храм черноморское крым расписание
Храм пророка Захарии и праведной Елисаветы (Черноморское)
Церковь святых Захария и Елисаветы — православный храм, памятник архитектуры и истории, религии и культуры XIX–XX веков в на западе Крыма (Тарханкут). Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей. По своему назначению — церковь не только культовое сооружение, но и четко различимый с моря ориентир для проходящих вдоль побережья кораблей. Это и культурный центр Тарханкута, здесь долгое время работала одна из первых церковно-приходских школ в Западном Крыму. Принадлежит Евпаторийскому благочинию Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви.
Содержание
История [ править ]
После включения в 1783 году Крыма в состав Российской империи и заселения выходцами из России и Украины опустевших в результате эмиграции крымских татар территорий, необходимость строительства православного храма стала очевидной.
Надо отдать должное умелым и предприимчивым хозяевам тарханкутских имений, которые смогли обустроить этот далекий уголок Крыма не только экономически, но и позаботились о духовности переселенцев.
Вот и стоит сегодня в посёлке Черноморском, ранее называемом Ак-Мечетью, христианская церковь как символ новой эпохи в Крыму, эпохи Екатерины II, Потемкина, Долгорукого и Суворова, Ушакова и Кутузова.
В 30-х годах XIX столетия М. С. Воронцов переселил на Тарханкут крестьян из России и, чтобы закрепить христианское население, в 1838 году построил церковь «каменную с красивою оградою» и освященную во имя святых и праведных Захария и Елисаветы.
«Идущему к Ак-Мечети от запада прежде покажется на восточном мысе Карантин, со стенами, спускающимися к морю, потом рыбный завод, здания на набережной… В тылу прибрежных зданий готическая церковь с высокой колокольнею, за ней слобода. По мере приближения к Ак-Мечетской бухте, церковь с колокольней будет видна над восточным мысом…», — упоминает о храме святых и праведных Захария и Елисаветы Лоция Черного моря за 1851 год.
Здесь же сказано, что колокольня видна за 16 или 17 миль наподобие минарета (1 миля равна 1852 метра).
Архивные данные сообщают о дате постройки церкви — 1838 год. Об этом также упоминает Гермоген, Епископ Псковский, бывший Таврический и Симферопольский в книге «Таврическая епархия».
Иконостас в Ак-Мечетском храме был одноярусным, особой роскошью не отличался, ветхий, как указывалось в более поздних церковных документах. Престол в храме один во имя святых и праведных Захария и Елисаветы, почитаемых 5 сентября. Притч на основании Указа Священного Синода от 1 марта 1865 года за №3 должен был состоять из священника и псаломщика.
Значительную поддержку церкви оказывали помещики граф М. С. Воронцов и В. С. Попов, направлявшие из своих экономии на её содержание по 100 руб. в год.
Имена святых, в честь которых освящен храм, не были случайными. По Библейскому преданию, святые и праведные Захарий и его супруга Елисавета почитались в христианской церкви как прародители Иоанна Крестителя.
Жену графа Воронцова звали Елизаветой Ксаверьевной (урожденная Браницкая). Умная, обаятельная, образованная, она пользовалась признательностью и уважением окружающих. В неё был самозабвенно влюблен А. С. Пушкин, ей он посвятил стихотворение «Сожженное письмо». До конца своих дней Александр Сергеевич носил перстень, подаренный ему Елизаветой Ксаверьевной. А она долгое время хранила письма поэта, перечитывая их и после трагической гибели поэта.
Религиозный праздник святых Захария и Елисаветы совпадал с днем рождения Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой.
Оставила свой след в истории церкви Крымская война 1853–1856 годов. В 1854 году при обстреле Ак-Мечети в колокольню церкви попало ядро. После заключения мира, Россия предъявила Турции длинный список понесенных убытков. Инцидент с Ак-Мечетской церковью был расценен как оскорбление святыни и вплоть до первой мировой войны турки аккуратно выплачивали за это ежегодную контрибуцию.
Епископ Гермоген сообщает, что в состав церковного прихода входило 5 деревень с русским населением: Ярылгач (населенный в 60-х годах XIX века), Кунан, Тарпанчи, Караджа, Тарханкутский маяк (ныне Межводное, Красносельское, Окуневка, Оленевка) и 11 деревень со смешанным населением — татарским и русским: Аблах-Аджак, Ак-Бат, Акульчук, Байки-ят, Келегах, Керлут, Комрат, Костителкой-чан, Сабанчи, Табулды-ас, Тереклы-ас. Прихожан — 2087 человек. Духовных лиц — 12. Кроме того, в приходе татар 3917 душ обоего пола и небольшое число евреев и армян-грегорианцев.
С 1885 года здесь работала церковно-приходская школа, в 1893–1894 учебном году в ней обучалось 25 мальчиков, 11 девочек. Учителями состояли Анна Андреевна Марьяненко, окончившая курс наук в Ставропольской Ольинской женской гимназии, и священник Кондрат Козицкий. Содержалась школа на средства, получаемые от Ак-Мечетской, графа Шувалова экономии — около 500 руб.
360 руб., от местной церкви 100 руб. и от попечительства 32 руб. Небезынтересно знать, что за свою работу учителя получали 300 руб., а священники — 120 руб.
В 1890–1900 годах местное земство строило ряд общественных зданий. Вместо двухгодичной церковно-приходской школы была построена земская, в которой учили арифметике, письму, чтению, гражданской и церковной грамоте и закону Божьему.
Октябрьская революция изменила ход исторического развития.
В условиях формирования атеистического мировоззрения начались гонения на священнослужителей и верующих, ликвидировались храмы.
В 1930 году церковь в Ак-Мечети была закрыта. В протоколе № 68 заседания Президиума ЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов Крымской АССР это отражено следующим образом:
«Ввиду отказа верующих от пользования церковью и в следствие требования трудящихся церковь ликвидировать и использовать ее под клуб».
С 1930 года в помещении церкви открыли клуб, где демонстрировали кинофильмы и по вечерам устраивали танцы. В последующие годы церковное здание использовали не по назначению. С 1941 года по 1945 год в ней был склад. Но после Великой Отечественной войны вновь была открыта церковь. Во дворе жил настоятель церкви со своей семьей. Однако к 1958–1959 годам приход уменьшился, снова встал вопрос о нецелесообразности затрат на содержание церкви. Её закрыли. Часть икон была вывезена в Евпаторийскую церковь, часть разобрали по домам прихожане. А в 1981 году было принято решение о том, чтобы к бывшему зданию церкви был пристроен двухэтажный корпус детско-юношеской спортивной школы со спортзалом. Спортзалом стало и само здание церкви. В связи с этим оно было переоборудовано, внесены значительные изменения в его внешний облик. В конце 80-х годов XX века отношение к верующим изменилось. В 1990 году было принято решение о передаче «в ведение Русской Православной Церкви ранее закрытого православного храма во имя святых и праведных Захария и Елисаветы в пгт Черноморском…».
Прихожане, вернувшись в свой многострадальный храм, украсили его, как могли, принесли разобранные иконы. К сожалению, многие из них безвозвратно утрачены. Утраченный металлический крест в настоящее время заменён деревянным.
Описание [ править ]
Христианский храм святых и праведных Захария и Елисаветы, построенный в 1838 году, своим созданием обязан генерал-губернатору Новороссийского края, хозяину Ак-Мечетской экономии Михаилу Семеновичу Воронцову. Автором проекта был архитектор Торричелли.
Здание храма, выстроенное в псевдоготическом стиле, распространенном в Европе в XVIII — первой половине XIX века, привлекало внимание оригинальностью архитектуры и служило ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте. Путешественники с удовольствием осматривали и посещали «обыкновенный дом со стрельчатыми окнами, с пристроенной к нему четырехугольной башней, на которой осьмиугольный пирамидный шпиль высотой 120 футов».
Церковь построена с необычной колокольней — по типу английских соборов времен Вильяма Шекспира. В оформлении окон и дверей встречаются элементы романской архитектуры (полукруглые арки в оконных и дверных проемах). Здание абсолютно не похоже на привычные верующим православные храмы: нет ни позолоченных куполов, ни богатых порталов, сложные наличники окон заменены скромной резьбой по камню, для украшения использованы витражи, а высокая колокольня с полукруглым шпилем напоминает башню древних резиденций феодалов. Местные жители привыкли к необычной архитектуре церковного здания. А вот приезжие высказывают искреннее удивление, когда узнают, что это оригинальное строение первой половины XIX века — православный храм.
Строился храм в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. М. С. Воронцов был сыном российского посланника в Англии, долгое время жил в Лондоне, питал пристрастие к западной культуре, поэтому им был заказан именно такой проект.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Крым, пгт. Черноморское, улица Кирова, 7
Церковь святых Захария и Елисаветы
Церковь святых Захария и Елисаветы — христианский храм, памятник истории, религии и культуры XIX–XX веков в пгт Черноморское на западе Крыма (Тарханкут). Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей. По своему назначению — церковь не только культовое сооружение, но и четко различимый с моря ориентир для проходящих вдоль побережья кораблей.
Это и культурный центр Тарханкута, здесь долгое время работала одна из первых церковно-приходских школ в Западном Крыму.
Архитектура
Христианский храм святых и праведных Захария и Елисаветы, построенный в 1838 году, своим созданием обязан генерал-губернатору Новороссийского края, хозяину Ак-Мечетской экономии Михаилу Семеновичу Воронцову. Автором проекта был архитектор Торричелли.
Здание храма, выстроенное в псевдоготическом стиле, распространенном в Европе в XVIII — первой половине XIX века, привлекало внимание оригинальностью архитектуры и служило ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте. Путешественники с удовольствием осматривали и посещали «обыкновенный дом со стрельчатыми окнами, с пристроенной к нему четырехугольной башней, на которой осьмиугольный пирамидный шпиль высотой 120 футов».
Церковь построена с необычной колокольней — по типу английских соборов времен Вильяма Шекспира. В оформлении окон и дверей встречаются элементы романской архитектуры (полукруглые арки в оконных и дверных проемах). Здание абсолютно не похоже на привычные верующим православные храмы: нет ни позолоченных куполов, ни богатых порталов, сложные наличники окон заменены скромной резьбой по камню, для украшения использованы витражи, а высокая колокольня с полукруглым шпилем напоминает башню древних резиденций феодалов. Местные жители привыкли к необычной архитектуре церковного здания. А вот приезжие высказывают искреннее удивление, когда узнают, что это оригинальное строение первой половины XIX века — православный храм.
Оно совершенно не похоже на привычные нам православные храмы.»> Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей.
Оно совершенно не похоже на привычные нам православные храмы.
Строился храм в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. М. С. Воронцов был сыном российского посланника в Англии, долгое время жил в Лондоне, питал пристрастие к западной культуре, поэтому им был заказан именно такой проект.
История
После включения в 1783 году Крыма в состав Российской империи и заселения выходцами из России и Украины опустевших в результате эмиграции крымских татар территорий, необходимость строительства православного храма стала очевидной.
Надо отдать должное умелым и предприимчивым хозяевам тарханкутских имений, которые смогли обустроить этот далекий уголок Крыма не только экономически, но и позаботились о духовности переселенцев.
Вот и стоит сегодня в посёлке Черноморском, ранее называемом Ак-Мечетью, христианская церковь как символ новой эпохи в Крыму, эпохи Екатерины II, Потемкина, Долгорукого и Суворова, Ушакова и Кутузова.
В 30-х годах XIX столетия М. С. Воронцов переселил на Тарханкут крестьян из России и, чтобы закрепить христианское население, в 1838 году построил церковь «каменную с красивою оградою» и освященную во имя святых и праведных Захария и Елисаветы.
«Идущему к Ак-Мечети от запада прежде покажется на восточном мысе Карантин, со стенами, спускающимися к морю, потом рыбный завод, здания на набережной… В тылу прибрежных зданий готическая церковь с высокой колокольнею, за ней слобода. По мере приближения к Ак-Мечетской бухте, церковь с колокольней будет видна над восточным мысом…», — упоминает о храме святых и праведных Захария и Елисаветы Лоция Черного моря за 1851 год.
Здесь же сказано, что колокольня видна за 16 или 17 миль наподобие минарета (1 миля равна 1852 метра).
Окно храма св. Захария и Елисаветы
Архивные данные сообщают о дате постройки церкви — 1838 год. Об этом также упоминает Гермоген, Епископ Псковский, бывший Таврический и Симферопольский в книге «Таврическая епархия».
Иконостас в Ак-Мечетском храме был одноярусным, особой роскошью не отличался, ветхий, как указывалось в более поздних церковных документах. Престол в храме один во имя святых и праведных Захария и Елисаветы, почитаемых 5 сентября. Притч на основании Указа Священного Синода от 1 марта 1865 года за №3 должен был состоять из священника и псаломщика.
Значительную поддержку церкви оказывали помещики граф М. С. Воронцов и В. С. Попов, направлявшие из своих экономии на её содержание по 100 руб. в год.
Имена святых, в честь которых освящен храм, не были случайными. По Библейскому преданию, святые и праведные Захарий и его супруга Елисавета почитались в христианской церкви как прародители Иоанна Крестителя.
Жену графа Воронцова звали Елизаветой Ксаверьевной (урожденная Браницкая). Умная, обаятельная, образованная, она пользовалась признательностью и уважением окружающих. В неё был самозабвенно влюблен А. С. Пушкин, ей он посвятил стихотворение «Сожженное письмо». До конца своих дней Александр Сергеевич носил перстень, подаренный ему Елизаветой Ксаверьевной. А она долгое время хранила письма поэта, перечитывая их и после трагической гибели поэта.
Религиозный праздник святых Захария и Елисаветы совпадал с днем рождения Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой.
Оставила свой след в истории церкви Крымская война 1853–1856 годов. В 1854 году при обстреле Ак-Мечети в колокольню церкви попало ядро. После заключения мира, Россия предъявила Турции длинный список понесенных убытков. Инцидент с Ак-Мечетской церковью был расценен как оскорбление святыни и вплоть до первой мировой войны турки аккуратно выплачивали за это ежегодную контрибуцию.
Епископ Гермоген сообщает, что в состав церковного прихода входило 5 деревень с русским населением: Ярылгач (населенный в 60-х годах XIX века), Кунан, Тарпанчи, Караджа, Тарханкутский маяк (ныне Межводное, Красносельское, Окуневка, Оленевка) и 11 деревень со смешанным населением — татарским и русским: Аблах-Аджак, Ак-Бат, Акульчук, Байки-ят, Келегах, Керлут, Комрат, Костителкой-чан, Сабанчи, Табулды-ас, Тереклы-ас. Прихожан — 2087 человек. Духовных лиц — 12. Кроме того, в приходе татар 3917 душ обоего пола и небольшое число евреев и армян-грегорианцев.
С моря храм служит ориентиром для проходящих мимо кораблей
С 1885 года здесь работала церковно-приходская школа, в 1893–1894 учебном году в ней обучалось 25 мальчиков, 11 девочек. Учителями состояли Анна Андреевна Марьяненко, окончившая курс наук в Ставропольской Ольинской женской гимназии, и священник Кондрат Козицкий. Содержалась школа на средства, получаемые от Ак-Мечетской, графа Шувалова экономии — около 500 руб.
360 руб., от местной церкви 100 руб. и от попечительства 32 руб. Небезынтересно знать, что за свою работу учителя получали 300 руб., а священники — 120 руб.
В 1890–1900 годах местное земство строило ряд общественных зданий. Вместо двухгодичной церковно-приходской школы была построена земская, в которой учили арифметике, письму, чтению, гражданской и церковной грамоте и закону Божьему.
Октябрьская революция изменила ход исторического развития.
В условиях формирования атеистического мировоззрения начались гонения на священнослужителей и верующих, ликвидировались храмы.
В 1930 году церковь в Ак-Мечети была закрыта. В протоколе № 68 заседания Президиума ЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов Крымской АССР это отражено следующим образом:
«Ввиду отказа верующих от пользования церковью и в следствие требования трудящихся церковь ликвидировать и использовать ее под клуб».
С 1930 года в помещении церкви открыли клуб, где демонстрировали кинофильмы и по вечерам устраивали танцы. В последующие годы церковное здание использовали не по назначению. С 1941 года по 1945 год в ней был склад. Но после Великой Отечественной войны вновь была открыта церковь. Во дворе жил настоятель церкви со своей семьей. Однако к 1958–1959 годам приход уменьшился, снова встал вопрос о нецелесообразности затрат на содержание церкви. Её закрыли. Часть икон была вывезена в Евпаторийскую церковь, часть разобрали по домам прихожане. А в 1981 году было принято решение о том, чтобы к бывшему зданию церкви был пристроен двухэтажный корпус детско-юношеской спортивной школы со спортзалом. Спортзалом стало и само здание церкви. В связи с этим оно было переоборудовано, внесены значительные изменения в его внешний облик. В конце 80-х годов XX века отношение к верующим изменилось. В 1990 году было принято решение о передаче «в ведение Русской Православной Церкви ранее закрытого православного храма во имя святых и праведных Захария и Елисаветы в пгт Черноморском…».
Прихожане, вернувшись в свой многострадальный храм, украсили его, как могли, принесли разобранные иконы. К сожалению, многие из них безвозвратно утрачены. Утраченный металлический крест в настоящее время заменён деревянным.
Храм черноморское крым расписание
На сайте представлены актуальные цены объектов размещения. Предоставляется сервис поиска по параметрам и бронирования.
На сайте представлены актуальные цены объектов размещения. Предоставляется сервис поиска по параметрам и бронирования.
Достопримечательности Евпатории
В 1838 году в Ак-Мечети (в то время посёлок Черноморское) хозяином экономии графом М.С. Воронцовым был построен Христианский храм святых Захарии и Елисаветы.
Святые Захария и его супруга Елисавета почитаются в церкви как родители Ионанна Крестителя (по библейскому преданию).
Автором проекта церкви был известный архитектор Торичелли.
Архитектурный облик здания церкви сочетал в себе элементы романского и псевдоготического стилей. Это был большой дом с пристроенной к нему четырёхугольной башней, на которой располагался восьмиугольный пирамидальный шпиль. Общая высота здания составляла около 50 метров.
У церкви были стрельчатые окна и необычная колокольня, созданная по типу английских соборов времён Вильяма Шекспира.
Церковь святого Захарии и Елисаветы была не только культовым сооружением, но и служила в то время хорошим маяком для кораблей. Свет такого необычного «маяка» был виден на расстоянии 17 миль от берега.
Беспощадное время разрушило храм. Здание церкви за эти годы было переоборудовано, был утрачен металлический крест.
В настоящее время составлен проект реконструкции этого архитектурного и культового памятника.
Черноморский район (Крым)
Содержание
Храм великомученицы Варвары (Оленевка) [ править ]
Храм великомученицы Варвары был построен на средства местного владельца П.В. Попова, освящен 29 июня 1903 года.
В 1930 году храм был закрыт, в здании располагался клуб. В 2002 году здание церкви возвращено местной общине верующих, начато восстановление.
Церковь освящена 17 декабря 2011 года.
Адрес: Россия, Республика Крым, Черноморский район, с. Оленевка, ул. Ленина, 69
Храм пророка Захарии и праведной Елисаветы (Черноморское) [ править ]
Церковь святых Захария и Елисаветы — православный храм, памятник архитектуры и истории, религии и культуры XIX–XX веков в на западе Крыма (Тарханкут). Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей.
По своему назначению — церковь не только культовое сооружение, но и четко различимый с моря ориентир для проходящих вдоль побережья кораблей. Это и культурный центр Тарханкута, здесь долгое время работала одна из первых церковно-приходских школ в Западном Крыму.
Принадлежит Евпаторийскому благочинию Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви.
Адрес: Крым, пгт. Черноморское, улица Кирова, 7
Храм святителя Гурия Таврического (Красноярское) [ править ]
Жители села Красноярское давно ожидали появления в родном селе полноценного храма. Храм святителя Гурия Таврического появился на месте бывшей кочегарки, в которой была проведена реконструкция силами местных жителей и спонсоров. На данный момент внутренние работы в храме завершены, установлен иконостас. Весной 2015 года в храме была отслужена первая Божественная литургия.
2 ноября 2016 года был проведен чин освящения накупольного креста храма святителя Гурия Таврического.
Чин освящения совершил благочинный Евпаторийского округа протоиерей Александр Дворников в сослужении настоятеля храма святой великомученицы Варвары, иерея Владимира Чернецкого, настоятеля храма святителя Гурия Таврического, иерея Романа Колеснева.
Перед воздвижением креста, протоиерей Александр Дворников обратился к прихожанам со словом наставления, в котором рассказал о значении Креста Господня в жизни христианина. После окончания чина освящения, под молитвенное пение крест был поднят и установлен на купол.
Адрес: Россия, Республика Крым, Черноморский район, с. Красноярское, ул. Скалистая
Храм святителя Кирилла Туровского (Медведево) [ править ]
Храм святителя Кирилла Туровского в Медведево относится к Евпаторийскому благочинию Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви.
Адрес: Республика Крым, Черноморский район, с. Медведево, ул. Цветущая, 99
Храм святителя Спиридона Тримифунтского (Черноморское) [ править ]
В качестве духовного центра 3-х жилых комплексов «Итальянского квартала», возводимых крымской компанией «ВСК-Инвест» в пгт Черноморское, будет построен храм святителя Спиридона Тримифунтского.
7 сентября 2014 года в Черноморском на местности, избранной для возведения храмового ансамбля, был совершен чин и заложен четырехугольный камень с высеченной на нем памятной надписью, а также крестом. На месте будущего престола был, согласно православной традиции, водружен большой деревянный крест. В ходе закладки храма было проведено елео- и водоосвящение и состоялся крестный ход из клира и мирян.
Адрес: Республика Крым, Черноморский район, пгт.Черноморское, ж\к Итальянская Деревня
Часовня Николая Чудотворца на Большом Атлеше (Оленевка) [ править ]
Каменная церковь-часовня, построенная на мысе Большой Атлеш Крымского полуострова Тарханкут.
Построена в виде призмы с треугольным профилем в направлении север-юг, с трёхпролетной звонницей у западного фасада.
Адрес: Республика Крым, Черноморский район, Оленевское сельское поселение, село Оленевка, «Рыбацкий Стан на Большом Атлеше»
Проезд: От Евпатории до Черноморского, далее до Оленёвки. В центре Оленёвки повернуть налево, выехать на грунтовку. Далее вдоль побережья до Большого Атлеша.
Часовня равноапостольной Ольги (Межводное) [ править ]
По благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря чин закладки краеугольного камня и памятной капсулы в основание строящейся часовни во имя святой равноапостольной княгини Ольги в поселке Межводное (до 1945 года Ярылгач) совершил 24 апреля 2009 года в сослужении местного духовенства благочинный Евпаторийского Церковного округа протоиерей Евгений Лившук, сообщает пресс-служба Евпаторийского благочиния.
На закладке храма-часовни присутствовал поселковый голова Межводного Сергей Анатольевич Володько, жители и гости поселка. Инициаторами строительства часовни стали православные жители Межводного и поселковый голова. Сегодня на площади часовня имени святой равноапостольной княгини Ольги сверкает на солнце золотым куполом.
В планах у жителей поселка строительство целого храма. В дальнейших планах православной общины поселка Межводное — строительство православного храма во имя святителя Николая.
Адрес: Республика Крым, Черноморский район, село Межводное, Центральная площадь