнадцати воплощений Далай-ламы. Помимо этого, убранство храма дополняют еще около сотни маленьких статуй, сложенных в красивые пирамиды.
Расписание работы хурула
9.00 — 10.30 — общий молебен о благополучии всех живых существ (ежедневно)
11.30 — 16.00 — индивидуальный прием (ежедневно, кроме понедельника)
14.00 — 16.00 — поминальный молебен (йорял) каждую пятницу
Храм как культурный центр
На верхнем уровне хурула, в соответствии с тибетской традицией, расположена резиденция Далай-ламы. Это не главная резиденция духовного лидера буддизма. Более того, Его Святейшество пока еще не посещал построенные для него в Элисте покои. Роскошная резиденция в хуруле размещена не для постоянного проживания Далай-ламы, а для того, чтобы он знал: его всегда ждут в Калмыкии.
Кроме того, по убеждению буддийской общины Калмыкии, хурул XXI века должен быть не просто храмом, но образовательным и культурным центром. Поэтому на первом уровне «Золотой обители Будды Шакьямуни» были открыты библиотека, музей и конференц-зал для проведения семинаров и лекций о буддизме, рассчитанный на 460 человек. Книги в фонд библиотеки преподносили также книжные издательства Элисты, Москвы и Санкт-Петербурга; в ней есть издания на калмыцком, монгольском, русском, английском и других языках.
Среди буддистов, посетивших храм, были голливудские знаменитости. В 2007 году посмотреть «Золотую обитель» приезжал Стивен Сигал. «Таких храмов, как этот, я не видел никогда в жизни. Вы — очень счастливые люди», — признался голливудский актер во время визита.
Всего в хуруле семь уровней; общая высота здания превышает 60 метров. Храм виден из любой точки города, и его золотая крыша сияет в любую погоду. Стены хурула белоснежны, ворота выкрашены красным, а крыши пагоды исполнены в золотом и зеленых цветах. Для росписи стен специально пригласили тибетских художников. Главными элементами на фасаде стали восемь символов буддийского учения — колесо, рыбы, лотос, сосуд, зонт, штандарт, раковина и геометрическая фигура «бесконечный узел счастья». Каждый этот символ имеет сакральный смысл.
Территория, прилегающая к хурулу, также оформлена в соответствии с традициями буддизма. По периметру комплекс обнесен невысокой оградой с расставленными через каждые пять метров белыми ступами — куполовидными сооружениями для хранения реликвий, не имеющих доступа внутрь. Название «ступа» более характерно для Индии, в Калмыкии их чаще называют субурганами. В ограде четыре пары ворот, их число соответствует числу стихий и сторон света. Они исполнены в восточном стиле и призваны напоминать, что входящий вступает на путь духовности и просветления. В храм посетитель может войти только через южные врата. Ступени, ведущие к ним, украшены каскадными фонтанами со скульптурой бога богатства на верхней панели, а у подножия лестницы гостя встречает калмыцкий языческий бог, покровитель местности Цаган Аав, выполненный в серебре и всегда украшенный яркими лентами.
Храм был возведен на месте старого завода железобетонных изделий на улице Ленина.
Еще одно сокровище главного калмыцкого хурула можно увидеть на идеально подстриженном зеленом газоне, между ведущими ко входу в храм дорожками: 17 пагод со статуями великих буддийских учителей Наланды. Установить эти скульптуры вокруг храма рекомендовал лично Его Святейшество Далай-лама: он считает последователей тибетского буддизма духовными наследниками Наланды, крупнейшего монастырского университета древней Индии, основанного во II веке до н. э. В IX веке он был разрушен мусульманами, но его учителя успели передать свои знания и опыт жителям Тибета, откуда буддизм распространился в Монголию, Калмыкию, Бурятию и Туву. Статуи учителей Наланды, сохранивших мудрость буддизма для мира, возводятся во многих хурулах. Однако «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в этом отношении уникальна. «Пожалуй, это первый храм, где собраны скульптурные изображения всех семнадцати учителей Наланды. Прежде мы уделяли внимание лишь восьми учителям, я добавил к ним еще девять. Так что этот храм — своего рода официальное подтверждение моей точки зрения», — пояснил особую ценность статуй Далай-лама.
Возможно, именно благодаря благословению Его Святейшества весь храмовый комплекс удалось построить в рекордные сроки — за девять месяцев. В работах участвовали 52 организации. Глава республики вложил в строительство личные средства, жители Калмыкии собирали добровольные пожертвования на возведение святыни, а музыканты давали благотворительные концерты. В строительных работах ежедневно были задействованы более тысячи человек, а за архитектурную часть отвечал целый коллектив — инженеры В.К. Сангаджиев и В.В. Васильев, архитекторы С. Е. Курнеев, Л.Д. Амнинов и В.Б. Гиляндиков. Труды всех этих людей не прошли даром: «Золотая обитель Будды Шакьямуни» считается одним из красивейших хурулов мира, и ежегодно в Элисту специально приезжают посмотреть на него тысячи туристов и паломников.
История появления буддизма в Калмыкии
В Калмыкию буддизм пришел из Тибета. Религия распространялась среди предков современных монголов и калмыков с XIII века, когда сформировалась Великая Монгольская империя. В значимом тибетском документе «Красная книга», составленном в середине XIV века, говорится, что Чингисхан лично встречался с проповедником буддизма. С учением тибетских монахов познакомились приближенные к хану представители ойратской —западномонгольской — элиты. Многие знатные ойраты приблизили буддийских монахов к своим дворам.
На территорию российского государства ойраты пришли в XVII веке, образовав в степях Северного Прикаспия Калмыцкое (Торгутское) ханство. В границах этого образования и складывалась народность калмыков. Причем образование будущей Калмыкии совпало по времени с популяризацией буддистских учений среди ойратов: в 1640 году на съезде по случаю принятия свода законов буддизм был объявлен государственной религией для всех монгольских народов.
В XVIII веке из Калмыкии в Тибет начали отправляться группы людей, желавших изучить буддизм. Согласно буддийским архивам, учеников-ойратов было так много, что они составили в монастырях два отдельных землячества. Некоторые из этих людей, пройдя обучение в хурулах Тибета, вернулись на родину, чтобы проповедовать буддизм.
В XIХ веке распространение этой религии шло не менее активно, однако после революции 1917 года и образования Советского Союза ее влияние заметно сократилось. С началом перестройки все вернулось на круги своя: в 1988-м в Элисте была впервые зарегистрирована буддийская община.
Вклад ойратов в развитие буддизма
Согласно сочинению «Правление обитателей дворца Гандэна над всем пространством Тибета в поздний период распространения учения», в XVII веке ойраты сыграли значительную роль в деле укрепления буддизма и оказали важную помощь Тибету. В документе утверждается, что в 1641 году «покровитель и ученик» Далай-ламы — хошеутский Гуши-хан — завоевал территорию Тибета и передал бразды правления Далай-ламе. За это Гуши-хану было даровано имя «Царя Тибета» и титул Номин-хана. Ойратские тайши на постоянной основе начали получать от Далай-ламы почетные титулы ханов: как, например, Галдан Бошигту-хан — ученик Далай-ламы, которого, как считают некоторые исследователи, готовили на роль нового религиозного лидера среди ойратов. В числе тайшей, которым предлагали ханский титул, были и приволжские калмыки: Дайчин и Аюка.